Научная статья на тему 'Мировой финансовый кризис: необходим выход за рамки экономических теорий'

Мировой финансовый кризис: необходим выход за рамки экономических теорий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / КРИЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ / ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКСИОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / WORLD FINANCIAL CRISIS / ECONOMIC SCIENCE / CRISIS OF ECONOMIC THEORIES / ECONOMICS / HUMAN ACTIVITIES / ACTIVITY APPROACH / PRAXIOLOGY / ECONOMIC ENGINEERING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берёзкин Юрий Михайлович, Иваницкий Виктор Павлович

Анализируется ситуация, сложившаяся в экономической литературе после мирового финансового кризиса 2008−2010 гг. Показываются фундаментальные причины неработоспособности современных экономических теорий («мэйнстрима»). Обосновывается точка зрения, согласно которой для адекватного ответа на вызовы времени необходим принципиальный выход за рамки экономических теорий и принятие на вооружение парадигмы деятельностного подхода и экономической инженерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The World Financial Crisis: the Need to Extend the Bounds of Economic Theories

The paper analyzes the situation in economic literature after the world financial crisis of 2008−2010. Fundamental reasons for inefficiency of mainstream economic theories are revealed. The authors justify the need for extending the bounds of such theories and accepting the activity approach paradigm as well as economic engineering to respond to the challenges of the time.

Текст научной работы на тему «Мировой финансовый кризис: необходим выход за рамки экономических теорий»

- Аграрный вестник Урала № 5 (123), 2014 г. - < JJJ^^L

_История

УДК 331.7.057.54:338.109.87(09)

УРАЛЬСКИЕ МЕХАНИЗАТОРЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ЧИСЛЕННОСТЬ И СОСТАВ

В. П. МОТРЕВИЧ,

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 89122830414; e-mail: [email protected]),

А. Ф. НИКИЛЕВ,

доктор исторических наук, профессор,

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

(49010, Украина, г. Днепропетровск, пр. Гагарина, д. 72; тел.: 8 (056) 374-98-64; e-mail: [email protected])

Ключевые слова: Урал, механизаторы, трактористы, комбайнеры, сельское хозяйство, бригадир, женщины, подростки, эвакуированные, обучение, квалификация, возраст, пол, заработная плата, оплата сельхозпродукцией, трактор.

На Урале сельское хозяйство перед войной располагало достаточно квалифицированными механизаторскими кадрами. Однако основная часть их была призывных возрастов и вскоре оказалась мобилизованной на фронт и для работы в промышленности. В статье показаны масштабы выбытия уральских механизаторов, определена степень обеспеченности ими сельского хозяйства уральских областей в военные годы. Подробно исследуются принимаемые в стране и на Урале меры по решению проблемы механизаторских кадров. Выявлено, что проблема механизаторских кадров в годы Великой Отечественной войны решалась, во-первых, за счет возвращения в МТС бывших механизаторов, во-вторых, подготовкой их на курсах при МТС, в школах механизации и путем индивидуального ученичества и, в-третьих, в результате привлечения рабочих с промышленных предприятий. Благодаря этим мерам удалось в основном решить проблему механизаторских кадров в количественном отношении. Показаны вызванные обстановкой военного времени изменения в подготовке механизаторов, трудности материально-бытового характера, с которыми столкнулись обучающие курсанты. Много внимания уделено изменению возрастного и полового состава механизаторских кадров, доказано, что основную часть механизаторов военных лет составляли женщины-колхозники и подростки. По мнению автора, качество этих новых механизаторских кадров было значительно ниже, чем в довоенные годы по причине их невысокой квалификации.

THE URAL MACHINE OPERATORS IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: NUMBER AND COMPOSITION

V. P. MOTREVICH,

doctor of historical sciences, professor, head of department, Ural state agricultural university

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (912) 283-04-14; e-mail: [email protected]),

A. F. NIKHILEV,

doctor of historical sciences, professor, Dnepropetrovsk national university of Oles Gonchar

(72 Gagarina pr., Dnepropetrovsk, 49010, Ukraine; tel: +7 (056) 374-98-64; e-mail: [email protected])

Keywords: the Urals, machine operators, tractor operators, combine operators, agriculture, brigade leader, women, teenagers, evacuees, training, qualification, age, gender, salary, payments in agricultural products, tractor

Before the Great Patriotic War, the Ural agricultural sector had enough qualified machine operators. However, the main part of them was of conscript age and was mobilized to the front and to work in industry. The article shows a dynamics of the Ural machine operators' relocation from agricultural areas, and researches to what extent agricultural areas in the Ural region were provided with those specialists during the war. The paper examines the measures adopted by the Soviet government in the country and in the Urals to solve the problem of machine operators' personnel. The author arrived at the conclusion that the problem of machine operators' personnel during the war was solved by three methods: the return of retired machine operators to the MTS; preparatory courses at MTS were opened, and individual training of the future specialists was supported; the workers from industrial enterprises were involved into MTS work. Those measures helped to solve the problem of quantity of machine operators. The paper researches the changes in machine operators' training triggered by wartime situation and the life difficulties, which students of the training courses were going through. Considerable attention in the paper was paid to changes in the age and gender composition of machine operators' personnel. The paper proved that women and teenagers made up a major part of machine operators during the war. According to the author's opinion, a quality of a new personnel was significantly lower than in the prewar years, because of their low qualification.

Положительная рецензия представлена В. В. Запарий, доктором исторических наук, профессором, заведующим кафедрой истории науки и техники Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

Аграрный вестник Урала № 5 (123), 2014 г. - < JJJf

История

В военное время из-за нехватки людских ресурсов особое значение приобрело использование техники, позволяющей экономить ручной труд. В годы довоенных пятилеток по мере укрепления материально-технической базы колхозов в деревне росла численность механизаторов. Большая часть механизаторов (трактористы, прицепщики) были наиболее образованным слоем колхозного крестьянства. Комбайнеры, а также машинисты молотилок числились в штатах МТС, то есть являлись работниками государственных предприятий. При этом все они целиком были заняты в колхозном производстве. В отечественной историографии опубликовано целый ряд работ, посвященных механизаторам военных лет [1]. Однако материалы о кадрах уральских машинно-тракторных станций в литературе встречаются лишь фрагментарно [2]. В данной статье предпринята попытка частично восполнить этот пробел.

На Урале сельское хозяйство перед войной располагало достаточно квалифицированными механизаторскими кадрами. По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. в сельском хозяйстве шести уральских областей и республик насчитывалось 13,4 тыс. бригадиров тракторных бригад, 79,9 тыс. трактористов и 20,2 тыс. комбайнеров. Трактористы и комбайнеры со стажем работы не менее 3 лет составляли половины их численности. Подавляющая часть сельских механизаторов имела призывной возраст. В 1939 г. 85,0 % трактористов и 92,0 % комбайнеров были в возрасте от 20 до 40 лет [3]. Уже летом 1941 г. десятки тысяч их были призваны в РККА. В Арамильской МТС (Свердловская область) в первые два года из 100 механизаторов на фронт ушло 75. Примерно такое же соотношение наблюдалось и в других МТС. Из числа механизаторов бронировались только часть бригадиров тракторных бригад и комбайнеров. Так, весной 1942 г. в МТС Свердловской области бронь имели 55,0 % бригадиров тракторных бригад и 35,0 % комбайнеров [4]. Бронирование позволило сохранить часть руководящих кадров МТС. В результате в 1943 г. с Курганской области треть руководящих работников МТС (директора, старшие агрономы и старшие механики, главные бухгалтеры) имели довоенный стаж работы.

Для замены выбывших механизаторов в стране принимались срочные меры. В сентябре 1941 г. Челябинский облисполком предложил председателям исполкомов районных советов в 3-дневный срок выявить всех, не работающих по специальности трактористов и комбайнеров и направить их на уборку [5]. Среди колхозников многие, особенно женщины, имея механизаторские профессии, не работали в МТС. Только в Свердловской области за годы третьей пятилетки было подготовлено 1250 женщин-механизаторов, из них по специальности работали 707 человек. С началом войны многие женщины стали возвращаться на работу в МТС. Большую роль в этом сыграло обращение трактористок Рамен-ской МТС Московской области. На четвертый день войны они обратились ко всем колхозницам страны с призывом взяться за овладение техникой вождения тракторов, комбайнов и автомобилей. С аналогичным обращением выступили женщины-механизаторы на Урале. В июле 1941 г. в Челябинской области с призывом ко всем неработающим женщинам-механизаторам снова взяться за руль трактора через районную газету обратились трактористки Ольховской МТС. Их приход в МТС позволил частично восполнить убыль механизаторских кадров.

Кроме женщин, на работу в МТС привлекали и эвакуированных механизаторов. Зимой 1941-1942 гг. в Челябинскую область прибыли три эвакуированные МТС: одна — из Киевской и две — из Полтавской областей. В их составе насчитывалось около 200 механизаторов, которые были направлены в МТС Челябинской области [6]. Привлечение к работе бывших механизаторов, а также использование эвакуированных, могли лишь частично решить проблему кадров МТС. Поэтому в стране повсеместно развернулась их массовая подготовка. Она велась в школах механизации и на курсах при МТС. Получившие специальность должны были проработать в МТС не менее 2 лет. Лица, оставившие учебу без уважительной причины, привлекались к уголовной ответственности. Механизаторов готовили не только из местного, но и из эвакуированного населения. В Свердловской области, например, была организована подготовка механизаторов из эвакуированного населения Белоруссии и Латвии [7].

В условиях военного времени одновременно с изменением источников и методов формирования массовых механизаторских кадров была перестроена и система их подготовки. Сроки обучения механизаторов были сокращены почти наполовину. При этом преследовались две цели: во-первых — ускорить, а во-вторых — удешевить их подготовку. Учеба механизаторов проходила в очень сложных условиях. Не хватало помещений, учебников, бумаги. Из-за недостатка или отсутствия электроэнергии занятия проводили только в дневное время. Особенно тяжело было тем, кто учился в районных школах механизации вдали от своих сел. Столовые и общежития в них были далеко не везде, а имеющиеся не обеспечивали минимальных потребностей учащихся. Так, курсанты Камышловской школы механизации (Свердловская область) жили в помещении бывшей церкви, по 70-100 человек в комнате. Их ежедневное меню состояло из капустных щей и чая без сахара. Многие курсанты этих трудностей не выдерживали и сбегали домой. Тем не менее, уже в первые два месяца войны вместо ушедших на фронт в стране было подготовлено свыше 260,0 тыс. механизаторов [8].

Массовая подготовка механизаторских кадров осуществлялась и на Урале. Наибольшее число механизаторов было подготовлено в 1942 г. — именно в тот год потребность в них была наивысшей. Однако механизаторов на селе все равно не хватало. Так, в Свердловской области за годы войны в армию было призвано 11,0 тыс. механизаторов, а подготовлено 26,3 тыс. Однако если за уровень обеспеченности МТС трактористами принять отношение их численности к наличному тракторному парку, а индекс 1940 г. условно принять за 100,0 %, то обеспеченность МТС Свердловской области составляла: в 1941 г. — 58,0 %, в 1942 г.— 84,0 %, в 1943 г. — 86,0 %, в 1944 г. — 92,0 %, а в 1945 г. — 97,0 % [9]. Таким образом, даже массовая подготовка механизаторов в годы войны не компенсировала их убыль на фронт и в промышленность. Имевшихся механизаторов не хватало для двухсменной работы, поэтому в июле 1943 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли решение о направлении в МТС в ответственные периоды работ по ремонту техники и уборке урожая квалифицированных рабочих с промышленных предприятий (но не в ущерб выполнению военных заказов). Местным органам рекомендовалось привлекать к уборке урожая рабочих, умевших управлять комбайном. Следует отметить, что в Свердловской и Челябинской областях в связи с большой нехваткой механизаторов подобные меры предпринимались и раньше.

www.m-avu.narod.ru www.avu.usaca.ru

Аграрный вестник Урала № 5 (123), 2014 г. - <

История

В годы войны существенно изменился состав механизаторских кадров, теперь они заметно отличались от довоенных. Если в 1930-е гг. механизаторов готовили в основном из мужчин, то в войну на учебу стали набирать женщин и подростков. В 1942 г. в Свердловской области 60,0 % обучавшихся механизаторов составляли женщины, в Челябинской области их удельный вес был еще выше. Доля женщин среди механизаторов заметно возросла. Если в 1939 г. их удельный вес среди трактористов составлял в Свердловской области 5,6 %, то в 1943 г. — 44,6 %, в Челябинской — 3,6 % и 30,0 % соответственно [10].

Из 2,0 млн подготовленных в СССР за годы войны механизаторов свыше 1,5 млн составляли женщины. Работать механизаторами женщинам было очень тяжело. Трактористка Половинкой МТС (Курганская область) Е. И. Родионова всю первую зиму в сорокаградусные морозы на гусеничном тракторе С-65 возила на элеватор пшеницу. От холода коченели руки и ноги, а каждый рейс продолжался по 2-3 суток [11]. Т. Л. Максимова — трактористка зерносовхоза «Буранный» (Челябинская обл.) — вспоминала: «Во время уборки зерновых я водила комбайн, а после пахала зябь. Прицепщиками были девчонки и мальчишки, и сама я была несовершеннолетней. Зимой возила волоком сено на фермы. Было очень холодно. Встала на ремонт — в мастерской тоже холод». Аналогичны и воспоминания колхозницы сельхозартели им. Чкалова (Шадринский район Курганской области) А. Колтыше-вой: «Трактора в те годы старенькие были и запчастей к ним почти не поступало. Начинаем заводить его, а он

закапризничает, не заводится. Брали веревки, накладывали их петлей на рукоятку и крутили до крови в ладонях. Так и работали» [12].

В годы войны изменился возрастной состав механизаторов. На смену ушедшим на фронт мужчинам пришли не только женщины, но и подростки. Именно 16-17-летние юноши и девушки составляли большую часть механизаторов. Таким образом, механизаторы сельского хозяйства тех лет — это преимущественно подростки и женщины-колхозницы. Происшедшие с началом войны изменения означали ухудшение качественного состава механизаторских кадров. На уровень производственной квалификации влияло и сокращение срока подготовки. Окончившие курсы при МТС получали лишь элементарные навыки управления машиной. Число трактористов высокой квалификации уменьшилось. Слабая теоретическая и особенно практическая подготовка механизаторов приводила к тому, что любая поломка техники означала ее длительный простой. К концу войны в связи с проводимой переподготовкой, а также возвращением части механизаторов из армии уровень их квалификации несколько повысился. Таким образом, проблема механизаторских кадров в годы Великой Отечественной войны решалась, во-первых, за счет возвращения в МТС бывших механизаторов, во-вторых, подготовкой их на курсах при МТС, в школах механизации и путем индивидуального ученичества и, в-третьих, в результате привлечения рабочих с промышленных предприятий. Благодаря этим мерам удалось в основном решить проблему механизаторских кадров в количественном отношении.

Литература

1. Анисков В. Т. С полей колхозных на поля сражений 1941-1945. Ярославль, 1975. 208 с.; Арутюнян Ю. В. Механизаторы сельского хозяйства СССР в 1929-1957 гг. : формирование кадров массовых квалификаций. М., 1960. 342 с.; Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. 2-е изд., доп. М., 1970. 466 с.; и др.

2. Корнилов Г. Е., Мотревич В. П. Колхозное производство на Урале в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Свердловск, 1985. 50 с.; Мотревич В. П. Сельскохозяйственные рабочие на Урале в 1940-1950-е гг. // Аграрный вестник Урала. 2013. № 1 (107). С. 45-47; Машинно-тракторные станции на Урале в годы Великой Отечественной войны // Аграрный вестник Урала. 2013. № 4 (110). С. 36-43; Х исамутдинова Р. Р. Сельское хозяйство Урала в годы Великой Отечественной войны. Малоизвестные страницы. Оренбург, 2002. 300 с.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 374. Оп. 34. Д. 1736. Л. 244; Д. 1746. Л. 186, 192; Д. 1751. Л. 183, 189; Д. 1752 Л. 141.

4. Государственный архив Свердловской области (далее — ГАСО). Ф. 88. Оп. 1. Д. 5099. Л. 447.

5. Объединенный государственный архив Челябинской области (далее — ОГАЧО). Ф. 1379. Оп. 3. Д. 24. Л. 69.

6. ОГАЧО. Ф. 804. Оп. 3. Д. 101. Л. 4.

7. ГАСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 988. Л. 23; Д. 1018. Л. 13; Приказ Свердловского областного земельного отдела № 457 от 31 декабря 1942 г. и № 17 от 19 августа 1943 г.

8. ГАСО. Ф. 1824. Оп. 1. Д. 1369. Л. 13; Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 61. Оп. 5. Д. 189. Л. 11.

9. ГАСО. Ф. 1813. Оп. 1. Д. 874. Л. 16; Д. 886. Л. 238; Д. 889. Л. 45.

10. ОГАЧО. Ф. 485. Оп. 1. Д. 889. Л. 35; ГАСО. Ф. 88. Оп. 1. Д. 5093. Л. 448; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 36. Д. 144. Л. 11.

11. Передовые механизаторы в сельском хозяйстве. М., 1957. С. 50.

12. Великий подвиг труда. Челябинск, 1970. С. 312-313; Очерки истории Курганской области. Челябинск, 1968. С. 359.

References

1. Aniskov V T. From the fields of the collective farm on the battlefields of 1941-1945. Yaroslavl, 1975. 208 p.; Arutyunyan U. V. The Mechanization of agriculture in the USSR in 1929-1957 : staffing mass qualifications. M., 1960. 342 p.; The Soviet peasantry in the Great Patriotic war. M., 1970. 466 p.; and other.

2. Kornilov G. E, Motrevich V P. Farm production in the Urals during the Great Patriotic war (1941-1945). Sverdlovsk, 1985. 50 p.; Motrevich V P. Agricultural workers in the Urals in the 1940-1950 // Agrarian Bulletin of the Urals. 2013. № 1 (107). P. 45-47; Machine and tractor station in the Urals in the years of the great Patriotic war // Agrarian Bulletin of the Urals. 2013. № 4 (110). P. 36-43; Khisamutdinova R. R. Agriculture Urals during the Great Patriotic war. Little-known pages. Orenburg, 2002. 300 p.

3. State archive of the Russian Federation (SARF). F. 374. Op. 34. D. 1736. L. 244; D. 1746. L. 186, 192; D. 1751. L. 183, 189; D. 1752. L. 141.

4. State archive of the Sverdlovsk region (hereinafter — the ASR). F. 88. Op. 1. D. 5099. L. 447.

5. United state archive of Chelyabinsk region (hereinafter — USACR). F. 1379. Op. 3. D. 24. L. 69.

6. USACR. F. 804. Op. 3. D. 101. L. 4.

7. ASR. F. 1824. Op. 1. D. 988. L. 23; D. 1018. L. 13; Order of Sverdlovsk regional land department № 457 of December 31, 1942 and № 17 dated August 19, 1943.

8. ASR. F. 1824. Op. 1. D. 1369. L. 13; Center for documentation of public organizations of Sverdlovsk oblast (CDPOSO). F. 61. Op. 5. D. 189. L. 11.

9. ASR. F. 1813. Op. 1. D. 874. L. 16; D. 886. L. 238; D. 889. L. 45.

10. USACR. F. 485. Op. 1. D. 889. L. 35; ASR. F. 88. Op. 1. D. 5093. L. 448; CDPOSO. F. 4. Op. 36. D. 144. L. 11.

11. Leading machine operators in agriculture. M., 1957. C. 50.

12. Great feat of labor. Chelyabinsk, 1970. P. 312-313; Essays on the history of the Kurgan region. Chelyabinsk, 1968. P. 359. www.m-avu.narod.ru 6 1 www.avu.usaca.ru 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.