Научная статья на тему 'Мир восприятий и ассоциаций человека как основа формирования естественного метаязыка'

Мир восприятий и ассоциаций человека как основа формирования естественного метаязыка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мир восприятий и ассоциаций человека как основа формирования естественного метаязыка»

1988. - С. 65-77.

16. Пищальникова В.А., Рогозина И.В. Концепт как инструмент диагностики этнической напряжённости // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. - М., Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - С. 121-128.

17. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 387- 415.

18. Pielenz M. Argumentation und Metapher // Tuebinger Bietraege zur Linguistik. -Tuebingen: Guenter Narr Verlag, 1993. - 206 S.

М.А.Репринцева

МИР ВОСПРИЯТИЙ И АССОЦИАЦИЙ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО МЕТАЯЗЫКА

Восприятия явлений окружающего мира, по-видимому, составляют основу для формирования «индивидуальной системы паттернов» [1. С. 138]; применительно к пользованию языком/языками они становятся основой системы метаязыковых «опор» [6. С. 125], «универсальными грамматическими концептами» [5. С. 62], «внутренним знанием» или «внутренним языком» [4. С. 15], системой «промежуточного языка» [3. С. 32], существующего в сознании человека. Предметом нашего исследования является внутренний метаязык человека, а задачей данной статьи - обсуждение некоторых предварительных результатов проверки гипотезы о том, что способы (каналы) восприятия оказывают влияние на формирование этого внутреннего метаязыка.

Принято считать, что понимание речевых сообщений носителями того или иного языка (процесс речевой коммуникации) обеспечивается знанием единых правил употребления языка, в частности правил грамматики. Именно на изучение таких правил нацелено организованное обучение языку в рамках школьных/вузовских программ. Однако восприятие мира человеком индивидуально, усвоение правил «накладывается» на личный, индивидуальный опыт индивида, поэтому «внутренние правила» пользования языком вряд ли могут быть сведены к единому стандартному «шаблону», объяснению, принятому в классических грамматиках. Результатом процессов восприятия человека является «наивная картина мира», в которую входят наивная геометрия, наивная физика, наивная психология и т.д., которые отражают материальный и духовный опыт народа - носителя языка [7].

Носитель любого языка строит свою речь преимущественно без осознания используемых правил. Он действует так, как ему удобно, полагаясь на интуицию, внутреннее «грамматическое чутье», «языковой инстинкт» [8], что, в свою очередь, является неосознаваемым процессом, выработанным в ходе индивидуального восприятия языка, его грамматических и лексических единиц. Ученые (см.: [1. С. 88]) справедливо считают, что необходимо изучать эти процессы путем анализа не только их конечных продуктов: языка и поведения, но и способа их формирования, исходя из индивидуальных особенностей восприятия, с целью идентификации наиболее целостного, обобщенного «паттерна», модели, которой в рамках нашего исследования является метаязыковой образ неличной формы глагола. Как уже говорилось, носители языка строят свою речь на родном языке (в случае владения более чем одним языком - на иностранном) без осознания правил, необходимых для формирования лексических и грамматических конструкций, входящих в состав предложения, так как подобные процессы построения и применения форм материального языка управляются системой правил внутреннего языка человека на неосознаваемом уровне. На формирование внутренних правил естественного метаязыка человека значительное влияние оказывают особенности восприятия языковых категорий, а так же связанные с ними ассоциации.

Восприятия, основываясь на чувственном опыте освоении мира, создают уникальную, индивидуальную систему внутренних образов - отражений как окружающей человека действительности, так и образов языка. Данная система в некоторой степени является аналогом естественной грамматики языка, имеет свою «семантическую» и «морфологическую» структуры, однако, уникальность «коллекции образов» или «языковых впечатлений» состоит в том, что эта внутренняя метаязыковая система индивидуальна, поскольку каждый человек имеет доминирующий(-е) канал(-ы) восприятия: визуальный, аудиаль-ный, кинестетический. Согласно мнению А. Байрона, сенсорные восприятия человека самым непосредственным образом влияют на формирование внутренней модели мира [9. С. 34], поэтому можно выдвинуть предположение о том, что чувственные восприятия оказывают значительное влияние на формирование языковой модели мира.

Принято выделять пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают/изучают мир. Человек может видеть, слышать, обонять, осязать и пробовать на вкус. Каждый из этих чувственных каналов получения информации, откладывает в памяти человека свой вид опыта, свою ассоциацию, связанную с некоторым предметом или явлением окружающего мира. По нашему мнению, подобные чувственные восприятия могут накладывать отпечаток на ассоциации, связанные не только с предметами материального мира, но и с лексической и грамматической системой языка. То, что человек действительно воспринимает, является отражением, репрезентацией или моделью того, что передают его сенсорные органы. Согласно точке зрения Р. Бендлера и Д. Гриндера, процесс моделирования происходит посредством сенсорных органов человека, индивиды формально создают свои модели, через которые дают возможность другим понять, что они испытывают. По используемым людьми словам можно идентифицировать в их языке паттерны, которые указывают на предпочтение какой-либо одной системы восприятия и репрезентации информации, или комплекса систем [2. С. 44].

Язык также может восприниматься человеком посредством различных сенсорных систем и быть трансформирован во внутренние образы, основанные на чувствах и переживаниях. Эмоциональные состояния оказывают значительное влияние на язык, на набор средств выражения мысли, могут быть причиной как обогащения, так и обеднения речи. Влияние эмоций на формирование представления грамматических элементов языка сегодня недостаточно изучено. Психический образ в единстве его тактильных, слуховых, зрительных, обонятельных образов составляет единую, образную («наивную») картину мира. Можно заключить, что представление о значении и функциях глагольной формы основываются, в первую очередь, на индивидуальных наблюдениях, на собственном восприятии ее и, в меньшей степени, на знаниях, полученных в результате изучения правил - общественного опыта, сведенного в одну общую формулировку. В индивидуальном метаязы-ковом образе глагольной формы, во всем семантическом и морфологическом разнообразии отражено «видение мира» пользователем языка.

Вернемся к идеям Р. Бендлера и Д. Гриндера о том, что информация, полученная посредством чувственного восприятия, подвергается влиянию универсальных процессов человеческого моделирования (обобщению, стиранию и искажению) из-за того, что каждый человек имеет свою уникальную модель мира [2. С. 56]. Процессы построения моделей внутреннего языка человека (обобщение, искажение, стирание) очень важны не только для продуктивного освоения грамматики как родного, так и иностранного языка, но и для развития творческих способностей человека, создания индивидуального образа мира благодаря индивидуальному восприятию языка и окружающей действительности. Очевидная «наивность» метаязыковых моделей отражает «наивную» картину мира человека, которая значительно отличается от логической или научной картины мира. По словам В.Ф. Петренко, ее внешняя простота позволяет в деталях рассмотреть особенности индивидуального сознания, выявить механизмы конструкции и реконструкции метаязыковых моделей, «вытянуть» их содержание через наружную «эмоциональность» формы для дальнейшего

исследования, описания и классификации грамматических категорий языка сознания [7. С.

14].

Как уже говорилось выше, в круг наших интересов входит моделирование «единиц» естественного (внутреннего) метаязыка при обучении иностранному языку. Мы предположили, что в процессе изучения носителями русского языка грамматики английского языка, имеющиеся во «внутренней грамматике» обучаемых модели причастий и деепричастия оказывают значительное влияние на усвоение системы неличных форм английского глагола, провоцируя, с одной стороны, непонимание, а с другой стороны - устойчивые ошибки.

По-видимому, механизмы создания таких универсальных «подсказок» можно назвать «универсальными процессами моделирования внутренней грамматики». Напомним, что эта внутренняя грамматика является скрытой от непосредственного наблюдения.

Для проверки приведенной в начале статьи гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого было установить влияние разных модальностей восприятия на использование метаязыковых моделей.

Целью эксперимента было изучение внутренних образов, связанных с языковыми единицами (причастием и деепричастием), через их восприятие посредством разных модальностей. Эксперимент включал четыре блока: 1) определение ведущего канала (-ов) восприятия информации (по методу К. Юнга); 2) задание на ассоциации, связанные с аудио-восприятием информации, и построение форм причастий и деепричастий; 3) задание на ассоциации, связанные с кинестетическим восприятием информации, и построение форм причастий и деепричастий; 4) задание на ассоциации, связанные с визуальными образами, построение форм причастий и деепричастий.

Предполагалось, что определение ведущего канала (-ов) восприятия поможет выявить особенности и способы конструирования вспомогательных (метаязыковых) форм причастия и деепричастия, так как все языковые явления, сохраняют «привязку» к чувственной основе, входят в некоторую систему отношений и сохраняют глубокие корни чувственного содержания [Петренко 1983]. В эксперименте принимали участие 10 человек возрасте от 11 до 52 лет: школьники, студенты, аспиранты, выпускники (филологического, экономического, физико-математического, ветеринарного факультетов), преподаватели гуманитарных дисциплин ВУЗа (иностранный язык, история). Отказов от выполнения задания не было.

На основании анализа результатов эксперимента по первому блоку были выделены доминирующие каналы восприятия ии., аудиальные, визуальный, кинестететический, ди-гитальный для того, чтобы в дальнейшем проследить, как ии. используют свои внутренние знания и ассоциации для построения неличных форм глагола. Поскольку по результатам теста К. Юнга (см. приложение 1) нельзя однозначно отнести того или иного ии. к определенной группе, нами было проведено наблюдение за движением глаз ии. по методу А.Байрона-Льюиса; это позволило нам судить о доминирующем канале восприятия каждого из ии.

Второй экспериментальный блок дал нам возможность убедиться в том, что доминирующий канал (каналы) восприятия непосредственно влияют на продуктивность образования форм глагола. Конструирование причастий и деепричастий по итогам второго блока (блока звуковых стимулов) было затруднено у всех ии., доминирующими каналами восприятия которых являются визуальный и кинестетический.

Результаты третьего экспериментального блока показали, что человек способен автоматически «дополнять» один канал восприятия другим. Так, человек создает «картинку» визуальный образ, несмотря на то, что в конкретный момент зрительный канал не участвует в процессе познания мира. В ходе выполнения задания от ии. требовалось с закрытыми глазами ощупать и обонять предметы, озвучить свои ассоциации и формы глагола, связанные с ними. Например, для образования причастия и деепричастия, ии. сначала были созданы внутренние конструкции (окончания, суффиксы, формы «ДЕЛАЯ»,

«ДЕЛАЮЩИЙ», схемы «какой+делать», «как+делать»), которые в дальнейшем были применены для образования глагольных форм. Четвертый экспериментальный блок дал возможность судить о том, что создание образов «внешнего» языка проходит более успешно, если в процессе конструирования (как ассоциаций, так и грамматических форм) задействованы все анализаторы: зрительные, тактильные, слуховые.

Результаты эксперимента позволяют сделать предварительные выводы о том, как меняется внутренний образ («картинка») глагольной формы в зависимости от ведущего канала восприятия. Тем не менее, очевидно, что центром внутреннего образа является все же «базовая модель» (для деепричастия - делая/сделав), визуальный образ которой преобладает над остальными «картинками» в сознании носителя языка.

Очевидно, что для дальнейшего исследования внутреннего языка потребуется подбор (и разработка) методик исследования.

Литература

1. Вацлавик П., Боевин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.

2. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: в 2-х Т. - М.: Изд-во: Прайм-Еврзнак 2008. - 384 с.

3. Залевская А.А. «Промежуточный язык» в разных ракурсах // Слово и текст: психолингвистических подход. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. - Вып. 8. - С. 32-46.

4. Золотова Н.О. Ядро ментального лексикона человека как естественный метаязык: Монография. - Тверь: Лилия Принт, 2005. - 204 с.

5. Кашкин В.Б. Универсальные грамматические концепты и языковое разнообразие // Филология и культура: В 3 ч. Ч. 3. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - С. 62.

6. Мягкова Е.Ю. Моделирование внутреннего метаязыка при обучении пониманию иноязычного текста // Слово и текст: психолингвистический подход. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. - С. 122-130.

7. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психологию: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: МГУ, 1983 - 205 с.

8. Пинкер С. Язык как инстинкт. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.

9. Byron A. Lewis, R. Frank Pucelik, Magic demystified : a pragmatic guide to communication and change, Lake Oswego, Or.: Metamorphous Press, 1982. - 160 p.

10. Hall E. The Silent Language. - New York, 1959, - 238 p.

Т.М. Рогожникова, Г.Р. Кочетова

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВОЙ АССОЦИАТИВНОСТИ ЗВУКОВ БАШКИРСКОГО И ТАТАРСКОГО ЯЗЫКОВ

Исследуя цвет как природный феномен, ученые накопили знания в области физики, химии, психофизиологии цветового воздействия, которые легли в основу теории цвета. Эти знания пополняются результатами новых исследований в области биоэнергетики, современных методов цветолечения. Сегодня уже разработана база данных по электронным спектрам крови, плазмы и сыворотки здоровых и больных людей, которая позволяет увеличить полноту информационного обеспечения медицинских информационно-диагностических систем. Методика и база данных внедрены в Республиканской клинической больнице им. Г.Г.Куватова (г.Уфа). Работы М.Ю.Доломатова, Н.В.Калашченко, С.В.Дезорцева, выстроенные с опорой на феноменологический подход, характерный для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.