Научная статья на тему 'Миноносец № 208 как объект морского исторического наследия на Дальнем Востоке России'

Миноносец № 208 как объект морского исторического наследия на Дальнем Востоке России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article of Vladivostok researches describes the biography of Russian destroyer ship, which was eliminated in the early twentieth century, about its discovery by a group of divers and ideas associated with the further use of discovered ship for the benefit of history and diving lovers.

Текст научной работы на тему «Миноносец № 208 как объект морского исторического наследия на Дальнем Востоке России»

МИНОНОСЕЦ № 208 КАК ОБЪЕКТ МОРСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Ведерников Ю.В., Игнатов М.В., Маликов Р. А., Фадеев Р.А., (Владивосток)

The article of Vladivostok researches describes the biography of Russian destroyer ship, which was eliminated in the early twentieth century, about its discovery by a group of divers and ideas associated with the further use of discovered ship for the benefit of history and diving lovers.

Когда уголь пришел на смену парусу, появилась возможность создавать корабли большего размера и с более внушительным оснащением артиллерией и броней, в историю этот класс судов вошел, как — броненосцы. Однако постройка подобного корабля была весьма дорогостоящей, и только несколько морских держав могли себе позволить создание внушительного броненосного флота. Как это часто случается — научная мысль значительно операжала производственные мощности, в силу чего, довольно быстро появился новый тип вооружения, способный пробить брешь в наименее защищенной части корпуса корабля — под ватерлинией. Называлось это оружие — самоходные мины (совр. — торпеды). Для быстрой и качественной доставки торпеды до места ее применения требовался удобный, небольшой и маневренный корабль.

Тактико-технические характеристики миноносца типа «Пер-нов» как одного из примеров «парового торпедного катера» конца XIX века, по современным меркам довольно скромны. Длинна — 42 метра, ширина 4,5 метра, осадка 2 метра, полное водоизмещение 120 тонн. На миноносцах такого класса стояли 3 торпедных аппарата для 381-мм. мин Уайтхеда. При этом носовой был стационарным (неповоротным), а на миделе и на корме торпедные аппараты были поворотными. Дополнительным вооружением на миноносце стояли две 37-мм пушки Гочкиса и два пулемета типа Максим. Он был построен как копия французского проекта «Авангард», но с некоторыми изменениями — вместо машин типа компаунд были поставлены машины тройного расширения и паровые котлы с локомотивных поменяли на водотрубные Дю Тампля. Головной миноносец серии был построен на французских верфях Нормана. Предъявлен российской стороне в сентябре 1892 года и вошел в строй два месяца спустя. Ради экономии средств российская сторона не стала платить за чертежи, а сняла лекала с корпуса и скопировала детали машин и механизмов с натуры на заводе Крейтона в Або (Турку). Именно этот завод получил контракт на строительство двух первых миноносцев серии, но к сожалению, к моменту принятия данного решения, корабли данного типа уже достаточно уступали своим конкурентам по целому ряду ТТХ.

Миноносец № 208 Владивостокского отряда крейсеров, относящийся к типу «Пернов», был заложен в городе Санкт-Петербурге на верфях Нового адмиралтейства. В конце XIX века на пароходе «Херсон» Добровольного флота был перевезен во Владивосток в разобранном виде, и благополучно был собран в эллингах бухты Улисс (рис 1), после чего, в 1899 году вступил в строй, с пунктом приписки — в Порт-Артуре. Начало нового — ХХ столетия, застало миноносец за «проводением гидрографических работ в Китае» (что за задание может скрываться за такой формулировкой — неясно, хотя учитывая события, которые разворачивались в Китае в то время, возможно он участвовал в подавлении боксерского восстания). После этого миноносец был переведен во Владивосток, где его основной задачей стало патрулирование акватории, с чем он видимо успешно справлялся, вплоть до начала кампании с Японией.

Рис. 1

Во время русско-японской войны Владивосток находился за пределами театра боевых действий. Но местный отряд крейсеров доставлял немало проблем японскому командованию. В конце апреля 1904 года в целях блокирования отряда у своих берегов японские моряки провели скрытое минирование, выставив на подходах к городу 75 мин. Лишь полтора месяца спустя, в результате подрыва парохода «Тибериус», нашими военными был обнаружен факт минирования акватории противником.

В июле того же года миноносцы №№ 202, 208, 209, 210 и 211 вышли в залив Петра Великого, для боевого патрулирования. В 8 час. 18 мин. миноносец 208 подорвался кормой на мине и стал погружаться в воду. «Командующий миноносцем № 208 заведы-вающему миноносцами и их командами Сибирского флотского экипажа. 4 июля 1904 г. Рапорт № 15.

Сего числа в 8.20 утра во время следования моего совместно с миноносцами № 202,209,210 и 211 от Скрыплева к Асколь-ду, по курсу БО 45-500 в 1 1/3 — 1 1 /2 милях по курсу от первого под кормой вверенного мне миноносца произошёл взрыв от соприкосновения с плавучей миной.

Миноносец стал быстро погружаться кормой и через 8-9 минут, встав вертикально кормой вниз, пошёл ко дну на глубине 13 сажен. На месте его гибели (пеленг от Скрыплева БО 400) с миноносца № 209 был кинут буёк.

При взрыве пропал без вести матрос 2 статьи Иван Ларионов (по всей вероятности силой взрыва он выкинут был за борт, так как до этого его видели сидящим у кормового аппарата) и ранены: тяжело минный квартирмейстер Никифор Черемухин, комендор Степан Романов и минный машинист Павел Петров, ранены легко: минный машинист Арсений Литвинов и минер Николай Анкорин.»

Штаб командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала Скрыдлова.

Отряд миноносцев.1

В рапортах, составленных после происшествия офицеры отмечали слаженную работу по эвакуации экипажа и имущества с гибнущего корабля.

«Командующий миноносцем № 202 лейтенант В. Ломан 2-й. 5 июля 1904 г. Рапорт.

При спасании людей у миноносца № 208 выказали особую находчивость и распорядительность посланные мной матросы Челпанов и Федосеев, которые после того, как все люди были уже подобраны и развезены по миноносцам, отправились опять к миноносцу № 208 и успели снять уходивший уже в воду задний пулемёт. Направились к переднему пулемёту, но не успели подойти, как он уже скрылся под водой, тогда они подошли к торчавшей носовой части миноносца, чтобы взять оставшегося ещё командира миноносца, рискуя при этом быть утянутыми тонувшим миноносцем под воду, который после того как упёрся кормой в дно, уходил в воду не прямо вниз, а наклоняясь в сторону, пока не подломилась должно быть кормовая часть. Командир миноносца № 208 несколько раз отгонял их от миноносца, но они не отходили, пока наконец миноносец ушёл в воду и они взяли командира к себе в двойку. Лейтенант Ломан 2-й (Лл. 102-102 об., 103).»

Рис. 3

Рис. 4

Команда исследователей обнаружила второй пулемет на носу миноносца во время погружений. Так же были найдены носовые пушки, которые с трудом опознаются спустя век, снаряды 37 мм и 47 мм (рис 2). На станине (рис 3), которую отчетливо видно на фотографии момента крушения (рис 4) находилась 47 мм пушка Гочкиса. Таким образом, на вооружении миноносца, кроме минных аппаратов, стояли две 37 мм одноствольные, одна 47 мм пушки Гочкиса и два пулемета «Максим». В том же, 1904 году предпринимались попытки подъема миноносца. Но из-за сложных условий подводных работ водолазам удалось поднять лишь 47-мм пушку Гочкиса. Из-за того, что место, где погиб миноносец не было обследовано партией траления, работы пришлось свернуть. Хотя изначально планировалось поднять корабль и ввести его в строй повторно. В дальнейшем попыток подъема миноносца не предпринималось, хотя вольный механик Сташкевич предлагал командиру Владивостокского порта план работ по подъему корабля, но прошение не было удовлетворено.

Ни каких записей о том, что был поднят один из торпедных аппаратов, не обнаружено. Из трех торпедных аппаратов миноносца

Рис. 5

кормовой от взрыва отнесло на непонятное расстояние в неизвестном направлении, казенная часть носового до сих пор находится на дне, а вот третий торпедный аппарат отсутствует. Согласно проекту находился он между двумя паровыми котлами, но до сих пор не обнаружен.

В начале 1930-х годов Дальневосточной партией ЭПРОН были «...приняты меры по установлению точного места, миноносца, затонувшего против Русского острова.»2, но безрезультатно. По найденным архивным документам, в 1987—1990 гг. аквалангистами Владивостокского клуба ДОСААФ и Приморского краевого клуба

Рис. 6

подводного поиска «Восток» были предприняты попытки поиска миноносца, не увенчавшиеся успехом. И только летом 2011 года было установлено местонахождение погибшего корабля и произведена видеосъемка. Миноносец находится в заливе Петра Великого недалеко от о-ва Скрыплева (рис. 5), на глубине 31.5 метров. Корабль ориентирован носом на север с пеленгом 350 градусов. Сильное поверхностное течение и плохая видимость на дне осложняют организацию и проведению работ на месте крушения. Работы на объекте в данный момент ведет секция подводных исследований Приморского отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края.

За прошедшее с момента обнаружения время на миноносец № 208 был совершен ряд погружений. Конструкции корпуса корабля, пролежавшего под водой почти 109 лет, сильно разрушены коррозией и обросли морскими организмами. Верхняя палуба и большая часть надводного борта отсутствуют, за исключением набора шпангоутов и части борта в районе носового парового котла, выступающих на 1.5 метра от дна. Визуально определяются паровые котлы, снабженные парорасшительными колпаками (рис. 6)

Рис. 7

и паровые машины. Обнаружены гребные винты и валы, поврежденные взрывом. Фрагменты корпуса корабля покрыты рыбацкими сетями. Носовая и кормовая части корпуса полностью разрушились. В носовой части видны шпиль, якоря, мелкие детали на дне, казенная часть торпедного аппарата на крышке которого есть надпись завода изготовителя, носовой руль вместе с механизмом. В нескольких метрах от носового парового котла во время сезона 2012 года нами был найден носовой штурвал, который в свое время стоял в визирной рубке. За машинами в корме находятся снарядные ящики, полусгнившее дерево, кормовой штурвал до сих пор связанный цепной передачей с рулем. Машины и котлы обросли большим количеством гидробионтов. За многие годы своего нахождения на дне, миноносец стал искусственным рифом. На сегодняшний момент поднятие корабля на поверхность как целостного объекта не представляется возможным. (рис.7.)

На акватории Приморского края находится остатки двух кораблей, непосредственно связанных с русско-японской войной — крейсер второго ранга «Изумруд», затопленный командой в заливе Владимира, из-за опасения возможного захвата японцами, и миноносец

Рис. 8

№ 208, который находясь на боевом дежурстве по патрулированию залива Петра Великого, затонул от подрыва на японской мине.

Все документы по иследуемому кораблю, включая чертежи проекта можно без труда обнаружить в архивах. И если вопрос подводных археологических работ на миноносце не является острым, и носит скорее военно-исторический оттенок, то вопрос использования объекта в роли подводного музея и его сохранения сохраняет свою актуальность. Ограничиваясь составлением фотоплана, мы оставляем объект в состоянии in situ, рекомендуемым правилами конвенции о подводном культурном наследии ЮНЕСКО. (рис.8.) Идеальным использованием объекта в данном ключе может быть внесение его в реестр памятников историко-культурного наследия под охраной государства. Это не исключает возможности привлечения на объект дайверов-туристов. При постоянных выездах групп будут отслеживаться изменения, происходящие на объекте. Но сложности в организации погружений создают проблемы для полноценного использования миноносца как рекреационного объекта. Основными ограничителями являются глубина, температура воды, видимость и сильные поверхностные течения.

Одним из возможных вариантов использования объекта является установка камер слежения с постоянной трансляцией в реальном времени изображения на мониторы строящегося Приморского океанариума, одного из крупнейших в мире.

В настоящее время Обществом изучения Амурского края и заинтересованными лицами решается вопрос о присвоении миноносцу № 208 статуса объекта историко-культурного наследия и разрабатываются проекты возможного использования миноносца в рамках положений конвенции подводного наследия ЮНЕСКО. В то же время обнаружение на корабле останков пропавшего без вести матроса Ивана Ларионова даст основание считать объект воинским захоронением.(рис.9)

Фото: Дмитрий Рудась; Андрей Шпатак и из архива «общества изучения Амурского края»

Примечания

1 РГА ВМФ, Фонд 524, опись 1, дело 37.

2 Список затопленных судов и выброшенных на мель по Тихоокеанскому побережью и Амуру. Докладная начальника Отдельной Дальневосточной партии ЭПРОНа. РГА ВМФ ф. Р-1122, оп. 1., дело 1, лист 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.