Научная статья на тему 'Мировой финансовый кризис, состояние рынка и современные тенденции в мировой торговле истребительной авиацией'

Мировой финансовый кризис, состояние рынка и современные тенденции в мировой торговле истребительной авиацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировой финансовый кризис / МИРОВОЙ РЫНОК / многоцелевой истребитель / авиационная техника военного назначения / новейшие технологии / военные расходы / мировой ВВП / закупка военной техники / world financial crisis / world market / multi-purpose fighter / aviation defence technics / New technologies / military expenses / world gross national product / military technology purchase

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цаликов Даниэл Русланович

В настоящей статье прослеживается состояние и развитие мирового рынка истребительной авиации в условиях финансового кризиса. Приведен анализ заключенных контрактов и согласованных намерений на поставку и приобретение многоцелевых истребителей в 2009-2014 гг. Сделаны выводы о перспективах и тенденциях развития данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and development of world market of fighters in the conditions of financial crisis is traced in article. There is given analysis of signed contracts and agreed intentions on delivery and purchase of multi-purpose fighters in 2009-2014. Conclusions are drawn on prospects and tendencies of development of the given market.

Текст научной работы на тему «Мировой финансовый кризис, состояние рынка и современные тенденции в мировой торговле истребительной авиацией»

/38 Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)

УДК 614.8

Мировой финансовый кризис, состояние рынка и современные тенденции в мировой торговле истребительной авиацией

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

Д.Р. Цаликов

Аннотация

В настоящей статье прослеживается состояние и развитие мирового рынка истребительной авиации в условиях финансового кризиса. Приведен анализ заключенных контрактов и согласованных намерений на поставку и приобретение многоцелевых истребителей в 2009-2014 гг. Сделаны выводы о перспективах и тенденциях развития данного рынка.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис; мировой рынок; многоцелевой истребитель; авиационная техника военного назначения; новейшие технологии; военные расходы; мировой ВВП; закупка военной техники.

World Financial Crisis, State of the Market and Modern Lines in the Fighters World Trade

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

D.Tsalikov

Abstract

State and development of world market of fighters in the conditions of financial crisis is traced in article. There is given analysis of signed contracts and agreed intentions on delivery and purchase of multi-purpose fighters in 2009-2014. Conclusions are drawn on prospects and tendencies of development of the given market.

Key words: world financial crisis; world market; multi-purpose fighter; aviation defence technics; new technologies; military expenses; world gross national product; military technology purchase.

Глобальный экономический и финансовый кризис начался в августе 2008 года. Чтобы понять, какое влияние оказал кризис на рынок вооружений в целом и рынок истребителей в частности, нужно детально рассмотреть ситуацию в отдельных регионах и проанализировать изменение военных расходов, а также ход выполнения текущих контрактов и динамику заключения новых.

В условиях кризиса, несомненно, имеет место отказ от уже подписанных контрактных обязательств либо сокращение закупок. Так, например, Вьетнам сократил заказ на закупку истребителей Су-30МК2 с 12 до 8 единиц и отложил заключение контракта на приобретение для них вооружения на более поздний период. Шри-Ланка заявила о намерении отложить программу закупки 5 истребителей МиГ-29 в России.

Большая часть законтрактованных обязательств будет выполнена, но сроки поставок по многим из них действительно могут быть перенесены на более поздний период, что на ближайшие год-два снизит объемы мировых поставок военной техники в гораздо большей степени, чем объем мирового портфеля заказов.

Однако говорить о сокращении рынка истребителей в связи с мировым экономическим кризисом пока преждевременно, хотя ситуацию в этом сегменте рынка очень сложно спрогнозировать по двум причинам. Во-первых, экономический кризис по времени совпал с необходимостью принятия решения об обновлении имеющихся парков истребительной авиации почти двух десятков стран. Во-вторых, кризис совпал с началом выхода на рынок истребителя пятого поколения F-35.

Анализ заключенных контрактов и согласованных намерений на поставку и приобретение многоцелевых истребителей в 2009-2014 гг. основными экспортерами и импортерами дает ясное представление о существенной активности авиастроительных объединений (табл.).

Как видно из табл. 1, мировой финансовый кризис не сильно сказался на контрактах и намерениях на поставку многоцелевых истребителей.

Следует отметить, что в мировой торговле оружием наметились две тенденции.

Первая заключается в том, что ряд стран заявили о планируемых сокращениях военных бюджетов и, соответственно, закупок вооружений. Такую однозначную позицию, к примеру, высказали Польша, Литва, Латвия, Эстония, Великобритания и ряд других стран.

В то же время наметилась и противоположная тенденция, связанная с увеличением военных расходов в период кризиса. Причем в этой группе находятся как страны-экспортеры, так и страны - импортеры вооружений. Для любой страны - экспортера вооружений поддержка национального производителя вы-

сокотехнологичной продукции очень важна для сохранения лидерства в посткризисный период. Во многих развитых странах продукция оборонно-промышленного комплекса (ОПК) является серьезной статьей экспорта, причем любая военная продукция — это высокотехнологичный товар. То есть политика стран-экспортеров в кризисный период заключается в том, чтобы в максимальной степени сохранить ОПК как самый высокотехнологичный сектор промышленности, а значит, существует только два пути: либо увеличивать внутренний заказ, либо просто оказывать финансовое содействие.

В условиях кризиса перед странами-импортерами стоят две задачи:

сохранение устойчивости промышленности;

сохранение социальной стабильности внутри страны и обеспечение надежной защиты в случае обострения отношений с соседними государствами.

Следовательно, можно сделать вывод, что закупки техники прекращаться не будут.

Важным индикатором влияния экономического кризиса на торговлю вооружениями и военной техникой (ВиВТ) является сумма военных расходов. В 2009 г. мировые расходы на оборону составили 1 трлн 335 млрд 524 млн долл., что ниже показателя 2008 г. (1 трлн 388 млрд 156 млн долл.).

Снижение военных расходов произошло впервые за последние 10 лет, что, безусловно, связано с мировым экономическим кризисом. Общий объем мировых расходов на оборону в 2009 г. составил 96,2% от уровня 2008 г. (снижение на 3,8%). Расчет сделан в долларах США на каждый конкретный год. Реальное снижение мировых военных расходов с учетом инфляции будет еще более значительным. Это следует иметь в виду, поскольку все дальнейшие расчеты приведены в текущих долларах США. По данным Международного валютного фонда, мировой ВВП в 2009 г. составил 57,748 трлн долл. против 61,008 трлн долл. в 2008 г. Причем снижение мирового ВВП также зафиксировано впервые за последние 10 лет (мировой ВВП в 2009 г. составил 94,55% от уровня 2008 г.). Следует отметить соотношение мировых военных расходов к уровню ВВП по 2008 и 2009 гг. В 2009 г. это соотношение составило 2,313% против 2,275% в 2008 г. То есть, при общем снижении мирового ВВП доля военных расходов в мировом ВВП возросла. Это говорит о том, что, несмотря на мировой экономический кризис, военное строительство в большинстве стран мира остается приоритетным направлением и снижение военных расходов в целом следует рассматривать как временное явление. Тем не менее из-за экономического кризиса показатели 2008 и 2009 гг. по соотношению мировых военных расходов к мировому ВВП стали минимальными за последние 10 лет.

В 2007 г. соотношение мировых военных расходов к мировому ВВП составило 2,350% (1 трлн

/40

/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 8, 2011, No. 2 (28)

Контракты и намерения на поставку многоцелевых истребителей (2009-2014 гг.)

Таблица

Эк спортер Импортер Вид ВВТ о 0 ш 1 Я 1 г Гад заказа О О S во С? = 00 О г ас и о Год поставок i Я | Щ (ч « 5 3 | Вид соглашения Примечания Источник

Бельгия Иордания F-16AM/BM 9 2009 9" 2010 83,5 намерение Из состава ВС,2Р-16ВМ -Форкаст интер-нзшнл«,2Ш,09

Нидерланды Чили F-16WB «блок-15» «Найти н г фал кон« 16 2009 16" 2009 270 контракт Из состава ВС. модернизированы перед поставкой компанией «Локхид Мартин» -Джейн с д и фене уикли». 15.05 09

Россия Вьетнам Су-30МК2В в 2009 4" 2010 2011 320* контракт Начальный заказ на 12 машин сокращен до 3 ед. (без вооружения). 4 машины переведены в опцион «Коммерсантъ». 17.05.09

США Великобритания F-35B «Лайтнинг-2- 2 2009 2" 2014 251.9 контракт ПредсерийныИ испытательный образец МО США, 02.06.09

США Нидерланды F-35A «Лайгнинг-2" 1 2009 1" 2011 119,6 контракт Предсерийные испытательные образцы МО США. 02.06,09

США Южная Корея F-16C/D «блок-52» «Файтинг фалкон- 35- 2009 5" 15" 15" 2011 2012 2013 250 контракт DSCA, 26.05.09

Франция Индия «Мираж-2000Н» 51" 2009 12" 24" 15" 2010 2011 2012 2050 намерение IANS, 08.02.09

Швеция Таиланд JAS-39C/D «Грипен» в 2009 3" 3" 2013 2014 300* намерение Срок реализации программы отложен на 2 ода ■Джейнс дифенс уикли». 24.02.09

'модернизация в графе "Количество заказа» 'расчетная стоимость контракта в графе -Сумма заказа» "предположительные поставки а графе "Количество поставлено»

296 млрд 538 млн долл. и 55 трлн 180 млрд 330 млн долл.), в 2006 г. — 2,411% (1 трлн 180 млрд 680 млн долл. и 48 трлн 960 млрд 190 млн долл.), в 2005 г. — 2,38 3% (1 трлн 78 млрд 180 млн долл. и 45 трлн 246 млрд 800 млн долл.), в 2004 г. — 2,373% (992 млрд 783 млн долл. и 41 трлн 831 млрд 150 млн долл.), в 2003 г. — 2,384% (886 млрд 290 млн долл. и 37 трлн 175 млрд 140 млн долл.), в 2002 г. — 2,328% (769 млрд 847 млн долл. и 33 трлн 65 млрд 130 млн долл.).

По уровню военных расходов Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с наименьшими потерями преодолел последствия мирового экономического кризиса. Более того, по трем основным макроэкономическим показателям в 2009 г. регион АТР превысил уровень 2008 г. Сравнение по 10 регионам мира в 2008 и 2009 гг. проводилось по трем показателям: абсолютная величина военных расходов, валовой внутренний продукт и соотношение военных расходов региона к региональному ВВП. Расчет сделан в долларах США на каждый конкретный год (без учета инфляции).

Регион АТР является единственным, который имеет положительные показатели по всем трем параметрам в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Однако следует оговориться, что речь идет о «номинальном» росте (без учета инфляции). Рост военных расходов региона АТР в 2009 г. в номинальном выражении составил 107,76% (240 млрд 358 млн долл. против 223 млрд долл. в 2008 г.). ВВП в 2009 г. составил 15 трлн 394 млрд 110 млн долл. против 14 трлн 981 млрд 150 млн долл. в 2008 г. Соотношение военных расходов к уровню ВВП в 2009 г. составило 1,561% против 1,489% в 2008 г.

Еще одним регионом мира, который увеличил номинальный ВВП в 2009 г. по сравнению с 2008 г., стал Ближний Восток (2,97 трлн долл. против 2,72 трлн долл.). Однако два других показателя у региона Ближнего Востока имеют отрицательную динамику роста. Военные расходы в 2009 г. составили 96,57% от уровня 2008 г. (98,941 млрд долл. против 102,4523 млрд долл.). Соотношение военных расходов к уровню ВВП в 2009 г. составило 3,331% против 3,762% в 2008 г. То есть в целом Ближний Восток проявил очевидный «консерватизм» к повышению военных расходов, хотя экономические возможности для этого имелись.

Все остальные 8 регионов мира имели отрицательную динамику роста ВВП в 2009 г. по сравнению с 2008 г. В наибольшей степени мировой экономический кризис с точки зрения оборонных расходов сказался на регионе Северной Америки и стран «черной» Африки (южнее пустыни Сахара). У этих регионов все три оценивающихся показателя отрицательные.

Военные расходы региона Северной Америки (США и Канада) в 2009 г. составили 95% от уровня 2008 г. (593 млрд 939 млн долл. против 625 млрд 271 млн долл.). ВВП в 2009 г. составил 15 трлн 592 млрд 710 млн долл. против 15 трлн 940 млрд 980 млн долл. в 2008 г. Соотношение военных расходов к уровню ВВП в 2009 г. составило 3,809% против 3,922% в 2008 г.

Военные расходы стран «черной» Африки в 2009 г. составили 89,2% от уровня 2008 г. (10 млрд 795 млн долл. против 12 млрд 103 млн долл.), ВВП — 835,27 млрд долл. против 889,35 млрд долл., соотношение военных расходов к уровню ВВП — 1,292% против 1,361%.

По остальным 6 регионам мира следует отметить следующее.

Два региона — Южная Америка (с учетом Мексики) и Центральная Америка и страны Карибского бассейна (ЦАКБ) имели положительную номинальную динамику роста военных расходов и соотношение военных расходов к ВВП. Объем военных расходов Южной Америки в 2009 г. составил 100,4% по сравнению с 2008 г. (40 млрд 703 млн долл. против 40 млрд 536 млн долл.). Однако ВВП сократился до 3 трлн 752 млрд долл. против 4 трлн 488 млрд долл. в 2008 г. Соотношение военных расходов к уровню ВВП увеличилось и составило в 2009 г. 1,085% против 1,001% в 2008 г.

Объем военных расходов стран ЦАКБ в 2009 г. составил 107,18% от уровня 2008 г. (3 млрд 420 млн долл. против 3 млрд 191 млн долл.). ВВП сократился до 219,61 млрд долл. (против 227,74 млрд долл. в 2008 г).

Соотношение военных расходов к уровню ВВП в 2009 г. составило 1,557% против 1,401% в 2008 г.

Оставшиеся 4 региона (Западная Европа, Восточная Европа, страны на постсоветском пространстве и регион Северной и Северо-Восточной Африки) имели только один положительный показатель из трех — это соотношение военных расходов к уровню ВВП. Это говорит о том, что, несмотря на экономический кризис, эти регионы уделяли повышенное внимание военному строительству. Военные расходы стран Западной Европы в 2009 г. составили 90,515% от уровня 2008 г. (268 млрд 546 млн долл. против 296 млрд 685 млн долл.). ВВП — 16 трлн 154 млрд долл. против 17 трлн 946 млрд долл., соотношение военных расходов к уровню ВВП — 1,662% против 1,653%. Военные расходы стран Восточной Европы в 2009 г. составили 88,85% от уровня 2008 г. (19 млрд 648 млн долл. против 22 млрд 114 млн долл.). ВВП — 1 трлн 249 млрд 230 млн долл. против 1 трлн 468 млрд 320 млн долл., соотношение военных расходов к уровню ВВП — 1,573% против 1,506%. Военные расходы стран на постсоветском пространстве в 2009 г. составили

93,86% от уровня 2008 г. (46 млрд 628 млн долл. против 49 млрд 679 млн долл.). ВВП — 1 трлн 712 млрд 850 млн долл. против 2 трлн 283 млрд 920 млн долл., соотношение военных расходов к уровню ВВП — 2,722% против 2,175%.

Военные расходы стран Северной и СевероВосточной Африки в 2009 г. составили 95,96% от уровня 2008 г. (12 млрд 543 млн долл. против 13 млрд 72 млн долл.). ВВП — 440,96 млрд долл. против 497,62 млрд долл., соотношение военных расходов к уровню ВВП — 2,845% против 2,627%.

В 2008 году военные расходы России были 24 млрд долл. [5], в 2009 году они увеличились уже до 53.3 млрд долл. [7].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что кризис не сильно повлиял на рынок торговли ВиВТ, все так же существуют заказы и продолжаются переговоры по новым закупкам. Главное, что произошло с рынком в кризисный период, — были сокращены некоторые заказы и увеличился временной лаг в выполнении контрактных обязательств.

Литература

1. Данилкович Д., Шварев В. Анализ мирового рынка военных са-

молетов в 2007-2015 гг. Многофункциональные истребители, самолеты-заправщики и самолеты БПА // Рынки вооружений. М.: АРМС-ТАСС. 2007. Т. 7. № 7. 22 с.

2. Анализ мирового рынка многоцелевых истребителей на ближ-несрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу // Рынки вооружений. М.: АРМС-ТАСС. 2009. Т. 9. № 4. 36 с.

3. Анализ стоимостных объемов контрактов, заключенных на поставку военной авиационной техники в I пол. 2009 г. // Рынки вооружений. М.: АРМС-ТАСС. 2009. Т. 9. № 6. 32 с.

4. Ежегодник ЦАМТ0-2010: статистика и анализ мировой торговли оружием. М.: Центр анализа мировой торговли оружием, 2010.

5. Независимая газета, выпуск № 114 от 01.06.2009.

6. Центр анализа мировой торговли оружием. http://www.armstrade.

org

7. SIPRI Yearbook 2010. http://www.sipri.org/yearbook/2010

8. АРМС-ТАСС. http://www.arms-tass.su

9. ОАО «Компания «Сухой». http://www.sukhoi.org

Сведения об авторе

Цаликов Даниэл Русланович: аспирант, Всероссийская ордена Дружбы народов академия внешней торговли Министерства экономического развития России, факультет экономистов-международников. E-mail: td050686@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.