Научная статья на тему 'Мир как осуществление красоты: утопия или реальность'

Мир как осуществление красоты: утопия или реальность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА / BEAUTY / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / МЫШЛЕНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ПОЛНОТА БЫТИЯ / REASON / COMPLETENESS OF LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черткова Нина Евгеньевна

Анализ категории «красота» содержит в себе две основные философские проблемы: онтологическую – как устроен этот мир – мир как осуществление красоты и гносеологическую – возможно ли познать этот процесс и стать его участником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world as вeauty realization: an utopia or a reality

The analysis of a category "beauty" comprises two basic philosophical problems: ontologic – how this world – the world as realization of beauty is arranged and gnoseological – whether it is probable to learn this process and to become the participant of its realization.

Текст научной работы на тему «Мир как осуществление красоты: утопия или реальность»

Из истории общественно-политической мысли

Н.Е. ЧЕРТКОВА кандидат педагогических наук, докторант кафедры философии

Московского городского педагогического университета*

Мир как осуществление красоты: утопия или реальность

Историческое развитие представляет собой смену эпох, где каждая эпоха оставляет свои следы -это созданная ею культура. Философия культуры обладает идеями, которые в большинстве своём не востребованы в процессе социальной практики. Это происходит отчасти потому, что они, как залежи драгоценных металлов, лежат в глубинах философской мысли. Их нужно «добыть» и актуализировать для многих областей современного общества.

Такими драгоценными идеями можно назвать лекции по эстетике Николая Онуфриевича Лосского, которые были объединены в целостное философское сочинение «Мир как осуществление красоты».

Многие десятилетия, несмотря на официально заявленные идеалы, образовавшийся разрыв между тем, что провозглашалось, и тем, что представляла собою жизнь (бытие), составлял основное противоречие нашего общества.

С наступлением новой исторической эпохи для России открылась возможность уйти от той двойственности, в которой она вынуждена была развиваться, и начать строить жизнь -организовывать свое бытие таким образом, чтобы его отражение во всех сферах не представляло собою «уродливые химеры»1.

Возможно ли реализовать в обществе, которое не осознало того, что оно нездорово, идеи не новые, и, казалось бы, архаичные, давно забытые, но простые и близкие каждому человеку?

В истории философии Н.О. Лосскому отвели определённую нишу, а именно религиозную философию. Попытаемся осмыслить его последнюю работу «Мир как осуществление красоты», название которой символично для России, с позиции: что есть человек и для чего он приходит в этот мир, и ощутить те ценности, понимание которых он излагает в этом сочинении как социальный прогноз и перспективу развития нашего общества.

Уже название работы содержит в себе две основные философские проблемы: онтологическую

- как устроен этот мир, мир как осуществление красоты и гносеологическую - возможно ли познать этот процесс и стать его участником. Содержание работы охватывает все проблемы человеческого бытия: от понимания абсолютно совершенной красоты, которая, по убеждению Н. Лосского, присуща только Богочеловеку и Царству Божьему, до понимания того, что входит в состав совершенной красоты - чувственная воплощённость, духовность, полнота бытия, аспекты индивидуальной красоты личности.

Человеку, входящему в этот мир, необходимо иметь идеал красоты. Он сам, развивая в себе духовность, становится личностью. Каждая личность несёт в себе черты совершенства, но мир не совершенен по разным причинам и наравне с совершенной красотой существует красота, которую Н. Лосский определяет как ущерблённую. Она проявляется в человеке и обществе, но преобладает в мире всё-таки не она, а совершенная красота.

Н. Лосский рассматривает категорию «красота» во всём многообразии её значений и смыслов. Красота существует в самых различных видах и формах, её можно созерцать и переживать. Красота

- это прежде всего сам человек и то, что его окружает: природа и искусство. Человек способен переживать красоту и осуществлять её в себе, в своей жизни и в мире в целом. Остановимся подробнее на основных положениях сочинения Н.О. Лосского.

Первая глава книги содержит в себе ответ на поставленный вопрос: что такое красота? Философ уверен в том, что для осмысления бытия нужно иметь ориентир. Таким ориентиром является понятие предельной обобщённости, т.е. понятие идеала красоты. Его смысл в том, что красота - это непреходящая ценность. Н. Лосский рассматривает ценность в положительном и отрицательном значении этого слова. Добро и зло - значение этих категорий раскрывается не

* Черткова Нина Евгеньевна, e-mail: Tchertkov@pochta.ru

1 Сагатовский В. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). СПб., 1999, с. 4.

только в смысле нравственного добра или зла, а в смысле всякого совершенства и несовершенства.

Разграничение добра и зла производится нами на основе непосредственного усмотрения: «это есть добро», «то есть зло». Жизнь сложна и легко совершить ошибку, не заметив зла, замаскированного примесью к нему добра, или не оценить добро, которое не бывает свободным от недостатков. Грань между добром и злом слишком тонка и мы становимся свидетелями, как добро переходит во зло и наоборот. Во всеобъемлющем значении этого слова Бог, Любовь, Красота и Истина - абсолютное добро. Всё это вместе составляет Божественную полноту бытия. «Всякое существо, пришедшее на эту Землю, достойно приобщиться к полноте бытия вследствие избранного им пути добра»2.

Каждый человек приходит в этот мир как молекула Мироздания и имеет абсолютную самоценность, являясь личностью. Личность обладает творческой силой и свободой: она свободно творит свою жизнь, совершая свои действия во времени и в пространстве. Глубинная сущность личности проявляется в её поступках. В зависимости от сущности совершаемых ею поступков она проявляется как сверхвременное и сверхпространственное «Я», это - ядро личности. Оно является творческим источником - субстанциональным деятелем. Только личности способны осуществлять совершенную жизнь, деятельно присоединяясь к полноте бытия.

Всякий творческий замысел единодушно подхватывается и дополняется остальными деятелями. Такое творчество можно назвать соборным. Соборность творчества состоит не в том, что все творят однообразно, а в том, что каждый вносит от себя что-то единственное и неповторимое. Поэтому деятельность каждой личности является неповторимой по бытию и незаменимой по ценности.

Каждая личность, проявляя себя в действии, стремится к полноте бытия. Но одни хотят осуществить эту полноту бытия для всех существ, а другие стремятся достигнуть этой цели для себя, не заботясь о других, ставя себя выше их. Такие себялюбивые, эгоистические деятели причиняют вред обществу.

Действительная личность есть деятель, осознающий абсолютные ценности и осуществляющий их в своём поведении. В человеческом обществе служить примером действительной личности может только тот, кто знает, что называется словом «долг».

Восходя всё выше и выше по пути усложнения жизни и совместного достижения общих целей, каждый деятель становится способным к актам сознания, поэтому как бы низко он не стоял на предшествующих ступенях своего развития, он может быть назван потенциальною личностью. Отсюда вывод: личность может представлять собою всеобъемлющую ценность. Это понятие предполагает наличие разных сторон добра, таких как Красота, Любовь, Истина.

В противоположность положительной ценности существует ценность, несущая характер зла. Это всё то, что препятствует достижению полноты бытия - безобразие, болезнь, ненависть, предательство и т.п. Сами по себе они будничны, но поскольку они являются следствием недостижения полноты бытия, они суть зло. В отличие от абсолютного добра, зло не первично и не самостоятельно!

Осмыслив основные положения о ценностях, вернёмся к вопросу о месте красоты в системе ценностей. Возможно ли почувствовать и осознать идеал красоты? В мире, в котором мы живём, телесная жизнь состоит из чувственных переживаний, которые являются необходимой составной частью богатства и содержательности бытия. Высокую ценность имеют ощущения физического благополучия тела, его питания, бодрости, свежести, телесной жизнерадостности, половая жизнь в том её аспекте, который связан с телесностью, а также все ощущения, которые входят в состав эмоций.

Все эти телесные проявления имеют ценность не только сами по себе, они представляют собой ценность, которая служит выражением духовной жизни: какой характер имеют улыбка, смех, плач, различные виды взгляда и т.п. Выражение душевной или духовной жизни есть проявление всечеловеческого. Поэтому идеал красоты есть чувственно воплощённая совершенная духовность. Красота - это единственная связь двух основных начал мира: материального и духовного.

К области духовного относится вся непространственная сторона бытия, которая имеет абсолютную ценность: нравственное добро, открытие истины, художественное творчество, создающее красоту, а также связанные со всеми этими переживаниями возвышенные чувства.

В телесной стороне жизни все эти виды деятельности выражаются в звуках, игре цвета и света, в тепле, ароматах и т.п. Красота как проявление духовности представляет собой ступень своеобразной лестницы, по которой поднимается личность, творящая бытие. Идеальная красота есть ценность жизни. Под жизнью подразумевается не биологический процесс, а целеустремлённая деятельность членов общества, творящая бытие абсолютно ценное во всех смыслах - нравственное добро, прекрасное, содержащее в себе истину, свободу, мощь, гармонию.

2 Лосский Н. Мир как осуществление красоты. М., 1998, с. 136.

Всякая личность может сполна реализовать свою индивидуальность в создании абсолютных ценностей, которые представляют собой высшую ступень красоты. Для этого она должна проявить аспекты красоты своей собственной личности.

Высшее проявление духовной красоты личности есть любовь к Богу и ко всему сущему в этом мире. Личность в своём развитии шаг за шагом следует по пути постижения истины. Это возможно потому, что всякая личность обладает формальным и материальным разумом.

Материальный разум деятеля есть постижение им абсолютно ценных целей мира и каждого существа. Формальный разум есть умение найти подходящие средства для достижения целей и использовать объективную разумность мира, без которой невозможно систематизировать и упорядочить мир и невозможно достигнуть совершенства. Обладание материальным и формальным разумом означает обладание мудростью, которая обеспечивает разумность всех деятельностей личности и отличается высшей степенью целесообразности в достижении поставленной достойной цели.

Мудрость, разумность во всех видах деятельности и поведения личности - один из важнейших аспектов красоты. Что касается приобретения полноты знания на пути личности к овладению истиной, наше сознание и знание всегда не полно: оно всегда отрывочно и фрагментарно. Из-за этой неполноты, если мы неосторожно и некритически относимся к своему знанию, возникают ошибки, искажения, заблуждения.

Вследствие неполноты нашего сознания и знания область осознанного бытия по сравнению с областью бессознательного бытия менее органична и обладает меньшей целостностью. Это означает, что нужно увеличить свои силы, чтобы возводить на высоту сознания и знания как можно полнее область бессознательной жизни.

Вселенная - мыслящая материя, ей присуща высшая степень органической целостности, в которой каждый элемент гармонически соотнесён с другими элементами и с целым, именно эта органичность и создаёт существенный момент красоты.

В земной жизни гармоническое единство социальных деятелей даёт замечательные проявления красоты, однако гармония никогда не бывает полной потому, что цели земных социальных процессов в значительной степени содержат в себе примесь эгоистических устремлений.

Всякая личность, даже потенциальная, стремится к совершенной, содержательной полноте бытия. И если она хотя бы только в подсознании своём носит в себе изначально, как свой собственный идеал свою индивидуальную нормативную идею, то в конечном итоге она осуществится в мире как идеал красоты.

Отсюда следует, что идеал красоты в духовной жизни есть чувственное воплощение конкретной идеи - осуществление бесконечного в конечном. В этом случае возникает учение о красоте как явлении бесконечной идеи. Можно искать проявления абсолютной красоты - её идеал - в природе и в искусстве, но красота в природе всегда несовершенна, так как всё природное конечно, тогда как идеал есть свободная бесконечность. Красота в искусстве - проявление абсолютного духа наравне с философией и религией.

Важным вопросом является возможность созерцания красоты, её восприятия. Её созерцание во всех проявлениях способствует достижению бесконечного расширения жизни. Эстетическое созерцание красоты даёт человеку ощущение счастья!

И когда у нас возникает вопрос: имеем ли мы дело с красотой или нет, ответ на него может быть однозначным: каждая личность, хотя бы в своём подсознании, связана с Царством Божьим и идеально совершенным будущим, своим собственным и всех других существ. В этом идеальном совершенстве мы имеем абсолютно достоверный масштаб красоты, он безошибочный.

Одним из актуальных вопросов во все времена является вопрос о том, откуда в мире возникает ущерблённая красота? В мире, в котором люди себя проявляют по большей части эгоистичными и себялюбивыми, возникает обособление существ друг от друга и от Бога. К соборному творчеству такие существа не способны. Каждый в своей деятельности может использовать только свои силы. Все испытывают по отношению друг к другу равнодушие или враждебное противодействие.

Абсолютной полноты бытия не достигает ни один деятель, ни один поступок, ни одно переживание. Поэтому каждое существо более или менее раздвоено, лишено цельности. Это приводит к ограниченности творческой силы и утрате материальной свободы, т.е. к различным видам рабской зависимости от среды и даже от собственных недостатков. Особенно тягостно то, что они приобретают зависимость в своих высших проявлениях: в мышлении, в художественном творчестве, в общественной деятельности.

Однако надо заметить, что даже на самых низших ступенях падения всякий деятель сохраняет формальную свободу - свободу НЕ совершать данного поступка, а заменить его каким-либо другим действием. Большинство действий себялюбивого существа направлено на усвоение или творение НЕ абсолютных, а относительных ценностей.

Упадок творчества связан со слабым развитием сознания и познавательной деятельности, что является естественным следствием обособления друг от друга.

Все перечисленные недостатки принадлежат к области эстетически безобразного, к области того, что противоположно красоте. Понимая, как много несовершенств в нашем мире, можно подумать, что он представляет собой сплошное безобразие, что в нём нет никакой красоты. В действительности этот вывод неверен.

Каким бы глубоким не было падение какого-либо существа, оно сохраняет первозданные свойства как творение Божье, которое имеет абсолютную ценность и служит основанием возможности возрождения и восхождения вверх.

Исходя из правильного учения о природе зла, следует отдавать себе отчёт в том, что все деятельности, даже представляющие собою крайнее зло, осуществляются путём злоупотребления силами добра: зло не самостоятельно, оно паразитирует на добре. Из этого следует, что в нашем мире красота не полна, она ущерблена. С одной стороны, мир пронизан красотою, с другой - безобразием. Но красота и безобразие неравно распределены в мире: в целом красоте принадлежит перевес.

Что же касается абсолютного безобразия, то оно не может возникнуть потому, что действительно принадлежать к составу мира может лишь то, в чём есть хоть что-то положительно воплощённое. В обществе красота должна стать высшей целью поведения. Красота есть дополнительная награда за духовные достижения личности.

Под словом «духовное» мы подразумеваем всю ту непространственную сторону бытия, которая имеет абсолютно положительную ценность. Это святость, добро, искание и открытие истины.

Каково значение телесной красоты? Телесная и духовная красота взаимосвязаны. Телесная красота - это приобретение положительного содержания, которое приобретает характер внешней красоты, поэтому всякая духовная красота есть непременно духовно-телесная. Говорить о чисто «физической» красоте без всякого внутреннего содержания неверно. Внешняя телесная красота человека - это выражение душевного, внутреннего, ставшего внешним как выражение. Весь состав мира имеет эстетическую ценность, однако она двоякая: внутреннее, ставшее внешним, может быть красотою, но может быть и безобразием.

Важным вопросом в развитии духовности личности является то, как она воспринимает, созерцает действительность. Для эстетического восприятия необходимо созерцать внешнюю телесность предметов вместе с оживляющей и дающей ей смысл внутренней стороной. Поэтому так важен вопрос, как мы узнаём о чужой внутренней духовной жизни. Смысл предмета эстетического восприятия в том, чтобы на основе пережитого в процессе восприятия чувства направить свою мысль на ценность, заключённую в предмете, направить чувство на доступное только мысли, на идеальную сторону бытия.

Красота существует в мире в самых разнообразных видах. По всему мирозданию как бы разлита красота природы: это красота солнца, его восходов и закатов, красота вечернего неба -звёзд и луны, красота морей, рек, озёр, лесов и гор. Представление о том, что Земля есть живое существо и что Вселенная есть единый организм, существует в философии ещё с античных времён и в самых разнообразных формах.

Согласно учению русских философов, таких как Вл. Соловьёв, П. Флоренский, С. Булгаков, все человеческие социальные единства, весь растительный и животный мир, вся суша, все океаны и моря вместе суть единое живое одухотворённое существо - Земля. Поэтому вся природа обладает душевностью и отчасти духовностью.

Жизненные процессы Земли представляют собою своеобразное целое, подчинённое особым законам, отличным от физических, химических, биологических и социальных. Все планетарные процессы осуществляются как могучий поток жизни, в который входит также и вся жизнь царства растений, животных и человеческих сообществ. Отсюда следует, что дух Земли, управляющий нашей планетой, которая составляет его тело, стремится к красоте своего тела. Каждое время года - весна, лето, осень, зима - пробуждает в человеке новые чувства и ощущение причастности к всеобщему неиссякаемому потоку творческой жизни природы. Сочетание природы и человеческой культуры создает замечательные по красоте пейзажи, проникнутые гармоническим соотношением между душою народа и географической средой, в которой он живёт. Жизнь человека всё чаще вносит в мир природы безобразную, разрушительную дезорганизованность. Целые промышленные области, уничтожая всё живое, превращают Землю в пустыню. Этот процесс становится всё более необратимым несмотря на то, что практическая деятельность человека должна подчиняться сознательной воле и, не разрушая мира природы, быть тождественна ему.

Но несмотря ни на что во все времена природа показывает нам в прекрасно завершённых образах и формах то, что брезжит в душе человека - достигнутую гармонию с миром.

Особое место занимает красота в жизни человека. Человеческая индивидуальность, личность -единственная и неповторимая - есть высшая ступень красоты. Жизнь такой личности состоит из актов творения ценных содержаний бытия, которые доставляют удовлетворение как самой личности, так и всем другим личностям, доросшим до восприятия её.

В печальной действительности нашего бытия эта возвышенная идея лишь просвечивает сквозь ограничения и искажения её, наполняя нашу жизнь противоречиями и разладом, раздвоениями, которые составляют эстетически отрицательный аспект нашего бытия.

Несмотря на это индивидуальная красота земного человека проявляется в жизни, хотя для того, чтобы она открылась нам, нужна любовь, которая способна проникнуть сквозь кору обыденности жизни. Взору любви открывается волшебная красота, ни с чем несравнимая, незабываемая.

Каждому индивиду доступно восприятие абсолютно прекрасного своеобразия личности, прежде всего в семейной жизни, где у членов семьи, любящих друг друга и своих детей, возникает возможность проявления способности любить. В семьях, где ряд поколений ведёт физически и духовно активную жизнь, вырабатывается красота рода, общего облика и поведения.

Низшая ступень красоты проявляется в демонической красоте. Если красота героизма, красота самоотверженной любви, красота мудрости, благоговейная красота почитания святынь постепенно освобождает человека от тех или иных страстей, то демоническая красота, гордыня - это наиболее упорная и высшая в своей крайней степени из всех страстей, ведущая к соперничеству с Богом и осатанению.

Прав Ф. Достоевский, который устами своих героев обозначил две крайности красоты: князь Мышкин - «Красота спасёт мир» (роман «Идиот») и Дмитрий - «Красота - это страшная и ужасная вещь» (роман «Братья Карамазовы»).

Как разрешить это противоречие? Зло, которое пользуется силами добра, может предстать в такой блистательной красоте, что потребуется особая чуткость, чтобы усмотреть в ней аспект безобразия и несовершенства.

В. Зеньковский в своих статьях о Ф. Достоевском много раз затрагивает эту проблему и приходит к выводу, что итог борьбы между Богом и дьяволом раскроется через эстетическую сферу, которая является важнейшей в человеке3.

Особенно актуально для современного социума положение Н. Лосского о том, что красота проявляется в общественной жизни и в истории человечества.

Красота государственной силы и мужества воплощена главным образом в армии и проявляется в возвышенной форме на войне. Такие эпизоды описаны в истории Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В мирной жизни красота и великолепие силы, воплощённой в армии, обнаруживаются на парадах.

Красота, физическая и духовная мощь русского народа нашла замечательное воплощение в искусстве. Всё это имеет отношение к классическому искусству прошлого и лучшим достижениям современного искусства. Искусство XXI в. как часть культуры своей эпохи несёт в себе её черты. И если речь идёт об постиндустриальной, информационной культуре, то следует отметить, что она далека от идеалов красоты. Эта культура внесла свои ценности, такие как максимальное преобразование мира и максимальное самовыражение человека. Эта культура породила две противоборствующие тенденции: к самоопределению и к самоуничтожению.

Современный мир, по определению М. Хайдеггера, - это мир, из которого уходит самоценность

.. .. 4

сущего, в нём не остаётся тайны и святости .

В современном мире существует опасность того, что «массовая культура», которая представляет собой «контркультуру» и поклоняется хаосу, окончательно приведёт нас к гибели. В.Сагатовский делает вывод о том, что существует два подхода на пути дальнейшего развития. Мировоззренческий подход, который способен сформировать отношение к миру как к Храму. Это будет Храм становящейся гармонии мира. Методологический подход, при котором «путь к Храму становящейся гармонии обусловлен целостностью: он включает в себя все основные и взаимодополняющие моменты - истинные зёрна всего того, что было отвлечённым началом. Каждый наш поступок на этом пути должен быть СОБЫТИЕМ, неповторимым образом созидающим ткань бытия»5.

И на этом пути работа Н.Лосского «Мир как осуществление красоты» станет методологической основой, но не утопией. Методический подход заключается в том, как эти идеи воплотить в жизнь. Вот в чём вопрос.

Черткова Н.Е. Мир как осуществление красоты: утопия или реальность. Анализ категории «красота» содержит в себе две основные философские проблемы: онтологическую - как устроен этот мир - мир как осуществление красоты и гносеологическую - возможно ли познать этот процесс и стать его участником.

Ключевые слова: красота, личность, мышление, духовность, полнота бытия.

3 См.: ЗеньковскийВ. Проблемы красоты в миросозерцании Ф. Достоевского. Прага, 1933.

4 См.: Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991, с.89.

5 Сагатовский В. Философия развивающейся гармонии, с.563.

Chertkova N.E. The world as Beauty realization: an utopia or a reality. The analysis of a category "beauty" comprises two basic philosophical problems: ontologic - how this world - the world as realization of beauty is arranged and gnoseological - whether it is probable to learn this process and to become the participant of its realization.

Key words: beauty, the person, reason, spirituality, completeness of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.