ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС
Мария ЧЕНЦОВА, «Ремедиум»
Мировой фармацевтический рынок
в 200: 3- 2006 гг.
Фармрынок, являясь динамично развивающимся и гибко реагирующим на малейшие колебания внешней среды, подвержен серьезным изменениям, которые постепенно проявляются уже в течение последних нескольких лет. Ключевые изменения мирового фармрынка вызваны в первую очередь появлением новых растущих рынков, оказывающих прямое воздействие как на объем, так и на его структуру, а также снижением темпов роста фармрынка.
ОБЩИИ ОБЪЕМ ПРОДАЖ МИРОВОГО ФАРМРЫНКА: ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ
По данным 1МБ объем мировых розничных продаж на фармрынке за период 2003—2005 гг. составил 497—602 млрд. долл., стабильно показывающий активный его рост на 10—7%. Несмотря на несколько снижающийся темп роста мирового фармрынка с 10 до 7%, аналитики 1МБ не теряют оптимизма и в 2007 г. прогнозируют увеличение данного показателя на 5—6%, в среднем до 665—685 млрд. долл.
Основные факторы, способствующие увеличению объема продаж на мировом фармрынке — это рост количества пожилого населения, увеличение уровня благосостояния населения, введение в обращение новых препаратов. Уменьшение темпов роста мировых объемов продаж на фармрынке объясняется снижением эффективности и производительности ведущих фарм-компаний. Основные причины подобной неэффективности кроются в громоздкости и многочисленных слияниях и поглощениях крупнейших фарм-компаний. Постепенное укрупнение компании приводит к снижению гибкости управления, мобильности и неэффективности приня-
тию решений, что ключевым образом оказывает негативное влияние на направление R&D деятельности.
ОБЗОР ЛИДЕРОВ-БРЭНДОВ ЗА 2003—2005 гг.: КТО В АРЬЕРГАРДЕ?
Один из важных индикаторов мирового фармрынка, на основе которого возможно судить о тех или иных тенденциях, — динамика объемов продаж Топ-10 мировых брэндов и их соотношение с общими розничными продажами ЛС. За период 2003—2005 гг. объем продаж лидеров-брэндов на мировом фарм-рынке увеличился с 48,3 до 53,6 млрд. долл., или на 17,8%. Эта группа характеризуется устойчивым набором ЛС (в 2003—2005 гг. 8 торговых наименований входят в Топ-10), а также увеличением темпов роста некоторых брэндов в пределах 10—60%. Несомненным лидером за весь анализируемый период является Lipitor, брэнд компании Pfizer, активно увеличивающий объем продаж с 10,3 до 12,9 млрд. долл. и долю на мировом фармрынке с 2,07 до 2,14%. Второе место в группе лидеров прочно занимает препарат Zocor (Merck & Co), показывая в течение 2003—2004 гг. отличные результаты по росту объема продаж с 6,1 до 5,9 млрд. долл. Несмотря на то, что Zocor находился в «тройке лидеров» в 2003—2004 гг., он постепенно вытесняется препаратом Plavix компании Sanofi-Aventis и Bristol-Myers Squibb. В 2003 г. Plavix занимал всего лишь 8 место в Топ-10 брэндов с объе-
наш
The volume of retail sales in the world and their dynamics; TOP-10 of pharmaceutical brands; the regional structure of the world pharmaceutical market (pharmacotherapeutic profile); the prospects for 2007.
Maria CHENTSOVA, «Remedium». The world pharmaceutical market from 2003 to 2006.
мом в 3,7 млрд. долл. и долей рынка 0,74%, в 2004 г. — уже 3, увеличив объем продаж до 5,0 млрд. долл. и долю рынка до 0,89%, а в 2005 г. — 2, достигнув объем продаж 5,9 млрд. долл. и доли рынка 0,98%, увеличив общий объем продаж на 59,4%.
По аналогичным сценариям разворачивалось присутствие на рынке таких препаратов, как Nexium компании AstraZeneca (7 место в 2003 г. с объемом продаж в 3,8 млрд. долл. и долей рынка в 0,76%, а в 2004—2005 гг. — 3—2 место и увеличение объемов продаж с 4,8 до 5,7 млрд. долл. и доли рынка с 0,85 до 0,94%) и Seretide/Advair компании GlaxoSmithKline (9 место в 2003 г. с объемом продаж в 3,7 млрд. долл., в 2004 г. препарат занимал 7 место, увеличив объем продаж до 4,7 млрд. долл., а в 2005 г. — 4 с объемом продаж 5,6 млрд. долл.).
ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ. ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС
17
январь 2007 РЕМШ1ШМ
Изменение в группе лидеров за период
2003—2005 гг. произошло за счет выбывания препарата Zoloft компании Phizer, у которого в 2004 г. закончился срок патента и Егуро компании Eprex/Procrit, у которого срок завершился в 2005 г. Кроме того, в
2004—2005 гг. объявились новые лидеры-брэнды:
Effexor компании Wyeth, заняв прочно 10 место, и Ogastro/Prevacid, который оказался на 9 месте.
Несмотря на устойчивый рост объемов продаж лидеров-брэндов мирового фармрынка, хотелось бы отметить закономерность снижения их темпов роста: в 2003—2004 гг. темп роста составил 10,9%, а в 2004—2005 гг. —
уже 10,6%. Кроме того, за анализируемый период отмечается постепенное сокращение доли рынка лидеров-брэндов относительно общего мирового фармрынка с 9,7 до 9,4%.
Анализ производителей лидеров-брэндов фарм-рынка за период 2003— 2005 гг. позволяет сделать вывод, что несомненным лидером среди них является компания Pfizer, имея в своем активе 3 брэнда с совокупностью объемов продаж в 18,2—17,9 млрд. долл., остальные компании имеют в своем портфеле по 1 брэнду с объемом продаж в пределах 3,8—5,9 млрд. долл. (AstraZeneca, Sanofi-Aventis, Eli Lilly, GlaxoSmithKline).
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРОВОГО ФАРМРЫНКА 2003—2005 гг.: ЧТО НОВОГО?
В структуре региональной сегментации мирового фармрынка за период 2003—2005 гг. больших изменений не произошло: по-прежнему абсолютным и относительным лидером является США с постоянным увеличением объемов продаж с 229,5 до 265,7 млрд. долл., сохраняя темп роста на уровне общемирового рынка в 7—8%. Доля рынка США составляет 49—47%, блюдается постепенное ее снижение за счет активно растущих азиатских рынков.
Европа занимает 2 место на мировом фармрынке с положительной динамикой объема продаж с 129,7 до 169,5
ровне Доля %, на- ✓
Ї-ЇТЛР
РИСУНОК 1
I Объем продаж мирового I фармрынка за 2003—2005 гг.
800
700
600
500
400
300
200
100
602
497
559
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Источник: IMS Health
РИСУНОК 3
Объем мировых розничных продаж ЛС в разрезе региональных рынков за 2003—2005 гг.*
300
250
200
150
100
50
о
■
Mà
РИСУНОК 2
I Топ-10 лидеров-брэндов мирового I фармрынка за 2003—2005 гг.
Lipitor
(atorvastatin)
Plavix
(cLopidogreL)
Nexium
(esomeprazole)
Seretide/Advair
(fluticasone+
salmeterol)
Zocor (simvastatin)
Norvasc
(amlodipine)
Zyprexa
(olanzapine)
Risperdal
(risperidone)
Ogastro/Prevacid
(lansoprazole)
Effexor
(venlafaxine)
Erypo (epoetin alfa)
Zoloft
(sertraline)
США Европа Япония Азия, Африка, Латинская Австралия Америка
■ — 2003 г. □ — 2004 г.
□ — 2005 г.
* Исключаются данные о непроверенных рынках.
Источник: IMS Health
12
12,9
3.7
3.8 4
4
12
15
■ — 2003 г. □ — 2004 г.
□ — 2005 г.
Источник: IMS Health
18
МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В 2003-2006 ГГ.
РИСУНОК 4
Проявление сезонности на мировом фармрынке в 2004—2006 гг.
Северная Америка
Европа («пятерка» лидеров)
Япония
Латинская Америка («тройка» лидеров)
Австралия/Новая Зеландия
57,472
60,115
56,379
82,181
89,943
92,376
203,517
191,133
179,546
■ — август 2003—июль 2004 г.
□ — август 2004—июль 2005 г.
□ — август 2005—июль 2006 г.
Источник: IMS Health
млрд. долл., увеличив этот показатель на 30,6%. Кроме того, о положительном результате развития европейского рынка свидетельствует постоянное увеличение доли рынка с 28 до 30%. Японский фармрынок, несмотря на то, что является вторым по объему после американского, имеет тенденцию к снижению темпов роста за
2003—2005 гг. с 10,6 до 3,9%, увеличив объем продаж всего лишь на 15% и снизив долю рынка с 11 до 10,7%. Выделяя 5 крупнейших региональных фармрынков, следует отметить, что лидером среди них остается североамериканский рынок, занимая долю в 53,4—53,9%; на долю европейского рынка («пятерки» лидеров) приходится ориентировочно 24,4%; японский рынок, хоть и со снижающейся тенденцией, занимает долю в 16,7—15,2%. Наиболее активно развивается латиноамериканский и азиатско-австралийско-африканский рынок, о чем свидетельствует увеличение объема продаж на 39,7% и на 24,3% соответственно. Таким образом, в будущем активные действия ведущих фармком-паний будут направлены именно на рынки стран Азии и Латинской Америки. В частности, американские, европейские и японские компании будут концентрировать свое внимание на рынках Турции, Китая, Индии. Наиболее активно растущим рынком оказывается латиноамериканский с темпом прироста за период 2003—
2005 гг. в 43,9%. На остальных ключевых рынках темп прироста составляет в пределах 2—15%. Таким образом, одна из тенденций мирового фармрынка — это выход ведущих фармкомпаний США, Европы и Японии на рынки стран Латинской Америки с целью его дальнейшего «развития».
іііііііііііі і пт шин И
В РАЗРЕЗЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП ЗА 2003—2005 гг. ■
В 2003—2005 гг. мировой фармрынок в разрезе терапевтических групп вырос на 29,7%. Наиболее активно на изменение структуры рынка влияют ЛС гиполипидемической группы (объем
продаж подскочил с 26,1 до 32,4 млрд. долл., сохранив долю рынка в пределах 5,8—6,0%), противоопухолевой группы (объем продаж увеличился с
23.8 до 28,5 млрд. долл., доля рынка увеличилась с 4,6 до 5,1%), антидепрессантов (объем продаж вырос до
19.8 млрд. долл., закрепляя за собой 3,5—4,0% рынка). К концу 2005 г. 12 терапевтических групп, активно пользующихся спросом, заняли около 33% мирового фармрынка. Объем мировых розничных продаж по 12 терапевтическим группам увеличился с 335,782 до 377,389 млрд. долл., т.е. на 12,3%. Приведенные результаты опережают рост общего мирового фарм-рынка на 4—5%. Подобные результаты обеспечиваются за счет увеличения объема розничных продаж препаратов сердечно-сосудистой группы с 65,383 до 74,631 млрд. долл., нейролептиков с 62,124 до 70,344 млрд. долл.
Проводя анализ динамики мировых розничных продаж на ключевых фар-мрынках с учетом элемента сезонности, используя для сравнения различные 12-месячные периоды с февраля по январь и с августа по июль за
2004—2006 гг., выявлена следующая тенденция: темпы прироста за февраль-январь 2004—2006 гг. значительно выше, чем за август-июль 2004—
2006 гг.
Наиболее ярко выявленная закономерность отражается на европейском рынке, где разница темпов прироста между августом-июлем 2004—2006 гг. и февралем-январем 2004—2006 гг. составляет 94,6%. Подобная ситуация прослеживается и на североамериканском рынке с результатом в 13,8% и на японском — в 25,4%.
Таким образом, наиболее высокий уровень активности мирового фар-мрынка наблюдается в 12-месячный период с февраля-января, нежели с августа по июль. Рост активности мирового фармрынка обеспечивается за счет увеличения объема продаж ЛС сердечно-сосудистых, противоопухолевых, диагностических, нейролептических терапевтических групп.
2007 ГОД: ЧТО ДАЛЬШЕ?
Основными тенденциями мирового фармрынка в 2007 г. будут снижение темпов прироста объема розничных продаж до 5—6% и активный рост таких азиатских рынков, как Китай, Турция, Индия.
Эксперты ІМБ прогнозируют рост продаж на мировом фармрынке в пределах 665—685 млрд. долл.
В будущем году прогнозируется рост на рынке Китая в размере 15—16%, что составит 15—16 млрд. долл. На
ЭКОНОМИКА И МАРКЕТИНГ. ВОПРОСЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛС
19
РИСУНОК 5
I Структура мирового фармрынка в 2003—2006 гг.
60
50
40
30
20
10
О
Северная
Америка
■ — 2003-2004 г.
□ — 2004-2005 г.
□ — 2005-2006 г.
Европа
(«пятерка»
лидеров)
Япония
Латинская
Америка
(«тройка»
лидеров)
Австра-
лия/Новая
Зеландия
Источник: IMS Health
ние, остается взвешивание потреби-
фармрынках Турции, Бразилии и Индии рост составит более чем 10%. Изменение региональной структуры мирового фармрынка происходит за счет снижения темпов прироста на рынках США, Европы и Японии и активного роста на азиатско-латиноамериканском рынках. В 2007 г. доля азиатско-латиноамериканского рынка возрастет с 17 до 24—25%, увеличив ее на 30% по сравнению с 2006 г. Аналитики ІМБ обеспокоены последствиями истечения срока патентной защиты на ряд препаратов в США в
2007 г. На сегодняшний день потери от истечения сроков патентов оцениваются в размере 19 млрд. долл., а объем продаж от введения новых продуктов — в 10 млрд. долл. Таким образом, наблюдается снижение эффективности деятельности крупнейших фармкомпаний.
Несмотря на снижение темпов прироста до 3—4% на европейских рынках, будет продолжаться абсолютный и относительный рост за счет увеличения спроса на ЛС пожилого населения. Японский рынок демонстрировал за последние несколько лет тенденцию к уменьшению прироста на 1—2%. Это происходило в силу государственного сдерживания цен на ЛС. Но в 2007 г. объем продаж на ЛС вырастет на 5—6%. Основным фактором, оказывающим влияние на потребительское поведе-
телем соотношения цены и качества фармпродуктов.
В будущем году возрастет спрос на продукты биотехнологии на 13—14%. Также активно будет расти потребность в оригинальных препаратах на 10—11%, а рынок дженериков по основным терапевтическим группам увеличится на 13—14%.
Введение новых препаратов увеличится в 2007 г. на 19,1% по сравнению с 2005 г. Потенциальными продуктами, выпущенными на рынок в 2007 г., будут: Paliperidone (Johnson &
Johnson) для лечения шизофрении, Desvenlafaxine (Wyeth Pharmaceuticals) для активной борьбы с депрессией и Vildagliptin (Novartis) для лечения диабета. Хотелось бы отметить увеличение противоопухолевых препаратов на 20% от объема продаж
2006 г. до 40—45 млрд. долл. в будущем году.
Несмотря на некоторую тенденцию стагнации мирового фармрынка, в нем существуют скрытые резервы к росту и совершенствованию за счет смещения присутствия с внутренних рынков на внешние, развития направления R & D, улучшения системы стратегического управления и системы принятия решений.
<$>
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС В МОСКВЕ
18—19 декабря 2006 г. в Москве состоялся I Международный конгресс «Развитие фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии в Российской Федерации». Международный конгресс инициирован приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.12.2005 г. №785/80/460. В работе конгресса приняли участие ведущие специалисты из России, СНГ и стран Европейского союза. Ведущие международные специалисты д-р Майкл Драммонд, президент «Международного общества фармакоэкономических исследований», профессор Йоркского университета, Великобритания, и д-р Бенгт Йонссон, профессор, директор центра экономики здравоохранения Стокгольмской школы экономики, Швеция, поделились своим богатым опытом с российскими коллегами. В ходе конгресса были рассмотрены вопросы развития фармакоэкономи-ческих и фармакоэпидемиологичес-ких исследований в мире и в Российской Федерации, их роль в системе принятия государственных решений по обеспечению лекарственной помощью населения, современные требования к качеству проведения фармакоэкономических исследований и оценке качества жизни пациента.
Соб. инф.
СОЗДАН КОНСОРЦИУМ ПО РАЗРАБОТКЕ ВАКЦИНЫ ПРОТИВ ВИЧ
В России создан консорциум научных учреждений для разработки вакцины против ВИЧ/СПИДа. Об этом сообщил главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Он напомнил, что с инициативой создания подобного консорциума Россия выступила на июньском саммите лидеров G8 в Петербурге, в повестке дня которого была борьба с инфекционными заболеваниями. В консорциум вошли научно-исследовательский институт «Вектор», С.-Петербургский государственный университет и Государственный научный центр особо чувствительных препаратов. По словам Г.Они-щенко, консорциум позиционирует себя как «научный коллектив, реально работающий над разработкой вакцины против ВИЧ/СПИДа». «В настоящее время можно говорить о лидерстве России на пространстве Центральной Азии и Восточной Европы в борьбе со СПИДом», — отметил он.
mednovosti.ru