Научная статья на тему 'Мирные средства урегулирования территориальных споров в Африке'

Мирные средства урегулирования территориальных споров в Африке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1295
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АФРИКА / TERRITORIAL DISPUTES / PREVENTION / SETTLEMENT AND THE RESOLUTION OF CONFLICTS / THE REGIONAL AND SUB REGIONAL ORGANIZATIONS / AFRICA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белиху Гедеон

Территориальные проблемы являются серьезными источниками постоянной напряженности, нестабильности и межгосударственных вооруженных столкновений в Африке. В связи с этим в статье рассматривается необходимость разрешения территориальных споров между африканскими государствами строго в рамках региональных и международных организаций исключительно мирными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peaceful Means of Settlement of Territorial Disputes in Africa

Territorial issues are serious sources of constant tension, instability and inter-state armed conflicts in Africa. This article addresses the necessity to resolve territorial disputes between African States within the strict framework of regional and international organizations only by peaceful means.

Текст научной работы на тему «Мирные средства урегулирования территориальных споров в Африке»

МИРНЫЕ СРЕДСТВА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СПОРОВ В АФРИКЕ

Г. Белиху

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Территориальные проблемы являются серьезными источниками постоянной напряженности, нестабильности и межгосударственных вооруженных столкновений в Африке. В связи с этим в статье рассматривается необходимость разрешения территориальных споров между африканскими государствами строго в рамках региональных и международных организаций исключительно мирными средствами.

Ключевые слова: территориальные споры, предотвращение, урегулирование и разрешение конфликтов, региональные и субрегиональные организации, Африка.

Территориальные споры происходят в Африке все чаще и чаще. Причины возникновения территориальных проблем в континенте разнообразны. Эти территориальные проблемы имеют глубокие корни прошлого. При распределении границ не учитывались ни этнические, ни экономические, ни религиозные, ни языковые, ни брачные, ни географические отношения и связи между народами. Проблема территориальных конфликтов выступает мощным источником напряженности в отношениях между африканскими государствами и наносит значительный ущерб принципам добрососедства. В мирном урегулировании территориальных споров и конфликтов в Африке неоценимую роль играет Африканский Союз.

Африканский Союз был образован в 2001 г. как преемник созданной в 1963 г. Организации африканского единства.

Устав ОАЕ обязывает государства-участники разрешать споры между собой исключительно мирными средствами (ст. 19) и предусматривает с этой целью Комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу. Статья 19 Устава ОАЕ содержала ссылку на принцип мирного урегулирования споров путем переговоров, посредничества, примирения или арбитража, и для достижения этой цели в соответствии с Протоколом от 21 июля 1964 г. (См.: [13]) была создана Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу. Однако юрисдикция указанной выше Комиссии не была обязательна и она практически не использовалась.

Исторически сложилось так, что африканские государства не желали использовать судебный или арбитражный методы урегулирования споров и в целом предпочитали обращение к неофициальному посредничеству третьего лица под эгидой ОАЕ. Так, в пограничном конфликте между Алжиром и Марокко [11. P. 55; 12. P. 196—197], в целях урегулирования споров, проистекающих из столкновений, имевших место в 1963 г., ОАЕ создала специальную комиссию Ad hoc, состоящую из представителей семи африканских государств [16. P. 153]. В сомалий-

ско-эфиопском конфликте [11. P. 826; 15. P. 197—201] Сомали предъявила территориальные претензии на часть Эфиопии — «Огаден», населенную этническими сомалийцами. Для решения конфликта путем посредничества была создана Комиссия [6. P. 2845; 7. P. 2883—2884, 2850].

Несмотря на то что данной комиссии не удалось достичь прекращения конфликта, тем не менее, она подтвердила принцип нерушимости границ государства-члена в том виде, в каком это было закреплено при получении государством независимости. Это принцип uti possidetis. Еще в одном деле, касавшемся территориального спора относительно Западной Сахары [15. P. 123ff], в июле 1978 г. был создан комитет ОАЕ, которому, однако не удалось достичь урегулирования конфликта [16. P. 160—162].

Также в рамках ОАЕ были созданы комитеты для разрешения путем посредничества споров во время гражданской войны в Чаде, не имевшие особого успеха [16. P. 158—160].

Следует отметить, что установилась практика, в соответствии с которой в споре, касающемся африканских государств, обращение за помощью первоначально осуществляется в рамках ОАЕ.

С целью улучшения доступных механизмов разрешения конфликтов ОАЕ в 1993 г. одобрила механизм для предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтов, получивший название «Каирская декларация» [9; 12. P. 377; 14. P. 93]. Данная мера предназначалась для того, чтобы предотвращать дальнейшее развитие потенциально конфликтных ситуаций, а также прилагать усилия для поддержания мира в случае возникновения споров. Механизм включал в себя два главных органа: Центральный орган и Подразделение урегулирования конфликтов, который был позднее переименован в «Центр урегулирования конфликтов». Центральный орган, состоящий из шестнадцати государств, избираемых ежегодно, являлся волеобразующим органом.

Однако данный механизм оказался не в состоянии играть успешную роль в урегулировании различных споров в Африке в то десятилетие (споры, касающиеся Руанды, Бурунди и Конго). В связи с этим в 2001 г. Ассамблея ОАЕ приняла решение о включении Центрального органа в институциональную структуру Африканского Союза.

Протокол, касающийся учреждения совета Африканского Союза по поддержанию мира и безопасности, был принят на первой ординарной сессии Ассамблеи Африканского Союза 9 июля 2002 г. Данная мера преследовала цель заменить Каирскую Декларацию 1993 г. и отменить резолюцию и решения конфликтов в Африке, которые противоречат этому Протоколу. В соответствии с данным документом был создан Совет по поддержанию мира и безопасности как постоянный исполнительный орган, ответственный за принятие решений по предотвращению, урегулированию и решению конфликтов.

Был установлен ряд важных принципов, в том числе принцип предотвращения споров на ранней стадии, принцип верховенства закона и уважения прав

человека, принцип уважения границ, существующих на момент достижения независимости, принцип уважения государственного суверенитета и территориальной целостности государств — членов ОАЕ (См.: [3]).

Совет состоит из пятнадцати членов-участников, избираемых на основе равноправного регионального представительства и ротации (См.: [4]); его функции включают в себя поддержание мира, безопасности и стабильности в Африке; превентивную дипломатию; посредничество; примирение и провидение расследований; операции по поддержанию мира и вмешательства в целях восстановления мира и безопасности; действия гуманитарного характера (См.: [5]).

В Африке имеется также большое число субрегиональных организаций, которые играют значительную роль в разрешении территориальных споров. Это, прежде всего, Экономическое сообщество западноафриканских государств (сокращенно — ЭКОВАС), созданное в 1975 г.

Учредительный документ данной организации был пересмотрен в 2001 г., и статья 58 пересмотренного договора закрепляет за ЭКОВАС ответственность по предотвращению и урегулированию региональных споров.

Миссия ЭКОВАС состоит в том, чтобы развивать экономическую интеграцию. Органы ЭКОВАС включают в себя: Комитет глав государств и правительств; Совет министров; Парламент сообщества; Экономический и социальный совет; Суд сообщества; секретариат и фонд сотрудничества. В 1990 г. с помощью Наблюдательной группы по прекращению огня ЭКОВАС вмешалась в ход либерийской гражданской войны [18. Р. 434], а также предприняла усилия по прекращению конфликтов в Сьерра-Леоне и Гвинее-Бисау (См.: [2]). В 1998 г. в рамках ЭКОВАС был создан Механизм по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтов, по подержанию мира и безопасности.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) является одним из крупнейших и наиболее влиятельных субрегиональных объединений Африки. Договор о САДК был подписан в Виндхуке (Намибия) в августе 1992 г. [8. Р. 522]. В 1996 г. было принято решение создать орган по политике, обороне и сотрудничеству в области безопасности, и в 2001 г. был принят «Протокол по вопросам политики, обороны и сотрудничества в области безопасности» (См.: [19]).

Согласно данному протоколу цель органа состоит в том, чтобы способствовать достижению мира и безопасности в регионе и в особенности «рассматривать возможность обращения к действиям принудительного характера, в соответствии с международным правом в качестве последнего средства, если исчерпаны мирные средства разрешения спора» (См.: [1]).

Данный орган наделен компетенцией для решения любого «существенного межгосударственного спора». Для выполнения этой задачи орган имеет возможность использовать широкий круг средств разрешения споров, включая дипломатию, переговоры, посредничество, арбитраж и судебное разбирательство в рамках международного трибунала, а также превенцию возникновения споров.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Спорящие стороны должны искать формулу мирного решения спора, отвечающую интересам обеих сторон на взаимной основе.

2. Государства должны воздерживаться от военных провокаций, от углубления и обострения политических расхождений между ними, лишних заявлений, не способствующих разрешению споров.

3. Для повышения степени эффективности разрешения спора целесообразно привлечь для его урегулирования религиозных лидеров, авторитетных и влиятельных деятелей, а также выделить необходимые финансы.

4. Лучшим средством уладить конфликт могло бы стать уточнение границы. Для этого стороны должны перевести переговоры.

5. В случае неэффективности вышеуказанных способов необходимо передать спор в международный суд ООН. С этой целью спорящие государства заключают между собой специальное соглашение, по которому они обязуются принять как окончательное и обязательное к исполнению решение Международного суда ООН.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Протокол по вопросам о политике, обороне и сотрудничеству в области безопасности САДК. — Ст. 2 (f)

[2] Резолюции Совета безопасности ООН 1132 (1997) и 1233 (1999).

[3] Учредительный Акт Африканского Союза. — Ст. 4.

[4] Учредительный Акт Африканского Союза. — Ст. 5.

[5] Учредительный Акт Африканского Союза. — Ст. 6.

[6] Africa Research Bulletin. — Vol. 10. — № 5. — May 1973.

[7] Africa Research Bulletin. — Vol. 10. — № 6. — June 1973.

[8] African Journal of International and Comparative Law. — 2000. — Vol. 11. — № 3.

[9] AHG/Dec. 1 (XXVIII). Report of the OAU Secretary-General, Doc. CM11747 (LVIII). — 1993.

[10] AHG/Dec. 3 (XXIX). Report of the OAU Secretary-General. — 1993.

[11] Brownlie I. African Boundaries: A Legal and Diplomatic Encyclopedia. — C. Hurts & Co,

1979.

[12] Djiena-Wembon M.C. A Propos du Nouveau Mecanisme de I'OUA sur les Conflicts. — 98 RGDIP, 1994.

[13] Elias T.O. Africa and the Development of International Law. — Martinus Nijhoff publishers, 1988. — Chapter 9.

[14] Ranjeva R. Reflections on the Proposals for the Establishment of a Pan-African Mechanism for the Prevention and Settlement of Conflicts // Towards More Effective Supervision by International Organizations (eds. N. Blokker and S. Muller). — Dordrecht, 1994. — Vol. I.

[15] Shaw M.N. Title to Territory in Africa: International Legal issues. — Oxford, 1986.

[16] Shaw M.N. International Law, 4-th ed. — Oxford, 1986.

[17] Shaw M.N. Title to Territory in Africa: International Legal Issues. — Oxford, 1986.

[81] Weller M. Regional peace-keeping and International Enforcement: The Liberian crisis. — Cambridge, 1994.

[19] URL: http://www.sadc.int/index.php?lang=english&path=legal/protocols/&page=p_politics-defence-and-security-CO-operation

PEACEFUL MEANS OF SETTLEMENT OF TERRITORIAL DISPUTES IN AFRICA

G. Belihu

The Department of International Law People’s Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Territorial issues are serious sources of constant tension, instability and inter-state armed conflicts in Africa. This article addresses the necessity to resolve territorial disputes between African States within the strict framework of regional and international organizations only by peaceful means.

Key words: territorial disputes, prevention, settlement and the resolution of conflicts, the regional and sub regional organizations, Africa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.