Научная статья на тему 'Мировой и российский рынки авиаперевозок: сравнительный анализ'

Мировой и российский рынки авиаперевозок: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ АЭРОПОРТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ощепкова Евгения Сергеевна

В статье представлены результаты сравнительного анализа мирового и российского рынков авиаперевозок. Показано, что воздушный транспорт, как и любой другой вид транспорта, обладает мультипликативным эффектом, служа генератором роста для целого ряда отраслей, прежде всего авиастроительной и туристической. Приведены данные, характеризующие динамику роста мирового пассажирооборота по десятилетиям, начиная с 50-х годов прошлого века и до настоящего времени. Исследованы перевозки пассажиров, пассажирооборот и процент занятости пассажирских кресел воздушного транспорта в мире за последние 10 лет и основные показатели работы гражданской авиации России в 2007-2016 гг. Такой важный для авиакомпаний показатель, как процент занятости пассажирских кресел имеет положительную динамику. Минимальное значение показателя было 76% в 2008г., а начиная с 2014г. до настоящего времени он составил 80%. В заключительной части статьи автором проанализированы государственные программы развития аэропортовой инфраструктуры, которые были связаны с проведением в России крупных международных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой и российский рынки авиаперевозок: сравнительный анализ»

Мировой и российский рынки авиаперевозок: сравнительный анализ

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Ощепкова Евгения Сергеевна

аспирант, кафедра управления транспортно-эк-спедиционным обслуживанием ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», evgesha.93@mail.ru

В статье представлены результаты сравнительного анализа мирового и российского рынков авиаперевозок. Показано, что воздушный транспорт, как и любой другой вид транспорта, обладает мультипликативным эффектом, служа генератором роста для целого ряда отраслей, прежде всего авиастроительной и туристической. Приведены данные, характеризующие динамику роста мирового пассажирооборота по десятилетиям, начиная с 50-х годов прошлого века и до настоящего времени. Исследованы перевозки пассажиров, пассажирооборот и процент занятости пассажирских кресел воздушного транспорта в мире за последние 10 лет и основные показатели работы гражданской авиации России в 2007-2016 гг. Такой важный для авиакомпаний показатель, как процент занятости пассажирских кресел имеет положительную динамику. Минимальное значение показателя было 76% в 2008г., а начиная с 2014г. до настоящего времени он составил 80%. В заключительной части статьи автором проанализированы государственные программы развития аэропортовой инфраструктуры, которые были связаны с проведением в России крупных международных мероприятий.

Ключевые слова: мировой рынок авиаперевозок, российский рынок авиаперевозок, глобализация, развитие аэропортов.

Авиатранспортные услуги относятся к наиболее динамично развивающемуся сектору в международной торговле услугами. Воздушный транспорт дает толчок экономическому развитию, связывая между собой потоки грузов, пассажиров, капиталов, технологий и идей. За последние 20 лет транспортные издержки снизились более чем вдвое, а уровень сервиса и сеть беспересадочных маршрутов расширили возможности выбора потребителям транспортных услуг.

Воздушный транспорт играет ключевую роль в стимулировании развития туризма и смежных отраслей экономики, а также способствует росту международной торговли. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА [2], авиапутешественники потратили в 2016 году около 650 млрд. долл. Объем международной торговли с использованием авиатранспорта оценивается в 5,5 трлн. долл. в 2016 году. Снижение издержек воздушного транспорта и увеличение количества новых маршрутов является драйвером роста торговых потоков.

Вклад рынка услуг гражданской авиации в локальную, региональную и мировую экономику складывается из сопряженного мультипликационного эффекта взаимодействующих с ним отраслей экономики: это сам воздушный транспорт (пассажирские и грузовые авиаперевозки), аэродромное хозяйство, обслуживание пассажиров в аэропортах; авиационная промышленность (самолетостроение, двигателестроение, производство компонентов); техобслуживание и ремонт воздушных судов;; лизинговые операции, обеспечение безопасности полетов.

Мировая экономика активно использует преимущества позитивного воздействия воздушного транспорта: повышается занятость в отраслях авиатранспортного сектора, что, в свою очередь, порождает рост занятости в смежных отраслях. По оценкам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в 2016 году в гражданской авиации и ее цепочке поставок было занято 67,7 млн. человек, а вклад этого сектора в мировую экономику составляет около 3 трлн. долл. США, что эквивалентно 8% мирового ВВП [3].

Большое количество перевозчиков разного уровня от лоукостеров до авиакомпаний премиального уровня, позволяет пассажирам выбирать, услугами какой компании они хотят воспользоваться. В настоящее время не существует авиакомпаний-монополистов, что привело к снижению тарифов на воздушном транспорте и, как следствие, к увеличению пассажиропотока. Каждое десятилетие наблюдался рост пассажирообо-рота: в 1950г. он составлял всего 30 млрд пассажиро-километров, в 1970г. поднялся до 565 млрд.п-км, в 1980г. - до 1200 млрд.п-км, в 1990г. - до 1900 млрд.п-км, в 2000г. - до 2500 млрд.п-км, 2010г. - до 4917 млрд.п-км, а в 2016г. - до 7124 млрд. пассажиро-километров [5].

По данным ИАТА, в 2016 году воздушным транспортом было перевезено 3,8 млрд. пассажиров по всему миру, что на 6,8% больше, чем в 2015 году. Пассажирооборот воздушного транспорта вырос на 7,4 % по сравнению с прошлым годом и достиг 7,1 млрд. пасс.-км (табл. 1-2, рис. 1-3). Воздушным транспортом в 2016 году были доставлены 52,6 млн. тонн грузов, что на 4% больше, чем в 2015 году.

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. По пассажирообороту на воздушный транспорт приходится около половины всей транспортной работы: в 2016 году его доля составила 47,1%, а в 2017 - 51,96% [6].

На рис. 4 представлены основные показатели работы гражданской авиации России в 2007-2016 гг.

Количество перевезенных пассажиров авиакомпаниями РФ в целом имеет тенденцию к росту, среднегодовой процент прироста за период с 2007 года по 2014 год (без 2009 года) составил 10-16% в год, снижение произошло в 2015-2016 годах и в кризисном 2009 году на 1-9% в год, что свидетельствует о высокой степени зависимости отраслевой динамики от агрессивных факторов внешней среды (рис. 4).

Статистика свидетельствует о наличии тенденции роста пассажиропотока на МВЛ в периоды относительной стабильности экономики страны. При агрессивном влиянии внешних факторов, прежде всего, внешнеполитических, структура пассажиропотока изменяется, происходит ориентация предпочтений пас-

Таблица 1

Перевозки пассажиров, пассажирооборот и процент занятости пассажирских кресел воздушного транспорта в мире

Год Перелезет) пассажиров , млн. чел. Ежегодный нриросч', % П асс ажн р«ю бо р от, млн. пасс.-км Ежегодный прирост, % Процент занятости пассажи рек их кресел

2007 2 462 8.8 4 513 096 8.2 77

2008 2 498 1,5 4 603 257 2.0 76

2009 2 488 -0.4 4 554 781 -1.1 77

2010 2 705 8,7 4 917 070 8.0 78

2011 2 870 6Л 5 240 510 6,6 78

2012 3 004 4,6 5 520 842 5.3 79

2013 3 138 4,5 5 824 084 5,5 79

2014 3 316 5,7 6 172 191 6.0 80

2015 3 556 7,2 6 635 006 7.5 80

2016 3 796 6,8 7 124 350 7,4 80

Рис. 1. Перевозки пассажиров и пассажирооборот мирового воздушного транспорта в 2007-2016 гг. Таблица 2

Перевозки пассажиров и пассажирооборот мирового воздушного транспорта в 2007-2016 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Перевезено пассажиров- всего, млн. человек 2462 2498 2488 2705 2870 3004 3138 3316 3556 3796

В том числе международные перевозки 890 924 936 1036 1124 1191 1253 1333 1437 1553

внутренние перевозки 1572 1574 1552 1669 1746 1813 1885 1983 2119 2243

Пассажирооборот - всего, млрд. пассажи ро-км 4513 4603 4555 4917 5241 5521 5824 6172 6635 7124

В том числе между на род 11 ые перевозки 2733 2818 2782 3018 3248 3447 3644 3870 4159 4481

внутренние перевозки 1780 1785 1773 1899 1993 2074 2180 2302 2476 2643

сажиров на внутренние перевозки (как по объемным показателям, так и по индексам роста). Во многом активное развитие МВЛ обусловлено повышением их доступности [7].

По оценкам, приводимым ИК «Реги-

он» [2], только 5% населения России пользуются услугами воздушного транспорта, а количество полетов на душу населения в России в 5-7 раз меньше, чем в США, и в 3 раза меньше, чем в Европе. При этом эксперты отмечают, что текущий рост

количества перевозимых воздушным транспортом пассажиров во многом обусловлен не увеличением количества потребителей услуг авиаперевозчиков, а ростом числа поездок, совершаемых одними и теми же пассажирами.

На сегодняшний день Россия характеризуется концентрацией основных авиаперевозок вокруг нескольких крупных авиаузлов, наиболее значимым из которых остается Московский авиационный узел (МАУ). Основной объем перевозок пассажиров ВВЛ перевозится через аэропорты МАУ, региональные перевозки в РФ составляют около 20%, местные перевозки - 3%. В 1990 г. через Москву перевозилось 26% пассажиров, региональные перевозки составляли 46%, местные - 27% [1].

Причинами такой ситуации выступают неразвитость аэропортовой инфраструктуры страны, ее несоответствие современным типам ВС и отсутствием конкурентной среды в области наземного обслуживания авиаперевозок.

Анализ опыта развития наземной инфраструктуры показывает, что без поддержки федеральных властей решить вопрос реконструкции аэропортовых комплексов на региональном уровне невозможно, поэтому в последнее время обновление и воссоздание аэропортов России связано с проведением крупных международных мероприятий: Саммит АТЭС-2012, Универсиада в Казани-2013, Олимпиада в Сочи-2014, Чемпионат Мира по футболу-2018.

Капитальная реконструкция Владивостокского аэропорта к Саммиту АТЭС, который проводился в городе в 2012 году, позволила сделать его современным, увеличить пропускную способность, новый аэропорт дал хороший импульс развитию Приморья в целом.

В рамках подготовки к Универсиаде 2013 архитекторы провели глобальную реконструкцию Международного Аэропорта Казани. Были выполнены следующие мероприятия по модернизации и развитию инфраструктуры аэропортового комплекса: строительство двух пассажирских терминалов, строительство грузового терминала с обеспечением поддерживающей логистической базы; строительство ангаров для обслуживания воздушных судов; строительство базы наземного обслуживания воздушных судов.

Особое внимание при подготовке Олимпиады в Сочи уделялось развитию транспортной инфраструктуры, в частности строительству нового терминала, благодаря которому пропускная способ-

© 3

В

S

9

2 е

7

г-

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

ность аэропорта увеличилась до 3800 пассажиров в час. Новый терминал оснастили самыми современными технологиями обслуживания пассажиров, багажа и воздушных судов.

Проведение матчей Чемпионата мира по футболу 2018 было запланировано в 11 городах России, среди которых Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург. В аэропорту Шереметьево построен комплекс новой взлетно-посадочной полосы длиной 3200 метров с сетью магистральных, скоростных и соединительных рулежных дорожек, а также с обслуживающими зданиями и сооружениями - командно-диспетчерским пунктом, аварийно-спасательными станциями и рядом других сооружений. Новую взлетно-посадочную полосу размером 3800 метров, которая расположилась параллельно действующей сейчас ВПП-2, получил и аэропорт Домодедово, что позволило принимать воздушные суда всех типов и обеспечило возможность развития аэропорта. Также было подготовлено архитектурно-технические решение по строительству нового терминала и увеличению пропускной способности существующего аэровокзала в аэропорту Саранск. В аэропорту «Южный» реализовано масштабное строительство объектов аэродромной инфраструктуры: Для воздушной гавани специалистами «Аэропроекта» подготовлен проект строительства аэропорта, включая: аэродром; взлетно-посадочную полосу, оснащенную радиотехническими средствами посадки, светосигнальным и метеооборудованием под прием воздушных судов типа Боинг 777-300 ER; рулежные дорожки и перрон на 45 мест стоянки самолетов; зданий КДП, основной и стартовой АСС и другие объекты. Модернизирован крупнейший аэропорт Приволжья - международный аэропорт Курумоч в Самаре, включая взлетно-посадочную полосу, перрон и рулежные дорожки. В целях развития аэропорта Кольцово в г.Екатеринбург реализованы решения по реконструкции основных объектов - аэродрома, аэровокзала, грузового склада, объектов УВД и ТЗК и других объектов. Реконструирован весь аэродромный комплекс Волгограда, включая перрон, рулежные дорожки и удлинение ВПП-2, построен новый аэровокзал. В результате модернизации российских аэропортов существенно увеличилась пропускная способность, повысился уровень обслуживания пассажиров, что зна-

2004 2010 ЗОН 2012 2013 2014 I Перевезено пассажиров - всего, млн. человек I Ме"/Кдуняродныеперевозь"и Внутренние перевозки

Рис. 2. Объем перевозки пассажиров воздушным транспортом в мире, млн. человек

2008 2004 2010 2011 2012 2013 2014 I Пассажирооборот - всего, млн, пассажиро-км I Международные перевозки Внут ре нни е пере воэ к и

Рис. 3. Пассажирооборот мирового воздушного транспорта, млн. пассажиро-километров

Рис. 4. Перевозки пассажиров и пассажирооборот воздушного транспорта РФ в 2007-2017 гг.

чительно упростило прием гостей и участников чемпионата мира по футболу. А после мероприятия эксплуатация обновленных аэропортовых комплексов даст регионам мощный стимул для развития

как внутреннего, так и международного транспортного сообщения.

В долгосрочной перспективе прогнозируется рост прямых маршрутов как необходимой составляющей дальнейшего

развития авиаперевозок. Расширение маршрутной сети позволит стимулировать развитие авиаперевозок в целом.

Международная ассоциация воздушного транспорта (1АТА) ожидает, что к 2035 году в мире будет насчитываться 7,2 млрд. пассажиров в год, что почти в двое больше показателей 2016 года. Такой прогноз основывается на глобальном совокупном среднегодовом темпе роста - CAGR - в 3,7%. Этот показатель отражает темп роста инвестиций в течение определенного периода времени. В прогнозе подчеркивается, что рост главным образом будет поддерживаться за счет развивающихся рынков [9].

Экономические и геополитические условия, в которых существует сегодня мировой рынок авиаперевозок, обуславливают тенденции его развития в среднесрочной перспективе. Одним из основных трендов остается либерализация мирового рынка авиаперевозок. В 2000-х годах произошла активизация процесса либерализации уже не только в Европе и США, но и Азии, что привело к увеличению количества авиакомпаний на рынке, ужесточению конкуренции между ними, и, как следствие, к снижению цен на билеты и росту пассажирских авиаперевозок.

На этом фоне важной тенденцией является глобализация авиационного рынка. Термин «глобализация» характеризует новейший процесс в развитии современной экономики, в основе которого лежит растущая интернационализация производства, инвестиций и распределения, укрупнения транснациональных корпораций [7]. Она заключается в образовании единого рынка производства и распределения материальных благ. Глобализация транспорта охватывает сферу услуг и является составной частью преобразований, происходящих в ходе научно-технического прогресса, начавшегося после окончания второй мировой войны. Интенсивность этого процесса возросла после распада социалистической системы в 90-е годы прошлого века.

Процесс глобализации на транспорте использует общие формы интернационализации хозяйственной деятельности в виде интеграции предприятий на горизонтальных внутриотраслевых уровнях в целях достижения «эффекта масштаба»: слияния и поглощения, пулы, разные виды альянсов. С другой стороны, особую роль играет вертикальная интеграция, связанная с расширением схем коллективного участия в производстве и потреблении транспортных услуг, в создании глобальных альянсов авиакомпаний,

новых технологии управления движением транспортных средств, эксплуатации инфраструктуры.

Авиакомпании активно проникают на рынки «не своих» регионов, размывается принцип «национальных» компании, активизируется процессобъединения крупнейших авиаперевозчиков. Такими примерами могут служить объединение крупнейших национальных перевозчиков США, приобретение компанией Lufthansa многих европейских авиакомпаний, объединение ряда российских игроков в группу Аэрофлот, активная борьба ближневосточных перевозчиков с североамериканскими властями за увеличение своей роли в распределении пассажиропотока.

Таким образом, мировой рынок воздушных перевозок постепенно становится единым пространством и насущной задачей российских перевозчиков является упрочение своих позиций в этой экономически привлекательной сфере деятельности.

Литература

1. Андреев А.В. Организационно-экономические механизмы управления на воздушном транспорте в условиях глобализации - Автореф. д-ра экон. наук -Москва, 2012. - 40 с.

2. Международная ассоциация воздушного транспорта. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iata.org/services/finance/ Pages/airlines.aspx (дата обращения: 18.10.2017).

3. Международная организация гражданской авиации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icao.int/Pages/default.aspx (дата обращения: 07.10.2017).

4. Меркулова Е. И. «Некоторые аспекты повышения инвестиционной привлекательности региональных аэропортов» // «ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 2010. №1 (26). С. 20-22.

5. Мировой воздушный транспорт // https://scicenter.online URL: https:// scicenter.online/mirovaya-geografiya-scicenter/132-mirovoy-vozdushnyiy-39268.html (дата обращения: 11.05.2017).

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/B16_5563/Main.htm (дата обращения 24.06.2017).

7. Панкратова А.Р. Оценка стратегического взаимодействия аэропортовых предприятий и авиакомпаний: дис. канд. экон. наук - СПб, 2017. - 162 с.

8. Плужников К.И. Глобализация про-

изводства и распределения международных транспортных услуг: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.14. - Москва, 2005. - 309 с.

9. Прогноз на 20 лет вперёд: что ждет мировой рынок авиаперевозок // https:// cfts.org.ua URL: https://cfts.org.ua/articles/ Fiocrizra2Djhpei5pd(tbá^rri^j!nitei4:iEitiikJ12B (дата обращения: 07.10.2017).

World and russian market of air

transportation: a comparative analysis Oshchepkova E.S.

State University of Management The article presents the results of a comparative analysis of the world and Russian air transport markets. It is shown that air transport, like any other type of transport, has a multiplier effect, serving as a growth generator for a number of industries, especially aircraft construction and tourism. The data characterizing the dynamics of growth of the world passenger traffic for decades, since the 50s of the last century and up to the present time are presented. Studied the carriage of passengers, turnover and employment ratio of passenger seats of air transport worldwide over the past 10 years and the main indicators of civil aviation of Russia in the 2007-2016 years are So important to the airlines rate, the percent of employment of passenger armchairs has a positive trend. The minimum value of the indicator was 76% in 2008. and since 2014. so far, it has been 80%. In the final part of the article, the author analyzes the state programs of airport infrastructure development, which were associated with major international events in Russia. Key words: world air transportation market, Russian air transportation market, globalization, airport development.

References

1. Andreyev A.V. Organizational and economic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

mechanisms of management on air transport in the conditions of globalization - Avtoref. on соиск. ... Dr.s экон. sciences - Moscow, 2012. - 40 pages.

2. International Air Transport Association. Official site

[An electronic resource]. - Access mode: http:/ /www.iata.org/services/finance/Pages/ airlines.aspx (date of the address: 10/18/2017).

3. International Civil Aviation Organization. Official

site [An electronic resource]. - Access mode: https://www.icao.int/Pages/default.aspx (date of the address: 10/7/2017).

4. Merkulova E. I. «Some aspects of increase in

investment attractiveness of the regional airports»//»TRANSPORT of the RUSSIAN FEDERATION». 2010. No. 1 (26). Page 20-22.

5. World air transport//https://scicenter.online URL:

https://scicenter.online/mirovaya-geografiya-scicenter/132-mirovoy-vozdushnyiy-39268.html (date of the address: 5/11/2017).

6. Official site of Federal State Statistics Service

[An electronic resource]: URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/B16_5563/Main.htm (date of the address 6/24/2017).

7. Pankratova A.R. Assessment of strategic

interaction of the airport enterprises and airlines: yew. edging. экон. sciences - SPb, 2017. - 162 pages.

8. Pluzhnikov K.I. Globalization of production and

distribution of the international transport services: thesis... Doctors of Economics: 08.00.14. - Moscow, 2005. - 309 pages.

9. The forecast for 20 years ahead: what waits for

the world market of air transportation//https:/ /cfts.org.ua URL: https://cfts.org.ua/articles/ plo^rajЮ_lэt_\p^^l1b_Z:tet_n'r:vy_lirok£^lelO^J126 (date of the address: 10/7/2017).

О

3

В

s

ff

2 e

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.