08.00.05 УДК 330
МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
© 2019
Михаил Николаевич Прокофьев, к.э.н., доцент, доцент кафедры Алексей Сергеевич Сибиряев к.полит.н., доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, Москва (Россия)
Аннотация
Введение: целенаправленная аграрная политика США и стран ЕС определила их лидирующее положение в мировом масштабе производства сельскохозяйственной продукции. Вследствие этого вызывает научный интерес анализ опыта их работы.
Материалы и методы: государственная финансовая поддержка сельского хозяйства в странах Европейского союза осуществляется в рамках Единой сельскохозяйственной политики. В качестве приоритетных направлений развития сельскохозяйственной отрасли, на сегодняшний момент, можно выделить три направления: хозяйственное - интеграция сельскохозяйственных связей между странами-членами, кооперирование производителей, внедрение достижений НТП в производство, в частности, информационных технологий, поддержка внедрения на рынок новых видов продукции. В рамках ЕСП применяется как прямая форма поддержки - субсидии в расчете на единицу земли, установление минимального уровня цен, так и косвенная - таможенное регулирование, квотирование импорта сельскохозяйственной продукции (в отношении стран, не входящих в ЕС). Результаты: государственная поддержка сельского хозяйства в странах ЕС отличается протекционизмом, защитой отрасли от иностранных товаров и созданию благоприятных условий для развития экспорта, поэтому главным инструментом выступает ценовая политика. В США так же активно поддерживается экспорт продукции, но главным инструментом выступают прямые целевые платежи.
Обсуждение: успешный опыт США и стран ЕС доказывает, что техническая модернизация отрасли является ключевым способом достижения устойчивого развития. Если говорить о размерах субъектов отрасли, то здесь нет однозначного ответа, и кооперации и мелкие фермеры могут достигать высокой производительности. Заключение: примечательно то, что в зарубежных странах преобладает косвенная форма государственной поддержки имеющая стимулирующий характер. В России поддержка представлена больше компенсационными выплатами.
Ключевые слова: государственная финансовая поддержка, государственная поддержка, Китай, льготное кредитование, сельскохозяйственная отрасль, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство, страна ЕС, США, финансовая поддержка.
Для цитирования: Прокофьев М., Н., Сибиряев А. С., Мировой опыт государственной финансовой поддержки сельского хозяйства// Вестник НГИЭИ. 2019. № 2 (93). С. 119-125.
WORLD EXPERIENCE OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF AGRICULTURE
© 2019
MikhailNikolaevich Prokof ev, Ph. D. (Economics), associate professor, associate professor of the chair Aleksey Segreevich Sibiryaev, Ph. D. (Politics), associate professor of the chair «State and municipal management»
Financial University under the Government of the Russian Federation
Abstract
Introduction: purposeful agrarian policy of the USA and the EU countries determined their leading position in the world of agricultural production. As a result, the analysis of the experience of their work is of scientific interest. Materials and methods: state financial support for agriculture in the countries of the European Union is carried out within the framework of the Common Agricultural Policy. As a priority, three areas can be singled out as priority areas for the agricultural sector: economic - integrating agricultural ties between member countries, cooperating producers, introducing NTP achievements into production, in particular, information technologies, supporting the introduction of new
119
products to the market. Within the framework of the CAP, both direct support - subsidies per unit of land, the establishment of a minimum price level, and indirect support - customs regulation, quotas on imports of agricultural products (for non-EU countries) are used.
Results: state support for agriculture in the EU countries is different protectionism, protection of the industry from foreign goods and the creation of favorable conditions for the development of exports, so the main instrument is the pricing policy. In the USA, export of products is also actively supported, but direct targeted payments are the main instrument. Discussion: the successful experience of the USA and EU countries proves that the technical modernization of the industry is the key way to achieve sustainable development. If we talk about the size of the subjects of the industry, there is no definite answer, and cooperations and small farmers can achieve high productivity.
Conclusion: it is noteworthy that in foreign countries an indirect form of government support prevails, which has a stimulating character. In Russia, support is represented by more compensation payments.
Key words, agriculture, state financial support, agricultural industry, financial support, US, agricultural products, China, state support, preferential loans, EU country.
For citation: Prokof ev M. N. , Sibiryaev A. S. World experience of state financial support of agriculture // Bulletin NGIEI. 2019 № 2. (93). P. 119-125.
Введение
Мировыми лидерами сельскохозяйственной отрасли на сегодняшний день признаны США и ЕС. Целенаправленная аграрная политика в сочетании с эффективным механизмом финансовой поддержки со стороны государства позволяет достигать высоких показателей производительности в данной отрасли. Механизм государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в данных странах включает различные формы и методы воздействия на отрасль, однако инструменты и виды поддержки в каждой стране имеют свои особенности, связанные со спецификой ведения сельского хозяйства. Стоит отметить, что данные особенности непосредственно связаны со многими факторами, начиная от обеспеченности страны земельными ресурсами и заканчивая положением страны на международной арене.
Материалы и методы
Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства в странах Европейского союза осуществляется в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП), в качестве целей которой обозначено:
- повышение эффективности производства в сельскохозяйственной отрасли;
- достижения стабильности цен на рынке сельскохозяйственной продукции;
- достижение продовольственной безопасности;
- создания благоприятных условий жизни в сельских регионах.
В качестве приоритетных направлений развития сельскохозяйственной отрасли, на сегодняшний момент, можно выделить три направления: хозяйственное - интеграция сельскохозяйственных связей
между странами-членами, кооперирование производителей, внедрение достижений НТП в производство, в частности, информационных технологий, поддержка внедрения на рынок новых видов продукции. Экологическое направление включает применение мер, направленных на защиту окружающей среды в сельской местности, а именно стимулирование использования энергосберегающих технологий; защита водных земельных и биологических ресурсов; минимизация воздействия сельского хозяйства на климат. В рамках социального направления предусмотрено повышение уровня жизни населения сельскохозяйственных регионов, стимулирование занятости в данной отрасли.
В рамках ЕСП применяется как прямая форма поддержки - субсидии в расчете на единицу земли, установление минимального уровня цен, так и косвенная - таможенное регулирование, квотирование импорта сельскохозяйственной продукции (в отношении стран, не входящих в ЕС).
В качестве инструментов государственной финансовой поддержки выступают:
- ценовое регулирование рынка сельскохозяйственной продукции;
- целевое субсидирование;
- льготное кредитование;
- компенсационные выплаты;
- выплаты в зависимости от размера посевных площадей.
Главным отличием кредитования сельхозтоваропроизводителей выступает широкое применение кредитования под залог земли - земельно-ипотечного кредитования. Главным преимуществом такого вида кредитования является доступность для заёмщиков, гибкие условия кредитов делают их доступными для мелких сельхозтоваропроизводителей.
В Германии наиболее распространено льготное кредитование на цели внедрения специализированных технологий в производство. Среди мелких фермеров распространена кооперация. В целях стимулирования развития коопераций, государством предусмотрено предоставление им финансовой помощи и налоговых льгот, также проводятся косвенные меры по распространению кооперирования в сельскохозяйственной отрасли.
Для Австрии характерны аграрный инвестиционный кредит и специальный сельскохозяйственный кредит. Во Франции так же широко используется льготное кредитование на техническую модернизацию, а так же для целей повышения плодородности почв. В Великобритании отсутствует какой-либо сельскохозяйственный банк, получение льгот и субсидий происходит через коммерческие банки.
Некоторые страны ЕС активно применяют налоговые льготы для сельхозтоваропроизводителей. К примеру, в Австрии и Швеции отменен земельный налог на земли сельскохозяйственной отрасли. К тому же, налоговым законодательством стран предусмотрены налоговые льготы при исчислении подоходного налога, а так же установлены льготы на прирост инвестиций.
К тому же стоит отметить, что в рамках ЕСП предусмотрены штрафы и санкции к сельхозтоваропроизводителям, не соблюдающим экологическое законодательство при осуществлении деятельности.
Характерной особенностью механизма государственной поддержки в ЕС является интегрирование государственных и коммерческих структур при ее осуществлении, сочетание рыночных инструментов и инструментов государственной финансовой поддержки. Иными словами, государственные органы напрямую взаимодействуют с банками, страховыми организациями и лизинговыми компаниями, делая доступными их услуги всем товаропроизводителям. Такая система взаимодействия позволяет отойти от прямого компенсационного финансирования и предоставляет широкий спектр помощи сельхозтоваропроизводителям.
Высокие темпы индустриализации США повлияли и на характер ведения сельского хозяйства в стране, а соответственно и на виды государственной финансовой поддержки данной отрасли. Для сельского хозяйства США характерен высокий уровень технической оснащенности производства и быстрые темпы внедрения инновационных продуктов в отрасль и это напрямую повлияло на его лидирующие позиции. Еще одним явным преимуществом развития отрасли стало наличие развитой инфраструктурной сети в АПК, что проявляется в организованной
системе доставки, переработки, хранения и сбыта продукции, а так же развитой контрактной системе закупок.
Именно поэтому сельское хозяйство остается востребованной отраслью деятельности для населения. Теперь рассмотрим, какова же в этом роль государства. В США на федеральном уровне действует закон о предоставлении финансовой поддержки сельскохозяйственной отрасли. В рамках данного закона предусмотрены следующие меры поддержки:
- прямое финансирование производства наиболее необходимой и значимой сельскохозяйственной продукции;
- льготное целевое кредитование деятельности субъектов отрасли. Как и в странах ЕС, в США особое место занимает земельно-ипотечное кредитование, которое включает ипотечное страхование невозврата кредита и покупку земельных ипотечных ценных бумаг, которые выпускают банки.
- установление антицикличных целевых цен, которые рассчитываются ежегодно и устанавливаются с целью регулирования рынка продукции и непрямого страхования производителей от недополучения доходов;
- субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции.
Данные меры, главным образом, направлены на повышение инвестиционной привлекательности отрасли, к тому же ее стабильное развитие во многом определяет стабильность жизни общества.
Немаловажную роль в сельском хозяйстве страны играют кооперации. В США существует Система кредитования фермеров, которая является источником кредитования фермеров. СКФ является частной кооперацией банков и сельскохозяйственных ассоциаций, членами которой являются кооперации сельхозтоваропроизводителей. Руководство СКФ осуществляет выбираемый Совет директоров. В состав СКФ входят семь кооперативных банков, которые предоставляют средства ассоциациям заемщиков и размещают кредиты среди фермеров, а также кооперативный банк, обслуживающий сельскохозяйственные кооперативы. На долю СКФ приходится 25 % кредитов сельхозтоваропроизводителям.
К тому же в стране действуют локальные ассоциации, осуществляющие как краткосрочное, так и долгосрочное кредитование.
Немаловажную роль в развитии сельскохозяйственной кооперации играет государственная финансовая поддержка, осуществляемая путем предоставления сельхозтоваропроизводителям долгосрочных кредитов на льготных условиях и применением к их
деятельности льготного налогообложения (денежные средства, привлекаемые кооперацией, не относятся к ее доходам и не подлежат налогообложению).
В качестве основных целей аграрной политики США обозначено стимулирование производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, защита интересов сельхозтоваропроизводителей на внешнем рынке, модернизация и повышение технической оснащенности производства.
Государственная финансовая поддержка в США осуществляется в рамках утвержденных государственных программ. Помимо целевых программ, Министерством сельского хозяйства США утверждается стратегический план поддержки сельского хозяйства, в котором обозначены основные цели государственной финансовой поддержки. На сегодняшний момент, к таковым относят:
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, как на внутреннем, так и внешнем рынках;
- повышение рентабельности сельского хозяйства;
- повышение уровня благосостояния жизни граждан в сельской местности;
- защита национальных природных ресурсов и окружающей среды.
Достижение данных целей гарантирует ведущее место сельского хозяйства в отраслевой структуре экономики США, возрастание экспорта и соответственно повышение спроса на американскую сельскохозяйственную продукцию, а так же рост занятости населения и достижение высокого уровня жизни.
В Китае, начиная с 2009 года, наибольший прирост капитала произошел именно в сельскохозяйственной отрасли. Это обусловило бурное развитие отрасли в рамках мирового масштаба.
Методы оказания государственной финансовой поддержки в Китае схожи с методами многих стран и не имеют особых инновационных инструментов в данном вопросе, однако успешность их применения заключается в учете страновой спецификации данной отрасли при оказании поддержки. Стратегической целью осуществления государственной финансовой поддержки является повышения уровня благосостояния граждан, проживающих в сельской местности, повышение качества производимой продукции, защита окружающей среды. Наиболее распространенными методами оказания финансовой поддержки со стороны государства выступают целевые субсидии, налоговые льготы, финансирование инфраструктурных проектов и научной деятельности в данной отрасли, льготное кредитование, ценовое регулирование.
Развитие сельскохозяйственной отрасли Китая ставит перед собой цель повышения качества продукции, а так же ее конкурентоспособности на мировом рынке за счет расширения товарной линейки в соответствии с потребностями рынка. Китайские сельхозтоваропроизводители концентрируют свое внимание на экспорте специализированных сортов пшеницы, кукурузы, соевых бобов, сахарного тростника, а так же продукции водного промысла.
В сельскохозяйственной отрасли в основном преобладают мелкие товаропроизводители, не имеющие такого технического оснащения, как например, в США. Однако это не мешает им выходить на внешний рынок. Наибольшей финансовой поддержкой со стороны государства обладают фермеры, занимающиеся выращиванием зерна, так как это направление является главным инструментом достижения продовольственной безопасности. Финансовое обеспечение сельскохозяйственной деятельности в Китае возложено на Сельскохозяйственный Банк, Банк сельскохозяйственного развития и Государственный банк развития. Данные учреждения осуществляют выдачу кредитов на закупку основных видов сельскохозяйственной продукции, ее хранение, переработку, финансовую помощь населению, занятому в данной отрасли.
Так же в Китае действует специально созданная сельскохозяйственная страховая компания, которая осуществляет страхование деятельности, при этом уплату части страховых вносов (35 %) осуществляет государство.
В последние годы в стране был проведен ряд мер направленных на формирование финансового рынка в сельских регионах. Это привело к образованию в этих регионах кредитных и финансовых учреждений, таких как сельскохозяйственные банки, кооперативы производителей, целью деятельности которых стало финансовое обеспечение сельхозтоваропроизводителей. К тому же активно принимаются меры по упрощению системы выдачи кредитов и ссуд, тем самым делая их более доступными для производителей. На сегодняшний день в Китае разработан ряд стратегических программ развития сельского хозяйства, основными целями которых является: увеличение урожайности зерновых культур путем селекции, техническая модернизация отрасли, развитие ирригационного строительства.
Немаловажным аспектом государственного регулирования сельского хозяйства США, Европы остается стимулирование притока прямых иностранных инвестиций. За последние годы многие страны сняли некоторые ограничения для иностранных инвестиций, гарантируя иностранным фирмам юридическую
защиту вложений, режим наибольшего благоприятствования, возможность беспрепятственного вывода средств, притом, что эти государства продолжают политику защиты интересов отечественных производителей. Это, в свою очередь, говорит о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере, как важного инструмента государственного регулирования отрасли.
Результаты
Рассмотрев механизм государственной финансовой поддержки сельского хозяйства нескольких стран можно сказать, что координальных различий в методах оказания помощи отрасли нет. Все страны использую, применяемые в России инструменты государственной поддержки и главным отличием выступает только специфика сельскохозяйственной отрасли в каждой стране, структура механизма и сочетание в большей или меньшей степени определенных инструментов финансовой поддержки. И это, по всей видимости, и есть залог успешного развития отрасли. Объективный учет сильных и слабых сторон отрасли, постановка стратегических целей позволяет сформировать такой механизм финансовой поддержки, который приносит наибольший положительный эффект отрасли при рациональном использовании средств государства.
Обсуждение
Государственная поддержка сельского хозяйства в странах ЕС отличается протекционизмом, защитой отрасли от иностранных товаров и созданию благоприятных условий для развития экспорта, поэтому главным инструментом выступает ценовая по-
литика. В США так же активно поддерживается экспорт продукции, но главным инструментом выступают прямые целевые платежи. Система финансовой поддержки сельского хозяйства Китая еще находится на стадии формирования, однако это не мешает отрасли страны достигать высоких темпов роста. Финансовая поддержка сельскохозяйственной отрасли Китая в большей степени направлена на создание благоприятной и развитой инфраструктуры отрасли.
Успешный опыт США и стран ЕС доказывает, что техническая модернизация отрасли является ключевым способом достижения устойчивого развития. Если говорить о размерах субъектов отрасли, то здесь нет однозначного ответа, и кооперации и мелкие фермеры могут достигать высокой производительности.
Заключение
Стоит отметить, что в отличие от Российской Федерации, в зарубежных странах в большей степени преобладает косвенная форма государственной поддержки, при которой возможно решать целый спектр проблем отрасли и даже общества в целом, в то время как в России прямые платежи имеют скорее компенсационный, а не стимулирующий характер. Еще одним существенным различием зарубежного опыта от отечественного выступает практика взаимодействия государственных органов с коммерческими структурами, такими как банки, страховые организации, что позволяет расширить возможности получения финансовой помощи производителями, а так же способствует привлечению частного капитала и средств населения для развития отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Dudin M. N., ProkofevM. N., Fedorova I. J., Frygin A. V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, № 9. P. 370-373.
2. Прокофьев М. Н., Омаров Ш. М., Мусавузов Р. Р., Магомаев Т. М. Предпосылки формирования Евразийской геоэкономической зоны // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7 (48). С. 322-325
3. Федорова И. Ю., Прокофьев М. Н., Калашникова О. В. Эффективность распределения бюджетных средств в сфере государственных закупок // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2 (22). С. 30-35.
4. Прокофьев М. Н. Формирование финансового баланса субъекта РФ и его использование для анализа финансовых ресурсов региона: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. : АБиК, 2005. 35 с.
5. Финансовый баланс территорий и его использование / Под ред. Н. Т. Сычева и К. И. Таксира. М. : Финансы и статистика, 2003. 336 с.
6. Ромашкин В. В., Сираждинов Р. Ж., Сибиряев А. С. Процесс подготовки квалифицированных кадров для государственной гражданской службы: актуальные проблемы и пути их решения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 9. С. 207-212.
7. Хамидова Л. Л. Основные тенденции демографической динамики, влияющие на воспроизводство трудовых ресурсов сельского хозяйства России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. № 7. С. 57-62.
8. Гуринович А. Г. Бюджетная политика и обеспечение финансовой безопасности страны: правовой аспект // Финансовое право. 2017. № 5. С. 18-21.
9. Абанников В. Н. Инновационный менеджмент. Санкт-Петербург, 2008. 200 с.
10. Абанников В. Н. Основы инноватики. Санкт-Петербург, 2010. 124 с.
11. Петров Н. Н. Положения и подходы по формированию экономической политики региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2018. № 2 (52). С. 30-35.
12. ВольчикВ. В., Корытцев М. А., Маслюкова Е. В. Институциональные ловушки и новый менеджеризм в сфере образования и науки // Управленец. 2018. Т. 9. № 6. С. 17-29.
13. Лобачева Т. И. Влияние государства на экономику страны посредством таможенного регулирования // Социальные и экономические системы. 2018. № 1. С. 157-173.
Дата поступления статьи в редакцию 03.12.2018, принята к публикации 5.02.2019.
Информация об авторах: Прокофьев Михаил Николаевич, к.э.н., доцент, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Адрес: Финансовый униврситет при Правительстве РФ, Российская Федерация Ленинградский просп., 49 E-mail: mikaelprokoffiev@mail.ru Spin-code: 8617-6910
Сибиряев Алексей Сергеевич, кандидат политических наук, Доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Адрес: Финансовый униврситет при Правительстве РФ, Российская Федерация Ленинградский просп., 49, 2 этаж E-mail: gimu09@mail.ru Spin-code: 8698-4602
Заявленный вклад авторов:
Прокофьев Михаил Николаевич: Формулирование основной концепции исследования, постановка научной проблемы статьи и определение основных направлений ее решения, проведение критического анализа материалов и формирование выводов.
Сибиряев Алексей Сергеевич: критический анализ и доработка текста, анализ и дополнение текста статьи, написание окончательного варианта текста.
REFERENCES
1. Dudin M. N., Prokofev M. N., Fedorova I. J., Frygin A. V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems, // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, No. 9. pp. 370-373.
2. Prokofev M. N., Omarov Sh. M., Musavuzov R. R., Magomaev T. M. Predposylki formirovaniya Evrazijskoj geoehkonomicheskoj zony [Prerequisites for the formation of the Eurasian geo-economic zone], Ekonomika ipredprin-imatel'stvo [Economics andenterpreneurship]. 2014. No. 7 (48). pp. 322-325
3. Fedorova I. Yu., Prokofev M. N., Kalashnikova O. V. Effektivnost' raspredeleniya byudzhetnyh sredstv v sfere gosudarstvennyh zakupok [The efficiency of the allocation of budgetary funds in the sphere of public procurement], MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) [Modernization. Innovations. Development]. 2015. Vol. 6. No. 2 (22) pp. 30-35.
4. Prokofev M. N. Formirovanie finansovogo balansa sub'ekta RF i ego ispol'zovanie dlya analiza finansovyh resursov regiona [Formation of the financial balance of the subject of the Russian Federation and its use for the analysis of financial resources of the region: Ph. D. (Economy) thesis ]. Moscow: ABiK, 2005. 35 p. Finansovyj balans territorij
, 125993(ГСП-3), г. Москва,
, 125993(ГСП-3), г. Москва,
i ego ispol'zovanie [The financial balance of the territory and its use]/Pod red. N.T. Sycheva i K.I. Taksira. Moscow.: Finansy i statistika [Finance and statistics], 2003. 336 p.
5. Finansovyj balans territory i ego ispol'zovanie [The financial balance of the territory and its use]. By N. T. Sycheva i K. I. Taksira. Moscow.: Finansy i statistika, 2003. 336 p
6. Romashkin V. V., Sirazhdinov R. Zh., Sibiryaev A. S Process podgotovki kvalifitsirovannyh kadrov dlya gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby: aktual'nye problemy i puti ih resheniya [ The process of training qualified personnel for the civil service: current problems and ways to solve them]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of management)]. 2015. No. 9. pp. 207-212.
7. Hamidova L. L. Osnovnye tendentsii demograficheskoj dinamiki, vliyayushchie na vosproizvodstvo trudovyh resursov sel'skogo hozyajstva Rossii [The main trends of demographic dynamics affecting the reproduction of labor resources of agriculture in Russia], Ekonomika sel'skohozyajstvennyh ipererabatyvayushchihpredpriyatij [Economy of agricultural and processing enterprises]. 2018. No. 7. pp. 57-62.
8. Gurinovich A. G. Byudzhetnaya politika i obespechenie finansovoj bezopasnosti strany: pravovoj aspekt [Fiscal policy and financial security of the country: legal aspect], Finansovoepravo [FinancialLaw]. 2017. No. 5. pp. 18-21.
9. Abannikov V. N. Innovatsionnyj menedzhment [Innovative management]. Saint Petersburg, 2008. 200 p.
10. Abannikov V. N. Osnovy innovatiki [Bases of innovates]. Sankt-Peterburg, 2010. 124 p.
11. Petrov N. N. Polozheniya i podhody po formirovaniyu ekonomicheskoj politiki regiona [Provisions and approaches to the formation of economic policy of the region], Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Volga state University of service. Series: Economics]. 2018. No. 2 (52). pp.30-35.
12. Vol'chik V. V., Koryttsev M. A., Maslyukova E. V. Institutsional'nye lovushki i novyj menedzherizm v sfere obrazovaniya i nauki [Institutional traps and new management in education and science], Upravlenets [Manager]. 2018. Vol. 9. No. 6. pp. 17-29.
13. Lobacheva T. I. Vliyanie gosudarstva na ekonomiku strany posredstvom tamozhennogo regulirovaniya [State influence on the economy of the country by means of customs regulation], Sotsial'nye i ekonomicheskie sistemy [Social and economic systems]. 2018. No. 1. pp. 157-173.
Submitted 01.11.2018, revised 27.12.2018.
About the authors: Mikhail N. Prokofiev, Ph. D., associate professor,
Associate Professor of the Department «The public and municipal Administration»
Address: Financial University under the Government of the Russian Federation, Russian Federation, 125993 (GSP-3), Moscow, Leningradsky prosp., 49 E-mail: mikaelprokoffiev@mail.ru Spin-code: 8617-6910
Aleksey S. Sibiryayev, Candidate of Political Sciences,
Associate Professor of the Department «State and Municipal Management»
Address: Financial University under the Government of the Russian Federation, Russian Federation, 125993 (GSP-3), Moscow, Leningradsky prosp., 49, 2 floor E-mail: gimu09@mail.ru Spincode: 8698-4602
Contribution of the authors:
Mikhail Nikolayevich Prokofyev: Formulation of the main concept of the research, formulation of the scientific problem of the article and determination of the main directions of its solution, conducting a critical analysis of mothers and the formation of conclusions.
Sibiryayev Alexey Sergeevich: critical analysis and revision of the text, analysis and addition of the text of the article, writing the final version of the text
All authors have read and approved the final manusctipr