Субботский Е.В. доктор психологических наук, профессор Университет Ланкастер Ланкастер, Великобритания
Мир волшебного как стимулятор креативности у детей
Аннотация: Результаты двух экспериментов подтвердили гипотезу, согласно которой погружение детей в магическое мышление посредством демонстрации фильма с магическими эффектами повышает креативность реалистического мышления. Эти данные указывают на то, что мир волшебного играет позитивную роль в познавательном развитии детей дошкольного и раннего школьного возрастов. Магическое мышление не является побочным продуктом психического развития, годным только для развлечения; напротив, погружение в мир волшебного является ресурсом стимуляции дивергентного мышления и креативности у детей.
Магическое мышление имеет место тогда, когда индивид осуществляет умственные действия со сверхъестественными событиями (такими как полет человека на метле, превращение человека в животное, животные говорящие на человеческих языках, и т.п.), например, наблюдая такие события во сне, читая книгу о таких событиях, или просматривая фильм с магическим содержанием. Необходимо различать между магическим мышлением и верой в магию (волшебство). В то время как магическое мышление осуществляется только в воображении (сновидениях, фантазии, произведениях искусства), вера в магию предполагает, что что магические события существуют в реальном мире. Таким образом, человек, который смотрит фильм с магическим содержанием или видит сон, где происходят волшебные события, осуществляет магическое мышление, и при этом может не верить в магию [1].
Исследования магического мышления показали, что большинству детей 4-6 лет присуще магическое мышление, и даже вера в магию, как на словах, так и в действиях [2][3][4]. Несмотря на большое место волшебного мира в жизни дошкольника, удивительно мало известно, играет ли этот мир какую-то роль в познавательном развитии детей. Неясно, представляет ли увлечение детей волшебным миром побочный продукт психического развития, используемый только для развлечения, или же вовлеченность в волшебный мир влияет на познавательное развитие, стимулируя или тормозя такое развитие. Соответственно, в данном исследовании изучалось, может ли погружение ребенка в магическое мышление повлиять на одну из ключевых познавательных способностей детей - креативность.
Креативность реалистического мышления обычно определяется как способность генерировать "новые формы поведения которые удовлетворяют требованиям качества и/или полезности" [5]. Креативность есть одна из форм дивергентного мышления -способности решать задачи которые имеют не одно, а несколько альтернативных решений. Создавая миры, альтернативные реальному миру, магическое мышление является другой формой дивергентного мышления. В то время как креативность в реалистическом мышлении порождает многочисленные реалистические решения реалистической задачи (например, человек может переместиться из одной точки пространства в другую на машине, поезде или самолете), магическое мышление
порождает многочисленные нереалистические (сверхъестественные) решения реалистической задачи (например, человек может переместиться из одной точки пространства в другую на метле, ковре-самолете или драконе). Наличие общей когнитивной структуры (дивергентного мышления) позволяет предположить, что погружение ребенка в один из вышеуказанных процессов - магическое мышление -может стимулировать у ребенка другой, психологически родственный процесс -креативность реалистического мышления, посредством ассоциации, обобщения и переноса.
Исследования показали, что просмотр детьми фильмов или телевизионных передач влияет на их последующее поведение [6]. На этом основании в данном исследовании было предположено, что показ ребенку фильма с большим количеством магических эффектов будет усиливать креативность ребенка в решении творческих задач.
Эксперимент 1.
Цель
Проверить, будет ли презентация детям фильма с магическими эффектами повышать креативность детей в решении задач в значительно большей степени, чем презентация фильма без магических эффектов. Испытуемые
Детям 4-х (25 детей) и 6-ти (27 детей) лет, ученикам начальной школы Лондона, были показаны фильм с магическими эффектами (экспериментальная группа) или без таких эффектов (контрольная группа). Оценка креативности
Для оценки креативности детей использовались (1) Тест "Креативность в действии и движении" Торренса (ТКАМ) [7], состоявший из 4-х субтестов (например, ребенка просили изобрести как можно больше способов передвижения из одного места в другое, или как можно больше способов использования бумажного стаканчика, скажем, в качестве барабана), и (2) тест рисования несуществующего (невозможного в реальном мире) объекта (невозможное дерево, машина, человек) [8]. Мерой креативности было количество и качество предложенных вариантов (ТКАМ), или число необычных черт, привнесенных в рисунок. Процедура
После предварительного тестирования обеих групп по одному субтесту ТКАМ и рисункам некоторых предметов, детям показывали 15-ти минутный фильм, созданный на основе фильма "Гарри Поттер и Философский камень." Магический вариант фильма включал такие сцены, как говорящие звери, волшебники, осуществляющие магические операции с волшебними палочками, заклинаниями, и летающие на метле). Немагический вариант показывал тех же героев фильма, но вовлеченных в обычные, немагические действия и коммуникации. Предварительное ранжирование фильмов независимыми экспертами показало, что фильмы не отличались по таким показателям, как эмоциональная привлекательность и насыщенность движением и действиями. Результаты
После просмотра фильмов, детей тестировали по оставшимся трем субтестам ТКАМ, а также просили нарисоватьи прокомментировать несколько новых невозможных объектов (животное, машину, дом и растение).
Результаты показали, что до показа фильмов креативность детей обеих групп была одинакова почти по всем показателям. После показа фильмов, в обеих возрастных категориях, дети экспериментальных групп продемонстрировали значительно (иногда в два раза) более высокие показатели креативности чем дети контрольных групп, почти по всем субтестам ТКАМ. Та же тенденция была обнаружена и в рисуночном тесте: у детей экспериментальной группы показатели креативности после демонстрации фильма значительно возрасли, а у детей контрольной группы остались на том же уровне.
Эксперимент 2
Цели
- Воспроизвести результаты Эксперимента 1, используя другие группы детей более старшего возраста из другого графства страны, и с другим экспериментатором, проводящим опыты, но незнакомым с результатами Эксперимента 1. - Исследовать, приводит ли демонстрация фильма с магическим содержанием, наряду с повышением креативности, также и к повышению веры детей в магическое. Испытуемые
Шести (32 ребенка) и 8-ми (32 ребенка) летние ученики начальной школы в графстве Шропшир, Англия. Метод
Как в Эксперименте 1, за исключением того, что детей также тестировали на их веру в магию, с использованием опросника Болтона с соавторами [9]. Результаты
Как и в Эксперименте 1, после демонстрации фильмов дети экспериментальных групп продемонстрировали значительно более высокие показатель креативности чем дети контрольных групп. По тесту на веру в магию, между экспериментальными и контрольными группами не было значимых различий.
Обсуждение
В целом, результаты обоих экспериментов подтвердили гипотезу, согласно которой погружение детей в магическое мышление посредством демонстрации фильма с магическими эффектами повышает креативность реалистического мышления. Эти данные указывают на то, что мир волшебного играет позитивную роль в познавательном развитии детей дошкольного и раннего школьного возрастов. Магическое мышление не является побочным продуктом психического развития, годным только для развлечения; напротив, погружение в мир волшебного является ресурсом стимуляции дивергентного мышления и креативности у детей. Вместе с другими видами деятельности - игрой и символической функцией [ 10] [11]— магическое мышление позволяет ребенку создавать фантастические воображаемые миры и таким образом увеличивает способность детей находить необычные способы решения жизненных проблемных ситуаций и рассматривать мир с разных точек зрения.
В то же время, просмотр детьми фильма с магическими эффектами не привел к значительному увеличению веры детей в магическое. Таки образом, можно стимулировать креативность реалистического мышления посредством показа фильмов с магическим содержанием без того, чтобы одновременно усиливалась вера детей в магическое.
Данные изложенного исследования были первой попыткой экспериментально изучить, дает ли погружение детей в магическое мышление позитивный эффект в обучении и психическом развитии. Результаты дают основания полагать, что книги и видео-материалы с магическими эффектами могут стимулировать воображение детей и помочь им действовать более креативно, по крайней мере в той степени, в какой это касается дивергентного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Библиография
[1]Subbotsky, E. Magic and the mind. Mechanisms, functions and development of magical thinking and behavior. New York: Oxford University Press, 2010.
[2]Piaget, J. The child's conception of the world. London: Routledge & Kegan Paul, 1971, (original work published in 1929)
[3]Phelps, K.E., & Woolley, J.D. Young children's practical reasoning about imagination. British Journal of Developmental Psychology, 1994, 12, 53-67.
[4]Subbotsky, E.V. Preschool children's perception of unusual phenomena. Soviet Psychology, 23, 1985, 91-114.
[5]Eisenberger, R., Haskins, F., & Gambleton, P. Promised reward and creativity: Effects of prior experience. Journal of Experimental Social Psychology, 1999, 35, p. 308.
[6]Singer, D, & Singer, J. (Eds.) Handbook of children and the media. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001.
[7]Torrance, E. P. Thinking creatively in action and movement. Bensenville, 1ll: Scholastic Testing Service, Inc. 1981.
[8]Karmiloff-Smith, A. Constraints on representational change: Evidence from children's drawing. Cognition, 1989, 34, 57-83.
[9]Bolton, D., Dearsley, P., Madronal-Luque, R., & Baron-Cohen, S. Magical thinking in childhood and adolescence: Development and relation to obsessive compulsion. British Journal of Developmental Psychology, 2002, 20, 479-494.
[10]Piaget, J. Play, dreams, and imitation in childhood. Translated by C. Gattegno and F. M. Hodgson. New York, Norton, 1962, (Original work published in 1937).
[11]Vygotsky, L.S. Tool and sign in the development of the child. In The collected works of L.S.Vygotsky. Volume 6: Scientific legacy. New York: Kluwer/Plenum, 1999.