Научная статья на тему 'Мировой финансовый кризис и международное право'

Мировой финансовый кризис и международное право Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумилов Владимир Михайлович

Настоящий текст представляет собой выступление заведующего кафедрой ВАВТ профессора В.М. Шумилова на 52-ом Ежегодном Собрании Российской Ассоциации международного права в мае 2009 года. В выступлении затрагиваются вопросы глобального экономического кризиса и развития международного финансового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой финансовый кризис и международное право»

Мировой финансовый кризис и международное право

(по материалам выступления на 52-ом Ежегодном Собрании Российской Ассоциации международного права)

В.М. Шумилов

Кризис международной финансовой системы.

Существуют различные взгляды на корни, природу и содержание глобального экономического (валютно-финансового) кризиса 20082009 гг.

Многие экономисты и политологи считают, что это кризис перепроизводства. Другие видят его как кризис кредитной системы (недостаток ликвидности). Причину кризиса видят в том, что «прорвался пузырь», надутый на мировом рынке ценных бумаг, были значительно завышены в оценке (стоимости) активы американских предприятий. Наконец, в мире есть подозрения, что кризис был инспирирован для того, чтобы помочь Соединенным Штатам (либо некой «мировой верхушке») удержать доллар США в качестве мировой валюты путем определенных структурных реорганизаций. Похоже, все эти предположения или часть их отражают ту или иную сторону истины.

Можно добавить: разразившийся кризис -это кризис сложившегося после Второй мировой войны несправедливого мироустройства, основные выгоды от которого извлекали и пока еще продолжают извлекать в основном развитые (а точнее - западные) страны, прежде всего США. Это результат несоответствия валютно-финансовых (экономических) реалий принципу справедливости в международноправовой системе - своего рода «божья кара».

Ни в одной международной (глобальной) подсистеме несправедливость не проявляется столь очевидно и с таким размахом, как в международной финансовой системе (МФС). Именно сложившаяся глобальная валютно-финансовая система позволяет США потреблять в два раза больше, чем они производят (импортировать в страну реальные товары, а рассчитываться с миром своими «бумажками» -долларами).

Кризис затронул все пять составляющих МФС: а) предметно-объектную сферу; б) субъектно-институциональную сферу; в) регулятивную сферу; г) функциональную сферу; д) идеологическую сферу. И он (кризис) так или иначе отразится - уже отражается - в каждой из них и в МФС в целом.

Что, собственно, произошло? Внешне это выглядит так: какому-то американскому банку вовремя не вернули долги по ипотеке; банк, в свою очередь, не смог вернуть кредиты другим банкам, а эти банки - выполнить свои обязательства перед партнерами и кредиторами. Следом «посыпались» прочие банки, инвестиционные фонды и другие коммерческие финансовые организации. Началась волна банкротств. Кредитная система замерла: нет необходимой наличности. А если у кого-то и есть деньги, то лучше их пока попридержать.

Из банковско-кредитной системы США «неплатежи» и недостаток кредитных ресур-

сов перекочевали в другие страны: банковские системы всех стран мира столкнулись с нехваткой долларовых ресурсов. Из России, как известно, стали уходить иностранные инвестиции, и пришлось прибегать к валютным резервам (доставать доллары из «заначки»). Недостаток инвестиций (иностранной валюты - долларов) ударил по производственной сфере: инвестиционные проекты были приостановлены, штаты сокращены, объем производства упал почти во всех развитых странах, в том числе в России.

Таким образом, недостаток кредитных ресурсов «ударил» по экономике в целом, по реальному производству материальных и нематериальных благ, по государственным бюджетам, по платежным балансам, по объемам внешней торговли.

От страны к стране эта общая картина может меняться, иметь свою специфику. Так, для России, например, большое значение имеет фактор мировой цены на энергоносители -на нефть. С падением цены на нефть, соответственно, уменьшился приток долларов, что усилило эффект кризиса.

Для других стран важной оказалась существенная зависимость от экспорта: сокращение экспорта также привело к уменьшению валютной (долларовой) выручки. Ряд государств не имел необходимых валютных резервов и не смог восполнить уменьшение инвестиций, приток долларов в страну; такие страны встали на грань государственного дефолта и обратились за кредитами к МВФ.

Как видят страны выход из кризиса? Понятно, что задачи по выходу из кризиса тесно связаны с перспективами всей МФС. США ничего не хотят менять в МФС; хотят сохранить прежнюю гегемонию доллара, и, следовательно, их задача - «всего лишь» восстановить кредитную систему: дать системе достаточное количество долларов. Отсюда запуск американского «печатного станка»: США приступили к массированному наводнению своей банковской системы (и всей МФС) долларами.

Европейцы акцент сделали на поддержание производства. Многие страны решили перевести свою внешнюю торговлю с расчетов в долларах на расчеты в других валютах.

Россия, как известно, открыто и прямо предложила «отвязать» мировую экономику и прежде всего внешнюю торговлю от доллара США и перейти на другую мировую валюту, а пока в качестве таковой использовать СДР -специальные права заимствования (искусственную «протовалюту», применяемую в расчетах в рамках МВФ).

Из всего сказанного можно сделать вывод: главная причина кризиса состоит в том, что мировая экономика и внешняя торговля слишком жестко и тесно привязаны к доллару США. Любая «болезнь» доллара передается всей международной экономической системе. Доминирующее положение доллара США - центральная проблема МФС.

Из истории становления международного финансового права.

Каким же образом доллар стал стандартом в мире валют? Обратимся к истории.

Интернационализация вопросов взаимодействия государств в финансовой сфере началась с двух главных - взаимосвязанных - вопросов:

1) вопроса соотношения каждой национальной валюты с иностранными валютами. Без решения этого вопроса нельзя было осуществлять расчеты с иностранными партнерами, а значит вести международную торговлю;

2) вопроса поддержания платежного баланса. Отрицательное сальдо платежного баланса ведет к дефициту иностранной валюты в стране; положительное - к избытку, что сказывается на внутреннем курсе национальной валюты и на объемах импорта/экспорта товаров.

Таким образом, для обеспечения международной торговли необходимо было, как минимум, обеспечить соответствующие условия в международной финансовой системе на многосторонней основе.

С международно-правового обеспечения этих вопросов и началось становление международного финансового права (МФП).

Впервые на многосторонней основе проблема единого стандарта для валют торгующих государств была решена на Парижской валютной конференции в 1867 году. Каждую национальную валюту «привязали» к определенно-

му количеству золота, после чего можно было одну валюту выражать в единицах другой валюты, т.е. определять стоимость валют. При такой системе государства должны были держать резервы в золоте - для того, чтобы по итогам финансового периода «погашать» сальдо платежного баланса золотом. Имеющаяся в обращении национальная валюта должна была иметь золотое покрытие, но государства постоянно печатали денег больше, чем было обеспечено золотом (в том числе готовясь к первой мировой войне), и национальные валюты девальвировались.

В 1922 году на Генуэзской конференции было решено расширить финансовый инструментарий. С этого времени погашать сальдо платежного баланса стали «девизами» - ценными бумагами, прежде всего векселями. Эта система получила название «золото-девизной» системы, или системы «золото-девизного стандарта».

В 1944 году во время Бреттонвудской конференции США добились, что «промежуточной прокладкой» между валютами мира -платежно-расчетной единицей - станет доллар США, а он, в свою очередь, будет привязан к точному количеству золота. Родилась система «долларового стандарта»: каждая валюта мира была «привязана» к определенному количеству долларов, а доллар - к золоту.

Теперь резервы государств должны были состоять из золота и долларов США. Мировой рынок золота США взяли под свое управление и регулирование. Вот почему в Форте Нокс в США сегодня находится 15 тысяч тонн золота в качестве резерва.

Теоретически любое торгующее государство могло свое положительное сальдо платежного баланса обратить в золото (в США), но ни одно не обратило.

Таким образом, в результате исторически сложившейся ситуации (послевоенной разрухи и слабости всех валют мира) Соединенным Штатам удалось «протолкнуть» доллар в середину - в центр - международной валютной системы.

На страже этой системы встал Международный валютный фонд, главная задача которого - удерживать платежные балансы; обес-

печить либерализацию (устойчивость и стабильность) платежей в международной торговле. Механизм принятия решений внутри МВФ также был (и остается) в руках США.

Эта система по своей конструкции напоминает «пылесос», вмонтированный в мировую экономику: «пылесос» выбрасывает в мир доллары, которые всем нужны, потому что на них можно покупать товары в любой стране, создавать из них резервы. Взамен «бумажек»-долларов «пылесос» засасывает в США из мира реальные товары - материальные и нематериальные ценности, произведенные во всех странах. Вот почему США потребляют в два раза больше, чем производят. При этом печатный станок, извергающий доллары, находился и находится в США, а сами США также регулярно печатали больше долларов, чем было обеспечено золотом в хранилище Форта Нокс. Эту систему президент Франции генерал Де Голль назвал «невиданной экспроприацией».

В 70-ых годах ХХ века Европа осознала, наконец, масштабы неэквивалентного обмена и взяла курс на отход от доллара как единственной глобальной платежно-расчетной единицы. На Ямайской/Кингстонской конференции 1976 года обязательная «привязка» всех валют к доллару США была отменена. Государства получили право выбора любого режима валютного курса - под надзором МВФ. В итоге международная финансовая система разделилась на своеобразные «валютные зоны» - зону доллара, зону европейских валют (а позднее - зону евро).

Можно говорить, что европейцы расчистили место в МФС для своей валюты - евро; вытолкнули на финансовый ринг валютного конкурента доллару. В мире сложилась, по существу, валютная «биполярность». Ямайская конференция подготовила для этого правовую почву. Была идея - ввести искусственную мировую валюту под управлением МВФ. Прототипом ее стали СДР - специальные права заимствования, однако США не допустили этого, и СДР остались просто «виртуальным» платежно-расчетным средством в рамках МВФ. Теперь резервы государств состоят не только из золота и ценных бумаг, но и из долларов, евро, других валют, претендующих на мировое или региональное господство (иена, китайский юань и др.), СДР.

Прогноз развития МФС.

Глобальный валютно-финансовый кризис дал старт обострению «войны валют», разделу МФС на региональные «зоны валютного влияния». Обостряется война доллара и евро. На роль региональных валют претендуют китайский юань, российский рубль. Есть предложения о создании коллективных валют в Латинской Америке, Азии, арабских странах и др. (афро, сукре, амеро и т.п.).Не трудно заметить закономерность: на всех континентах развернулись интеграционные процессы; в рамках региональных интеграционных объединений создаются в качестве логичного этапа развития платежные и валютные союзы. Такие союзы объективно взращивают региональные валюты, которые становятся и/или станут главными платежно-расчетными средствами в международной торговле региона. Это означает, что в международной финансовой системе в ближайшие 10-20 лет появятся несколько «новых» валют (либо национальных, либо коллективных), которые «поделят» международную финансовую систему, оттеснив доллар и евро.

Если учесть, что эти - «новые» - валюты «представляют» разные цивилизационные центры, то фактически в МФС началось оттеснение «западной цивилизации» другими цивилизационными центрами. Роль и место доллара объективно уменьшается и должна уменьшиться.

Россия представляет собой самостоятельное цивилизационное пространство. Для нашей страны важно войти в МФС «своей валютой» -на равных с другими региональными валютами. Наличие «своей валюты» обеспечивает нам «цивилизационный суверенитет»; рубль - финансовая основа русской культуры и всего российского (а шире - и постсоветского) цивилизационного пространства.

Можно предположить два сценария развития событий:

1) первый: ведущим государствам в обозримом будущем удастся договориться «по-доброму» ввести единую - наднациональную

- валюту искусственного происхождения (пусть, например, это будут СДР, которые потом получат более благозвучное название). Это - менее болезненный путь, но для него необходимы решения в рамках МВФ, а МВФ -под контролем США;

2) второй сценарий: единую валюту по договору ввести не удастся из-за сильного сопротивления «западного цивилизационного центра»; в этом случае развернется долгий период противостояния региональных валют, а в конце концов, после многих побед и поражений, на основе их синтеза (под принуждением обстоятельств или военно-экономическим принуждением), за пределами правового поля МВФ, все равно возникнет единая валюта. В нее «войдут», по результатам очередной всемирной конференции, все немногочисленные национальные и коллективные валюты, победившие в глобальной конкуренции. Хорошо было бы, если российский рубль составил бы в этой - единой

- валюте хотя бы 10% (хотя если принимать в расчет «стоимость самой страны с ее пространствами и ресурсами», доля России объективно должна составлять 25-40%).

Развитие международного финансового права (МФП).

Итак, установление глобального правопорядка в МФС началось с появления и развития двух международно-правовых институтов: института валютного стандарта и института поддержания платежных балансов. Оба эти института составляют сердцевину большого института - международного валютного права -в рамках МФП. Именно эта часть МФП подвергается в настоящее время корректировке; глобальный валютно-финансовый кризис скажется прежде всего на данном институте.

В составе МФП имеются и другие институты: международное кредитное право,

международное платежно-расчетное право, международное долговое право, институт борьбы с отмыванием неправомерных доходов и др. Все они так или иначе под влиянием кризиса получают новый импульс для развития.

Кроме предметно-объектной стороны МФС, изменения происходят и в субъектноинституциональной составляющей МФС. Определенные изменения давно назрели в Международном валютном фонде. Активизировались Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, органы платежных и валютных союзов - по всему миру. Появились новые региональные международные финансовые и инвестиционные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.