Научная статья на тему 'Мировой институт'

Мировой институт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой институт»

СОВМЕСТНЫЙ проект

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (61) 2007

Десять лет назад в России возник Международный институт экономики и финансов (МИЭФ). Его создали совместно Государственный университет — Высшая школа экономики (Россия) и Лондонская школа экономики и политических наук (Великобритания). Одним из спонсоров этого международного образовательного проекта с первых дней его создания выступил Сбербанк России.

Александр ТРУШИН

Мировой институт

Президент, Председатель Правления Сбербанка России Андрей Казьмин выступает на приеме в посольстве Великобритании в честь выпускников МИЭФ

За десять лет работы с момента своего создания МИЭФ подготовил более 200 выпускников, имеющих «двойные дипломы»: бакалавра Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ — ВШЭ) и бакалавра Лондонского университета (ЛУ), одним из подразделений которого, ответственным за подготовку экономистов, является Лондонская школа экономики (ЛШЭ).

ГУ — ВШЭ — сравнительно молодой российский вуз, созданный в 1992 году. Но этот университет стремительно развивается. Академические принципы ГУ — ВШЭ предусма-

Сергей Яковлев: «Совместные программы — замечательный способ взаимодействия разных образовательных культур»

тривают современный уровень образования и исследований, отвечающих международным

стандартам качества. В 2006 году ЛШЭ занимала третье место (после Оксфордского и Гарвардского университетов) в области социальных наук в международном рейтинге THES. История ЛШЭ началась в 1895 году, за это время 13 ее выпускников и преподавателей стали лауреатами Нобелевской премии.

Мы беседуем с директором МИЭФ Сергеем Яковлевым.

— Как возникло сотрудничество ГУ

— ВШЭ с Лондонской школой экономики?

— Мы договорились с ЛШЭ, что она помо-

ПРЯМЫЕ инвестиции / №05 (61] 2007

Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли РФ: «Нам было очень важно в течение последнего десятилетия создать в РФ учебные заведения, образование в которых соответствовало бы европейским стандартам, на которые уже ориентируются наши работодатели. МИЭФ — именно такое образовательное учреждение»

Энтони Рассел Брентон, Чрезвычайный и Полномочный посол Великобритании в России: «МИЭФ — уникальное партнерство между двумя выдающимися университетами: Лондонской школой экономики и Государственным университетом — Высшей школой экономики. Будущее России — за вами».

Андрей Казьмин, Президент; Председатель Правления Сбербанка России: «Мне хотелось бы, чтобы выпускники МИЭФ, выдержав суровые испытания, придуманные экзаменационными комиссиями сразу двух высших учебных заведений, уяснили для себя одну важную вещь: экономика не относится к числу линейных дисциплин. Попытки ее догматического использования могут пойти во вред. И об этом красноречиво свидетельствует история нашей страны, пережившей на себе многочисленные экономические теории. Чтобы достичь успехов, вам потребуется знание предмета, интуиция, желание познать новое и вот это ощущение волшебства, которое в вас присутствует».

жет нам сделать качественную программу на уровне бакалавра по направлению «Экономика». Наши студенты будут одновременно обучаться и по российской программе и по Внешней программе Лондонского университета, предоставляющей возможность студентам из разных стран получать повсеместно признанное британское образование. Сейчас по ней обучаются 34 тыс. студентов в 180 странах мира. Академические стандарты по экономике, менеджменту, финансам и социальным наукам обеспечивает ЛШЭ. Для подтверждения качества обучения студенты ежегодно сдают независимые экзамены. Британская сторона при этом заинтересована в том, чтобы распространить свои подходы к высшему экономическому образованию в России.

— В чем отличие британской учебной программы от российской?

—Хотя программы внешне похожи, структура и методика преподавания отличаются. В России учебный план включает в себя порой в два-три раза больше дисциплин, чем британский. Британские студенты больше занимаются самостоятельно, чем российские, у которых до сих пор, как правило, преобладают аудиторные часы.

— Вы говорили о внешних различиях российской и британской учебных программ бакалавриата. А существенные внутренние отличия есть?

— Британская программа более узко профессиональная, дает фундаментальные современные знания и навыки экономиста. Российские программы, включающие междисциплинарные знания и навыки, обеспечивают широту образования. В построении программы МИЭФ мы постарались соединить лучшие качества обеих систем. Наши студенты очень детально изучают экономику, математические методы, статистику, прикладную экономику, как это принято в британских университетах. При этом мы даем и широкий круг дисциплин — историю, философию, политологию, которые обычно не изучают англичане, готовясь стать экономистами.

В Великобритании эти курсы часто включены в программу общеобразовательной школы. В России, где в школе учатся на год меньше, эти курсы в расширенном виде переносятся в университет. Один из британских преподавателей на торжественном выпуске студентов МИЭФ отметил, что у нас очень успешный учебный план и англичанам надо посмотреть, не слишком ли они сузили свой. Другой плюс: у нас больше математики и компьютерных знаний — это преимущество российского образования вообще, и МИЭФ в частности.

Но даже эти отличия — не самое главное. Важно, как и кто учит. Мы хотели сделать такую программу, чтобы российские студенты

получили доступ к современным достижениям экономической науки.

Мы начали строить образовательное зда-

Студенты МИЭФ участвуют в научных семинарах вместе с преподавателями

ние снизу — с бакалавриата. Ориентировались на ЛШЭ, которая открыла свой экономический бакалавриат в 1903 году. Прежде всего принимали во внимание возможность более широкого участия в программе российских хорошо подготовленных преподавателей. На бакалаврском уровне таких ученых было найти проще, чем на уровне магистратуры.

—Для привлечения высококвалифицированных преподавателей, в том числе, очевидно, из-за рубежа, вам потребовались дополнительные средства. Какой был найден выход?

Руководители МИЭФ (слева направо): замдиректора по академическим вопросам Олег Замков, замдиректора по работе со студентами Джеффри Локшин, начальник учебной части Алевтина Костина, координатор научной программы Алексей Белянин. В центре — директор Сергей Яковлев

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (61) 2007

— С первых дней существования МИЭФ был создан Попечительский совет, в который вошли представители Сбербанка России и еще нескольких крупнейших российских банков и финансовых институтов, а также РАО «ЕЭС». В первые четыре года, когда у нас работало значительное число преподавателей ЛШЭ, банки были нашими донорами, финансировали приезды преподавателей из Лондона. Но постепенно, по мере того как институт укреплялся академически, роль внешнего финансирования стала уменьшаться. Мы окрепли и перешли к большей самоокупаемости.

Нужно, однако, отметить, что в современном мире в принципе нет программ международного уровня, которые финансировались бы только за счет платы студентов за образование. Всегда государство или благотворительные фонды довносят необходимые средства. В России подобной системы финансирования пока не сложилось.

В Болонской декларации, которую среди других стран поддерживает и Россия, записано, что совместные программы — это один из инструментов создания единого образовательного пространства. Такие программы могут финансироваться из многоканальных источников.

Сбербанк России нас очень поддержал на начальном этапе, во многом благодаря ему мы встали на ноги. В настоящее время он помогает МИЭФ в дальнейшем развитии.

В этом году в дополнение к очень успешно работающей бакалаврской программе двух дипломов мы при участии ЛШЭ открываем новую программу, теперь уже магистерскую, по финансовой экономике. И здесь возникла такая же ситуация, как в первые годы создания бакалавриата международного уровня: невозможно нанять высококлассных преподавателей без дополнительной финансовой поддержки. Мы договорились со Сбербанком России, «Бритиш Петролеум», РАО «ЕЭС России» об установлении именных надбавок преподавателям, имеющим подтвержденный международный уровень квалификации. Это позволит платить им больше, чем принято в настоящее время в российском образовании, чтобы они у нас работали по контракту. Вокруг них постепенно сформируется круг молодых преподавателей, и в МИЭФ окончательно сложится магистерская программа международного уровня. Нужно также отметить, что, признавая значимость подобной магистерской программы для России, ВТБ-24 учредил специальные стипендии для лучших студентов, покрывающие плату за обучение.

— Задача Попечительского совета не ограничивается только финансированием?

— Нет. В первую очередь Попечительский совет вырабатывает стратегию, определяет, в каком направлении должен развиваться МИ-

Попечительский совет МИЭФ берет на себя оплату обучения студентов, которые показывают хорошие результаты в учебе

ЭФ. На последнем заседании мы обсуждали перспективные программы. В частности, Совет поддержал открытие новой магистерской программы «Финансовая экономика», в выпускниках которой остро нуждается стремительно прогрессирующая российская экономика. Обсуждаются также вопросы продвижения выпускников.

—А что такое «независимые экзамены»?

— По итогам каждого года наши студенты наряду с российскими сдают также экзамены в рамках Внешней программы Лондонского университета — на английском языке лондонским преподавателям. Оценки являются объективным критерием не только знаний ребят, но и работы института в целом. Если мы учим плохо — значит, результаты у студентов плохие. Так поначалу и было. В первый год работы МИЭФ лишь 60% студентов перешли на второй курс, а сейчас отсев снизился до 1012%. Это — нормальная цифра для европейских университетов.

В МИЭФ платное обучение, но поступают к нам достаточно сильные студенты, способные освоить сложную программу. Независимые экзамены создают правильную мотивацию не только у студента, но и у преподавателя — требуется быть в курсе всего нового, что появляется в области, которую он преподает, а иначе качественно научить студентов он не сможет.

—А как вообще вы выбираете преподавателей?

— Начинали со своего университета, потом

— через открытый конкурс в газетах по всей стране, а три года назад стали набирать на

Многие выпускники бакалавриата МИЭФ продолжают обучение в ведущих университетах мира

ярмарке со всего мира. Я не шучу. Раз в год, в январе, в США проходит Годовое собрание экономистов Америки. Оно проходит в разных городах, в этом году было в Чикаго. В рамках этого собрания проводится ярмарка преподавателей. Организаторами этого мероприятия заранее собираются заявки от педагогов из разных стран, которые хотели бы поменять место работы. В ходе ярмарки проходят личные собеседования таких преподавателей с работодателями. В этом году мы получили около 80 заявок из разных стран, предварительно отобрали 20 претендентов, трое из них сейчас приступают к работе в МИЭФ.

— Каковы принципы отбора?

— Преподаватели проходят двойной отбор. Первый этап — обычный, по российскому законодательству, то есть конкурсный отбор на Ученом совете. Ученый совет рассматривает документы соискателя — степени, дипломы, публикации. Второй этап представляет собой международную процедуру, принятую в американских и европейских университетах. Соискатель участвует в научном семи-

ПРЯМЫЕ инвестиции / №05 (61) 2007

наре, где рассказывает о результатах своих исследований. Это—самая сильная профессиональная часть конкурса, здесь совершенно ясно видна академическая пригодность преподавателя.

В целом наш институт отличает интернациональный, относительно молодой и очень высокий уровень состава преподавателей. Все они прошли через серьезные интервью в специально созданном международном академическом комитете. В нем работают представители ЛШЭ и ГУ — ВШЭ, которым претенденты должны доказать свою профессиональную компетентность.

—В западных университетах все преподаватели ведут научную работу. А у вас?

— И у нас она на первом месте. Если у преподавателя нет научных исследований — вход в МИЭФ ему закрыт. Необходим, конечно, и опыт преподавания, но главное условие—активная исследовательская работа. У нас есть собственный исследовательский центр. Преподаватели регулярно проводят научные семинары, результаты исследований публикуются в печати, преподаватели выступают на конференциях и семинарах по всему миру.

В МИЭФ сейчас новая интересная тенденция: мы меньше приглашаем иностранных профессоров, а российские преподаватели тоже меньше ездят за рубеж на учебу. Зато больше наших преподавателей посещают научные семинары в США, Европе и других странах. Они включены в сеть контактов с мировыми научными центрами. Работы наших преподавателей публикуют такие авторитетные международные журналы, как Journal of Monetary Economics, Journal of Economic Behavior and Organization, Journal of Law and Economics и другие.

Но должен честно сказать, что научные исследования — очень большая проблема. В России экономические исследования в целом пока не достигли современного международного уровня. Это не удивительно, учитывая, что еще три десятилетия назад у нас была совсем другая экономика, а потому—и другая наука. В этой связи, в частности, некоторые кандидаты, которых мы отобрали для работы в МИЭФ, к нам не приехали. Они объясняли, что пока еще даже в Москве (не говоря о стране в целом) в этой области не создана критическая масса людей — экономистов, финансистов, исследователей, — с которыми им, молодым ученым, хотелось бы профессионально общаться. Лондонские университеты или Стокгольмская школа экономики, к примеру, им пока интереснее, чем Москва.

— Участвуют ли студенты в ваших научнык семинарах?

— Это стало уже традицией. Начиная со II курса студенты МИЭФ пишут курсовые работы, потом дипломную работу, участвуют в на-

учных семинарах вместе с преподавателями. Важно, что на разных этапах дипломной работы проходят презентации. Когда студент только задумал тему диплома, он должен ее обсудить на семинаре с преподавателями. Когда к нам в институт приезжают британские ученые, мы совмещаем их приезд с обсуждением дипломных работ.

— У вас платное обучение. Как это сказывается на составе студентов?

— Студенты платят разную сумму — от $3 тыс. до $10 тыс. в год. Несмотря на это, мы никогда не стремились к тому, чтобы в нашем институте учились только дети из богатых семей или только из Центральной России. И сейчас в МИЭФ поступают не только абитуриенты из Москвы или Подмосковья, но и очень сильные студенты из российских регионов. Один из преподавателей МИЭФ, наш выпускник, приехал поступать к нам в институт с Байконура. Есть студенты из Сибири, с Дальнего Востока, с севера нашей страны, из стран СНГ и т.д. Очень разные у нас студенты. И доходы их семей тоже разные.

Здесь нам очень помогает Попечительский совет, который берет на себя оплату обучения студентов, которые показывают хорошие результаты в учебе. Так, победители предметных олимпиад, которые поступают в МИЭФ, не платят вообще ничего. Таких в МИЭФ обычно трое-четверо на каждом курсе. Если абитуриент сдал, например, все на «отлично» и «хорошо» — платит $3 тыс., эта группа насчитывает человек 15. При чуть более низких результатах—$4,5 тыс. и т.д. Уровень оплаты не фиксируется на весь срок обучения: каждый год мы составляем рейтинг успеваемости, по которому определяем индивидуально оплату для каждого студента. Причем здесь невозможны никакие подтасовки: независимые экзамены у студентов принимают англичане. Жесткая система? Наверное, да. Чересчур мотивирует на результаты экзаменов? Может быть. Но зато всех заставляет работать. Это очень хороший стимул. И еще— все равны перед ней, что очень оздоравлива-ет студенческую среду.

Еще одна очень хорошая практика, которую мы переняли от англичан, — это моральное поощрение студентов, почетные грамоты. В России когда-то это тоже было принято, но потом забыто. И как-то сразу лидеры появляются. Один из родителей сказал: «Сергей Михайлович, вы добились неожиданного результата —установили моду на умных». Все же видят, кто получает грамоты из Лондона. Значит, у этих студентов карьера будет успешнее. И за таким студентом его однокурсники тянутся.

— Кто из ваших выпускников добился наибольших успехов?

— Знаете, я не могу сказать, кто из них «номер один». В МИЭФ, несмотря на его относительную молодость, училось (и сейчас учится)

много очень способных людей. Не случайно наши студенты успевают в среднем значительно лучше, чем другие иностранцы, обучающиеся по Внешней программе Лондонского университета. Ежегодно значительную часть наград и похвальных писем, выдаваемых этой программой за академические успехи, завоевывают россияне. Отсюда и талантливые выпускники, говоря высоким стилем, новые кадры для российской экономики, и особенно ее финансовой сферы. Главное — они успешно начинают карьеру, востребованы в тех областях, для работы в которых они и готовились в качестве профессиональных экономистов.

Меня радуют также те, кто продолжает свое образование в рамках постдипломных программ в России и за рубежом. В ЛШЭ, к примеру, у нас уже обучаются десять человек. В настоящее время выпускники МИЭФ учатся также в Стэнфорде, Колумбийском, Нью-Йоркском университетах, Оксфорде, Кембридже, во французской школе бизнеса INCEAD, в университетах Германии, других стран. Нужно отметить, что продолжение обучения за рубежом для некоторых из них стало возможным благодаря спонсорам — как иностранным (различные фонды и компании), так и российским (в том числе и банки). Многие выпускники продолжают учиться в России, часто в ГУ — ВШЭ, иногда совмещая учебу с работой.

Успешны выпускники МИЭФ и в работе. Один из наших первых выпускников, Сергей Кондрашин, завершив обучение в магистратуре ЛШЭ, эффективно работает в компании «МакКензи». Ринат Кирдань, также окончивший ЛШЭ, — в Standard & Poors, еще он преподает в МИЭФ. Кстати, семеро из наших лучших выпускников преподают сегодня в МИЭФ и составляют ядро молодых и перспективных преподавателей. Светлана Ковальская также окончила ЛШЭ, работает в Альфа-банке. Другой наш выпускник, к примеру, создал в банке «Еврофинанс» отдел рисков и сам же его возглавил. В МИЭФ есть сайт выпускников, где они друг с другом общаются. Я очень рад этому, поскольку вижу еще одно проявление нормального современного учебного заведения. Я полюбил идею совместных программ. Это — замечательный способ взаимодействия разных образовательных культур. И тем, кто выбирает сегодня университет, я бы сказал: совместные программы — это признак конкурентоспособности вуза, особенно в области социальных наук. Если в вузе нет зарубежных преподавателей, не совершенствуют свои знания российские преподаватели, не ведутся исследования на международном уровне, значит, нет взаимодействия на уровне университетских менеджеров, там только лишь делают вид, что вуз имеет международный уровень, а на самом деле он замкнут в себе. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.