УДК 811.111.26
Е. С. Курукалова
Мир прошлого и мир будущего в политическом дискурсе (на материале инаугурационной речи президента Д. Трампа)
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Статья представляет собой попытку применения некоторых методов когнитивного текстового моделирования при исследовании жанра публичного выступления. Целью работы являются выделение и лингвистический анализ мира будущего и мира прошлого, которые представляет автор в своей речи. Исследователь А. М. Мухин при лингвистическом анализе текста предлагает ориентироваться на языковые уровни, которые позволяют выявить фонетические (фонологические), морфологические, грамматические, синтаксические и лексические особенности речевого высказывания. Данный подход обеспечивает целостный анализ плана выражения и плана содержания текста, тем не менее в силу объема исследования в данной работе упор сделан на грамматический и лексический уровни языка. Для данного анализа в качестве сверхфразового единства была выбрана целиком инаугурационная речь президента Д. Трампа. Для определения «контуров» двух противопоставляемых миров был использован подход Д. Макинтайра, предложившего выделять пять основных дейктических категорий: пространственный дейксис, временной дейксис, персональный дейксис, социальный дейксис, эмпатический дейксис. Модель или образ мира - это сенсорный образ действительности, переработанный аналитически посредством речи. Именно поэтому в статье приводится лингвистический анализ средств построения этого мира в совокупности с дейктическими категориями, которые «очерчивают» более или менее четкие границы моделей тех миров, которые пытается противопоставить автор. Работа является междисциплинарной, актуальность данного исследования связана не столько с современной политической ситуацией (а именно, с выборами нового президента США), сколько с использованием категорий «вхождения» в текстовые миры при исследовании жанра публичного выступления. Данная работа может быть продолжена и углублена, так как методы исследования когнитивного миромоделирования (рассмотрение категории голоса, перспективы, точки зрения и др.) могут успешно применяться при исследовании текстов публичных выступлений. Доказательством этого высказывания и является данная статья.
Ключевые слова: дейксис, дейктические категории, жанр публичных выступлений, инаугурация, лингвистический анализ, уровни языка, образ мира, текстовый мир, модель мира, текстовое моделирование.
DOI 10.25587/SVFU.2021.83.3.005
КУРУКАЛОВА Екатерина Сергеевна - к. филол. н., доцент кафедры английского языка №1, Санкт-Петербургский государственный экономический университет. E-mail: [email protected]
KURUKALOVA Ekaterina Sergeevna - Ph.D. in Philology, Associate Professor of the English Department No. 1, St. Petersburg State University of Economics.
E. S. Kurukalova
The world of the past and the world of the future in political discourse (based on the inaugural speech of the President D. trump)
St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia
Abstract. The article is an attempt to apply some methods of cognitive text modeling in the study of the genre of public speaking. The aim of the work is to highlight and linguistically analyze the world of the future and the world of the past, which the author presents in his speech. Concerning the linguistic analysis of the text, A. M. Mukhin proposes to focus on language levels, which make it possible to identify phonetic (phonological), morphological, grammatical, syntactic and lexical features of a speech utterance. This approach provides a holistic analysis of the plan of expression and the plan of the content of the text, however, due to the concise character of the study, this work focuses on the grammatical and lexical levels of the language. For this analysis, the entire inaugural speech of the President D. Trump was chosen as a super-phrasal unity. To determine the "contours" of the two opposed worlds we used the approach of D. Mclntyre, who proposed to distinguish five main deictic categories: place deixis, temporal deixis, person deixis, social deixis, empathic deixis. A model or image of the world is a sensory image of reality, analytically processed through speech. That is why the article provides a linguistic analysis of the means of building this world in conjunction with deictic categories that "outline" more or less clear boundaries of the models of those worlds that the author is trying to oppose. The work is interdisciplinary, the relevance of this study is associated not only with the current political situation (namely, with the election of the new US president), but also with the use of the categories of "entry" into the text worlds in the study of the genre of public speaking. This work can be continued and deepened, since research methods of cognitive world modeling (category of voice, perspective, point of view, etc.) can be successfully applied in the study of texts of public speeches. The proof of this statement is this article.
Keywords: deixis, deictic categories, genre of public speaking, inauguration, linguistic analysis, language levels, image of the world, text world, world model, text modeling.
Введение
Традиционно к публицистическому стилю речи относят тексты в письменной форме, публичные же выступления относятся к устной разновидности стиля [1]. Тексты публицистического стиля отличают краткость и конкретность высказываний, информационная наполненность, экспрессивность изложения. Кроме того, тексты публицистического стиля, произнесенные устно, предполагают непосредственное присутствие говорящего (адресанта) и аудитории (адресата), то есть речевой контакт, который может быть выражен как в диалогической форме (конференция, интервью), так и в форме монолога (публичное выступление).
Анализируя особенности жанра общественного выступления, принадлежащего к публицистическому стилю, можно сделать вывод, что данный стиль обладает природой синкретизма. Например, в публичном выступлении для реализации экспрессивной функции языка и функции расположения к оратору слушателя используются различные стилистические приемы и выразительные средства, что сближает речевые жанры этого стиля с произведениями художественной литературы. С другой стороны, краткость,
четкость изложения фактов, аргументов и мыслей обнаруживают сходство с конкретикой научного и официально-делового стилей речи [2].
Можно выделить следующие особенности произведения жанра публичного выступления:
- при подготовке текста общественного выступления главным критерием должна являться доступность понимания текста;
- решительное начало и решительная концовка, акцентирование внимания интонационно на важных моментах речи;
- краткость и лаконичность высказывания;
- сдержанный эмоциональный тон, который располагает к себе аудиторию в противовес излишне эмоциональному выступлению с активным использованием средств невербального общения (жестикуляции, мимики и пр.);
- потребность в донесении своей мысли до аудитории.
При этом в создании текста публичного выступления должна учитываться реализация информационной, эмотивной и коммуникационной функций языка.
Так как речь президента на инаугурации, как понятно из описания жанра, - это не набор спонтанных высказываний, а заранее продуманный и подготовленный текст, вполне возможно отнестись к нему как к художественному произведению, не забывая при этом об особенностях жанра публичного выступления. Как в художественном произведении, так и в подготовленной инаугурационной речи реципиент создает определенный образ мира, который «рисует» ему автор или говорящий. По мнению современных исследователей, действительность интерпретируется индивидуумами самостоятельно, поэтому ее существование вне человеческой перцепции и когнитивности невозможно [3]. На это и направлена прагматика подобных выступлений.
Современные исследователи относятся к понятию «мир» достаточно объемно и применяют его при исследовании не только художественных текстов, но и при исследовании публицистики или коммерческой рекламы [4]. Рассмотрим кратко данное понятие и схожие с ним понятия. Восприятие действительности у каждого человека свое, свой «образ мира» (понятие введено А. Н. Леонтьевым). «Образ мира» - это отображение в психике человека определенного мира, опосредованного предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами. А. Н. Леонтьев говорит о том, что «образ мира» поддается сознательной рефлексии, а, следовательно, может изменяться в зависимости от услышанного, увиденного, прочитанного: всего, что было осознано и принято. Он также ввел понятие ситуативного и внеситуативного образа мира, которые возникают при работе памяти и воображения. Внеситуативный образ мира - это образ целостного мира, своего рода система мироздания, при этом оба эти мира тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга [5]. Об образе мира пишет также В. П. Серкин, определяя его как результат кодирования на языке переживаний человека [6]. Модель или образ мира - это сенсорный образ действительности, переработанный аналитически посредством речи [7]. С точки зрения иностранных ученых, мир - это определенный сценарий или тип реальности, который формируется в сознании читателя [8, 9]. Из вышесказанного понятно, что несмотря на то, что многие ученые оперируют разными терминами, рассматривают понятия с разных углов, суть остается неизменной, и образ, модель мира или мир - это то представление, которое формирует в сознании воспринимающего тот или иной текст (письменный или устный).
Так, мы сочли возможным рассмотреть инаугурационную речь президента в качестве сверхфразового единства (СФЕ), иллюстрирующего два противопоставленных мира. Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать модели двух миров посредством лингвистического анализа. Президент Д. Трамп четко разграничивает в своей речи мир прошлого и мир будущего, мы же сочли возможным применить подход Д. Макинтайра (о котором подробнее будет написано в последующих пунктах) для более понятного
выявления границ этих миров, построения моделей двух миров, а также сопоставительного анализа этих двух моделей. Такое моделирование в совокупности с лингвистическим исследованием должно быть более эффективным при более пристальном изучении устных форм взаимодействия политических деятелей с аудиторией.
Мир прошлого и мир будущего в политическом дискурсе
При анализе образа мира, который «рисует» президент в своей инаугурационной речи, нельзя обойтись без лингвистического анализа. Исследователь А. М. Мухин при лингвистическом анализе текста предлагает ориентироваться на языковые уровни, которые позволяют выявить фонетические (фонологические), морфологические, грамматические, синтаксические и лексические особенности речевого высказывания [10]. Данный подход обеспечивает целостный анализ плана выражения и плана содержания текста. Для данного анализа в качестве сверхфразового единства была выбрана целиком инаугурационная речь президента Д. Трампа.
Инаугурация Д. Трампа, сорок пятого по счету президента Соединенных Штатов Америки, состоялась 20 января 2017 г. В выступлении Трампа выделяются три структурных компонента: вступление, основную часть и заключение
В первых словах вступления Трамп сначала обращается с благодарностью к конкретным политическим деятелям (к Верховному судье Робертсу, президентам Картеру, Клинтону, Бушу и Обаме) и только затем к соотечественникам, а затем к людям всего мира. В следующем абзаце вступления содержится квинтэссенция всей политической программы Дональда Трампа: «We, the citizens of America, are now joined in a great national effort to rebuild our country and to restore its promise for all of our people. Together, we will determine the course of America and the world for years to come» («Мы, граждане Америки, сегодня едины в большом деле по восстановлению нашей страны. Вместе мы определим ход истории США и мира на многие годы. У нас будут непростые времена, но мы выполним все задачи») [11]. В своей речи политик использует будущее время, таким образом, с самого начала своего выступления делая акцент на противопоставлении прошлого и будущего образа мира. У Трампа мотив и цель выражаются при помощи слов «joined» («едины», «объединены»), «all of our people», а также в использовании местоимения «we» («мы»), выраженного грамматической категорией множественного числа, следовательно, имеющего компонент значения «несколько частей в составе одного целого»). Этот фрагмент получает свое обоснование и развитие в основной части выступления, которая начинается также с местоимения «мы»: «We will face challenges. We will confront hardships. But we will get the job done». Это предложение в начале основной части представляет собой прекрасный пример продуманной и выверенной президентской риторики, в нем органично сочетается цель президента объединить нацию, которая будет вести страну к миру и процветанию, с противоречиями, с которыми американскому народу предстоит столкнуться на пути установления идеального миропорядка.
Смысловой план опирается на ключевые слова и концепты, которые политик использует в своей речи чаще всего. В речи Трампа это «nation», «national», «everyone», «confidence», «patriotism». Интересно также отметить, что у Трампа ключевыми являются определения, при помощи которых формируется восприятие идеальной Америки: сильной («strong»), богатой («wealthy»), гордой («proud») и безопасной («safe»), все эти качества, по мнению Трампа, объединены в одном - «великая» («great»).
Важным смысловым концептом в речи Трампа является «изменение». Трамп противопоставляет прошлое моменту «здесь и сейчас»: «That all changes - starting right here, and right now, because this moment is your moment: it belongs to you». Концепт времени, утверждающий в сознании слушающих речь мысль о том, что необходимо действовать, присутствует во многих фрагментах текста: «The time for empty talk is over», «No arrives the hour of action», «But that is the past. And now we are looking only
to the future» и др. Концепт «изменение» напрямую связан с концептом «разрушение»: Дональд Трамп готов разрушить старую систему и построить новую, выбрав простые радикальные пути решения возникающих проблем. Основные темы и направления, которых Трамп касается в своем выступлении, связаны с повышением уровня жизни американцев, взаимодействием с другими странами (внешней политикой), развитием экономики и внутренней индустрии производства и потребления товаров и услуг. Упоминание о Боге (достаточно распространенное явление при инаугурации президентов США) появляется только в одном месте, где речь идет о единстве всех людей на земле, и это в заключительной части выступления: «Thank You, God Bless You, And God Bless America» [11]. У Трампа нет развернутых метафорических образов природного характера. Характер фраз в речи Трампа предельно конкретен, лаконичен и направлен в первую очередь на правильность понимания присутствующего в тексте смысла аудиторией, восприятие которого не может быть вариативным. Вот как Трамп в двух словах характеризует направление своей внешней политики: «We will seek friendship and goodwill with the nations of the world - but we do so with the understanding that it is the right of all nations to put their own interests first» [11].
Выступая с речью инаугурации, Трамп демонстрирует политическую картину мира и общечеловеческие проблемы, выходящие за рамки сугубо национальных. Так, в своей речи он уделяет важное внимание проблеме радикального исламского терроризма, уничтожение которого является первостепенной задачей всего мирового сообщества. Несмотря на краткий четкий характер фраз, Трамп использует большое количество стилистических приемов, чтобы обратить внимание слушателей на существующие проблемы и пути их решения. Так, его фразы часто строятся на антитезе, например: «And spent trillions of dollars overseas while America's infrastructure has fallen into disrepair and decay» («пока мы тратили триллионы долларов в других странах, теряя собственное благосостояние») «We've made other countries rich while the wealth, strength, and confidence of our country has disappeared over the horizon» [11].
Необходимо также сказать несколько слов о роли местоимений. Чаще всего в речи бывшего президента используется местоимение «we» («мы»), что позволяет Трампу вовлекать слушателей не только в процесс коммуникации во время выступления, но и в сам ход истории. Из числа безликого «we» Трамп иногда выделяет конкретное «you», тем самым подтверждая, что его речь обращена одновременно ко всем и к каждому по отдельности. Каждый человек может стать частицей исторического бытия: «Everyone is listening to you now. You came by the tens of millions to become part of a historic movement the likes of which the world has never seen before» [11]. Трамп как будто говорит своему слушателю: «ты уникален, ты можешь изменить судьбу, ты можешь все».
Дональд Трамп широко использует синтаксические средства для создания стилистического эффекта. Например: «This is your day. This is your celebration. And this, the United States of America, is your country». Использование в речи идиоматических и фразеологических оборотов, например, «исчезнуть за горизонтом» или «when America is united, America is totally unstoppable» («когда Америка едина, она непобедима») также добавляет яркие штрихи к портрету Трампа-политика. Синтаксический параллелизм в сочетании с метонимией вызывает симпатию к языковой личности Трампа: «We are one nation - and their pain is our pain. Their dreams are our dreams; and their success will be our success. We share one heart, one home, and one glorious destiny» [11]. Эти слова по своей форме и структуре напоминают клятву верности. Эмоциональный подъем и патетика усиливаются по мере выступления, когда Трамп декларирует стремление Америки к первенству во всем, используя интонационные приемы градации и стилистический прием повтора - анафоры: «We will bring back our jobs. We will bring back our borders. We will bring back our wealth. And we will bring back our dreams». Сочетание слов «we will...» повторяется в начале предложения в тексте 9 раз. Фразы следуют одна
за другой, из-за чего напоминают декларативные лозунги, а выступление в целом -манифест: «Your voice, your hopes, and your dreams, will define our American destiny. And your courage and goodness and love will forever guide us along the way». Заключительная часть речи озвучивает цели, которые должны быть достигнуты в ближайшем будущем. Для вербализации целей автор использует эпитеты «strong», «proud», «great». Трамп еще раз подчеркивает, что создание великой державы возможно только благодаря объединению всего народа, по его мнению, важен каждый голос и каждое действие.
Таким образом, рассмотрев речь президента с лингвистической точки зрения, можно с уверенностью говорить о том, что акцент на будущее, на изменение и на противопоставление двух миров прослеживается на всех уровнях языка, в особенности на грамматическом, синтаксическом и лексическом. В дальнейшем имеет смысл обратить внимание на фонетический уровень, на интонацию, паузы и смысловые ударения во время самого выступления.
«Вход» в мир прошлого и будущего через «врата» дейксиса
Понятие «хронотоп» вошло в практику лингвистического анализа достаточно давно, понятие было введено Бахтиным и предполагает при создании художественного мира обязательное наличие таких категорий, как время и пространство [12]. Позднее разные исследователи предлагали свои категории, однако в данной работе мы придерживаемся подхода Д. Макинтайра, выделявшего 5 дейктических категорий для очерчивания контуров двух представляемых автором миров (пример использования «контуров» текстовых миров можно увидеть во многих работах современных ученых [13-15]). Так, можно «очертить» образ мира прошлого и мира будущего при помощи следующих категорий:
1) временные рамки не очерчены четко, однако президент использует настоящее перфектное и прошедшие времена с глаголами, которые имеют крайне негативное значение (steal, rob, struggle, deprive, deplete, trap и многие др.) и будущее время с глаголами, имеющими положительное значение (thrive, prosper, protect, heal и др.). Более того, очень яркое противопоставление этих двух образов звучит в следующих выражениях и стилистических средствах: starting right here and right now, today, now, no longer, from this day forward, bring back (синтаксическое повторение), new roads, empty talk is over, tomorrow. Все негативные явления остаются в прошлом: «that is the past»;
2) пространство едино (the USA и отдельные государственные единицы, такие как Detroit, Washington, Nebraska), однако противопоставление присутствует и в очерчивании границ - Islamic terrorism, «other countries»;
3) говоря о социальном дейксисе, можно заметить, что как при «очерчивании» образа мира прошлого, так и мира будущего, говорящий затрагивает все слои населения (families, military, students, men and women, black and white);
4) как было отмечено выше, местоимения играют очень важную роль при обращении президента, основные местоимения - we, you. Также очень часто президент указывает на национальное самоопределение - Americans;
5) одним из самых важных аспектов при формировании образа мира является эмотивный дейксис, на который направлены все противопоставления прошлого и будущего, все стилистические приемы и акценты, на которые было указано в статье ранее. Крайне важен подбор лексики при описании мира, который ждет американцев в будущем (например: a new vision, great schools, safe neighbourhoods, good jobs, protection, prosperity, strength, allegiance, to thrive, to prosper, glorious freedom и др.) и при описании образа мира, в котором они жили до наступления момента инаугурации (struggling families, trapped in poverty, deprived of all knowledge, unrealized potential, factories scattered like tombstones, sad depletion of our own military). Здесь стоит отметить не только противопоставления на уровне частей речи (great - poor, prosperity - depletion), но и на уровне стилистических средств, так как такие сравнения, как «like tombstones»
рисуют в воображении слушающего особые представления, при этом не несут никакой смысловой нагрузки, кроме воздействия на эмоции реципиента.
Таким образом, мы видим, что только две категории имеют отличия: временная и эмотивная. Если не учитывать категорию времени (которая, очевидно, будет отличной по причине того, что рассматриваются мир прошлого и мир будущего), то единственным значимым отличием является несоответствие эмпатического дейксиса двух противопоставленных миров. В таком случае возникает вопрос о прагматике данного публичного выступления, поскольку несмотря на то, что идея состоит в изменении, переходе из одного мира в другой, в создании «нового» мира, в сознании слушателя нет четкой прорисовки двух миров, автор делает упор на эмотивную составляющую, а не на более конкретную прорисовку границ «нового» мира со всех сторон.
Заключение
Проведенный анализ показал, что, во-первых, дейктические категории «входа» в художественный мир (или микромир), предложенные Д. Макинтайром (несмотря на то, что они разработаны для построения и анализа мира художественного текста) можно применить при исследовании мира, который формируется в сознании слушателя (или читателя), воспринимающего текст публичного выступления.
Во-вторых, при очерчивании контуров двух миров (мира прошлого и мира будущего), которые «рисует» автор, стоит заметить, что противопоставлена только эмотивная составляющая, другие категории (за исключением временного дейксиса, естественно) остаются неизменными. Таким образом, речь воздействует на эмоции слушателя посредством стилистических приемов, синтаксиса и выбора эмоционально-окрашенной лексики. Так, в сознании американца, воспринимающего данное СФЕ, должен создаваться эффект появления второго, «нового» мира, мира будущего. Когнитивное же моделирование этих двух противопоставлений помогает понять, что меняется только эмотивная составляющая, остальные категории изменениям не подвергаются, а следовательно, возникает вопрос о наличии «нового» мира. Это особенно актуально при ретроспективном взгляде на политическую ситуацию в США в сравнении с ситуацией на данном этапе развития страны.
Л и т е р а т у р а
1. Федюковский, А А. Лексикология: электронный курс / А. А. Федюковский - Санкт-Петербург : СПбУТУиЭ, 2018. - 152 с. - Текст : непосредственный.
2. Демидова, Е. Б. Стиль... стиль... стиль... / Е. Б. Демидова. - Москва : МПГУ, 2011. - 118 с.
- Текст : непосредственный.
3. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М. Л. Макаров. - Москва : ИТДГК «Гнозис», 2003.
- 280 с. - Текст : непосредственный.
4. Кушнерук, С. Л. Когнитивно-дискурсивное миромоделирование в британской и российской коммерческой рекламе. Автореф. дисс. докт. филол. н. - Екатеринбург, 2016. - Текст : непосредственный.
5. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - Санкт-Петербург : Лань, 2003.
- 287 с. - Текст : непосредственный.
6. Серкин, В. П. Методы психосемантики: учебное пособие для студентов вузов / В. П. Серкин.
- Москва : Аспект Пресс, 2004. - 207 с. - Текст : непосредственный.
7. Названова, И. А. Концепт «ирреальность» в семантическом пространстве русского языка: Автореф. дис... канд. фил. наук / И. А. Названова. - Таганрог , 2006. - 23 с. - Текст : непосредственный.
8. Semino, E. Language and World Creation in Poems and Other Texts / E. Semino. - Longman: London and New York, 1997. - 273 p. - Текст : непосредственный.
9. Gavins, J. The Text World Theory: An Introduction / J. Gavins. - Edinburgh University Press, 2007. -193 p. - Текст : непосредственный.
10. Мухин, А. М. Лингвистический анализ. Теоретические и методологические проблемы / А. М. Мухин. - Ленинград : Наука, 1976. - 283 с. - Текст : непосредственный.
11. Инаугурационная речь Д. Трампа - Инаугурационная речь президента США Дональда Трампа Режим доступа: http://news-mail.by/2017/01/21 /rech-trampa/ - Текст : электронный.
12. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин.
- Москва : Художественная литература, 1975. - 504 с. - Текст : непосредственный.
13. Андреева, К. А. Введение в когнитивную поэтику: Учебное пособие / К. А. Андреева. - Тюмень : Вектор Бук, 2009. - 160 с. - Текст : непосредственный.
14. Полянская, Е. С. Фантастическое многомирие (на материале сопоставительного текстового анализа произведений Дж. К. Роулинг и А. М. Волкова). Автореф. дисс. канд. филол. н. - Тюмень, 2013. - Текст : непосредственный.
15. Пушмина, С. А. Текстовое многомирие и вход в него через ворота дискурса (на материале сопоставительного анализа текстов произведений Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и Дж Голсуорси «The Forsyte Saga»): Автореф. канд. фил. наук. Спец.: 10.02.20 / С. А. Пушмина. - Тюмень. - 2009.
- 21 с. - Текст : непосредственный.
16. Полянская, Е. С. Фантастическое многомирие (на материале сопоставительного текстового анализа произведений Дж. К. Роулинг и А. М. Волкова) / Е. С. Полянская. - Тюмень, 2013. - Текст : непосредственный.
R e f e r e n c e s
1. Fedyukovskij, A A. Leksikologiya: elektronnyj kurs / A. A. Fedyukovskij. - Sankt-Peterburg : SPbUTUiE, 2018. - 152 s. - Tekst : neposredstvennyj.
2. Demidova, E. B. Stil'... stil'... stil'... / E. B. Demidova. - Moskva : MPGU, 2011. - 118 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Makarov, M. L. Osnovy teorii diskursa / M. L. Makarov. - Moskva : ITDGK «Gnozis», 2003.
- 280 s. - Tekst : neposredstvennyj.
4. Kushneruk, S. L. Kognitivno-diskursivnoe miromodelirovanie v britanskoj i rossijskoj kommercheskoj reklame. Avtoref. diss. dokt. filol. n. - Ekaterinburg, 2016. - Tekst : neposredstvennyj.
5. Leont'ev, A. A. Osnovy psiholingvistiki / A. A. Leont'ev. - Sankt-Peterburg : Lan', 2003. - 287 s.
- Tekst : neposredstvennyj.
6. Serkin, V. P. Metody psihosemantiki: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / V. P. Serkin. - Moskva : Aspekt Press, 2004. - 207 s. - Tekst : neposredstvennyj.
7. Nazvanova, I. A. Koncept «irreal'nost'» v semanticheskom prostranstve russkogo yazyka: Avtoref. dis. kand. fil. nauk / I. A. Nazvanova. - Taganrog , 2006. - 23 s. - Tekst : neposredstvennyj.
8. Semino, E. Language and World Creation in Poems and Other Texts / E. Semino. - Longman: London and New York, 1997. - 273 p. - Tekst : neposredstvennyj.
9. Gavins, J. The Text World Theory: An Introduction / J. Gavins. - Edinburgh University Press, 2007.
- 193 p. - Tekst : neposredstvennyj.
10. Muhin, A. M. Lingvisticheskij analiz. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy / A. M. Muhin.
- Leningrad : Nauka, 1976. - 283 s. - Tekst : neposredstvennyj.
11. Inauguracionnaya rech' D. Trampa - Inauguracionnaya rech' prezidenta SSHA Donal'da Trampa Rezhim dostupa: http://news-mail.by/2017/01/21/rech-trampa/ - Tekst : elektronnyj.
12. Bahtin, M. M. Voprosy literatury i estetiki: issledovaniya raznyh let / M. M. Bahtin. - Moskva : Hudozhestvennaya literatura, 1975. - 504 s. - Tekst : neposredstvennyj.
13. Andreeva, K. A. Vvedenie v kognitivnuyu poetiku: Uchebnoe posobie / K. A. Andreeva. - Tyumen' : Vektor Buk, 2009. - 160 s. - Tekst : neposredstvennyj.
14. Polyanskaya, E. S. Fantasticheskoe mnogomirie (na materiale sopostavitel'nogo tekstovogo analiza proizvedenij Dzh. K. Rouling i A. M. Volkova). Avtoref. diss. kand. filol. n. - Tyumen', 2013. - Tekst : neposredstvennyj.
15. Pushmina, S. A. Tekstovoe mnogomirie i vhod v nego cherez vorota diskursa (na materiale sopostavitel'nogo analiza tekstov proizvedenij L. N. Tolstogo «Anna Karenina» i Dzh Golsuorsi «The Forsyte Saga»): Avtoref. kand. fil. nauk. Spec.: 10.02.20 / S. A. Pushmina. - Tyumen'. - 2009. - 21 s.
- Tekst : neposredstvennyj.
16. Polyanskaya, E. S. Fantasticheskoe mnogomirie (na materiale sopostavitel'nogo tekstovogo analiza proizvedenij Dzh. K. Rouling i A. M. Volkova) / E. S. Polyanskaya. - Tyumen', 2013. - Tekst : neposredstvennyj.