Научная статья на тему 'Мировая китайская диаспора (на примере китайских мигрантов в Северной Америке)'

Мировая китайская диаспора (на примере китайских мигрантов в Северной Америке) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2163
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА / МИГРАНТЫ / ЗАРУБЕЖНАЯ КИТАЙСКАЯ ДИАСПОРА / ЧАЙНАТАУН / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / NORTH AMERICA / MIGRANTS / OVERSEAS CHINESE / CHINATOWN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гришина Анастасия Евгеньевна

В статье исследуется китайская диаспора в США и Канаде, выделяются ее отличительные особенности. Характеризуется функционирование чайнатаунов. Анализируется отношение КНР к хуацяо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD CHINESE DIASPORA (CHINESE MIGRANTS IN NORTH AMERICA)

The article presents a Chinese Diaspora in the U.S. and Canada. Its distinctive features are highlighted. Functioning of Chinatowns is characterized. China’s attitude towards the overseas Chinese is analyzed.

Текст научной работы на тему «Мировая китайская диаспора (на примере китайских мигрантов в Северной Америке)»

А.Е. Гришина

МИРОВАЯ КИТАЙСКАЯ ДИАСПОРА (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКИХ МИГРАНТОВ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ)

THE WORLD CHINESE DIASPORA (CHINESE MIGRANTS IN NORTH AMERICA)

В статье исследуется китайская диаспора в США и Канаде, выделяются ее отличительные особенности. Характеризуется функционирование чайнатаунов. Анализируется отношение КНР к хуацяо.

Ключевые слова: КНР, Северная Америка, мигранты, зарубежная китайская диаспора, чайнатаун.

The article presents a Chinese Diaspora in the U.S. and Canada. Its distinctive features are highlighted. Functioning of Chinatowns is characterized. China's attitude towards the overseas Chinese is analyzed.

Key words: People's Republic of China, North America, migrants, overseas Chinese, Chinatown.

Китайская диаспора имеет свою давнюю историю. В переводе с китайского «хуацяо» буквально означает «эмигрант из Китая». На сегодняшний день зарубежная китайская диаспора является самой многочисленной в мире. Как отмечает газета «Жэньминь жибао», ее общая численность на 2011 г. составила более 40 млн человек [1], из которых более 70% проживают в странах Юго-Восточной Азии, а остальные выбирают развитые страны, в том числе США и Канаду [2].

В связи с этим, целью данной работы будет исследование китайской диаспоры в Северной Америке.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

■ изучить историю возникновения китайской диаспоры на территории Соединенных Штатов и Канады;

■ охарактеризовать понятие «чайнатаун»;

■ осветить основную жизнедеятельность китайских иммигрантов в пределах североамериканских чайнатаунов;

■ проанализировать отношения китайской диаспоры с исторической родиной.

На сегодняшний день на территории Северной Америки проживает в общей сложности более 5 млн китайцев. Массовый наплыв китайского населения протекал в 2 этапа, временные рамки которых были примерно одинаковыми как в США, так и в Канаде. Итак, исторически сложились две волны китайских мигрантов в Северную Америку: 1) с 1850-х по 1880-е гг. и 2) с конца 1970-х гг. по настоящее время.

Первая волна китайской миграции была вызвана внутриполитической нестабильностью в Китае в результате опиумных войн и последовавшего за ними Нанкинского договора. Кроме того, большое значение сыграли начало золотой лихорадки и строительство Тихоокеанской железной дороги в США. Всё это побудило тысячи китайцев, в основном из юго-восточных провинций, покинуть свою страну и отправиться на незнакомый континент. Приезжали они за тем, чтобы найти временную работу, так, например, Штаты нуждались в тот момент в дешевой рабочей силе.

По официальным данным переписи населения 1890 г., всего жителей китайского происхождения насчитывалось порядка 100 тыс. человек, но по некоторым отчетам того периода их численность достигала 300 тыс. [3]. Характерной чертой данной китайской миграционной волны было то, что половина всех иммигрантов вернулась обратно на родину, т.к. после завершения экономического бума белое население США было обеспокоено сокращением рабочих мест, поэтому с этого момента начинают проявляться культурные, религиозные и расистские предрассудки по отношению к китайцам. Дело дошло до того, что в 1882 г. Конгресс проголосовал за Закон об исключении китайских иммигрантов. В соответствии с ним, останавливалась иммиграция из Китая, а также прекращалось предоставление прав гражданства для хуа-цяо. Со стороны Канады в 1885 г. для китайцев вводится высокий миграционный налог. А в 1923 г. страна запрещает этническим китайцем въезжать на ее территорию, исключением были только официальные лица [4]. На этом первая волна китайской иммиграции закончилась.

Характеризуя эту волну, можно сказать, что именно замкнутость объединений, которые создавались приезжими и которые стали прототипом чай-натаунов, а также неспособность интегрироваться в американское общество сыграло с хуацяо злую шутку. Причин этому было множество: начиная с бедности и необразованности, заканчивая совершенно противоположными американской и канадской культуре традициями и обычаями. Именно это заложило основу для возникновения расовой дискриминации и законодательных запретов со стороны американцев.

После Второй мировой войны, а также после массовых движений за права человека в США закон 1882 г. был аннулирован. Еще в период захвата

японским флотом американской военно-морской базы Пёрл-Харбор США уже рассматривали Китай как своего потенциального союзника, к тому же Китай изображался страной, борющейся с сильным противником и нуждающейся в помощи Штатов. А уже с 1965 г. выделение хуацяо в отдельную категорию исчезло. Это было связано с принятием Иммиграционного акта, в котором национальная принадлежность как основа иммиграционной политики исключалась. Но массовый поток китайских иммигрантов в Штаты после «холодных» 50-х гг. начался с 1980 г., когда в Соединенные Штаты стали приезжать высококвалифицированные специалисты.

Подобная ситуация происходит и в Канаде: с 1940 г. количество китайских иммигрантов вновь увеличивается. А в 1960 г. Канада пересмотрела иммиграционное законодательство и отменила все ограничения. Хуацяо были неким эталоном идеального мигранта. В США их количество с 1980 г. по 1990 г. выросло с 300 тыс. до 536 тыс., а в Канаде к 2000 г. - до 1,1 млн человек [5]. На сегодняшний день можно наблюдать следующую картину: количество китайских иммигрантов на территории США стремительно увеличивается. Численность китайского этнического меньшинства в пределах Штатов растет в 4-5 раз быстрее, чем население страны в целом. В Канаде же, наоборот, наблюдается постепенное прекращение роста китайской диаспоры. Связано это, прежде всего, с тем, что основу китайских иммигрантов в США составляют студенты, тогда как в Канаде - предприниматели, которые в последние года оказались необходимыми в КНР в условиях экономического роста. Кроме того, последняя китайская волна иммиграции сильно отличается от первой, прежде всего, по характеру самих иммигрантов. Китайцы стали более образованными и компетентными, чаще выезжают семьями, нежели индивидуально, а также выезжающих в поиске неквалифицированной работы заменили контрактные высококвалифицированные специалисты.

В США хуацяо проживают во всех регионах страны, но основными штатами сосредоточения китайцев являются: Калифорния - 43 %, Нью-Йорк -13 % и Техас - 7 % [6]. Сегодня китайские иммигранты занимают третье место после мексиканцев и индийцев по количеству населения иностранного происхождения. А в Канаде они образуют второе по величине этническое меньшинство.

Следует отметить, что хуацяо группируются и образуют компактные «города в городе» - чайнатауны. В настоящий момент во всех крупнейших городах Северной Америки есть свои чайнатауны. Обычно они представляют собой несколько кварталов, где живут только китайцы и в общении используется китайский язык. Здесь сохраняются исторические традиции и обычаи, а также здесь можно увидеть некие черты китайского национализма, который

является способом противостояния отдаленному западному обществу. Многие из хуацяо не знают английского языка и не желают узнавать о стране пребывания больше. Фактически можно сказать, что чайнатауны представляют собой подобие геттообразных закрытых конгломератов.

Кроме того, практически все хуацяо сохраняют тесные контакты и связи с исторической родиной. Китайские мигранты приглашают своих родственников в США и Канаду, решая тем самым кадровое пополнение их бизнеса, а также переводят значительные денежные инвестиции на родину. В Китае хуацяо, инвестирующие в развитие китайской экономики, имеют больше преимуществ, нежели остальные иностранные инвесторы. Помимо этого, денежные переводы, отправляемые китайцами из США, составляют, по официальным данным, почти 60 млрд долл. [7]

Говоря о характере современных зарубежных китайских предпринимателей, стоит отметить, что они довольно сильно отличаются от их отцов-иммигрантов, т.к. зачастую не ностальгируют по малой родине, а просто готовы вкладывать капитал в любое место, где можно получить хорошую выгоду и где созданы условия для их бизнеса. И вообще общий характер китайской диаспоры значительно изменился. Как было показано ранее, изначально миграционные процессы были спровоцированы политическими причинами, сегодня же дело обстоит иначе. Тысячи китайцев стремятся в Северную Америку, принимая в расчет в основном экономические и образовательные цели. Соответственно облик китайских мигрантов в глазах американцев и канадцев также изменился, а отношение к ним улучшилось. Кроме того, ни о какой дискриминации речи быть не может, это характеризуется, прежде всего, тем, что китайцы стали занимать высокие квалифицированные должности, как на политическом поприще, так и в бизнес-кругах.

Сама структура работы хуацяо стала претерпевать значительные изменения. Раньше основными занятиями китайской диаспоры в чайнатаунах были торговля и ресторанный бизнес у зажиточной элиты, а у обычных китайцев - работа на предприятиях этой элиты. Также именно на основе чайна-таунов ранее создавались различные китайские организации или предприятия. Но в последние годы эта тенденция уходит в прошлое. И если раньше чайнатауны притягивали менее обеспеченных и низкоквалифицированных мигрантов и были основными пунктами, где хуацяо могли найти помощь, то из-за их переполнения уже обосновавшимся зарубежным китайцам пришлось выходить за пределы чайнатаунов и либо пытаться создать что-то похожее в другом месте, либо интегрироваться в американское общество и пытаться прожить самостоятельно. И, например, сегодня новые китайские мигранты, приезжая в США, исходят не из национальных принципов, а скорее из соци-

ально-экономических особенностей. Поэтому они стали обустраиваться в пригородах больших городов, где есть все необходимое для жизни. Именно это способствовало тому, что хуацяо стали лучше интегрироваться в американское общество, сохраняя при этом свои культурные традиции и обычаи. А благодаря мобильности, зарубежные китайцы продолжают поддерживать крепкие связи с родной страной [8].

Что касается континентальных китайцев, то они не опровергают того факта, что хуацяо являются истинными китайцами. Они считают, что независимо от того места, где находится человек, где он живет, его душа будет принадлежать его родине. В Китае в основном вся работа с диаспорой опирается на опыт Дэн Сяопина, и его высказывания относительно зарубежной китайской диаспоры зачастую используются в пропагандистской форме. Основная мысль этой идеи заключается в том, что хуацяо являются частью единой китайской нации и что у них есть своя высшая миссия, которую они должны исполнить. Миссия по своей основе проста - добиться расцвета китайской нации и китайского государства. И сегодня китайские власти придерживаются этих идей, чтобы добиться возрождения их великого народа и распространения мирового влияния Китая [9].

Китайская диаспора выступает в качестве определенного посредника, который связывает КНР и развитые страны. И возвращаясь к положению хуацяо в США и Канаде, стоит отметить, что на сегодняшний день многие китайские представители бизнес-элиты могут лоббировать интересы их родного государства в экономической сфере, что опять-таки предоставляет явные преимущества Китаю. Кроме того, среди североамериканского политического истэблишмента также имеются представители этнических китайцев - мэры, конгрессмены и т.д. Это немаловажно, когда речь идет о политическом влиянии. Но, если смотреть с другой стороны, то можно отметить возможное в будущем влияние этих представителей на политику и экономику Китая, которое может привести к существенной демократизации страны, т.е. с их деятельностью будут проникать элементы западной политической культуры.

Таким образом, на сегодняшний день китайская диаспора в Северной Америке является второй по численности в мире. Новая волна китайской миграции изменила численность и структуру американской китайской диаспоры. Она способствовала большей интеграции хуацяо в американское общество, чем это было прежде. Традиционные чайнатауны стали менее однородными, а их экономическая подоплека стала более сложной. Но, несмотря на количественные и качественные изменения зарубежной китайской диаспоры, до сих пор хуацяо остаются верными своим традициям, культуре и, прежде всего,

своей стране, а также являются важным инструментом в политике КНР, которая направлена на распространение китайского влияния в мире.

Список использованных источников и литературы

1. За 30 лет численность китайских эмигрантов за рубежом составила 4,5 млн человек // Жэньминь жибао онлайн. - 19.08.2011. - URL: http://russian.people.com.cn/95460/7574938.html

2. Стровский Л.Е., Цзян Цзин. Роль хуацяо в развитии китайской экономики // Известия УрГЭУ. - Екатеринбург, 2010. - № 1 (27). - С. 106-111.

3. Hooper K., Batalova J. Chinese Immigrants in the United States // Migration Policy Institute. - 28.01.2015. - URL: http://www.migrationpolicy.org/article/chinese-immigrants-united-states

4. Анохина Е.С. Китайские диаспоры США и Канады и «новая» китайская миграция // Вестник ТГУ. - Томск, 2012. - № 355. - С. 51-54.

5. Там же.

6. 2013 Yearbook of Immigration Statistics. - Washington D.C.: U.S. Department of Homeland Security, 2014.

7. Hooper K., Batalova J. Chinese Immigrants in the United States // Migration Policy Institute. - 28.01.2015. - URL: http://www.migrationpolicy.org/article/chinese-immigrants-united-states

8. Анохина Е.С. Китайские диаспоры США и Канады и «новая» китайская миграция // Вестник ТГУ. - Томск, 2012. - № 355. - С. 51-54.

9. Ларин А.Г. Роль китайской диаспоры в развитии экономики Китая // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2006. - № 2. - С. 28-36.

Коротко об авторе

Гришина Анастасия Евгеньевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: nastya.grishinal 9.11.96@yandex.ru

Briefly about the author

Grishina Anastasiya Evgenievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: nastya.grishina19.11.96@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.