Научная статья на тему 'Мировой опыт правового регулирования криптовалюты'

Мировой опыт правового регулирования криптовалюты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
670
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / БИТКОИН / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Даниил Андреевич, Макаревич Марина Леонидовна

В данной статье рассмотрен и обобщён мировой опыт правового регулирования криптовалют. Изучены попытки правового регулирования криптовалютного бизнеса в России и даны рекомендации по оптимизции данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронин Даниил Андреевич, Макаревич Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт правового регулирования криптовалюты»

УДК 347.73

МИРОВОЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

КРИПТОВАЛЮТЫ Воронин Даниил Андреевич, студент (e-mail:deco283@yandex.ru)

Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,

г.Санкт-Петербург, Россия Макаревич Марина Леонидовна, к.и.н., доцент Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г.Санкт-Петербург, Россия (e-mail: makarevichm@mail.ru)

В данной статье рассмотрен и обобщён мировой опыт правового регулирования криптовалют. Изучены попытки правового регулирования криптовалютного бизнеса в России и даны рекомендации по оптимизции данного процесса.

Ключевые слова: криптовалюта, биткоин, правовое регулирование

Начавшееся в XXI веке развитие информационных технологий различными проблемами, такими как финансовый кризис, нестабильность банковской системы и обесценивание валют. Данные трудности ставят перед государством задачи по созданию новых процессов и институтов, посредством которых возможно изменение общественного и экономического устройства общества. Особую актуальность в связи с этим приобрели финансовые и монетарные факторы, что в итоге привело к появлению альтернативы фиатной валюты, а конкретнее криптовалюта.

Возникновение криптовалюты и включение ее в гражданский оборот переопределяет необходимость постановки вопроса о правовом регулировании соответствующих процессов. В данной статье хотелось бы определить, что такое криптовалюта и для чего она используется, изучить мировой опыт правового регулирования криптовалют и понять, регулируется ли криптовалюта в России.

Традиционно криптовалютой называют электронные платежные средства, учет операций с которыми осуществляется децентрализованно на основе заранее установленного протокола (правил) без какого-либо внешнего администрирования. Все транзакции с криптовалютами характеризуются прозрачностью и доступны не только регулятору, но и всем участникам системы. Протокол учета операции с криптовалютами основан на технологии блокчейн. Это означает, что на компьютерных дисках всех участников хранится своя копия общей базы транзакции, которые синхронизируются между собой при формировании очередных блоков.

Как показали исследования, в этой сфере возможны три способа использования криптовалюты:

• доходы от криминальной деятельности обмениваются на биржах, затем средства поступают в кредитный кооператив, а позже переводятся на офшорные счета;

• применяется кошелек, в который не знакомые друг с другом лица переводят виртуальные деньги, затем та же сумма чужих криптовалют по частям возвращается отправителю;

• криптовалюта, которая была получена незаконной сетевой торговлей, обменивается на товарных биржах, переводится на карты с предоплатой и снимается в банкоматах.

Другой популярной сферой использования криптовалюты в нелегальных целях является совершение кибератак. Под угрозой распространения секретных данных преступники требуют от организаций выкуп в биткоинах.

Для борьбы, в том числе с преступностью, законодатели многих стран пытаются придумать, каким образом можно регулировать криптовалюты и их оборот. В настоящее время не существует единого стандарта в регулировании оборота криптовалют. Зарубежные регуляторы руководствуются своим подходом: от разрешения и «традиционного» регулирования в сфере платежей до полного и категорического запрета на данный вид деятельности.

Например, в 2013 году министерством финансов Федеративной Республики Германии было вынесено постановление о признании биткоина в качестве официального средства расчетов. Требуется только получения специального разрешения (лицензии) для взаимодействия с ней в коммерческих целях. Компании, решившие использовать биткоин в Германии контролируются Федеральным управлением по финансовому надзору. Также, они должны отвечать установленным требованиям, таким как, регулярная отчетность, наличие детального бизнес-плана и квалифицированных сотрудников, минимальный размер уставного капитала не менее 750 тыс. евро и использовать методы противодействия финансированию терроризма в легализации доходов, полученных преступным путем [1].

После банкротства биржи криповалюты Mt.Gox правительство Японии заявило о важности налогообложения и регулировании криптовалюты, в частности - биткоина. Тем не менее, дальше заявления дело не пошло и никаких конкретных шагов, к сожалению, предпринято не было [2].

Из-за федеративной формы устройства США регулирование криптовалюты - прерогатива отдельных штатов. Например, в штате Нью-Йорк в прошлом году обсуждалась необходимость введения специальных лицензий для криптовалют. Главная цель такой лицензии - это заставить битко-ин-стартапы вести дополнительные документы по операциям. Штат Вашингтон стал первым, объявившим, что цифровая валюта - это деньги, хотя пока не утвержденные и не признанные никаким правительством. В настоящее время в штате Вашингтон цифровая валюта определяется в качестве денег. Сегодня штат требует от компаний, желающих пересылать

цифровые деньги резидентам данного штата, проверять наличие лицензии UMSA [3].

Настоящий революционный скачек в сфере криптовалюты произвела Беларусь. 21 декабря 2017 года президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики». Благодаря этому документу Беларусь стала первой в мире страной со всеобъемлющим правовым регулированием криптовалютных операций и деятельности физических и юридических лиц, связанной с технологией блок-чейн. Закон носит либеральный характер и предусматривает условия проведения операций с криптовалютами для юридических и физических лиц. Тем самым, Белоруссия становится сейчас «Меккой» для майнинга и предпринимателей, чья деятельность связана с криптовалютой [4].

Центральный банк России изначально занял очень жесткую позицию в отношении виртуальных валют, признавая наличие и распространение виртуальной валюты, в России, в январе 2014 года ЦБ РФ отнес ее к денежным суррогатам, выпуск которых на территории России запрещается. Предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену виртуальных валют на рубли, иностранную валюту, товары, по мнению ЦБ РФ, являются сомнительными операциями, и подпадает под регулирование законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данная позиция было подтверждена ЦБ РФ и в сентябре 2017 года, однако в отличие от риторики в 2014 году ЦБ РФ отметил, что осуществляет мониторинг рынка криптовалют и вырабатывает подходы к определению и регулированию крип-товалют в Российской федерации.

В марте 2016 года была создана межведомственная рабочая группа Государственной Думы РФ по оценкам риска оборота криптовалют. В группу, кроме депутатов, вошли представители Банка России, Министерства Финансов РФ, Министерства экономического развития, МВД, ФСБ, Рос-финмониторинга и МИД. На начальном этапе работы группы приоритет был отдан поиску баланса между преимуществами и рисками виртуальных валют, велась аналитическая и организационно-политическая работа, направленная на убеждение властей в нецелесообразности установления наказания за оборот криптовалюты. По словам руководителя рабочей группы Элины Сидоренко, «участники группы уже тогда соглашались с тем, что существующие риски во многом обусловлены отсутствием соответствующей регуляторики и объективной невозможностью отделить «белый» сегмент криптоиндустрии от «черной» и «серой» экономики» [5]. Не смотря на то, что в рабочую группу включены исключительно представители государственных структур, существовала открытость в работе для диалога со всеми заинтересованными лицами. Представители бизнеса, науки, активных участников блокчейн-сообщества могли бы внести корректировки в позиции государственных структур, которые до октября 2017 год отличались редкостным единообразием.

Первым серьезным шагом от риторики к реальным действиям стал подготовленный Министерством финансов РФ законопроект «О цифровых и финансовых активах». Предметом регулирования вышеуказанного законопроекта являются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а так же осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам. Цифровой финансовый актив определяется в законопроекте как имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. К цифровым финансовым активам отнесены криптовалюта, токен.

В настоящее время в России существует три законопроекта, которые, так или иначе, относятся к криптовалюте - это законопроекты «о цифровых правах», «о цифровых финансовых активов» и «о краудфайдинге». Причем термины «криптовалюта» и «токен» в проектах заменены на термин «цифровые права». Дело в том, что обсуждается не новый вид прав, а новая электронная форма их фиксации. Также возникают вопросы из-за соотношения «цифровых прав» с «цифровыми финансовыми активами». В законопроекте говорится, что «цифровые активы» являются совокупностью «цифровых прав», однако это не так. Многие эксперты заявляют, что более рациональным будет указание, что «права из бездокументарных ценных бумаг и доли в уставном капитале ООО могут удостоверяться данными в электронной форме («цифровые права»), а совокупность таких прав, которая принадлежит одному лицу, можно называть «цифровым финансовым активом». Данные законопроекты находиться еще на рассмотрение в Государственной Думе, поэтому время еще есть привести их в порядок и полностью согласовать между собой.

Полный запрет на деятельность с криптовалютой в условиях мирового регуляторного тренда невозможен. Запрет повлечет за собой свертывание инновационных проектов в этой сфере и перенесение их в более прозрачную регуляторную юрисдикцию. Решение проблемы правового регулирования деятельности с криптовалютой находится в установлении обязательного лицензирования указанной деятельности, как например в Германии. Криптовалюта была признана в качестве официального средства расчетов, а для взаимодействия с ней требуется получить лицензию.

На сегодняшний день статус криптовалют в России не определён. Нормативная база для операций с виртуальными деньгами пока отсутствует. Участники отечественного сегмента осуществляют деятельность на собственный страх и риск. Стороны не защищены от мошенничества, краж, недобросовестности контрагентов, сбоев. Эффективной системы удержания налогов со сделок не разработано. Официально криптовалюта не запрещена в России, но работать с ней свободно нельзя. Основными проблемами являются:

• двоякий статус электронных монет;

• отсутствие у представителей власти понимания экономической сущности, свойств и принципов развития цифровых активов;

• чрезмерная жесткость методов государства;

• отсутствие упоминания безопасности работы с криптовалютой;

• нежелание судов формировать позицию до издания нормативных актов.

Таким образом, можно прийти к выводу, что правовое регулирование в каждой стране находится в процессе формирования. Изучение опыта других стран позволит создать правовое поле, учитывающее интересы и государства, и бизнеса, и физических лиц. Принятие соответствующих законов позволит не только осуществлять борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, обеспечивать безопасность, но и получать доход в виде налогов с физических и юридических лиц, осуществляющих операции с криптовалютой. Список литературы

1. Германия признала биткоин законным платежным средством. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://forklog.com/germaniya-priznala-bitkoin-zakonnym-platezhnym-sredstvom/ (дата обращения 07.12.201S).

2. Романюк Е. П., Макаревич Л. М. Правовое регулирование криптовалюты в Японии, Сингапуре и России//Молодежь и XXI век - 201S. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32S54575 (дата обращения 07.12.201S).

3. Гарамова Е. В., Макаревич Л. М. Правовое регулирование криптовалюты в Российской Федерации//Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32747467 (дата обращения 07.12.201S).

4. Регулирование криптовалют: зарубежный опыт. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://21biz.ru/regulirovanie-kriptovalyut-zarubezhnyj-opyt/ (дата обращения 07.12.201S).

5. Фискальная политика разных стран в отношении криптовалют. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://bitcryptonews.ru/ blogs/cryptocurrency/ fiskalnaya- politika- raznyix-stran-v-otnoshenii-kriptovalyut (дата обращения 07.12.201S).

Voronin Daniil Andreevich, student (e-mail: deco283@yandex.ru)

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia Makarevich Marina Leonidovna, Cand.Hist.Sci., associate professor (e-mail: makarevichm@mail.ru)

North-West Institute Of Management The Russian Presidential Academy Of Nation Economy And Public Administration, St. Petersburg, Russia WORLD EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF CRYPTOVA Abstract. This article has the full world experience of legal regulation of cryptocurrency. Keywords: cryptocurrency, bitcoin, legal regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.