АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА иэн ТЕЛЕМЕДИЦИНА на / н
Кирилл СТОРОЖЕНКО,
менеджер направления «Здравоохранение» компании Cisco
Задача информатизации системы здравоохранения актуальна как никогда. Правительства многих стран инвестируют немалые средства в создание современных информационных систем, обеспечивающих, в первую очередь, доступность медицинских услуг и информации для все более широких слоев населения.
Компания Cisco в последние годы уделяет большое внимание и разработкам в области охраны здоровья и оказания медицинских услуг. Сегодня она предлагает более трех десятков решений, предназначенных специально для использования в сфере здравоохранения. Такие решения нацелены, в частности, на предоставление высококачественной помощи пациентам, облегчение нагрузки на врача, обеспечение информационных потоков во всей экосистеме здравоохранения, а также на улучшение обучения и подготовки специалистов. Все они входят в так называемую экосистему Cisco Connected Health. Этот материал посвящен одной из передовых технологий Cisco в области здравоохранения - Cisco HealthPresence®.
В ноябре прошлого года компания СИбоо объявила о широкой доступности новой версии СИбоо Неа!№гезепсе - телемедицинской платформы, устанавливающей связь между пациентами и врачами с помощью видеотехнологий высокого разрешения, аудиосистем, цифровых медицинских устройств и инструментальных средств для совместной работы. НеаМРгеБепсе представляет собой интегрированное решение, в состав которого входят технологии видеоконфе-
ренций высокого разрешения Обоо Те!еРге$епсе, а также современные аудиоустройства и медприборы, предоставляющие пациентам медицинские услуги и доступ к высококвалифицированным медицинским специалистам из любого города и любой страны.
Обновленное решение поддерживает новые варианты внедрения с повышенным уровнем безопасности и эффективности, расширяющим географию доставки медицинских услуг. Кроме того, Обоо НеаМРгеБепсе поддержи-
вает интегрированные функции управления потоками медицинской информации, облегчающие обмен данными и санкционированный доступ к ним, в том числе к электронным историям болезни.
Технология НеаМРгеБепсе 2.0, выведенная на рынок в августе 2011 г., отличается от традиционных моделей телемедицины более высокой гибкостью и информационной безопасностью. Организуя виртуальную встречу между врачом, проживающим в Северной Америке, и пациентом из раз-
ТЕЛЕМЕДИЦИНА АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Ч НЕ \ G
вивающейся страны или создавая возможность для проведения медицинских обследований на дому, технология HealthPresence повышает производительность труда и сокращает затраты в системе здравоохранения. Решения HealthPresence уже работают в Северной Америке, Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, предоставляя пациентам доступ к медицинским услугам и создавая новые возможности для повышения квалификации врачей и обучения пациентов.
Cisco HealthPresence помогает медицинским специалистам обслуживать пациентов в труднодоступных районах. Например, врачи из госпиталя широкого профиля Telerad RxDx, расположенного в Бангалоре (Индия), используют это решение для обслуживания пациентов, проживающих в районе Райчур на севере штата Карнатака. После успешных испытаний услуг «телеприсутствия» от компании Cisco госпиталь запланировал их дальнейшее распространение для повышения качества медицинского обслуживания в удаленных районах.
Решение Cisco HealthPresence совместимо с целым рядом медицинских диагностических инструментов, таких как стетоскопы и отоскопы. В результате врачи получают оперативную информацию о здоровье пациентов, а пациенты - возможность обсуждать свое состояние с лечащим врачом в реальном времени в удаленном режиме. И все это благодаря Cisco HealthPresence, которое также обеспечивает видео высокого разрешения и высококачественный звук. Добавим, что данное решение используется не только для обслуживания сельских жителей. В городах Cisco HealthPresence помогает врачам обслуживать больше пациентов и облегчает обучение и информационный обмен между медицинскими учреждениями во всем мире.
Новое решение Cisco HealthPresence появилось на рынке вслед за легкой и весьма мобильной телемедицинской тележкой Cisco TelePresence® VX Clinical Assistant, поддерживающей удаленные консультации, обслуживание в виртуальной среде, обучение и совместную работу.
Новая версия Cisco HealthPresence имеет более широкую совместимость с более широким ассортиментом конечных видеоустройств и расширяет свободу выбора и удобство пользования. Вот лишь некоторые из новых возможностей Cisco HealthPresence:
^ интеграция мобильной тележки с решением Cisco TelePresence System Clinical Presence для поддержки консультаций со специали-
стами в виртуальной среде непосредственно у койки больного;
О специальное решение для настольных систем, поддерживающее телемедицинские консультации в удаленных районах, где недоступны широкополосные сетевые соединения; ^ совместимость с оконечными устройствами TelePresence CTS 500-37, CTS EX 60/EX 90 и CTS C40/ C20, повышающая гибкость нового решения.
Кроме того, Cisco HealthPresence обладает рядом новых функций совместной работы и управления потоками медицинской информации:
^ интерфейс API для взаимодействия с популярными системами хранения электронных историй болезни; О функция чатов, поддерживающая быстрое установление надежно защищенного канала связи с удаленными специалистами;
^ функция ePen для упрощенной выписки электронных рецептов;
^ управление очередями пациентов с функцией приоритезации.
Решение Cisco HealthPresence, которое может устанавливаться в помещении заказчика или предоставляться как управляемая услуга, отличается простотой установки и управления.
Функциональность В2В поддерживает более широкие возможности совместной работы в сообществе экспертов. Кроме того, Cisco HealthPresence обеспечивает более высокий уровень информационной безопасности и защиты данных пациентов в соответствии с требованиями закона Health Insurance Portability and Accountability Act (HIPAA), принятого в США в 1996 г. Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (Food and Drug Administration) классифицировало платформу Cisco HealthPresence как «медицинское устройство первого класса».
США
К примеру, семейный госпиталь Св. Фомы (США, штат Теннесси) пользуется решением Cisco HealthPresence для обслуживания пациентов в удаленных районах со слаборазвитой сетью медицинских учреждений. Это решение повышает качество доставки медицинских услуг и улучшает результаты лечения. Госпиталь создал сеть медицинских партнеров MissionPoint Health Partners, объединяющую врачей, медсестер, лечебные учреждения и другие медицинские организации, которые несут ответственность за здоровье пациентов. Решение Cisco HealthPresence стало основным фактором, позволив-
Мобильная телемедицинская тележка Cisco TelePresence® VX Clinical Assistant поддерживает удаленные консультации, обслуживание в виртуальной среде, обучение и совместную работу
шим сети MissionPoint Health Partners удовлетворить требования, предъявляемые Министерством здравоохранения США.
«В удаленных районах штата Теннесси не хватает квалифицирован-
ных медицинских специалистов, - говорит главный исполнительный директор сети MissionPoint Health Partners Джейсон Дингер (Jason Dinger). - Cisco HealthPresence решает эту проблему, организуя связь между врачами и жителями удаленных районов, где врачи не всегда доступны. Cisco HealthPresence открывает целые сообщества для эффективного и доступного по цене медицинского обслуживания. Мы надеемся распространить решение HealthPresence на новые сообщества,
Интеграция мобильной тележки с решением Cisco TelePresence System Clinical Presence для поддержки консультаций со специалистами в виртуальной среде непосредственно у койки больного
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
на н
ТЕЛЕМЕДИЦИНА
Используемая в Иордании технология авт Саге-а^а-Distance (лечение на расстоянии) собирает пациентов и врачей из разных больничных учреждений на консилиумы в виртуальной среде
привлечь новых специалистов и предоставить медицинские услуги большему числу пациентов».
Индия
«Врачи нашего госпиталя используют решение Cisco HealthPresence для обслуживания населения бедного района Райчур на севере индийского штата Карнатака, - рассказывает Сунита Махешвари (Sunita Maheshwari), главный футуролог RxDx and Teleradiology Solutions. - Технология Cisco HealthPresence быстро приучила сельских жителей, никогда в жизни не видевших доктора, к удаленным медицинским услугам, включая доступ к врачам общего профиля и медицинским специалистам. К примеру, с помощью цифрового стетоскопа кардиологи RxDx смогли продиагностировать и начать своевременное лечение целого ряда пациентов. Кроме того, за первый год использования систем «телеприсутствия» среднее количество пациентов, обслуживаемых врачом в течение рабочего дня, выросло на 90%».
«Медицинским системам во всем мире приходится обслуживать все больше пациентов, - отметил вицепрезидент компании Cisco Вишаль Гуп-та (Vishal Gupta), возглавляющий отдел медицинских решений. - У таких систем растут расходы, им не хватает специалистов, и в этих условиях они должны предоставлять населению высококачественные медицинские услуги. Cisco HealthPresence дает пациенту возможность подключиться к нужному врачу или специалисту через медицинский информационный киоск, установленный в далекой деревне, или через телемедицинскую тележку в городской больнице. Решение HealthPresence опирается на сильные позиции Cisco в области видео, совместной работы и использования сети как платформы. Это решение подчеркивает готовность Cisco к перестройке методов доставки медицинских услуг и развитию высококачественного медобслуживания в удаленном режиме».
Другой пример: в 2009 г. в индийском штате Карнатака произошло сильное наводнение. Сотни людей погибли, тысячи попали в лагеря беженцев. Многие из них страдали от различных заболеваний и нуждались в срочной медицинской помощи. Между тем лагеря беженцев находились как минимум в 10 часах езды по железной дороге от Бангалора, где работают высококвалифицированные врачи и имеется отличное медицинское оборудование.
Решить проблему взялась компания Cisco, пообещавшая преобразовать систему здравоохранения в пяти разрушенных деревнях штата Карнатака. Для этого была применена технология HealthPresence.
«После наводнения в Карнатаке срочно требовалось связать врачей с пациентами, многие из которых были нетранспортабельными, - рассказывает вице-президент компании Cisco Вишаль Гупта (Vishal Gupta), генеральный менеджер подразделения глобальных медицинских решений (Global Healthcare Solutions). - Технология HealthPresence позволила преодолеть расстояния, и за последний год врачи провели с ее помощью несколько сотен удаленных консультаций. Технология HealthPresence 2.0 объединила важнейшие технологии Cisco для видео, совместной работы, сетевой архитектуры и трансформации бизнеса в едином решении, использующем все наши козыри. Cisco стремится стать лучшей в мире компанией и работать в интересах всего мира. В сфере здравоохранения мы можем по-настоящему трансформировать жизнь человека, удовлетворив одну из наиболее фундаментальных человеческих потребностей - предоставить людям доступ к медицинским услугам на дому, в удаленной клинике, в машине скорой помощи, на работе и даже в собственном автомобиле».
Cisco, считает Вишаль Гупта, имеет три важнейших преимущества в данной области: «Во-первых, мы занимаем очень сильные позиции в области видео. Во-вторых, только наша компания исповедует по-настоящему архитектурный подход, одинаково хорошо работающий как в малых, так и в крупных масштабах и предоставляющий заказчикам множество вариантов. Кроме того, компания наладила тесное сотрудничество с правительствами многих стран, считающих Cisco важнейшим фактором перемен в медицинской области, не зависящим от оборудования того или иного производителя. В результате мы можем устанавливать медицинскую технологию там, где она больше всего необходима».
Чили
После разрушительного землетрясения, обрушившегося на чилийское побережье в феврале 2010 г., Министерство здравоохранения Чили пообещало найти новые, более совершенные методы доставки медицинских услуг населению этой страны. В связи с этим чилийское правительство обратилось к компании Cisco, и та разработала первый в своем роде телемедицинский проект, использующий для многосторонней связи технологию Telepresence и мощную сеть Министерства здравоохранения. В результате сократилось время ожидания помощи для пациентов, пострадавших от землетрясения и нуждавшихся в консультации специалистов. Кроме того, резко возросло качество медицинской помощи в отдаленных районах Чили, где слабо развита сеть медицинских учреждений.
Успех пилотного проекта побудил Министерство здравоохранения Чили распространить его по всей стране. Недавно компания Cisco подключила отделение неотложной медицинской помощи госпиталя Талькауано к медицинской сети TelePresence, поддерживающей врачебные консультации в виртуальной среде, а затем провела прямую трансляцию двух операций из этого госпиталя на множество систем TelePresence в Чили, Аргентине и США. Все действия хирургов были записаны на сервере TelePresence, чтобы демонстрировать важное значение данной технологии для образования и непрерывного медицинского обучения.
Успешное применение технологии Cisco TelePresence Министерством здравоохранения Чили привлекло внимание соседних стран. Так, предварительные планы по развертыванию систем телемедицины составлены в Бразилии, Колумбии, Перу, Уругвае и Парагвае.
Иордания
В начале лета 2011 г. компания Cisco и правительство Иордании открыли уникальную региональную клинику, предназначенную для трансформации системы здравоохранения в этой стране. В клинике будет использоваться технология Cisco Care-at-a-Distance (лечение на расстоянии), собирающая пациентов и врачей из разных больничных учреждений на консилиумы в виртуальной среде. Это первый проект по внедрению технологии HealthPresence на Ближнем Востоке и в Африке, наглядно демонстрирующий способность информационных технологий полностью изменить методы доставки медицинских услуг, особенно в сельской местности
ТЕЛЕМЕДИЦИНА АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Ч GG Ч G
и развивающихся странах. Уже на ранних стадиях реализации иорданского проекта стало ясно, что его ждет большой успех.
«Наше сотрудничество с Обоо уже дало отличные результаты, - отметил министр здравоохранения Иордании Абдельлатиф Ворейкат (Abdellatif Woreikat). - Врачи и пациенты из государственного госпиталя Аль-Мафрак получили видеосвязь с расположенным в Аммане госпиталем имени принца Хамзы. В результате им больше не нужно ездить в этот госпиталь на консультации. Кроме того, каждый медицинский специалист стал обслуживать намного больше пациентов, чем раньше. Результаты данного проекта по-
могут определить пути распространения технологии HealthPresence в долгосрочной перспективе с тем, чтобы предоставить доступ к медицинским услугам всем жителям бедных, удаленных и сельских районов Иордании». Министр считает, что решение HealthPresence создает для пациентов практически такую же среду, как в кабинете лечащего врача или медицинского специалиста.
Данный проект реализуется в рамках стратегии Cisco Care-at-a-Distance и Clinical Workflow Solutions (решения для поддержки клинических рабочих потоков). Она помогает местным и удаленным медицинским коллективам развивать совместную работу, оптимизировать рабочие потоки, повышать ка-
чество медицинских обследований, а также быстрее принимать критически важные решения. «Решения Cisco Care-at-a-Distance преобразуют сферу здравоохранения с помощью новой модели доступа к медицинским услугам, позволяющей пациентам в случае необходимости легко и просто связываться с лучшими врачами, независимо от их местоположения, - комментирует директор компании Cisco по корпоративным вопросам Лора Кинтана (Laura Quintana). - Таким образом, Cisco в буквальном смысле слова повышает качество жизни людей, делая современную медицинскую помощь доступной для жителей удаленных, сельских, бедных районов и населенных пунктов». ■
Телемедицина шагает по стране
«Телемедицина» - относительно новое направление, возникшее в начале 1990-х гг. на стыке двух направлений - медицины и телекоммуникаций.
К сожалению, до сих пор в мире нет даже единого устоявшегося понимания этого термина, поскольку не существует единых общепринятых стандартов и правил оказания услуг. Кто-то понимает под телемедициной телефонный звонок из одного медицинского центра в другой и, как максимум передачу файла с медицинскими данными по ^а!-ир-модему. Другие, наоборот, настаивают на создании единой изолированной сети обмена медицинскими данными с единой централизованной базой данных по пациентам. Непременным условием работоспособности такой сети является скорость обмена данными между узлами сети не менее 100 Мбит/с.
Большинство экспертов склонны придерживаться мнения, что сегодня под термином «телемедицина» следует понимать технологию, обеспечивающую совместную работу медицинских специалистов, сколь угодно территориально удаленных друг от друга, без внесения телекоммуникационным сегментом потерь в качество обслуживания пациентов. Под сетью телемедицинских центров (ТМЦ) понимается полноценная распределенная телекоммуникационная система, состоящая из центральных, областных и районных ТМЦ, центральных (общих) сетевых устройств и транспортной среды.
Очевидно, что принципиально разные технические решения применяются для стационарных ТМЦ, таких, как кабинеты телеконсультаций или залы телеобучения в крупных клиниках. И если в крупных городах организация канала связи - это лишь вопрос выбора провайдера услуг связи, то для медицинских учреждений, которые в принципе не имеют возможности подключения к сетям передачи данных, необходимо организовывать канал связи при помощи стационарных спутниковых решений или радиорелейной связи.
Отдельный и активно развивающийся сегмент телемедицины - мобильные передвижные телемедицинские комплексы.
Для их эксплуатации сегодня используются дорогостоящие мобильные спутниковые решения, но, тем не менее, в ряде задач (например, санитарная авиация, экстренная медицина, диагностическая медицина в труднодоступных регионах) данные решения незаменимы. С приходом беспроводных технологий Wi-Fi, 3G, 4G и CDMA возможен перенос акцента со спутникового сегмента на беспроводные локальные сети, как только площадь их покрытия и качество приблизится к минимальным требованиям, предъявляемым видеоконференц-связью (ВКС) к сетям передачи данных.
Отдельное, и самое перспективное сегодня направление телемедицины - это развитие персональных медицинских ТМЦ, или так называемая «домашняя телемедицина». Проблема в реализации домашнего ТМЦ состоит в потенциально большом количестве персональных ТМЦ. Соответственно возникает необходимость минимизировать их стоимость, а для этого придется использовать либо имеющийся персональный компьютер, либо недорогую персональную видеосистему. Также абсолютно непредсказуемы характеристики имеющегося канала связи и установленного на нем провайдером антивирусного программного обеспечения. Необходимостью является и простота в использовании комплекса.
В целом же использование ВКС может поднять здравоохранение на качественно иной технологический уровень. ВКС дает медицинским работникам возможность обмениваться профессиональными знаниями и обсуждать проблемы с ведущими специалистами отечественных и зарубежных клиник. Теперь диагностику и лечение можно проводить дистанционно. Медицинский персонал и пациенты существенно экономят время, затрачиваемое на консультации и поездки, расходы сокращаются, а качество медицинского обслуживания повышается. Вот лишь несколько примеров успешного внедрения ВКС в медицине.
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
на н
ТЕЛЕМЕДИЦИНА
ВКС для крупнейшего акушерско-гинекологического учреждения России
Специалисты Обсо совместно с компанией кБ.Р.А.-Епдтееппд организовали видеоконференц-связь для ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова». В результате сегодня крупнейшее акушерско-гинекологическое учреждение России проводит научные и практические мероприятия с использованием современных технологий телемедицины.
В рамках проекта в главном лекционном зале центра, в помещении библиотеки и в учебной аудитории установлена видеосистема Обсо Те1еРгеБепое 3000 МХР с возможностью записи хода конференции. Это позволяет проводить телемосты между российскими и зарубежными медицинскими учреждениями.
Обсо Те1еРгеБепое 3000 МХР представляет собой полностью интегрированную, полнофункциональную видеосистему в компактном исполнении, которая отличается превосходным качеством видео с НО-камерой Обсо Те1еРгеБепое Ргео1в1опНР. Продукт оснащен интегрированным аудиомодулем, обеспечивающим естественный звук СО-качества.
Во время тестовой эксплуатации системы видеосвязи центр провел цикл обучающих семинаров по неонатологии для ГУЗ «Перинатальный центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края, ГУЗ Омской области «Областная клиническая больница», Сургутского клинического перинатального центра, для лечебных учреждений, расположенных в Астрахани, Костроме, Петрозаводске, Тамбове, Ярославле. В настоящее время учебные классы и конференц-залы центра, оборудованные видеосистемами Обсо Те1еРгеБепсе 3000 МХР, ежедневно эксплуатируются с полной загрузкой. Центр организует телемосты с Дальним Востоком (Хабаровск, Благовещенск, Владивосток), Казахстаном (Астана) и США (Атланта).
Новая амбулатория Спасо-Преображенского Валаамского монастыря использует технологии ВКС
В телемедицинском центре на острове Валаам установлена система Cisco TelePresence Edge 85 MXP. Поставку и установку оборудования осуществила компания «Энвижн Груп». Благодаря видеосистеме Cisco TelePresence, состоящей из кодека, микрофона и камеры PrecisionHD, сотрудники центра имеют возможность получать консультации ведущих российских и зарубежных специалистов по высококачественной видеоконференцсвязи.
Центр телемедицины построен на базе амбулатории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря при поддержке Фонда Андрея Первозванного, Центра национальной славы России и ОАО «РЖД». В центре проводятся телеконсультации для монахов, мирского населения, паломников и туристов - ежегодно на остров Валаам прибывает более 110 тыс. человек. Специа-
листы амбулатории организуют телемосты с Дорожной клинической больницей (г. Санкт-Петербург) и Центральными клиническими больницами № 1 и 2 ОАО «РЖД» (г. Москва), с Республиканской больницей им. В.А. Баранова (г. Петрозаводск), с городской клинической больницей № 67 (г. Москва).
«Суть телемедицины - предоставление врачу общей практики возможности получать консультации узких специалистов из ведущих медицинских центров, - объясняет участник проекта, исполнительный секретарь Российской ассоциации телемедицины В.Л. Столяр. - Теперь в случае необходимости мы можем обеспечить для служителей монастыря и мирского населения Валаама, паломников и туристов плановые и экстренные телеконсультации с лучшими российскими и зарубежными специалистами. По этой же технологии мы проводим контроль за состоянием жителей острова, вернувшихся после лечения на Валаам. Это важно, так как Валаамский архипелаг часть года отрезан от Большой земли, а болезнь время не выбирает».
Детские больницы оборудованы системами ВКС
В детской областной клинической больнице № 1 (г. Екатеринбург),
ОГУЗ «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» и детской городской клинической больнице № 8 (г. Челябинск) установлено и введено в эксплуатацию оборудование видеоконференц-связи Обсо Те1еРгеБепсе в рамках проекта «Врач и ребенок: удаленная опНпе-консультация». Данный проект является благотворительной инициативой косметической компании Атшау и благотворительного фонда «Росспас».
Медучреждения, в которых установлено оборудование ВКС, регулярно проводят видеоконференции с Научным центром здоровья детей РАМН, в ходе которых осуществляется диагностика заболеваний, консультирование и назначение лечения, проводятся курсы повышения квалификации врачей, а также читаются лекции по педиатрии, ревматологии, кардиологии.
«Видеосвязь дала возможность сотрудникам региональных больниц и Научному центру здоровья детей РАМН проводить нужные консультации в любое удобное время и без необходимости физически присутствовать в одном месте, - утверждает доктор медицинских наук, заведующий отделением детской ревматологии РАМН Е.И. Алексеева. - В результате повышается эффективность работы медиков, экономятся время и финансовые затраты на переезды».
Телемедицина в Салехардской окружной клинической больнице
Салехардская окружная клиническая больница (СОКБ) обслуживает всю территорию ЯмалоНенецкого автономного округа, который немного превосходит суммарную площадь Германии, Италии и Австрии вместе взятых и где проживает всего 500 тыс. человек. Телемедицинский центр СОКБ был открыт 20 апреля 2006 г. Видеоконференц-связь значительно улучшила обслуживание пациентов и ста-
ла вскоре незаменимой. Технология также повлияла на медицинскую подготовку. Чтобы продолжать заниматься врачебной деятельностью, российские врачи должны каждые пять лет сдавать экзамен. Ранее это требовало больших затрат на поездки из больницы. Теперь процесс стал намного легче. СОКБ использует видеоконференц-связь, чтобы проводить регулярное обучение врачей, включая семинары с ведущими специалистами России и зарубежья.
ТЕЛЕМЕДИЦИНА АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Ч GG Ч G
Смартфоны наблюдают за здоровьем пациентов
Один из наиболее перспективных способов сокращения медицинских расходов состоит в более качественном мониторинге состояния хронических больных. Такой мониторинг поможет избегать обострений и дорогостоящих госпитализаций. В этом плане современные технологии могут оказать существенную помощью врачам и другим медицинским специалистам. Технологические средства будут следить за состоянием пациентов и немедленно предупреждать врачей о появлении тревожных симптомов.
На рынке имеется великое множество беспроводных датчиков (сегодня их часто называют «сенсорами»). Можно легко найти датчики для слежения за артериальным давлением, содержанием глюкозы в крови, частотой дыхания и другими важными показателями. Есть датчики, которые подскажут врачу, легли вы спать или нет (а если легли, то заснули или все еще бодрствуете), как часто вы посещаете туалет, приняли ли все предписанные лекарства и т.д. Датчики передают информацию в беспроводном режиме с помощью различных протоколов, таких как Bluetooth, Wi-Fi и Zigbee.
Проблема, однако, в том, что все эти датчики, даже если их подключить к сети, будут генерировать трафик, представляющий собой «информационный шум». Чтобы превратить его в полезную информацию, нужна единая медицинская информационная система, интегрирующая все показания. До сих пор такими системами занимались специализированные лаборатории вроде бостонской LifeLabs (США). Но сейчас к этому стали подключаться крупные сетевые компании, видящие в медицинских сетях большие возможности для развития своего бизнеса.
На саммите по мобильному здравоохранению (mHealth Summit), прошедшем в конце 2011 г. в пригороде Вашингтона, две крупные телекоммуникационные компании - Verizon Wireless и Qualcomm - объявили о выводе на рынок беспроводных домашних медицинских сетей, использующих датчики и смартфоны для наблюдения за здоровьем. Решение Verizon Digital Healthcare Suite подключает датчики от разных производителей к сети, развернутой в обычном доме или доме престарелых. Как отметил главный директор по операциям Verizon Wireless Джон Страттон (John Stratton), эти датчики получают доступ к масштабируемому облачному цифровому центру управления через небольшой концентратор, подключенный к Интернету по проводным или беспроводным каналам.
Информация, собранная датчиками, может передаваться в режиме, близком к реальному времени, врачам, медицинским сестрам, страховым компаниям и другим материально ответственным лицам. Двусторонняя связь осуществляется с помощью смартфонов, планшетных и настольных компьютеров в формате видеоконференций, текстового
Wi-Fi-пейджер от Verizon, сопряженный с Wi-Fi-сетью внутри больницы и CDMA-сетью около нее
На саммите по мобильному здравоохранению mHealth Summit компании Verizon Wireless и Qualcomm объявили о выводе на рынок беспроводных домашних медицинских сетей
обмена, чатов и сообщений электронной почты. Данная система может работать с разными устройствами и операционными системами.
В компании Verizon надеются, что возможность сокращения затрат и повышения качества медицинского обслуживания поможет заручиться поддержкой со стороны страховых компаний. В настоящее время система проходит испытания в компании Wellpoint. Кроме того, Verizon ведет работу с Обществом ветеранов, клиникой Кливленда, Колумбийским университетом, университетом Duke и университетом Питтсбург-ского медицинского центра.
Платформа Qualcomm 2Net, разработанная недавно образованной дочерней компанией Qualcomm Life, похожа на систему Verizon, но отличается от нее более пристальным вниманием к беспроводной связи. Ее концентратор (к нему подключаются также датчики, смартфоны, планшетные и настольные компьютеры) соединяется с центром обработки данных Qualcomm по беспроводным каналам и может работать с любой крупной беспроводной сетью.
Все перечисленные выше решения могут привести к значительному повышению качества медицинского обслуживания, особенно, если речь идет о пациентах, страдающих от хронических болезней. Но, прежде чем ввести данные решения в широкую медицинскую практику, необходимо преодолеть ряд проблем. Одна из них заключается в том, что медицинская сеть должна иметь гораздо больший уровень защищенности по сравнению с обычными распределенными беспроводными сетями. При этом необходимо не только устранить озабоченность потенциальных пользователей безопасностью своих личных данных, но и удовлетворить весьма строгие требования закона. ■
По материалам компании Cisco
Первая ультразвуковая система, подключенная к смартфону