Научная статья на тему 'МИРОВАЯ ТРАДИЦИЯ ВЫКУПА НЕВЕСТЫ И ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА'

МИРОВАЯ ТРАДИЦИЯ ВЫКУПА НЕВЕСТЫ И ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫКУП НЕВЕСТЫ / ТОРГОВЛЯ НЕВЕСТАМИ / БРАК / ДЕТОУБИЙСТВО / ПРИДАНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Упадхьяй К. Н.

Изучение каждого обычая надо связывать с историей общества - как обычай развивается, как он адаптируется людьми и почему существует по сей день. Существуют различные традиции и обычаи, которые мешают людям осознать, что торговля невестами является преступлением. История содержит различные примеры традиций и обычаев, которые похожи на торговлю невестами, но, поскольку такие обычаи существуют на протяжении очень долгого времени, они получили определенный уровень признания в различных обществах. Обычаи и традиции делают любую практику приемлемой, даже если она сама по себе является незаконной, это можно отнести и к традиции выкупа невесты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIDE PRICE TRADITION AROUND THE GLOBE AND ITS EFFECT ON TRAFFICKING FOR THE PURPOSE OF MARRIAGE

Every phenomenon or custom has a societal history attached to it, how it develops, how it becomes suitable to people in universal and why it continues even now. There are various traditions and customs, which thwart people from realizing that bride trafficking, is a crime. History speaks about various instances of traditions and customs which are similar to the crime of bride trafficking but because they are time immoral they have got certain level of acceptance by different societies. The custom, traditions and usages bring acceptability to any practice even per se the practice is illegal and same we can find in case of Bride price tradition.

Текст научной работы на тему «МИРОВАЯ ТРАДИЦИЯ ВЫКУПА НЕВЕСТЫ И ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ С ЦЕЛЬЮ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА»

в М УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Кумар Нитиш УПАДХЬЯЙ,

доцент юридического факультета Университета Галготиас, основатель и приглашенный преподаватель Университета American Romanian (Индия) international@msal.ru Plot No. 2, Sector-17A, Yamuna Expressway, Greater Noida, Gautambuddh Nagar, Uttar Pradesh, India, Индия

Мировая традиция выкупа невесты и торговля людьми с целью заключения брака

Аннотация. Изучение каждого обычая надо связывать с историей общества — как обычай развивается, как он адаптируется людьми и почему существует по сей день. Существуют различные традиции и обычаи, которые мешают людям осознать, что торговля невестами является преступлением. История содержит различные примеры традиций и обычаев, которые похожи на торговлю невестами, но, поскольку такие обычаи существуют на протяжении очень долгого времени, они получили определенный уровень признания в различных обществах. Обычаи и традиции делают любую практику приемлемой, даже если она сама по себе является незаконной, это можно отнести и к традиции выкупа невесты.

Ключевые слова: выкуп невесты, торговля невестами, брак, детоубийство, приданое.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.89.1.044-056

KUMAR NITEESH UPADHYAY, Assistant Professor of Law Galgotias University, Founder and Guest Faculty American Romanian University (India) niteesh_marshal@yahoo.co.in Plot No. 2, Sector-17A, Yamuna Expressway, Greater Noida, Gautambuddh Nagar, Uttar Pradesh, India Bride Price Tradition around the Globe and its Effect on Trafficking for the Purpose Of Marriage Abstract. Every phenomenon or custom has a societal history attached to it, how it develops, how it becomes suitable to people in universal and why it continues even now. There are various traditions and customs, which thwart people from realizing that bride trafficking, is a crime. History speaks about various instances of traditions and customs which are similar to the crime of bride trafficking but because they are time immoral they have got certain level of acceptance by different societies. The custom, traditions and usages bring acceptability to any practice even per se the practice is illegal and same we can find in case of Bride price tradition. Keywords: bride price, bride trafficking, marriage, infanticide, dowry.

© К. Н. Упадхьяй, 2022

УНИВЕРСИТЕТА Мировая традиция выкупа невесты

имени o.e. кугафина(мгюА) и торговля людьми с целью заключения брака

Введение

Торговля невестами отражена в различных писаниях, таких как Манусмрити, которые в определенной форме раскрывают различные положения индуистской религии. Согласно религии, торговля невестой или брак с выкупом за невесту можно рассматривать как акт брака асуров1. В браке асуров супруг должен выдать отцу невесты определенный выкуп. Нельзя назвать торговлю невестами эквивалентом браку асуров в очевидном смысле, поскольку торговля включает в себя соблазнение, давление и вымогательство, а также мотив эксплуатации.

Нет достаточного количества признанных текстов, которые помогли бы определить датировку традиций и обычаев, имеющих сходные черты с торговлей невестами. Пенджабский писатель Кирпал Казак в одной из своих работ указывал, что торговля невестами началась после прибытия раджпутов в штат Джарк-ханд2. Люди Джаркханда были очень бедны, что вынуждало их продавать своих дочерей. По этому обычаю в день продажи племя украшало невесту множеством золотых украшений, после чего продавало. Такая практика продажи невесты и выкупа за невесту значительно сократилась после Зеленой революции в Индии. Распространение грамотности и некоторое выравнивание прав мужчин и женщин в 1991 г еще больше снизили количество случаев продажи невест в Индии3.

Традиция женитьбы на вдове (Карева) и ее влияние на торговлю невестами

Согласно этой традиции после смерти мужа женщина должна выйти замуж за младшего брата умершего, а если младший брат уже состоит в браке, то за старшего брата, при условии, что он холост (не женат, разведен или вдовец). Можно отметить случаи, в которых даже свекор женщины заявлял о своем праве на брак Нч

с невесткой4. Иногда семьи женят своих сыновей на женщинах старше них, так что даже свекор мог вступать в отношения с ними. Есть несколько случаев, когда ^

через суд тесть заявлял о правах на свою невестку. Эта традиция на практике с ^В

давних пор влияла на людей — складывалось мнение, что совместное прожи- Ар

вание с невесткой нескольких членов семьи не является чем-то неординарным. Благодаря своей долгой истории этот обычай укоренился в сознании людей. Изначально данная традиция развивалась с целью поддержания родственных отношений, удержания овдовевших женщин в доме.

□ ш

1 Manusmriti, Mention Eight Forms of Marriage // URL: http://www.kamakoti.org/hindudharma/ part18/chap5.htm (02.02.2018). Ц p

2 Bride-Purchasing or Bride-Buying // URL: https://www.revolvy.com/main/index.php?s=Bride%20 buying&item_type=topic (02.02.2018). С

УЕ

A Study to Review Sex Ratio at Birth and Analyze Preferences for the Sex of the Unborn // b >

URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3931910/ (09.03.2019).

Chowdhry P. Widow Remarriage in Haryana: Law strengthens repressiveness of popular Ы И

culture // URL: http://www.manushi-india.org/pdfs_issues/PDF%20files%2082/widow_

remarriage_in_haryana.pdf (03.08.2018). РАКУРС

>

3

4

в Я УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

В Харьяне из-за разницы в соотношении числа мужской части населения и женской считалось, что торговля невестами — это практичное решение, так как найти невесту становится сложно. Кроме того, получить девушку через торговлю так же просто, как и в традиции Карева, которая, по мнению людей, также находится вне контроля семьи.

Торговля невестами наиболее распространена в обществе Харьяны. Существуют различные истории подобных браков. В одной из таких историй более раннего периода описывается образ жизни женщины и супружеские отношения, в которых она состояла. Женщина жила в доме, в котором также проживали четыре или пять братьев мужа, и была доступна для всех из них. Столкнувшись с этой проблемой, через 15 дней после замужества она поговорила со своей свекровью, чтобы та любезно сообщила ей, кто ее настоящий муж. В ответ свекровь вышла на улицу и стала громко кричать, что ей очень трудно жить в одном доме с такой невесткой. Когда люди спросили ее о причине такой реакции, она ответила, что она замужем и живет в этой деревне последние 40 лет, и все же она никогда не просила никого сказать ей, кто из всех братьев был ее мужем, в то время как невестка уже на 15-й день смеет задаваться этим вопросом5.

Этот случай наглядно показывает социальное восприятие таких брачных отношений, при которых женщина превращается в товар и вынуждена жить с несколькими братьями своего мужа6. Отношение к такой женщине было настолько пренебрежительным, что ей даже возбранялось спросить, кто ее муж. То, что свекровь публично возмущается вопросом об этом невестки, показывает традиционное общественное восприятие такого рода супружеских отношений. Более того, ее замечание о том, что она живет в семье 40 лет и до сих пор не знает, кто ее муж, четко демонстрирует идеологию, которая принимает такие практики как неотъемлемую часть жизни. В Индии в эпоху колонизации ее Британией также было замечено, что если один брат женат, остальные его братья также могли вступать в супружеские отношения с его женой7. Было бы неправильно называть такие отношения «браком», потому что на самом деле это, скорее, практика сексуального рабства женщины.

Существуют также упоминания об этой традиции в местной музыке (рага/ рагини), в которой отражается жалоба женщин. Так, в одной песне рассказывается история, где старший брат мужа пристает к своей невестке и отказывается принять от нее ответ «нет»8. Принятие обществом этой грубой системы, нарушающей права женщин, в прошлом трансформировалось в нынешнюю практику покупки женщин в Харьяне9.

5 Chowdhry P. An Alternetive to the sati modal: Perceptions of a Social Reality in Folklore // URL: http://www.empowerpeople.org.in/paro-or-molki--an-abusive-word.html (10.09.2019).

6 Chowdhry P. An Alternetive to the sati modal: Perceptions of a Social Reality in Folklore.

7 Darling M. L. The Famed Writer and Civil Administrator of This Region, Writing in Prosperity and Debt. Delhi : South Asia Books, 1978.

8 Chowdhry P. An Alternetive to the sati modal: Perceptions of a Social Reality in Folklore.

9 Chowdhry P. An Alternetive to the sati modal: Perceptions of a Social Reality in Folklore.

УНИВЕРСИТЕТА Мировая традиция выкупа невесты ^4 7

имени o.e. кугафина(мгюА) и торговля людьми с целью заключения брака

В ходе исследования выяснилось, что такие браки признаются законными в соответствии с обычным правом. Время от времени суды обсуждали и разрешали имущественные и наследственные споры о подобных браках. Один такой случай произошел между гражданином Асс Каур (погиб) через представителя против Картара Сингха (погиб) относительно имущественного иска10.

Традиция повторного брака вдовы, широко распространенная в штатах Харь-яна и Пенджаб, упоминается еще в древних текстах Ригведы11. Согласно этой традиции старший или младший брат умершего мужа невестки надевают на голову вдове белую простыню с цветными углами. Этот акт означает, что человек принимает вдову в жены, берет ее под защиту от нападок со стороны общества12.

Можно задаться вопросом, как эта традиция создает благоприятные последствия для торговли невестами. Сама традиция не связана с торговлей невестами, тем не менее она узаконила при определенных условиях сожительство с женой брата, что позже также наблюдается при торговле невестами. Этот обычай изменил социальную структуру общества таким образом, что многомужество не стало проблемой для местных жителей Харьяны13.

Местная легенда гласит, что в одном из случаев овдовевшая невестка, забеременевшая от своего свекра, очень смутилась и обеспокоилась тем, что скажут об этом люди. Свекор попросил ее сшить для него лоскутное одеяло, на котором должно быть много заплат. Невестка сделала это и отдала такое одеяло свекру. Свекор взял стеганое одеяло, вышел во двор и сел там. Все мужчины и женщины, которые видели его с этим одеялом, смеялись над стариком и его сильно залатанным одеялом. Через несколько дней люди перестали смотреть на него, а также комментировать его одеяло. Он позвал невестку и сказал ей, чтобы она заметила, что люди разговаривают всего несколько дней, а потом привыкают14. Таким образом, самоуважение невестки для него не имело значения.

Эти примеры показывают, насколько социальная среда была ослаблена, и это создало все условия для торговли невестами и других подобных преступле- § 1

ний, которые предоставляли свободный доступ к отношениям с женщиной для § ф

всех братьев. рР

10

Appeal (civil) 12395 of 1996 decided on 18 May, 2007, Protocol to Prevent, Suppress and

Punish Trafficking in Persons Especially Women and Children, supplementing the United

Nations Convention against Transnational Organized Crime (27.03.2014). О p

11 Neelam Kumari, Dr. Vandana Dave. Socio-Economic Dimensions of the Custom of Karewa: P В A Case Study of Haryana State // International Journal of Arts, Humanities and Management

Studies // URL: http://ijahms.com/upcomingissue/01.neelam.pdf (05.04.2017). Ц p

12 Chowdhry P. Sexuality, Unchastely and Fertility: Economy of Production and Reproduction in

Colonial Haryana // URL: http://www.womenstudies.in/elib/sexuality/fr_sexuality_unchastity. ПД pdf last (24.12.2019).

13 Chowdhry P. Sexuality, Unchastely and Fertility: Economy of Production and Reproduction in ¡jq Colonial Haryana. ЫИ

14 Chowdhry P. Sexuality, Unchastely and Fertility: Economy of Production and Reproduction in

Colonial Haryana. РАКУРС

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Продажа невест и выкуп невест

Продажа невесты и выкуп за невесту — будут использоваться в этой статье как синонимы. Сотни лет назад ходили истории о том, как продают девушку для брака или как отцу девушки выплачивают выкуп за невесту, чтобы он выдал свою дочь замуж. В этой части статьи будут исследованы такого рода обычаи или религиозные обычаи выкупа невесты.

Возникает первый вопрос: каково значение выкупа за невесту в исследовании торговли невестами? Оба явления включают плату в обмен на невесту, но торговля невестой включает в себя кражу невесты с целью заключения брака в другой стране. В течение тысячелетий у девочек не хватало смелости выступить против этого социального зла. Продажа и покупка девушек для замужества не является чем-то новым для общества, и именно поэтому люди никогда не чувствовали, что поступают неправильно. Нет сомнений в том, что покупку или продажу невесты нельзя в полной мере приравнивать к торговле невестами, но эти традиции изменили социальные нормы таким образом, что были созданы законные условия для торговли невестами в обществе.

Выкуп за невесту в еврейской Библии и в христианстве

В еврейской Библии и Талмуде упоминается обычай выкупа за невесту, который выплачивается отцу несовершеннолетней девочки. В Исходе 22 : 16-1715 говорится: «Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено (и возьмет ее) себе в жену; а если отец не согласится (и не захочет) выдать ее за него, пусть заплатит (отцу) столько серебра, сколько полагается на вено девицам».

Точно так же мужчина должен поступать, если он обольстил горничную; он должен жениться на ней и заплатить выкуп16. Согласно этим текстам, выкуп за невесту возлагает ответственность на мальчиков, как бы ограничивая их свободные и незаконные сексуальные отношения. Различные традиции и религии исторически имеют очень разные причины для удержания выкупа за невесту: в одних случаях выкуп за невесту предоставляется в качестве гарантии для невесты, в других — полученные деньги используют для собственных нужд, а есть случаи, когда выкуп применяется с целью прекращения запретных отношений и т.д.17

Рамаяна и выкуп невесты

Обычай продажи невесты также датируется периодом составления Рамаяны (древнеиндийский эпос на санскрите). В Санханья Грихасутре (Sankhanya Griha-

15 Law about Social Justice // URL: https://www.biblegateway.com/passage/ ?search=Exodus+22%3A16-17&version=ESV (27.12.2019).

16 Virginity in Ancient Mesopotamia // URL: http://krieger2.jhu.edu/neareast/pdf/jcooper/jc%20 Virginity.pdf (03.11.2018).

17 Bride Price // URL: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Bride_price (03.11.2018).

УНИВЕРСИТЕТА Мировая традиция выкупа невесты

имени o.e. кугафина(мгюА) и торговля людьми с целью заключения брака

Sutrа — один из древнеиндийских текстов) говорится, что жених в качестве выкупа должен был передать отцу девушки, на которой он хочет жениться, сто коров и колесницу. Один древнегреческий летописец писал, что в Индии отцы иногда продавали своих дочерей на открытом рынке, выставляя их там на торги18.

Со сменой ценностей в обществе выдача дочери замуж стала серьезной проблемой для родителей, и выкуп невесты сменился приданым, однако в некоторых частях Индии, например в Харьяне, Гуджарате, практика покупки невест продолжается до сих пор. В законах Ману эта практика осуждается как отвратительная: «Ни один отец, знающий закон, не должен брать за свою дочь даже самое маленькое вознаграждение, — приказывает он. — Человек, получающий такое вознаграждение в силу своей жадности, — продавец своего потомства. В крайнем случае отцу девушки можно подарить корову и быка». В тексте Пад-ма Пурана говорится, что мужчина, который продает свою дочь, должен скрыть свое лицо от взора других19. Запрещение выкупа за невесту указано в различных религиозных текстах, но тем не менее эти практики соблюдаются с давних пор и, к сожалению, соблюдаются и в XXI в.

Артхашастра Каутильи

В Артхашастре Каутильи упоминается выкуп за невесту-девственницу, который составлял около 2 000 каршапан (древние индийские монеты). Поскольку супружеское изнасилование не было преступлением, если жена отказывалась от супружеских отношений в течение семи менструальных периодов, она была обязана вернуть свое приданое мужу и позволить мужу взять другую женщину20.

П m

m

Сикхизм и запрет на выкуп невест s

ЫА

В сикхской мифологии продажа невест запрещена согласно главе Ананда Кара- ^

джа, в которой говорится, что Сатгуру Рам Сингх Джи ввел систему массовых ^В

браков, запрещающих приданое, пышные свадебные шествия и т.д. В июне 1863 г ^

Сатгуру Рам Сингх Джи издал специальный циркуляр относительно браков сикхов, согласно которому запрещалась продажа дочерей, а также убийство девочек. В этом циркуляре говорится, что «тот, кто зарабатывает деньги замужеством iЯ своей дочери, является падшим человеком». Он также осуждал практики детоубийства, заявляя, что люди, совершающие убийство девочек, также являются падшими людьми21.

В тексте Гуру Грант Сахиб можно обнаружить упоминание пяти категорий людей, с которыми запрещено говорить, разделять прием пищи, а также заключать

18 Early A. The First Spring : The Golden Age of India. Penguin Books, 2011. Р 338.

Early A. Ор. cit. ЬП

Biman Bhattacharjee. Position of Women in Kautilya's Arthashastra // URL: http://www.ijhsss. Ы И

com/fNes/13_12o153zk.-Biman-Bhattacharjee.pdf (23.09.2018). s.S

Biman Bhattacharjee. Ор. cit. РАКУРС

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

брак своих детей с ними22. Это следующие пять категорий: 1) кто употребляет табак; 2) кто убивает свою дочь при рождении; 3) кто продает свою дочь и получает деньги за выдачу ее замуж; 4) кто состригает волосы на голове; 5) кто полностью сбривает волосы с лица и на голове. В Гуру Грант Сахиб также утверждается, что таких людей ждет наказание тысячекратное. Следовательно, продажа дочерей или их убийство — высшая степень греха, который может совершить любой человек, исповедующий сикхизм23.

Любой запрет в каком-нибудь тексте или религии всегда означает, что определенные формы этого деяния присутствовали в ту эпоху. Сходное упоминание можно найти в работах Бхаи Сахиб Сингха Джи в Рехатнаме: «Шри Гуру Гобинд Сингх Джи говорит, что сикх, который выдает свою дочь за сикха и не берет никаких денег, он мой настоящий сикх и достигнет моей обители в Сачканде». Чтобы стать настоящим сикхом, необходимо соблюдать два важных условия: выдать свою дочь замуж за сикха и не брать выкуп за невесту с жениха и его семьи24. Сикхизм действительно поддерживает женское достоинство и запрещает не только брать выкуп за невесту, но и совершать такие преступные социальные деяния,как детоубийство.

Махр как выкуп за невесту

Махр — это традиция выкупа за невесту, принятая в Исламе25, где выкуп выплачивается отцу невесты26. Есть иное понимание махра. Считается, что семья невесты теряет одного работоспособного члена семьи, а семья жениха, напротив, приобретает. Соответственно, считается разумным, если отец жениха выплатит отцу невесты выкуп, так как семья невесты теряет важного члена семьи, а семья жениха приобретает27.

22 Karamjit K. Malhotra, issues of Gender among the Sikhs: Eighteenth-Century Literature // URL: http://www.global.ucsb.edu/punjab/sites/secure.lsit.ucsb.edu.gisp.d7_sp/files/sitefiles/ joumals/volume20/4-Karamjit%20Malhotra%2020.pdf (12.09.2017).

23 Harjinder Singh, Sukha Singh and Jaskeerth Singh. Sikh Code of Conduct. Akaal Publishers ed. 04.04.2018. P. 45. См. также: 5 Kinds of People — Not to be Associated with // URL: http:// sikhsangat.com/index.php?/topic/27129-5-kinds-of-people-not-to-be-associated-with ; URL: http://sikhsangat.com/index.php?/topic/2833-eating-with-people/ ; Essay on Sikh value // URL: http://www.sikhmissionarysociety.org/sms/smspublications/essaysonsikhvalues/ thesikhgurus/ ; The Code of sikh conduct // URL: http://khalsaforce.in/sikh-rehat-maryada-damdami-taksal-the-code-of-sikh-conduct (27.05.2014).

24 Rehat Maryada // URL: http://www.damdamitaksaal.org/code-of-conduct, 5 Kinds of People — Not to be Associated with ; Essay on Sikh Value ; The Code of Sikh Conduct (03.08.2014).

25 Dowry and Bride Price: The Role of Network Benefits // URL: https://www.isid.ac.in/~pu/ conference/dec_10_conf/Papers/KripaFreitas.pdf (12.10.2018).

26 Dowry and Bride Price: The Role of Network Benefits.

27 Muhammad MoharLi. The Qur'an and The Orientalists // URL: https://kalamullah.com/Books/ The%20Quran%20and%20the%20Orientalists%20by%20Muhammad%20Mohar%20Ali.pdf (06.09.2017).

УНИВЕРСИТЕТА Мировая традиция выкупа невесты 5Э1

имени o.e. кугафина(мгюА) и торговля людьми с целью заключения брака

В библейские времена, как правило, махр, полученный отцом, возвращался дочери полностью или по частям. Отец невесты, который удерживал махр, считался нечестивцем. Со временем значение махра изменилось. В настоящее время махр представляет собой определенного рода залог, который выплачивается мужем в случае развода.

Традиция выкупа за невесту в различных странах

Во многих странах мира есть традиции и обычаи, напоминающие торговлю невестой или выкуп за невесту. Далее будут приведены некоторые обычаи выкупа за невесту в разных государствах без сравнительного исследования этих обычаев.

Выкуп за невесту в Болгарии

В обществе Калайджи (Болгария) отец или любой другой близкий член семьи продает свою дочь как скот на местном рынке. Такая традиция, скорее, похожа на продажу лошадей; единственное отличие — на девушку не навешивают ценник, как на животных. Выкуп за невесту, также известный как «кровь для отца», предоставляется отцу девушки при гарантии, что его дочь — девственница28. Из-за этой традиции у очень малого числа женщин (только 10 %) в обществе Калайджи есть среднее образование. Более того, каждая пятая женщина Калайджи неграмотна. Также из-за этой практики девочки выходят замуж, не достигнув 20-летнего возраста29.

30

п

m

m

Выкуп за невесту и законы Хаммурапи S

ЫА

В законах Хаммурапи также упоминается выкуп за невесту как общепринятый ^

обычай в целом30. Сама выплата выкупа за невесту не рассматривается, но уста- Г В

навливаются различные ограничения31. Например, жениху, который платит выкуп Ар

за невесту, не разрешается искать другую невесту, иначе все деньги, уплаченные в качестве выкупа за невесту, остаются за первой выбранной невестой. Если отец невесты, получив выкуп за невесту, запрещает невесте выходить замуж за жениха, он должен вернуть все деньги и подарки, взятые в качестве выкупа за

□ ш

28 In Bulgaria, a culture that still embraces buying and selling of brides // URL: https://www.pri. и . org/stories/2011-10-21/bulgaria-culture-still-embraces-buying-and-selling-brides. Ц Р

29 Anderson S. The Economics of Dowry and Bride price // Journal of Economic Perspectives // URL: https://economics.ubc.ca/files/2013/05/pdf_paper_siwan-anderson-economics-dowry-

brideprice.pdf (24.03.2018).

Ancient History Sourcebook : Code of Hammurabi. Р 1780 // URL: https://resources.saylor. j q

org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2010/12/Code-of-Hammurabi-c.-1780- Ы И

BCE.pdf. S.S

31 Bride Price // URL: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Bride_price (26.08.2014). РАКУРС

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

невесту32. Таким образом, выкуп за невесту служил гарантией определенного поведения в отношениях с невестой, женихом и их семьями33.

Выкуп невесты в Германии

Выкуп невесты, известный в Германии как Morgengabe (утренние дары) в немецкой средневековой традиции34, — дары, которые передавали жених или его семья семье невесты. Цель этой традиции — обезопасить девушку в случае вдовства, потери средств к существованию и т.д.

Выкуп невесты в китайской традиции

В китайской культуре выбирается наиболее благоприятная дата для Ти Цинь (сватовство), когда семья невесты и семья жениха встречаются и решают, какой будет выкуп за невесту. Через пару недель после сватовства и перед самой свадьбой проводится ритуал Гуо Да Ли35. В рамках ритуала жених и сваха навещают семью невесты, которая принимает подарки, в том числе свадебные торты, сладости и украшения, а также выкуп за невесту36. В своей книге Тяньтянь Чжэн освещает торговлю невестами. В этой книге говорится, что за последние несколько лет Китай стал одновременно местом и источником торговли невестами. Ежегодно десятки женщин из Камбоджи и Вьетнама ввозятся в Китай и продаются в качестве невест37.

Торговля невестами в Древней Месопотамии

В Месопотамии раз в год открывался рынок торговли девушками38. Согласно традиционной практике, раз в год всех молодых девушек, достигших брачного возраста, собирали в одном месте. Их выставляли на продажу по различным

32 Anderson S. Ор. cit.

33 Ancient History Sourcebook: Code of Hammurabi. R 1780.

34 Marriage Contracts in Various Contexts: Marital Property Rights, Socio-cultural Aspects and Gender-Specific Implications. Late-Eighteenth-Century Evidence From Two Tirolean Court Districts // URL: http://www.jstor.org/stable/26251278?seq=1#page_scan_tab_contents (15.12.2018).

35 Yue Yi Qiu. University of Lund, Chinese Marriage Traditions: Exploring Contemporary Change // URL: http://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordOId=3994741 &fileOId=3994798 (12.06.2018).

36 Bride Price in China // URL: https://www.newworldencyclopedia.org/entry/Bride_price (02.01.2014).

37 Joshua J. Mark. Love, Sex, and Marriage in Ancient Mesopotamia // URL: https://www.ancient. eu/article/688/love-sex-and-marriage-in-ancient-mesopotamia/ (12.01.2014).

38 Joshua J. Mark. Op. cit.

УНИВЕРСИТЕТА Мировая традиция выкупа невесты

имени o.e. кугафина(мгюА) и торговля людьми с целью заключения брака

категориям, одну за другой, в зависимости от красоты. Девушек распределяют по красоте и, соответственно, наиболее красивая продается по более высокой цене. Претенденты на торги за этих девушек приезжают издалека. В обществе Месопотамии брак — это законный договор между отцом девушки и женихом. Такой способ покупки и продажи девушек как товара привел к грубому нарушению прав женщин и человеческого достоинства. Торговля девушками также привела к увеличению числа принудительных браков в обществе39.

Торговля невестами согласно традиции вальвар (walwar)

Известна традиция вальвар, которой придерживаются пуштуны, населяющие Кашмир40. Большинство пуштунов проживает на территории к югу от реки Аму-дарья в Афганистане и к западу от реки Инд в Пакистане (Территория племен федерального управления и часть Белуджистана)41.

Вальвар — это термин, обозначающий деньги, которые являются частью брачных переговоров. Согласно этой традиции, семья юноши передает деньги отцу невесты в день церемонии бракосочетания42. Иногда часть оплаты производится в день установления даты брака, а остаток выплачивается в день заключения брака43. Переговоры относительно суммы вальвар ведут либо родители, либо близкие друзья и родственники. Вначале родители девушки задают жениху и его семье вопросы о его характере, образовании, профессии и т.д. После этого достигается неформальное соглашение. Позже родители жениха официально встречаются с родителями невесты.

Это предбрачное событие получило название джирга (Jirga). Собирались родственники и старейшины деревни, наконец, проводилась встреча с отцом или другими старшими членами семьи девушки. На джирге решаются вопросы, касающиеся украшений, одежды, махра (приданого от жениха невесте) и цена Нч

выкупа невесты44.

Р

39 Joshua J. Mark. Ор. dt. -| S

40 Institutional and Structural Changes in Pakhtoon Family and Marriage Systems in Kashmir А U

А

rjfccs-2013-022.pdf (28.12.2018).

Valley of Jammu and Kashmir, India // URL: http://www.isca.in/family_sci/archive/v1/i9/1.isca-

Sesap Zai On the Issue of Walwar (Bride Price) and Marriage among Pashtuns // URL: https:// С H

sesapzai.wordpress.com/2012/08/13/on-the-issue-of-walwar-bride-price-and-marriage-among- О p pashtuns/ (30.10.2017).

Palwasha Kakar. Tribal Law of Pashtunwali and Women's Legislative Authority // URL: https:// p .

beta.images.theglobeandmail.com/archive/00231/Tribal_Law_of_Pasht_231142a.pdf Ц p (28.01.2018). См. также: Inger W. Boesen Women, Honour and Love. Sam aspects of the

Pashtun woman's life in Eastern Afghanistan // URL: http://afghandata.org:8080/jspui/bitstream/ ПД azu/3773/1/azu_acku_pamphlet_hq1735_6_b64_1980_w.pdf (28.01.2018).

Sesapv Zai. Op. cit. j q

Lone MudasirA. Institutional and Structural Changes in Pakhtoon Family and Marriage Systems Ы И in Kashmir Valley of Jammu and Kashmir, India // Research Journal of Family, Community and

Consumer Sciences. 2013. Vol. 1. Is. 9. РАКУРС

>

41

42

43

44

в Я УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Почти такая же традиция существует в западной части мексиканского штата Оахака и распространена среди народа трики (Triqui или Trique). Одним из элементов, отличающих народ трики от других, является форма, в которой выплачивается выкуп за невесту. В культуре трики согласно традиции жених предлагает семье невесты деньги, еду, одежду и другие товары в качестве выкупа за невесту45. Проблема с народом трики началась, когда некоторые его представители пытались практиковать этот обычай в Соединенных Штатах, а затем были заключены за решетку по обвинению в торговле людьми46.

Продажа и покупка невест в Африке

В Африке также встречается похожий обычай, который получил название «ло-бола» (Lobola). Лобола выплачивается женихом семье и опекунам невесты47. Этот обычай имеет важное значение для брака в Южной Африке; в Восточной Африке эта традиция известна как махр. Выплата за невесту — важная часть брака среди народов басуто, проживающих в Лесото, и шона, проживающих в Зимбабве48. Как показало одно исследование, 60 % людей считают, что практика выплаты лоболы нарушает права женщин49.

Продажа и покупка невест в Танзании

В Танзании выкуп за невесту разрешен на законодательном уровне50. Известен случай, когда была продана 15-летняя девушка из Танзании. Она рассказала, что вышла замуж по желанию отца, который на самом деле хотел получить деньги. Она хотела учиться, но у нее не хватило смелости пойти против воли отца51. Ее

45 Starkman A. A case of bride price in a Zapotec village in Oaxaca, Mexico: anomaly or contribution to evolving economic theory? // Canadian Journal of Latin American and Caribbean Studies. 2014. Vol. 39. Is. 1.

46 Grillo Ioan, Copala San Juan. Selling Brides: Native Mexican Custom or Crime? // URL: http:// content.time.com/time/world/article/0,8599,1876102,00.html (19.05.2019).

47 Lea Mwambene. Marriage under African customary law in the face of the Bill of Rights and international human rights standards in Malawi // URL: https://core.ac.uk/download/ pdf/62636322.pdf (10.05.2019).

48 Ansell N. 'Because it's our culture!' (Re)negotiating the meaning of lobola in Southern African secondary schools // Journal of Southern African Studies. 2001. 27 (4). См. также: Chireshe E. Lobola : The Perceptions of Great Zimbabwe University Students // The Journal of Pan African Studies. 2010. Vol. 3. No. 9, June — July.

49 Chireshe E. Lobola : The Perceptions of Great Zimbabwe University Students.

50 Corno L., Voena A. Selling daughters: age at marriage, income shocks and bride price tradition // URL: https://www.economicdynamics.org/meetpapers/2018/paper_1089.pdf (20.06.2017).

51 Corno L., Voena A. Ор. cit.

УНИВЕРСИТЕТА Мировая традиция выкупа невесты

имени o.e. кугафина(мгюА) и торговля людьми с целью заключения брака

желание продолжить образование было не реализовано, потому что после замужества это стало невозможно52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раньше выкуп за невесту считался выгодным для невесты, потому что он являлся официальным признанием брака. Однако в последнее время эта практика приобрела коммерческий характер и во многом потеряла свое значение. Выкуп за невесту в настоящее время представляет собой покупку невесты как товара простой передачей денег ее семье и опекунам. Когда традиция выкупа начинает проявлять характер обычной покупки невесты, сразу возникают случаи физического и психологического насилия над женщинами в различной степени. Женщины, которых покупают или за которых выплачивают выкуп, должны оправдать свою ценность, и, если они попытаются убежать или откажутся выполнять приказ, они подвергаются насилию.

Выкуп за невесту часто путают с торговлей невестой, но торговля невестами включает в себя еще одну важную особенность: брак заключается с целью эксплуатации. Во многих случаях жених связывается с торговцем людьми и женится на девушке из бедного района, но, если он делает это без намерения эксплуатации, не получится однозначно назвать такой брак торговлей людьми. Такой брак можно считать торговлей людьми только тогда, когда он заключен в целях эксплуатации, таких как проституция, повторная торговля людьми, многобрачие, порнография, рабство и т.д.

Заключение

Традиция выкупа невесты имеет вековую историю и существует в нашем обществе с незапамятных времен. Концепция постоянно менялась и развивалась в зависимости от эпохи и цивилизации. В разных странах есть свои традиции, связанные с выкупом за невесту, и они называются по-разному. Система Карева Нч

также изменила понимание брачных уз в штате Харьяна. Как система Карева, так и выкуп за невесту являются действительными формами брака, тогда как ^

торговля невестами не может считаться действительной формой брака и пред- Г В

принимается с целью эксплуатации невесты. А Р

Торговля невестами — это социальная, экономическая и религиозная проблема, проблема действительно серьезная и требующая внимания, учитывая ее широкое общественное значение, а также решение связанных с ней социальных, экономических и религиозных проблем. Однако прежде чем предлагать решение, нужно учесть все факторы, которые позволяют бизнесу по торговле невестами развиваться.

Ц Г

ЕА

ПЖ

ЬС

ЬП

52 Corno L. Selling daughters: age of marriage, income shocks and the bride price tradition // S.S

URL: https://www.ifs.org.uk/uploads/publications/wps/WP201908.pdf (15.07.2018). РАКУРС

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ancient History Sourcebook: Code of Hammurabi // URL: https://resources.saylor. org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2010/12/Code-of-Hammurabi-c.-1780-BCE.pdf.

2. Ansell N. 'Because it's our culture!' (Re)negotiating the meaning of lobola in Southern African secondary schools // Journal of Southern African Studies. — 2001. — 27 (4). — 698 p.

3. Chireshe E. Lobola : The Perceptions of Great Zimbabwe University Students // The Journal of Pan African Studies. — 2010. — Vol. 3. — No. 9, June — July.

4. Darling M. L. The Famed Writer and Civil Administrator of this Region, Writing in Prosperity and Debt. — Delhi : South Asia Books, 1978.

5. Early A. The First Spring : The Golden Age of India. — Penguin Books, 2011.

6. Harjinder Singh, Sukha Singh and Jaskeerth Singh. Sikh code of Conduct. — Akaal Publishers, 2018.

7. Lone MudasirA. Institutional and Structural Changes in Pakhtoon Family and Marriage Systems in Kashmir Valley of Jammu and Kashmir, India // Research Journal of Family, Community and Consumer Sciences. — 2013. — Vol. 1. — Is. 9.

8. Starkman A. A case of bride price in a Zapotec village in Oaxaca, Mexico: anomaly or contribution to evolving economic theory? // Canadian Journal of Latin American and Caribbean Studies. — 2014. — Vol. 39. — Is. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.