Исмаилова Малохат Махмудовна,-
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории ТГУПБП
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Мировой финансовый кризис, в 2008-2009 гг. негативно повлиявший на экономическое развитие всех стран мира, не мог не затронуть, пусть в косвенном виде, экономического и социального развития нашей страны, не преодолевшей кризисных явлений, связанных с переходом от государственного регулирования экономики к рыночному. Этот трансформационный кризис Таджикистана, несмотря на прошедшие 18 лет постсоветского периода, все еще в значительной степени не преодолен и продолжает оказывать свое негативное воздействие.
Поэтому, несмотря на открытость национальной экономики, но с учетом слабой связи экономических процессов в Таджикистане с международными рыночными процессами, нынешний мировой финансовый кризис обусловил потери экономики из-за спада цен на основные экспортные товары (хлопок-волокно и алюминий первичный), сокращения потребности в неквалифицированной рабочей силе мигрантов и, соответственно, снижения почти на 30-40% денежных поступлений от трудовых мигрантов1, уменьшения прямых иностранных инвестиций, однако не вызвал общего спада производства, как в других странах (в той же России спад составил 7%).
Это связано не с эффективностью используемых регуляторов национальной экономики Таджикистана; пусть небольшой, но сохранившийся рост экономики страны в большей степени обусловлен ростом сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что финансирование модернизации и развития инфраструктуры (автодорог, объектов энергетики) в Таджикистане, которые экономической теорией в условиях кризиса рекомендовано осуществлять в целях сохранения рабочих мест, социальной стабильности и, соответственно, снижения кризисных явлений не оказало серьезного воздействия, поскольку используемые для этого китайские кредиты (свыше 600 млн. долларов США) осваиваются самими же китайским корпорациями с участием китайских рабочих практически без использования местного персонала (и это несмотря
1 Однако, судя по данным печати, поступление денежных средств от трудовых мигрантов только за I -е полугодие 2009 года составило 1,5 млрд. долларов США, в то время как поступление переводов за весь 2008 год составило 2,5 млрд.долларов - см.: Олеся Бобович. 1 млн.рабочих мест, и миграции не будет. - //Вечерний Душанбе, 15 октября 2009 года, №42 (621).
на продолжающуюся массовую трудовую миграцию в связи с ограниченностью рабочих мест в Таджикистане).
В этой связи в соответствии со Стратегией снижения уровня бедности Республики Таджикистан на 2007-2009 гг. и Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2015 года основным направлением экономического и социального прогресса принято всемерное развитие предпринимательства, в первую очередь малого и среднего предпринимательства как наиболее мобильной и активной формы бизнеса.
Развитие частного бизнеса, основанного на расширении экономических свобод, укреплении прав собственности и законности, развитии государственно-частного партнерства, определено в названном документе как второй по важности приоритет развития страны после реформы государственного управления.
Для этого Таджикистан обладает значительными возможностями: (1) большие запасы гидроэнергетических ресурсов и пресной воды; (2) разнообразные полезные ископаемые; (3) благоприятные природные условия для развития туризма; (4) производство сырьевых сельскохозяйственных ресурсов для промышленной переработки; (5) сравнительно большие площади неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного применения; (6) благоприятные условия для выращивания экологически чистых продуктов питания; (7) относительная развитость транспортно-коммуникационной системы; (8) наличие дешевой рабочей силы. Поэтому в стратегии предпринимательства должно быть учтено наиболее рациональное использование этих ресурсов.
Вместе с тем, экономическое развитие страны и, соответственно, развитие предпринимательства находится под влиянием ряда объективных негативных факторов, среди которых: (1) отсутствие выхода к морям; (2) удаленность от развитых мировых экономических центров; (3) недостаток собственных доступных нефтяных и газовых месторождений; (4) природно-географическая фрагментация страны на регионы; (5) невысокая емкость внутреннего рынка; (б) проявление фактов политической нестабильности в окружающем страну регионе; (7) высокие трансакционные издержки, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий, борьбой с наркотраффиком и терроризмом.
Материальной основой для развития эффективного частного сектора в экономике Таджикистана продолжает оставаться разгосударствление и приватизация государственного имущества. К настоящему времени приватизировано 8037 малых и средних государственных предприятий (90% от имеющегося количества)1. Вместе с тем, как показала практика, создания
1 Утверждено постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 года №704. "Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, с.З.; Каримов Ш. Предпринимательство в Таджикистане. - /Факты и комментарии, 9 августа 2007 года.; Ризокулов Т.Р. О некоторых
здоровой конкурентной среды и повышения производительности труда в результате приватизации не произошло. Только 68% государственных объектов, перешедших в частную собственность, продолжили свою деятельность, а остальная часть была разбазарена и утеряна, что привело к снижению промышленно-производственного потенциала страны. Бывшие колхозы и совхозы еще с 1996 года реорганизуются в десятки и сотни более мелких дехканских хозяйств, при этом, кроме истощенной земли и накопившихся долгов перед инвесторами, новые хозяйства в наследство ничего не получают. Это подтверждает замечание академика Р.К.Рахимова о недостаточной эффективности или неправильной реализации в нашей стране рекомендаций международных финансовых организаций1, а также тезис о том, что «... для успешного развития экономики более важна конкуренция, чем смена форм собственности»2. Поэтому более эффективное использование сохранившихся у государства объектов собственности могло бы способствовать развитию предпринимательства и экономическому развитию Таджикистана.
В соответствии со Стратегией снижения уровня бедности в Республике Таджикистан на 2007-2009 годы и Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 года для анализа состояния и улучшения предпринимательского климата в стране началось изучение 10 показателей международного предпринимательского рейтинга3. Такое направление действий стало основным для созданного в 2006 году Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом, определяющего государственную политику в области предпринимательства. Этому способствовали не только повышение статуса данного государственного органа, но также создание в 2008 году Координационного совета по инвестициям при Президенте Республики Таджикистан, включившего в свой состав высших представителей исполнительной власти, а также основных иностранных инвесторов и национальные предпринимательские организации.
Улучшение предпринимательского рейтинга потребовало внесения изменений в значительное количество регулирующих правовых актов. Так, принятие Правительством Республики Таджикистан новых правил выдачи патента и свидетельства индивидуальным предпринимателям (от 30.05.08. №273) и внедрение т.н. «супер-патента», вобравшего в себя уплату не только подоходного налога, но и уплату социального налога и налога с розничных
затратных механизмах макроэкономической нестабильности в трансформационной экономике. - /Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2008. №3. - с.7-8
1 Рахимов Р.К. О национальном доходе. - /Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2008. №4. - с.7.
2 Довгялло Я.П. Особенности рыночных преобразований в экономике Республики Таджикистан. - /Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2008. №4. - С.66.
3 Краткое описание такой оценки приведено в статье Кошлакова Г.В., Тураевой М.Щ. Некоторые оценки , инвестиционного климата в Таджикистане. //Экономика Таджикистана: стратегия развития. - 2008. №3. С. 27-28.
продаж, значительно упростило процедуры налогообложения указанных предпринимателей, уменьшило количество предоставляемой налоговой отчетности, сняло большинство ограничений по видам деятельности, которые получили право осуществлять индивидуальные предприниматели.
Серьезным шагом в этом направлении следует считать принятие указа Президента Республики Таджикистан «Об объявлении моратория на все виды проверок малого и среднего предпринимательства» от 25 июля 2008 года №496 и соответствующего Закона Республики Таджикистан от 26 марта 2009 года №505, запретившего проверки малого и среднего бизнеса. При этом, если иные страны (Россия, Казахстан, Кыргызстан) приняли подобные решения в пользу предпринимательства только на один год, мораторий на проверки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Таджикистане был принят на 2 года. В Послании главы государства Э. Рахмона парламенту страны отмечалось, что такое ограничение деятельности государственных органов не должно уменьшать поступления доходов бюджета и не должно приводить к уклонению предпринимателей от уплаты налогов. Однако на практике в начальный период действия Указа определенная часть предпринимательства восприняла указанное решение как индульгенцию от налогов, всячески уклонялась от постановки на налоговый учет и предоставления обязательной отчетности.
Принят указ Президента Республики Таджикистан «О реформировании разрешительной системы в Республике Таджикистан» от 7 марта 2009 года №633, установивший, что «реформирование разрешительной системы является приоритетным направлением государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности на 2009-2010 годы и осуществляется на основе принципов прозрачности процедуры выдачи разрешительных документов, снижения уровня государственного регулирования предпринимательской деятельности и установления единых требований к порядку выдачи разрешительных документов».
Говоря о разрешениях, имеются в виду не только ограниченные виды предпринимательства, которые могут осуществляться только на основе лицензий. Порядок лицензирования регулируется законом и иными нормативными актами в области лицензирования1. Здесь имеются в виду не урегулированные законодательством разрешения на получение участка земли, подключение к сети электроснабжения и пр.
Уже в 2009 году твердое намерение Таджикистана улучшить правовые условия предпринимательства и на этой основе снизить бедность населения было поддержано международным сообществом, и наша страна впервые в своей истории была включена в десятку стран мира, наиболее подверженных реформам.
1 Закон Республики Таджикистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» -Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004. №5 - с.348; постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении положения об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности» от 3 апреля 2007 года №172.
Для поддержки предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса в соответствии с Посланием Президента Республики Таджикистан (2008) разработан и принят новый Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (от 19.05.09. №508), основанный на принципиально новой правовой основе (принцип «Единого окна»), который вступил в силу уже с 1 июля 2009 года. В соответствии с новым законом: а)сроки государственной регистрации сокращены с 49 дней до 5 дней; б)количество предоставляемых для государственной регистрации документов сокращено с примерно 30 до 7 единиц, четко определенных в тексте закона; в) исключена правовая экспертиза предоставляемых для государственной регистрации документов; г) прием и обработка документов осуществляются не в 4 пунктах (по прежнему закону), а практически во всех административных центрах страны (почти 60 пунктов).
Для поддержки сельскохозяйственного предпринимательства был принят указ Президента Республики Таджикистан «О дополнительных мерах по поддержке сельскохозяйственной отрасли в Республике Таджикистан» от 30 мая 2009 года №663. В соответствии с ним для хозяйствующих субъектов в сфере хлопководства, финансирование которых осуществлялось до 1 января 2009 года из различных источников, задолженность перед инвесторами (составляющая, по имеющимся сведениям, 548 млн. долларов) будет погашаться за счет использования методов списания, дисконтирования, отсрочки погашения и эмиссии долгосрочных государственных ценных бумаг. Данная мера направлена на снижение долгового бремени дехканских хозяйств, возникших при реорганизации прежних крупных хлопководческих хозяйств, накопивших значительную задолженность перед своими инвесторами.
Дехканские хозяйства для осуществления своей производственной деятельности использовали новые источники финансирования1. Возможно, эта мера стимулировала рост производства пшеницы в Таджикистане (произведено 1,097 млн. тонн при потребности 1,2 млн.тонн) , однако серьезного снижения цен на муку на рынках страны это увеличение не вызвало.
Новая инициатива Госкомитета по инвестициям и управлению государственным имуществом, связанная с т.н. Программой «200 дней реформ», утвержденной правительством страны от 4 июля 2009 года, охватывает меры по различным сферам экономики, начиная с усовершенствования государственной регистрации субъектов бизнеса до внедрения ограниченного права собственности на землю. Ход исполнения
1 Судя по данным печати, только «Амонатбанк» предоставил 9015 клиентам льготных кредитов на сумму 1 бО.млн.сомони - См.Дзутцева Г. Вклады населения растут - кризис не помеха. - Вечерний Душанбе, 15 октября 2009 года, №42 (621)
: Салимчони Пирназар То кай орди казокй мехурем ? (До каких пор будем потреблять казахскую муку ?) -Точикистон, 15 октября 2009 года №42 (824) (тадж.)
данной программы находится под постоянным контролем руководства страны и, как предполагается, направлен на улучшение правовых основ для широкого развития предпринимательства в Таджикистане.
Сдерживанию предпринимательской активности, в первую очередь гласной предпринимательской активности, способствует сохраняющаяся неполная защищенность прав собственности предпринимателя (в разделе «Предпринимательство» Стратегии снижения бедности на 2007-2009 гг. определена как наиболее приоритетная задача).
Наличие реальных прав у органов исполнительной власти по изъятию имущества и ограничению прав и свобод предпринимателя, слабость и зависимость судебной системы, сохранение признаков монополизма в отдельных секторах экономики резко увеличивают предпринимательские расходы и риск, снижают стимулы граждан страны для вложения своих средств в эту сферу деятельности.
Данный сдерживающий фактор наиболее действенен в сельской местности (охватывающей 74% населения страны), где вопросы передачи в пользование участков земли входят в полномочия органов исполнительной власти на местах. Именно поэтому, наверно, в условиях малоземелья страны в одних и тех же районах одни лица имеют значительные земельные участки, а другим один гектар земли может быть передан для 8-10 человек.
В связи с этим, при намечаемой приватизации земли в случае, если эта приватизация будет бесплатной, владельцы крупных участков будут в большом выигрыше, хотя уже сейчас они имеют право сдавать часть своей земли в аренду с получением в свою пользу арендной платы (от 10% до 40% выращенного арендатором урожая).
Таджикистан не является богатым государством и не имеет достаточно средств для одновременного стимулирования развития ВСЕХ сфер и отраслей экономики. Поэтому, в соответствии с экономической теорией, государство может поддержать и, возможно, в результате этого получить большой эффект от поддержки только отдельных сфер экономики и/или производств, где в наличии имеются и рационально используются абсолютные и/или относительные экономические преимущества нашей страны перед другими странами. До сих пор одной из главных причин, сдерживающих устойчивое экономическое развитие страны, является дефицит электроэнергии.
Поэтому наиболее приоритетной отраслью национальной экономики является гидроэнергетика, которая создает общие условия для развития других отраслей экономики, а также для развития социальной сферы. Строительство крупных ГЭС, каковой является Рогунская, создаст возможности не только для обеспечения электроэнергетической безопасности страны, но и для получения валютной выручки от экспорта электроэнергии в соседние страны. Для строительства ГЭС и линий электропередач в условиях горной местности требуются огромные инвестиции. Налоговым кодексом предусмотрены значительные налоговые льготы при строительстве ГЭС,
предусматривающие освобождение от уплаты налогов не только прямых участников строительства (заказчиков и подрядчиков), но и иных поставщиков товаров, работ и услуг в период строительства.
Выращивание и переработка хлопка в конечную продукцию в условиях благоприятного климата и достаточного трудового потенциала могло бы быть следующей отраслью специализации нашей страны. Эта отрасль также важна в связи с обеспечением населения пищевым хлопковым маслом, а также топливом (гузапая). В отдельных районах гузапая является основным источником энергии для жизнедеятельности населения, что позволяет как-то сдерживать вырубку деревьев, избежать размывания и опустынивания почвы. Однако низкая производительность труда по сравнению с основными производителями текстильной продукции (Китай, Индия и Польша), близость и доступность небольшого национального рынка к указанным производителям, а также устаревшее оборудование ограничивают экспортные возможности Таджикистана на мировом текстильном рынке.
Одной из важнейших мер в области предпринимательства, предусмотренных Стратегией снижения бедности Республики Таджикистан на 2007-2009 годы, являлось изучение возможностей и определение отраслей, где Таджикистан мог бы конкурировать с другими государствами. До сих пор эта задача своего окончательного решения не нашла и поэтому сохраняет свою важность при разработке экономической политики страны на перспективу.
Высокий уровень риска производственного предпринимательства, за исключением частных банков и сотовых компаний, привел к тому, что производственный частный бизнес в Таджикистане в основном ограничен небольшими дехканскими хозяйствами и обслуживающими фирмами. Большинство приватизированных производственных предприятий было реорганизовано в торговые организации или разрушено. В структуре предпринимательства более 70% составляет торговое предпринимательство, которое постепенно сдает свои позиции перед более активными и предприимчивыми предпринимателями из Китая, Ирана и Афганистана. Еще большая государственная поддержка такого предпринимательства обусловит, соответственно, еще большее вытеснение национального бизнеса из внутреннего рынка Таджикистана.
Поэтому, кроме гидроэнергетики и полной переработки хлопкового сырья в готовую продукцию, отраслями производственной специализации Таджикистана при сравнительно небольших инвестициях могли бы стать:
- круглогодичное производство сравнительно дешевых и экологически чистых овощей и фруктов (пока еще большая часть потребности главного рынка страны - города Душанбе - обеспечивается за счет ввоза сравнительно недорогих овощей и фруктов из соседнего Узбекистана; завозимые из Ирана и других стран мандарины, апельсины и бананы стали чуть ли не повседневными фруктами на столах граждан Таджикистана). В зимний период указанные сельскохозяйственные культуры, как показывает опыт
китайских крестьян, доступны для производства в простейших парниках. Одновременно, с учетом производственных стандартов стран - импортеров, указанная продукция после промышленной переработки могла бы вывозиться на потребительские рынки Казахстана и России;
- производство фармацевтической продукции из местного природного сырья. В настоящее время в Таджикистане производится лишь несколько наименований лекарственных средств, при этом основная потребность населения обеспечивается за счет импорта, в том числе низкокачественного импорта. Соседние страны готовы произвести пользующиеся спросом лекарственные средства из практически всех имеющихся в Таджикистане видов растительности и животных. Серьезное отношение к качеству производства и определенная государственная поддержка производителей в нашей стране способны сравнительно недорого и быстро превратить такого рода производство в различные отрасли специализации;
- огранка природных драгоценных камней и производство готовой ювелирной продукции. По сравнению с двумя указанными сферами это направление производства никогда не имело большого значения в экономике страны. Однако поддержка государства и использование богатейших местных природных ресурсов могли бы способствовать постепенному вхождению Таджикистана в мировой рынок ювелирных изделий (сейчас даже внутренняя потребность населения обеспечивается за счет разнокачественной продукции Турции, России, Кыргызстана и др.стран);
- совместно с китайскими и иными инвесторами таджикские производители могли бы насытить потребность среднеазиатского региона в тракторах малой мощности (мини-тракторах для мелких земельных участков), семейных микро- и миниэлектрогенераторах для производства гидроэнергетической, солнечной и ветровой электроэнергии. Это, в свою очередь, способствовало бы в ближайшие годы решению социальных проблем и сокращению зимнего дефицита электроэнергии в Таджикистане.
Каждая отдельная область или даже район Таджикистана могли бы предложить свои отрасли производственной специализации. Однако действительные сферы абсолютного и/или относительного экономического преимущества Таджикистана перед другими странами требуют более полной расчетной обоснованности. И чем скорее эти расчеты будут произведены и приняты соответствующие государственные решения, тем скорее создадутся условия для общего стабильного экономического роста и снижения бедности населения в Таджикистане.
Ключевые слова: трансформационный кризис, рост экономики, экологически чистая продукция, фармацевтическая продукция, огранка драгоценных камней, потребность
региона, отрасли производственной специализации.
Key words: transformational crisis, economy growth, non-polluting production, pharmaceutical productions facet of jewels, requirement of region, the branches of industrial specialization.
Исмаилова М.М.
Мировой финансовый кризис и проблемы государственной поддержки развития
предпринимательства
Статья посвящена экономической политике Таджикистана в условиях воздействия мирового финансового кризиса. Воспринимая развитие предпринимательства как основное средство для снижения бедности и повышения общего экономического развития страны, автор рассматривает достижения и возможные направления развития частного сектора в нашей стране. За последние годы осуществлено много мер по развитию национальной экономики. Достигнутые в 2009 году результаты свидетельствуют о том, что реализация мер, предусмотренных Стратегией снижения уровня бедности РТ на 2007-2009 гг. и Национальной стратегии развития РТ на период до 2015г., заложила реальную основу для устойчивого развития национальной экономики. Немалую роль в этом деле сыграли правовые реформы. С целью улучшения климата предпринимательства и инвестиций, роста их показателей, государство и правительство РТ продолжают совершенствовать законодательство и процедуры, регулирующие деятельность частного сектора, защиту прав предпринимателей и инвесторов, совершенствование системы налогообложения и других нормативно-правовых документов.
Ismailova M.M.
World financial crisis and problems of the state support of business development
Article is devoted economic policy of Tajikistan in the conditions of influence of world financial crisis. The author considers achievements and possible directions of development of a private sector in our country. Many measures on national economy development are carried out during the last years. A considerable role in this business have played the legal reforms. For the purpose of improvement of a climate of business and investments, growth of their indicators, the state and government of RT continue to improve the legislation and the procedures regulating activity of a private sector, protection of the rights of businessmen and investors, perfection of a taxation system.
Мирсаидов Аброр Бобоевич,-
доктори илмпои иктисод'1,профессор ноибректори илми ДД^БСТ
НАКШИ ДАВЛАТ ДАР «СИЛСИЛАИ СЕГОНАИ» НИЗОМИ НАВИ ИННОВАТСИОНИИ КИШВАР
Дар жах,они муосир, бахусус дар кишвараои мутараккии .шааон низоми глобалии инноватсионо руи кор омада, жараёни он хеле суръатнок идома дорад. Ва ин малрои созандаро агар бо асри бист такозо кунем, пас ислох,оти куллии ин низом зуд ба чашм мерасад. Дар кишвараои тавлидгари неъматаои инноватсиош мух,лат ва ё фосилаи ихтироъ, коркарду тах,ия ва истеъмоли неъматаои инноватсионо хеле фишурда шуда, доираи