Научная статья на тему 'МИРОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ'

МИРОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОДАЖА / ПЛАТЕЖИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / E-COMMERCE / ONLINE PAYMENTS / INFORMATION TECHNOLOGY / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минасян Анна

В наше время информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой деятельности, и коммерция не является исключением. Электронная коммерция является одним из самых быстрорастущих секторов, и с каждым годом появляются новые тенденции. Чтобы противостоять конкуренции, организации в сфере электронной торговли должны активно следовать этим тенденциям, а потребители-использовать имеющиеся возможности. Естественно, чтобы иметь полное представление об этом секторе, необходимо проанализировать отраслевую статистику, связанную с основными моделями электронной коммерции (B2B, B2C, C2B, C2C), сделать анализ интернет-торговли отдельных стран и успешности продаж, изменения продаж наиболее распрoстраненных продуктов и т.д. В данной статье представлен всесторонний анализ истории развития электронной коммерции, ее преимуществ и недостатков, ключевых статистических показателей, характеризующих отрасль, опыта ведущих стран, а также выявления тенденций, ожидаемых на ближайшие годы, которые в основном связаны с информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD TRENDS OF E-COMMERCE EVOLUTION

Nowadays, information technology has penetrated almost all fields of human activity and commerce is no exception. E-commerce is one of the fastest growing sectors, and new trends are emerging year by year. To counter the competition, e-commerce organizations must actively follow these trends, and consumers should take advantage of the opportunities available. Naturally, in order to have a complete understanding of the sector, one has to analyze the sector-specific statistics related to the core models of e-commerce (B2B, B2C, C2B, C2C), the analysis of individual countries' internet commerce and the success of sales, the change in sales of the most demanding products. This paper provides a comprehensive analysis of the history of e-commerce development, its advantages and disadvantages, analysis of key statistical indicators characterizing the sector, examination of the experience of leading countries, as well as revealing trends expected for the coming years, which are mainly related to the development of information technology.

Текст научной работы на тему «МИРОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ»

ULLU JhLUUBUL

<'7)S< 1^шпш^шр0шЬ uidptinbli qngbbip, LptiifibuuiqtiifinLiajuiti pbíjbuuánL

tLbiHSPflLU3hL Uf>b4SPh

aunq-usuuL <uuucKiun<u3hL

IThSflMTLbPC

сЬшИшЬш^шфд ufwjJwbbbpriLd LpbqbLiuiLpLlLuljLub Lpbfvbn[nqtiuibbp[i bbppui-фшЬдЬ[ bb ÚLupriLiujjlib qnpônLbbnLpjUjb qpbpb pri[np pbuiquiLlujnbbpp. ршдшпп^пШ ¿f Ьшй. Lunbipmpp: t:[bL]Lppnbujjlib шпЬ.ьртрр шйЬЬшшршд quipqiugnq n[npipbbp¡ig JbL¡b t;, b LpLupbgipujpli /? huijip bb дшфи qpiu qLupquigduib bnp JfiLpmJbbp: LTpguií/-gmpjuubi7 iIuiLiujjb[nL Ьи/илршф^ k[bLiLppnbujjfib Lunb.LppriL[ qpuiqilnri l/LuqilLulibp-uinLpjriLbbbpp Lqbipf) f LuLiLptiL[npbb hbipLbh mjr} iI¡iLpnLL¡bbplib, /iuL¡ ищшппфЬрр' oqipi¡bb pbdbniluié hbLupLui¡npnL[ajriLbbbpfig: РЬш^шЬшршр, n[npip¡i diuulib uidpnri-puiLiuib LqLuipLibpLugnLiI L¡LuqLÍb[nL huiduip u/bipp t фр[П1.0Ь[ mjb pbnLiaLuqpnr¡ фбш^ш-qpuiLiuib LpLjjLU[bbpp, npnbp фршрЬрпиí bb frbLiippnbujjlib LunbLpp¡i h¡iiIbujLiujb dnqb[-bbpfib (B2B, B2C, C2B, C2C), lunuibâfib bptjpbbpfi k[bLjippnbujjfib Lunbipipfiti, шпшф[ úbó uiLuhLubgujpl] riLbbgnri uiu/puitiptibp¡i i¡uiáuin£>li фпфп^т^шЬ nLunnIbiuufipdiubp Ll ujjib: UriLjb hnr¡.L[Luó[7 ¿APtuí/uví/nít/ 1цшршрф[ £" LunLippfi quipquigiluib

u/uiLpLÍnLiajuib, шпшф[п^пЛЬЬр^ U fvbqfipbbpfi, n[npipp pbnLpuiqpnq hfidbwLjwb ф6шl^шqpшl^шb gnLguubfobbpfi, шпшринршр u/bifinLiajriLtitibpli фпр0fi типи}Ьши[1р-iluib, ¡ib^u/bu buib шпшр^ш Lpuiplibbpli huiduip шЦЬЦицфц L¡¡iLpnuJbbpli pLuguihLujLp-úuib Иш0ш111шрфш14 фр[П1.0П1.1^П1.Ь:

<[iiîtiuipuinbp. kibliippntiLujIiti LunbipriLp, LpbribljiuipilujljLub ipb¡vbn[nqfiuj, klbLfLppnbiujfib 1(ш6шпр, t;[biiLppnbuijfib ifóiupnulbbp, ungfiiu-[luljiub дшЬдЬр

JEL: F10, L81

LbpUl6nLpjnLti: t|bl| Uip nil LUJ fill WnliinnLpQ' npa|bu t|bl|UipnllUJj|lll qnp&iu-paipnL|3-jLulj l|iuplinp DLr\r\nLfajnLtj, piuqdiu|a|ii[ q|iuiljwl|iuliljbp|i U qnp&iupiup-libp|i nL2Lur|.pnL[3jLulj L|btiLDpntinlJ t: Ujli uppli|aiug qiupqiugnLiI t wuipnul, b qpw i[iuri Lua|iugnLjgli t lujLi ifiuiuuiQ, np 2019 p. B2B t|bl|uipnliwj|ili wnbuip|i 2rnl|Luj|i 6lul[lulD L|wqdbL t 12.2 uip[li LLLTL r}n|wp, uijb r|.bii|f)ni.d, bpp 2014 [a. lujtj L|LuqJnLJ tp 6.4 Lnp[b, |iul| B2C t|bl|uipnljujj|ilj iunbuip|i 2n2LU^JLUrinLraJril-^JD 2019p. hLuub[ t qpbfab 2.53 uip|i|]i 111111' 2013fa. 1.2 inp|i[Jinti|i ifinfuiupbli: 2017p. mLyLULtibpni^' t|bl|inpnliiuj|ili iunbinp|i hiudiu2fuwphiuj|ilj lL|uuitj l|iuqdb[ t pbqhiuljnLp uii|iunnr]wl|wlj 2nLl|iuj|i 6iui|w|]i 9.1%-p (2007 p. 3.5% t l|iuqdb[): hhaipl|b, wi|iulir|xul|wli wnbuinLpp qbnbu qbpiul^nnuj t, uwl|iujli L|luIj|xiuj-inbui[ni.d t, np 2021 [a. t|bl|inpnliiuj|ili wnbuimpp hiuubb[riL t 15.5%-|n1: Gum l|iuljfuiuuibuni.dljbp|V wngiuljg qbnpqlibp|i j)iuliiul|p 2021 [a., 2017 p. hiudb-lIiuui, Lu6b[nL t 29%-ni|: n-iuinbinil gnLgiuli|i2libp|i wpwqQlipiug ai6|ng' L|aipnq blip bqpail|Lugljb[, np t|bl|uipnljiuj|ilj iunlanp|i hbiniuqiu qiupqiugnLdp hiudui2-fuiuphiuj|ili inliinbuni.|ajiuli b iunbinp|i iuniuligf)iuj|ili 2wpdfi^ljbp|ig t: rUuin|i, aipq|iujl|LuLi blip hiuikupruil n^ il|iwjli hwilw2fuwphwj|ili t|bl|inpnliwj|ili wnbui-p|i 2nLL|LUjh L[bp[nL&nL[ajnlIjp li qbiuhiuinnLdp, iuj|b t|bl|uipnljiuj|ili iunbinp|i qiupqiugdiuli hbniuljl|wplibp|i piugiuhiujinnLdp: Lbpl|iujiugi|w& hnr|.i|w&nLd nj ilfiiujli nLunLiJliuJu|ipi|b[ t luju n|npuinLiI wniu^winLup u|buinL[ajni.lilibp|i ijinpSp, luj|_Ll piugwhiujini|b[ bli r|.piulig hiugnqriliajiulj biufliiur|.pjiu[libpp, |itjju|bu biub iuniulj(5|ili L^bplhL&L^bL bb B2B li B2C Jnqb[bbpp Li qpuibg qiupqiugdiuli d|> uinnJlibpQ:

9-puiljuibnLpjiuti uil|tiuipl|: »-Lbpgh^ iniup|ilibp|ilj t|bl|uipnliiuj|ilj lunbinnL-pp qaipqaibrnJ t l|uij&iul|liiuj|ili lupiuqnLpjiudp: T-iu h|idljiul|iulinLd L|lull|l[lu6 t bti|3ujL|lunnLgl[lubp|i piupb|iui|diuli b qiupqiugdiuli hbui Li npiqbu hb-uiliLuljp hiudiugiuljg|i hiuuiuljb|]inL|ajiulj diul|iupqiul||i piupSpiugdiuli, pliiul|jnL-[3-jluIi t|bl|uipnliiuj|ili qpiuq|iinnL|3jiuli piupb[iui|diuli, |nti^LL|bu IjluU. |ai[iuj|ilj intiinbunLfajiuli iupdiuiniui|npdiuli hbui: t|bl|inpnliiuj|ili iunbinp|i i|bpaipbpjLU[ hlujpbtiluL|luIj qpwl|iulinL|ajiuli luqpjmplibpp uiul|LUL[Luta|iL[ bti, hbinbiupiup L[bp[nLdriLfajLulJ hiudiup h|nJIjluL|luLi luqpjmp bb 6iuniujb[ lupiniuuiuhdiulijiuli qp iul| luIi mpj mil li m hiudiu2fuwphiuj|ili i|ji6iul|iuqpiul|iub ini[jiu|libpQ (Statista, Global Welndex, Strategy Consultmants, Business Wire), iuniub(5|ib plil|bpnL-|3-jnLlilibp|i l|iuuiiupiu& hbiniuqninnL|3jnLliljbp|i: Lbpl|iujni.du iuniub5biugbni.d blj t[bl|uipnlnuj|ili iunbinp|i ^npu h|idbiul|iub linqbLlibp" B2B, B2C, C2C, G2B, II n[npui|i i[bpiupbpjiu[ luJpnq^LuliLuli iqiuuil|bpLugnLJ l|iuqJb[nL haiJaip iqbrnp t ailiqpaiqujpS l|iuuiiupb[ r|.pLulig|ig jnLpiuj)wlj$jnLp|ili: <luJlu5lujIi hiuJuj2fuujp-hiuj|ili i||i6iul|aiqpiul|iuli uiLyLULlibpli" B2B dnqbLQ il|i £iuli|i uuliqiuiJ qbpiuqiuli-gmJ t t[bl|uipnliaij|ili ainb.uip|i B2C Jnqb[|ilj, II iuju J|iuinLJp iqiuhiqiuliilnLJ t aipqblj J|i piuli|i uiiup|i2: <luJlu5lujIi Statista-|i l|iuiniupiu& hbu^uJqnu^nLtэJUJll, t[bl|uipnlnuj|ili iunUuip|i pliaiqaii|ujiinLiI iu2fuwphnLiI Lurnugiuuiaip q|ipp t qpiuijnLJ QJiliLuuuiLuljp, npli mli|i Luprj.bti |iul| 5b.iui[npL[Lu6 J2LUL|nljp li ijinpS:

1 https://wits.worldbank.org/analyticaldata/etrade-indicators.aspx

2 Sb'u https://www.statista.com:

t|bl|inpnbiuj|'ib iunbinp|i i|bpiupbpjiuL l| hi in hi p l[lu ö piuqdiu|a|ii[ hbiniuqninnL-pjmlilibpfi wprynilipnuj iniuppbp hbqjibiul|bbp (U. ktifypnj, L. ihlitj^bp, Li. ~bb-r}bßLuj) iuniuliÖLiujgpb[ bti t|bl|inpnbiuj|"ib iunlunp|i qwpqiugiiwb npn2wl||i hb-niubl|iupbbp, hiuJiuÖiujli npnbg' t[ uii|b|Ji l|pbrj.iupäiul|i|bb t|bl|inpnbiuj|ib iunbinp|i uiuhiiiubbbpb m ôiui|iu|bbpp:

t[bl|inpnbiuj|iLi iunbinp|i i|bpiupbpjiu[ pwi|iul|wb hbiniuppp|ip lîninbgnLiî-bbp bb bbpl|wjiugi|iuô D-. Limubj/i,3 h. L/ifr,4 LT- PuinLiIuitilr' 2019 p. [mju rnb-uiuô iu2fuiuinnLfajnLLiLibpnLiJ: iT. ^Luubjp bbpl|iujiugbnLij t, [ab |iLi^a|bu L|iupb[|i t uL|ub[ t|bl|inpnbiuj|"ib pfiqbbu b lubqpiuqiurilinLiJ t L||ipujrii|nq lujli piuqiliup|ii| p|iqbbu-Jnqb[bbp|ib b qnpö|ipbbp|ib, npnbj) hbiupun|npnL|ajni.b bb inui|jiLi wpiuq b wprynLbiui|bin l|bpii|ni| qiupqiuglibL p|iqbbu[i: Loi b2nui t, np bbpl|iu-jnuJu üiupq|iL| qiupÖb[ bli iui|b|]i ön% fib^p uin|iii|nLii t bpiubg iui|b|]i hiuöiufu lungiubg lunbuimp L|iuiniupb[: Tpiu hbrn l|UJll|l|luô, bnpiubnp ni/jjibbp bb luniu-2iupl|i|nuj uo|iurinqbbp|i oiiuhiubgijnlbpbbpq wnwi|b|UjqnLjbu piui|wpwpb|nl nLqqnLfajiuüp: ^.bpnh^uJL hbiniuqninnL|3jnLbnLii umiubÖbwgi|nLii t «qpni|i2|i-i|i|ibq|i» qiurjiuijiiupp, npp jnLpop|ibiul| J^bnpq t t[bl|inpnbiuj|ib iunbmp|i iiiuubiul||igbbp|i iî|i2b: <bqjibwl|b luliqpiuqiunbnLiî t biub hwiiwgwbgujj|"ib üiuppbp|ibq|i l|iupbnpnL|3jiubp, iuniu2wpl||i wbhwiniul|ujbujgijwb[], t|bl|inpn-biuj|ib iunbinp|i n|npin ung|iuJLiuL|Ujb giubgbp|i (|ibuinujqpiud) bbp|aiui|iiubg-liiubp b iuj|li: Li. Puirmiujbß ptitilupLjnlJ t t|bl|inpnbwj|"ib wnbinpnLii wu|piub{)-bbpfi b öumwjnL[ajnilibbp|i iupqjnLbiui|bin bbpl|iujwgijwb, hw6iufunpqbbp|i uiiuhiubgJnLbpbbpp piugiuhiujinbinL, dpgiul|gnL|3jiubp rj.|idujl|UJjbLnL, 6|i2in lun-giubg hiuppiul| Qbinpb|nL, uiiuppbp 2whiuqpq|in L|nqiîbp|i 2whbpp b ifinfuhiu-piupbpnL|ajnLbbbpQ hiuiiiuqpbLnL hbin l|wu|i|iuö hiupgbp: liniubäbiuhiuinnili luptfbf) t bbpl|iujiugbnLJ 8. Pbqnu/i hbmwqninni.|ajnLbp,6 npinbq diubpiudiuu-bnpbb bl|iupiuqpi|nLii t Amazon-|i hiugnqnLfajiub qiuqinb|ipQ b bpiu h|iiîbiuq|ip Sb^ Pbqnu|n" npujbu iuju pbwqiui|iun|i luiibbiuhiugnqiuli bbpl|wjwgnLg^|i, wbgiuô ni/jjib: lijuuibq hbrj]ibiul|b iubqpiuqiupÖb[ t t|bl|inpnbiuj|'ib wnbinpnul «Öiujbiuj|ib iuu|iuinbbinbbp|i» bbpiiniMiubp, CEO qnpö|ipbbp|i l|iupbnpnL|3jiu-bp, AI qnpô|ipbbp|i hbnwbl|iupbbp|ib: t[bl|uipnbiuj|ib iunbinp|i i[bpiupbpjuJL i|bp2hb miup|ibbp|ib [nyu bb uibubLbiub piuqJiu|a|ii[ qiuuiuqppbp, hnqijiuôbbp b lujL iu2fuiuinnL|3jnLbbbp: <bq|ibiuL|bbp|ig 2LULnbpb tLbl|uipnbiuj|ib oinbuinLpp q|iuiiupL|nLiJ bb tLbl|inpnbiuj|ib qnpöiupiupnLfajiub lîjmu nLqqnLfajnLbbbp|i hbin J|iuju|ib (t[bl|uipnbiuj|ib l|iuniui[iupnLJ, t|bl|inpnbujj|'ib luömpqbbp, t[bl|uipn-biuj|ib i[6iupiuj|ib hiuiiiul|iupqbp, t[bl|uipnbiuj|ib piubl||ibq b luj[ti), £>iub|i np qpiubp pn[npp l|iuqiînLiî bb pi|iuj|ib inbinbunLpjiub h|iiJpp: hhiupl|b, inbuib-unL|ajiub b iunbinp|i bnp nLqqnL|ajiub ÖbiuijnpnLJb m iniupiuônLdp iqiuhiubgnul

3 Sb'u Kasey R., Dropshipping and Shopify E-commerce Business Model 2020, 2019:

4 Sb'u Lee I.,Trends in E-Business, E-Services, and E-Commerce: Impact of Technology on Goods, Services, and Business Transactions (Western Illinois University, USA):

5 Sb'u Baumann M., Dropshipping: Make Money Online: A Step By Step Guide On How To Start A Dropshipping Business - Amazon FBA, Ebay, Shopify.

6 Sb'u Bezos J.,The Everything Store, Jeff Bezos and the Age of Amazon, 2013, Little, Brown and Company:

bli tiiuL Linp iihpnr|.iupujtinLpjiuli й2ш1|гий, |iuL| iujr|. r|_bix|pnLj q|iiniul|ujti hh-iniuqninni.pjni.litjhp|i шрг\|ги1фЬЬрр 1|шрпг[ bb tiuu|hu 1ю|шишЬ[ uinbqôiliuô |лрш1[Ьбш1||1 piuph|iui|diulip:

<t¡inuiqninnLpjuiti lîbpnrçuipuitinLpjnLti: Lhpl|iujiugi|iuô hnr|.i|iuô|i hb-iniuqninnLpjiutj opjbL|m t pliinpi|hL t[bL|LnpntiLuj|nlj lunliinrupli |ip pn|np r|.puLin-prudlibpni[, |iuL| riLuni.Jtjiuu|ipdiuli шг1шр1|ш' г|.рш hiudn^fuLuphiuilitj qiupqiug-líiuti ií|iinnLiítihpti пL hhiuutiL|UjptihpQ:

ChiniuqninnLpjnLtjtj iuniui|bi шdpnr^iuLiiuli г}шр0ЬЬ[т Ьа|ш1лш1|п1[ l||> ршт|Ь[ bli r|.|nLnmpL|Ltmti, hiudbdiuinrupjiutj, tir|.nLl|gmj|n Li г^ЬгцпLL)g|nLuj|n, i|bp-inLÔriLpjiuli, Qlir|.hiulipujgijiuli, qpiui})|il|UjL|iuli U l|iutifuiuinhuiiiuti йЬрпгфЬрр: <iudhdiuiniul|iuli i|hp|nLÔnLpjiudp г}|лтшр1|1[Ь[ bli t[bl|inpnljmj|ili iunLiinp|i ninpinrud iuniui|hi hiu2nqiuL| bpL|ptibp|n, dluullшl|npшll|bu, Сф1иии1пш1ф, LLLTL-|i, hi[pnu|iul|ujti iî|i 2ШРР bpl|plibp|i ijinpÖQ U lipiutig umiu2QlipLug|i h|iiî^bpQ: Ldiub i[bp[nL&nLpjnlIjQ djruu bpl|ptibp|ili htjiupiui|npnLpjnLli l|iniu umiugi|iuô iupr}jrutjf)tjbp|i h|idiutj i[pw 2^п1|Ь[ pbprupjnLlitjbpp Li hiudn^fuLuphiuilitj t[bL|Ln-pntiiuj|ili iunlunp|i 2nLl|ujnnJ ршрЬ[шф[ uhi|iujL|Ujti гфррр: hlir|.nLl|g|iuj|i U r|.h-iyul]g|nuj|i dbpnr}libptj oqlib[ bli luniutjötjiuglibi tibLiinpntjiujI'itj iunliinp|i hiu-diu2[uiuphiuj|'itj J|iinnLJlibpQ, прп1ф uu|iuui|ni.d bb шпш2|л1|ш iniup|itibp|iti: Lbpl|iujiugi|iuô i|jióiul|ujqpujl|iuli ini|jiu|tihp|i i|hp|nLÖnLpjnLlili ru Qtir|.hiulipuj-grudli iuniui|bi iu Jpnr|2iul|iutj bli ^pÖbrnJ tLbL|inpnlimj|ili iunlunp|i i|bpwpbp-jiu[ ii|iuinl|bpiugnLdtjbpp, |iul| qpiu$|iL|iul|iutj i|bp|nLÔnLpjni.lip hbiupiui|npni.-pjnLb t тш[|1и ИшйЬйш1лЬ[П1 iniupphp bpL|plibp|i, t|hL|inpnliujj|"ili iunLinp|i тшррЬр pliiuqiui|iuntjbp|i шрг\|ги1фЬЬрр J|i рш1ф iniupi|iu ^тр^ш^тС рш-giuhiujinb|ni[ шп1|ш fubr}|iplibplj ru iuniui|b|nLpjnLtjlibpp:

lijuLi||iuni|, l||ipuQL[nq jiupupuliyrup iîbfanr|. |ip ruprujli r|.t¡pli rnLi|i t[bl|U1-рпЬьифЬ iunLunp|i n|npinli nL г|.рш qiupqiugdiuli hbniutjl|iuptjbpp пшпиЛлтф-pb|_nL Li L|iutjfuiuinhub|nL qnpôrud, uiuL|iujli hbiniuqninnLpjnLtjtj 1ипии|Ь[ iupdt¡-piui|np t г|.шnLinllî r|.pujtig inpiuiiiupiulnuLiiuli iuiípnr|2iul|UjtinLpjujli ilbg:

4bp[nlônlpjniti: t[bL|Lnpntjmj|nlj L|iud hiu¿¡ьидшЬдьифЬ lunLunrupp bb-ршг}ргш1 t ши|рш1фЬЬр|л L|iud &ш nLuj n Lfaj n Ltiti Ь p lunp n L i|iuóiunp hiudiugiuli-g|i ilfigrignil, np|i |ipiul|iuliiugiiujti hiuiiiup l|iuinuipi|nLiï t qnuiiup|i U ini[juj|tih-p|i фп^ишЬдп^: 4Ьр2|лЬ тшр|пЬЬр|11| mjli тшрш0п^ t uiniugbL |ib^ii|bu ш]1их|Ьи tL pL|Luj|itj ши|рш1|рЬЬр|1 hшJшp: t[bL|inpnlimj|ili aiQLiinp|i 1Х|Ш1ЛJrnfajmLiQ uL||iqp t шпЬпи! 1994 p. oqnuinnu|i 11-|ig, bpp LilTL piurLiupiuglitj |ip L)J^ngnij i|iu6iunbg Sting fuJp|i 0ш]Ьши^ш1[шпш1|р: lijr} diu JшllшL|lJbp|^д и1|иш&' t[bL|inpnlimj|ili шпиьпгирЬ ши1п|пбш1|шршр qmp-qmlinLiî f aio|pailipLibp|i l|iuij ômriaijnLpjnLliLibp|i npnLinnjQ, и[ш0шпдЪ ru qtiru-Jp г}шр01|Ь[ги[ ry n Lp Li hiupdiup: lijb pшqJшp|^L[ шпш1[Ь[П1|Э]П1Ь1|Ьр t ьпш-[|iu |iljjii|bu qbnpr}ljbp|ili, ш]1их|Ьи t[ 1[шбшпп^1|Ьр|1Ь: П-рш mprynLliprnJ, iî|imjLi líiutipiuóiufu t[bL|mpnLimj|iLi oiriliLnp|i шйрпг^ iu2fuiuphnuj

2020 p. limfuminbuL[nLJ t 1ииид1|Ь[4.1 inp[b LLLTL г}П[шр|л, mjli r|.hii|f)ni.d, bpp 2019 p. L|mqJb[ t 3.4 inp[lj, |iuL| 2015 p.' 1.5 inp[li LLUb г}П[шр7:

7 https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/

tLbl|inpnbiuj|ib iunbinp|i pn|np 4 dnr|.b[bbp|i (В2В, В2С, С2В, С2С) luniu-i|b[nL|ajnLliLibpp piuqiíiu[a|iil bb' hiuiíiu2fuiuphiuj|-ib ИшишЬЬ^п^тЬ i|iuóiu-rinr|bbp|i hiuiíiup, iu2fuiuphiuq.piul|iub b duujiubiul|ujj|ib ишЫшЬшфш^пиЛЬ-p|i piugiul|iujnL|ajnLb, qnpôiuppbbp|i iupdt¡p|i bi|iuqbgni.d, iuu|piubj)bbp|i lupiuq luroupruií, hmpúujpuJi|hinnL[ajnLb b iuj|b: Uiul|iujb qpuibg L|nqp|ib uml|iu bb biub npn2 h|idbiufubr|.|iplihp. t|hl|inpnbiuj|"ib umbinp|i hiuppiul||i dhl|bujpl|ujj|ib ôiu[uubpp Jbô bti, Öiufunqdiub n|iul|p рш1[ш1|шЬ|пЬ piupöp t, iunl|iu bb J|i2-iubÖbiuj|ib hiupiuphpru[ajnLbbhp|i, iubhiuiniul|iub pLugiul|iujnL[ajiub

u|iuinóumni{ npn2 hiuóiufunpr|.bhp|i l|npuin|i, iubi|inujbqnL[ajujb fubq|ipbbp|i, luniupdiub piupqnL|3jni.bbbp|i b iuj[b:

4Ьр[П10Ь[ги| t[bl|uipnbmj|ib iunbinp|i i|jióujl|ujqpiul|ujb ini|juj|bhp[y 1|ш-pnq bbp lupÖiubiuqpbL, np 2019 [Э. hiuiíiu2fuiuphujj|-ib iïiuu2iniupni{ t|bl|inpn-biuj|ib iunbinp|i pbiuqiui|iunni.d luniughb inbqmJ t Qh^wuiniubp, ^ DUU1 L|wb-[ишшЬигийЬЬр^' uijb u|iuinpiuuini|nlii q.h2b[ |ip гфр^Ьрр iJ|ib^b 2023 pi|iu-1|шЬр: 2019 [Э. i|J"ióujl|iuqpiul|iub ini|juj|bhp|i ИшйшЙидЬ' t|hl|inpnbiuj|ib iunbinp|i iudbbiufun2np 2ги1|шЬЬрЬ bb СфЬшшлшЬр, ILlTL-p, LTbô Pp|nniu-bfiiub, 6iuu|nb|iiub b 4-hpiíiub|iiub (шгупшш1| 1):

liryriLUUlll 1

2019 p. kibljippnbujjlib lunhippfi 2niliuibbpfi b^Jniipbbpp ' putp bplipbbpfi (Jiprp Ulfb цгцшр)8

Qfitiiuuiniuli U.UL

Ubô Ppfiiniutifiiu

бши|п1фш

9-Ь[и1ш1фш

2018 p.

636.09 504.58 86.45 104.4 70.35

2019 p.

19340

586.92

141.93 115.4

103.48

hb^iqhu inbubnuj bbp, dbl| iniupi|iu pbfaiugpnuj ii|iiujb QfibiuuiniubriLií t|bl|inpnbujj|ib iunbinp|ig uiniugi|nq hl|iuiinLinbhpb ш6Ь[ bb 18703.91 iî[pq lilTL iyi[iupnil, ULTL-hbp' 82.34 а^шпгун!, libó РрЬтшЬЬьифЬр' 55.48 J|i-iJiiupqnil, бшьцпЬ^ш^Ьр' 11 J|i|jiLupqni[, ^pJub^jlibp' 33.13 JliiJiiupiynl, hb^p ifoiujnul t Luju n[npui|i L|mjnlLi bl|iuiíinujphpnL|ajiub b hhniubl|iupujj|ib [|i-bb[riL iíiuu|ib:

Ungültig qbnpqbbp|i |ai|iuf)iubiul|ni[ luniugwiniup u|binnL|3jni.bbbp|i giubl|p bbpl|iujiugi|iuô t шгипшш1| 2-rud:

liryriLUUlll 2

LLnguibg qbnpi}bbp¡i ¡»¡¡шршЬшЦр u¡2[uuiphnn¡ (2019 p.f

i.i,i,i,i,u.i,ij-.!iiiii.iiii,iiiiii

Qfibujuuiiuti 1 i5[pr} iSiupr}

Ctirjiliuumiutj 360.1 i5|ti i5iupr>

llUb 258.5 i5|ti diupr>

htjryitjbqfiuj 107 i5|ti i5iupr>

бши|п1фш 89.9 J|ti límpr^

8 https://www.worldretailcongress.com/_media/Global_ecommerce_Market_Ranking_2019_001 .pdf

9 https://www.worldretailcongress.com/_media/Global_ecommerce_Market_Ranking_2019_001 .pdf

Unguilig qlinpqlibp|i £>Luliwl|p inLupbginLup|n iui|b|LulinLiI t, iiiuuliwi|npLLi-u|bu' LjLuli|xiuJLnbuL[nllI t, np 2021 fa. wjli hwulib|nL t 2,14 iI|iL|nwpr|.|i (2018 fa. lipiulig fa|iL[p Liaiqilbf 11.8 JlPT-)> Il urn, |ihaipl|b, t|bl|LnpnljiLij|'ilj iunlLinp|i qiup-qiugJaib q|jLiiui|np qpiui|iul|iuljlj t10:

^-[npLUL t|bl|inpntiwj|iti airiLiinp|n B2B 2nLL)UJti 2019 fa. qliwhiuini|nlij tp 12.2 inp[li lilfb r|.n[Lup, npp 2nLP2 3.5 uiliqwii qbpuiqwlignLij tp B2C 2iilI|lliIi: liju 2nLl|Luj|i 2 q|jLiiui|np «fuiuqaignqlibplj» bli Amazon Business II Alibaba plil|b-pnLpjnLblibpp: Ujli l|iuqdiul|bpii|nLpjnLljlibpp, npnlip qnp&md bb t|bl|Lnpnljiuj|'ilj iurilLinp|i B2B ubqiibliinnLiI, uinlLinnLp bli |ipwl|wliwglinLij l|iu'ij mr|r|wl||i 6Lni( (Lujulntipti' uinbqdnLiI bli ubi|iwl|wli hiuppwl|p li wnlLinnLp |ipwl|wliwglinLij aijif. hiuppiul||ng), l|iu'd 2nLL|LUjwl|iuli iinr(.b[nL[, npp bljpiur}pnLd t db6 hiuppiul|-2nL-l|iu, npinbq jnLpiupiuljynLp l|iuqdiul|bpii|nLpjnLli l|iupnq t i|w6iunbL|ip wu|piulj-£q: t|bl|inpnliujj|"ili iunLinp|i B2B iJnr|.b[|i wniugwinwp bpl|plibp|ig t Qfikwu-iniuliQ (iuqjnLULul| 3): hli^a|bu gmjg bli iniu|jiu i|]i6wl|wqpwl|wli ini|jw[libpQ, 2019 p. Q|iljiiiuinwljni.d 2nLP2 1 ^LPT ^WPH- wnlLinnLp tp |ipiul|iuliwgljnLd t[bl|mpnliaij|ilj Slinij:

UrynLUUlll 3

Qfibiuuipuibniil k[bljippnbiujlih uinhippfi 2P2uitiuinnipjniii[i 2012-2018 pp.

(ippib jniuiti)"

6.25 8.2 10 13.9 16.7 20.5 22.5

hhuipl|b, QfiliwuiniulinLij wilbliwfun2np plil|bpnLpjnLlili wju n|npinnLiI hai-iliupi|nuj t Alibaba-li, np|i liwulnupwdfiliQ l|oiqiJnLiI t plir|.hwlinLp|i 28.4%-q, |iul| diulipiu&iufLi t[bl|inpnliLuj|ili iunlLinp|V 55.9%-p12:

2015 p. liirb-|i inbuwl|wpwp l|2hQD t[bL|inpnliwj[ili wnbinp|i B2B ubq-dbliinnLiI l|iuqiJb[ t i|w6wnp|i 9.7%-q, |iul| 2021 p. lnufuiuinbui|nLiI t lujIi haiug-libf J|iIjjIi. 13.1%-|i, npp l|iuqdb|nl t 1-2 inpfli LLLTL ryniuip, lujIj r|.bii|f)nLd, bpp 2017 p. l|iuqdnui tp 889 lIlPT LiLTU qnLiup13:

bpb r|.|iLnujpl|blip bL[pna|iul|aili bpl|plibpQ, iuu|w 9-bpiIwli|iujjnLiI JuuLipuj-Siufu tLbL)LnpnlJLUj|nlJ 2nLL|LUjh 2018 p. 2P2LU^ILUririLfaJnL^lD l|wqdb[ t 65.1 JfPT-bijpn: lijuinbq [lujIi iniupiudnLij t quib[ amazon.de t|bl|Lnpnliwj|ili uinLinp|i hiuppail|Q, npfili iupduili|i dpgail||iglibp bli mediamarket.de, zalando.de, otto.de14 l|Lujpbpp: L|ir}bn|wlin.libpnLd 2018 p. B2B t|bl|inpntiiuj|iti iunlLinp|i 2P2LuliainnLpjnLliQ l|iuqiibL t 2.1 d[pr|. bi[pn, npp liiufunpr|. iniupi|ujli|ig 32%-ni| luLj_b|_|n t: <luJluSlujLi l[|i6hil|hiqphil|luIi ini[|iu|libp|"r bU~-|i ull|iunnqlibp|i 2nLP2 60%-p (16-75 inwpbl|wli) iunlji|iuqlj Jbl| LubqaiJ oqmi|bL t tLbLiLnpnlJLUjIntj iurilLinp|ig L|luiJ 6iunLujnLpjnLlilibp|ig: <iui|b|bli£> IiluIl, np npn2 LnaippbpnLpjnLli-libp Ljiuli Lunaili6|ili bpL|plibpnnJ t[tiL|LnpnliLuj|ili LUQUinpli 6lul|lu[|i U oquiL[nq-

10 https://wits.worldbank.org/analyticaldata/etrade-indicators.aspx

" https://www.statista.com/statistics/302040/transaction-volume-of-b2b-e-commerce-china/

12 https://marketrealist.com/2019/07/just-how-far-ahead-is-alibaba-in-chinas-e-commerce-market/

13 https://www.digitalcommerce360.com/2017/06/05/u-s-b2b-e-commerce-course-hit-1-18-trillion-2021/

14 https://ecommercenews.eu/ecommerce-in-germany-e65-10-billion-in-2018/

bbp|i mbuiul|iupiup l|2hfibbp|i d|i2b, dwubwl|npwll|bu, 9-bpdiub|iiujni.d uu|iu-nnr|bbp|i 77%-b t oquii|bL t|bl|inpnbwj|ib iunbinp|ig, iJ|ib^r|.bQ ibpwbu|iwjnLir 67%-p, |iul| hinui|]iwjnLir 36%-p: Statistas Didital Market Outlook-|i ini[jw|bb-pni[' bi[pnu|iujni.d tLbL|mpnbaij|ib iunbinp|ig bl|wdnLinp d|ibjb 2023 p. biufuiu-inbui|nuj t haiugbb[479 iIlPH- U-LTL i"|n|wp|i15:

2009-2019 f9fa. r(.bL|inbJpbp|nLi Google Play Store-|i iul|in|ii[ hwi|b|i|wdbb-Ph Ph^D hiuub[ t 2.9 J|i[|inb|i, wjb r}ba|prnJ, bpp 2013 p. qpaibg fa|nL[Q 1 J[b tp: t|bl|inpnbwj|ib iunbinp|i pbwqxui|iurinLij iuiuui|bL 2UJLn L[LU^ujrlLirirl w-H" piubpbbpb bli bnpiuSbrufajwb (fashion), t|bl|inpnb|il|wj|i, iJbr|.|iujj|i b hnpp|ibb-p|i hiudiup biufuiuinbui|w& iuu|piubpbbpp, fuiur\ai[|ipbbpp, iub5biul|iub h|iq.|ib-biuj|i u|wpiuqxubbpp, iJfabppp b iuj|b: n|npin|ib i|bpiupbpnrL iyi6wl|iuq.pwl|ujb Lni|jLU[bbpp bbpl|LUJLUgL[Lu6 bb LUrunLULUl|bbp 4-7-ruii:

lli]jnLuuil| 4

Lnpuidlinipjiuti iuu]puitif)tibp[i i[uj6umj}b ni IjLubfuujipbunidbbpQ 2017-2024 pp. (J[h UUb lynpup)'6

438380.3 520097.7 611810.5 706583.8 794931.2

928077.1

972868

UqjiHuuilj 5

t[bljippnbliliuij}t U tSbq.[iuijli luuipiubgbbpft i[ui6uin.f)b ni IfuibfuuiipbumJbbpp

2017-2024 pp. | fii[b Ulfb rinpupf

■illlUJIBllB!! WtiMiLW BiijlU mh^mmmsKmmnsmm

317919.8 383196 451303 514914.3 569998.4 614377.3 648442.4 673893.1

LLrynLuiul| 6

tuiuriuiifipbbpli li hnppfifi uiufpuib^bbp/i iliu6uinpb ni lfiub[vunpbunnibbpp 2017-2024 pp. (J[b UUb r}nlUip)'8

280140.3 327264.7 379976.4

433856 483000.2 522809.7 552698.8 574417

UqjiHuuilj 7

Upbppfi U u/bdbiulpub h/iqfibbujjfi u/ufpmb^bbpfi i(u/6um£b ni t]Luti[uLuipbuniiihbp[i 2017-2024 pp. (iftb UUb ^pup)'9

wmsm Ili^iUBiMilJiMlliiMBI

135187 148187.5 167171.1 190871.3 214642.4 233902.4 247498.9 256072

2019 p. iyi6wl|wq.piul|wb LnLyaiLbbpnil' t|bl|inpnbwj|ib iunbinp|i oqiniu-inbpbp|i iniup|i{)wj|"ib pLU2fui|Lu6nL|ajnLbp bbpl|iujiugi|w& t LuqjnLULuL| 8-nlij:

15 https://www.statistaxom/statistics/915310/e-commerce-use-of-consumers-in-the-european-union-by country/

16 https://www.statista.eom/outlook/243/100/ecommerce/worldwide

17 Sb'u tinyti uibr^p:

18 Sb'u bnLjli uibr^Q:

19 Sb'u bnLjti uibr^Q:

Uqjinuulj 8

2019 ¡a. tiblpppnbiuj¡ib uinbippfi oqipwipbpbpfi ipuiplipuijfib pui2tviliuóni¡ajnib[f0

22% 31% 24% 16% 7%

hlij фршрЬргш! t tlhliuipnliLujIili iunlunp|i B2C JnqbiJitj, iuu|iu 2019 p. lujtj L|uqJbL t 3.53 inp|ti LLLTL iyi[iup, |iuL| 2022 p. l|iutjfuiuinbui|nLd t, np hiuulib|nL t 6.54 inp|i[|inlj|i: M_hp|nLÓh|ni[ luju dnqh[li puin шпшЬ0|п1| bpL|plibp|V l|iupb|Ji lupöiutjiuqpbi, np Ubô Рр^тшЬ^иупи! 2019 p. i[iuóiunpp l|iuqdb[ t 199.7 iî[pq фтЬт uuibn[|iljq, npp, 2017 p. hiuiíhiíiuin, шбЬ[ t 70 Сффшрфи!21: 4-bpiîuli|iujnLiî 2018 p. uijli L|mqJbL t 53.6 iî[pq hi[pn, |iul| 2023 p. tiuifuiu-inhui|nuj t ИшидЬЬ[ 85 J[pq hi[pnj|i22: Q|iliujuinujti|i 1лЬиш1|шршр l|2hQQ B2C hiuini|iuônLiJ 2017 p. L|iuqijnLií tp uiiipnqg 2nLL|wjh 60%-p, |iul| 2020 p. tiiufuiu-Lnbui|nnJ t huuglib[ 67%-|i:

hli^u|bu inbutimil blip, t|hL|inpntiiuj|"iti umlunp|i pliiuqiui|iunnLii шпш^ш-iniup qhPß t qpuii|ni.d Q|itjiuuiniulip: U~|nlujIj diubpuiöiufu ши|ршЬрш2Р2шЬш-nrupjiuli n|npinni.d Q|iliiuuiniutj|i 2nii|iuj|i ôiui|iuip qhpiuqiuligbL t 9 inp[li jruiu-lip (1 LLLTL qn|iupp Ьш diupdtij) t 6.89 jmmlj|i), Li ^nppnpq iniup|itj t, шпш-giumiup qhPP t qpmqbglinnJ luju 2mL|iujni.d: 2018 p. тфш^Ьрп^ СфЬшитш-lirud tLbL|mpnbmj|ilj diulipuiöiufu 2nii|iuj|i ôiui[iuip L|iuqdriLd tp bpl|p|i CLIi-|i 10%-p23: Q|itjiuuiniulinLd tLbL|uipnlimj|ili lunliinrupp uL|ub[ t qiupqiuliiui 1997 pi|iuL|Ujti|ig, uiul|iujli phl|nLiitiiuj|iti 2Р2ш^ П-шр0ш1[ 1999 pi|uil|iuliQ, bpp lujli-inhq uinhr|ôi|hg Alibaba Group-p: bi|u iít¡l| 1|шрЬпр фпц t Ишйшрфт! 20032005 pp. dmùmbiwl|uihiuini|iuôp, bpp фЬшд|1 piuqiíiup|iil uu|iunnr|lit¡p, i|iu-fut¡lnu[ni[ urup i|iupiul||"i£ h|ii|mLiqnLpjnLLilibp|ng, [ипшшфпи! t|nlj lunLunrup L|iu-ипшрЬ[ $|iq|"il|iul|ujti fuiuliruptihplig U lnufuptiinpnui lungiutig iniupph-рш^р:

Ь[Ь1|1лрпЬш]|п1| iunlunp|i hiusmrinLpjiutj h|ndtjiul|iutj с|.рш4ьи1|ш1|ЬЬр|пд l|iu-pb|ji t шпшЬ01|шд1|Ь[ ЬЬт^ш^Ьрр'

lTiutjpiuôiu[u [uiulinLptjhpnLd uu|iuuiupl|diuli прш1||л hbrn L|iuu|i|iuô [иЬгфрЬЬрр: t[bl|mpnljmj|ilj lunLunrupp Q|iliiuuiniutj|i ptiiuL^nLpjiulip hbiupiui|npni.pjnLli t ьпифи oqini[b[nL piupÖpiuL|iupq ppbtjqbp|ig Li t[bL|Lnpntiujj|ntj [uiulinLptjhpnLd uiniutjiu|nL hiudiuii|iuiniuufuiutj иьцш-ишр1|пи1:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t|hL|inpnliujj|"ili iunLunp|i ршр0рпрш1| L|ujjpbp|n iunL|UJjnLpjnLtip: Lnyli-|iuL| npn2 i|bp-L|aijpbp рпу[ bli inui|]"iu iuu|piulipp hbui i(hpiur|xupÖlihL qtinuí l|iuiniuph|nLg hbinn 7-21 opi|iu ptipiugpnui: ийшррфпЬЬЬр^ |iujli iniupiuônujp: hli^o|bu gnyg bli iniu|]"iu hbinmqn-innLpjnLtilibpQ, mjuop З^ЬшитшЬпи! iui|h|ji 700 iî[li ilaipq nili|i uJшppфnll, |iuL| Ь2шЬш1|п^ t, np ЬршЬр tLbL|LnpnLiujj|ntj шпй.тр|1

21 https://www.statista.com/statistics/284278/e-commerce-sales-via-website-in-the-united-kingdom

22 https://www.statista.com/statistics/454371/e-commerce-revenue-germany/

23 https://www.thestandard.com.hk/breaking-news/section/1/122421/China-online-retail-sales-surpass-9-trillion-yuan

hiui|iubujl|iub uu|iunnr|bhp bb24:

t|bl|inpnbiuj|ib fuiubriL[abhp|i l|nqii|ig iubi|inujbqnL[ajiub u|Lujiíiubbbp|i fuuiniuqriLjb u|iuhu|iubnujp:

CRM hiuiiiul|iupqhp|i [mjli iniupiuöruiip: lijli iiiupphp|"ibqiuj|"ib qnpö|i£ t, npp ипд|пш[ш1|ш1| hiup|aiul|bbp|i J^ngnij hiuóiufunpqbbp|i nL2Ujq-pruiajrubp qpu^rud t l|nbl|pbLn iuu|piubj)|i l|iud ррЬЬгф bl|iuindiudp: Q|ibujuiniub|i l|iuiuui|ujpni.|ajni.bp ш1|1гффпрЬЬ ui2Lul|gni.d t гцпрьгф iuó|ib: 2019 [э. инуицЬЬргиС t[bLjmpnljmj|nlj iunbinp|i ôiui|iu[p biufunprj. iniupi|iu hiudbdiuin 27.3%-ni[ шь[Ь[Ь t25;

llngiubg iunlunp|i L|btiLnpntitibpnuJ иЬфьи1|шЬ lungiubg fuiubni.|abbp uuihrjôh|nL hbiupiu^nprufajrubp: n-iuinbinij t|bl|inpnbujj|ib iunbinp|i 2P2UJ^IUjrinLPJUJ^ öiui|ui|bhp|i hiupiu-órub рЬршдр^д' l|iuph|ji t ЬЬршг|.рЬ[, пр iujb q.Liш[пl[ Ш1|Ь[Ь ^bô ôiui|iu|bhp|i t hiuulit¡|nL: lijr|.nLhulir|.bpÖ, t|bl|inpnbiuj|"ib lunbinrupb шЬрЬгфшт qiupqiubnuj t, Li l|iupLnp t шпшЬ0ЬшдЬЬ[ qpiu qiupqiugiíiub hiuiíu^KiLuphiujInb npn2 iî|i-inriLiîLibp, npnbp h|iiíbujl|iubnuj l|iuu|i|iuô bli mbrihl|iumi|iul|ujb inhfubn|nq|iiu-bbp|i hbin: и"шиЬш1[прша|Ьи'

PppLuj/itj hbnLufunuhbpriLl k[bLjLppntiujjliü LunäLppfi ш^ьр/и^шдп^ L P22Luj¡ih ijÓLupnLiItibpli ôlulIluiP iSbÔLugmiS: P22wj|iti lunbinrupp ul|ubg lupiu-qnpbb qшpqшbш[ «[иЬ[шд|п» hbniufunubbp|i |i hiujin qui|rug hbinn: M_bp2hti тшр|пЬЬр|1Ь iudbp|il|iug|i t[bL|Lnpntimj|ntj qbnpqbbp|i 2nLP2 50%-b t lunbinrup |ipiul|ujbujgbni.d p2S>wjhb hbniufununi[, |iul| bi[pnu|iug|'ibbp|V iui|b|Ji jmib 55%-p: bpb q|"iiniupl|hb£> i|jióiul|ujqpiul|ujb ini4jiu|bhpp, iuu|iu 2019 [Э1|ш1|ш-lihg «P22Luj|ntj» qbnuíbhpp haiub[ bb 3.2 ú[pq UUb r|n|iup|"i, uijb qbuipruii, hpp 2016 [d. iujb l|iuqiinuj tp 2.5 ú[pq: Cbq npruii, bp|iiniuuaipqbbpb шфф hiu-óiufu bb lunbinrup |прш1|шЬшдЬп1.й p22wj|iti hbruufununij, £iub iui|iuq иЬрЬгф bhpl|iujiugrug|-i£bhpp: 4aib[uminbui[nLiî t, np 2021 p. p22wj|"ib i|6aiprmJbbp|i 0ши[ш[р ИшиЬЬ[т t 3.8 iî[pq UUL qn[aip|i: Lhpl|iujruiíu p22wj|ib hhiuufununi( i[6iupni.dtibp|i qôni[ шпш2|лЬ inbqrnJ t Сф^шитшЬр26:

LunbipriLp»: «3iujbiuj|ib qbnpqbbp|i» dbö diuup piudfib t pbl|brud Ubö Рр^иниЬ^ьифЬ: lLnbinp|i luju Öbp qbnbu qшpqшgJшb iuniu2biu-j|ib фпцпи! t qmbi|ni.d, uiul|iujb i[h6wl|iuqpiul|iub ini|jiu|bbpp grujg bb miuiJiu, np iujb [lujb iniupiuórud 1|итшЬш iuu|iuqiujni.d: Lbpl|iujni.du iuniui|b[ hmjinb|i bb ш]Ьи||пи|1 Ömjbmj|ib ши^итЬЬтЬЬр, |ib^Li||iu|iß bb Apple's Siri-b, Amazone's Alexa-b, Google Assistant-p: Cum 1|шЬ[иш1лЬигийЬЬр|"Г 2023 fa. «Öujjbujj|ib qbnuîbbpp» l|l|iuqijhb 40 J[pq LiLTb qn[ujp, |iul| Öujjbujj|nb 0qbujl|ujb ишррЬр|п ршЬш1|р l|hiuub|i 8 LÍ|i[|iujpq|i: «3ujjbujj|ib шпЬттрЬ» rub|i n^ mbunqujL|Ujb pbnLjp, |ib^p b2Luliiul|nLii t, np qbnpqbbpp pbmpnLtajnLb bb 1|штшртй фррш[ bl|UjpujqpnLtajujb й^пдпф lÍQUJi|b[ Ишбш[и ujju Ь^шЬш1|ги[ qbrmJbbp bb l|iu-uiujpi|nLiJ ubbq|i, tdujb t[bl|uipnb|iL|UJj|i, uibujj|ib |ipbp|i ujQbuip|i dujiJujbujL|27:

24 https://www.statista.com/statistics/467160/forecast-of-smartphone-users-in-china/

25 https://www.emarketer.com/content/china-ecommerce-2019

26 https://www.statista.com/statistics/330695/number-of-smartphone-users-worldwide/

27 https://techcrunch.eom/2018/03/02/voice-shopping-estimated-to-hit-40-billion-across-u-s-and-u-k by-2022/

3. kibLiippnbujjfib iunbippfi B2B Jnr}bip qiupquigmd: B2B iinr|.b|]i 500 l|iuqdiul|bpii|nLpjnLtjlibp|i 2P2UJtjnLd wbgL|iugi|iu& hiupgrudtjbp|i wprynLliprud u|iupqi|b[ t, np ptiL|bpnL[3jn Lbti bp 2nLP2 80%-p u|iumi|bptjbp t ptiqrulinLd Li i|6wpnullibp l| iu in iu p n liI hblig |ipbtig L|iuj£|i d|i2ngni|: Statista-|n 1x11110111^™!'

2018 p. B2B hiuini[iu&mJ oinbinrupp L|iuqdb[ t 7.66 inp[li LLLTb qn[Lup, npp qpbpb 3 oiliqiud iui|b|Ji t tjiufunpq inoipi|oili|ig, |iul| 2019 p. oijli L|iuqJb[ t 12.2 inp|ti, npp Liai[unpq iniupi|oili|ig iui|b|ji t 4.6 uip|n[|inLini|:

4. n-pnLfi2liililitiq (Dropshipping'): Uai t|bl|inpntjoij|itj iunbinp|i 20ihrupoi-pbp Jnqb[ t hiuinl|iuii|bu bpaibg haidaip, nijpbp pon|oil|aitjoi^oiL|i qrudiup jru-libtT L|luu|[iinlu[ pfiqlibu ul|ub|_nL hiuiluip: Lpiutij) J^Lmpq bli Lupuiiuqpnq|i L|luJ nLiqiquuL||n iuo|poilip oinaigaipLinrifi b qlinpq|i d^Li: P|nqbbu|i luju SLili oi-i|b|Ji qjnLp|ilj t uL|ub[, lujIj ll|luL)luu h|iuL|luj|iIj t b rutj|i iui|b|Ji 2LULn oinaii|b|nL-pjmlilibp, Lujulntipti' wo|piuli£> 5bnp t pbpi[nll! lifiiujli Lujti qbaipmil, bpp o|uiin-i|bp t [fibrinl, iui|b[npq qrudaip &iufLiui|nLd qnLjj2|i, ai2fuLuinnqljbp|i Li iuj[li|i i[pai: QliaijiuS aiL|tjhujjin lunujl[b[nlfajnLtitibp(nti1 oijli rutj|i lioib pbprupjnLtjtjbp, iIoiuLnui|npoio|bu' bppbiili fuliq|iplibp bli wnoigoitinuj' L|uio|i|oi& wo|piuli£>libp|i daiinaiL|oipujpdujtj duidl|binlibp|i hbrn, b l|aipnq t L|infui|bL qbnpqlibp|i i|umai-hnLpjnLbp tLbLjLnpntiujj|ntj iunbinp|i lil|windiudp: Ldiuli haippiuL|libpp d|iaii|n-pmil bli inuippbp L[ai6ainnqlibp|iLi uidpnqg iu2fuoiph|ig' iui|b|ji iquipq qaipS-tib[nL[ i|ai6ainp|i qnp&plipaigp:

5. UngliLU[LuiiLub gLubgbpfi bbpqpuiL[nLiS ¡;[bLjLppnbujjlib LunbLppfi n[npip:

2019 p., 2014-|i hwdbdiuin, ^bjupmp|i Li |itiuinoiqpwd|i d|i2ngni[ ung|ioi|oil|wti gaitjgbpni[ qlinpqlibp|i paibiulip l|pl|liiul||i oibqaid ai6b[ t: Ung|ioi|oil|Ujtj db-q|iiuli ijinfubL t daipql|ailig ainopjaib, aijq pi|nLd' qbrnJlibp L|oiinaipb|nL qnp&-plipoigp: Ulu L|iuqdwL|bpu|nLpjnLtilibp|i hwduip ilbd hliwpiui|npnLpjnLti f pliq-[iujbb[riL qnp&nLbbnLpjiuli 2P2UJtJUjl|libpp Li |iui[ hiuppiuL| t' bnpni[h poigiu-hiujmijbLnL hiudaip28:

U6ujpihub Lujipbifipiutipuijliti Jbpnqbbpfi LunLjiujriLpjnLbti riL qpuitig Lubpbr}hLULp iiLULpuipb[LuqnpdnLiSp: Lbpl|wjni.du i|6iupnLdtjbp L|iupb[|n t L|iumiu-pb[ |nti^LL|bu pi|wjhb Jbpnqnij, lujbiqbu t[ L|p|iii|Lnniupd"nLjpljbpnL[: UJiupp^nli-Libp|i LupiniuqpnLpjnLlili |ip hbui pbpnui t tiLub. pi|iuj|ili qpanJLua|UjLiLuL|Libp|i oqiniuqnp&nLd, npli t[bL|LnpntjLuj|ntj iunbinp|i i[6iupJiulj qnp&pbpiugtj iui|b[|i rynLp|ntJ t qaipSbrnJ:

t|bL|inpntiiuj|ili ainbinp|i qiupqiugiliuli qnpdnuJ Jb6 t tiLub. ung|nu[LuL|LuLi Jbq|iiuj|i iih2n9nLl L|6wprudtjbp|i Jbpnq|i iniupiuSJiub qbpp: LLjuii|bu, PayPal-|i L|nqil|ig hiubpiujljiugL[Lu6 ung|iiuLiuL|iuli i[6lupnllitjbpp pmj[ bli iniul|iu qlinpq-libpliti' i|6iupnLiItibp L|LuiniupbL ung|mj[LuL|Ujli iibq|nuj|i il|i2ngni|: 9-pbpb pn[np ung|iiu[iuL|iulj hiuppiuL|libpp umbq6b[ bli |npbtjg iniuppbpiuL|ljbpp, |ib^iqbu Apple pay-p, Google wallet-p, Facebook payments-p, Twitter Buy-p Li oijlIi: 4.6iupilujli lidiuli ilbpnqlibpp qnp6nuJ bli npu|bu pi|iuj|"ili piuliL|bp: Ung|nuLUJ-L|ujtj Jbq|iiuj|i oqiniuinbpbpp L|iupnq bb L|iu'J qbrnJlibp L|iumiupbL hiuppiuL||ig, L|iu'J lungiulig JiulipiuSiufu ijwiiwnf) |ipiul|iuliiugljbL: UluLjtujti l[6iupJiulj luju

28 https://blog.hootsuite.com/facebook-statistics/, https://blog.hootsuite.com/facebook-statistics/

Öbb nlÏJbiub fabpnL[ajriLljlibp: M_bp2hbbbp|ig, iuniu2hb hbpfa|nti, u|binp t giubgiuhbbnLpjnLbp, piulifi np oqiniuinbpbp|i liböiuijiuubnLpjnLbb ni.b|i рпу[ qiuqinbiupiunhp: <|iiíbiul|UjbnLií qpiubp ii|nugi|iuô bb p22iuj|ib hbniufunubh-p|ib, b l|npuin|i qbii|f)ni.d giubgiuhbbbbpp l|iupnq bb ша|ор|пЬ|1 Öbni[ oqini|bL Иш2ЬфЬр|1д:

UphbuipiuLiuib puitiuiLiiubnLpjiub r¡.bpfi dbôiugnuï: 4iubfuiuinbui|nlií t, np 2022 р. iuphbuiniul|iub piubiul|iubnLpjiub i[pw cl-LnPLUL dLubpiuóiufu 1|шбш-nnr|bbp|i diufuubpp l|hiuubbb шшрЫ|шЬ 7.3 iî[pr|. LilTb qn|ujp|i, iujb г|.Ьищпи1, bpp 2018 p. iujb iniuiniubi|nLiJ tp 2 ií|i|jiiupq.|i uiuhiiiubbbpnui29: ULjr^ öiufuubpb ni.r]r|i|nLd bti uu|iunnr]bbp|i u|iuhiub2Jni.bpbbpp шЬЬш1лш1|шЬшдЬЬ[П1Ь, прр u|iuhiub2nuj t lîbô bhpqpnLijbhp, piujg, lifibbnyb duiiíiubiul|, ЬшЬ lîbô iuniui|h-|nl|3jrubbhp t uiiu|jiu: 4-npô|ipbbp|i luju 2Т.ршЬ bbpiunnui t mi|uiniiiuiniugi|ujö diuppbp|ibqiuj|'ib hiuppiul|p, npp i|hpiuqJitii|nLd t cfiudiubiul|iul||ig u|iuhiub2-üriLbßbbp|ib hiupiiiupi|hLnL L1 hiuinnil| hiuóiufunpr|.bhp|i u|iuhiub2bbpp piui|iu-ршрЬ[ги hiuiíiup: СЬгфшЬршьцЬи, iíiup£>bp|"ibq|i inbuiubl|jnLb|ig 1|ujj{)|i qpiu-qbin l|iunni.gi|iuô pni|iubqiul|ni.pjnLtip iuu|iuhni|ni.d t 2LUhnLpiupbpm.pjiub iu6: <iu2i|iupl|i|iuô t, np iujb ppbbqbpp, npnbp iuniubâbiul||i nL2iur|.pnLpjnLb bb qiupâbnLii l|uij|)|i pni|iubr|.iul|nLpjiubp, bbpqpui{i|iuô jnLpiupiub^jnLp bnp

hiu6iu[unpq|i hшJшp fubiujnLd bb 14 ILITL qn[iup: 4шбшпр|1 ôiui[iu|bbpp Jb-0шдЬЬ[т hiuiíiup щЬтр t u|uiinpuJuinhL uhIjujl iuu|piubp|i oqiniuqnpôijiub líiu-u|ib пшгидшЬпг[ bjrupbp, Ирша|шрш1|Ь[ uu|iunnr|bhp|i l|iupö|i{)bhpp, ьцштши-[ишЬЬ[ ЬршЬд hiupgbp|ib, hpiuu|iupiul|b[ bl|iupbbp' uu|iunnr]bbp|i ги2шг|.рп1-pjmbp qpiui|h|nL hiuiíiup b iuj|b: Cuín tmpjiub, 2019 p. b2i|iuô qnpö|ipbhpp ЬЬрршфшЬдЬ[ bb t|bl|inpnbujj|ib iunbinp|i qpbpb pn[np fuiubmpbbpp: ГЭ"1|ш-j|ib luju oqbiul|iubbbpp |ipiul|ujbiugbni.d bb iniuppbp qnpôpbpiugbbp, |iul| йшргф1| 1|шрпг[ bb 1|ЬЬтрпЬшЬш[ p|iqbbu|i i|iupiíiub i|pai: Statista-|i ini|juj|bh-pni[' 2017 p. hiupgi|iuôbhp|i 34%-p b2b[ t, np qbrmJbbp l|iuiniuph|jiu hiupiiiup t hiupgbp|ib u|iuiniuufuiubb[ AI (artigicial intelligence)-^ J|i2ngni[: Cum l|iubfuiu-inhunuItibpfV 2022 р. 2пФ2 120000 fuiubmp l|oqiniuqnpö|i bnp uihfubn|nq|iiu-bbp30: Uuj L|ujpnqt tiuu|bu фп[иЬ[ umgiubg qbnpqbbp|n i|uip£iuq|iôp, piub|i np luju qbuiprnJ bpiutip L|ujpnq bb Öbnp pbpb[ hbbg ujjb iuu|piubj)p, npb |ipbbf) bb дшЬ1|шЬтй:

Uimiuibptibpfi tibpLiujjLugJujti hiuduip Ишфиш[ qnpôfigbbpfi L/fifiiu-nniú: Apple-p pnr]iupl|b[ t AR bnp oa|bpiug|inb hujJujliujpqp' ios11: П-ршЬ |i а|Ш1Пши[ишЬ, Google-p bu uuibqöb[ t AR Соге-р' ийшррфпЬЬЬр|п Ишйшр: AR-|i «fub[ujg|i uoippbp|i» фршптйр qquj[|inpbb 1|шб|"Г ujqqb[ni| t[bl|inpnbuj-j|ib шпЬтр|п hiuJuj2fuujphujj|ib J|iuinLJbbp|i i[plu: Op|ibujL|, IKEA pbl|bpni.pjiub bnp haii|b[i[ujöp pmjL t uioil|iu oqu1шu1bpЬp|^b, inbubb[nL inijjuJL 1|шИпурЬ |ipbbg uioibp' oquiujqnpôbLni| p22Luj|ib hbniufunu|i uibuoi[ug|iL|p: linhujuai-рш1|, mbuujfug|iL|bbpp bbpl|iujni.du L|ujpnq bb mujppbp biqujinujL|bbpni[ oq-inujqnpôi|b[, йшиЬш1[прша|Ьи' ujjb iîninbgbbLni| npbt илцршЬр^Ь' hbujpuji[np

29 https://www.retaildive.com/news/retail-spending-on-ai-to-reach-73b-by-2022/516170/

30 Sb'u tinLjti uibr^Q:

t wjb o|LULnL||ipb[ wngiubg fuiubnLp|ig, bpb wnl|iu t: Liiiub hiui|b|i|w&bbp|ig t CamFinder-p: Pinterest-p qnp&iupl|bL t ubi|iiul|iub ^ninnfug|iL|Q, npp 6iubiujnLd b i!brL|tjlupLutjnliI t u|iuinl|bpbbpp: lljb ail|Ln|iL[ hiudiuqnp&iul|gnLd t piuqdiup|ii[ fuiubnLpbbp|i hbin" inpiuiliuqpb|ni{ hiuiiwii|winiuufuwb iniyiuibbp' u|iuinl|bp-bbpp qiuuiul|iupqb|nL b dbl|biupiubb|nL hiuJiup:

UtihuiLpLuLiLutiLugnLiS: 9-bnpqbbp|i iui|bLh £>wb 50%-p li2rud t, np wbhiu-iniul|iubiugi|iud wngiubg i|inp<5p l|iupbnp t, |iul| 2nLl|iujiuqbinbbp|i 74%-p hiu-i[LumnLJ t, np iubhiumiul|iubiugnLdb rud"bq b humiuL| luqqbgnLpjrub rub|i hiu-6iufunpqbbp|i i[pw: Lbpl|iujnLdu tLbL|inpnliLuj|ili iunbinp|i l|iujj)bpp hbinbrud bb luju li|liniliubp b llbpqpnLlIllbp bli l|luu1IUpnlll iubhiuiniul|iubujgiiwb niUqiilU-i|wpnLpjiub Jbg: M-bp^hbu bbpiunrud t tLbl|Lnpnbiuj|ilj hiuugbbbp|ib biudiul|bbp nLqaipl|b[p L|luJ 62qp|iLn mbqbl|nLpjiub rnpaiJiuqpnLJp qbnpqbbp|i hiudiuu|iu-iniuufuiub fuilpbp|ib: linuJ2LupL|bLni| uibhuiiniul|wbiugi|iu& ua|lunnquiL|luLi L|LULqnLq|^llbp, inpiu Jiuqpi|nLd bli hiudiuu|iuiniuufuiub qbr^bp, d2iniuii|bu l|iuu||i dbg bb qmbi|nLd uu|iunnqbbp|i hbin:

10. «bpLipnpq dbnp» (Second-hand) ^[bLpfpntiujjfiti 2nL^jh quipquignuJ: liju 2mL|Luj|i pbq|wjbdiub i[piu luqqrud bb iuu|piubpbbp|i 5bnp pbpdiub hiudiup iui|b|Ji qrudiup|i lubhpiudt^innLpjnLbp, nj u||iiniub|i iuu|piubj)bbp|ig wqiuin-i|b[nL hbiupiui|npnLpjnLbp: bpb 2017 p. bdiub iuu|piubpbbp|i i|iu6iun{)|i diui|iu[p l|iuqdrud tp 3 J[b ILUTj iyi[iup, |iul| 2019 p.' 7 d|b ILITL qn[wp, lull|lu 2023 p. biufuiumbui|nLd t 23 d[b LLLTL ^[lup31:

11. t"/bLufpntiuijfib tunliLfipfi puiduiiinpquiqpnLpjnLii: t|bl|inpnbwj|ib w-nbinp|i 2m-L|UJjh pwduibnpqiuqprupjnLbp ijbpghb 5 iniup|ibbp|i phpiugprud lu6iilJ t Lniupbl|Lub iui|b|ji piub 100%-ni[32: t[bl|mpnbLuj|ib piuduibnpqiuqpru-pjmbp d|i qnpdpbpiug t, bpp uu|iunnqbbpp dfibbnyb wuipiubpp uiniubnuj bb npn2wl||i d"LU JiubiuL|LuhLumi[Lu6|i l|mpi[Lu6pni[: H-iu l|iupnq t bbpiunbL bnp lull|-piubj)bbp|i hiujinbiupbprudp, bJnL2h nLqiupl|nLdp, u|iuppbpiupiup iuu|piubpbb-p|l lilulnujl|LUpLUpnLlIp: PLUdlubnpqLUqpilLlIp UnijnpLUpLUp l|LUU1 LUpl[nLll t LUlIbb-opjiu oqiniuqnp&diub iuu|piubj)bbp|i hiudiup, oplibiuli' bpbfuiubbp|i fubiudp|i d^ngbbp, q|ib|ibbp, qiupbgnLp, l|bbqaib|ibbp|i l|bp, h|iq|ibb|iL] d^ngbbp b iuj|b: Piuduibnpqiuqprupjiub ifiwpbpbbpp qbnpqbbp|ib Lunai^LuplinLiI bb lub-hiumiul|iubiugi|iu& inL&mdbbp, |ib^b oqbrud t bpiubg' duidiubiul| fubiujb[:

LbpL|iujnLJu t|bl|inpnbiuj|'ib iunbmp|i 2nLL|Luj|i JaiubLul||igbbp|i hiuJiup l|iupbnp t luju d|iLnnLiIbbp|ib hbuibbLp, h^^D hbLupaii|npnLpjnLb L|uilu qiunbaiL LuriLui[b[ Jpgrubiul| b piui[LupLupb[ Lungiubg qbnpqbbp|n aiiuhiubgdnLbpbbpp:

bqpuiljiiignLpjnLtitibp »-Lbp^hb inaiubiuJjLul|bbpnLJ mbqbl|LULnL[LuL|Lub inbfubn|nq|iiubbp|i hiupaifinLb qaipqaigilLULip haiilLU2[uLuphLuj|nb LnbuibunLpjnL-bp qqw|]i l[inl(in[unLpjnLbbbpbbpiupl|i|bg: liju LjinijinfLinLpjnLbbbpp hiubqbg-p|ib t|bl|inpnbiuj|'ib haippLul|nLJ LunbinpLujIib qnp6ujppbbp|i |ipLuL|LubLugJLubp, np|i LupqjnLbpnLiJ tL qnpdiupLupnLpjLub hanJaip bnp n|npin uLnbq6L|bg' t[tiL|Lnpn-biuj|ib lunbinrupp:

31 https://www.coredna.com/blogs/ecommerce-trends

32 Sb'u bnLjti mbr^Q:

LLj u ii| u n i[, tLbl|inpnbiuj|ib wnbinnLpb t|bl|inpnbiuj|ib qnpôwpiupnL|ajiub aiiJbliuJLUQUJ2Lur|.biî n Li^r^n Lfaj n lLi b b p |n g dbl|b t b rnb|i qiupqiugiiiub lîbô hbrou-bL|iupbbp: <LuiîuJ2fuLuphujj|ib t|bl|inpnbiuj|ib iunbinp|i 2i"iLl|iujnuj iunl|iu fufiuin dpgiul|gnL|ajnLbp ini|jiuL n[npmnLd qnpônq l|iuqdiul|bpii|nL|ajnLbbbp|'ib uin|iii|ni.d t Lubpbqhiuui l|iuiniupb|iuqnpôi|bL b qiupqiugiiiub bnp mq|ibbp ifibinpbL i|iu-6iun£|i bnpiubnp haipfaiul|bbp b qnpô|i£iul|iuqii iÎ2iul|b|nL nl bbpqbb|nl hiu-diup, |iuL| luju ludbbp lubhbiup t u|iuinl|bpiugbb[ luniubg bnpiuqmjb inbqb-l|iuini[iul|iub inbfubn|nq|iiubbp|i l||ipiuniiiub:

t|bl|inpnbiuj|ib iunbinp|i bbpqpnuîb tiuii|bu ifinijinfubg |ib^a|bu iuniubà|ib l|iuqdiul|bpii|ni.|3jnLbbbp|i pb|aiug|il| qnpônLbbnLpjnLbp, lujbiqbu t[ bpl|pbbp|i uibuibunLfajmbp: lijb lubpbqhiuui l|iuiniupb|iuqnpôi|nLii t, nLuui|i, qpiu qiupqiugiiiub iî|iLnnLiîbbp|ib hbinbb|b m l||ipLunb[p p|iqbbu|i hiugnqrufajiub q|Juiu-i[np qpiui[iul|iubbbp|ig bb qiupSbp

Uj u u| u n i[, bbpl|iujiugi|iuô hnr|.i|iuônLii j)bbiupl|i|bg|ib m piugiuhiujini|bg|"ib t[bl|uipnbujj|ib iunbinp|i qiupqiugiiiub ii|iinnLiibbpQ, npnbp h|iiibiul|iubnLii l|iuu|i|iuô bb q|iiniuinb[ub|'il|iul|iub iuniu2pb|aiug|i (9-SLL) hbin: Tpiubglig l|iu-pb|ji t Luniubâbujgbb[ P22Luj|nti hbniufununij t|bl|inpnbiuj|ib iunbinp|i iul|in|i-l[lugnlJti m p22iuj|ib i|6wpnujbbp|i ôiui|iu|ji iui|b|iugnLiÎQ (hiuinl|iuii|bu u|binp t hiu2i||i iunbb[ iujb hiubqiudiubpp, np iniupbginiup|i iui|b|iubnLd t P22wj|ib hb-niufunubbp|ig oquii|nqbbp|i fa|n[p), «âiujbiuj|ib iunbinp|i» qiupqiugnuip, B2B iînqb[|i inbuiul|iupiup l|2n|i iui|b|iugnLiÎQ, Dropshipping ôiuniujnLfajiub pbr|.|wj-bmdp, ung|iiu[iul|iub giubgbp|i bbpqpiui|nLdp t|bl|inpnbiuj|ib iunbinp|i n|npin, iuphbuiniul|iub piubiul|iubnL|3jiub qbp|i libôiugnLiÎQ, iua|piubpbbp|i tibpLjaijaig-diub hiuiiiup hLui|byiu[ qnpô|ipbbp|i bbpiinLÔnujQ, qbnpqbbp|i iubhiuiniul|iu-baigrndp, Second hand t|bl|inpnbiuj|'ib 2m-L|LUjh qwpqiugnLdp, t|bl|inpnbiuj|'ib iunbinp|i piudLubnpqiuqpnLfajnLbp:

Oquiuiq.np6i[iu6 q.pwl|uitinL|ajni.ti

1. Baumann M., Dropshipping: Make Money Online: A Step By Step Guide On How To Start A Dropshipping Business - Amazon FBA, Ebay, Shopify, ISBN 13: 9781720177722, 2018,142 pages.

2. Bezos J.,The Everything Store, Jeff Bezos and the age of Amazon, 2013, Little, Brown and Company, 384 pages.

3. Lee I., Trends in E-Business, E-Services, and E-Commerce: Impact of Technology on Goods, Services, and Business Transactions (Western Illinois University, USA), ISBN13: 9781466645103, 2014, 347 pages.

4. Kasey R., Dropshipping and Shopify E-commerce Business Model 2020, 2019, ISBN13 9781690028833,188 pages.

5. https://www.statista.com

6. https://www.worldretailcongress.com/_media/Global_ecommerce_Ma rket_Ranking_2019_001.pdf

7. https://marketrealist.com/2019/07/just-how-far-ahead-is-alibaba-in-chinas-e-commerce-market/

8. https://www.digitalcommerce360.com/2017/06/05/u-s-b2b-e-commerce-course-hit-1 -18-trillion-2021/

9. https://ecommercenews.eu/ecommerce-in-germany-e65-10-billion-in-2018/

10. https://www.statista.eom/outlook/243/1 OO/ecommerce/worldwide

11. https://www.thestandard .com. hk/breaking-news/section/1/122421/China-online-retail-sales-surpass-9-trillion-yuan

12. https://www.emarketer.com/content/china-ecommerce-2019

13. https://techcrunch.com/2018/03/02/voice-shopping-estimated-to-hit-40-billion-across-u-s-and-u-k-by-2022/

14. https://blog.hootsuite.com/facebook-statistics/

15. https://www.retaildive.com/news/retail-spending-on-ai-to-reach-73b-by-2022/516170/

16. https://www.coredna.com/blogs/ecommerce-trends

17. https://wits.worldbank.org/analyticaldata/etrade-indicators.aspx

АННА МИНАСЯН

Доцент кафедры управления АГЭУ, кандидат экономических наук

Мировые тенденции развития электронной торговли,- В

наше время информационные технологии проникли практически во все сферы человеческой деятельности, и коммерция не является исключением. Электронная коммерция является одним из самых быстрорастущих секторов, и с каждым годом появляются новые тенденции. Чтобы противостоять конкуренции, организации в сфере электронной торговли должны активно следовать этим тенденциям, а потребители-использовать имеющиеся возможности. Естественно, чтобы иметь полное представление об этом секторе, необходимо проанализировать отраслевую статистику, связанную с основными моделями электронной коммерции (В2В, В2С, С2В, С2С), сделать анализ интернет-торговли отдельных стран и успешности продаж, изменения продаж наиболее распространенных продуктов и т.д. В данной статье представлен всесторонний анализ истории развития электронной коммерции, ее преимуществ и недостатков, ключевых статистических показателей, характеризующих отрасль, опыта ведущих стран, а также выявления тенденций, ожидаемых на ближайшие годы, которые в основном связаны с информационными технологиями.

Ключевые слова: электронная торговля, продажа, платежи, информационные технологии, электронные социальные сети. JEL: F10, L81

IThöimUShL SLSbUliq-hSnMB-SnKb 131

ANNA MINASYAN

Associate Profesor at the Chair of Management at ASUE, PhD in Economics

World Trends of E-Commerce Evolution.- Nowadays, information technology has penetrated almost all fields of human activity and commerce is no exception. E-commerce is one of the fastest growing sectors, and new trends are emerging year by year. To counter the competition, e-commerce organizations must actively follow these trends, and consumers should take advantage of the opportunities available. Naturally, in order to have a complete understanding of the sector, one has to analyze the sector-specific statistics related to the core models of e-commerce (B2B, B2C, C2B, C2C), the analysis of individual countries' internet commerce and the success of sales, the change in sales of the most demanding products. This paper provides a comprehensive analysis of the history of e-commerce development, its advantages and disadvantages, analysis of key statistical indicators characterizing the sector, examination of the experience of leading countries, as well as revealing trends expected for the coming years, which are mainly related to the development of information technology.

Key words, e-commerce, online payments, information technology, social networks. JEL: F10, L81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.