Научная статья на тему 'Мировое развитие через призму транснационального подхода'

Мировое развитие через призму транснационального подхода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1118
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗМ / ИСТОРИОГРАФИЯ / НОВАЯ ПАРАДИГМА / МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ / МОДЕРНИТИ / TRANSNATIONALISM / HISTORIOGRAPHY / NEW PARADIGM / WORLD DEVELOPMENT / NATION-STATE / POLITICAL DISCOURSE / INTELLECTUAL NATIONALISM / MODERNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шебанова Мария Андреевна

В анализе транснациональных явлений и процессов встает задача определения исторических рамок их эволюции. Транснационализм зачастую представляется как новейшая тенденция мирового развития, однако ряд исследователей расширяют понимание транснациональных феноменов, настаивая на применении транснационального подхода в историографии. Такой подход предполагает рассмотрение событий и процессов, происходивших в разных странах, во взаимосвязи, в одной аналитической плоскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World Development in the Light of Transnational Approach

In the analysis of transnational phenomena and processes there is a problem to determine the historical framework of their evolution. Transnationalism is often viewed as the newest trend of world development. However, contemporary scientists broaden its understanding insisting on implementation of transnational approach in historiography. This approach implies studying the processes and events of the past which took place in different countries as interconnected in one analytical plane.

Текст научной работы на тему «Мировое развитие через призму транснационального подхода»

УДК 009

Шебанова Мария Андреевна

аспирантка кафедры политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова mia@goanorth.com

МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

В анализе транснациональных явлений и процессов встает задача определения исторических рамок их эволюции. Транснационализм зачастую представляется как новейшая тенденция мирового развития, однако ряд исследователей расширяют понимание транснациональных феноменов, настаивая на применении транснационального подхода в историографии. Такой подход предполагает рассмотрение событий и процессов, происходивших в разных странах, во взаимосвязи, в одной аналитической плоскости.

Ключевые слова: транснационализм, историография, новая парадигма, мировое развитие, национальное государство, политический дискурс, интеллектуальный национализм, модернити.

Shebanova Maria Andreevna

Postgraduate student of the Department of Political Analysis of the Faculty of Public Administration of Moscow State University named after M.V. Lomonosov

mia@goanorth.com

WORLD DEVELOPMENT IN THE LIGHT OF TRANSNATIONAL APPROACH

In the analysis of transnational phenomena and processes there is a problem to determine the historical framework of their evolution. Transnationalism is often viewed as the newest trend of world development. However, contemporary scientists broaden its understanding insisting on implementation of transnational approach in historiography. This approach implies studying the processes and events of the past which took place in different countries as interconnected in one analytical plane.

Key words: transnationalism, historiography, new paradigm, world development, nation-state, political discourse, intellectual nationalism, modernity.

Впервые идеи транснациональности высказывались в начале XX столетия. Заметный поворот к транснациональной парадигме в различных сферах гуманитарного знания наблюдался с 1990-х гг. и продолжается в настоящее время. Транснационализм представляется исследователями как один из ведущих трендов современности. Как отмечают ученые, академические и публичные дискуссии сегодня наполнены обсуждениями «транснациональных организаций», «транснациональных акторов», «транснациональных мигрантов», «транснациональной юриспруденции», «транснационального гражданства» [7].

Усиление процессов трансграничной интеграции, массовое формирование обширных транснациональных сетей и даже иерархий, нарастание трансграничных потоков различных видов капитала, а также многие другие тенденции современного мира привели к формированию особого поля исследования и стали основанием для разработки концепта транснационализма. По мере его развития и упрочнения позиций в теории, исследователи стали высказывать идеи о применении этого понятия не только в анализе актуальных тенденций мирового развития, но и в осмыслении его истории. Действительно, многие исторические процессы, выступающие предпосылками новейших тенденций, невозможно понять без применения транснационального анализа. И сам феномен транснационализма может быть неверно интерпретирован, если игнорировать его проявления в прошлом (например, может пониматься как возникающий исключительно на основе новых

цифровых технологий, или исключительно в существующем миропорядке, либо на основе новых способов хозяйствования и т.п.). Поэтому разработка транснационального подхода в историографии в последние годы имеет важное значение для социальных наук в целом.

Интерес к транснациональной истории возрос в 1990 - 2000 гг., когда стало появляться множество работ, описывающих ее предмет. Первоначально эта дисциплина развивалась в основном в США, и прежде всего в терминах транснационализма предлагалось описание американской истории. Например, один из ранних приверженцев транснационального подхода И. Тайрел в своей работе «Исключительность Америки в эпоху международной истории» рассматривает ее развитие как не соответствующее канонам и образцам ее традиционного описания [21]. Эти идеи с энтузиазмом подхватывается коллегами автора. Другой американец Д. Тэлен утверждает, что транснациональный подход мог бы значительно обогатить понимание истории США, их настоящего и прошлого, благодаря анализу «во взаимосвязи с другими настоящими и прошлыми» [18]. В «Журнале американской истории» (“The Journal of American History”) издается специальный выпуск, названный «Нация и то, что ее проницает: транснациональный взгляд на историю США» (“The Nation and Beyond: Transnational Perspectives on United States History”). Заметное место занимают также работы в этом ключе Т. Бендера, особенно высоко оценена коллегами одна из последних его работ [4], как «возвышающая дискурс транснациональной истории на новый уро-

вень» [14].

Одновременно интерес к транснациональному анализу возникает в английской историографии, в частности, в изучении Британской империи. Так, А.Г. Хопкинс настаивает на нераздельности постколониальной истории Великобритании и бывших колоний [8]. Другие ученые предлагают обновленное видение колониальной истории на основе нового метода, когда объектом изучения выступает не влияние европейских стран на их колонии, а влияние такого транснационального феномена как империализм на различные страны - и колонии, и метрополии [5, а 2].

И. Тайрел указывает на развитие транснационального метода в историографии в рамках французской школы «Анналов», а также в рамках глобальной истории и миросистемной теории [22]. К вопросам глобальной истории (включая эволюцию теории в рамках миросис-темных подходов) обращаются сегодня и российские ученые. Так, образцом метатеоретиче-ского осмысления эволюции этой сферы исследования выступает работа И.Н. Ионова, написанная на основе множества современных концепций мирового развития. Ученый описывает глобальную историю как новую область знания, которая развивается с 1990-х гг., универсализируя и вписывая в единый глобальный контекст истории разных стран, и анализирует множество противоречий в становлении дискурса глобальной истории. И.Н. Ионов также подчеркивает роль влияния школы «Анналов» на развитие «новой истории», поскольку она позволила рассматривать общество как некую трансисторическую (цивилизационную) целостность и таким образом расширить дискурс, установить широкие международные и междисциплинарные связи между исследователями [23].

В настоящее время к утверждению принципов транснационального анализа мирового развития приходят ученые из разных стран и представители различных школ в своих независимых и совместных исследованиях. Многие настаивают на парадигмальном значении данного подхода, считая необходимым пересмотреть историю, написанную без применения транснационального анализа. Траснационализм как метод историографии наиболее интенсивно развивается буквально в последние годы. Организуются круглые столы, конференции, объединяющие исследователей из разных стран, выходят сборники статей. Например, в 2004 г. впервые на континенте состоялся «Симпозиум по транснациональной истории» в Национальном университете Австралии, доклады которого легли в основу заслужившей авторитет книги (концептуально объединенного сборника стаей) по данной дисциплине [6]. Теоретики также опи-

сывают становление дискурса транснациональной истории в Германии, хотя и несколько изолированного [15]. В 2009 г. издана первая книга по истории Украины на основе транснационального подхода, представляющая собой сборник эссе ученых из Украины, России, США, Германии, Австрии и Канады под редакцией украинского и итальянского историков [10]. Как отмечают издатели, это первая попытка осмысления украинской истории вне привычных «национальных повествовательных схем», доминирующих в постсоветских странах после 1991 г. в связи с задачей реализации там «проектов национального строительства». Многие разделы являются, по словам издателей, инновационными с точки зрения методологии и заставляют переоценить привычное понимание различных исторических процессов.

Помимо партикулярных исследований появляются комплексные работы, например, в 2009 г. издательство «Макмиллан» выпустило Словарь транснациональной истории [9], в числе составителей которого 350 ученых из 25 стран. Он охватывает огромное число дисциплин, не просто систематизируя знания, но и предлагая новое понимание значительных исторических событий и феноменов. Как отмечает один из редакторов, специфический метод оттачивался исследователями в процессе создания словаря [17]. Его авторы полагаются на идею, что мировая история представляет собой не сумму национальных историй, а во многом развивается за счет транснациональных связей.

Аналогичные центры открываются и в других университетах Европы [27]. В настоящее время систематизируются и уточняются представления в рамках данной области исследования, в дискурс включаются новые аудитории, повышается статус дисциплины. В мае 2011 г. И. Тайрел прочел лекцию по транснациональной истории в Оксфорде [20]. В университетах в последние годы появляются специализации и присуждаются магистерские степени по транснациональной истории.

Европейские исследовательские центры также все активнее разрабатывают данную проблематику, проводят конференции по транснациональной истории, буквально предлагая авторам «переосмысливать и переписывать» историю - так, например, формулируется задача для участников международной конференции «Переписывая истории - транснациональный вызов» в Лондонском университете в 2010 г. [25] В структуре этого университета с середины 2000-х гг. функционирует «Центр транснациональной истории» [26]. Новое понимание эволюции мира отражает его эмблема в виде наслаивающихся друг на друга континентов. Она наглядно иллюстрирует предложенную иссле-

дователями аналитическую схему транснационального анализа, отличную от привычной политической карты мира, разделению на регионы и государства упорядоченной «Вестфалии».

[Рис. 1] Транснациональный подход позволяет совместить различные слои, уровни анализа: локальный, региональный, межрегиональный, национальный, континентальный и глобальный.

^СіСепке^

Рис.1. Эмблема Центра транснациональной истории

Логика транснационального анализа истории всегда выходит за рамки привычных государственных границ и исследует не подчиненные им связи между людьми, их сообществами и событиями, которые обычно принято рассматривать отдельно друг от друга. Это может быть история трансграничных организаций и форумов, например, таких как Лига наций или Панафриканские конгрессы, индивидуальных биографий, например, деятелей колониальной эпохи [11], истории миграции, общественных движений, интеллектуальной истории и др. Так, например, историк Д. Мэйнард анализирует политические, культурные и экономические отношения между австралийскими аборигенами и другими «подавляемыми» этническими группами на протяжении прошлого столетия и выявляет малоизвестные до настоящего времени связи между панафриканским движением Маркуса Гарви и политической борьбой за независимость коренного населения в Новом Южном Уэльсе в Австралии в первые десятилетия ХХ в. Исследователь заключает, что анализ во взаимосвязи политических движений и идей в различных странах необходим для понимания их дальнейшей исторической динамики. «Транснациональная перспектива позволяет проникнуть в суть взаимосвязи политических движений и идей» [12, с. 195-200].

Транснациональный анализ дает возможность сделать новые выводы и о современных явлениях, и о ходе истории. Так, на примере упомянутых исследований Д. Мэйнарда, ин-

теллектуальный багаж дополняется новым измерением постколониальной критики европоцентризма в прошлом, приведшего, с точки зрения некоторых историков, к образованию Третьего мира и навязывающего определенную призму в понимании культур [1, с. 172]. Таким образом, транснациональный подход к истории может обогатить и наши знания об актуальных социальных явлениях через приведение к «общим знаменателям» и сопоставление прошлого и настоящего.

На основе нового метода предлагаются транснациональные гипотезы мирового развития. Например, в своей книге «Рождение современного мира» К.А. Бейли подчеркивает взаимозависимость различных событий в мире при переходе к современности и утверждает, что модернизация осуществлялась в результате «глобального» политического кризиса, и что именно благодаря всеохватности этого кризиса оказалась перекроена вся карта глобальной экономической и геополитической власти [3]. У этой концепции, безусловно, есть критики, доказывающие, что «Бейли проецирует на более ранние эпизоды ту систему взаимосвязей, которая имеет более позднее происхождение» [24, с. 245], но в любом случае его работа показывает значительные возможности транснационального анализа в установлении новых зависимостей и моделировании мирового развития.

Исследователями подчеркивается отличие транснационального анализа от альтернативных подходов к рассмотрению истории вне

национальных систем, лежащих в основе мировой истории, региональной истории или сравнительно-исторического анализа - хотя во многом их предметы пересекаются. Приверженцы транснационального подхода утверждают, что они не дублируют, и в то же время не противоречат таким классическим дисциплинам, как история дипломатии, либо история международных отношений. Транснациональный анализ скорее инклюзивный, он не стремится вычеркнуть национальные государства из логики истории, а дополняет картину привычного мира, расширяет его понимание, изучая историю трансграничных связей, структур, процессов, дающих импульсы общественному развитию. В то же время, авторы транснациональной истории порой высказывают критику и отмечают противоречия в других теоретических подходах. В их представлении, национальные исторические школы или теория международных отношений нередко искусственно ограничивают явления по природе транснациональные, так что разделенное на части целое изменяет в таком представлении своей природе. Убежденное национально-центристское мышление историков создает риск ошибочной интерпретации явлений. Как утверждает Т. Боллентайн, «история и национальное государство состоят в симбиотической связи». С XVIII в. профессиональная историография была тесно связана с формированием национальной идентичности и консолидацией национальной общности, выступая в последние два века основным интеллектуальным инструментом «создателей государств». Работа велась историками под контролем и при поддержке государственных институтов. Причем таковой была роль этой дисциплины и в европейских странах, и в их бывших колониях, выступая центральным элементом антиколониального и постколониального национализма. Сегодня исследователи образно называют историю «служанкой нации», предлагают «спасти историю от нации» [2, с. 23]. Ее логика изначально строилась вокруг понятия национального государства. Соответственно, проблематичность транснационального анализа состоит в противоречии культурному национализму, восприятию и ожиданию аудиторий, привычному прочтению истории. В этой связи некоторые авторы высказывают опасения, что резкий поворот к транснционализму как методу историографии может привести к неприятию, непониманию исследователей многими аудиториями, поскольку привычки национального мышления в этой области крайне сильны [13, с. 1066]. Развитие этого метода ведет к тому, что политический дискурс также выходит за рамки национальных границ, в формировании которых (в культурном и интеллектуальном измерении) историки и ис-

тория играют огромную роль. Национальное мышление имеет важное значение в политической жизни обществ, поэтому ученые оставляют открытым вопрос о релевантности транснационального подхода к истории в политическом дискурсе [6, с. 14].

Однако на уровне теории поворот к «новой истории» безусловно конструктивен, так как существенно расширяет и углубляет понимание социальных явлений. В частности, новый метод служит уточнению понимания сущности нации и национального государства и определению исторических рамок анализа трнснациональных явлений, что является важной задачей для современных исследователей ввиду актуальной потребности науки в их концептуализации. Если отталкиваться от логики языка, то предложенный для обозначения нового метода термин выражает оппозицию национальному мышлению, сложившемуся с появлением современных национальных государств. Именно такой логики придерживаются многие исследователи. Транснационализм, так же как и национализм, чаще рассматриваются как явления модерна. Так, в Центре транснациональной истории в Университете Св. Эндрюса все исследования относятся к периоду с 1750 г. по конец XX в. В Словаре транснациональной истории рассматриваемый круг явлений принадлежит к XIX-XX вв. [9]. Внимание к современности заметно и в индивидуальных работах на основе транснационального метода, например, в книге К.А. Бэйли «Рождение современного мира» обозначен период 1780-1914 гг. Исследователь доказывает, что даже в это время «гиперактивного национализма» национальные идентичности не были единственным «якорем» в социальной жизни. На них наслаивались и с ними конкурировали классовые, этнические, религиозные идентичности -что также было важнейшим маркером модерни-ти. Автор также говорит о возникновении трансграничной «классовой структуры» именно в этот период, характеризуя экономические и политические элиты [3, с. 21].

Значительно реже исследователи транснациональных феноменов рассматривают период, предшествующий современности. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, на практике современность дает сторонникам транснационального анализа больше объектов исследования по мере сжатия пространства-времени, служащего развитию трансграничных связей. С другой стороны, новая теория строится на оппозиции исследовательским тенденциям модернити, которые должны были возникнуть и утвердиться, чтобы им можно было противопоставить альтернативный подход. Такую возможность дает оформление и понятия нации, и самого явления, и развитие многочис-

ленных предпосылок интеллектуального национализма, позволившего сформироваться современным государствам. В ходе исторического процесса требовалось оформление границ, относительно которых явления можно было бы классифицировать как трансграничные - в мышлении, в культуре, на территории, в институциональной сфере и т.д.

В то же время представляется обоснованным и обращение к более ранним периодам в изучении транснациональных явлений, и такое расширенное понимание предмета также существует среди исследователей. Например, участникам упоминавшейся конференции по транснациональной истории предлагалось рассматривать период с IV в. до н.э. по настоящее время. Ее организаторы полагают, что поле исследования «не ограничивается современным периодом, когда нации стали доминирующим элементом в организации государственных структур», и что сегодня ученым есть что почерпнуть в интеллектуальной культуре своих предшественников времен средневековья и древнего мира, которые по природе исследуемых ими явлений были транснациональными историками. Ограниченность «национальных историй» особенно отмечается в описании периодов до становления современных национальных государств. Эта позиция находит подтверждение в анализе различных исторических фактов. Например, до Реформации de juro на европейском пространстве основным интегрирующим политическим институтом была Католическая церковь - т^., говоря современным языком, транснациональный политический институт. К примеру, средневековый рыцарский Орден Тамплиеров историки рассматривают как один из частных центров экономической и политической власти, называя «предком» или ранней формой транснациональной корпорации.

Различные этапы мирового развития могут быть осмысленны как через призму национально-центристского, так и через призму транснационального подхода. Поэтому перед исследователями также ставится задача понять, каким образом в XIX и XX вв. утвердилось национально-центристское понимание ранних этапов истории, и почему произошла «национализация средневековой истории и истории раннего модерна». На этот счет известны разные мнения. Некоторые теоретики относят утверждение «интеллектуального национализма» к XVIII в., считая это условием формирования наций [2 c. 23]. И. Тайрел через восемь лет после выхода его первой статьи по проблеме транснациональной истории детально анализирует становление критикуемого им национально-центристского подхода в историографии США и показывает, что он стал доминировать

лишь во время и после Первой мировой войны, хотя ранее сосуществовал с транснациональным [19]. А.Г. Хопкинс, изучающий на основе транснационального метода феномен Британской империи, считает утверждение принципов национально-центристского анализа истории следствием деколонизации в 1960-е гг., когда в постколониальных странах исторические школы стали формироваться и развиваться обособленно и стали играть важную роль в укреплении национального самосознания. С точки зрения ученого, пришло время вновь поместить их в общий контекст, анализируя такой транснациональный феномен как империализм [8]. Аналогично описывает постколониальный дискурс И.Н. Ионов, связывая его становление «с историей антиколониальной борьбы и необходимостью самоутверждения, защиты новой самостоятельной самоидентификации» многих государств. Автор отмечает деконструкционную составляющую, расщепление постколониальной проблематики на темы национализма, региональных проблем. С его точки зрения, «новая история» позволяет преодолеть «локализм и монологическую замкнутость постколониальных исследований» [23]. В целом, национальноцентристское мышление утверждалось вместе с утверждением «Вестфальского порядка» на основе концепции государственного суверенитета, как элемент соответствующего миропонимания. Кризисным тенденциям этой системы сопутствует развитие транснциональной парадигмы в анализе мирового развития. В применении этих теоретических подходов важно, хотя порой крайне сложно, исходить из принципа инклю-зивности, понять развитие национализма и транснационализма как две тенденции, которые сосуществовали на протяжении истории.

Итак, транснациональный анализ значительно обогащает теоретический инструментарий социальных наук и понимание мирового развития. Благодаря новому методу, возможно описывать не только развитие государственности и процессы консолидации национальных общностей вокруг политических центров на протяжении истории, но и эволюцию и закономерности развития транснациональных феноменов. Кроме того, на его основе возможно сопоставление и выявление общности логики мирополи-тических тенденций разных эпох. Например, развитие идей, выраженных в концепциях «нового средневековья» и «нового феодализма», о том, что нынешние процессы политической децентрализации, дезинтеграции государств и одновременного роста значения частных трансграничных структур, наслаивания множественных идентичностей и суверенитетов в политическом измерении отбрасывают человечество в Средние века [16]. В целом, анализ трансна-

ционализма в исторической ретроспективе слу- граничных структур и общностей, которые все

жит углублению понимания проблемы транс- больше доминируют в современном мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Baker F., Hulme P., Iverson M. (eds.) Colonial Discourse/Postcolonial Theory. Manchester, 1994.

2. Ballantyne T. Putting the nation in its place?: world history and C. A. Bayly's “The Birth of the Modern World” / in Curthoys A., Lake M. Connected Worlds: History in Transnational Perspective. Canberra, 2005.

3. Bayly C.A. The Birth of the Modern World, 1780 - 1914. Oxford, 2004.

4. Bender T. A Nation among Nations: America's Place in World History. New York, 2006.

5. Burton A. After the Imperial Turn: Thinking with and through the Nation. New York, 2003.

6. Curthoys A., Lake M. Connected Worlds: History in Transnational Perspective. Canberra, 2005.

7. Fonte J. Liberal Democracy vs Transnational Progressivism: The Future of the Ideological Civil War Within the West // Orbis, the Foreign Policy Research Institute's journal, Summer, 2002. URL: http://www.hudson.org/files/publications/idealogical_war.pdf (дата обращения 23.12.2011)

8. Hopkins A.G. Globalization in World History. London, 2003.

9. Iriye A., SaunierP.-Y. The Palgrave Dictionary of Transnational History. England, 2009.

10. Kasianov G, Ther P. A Laboratory of Transnational History. Ukrane and recent Ukranian Historiography. Budapest; New York, 2009.

11. Lambert D., Lester A. Colonial Lives across the British Empire: Imperial Careering in the Long Nineteenth Century. Cambridge, 2006.

12. Maynard J. Transcultural/transnational interaction and influences on Aboriginal Australia. /in Curthoys A., Lake M. (eds.) Connected Worlds: History in Transnational Perspective. Canberra, 2005.

13. McGerrM. The Price of the New Transnational History // The American Historical Review. Vol. 96. 1991. № 4.

14. Patel K.K. Review of Bender; Thomas A. Nation Among Nations: America's Place in World History. H-Soz-u-Kult, H-Net Reviews. March, 2007. URL: http://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=21329 (дата обращения 23.12.2011).

15. Patel K.K. ‘Transnations' among ‘Transnations'? The Debate on Transnational History in the United States and Germany // Center for European Studies Working Paper Series, 2008. URL: www.ces.fas.harvard.edu/publications/docs/pdfs/CES_159.pdf (дата обращения 23.12.2011).

16. Rapley J. The New Middle Ages / Foreign Affairs. Vol.85. May/June 2006. № 3.

17. Saunier P.-Y. Learning by Doing: Notes about the Making of the Palgrave Dictionary of Transnational History // Journal of Modern European History. 2008. № 2.

18. Thelen D. Of Audiences, Borderlands and Comparisons: Toward the Internationalization of American History // The Journal of American History. Vol. 79. 1992. issue 2.

19. Tyrell I. Making Nations / Making States: American Historians in the Context of Empire // The Journal of American History (special issue: “The Nation and Beyond: Transnational Perspectives on United States History”). Vol. 86. 1999. issue 3.

20. Tyrell I. Transnational History. Oxford Lecture, 16 May 2011. URL: http://iantyrrell.wordpress.com/oxford-lecture-16-may-2011-u-s-transnational-history (дата обращения 23.12.2011).

21. Tyrrell I. American Exceptionalism in an Age of International History. American Historical Review. Vol. 96. 1991. № 4.

22. Tyrrell I. What is Transnational History? // Excerpt from a paper given at the Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociale, Paris, in January 2007. URL: http://iantyrrell.wordpress.com/what-is-transnational-history/ (дата обращения 23.12.2011).

23. Ионов И.Н. Новая глобальная история и постколониальный дискурс // История и современность. 2009. № 2. URL: http://www.isras.ru/files/File/Istoriya_i_sovremen/2009-2/Ionov.pdf (дата обращения 23.12.2011).

24. Чиббер В. Запад не при чем? Рецензия на книгу К.А. Бэйли «Рождение современного мира» / пер. с англ. Н. Эдельмана // Прогнозис. 2008. № 13.

25. Rewriting Histories - The Transnational Challenge (Conference, London, 2010). - Centre for Transnational History, University College London. URL: http://www.ucl.ac.uk/cth/Events (дата обращения 23.12.2011).

26. UCL Centre for Transnational History. URL: http://www.ucl.ac.uk/cth (дата обращения 23.12.2011).

27. Centre for Transnational History in the University of St. Andrews. URL: http://www.st-andrews.ac.uk/transnat/ (дата обращения 23.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.