Научная статья на тему 'МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Лариса Ивановна

В статье рассматривается Министерство обороны Российской Федерации как субъект реализации уголовной политики. Выделяются направления уголовной политики, которые обеспечиваются именно Министерством обороны и Вооруженными Силами Российской Федерации: предупреждение преступности военнослужащих, обеспечение безопасности от внутренних угроз, осуществление дознания и выполнение определенных следственных действий, исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих. Это позволяет сделать вывод, что министерство обороны является субъектом реализации уголовной политики, имеющим свои специфические особенности, которые в полной мере пока не исследованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беляева Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINISTRY OF DEFENSE IN THE SYSTEM OF SUBJECTS IMPLEMENTATION OF THE CRIMINAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the Ministry of Defense as a subject of the implementation of criminal policy, what areas of implementation of criminal policy are provided by the Ministry of Defense and the Armed Forces: prevention of crime among military personnel, ensuring security from internal threats, carrying out inquiries and performing certain investigative actions, execution of criminal penalties against military personnel. This allows us to conclude that the Ministry of Defense is the subject of the implementation of criminal policy, which has its own specific features that have not yet been fully explored.

Текст научной работы на тему «МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮИИДИИЕРКИ

ИШЛ

ЕЕОВАИа

DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_2_175 УДК 355

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Беляева Лариса Ивановна,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры уголовной политики, Академия управления МВД России, г. Москва, Россия, е-mail: beliaeva_055@mail.ru

В статье рассматривается Министерство обороны Российской Федерации как субъект реализации уголовной политики. Выделяются направления уголовной политики, которые обеспечиваются именно Министерством обороны и Вооруженными Силами Российской Федерации: предупреждение преступности военнослужащих, обеспечение безопасности от внутренних угроз, осуществление дознания и выполнение определенных следственных действий, исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих. Это позволяет сделать вывод, что министерство обороны является субъектом реализации уголовной политики, имеющим свои специфические особенности, которые в полной мере пока не исследованы.

Ключевые слова: уголовная политика; субъекты реализации уголовной политики; Министерство обороны Российской Федерации; преступность; преступления военнослужащих.

UDC 355

MINISTRY OF DEFENSE IN THE SYSTEM OF SUBJECTS IMPLEMENTATION OF THE CRIMINAL POLICY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Belyaeva Larisa Ivanovna,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Criminal Policy, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, e-mail: beliaeva_055@mail.ru

The article considers the Ministry of Defense as a subject of the implementation of criminal policy, what areas of implementation of criminal policy are provided by the Ministry of Defense and the Armed Forces: prevention of crime among military personnel, ensuring security from internal threats, carrying out inquiries and performing certain investigative actions, execution of criminal penalties against military personnel. This allows us to conclude that the Ministry of Defense is the subject of the implementation of criminal policy, which has its own specific features that have not yet been fully explored.

Keywords: criminal policy; subjects of realization of criminal policy; Ministry of Defence; crime; military crimes.

Одним из элементов социальной политики является политика уголовная, под которой понимается крупномасштабная научно обоснованная деятельность стратегического характера, направленная на обеспечение безопасности личности, общества и самого государства от криминальных посягательств. Суть уголовной политики состоит в формировании целей и определении путей (средств и методов), которые могут обеспечить достижение поставленных целей. Воплощение в жизнь положений уголовной политики называется ее реализацией. То есть реализация уголовной политики - это целенаправленная систематическая, стратегически осмысленная, научно обоснованная деятельность по проведению в жизнь государственных решений, направленных на обеспечение безопасности, защиту личности, общества, государства от криминальных посягательств.

Реализация уголовной политики есть практическое осуществление одной из внутренних функций государства, она представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих государственных органов. Очевидно, реализация уголовной политики - это разнохарактерная управленческая деятельность, которая осуществляется в соответствии с установленными правилами и имеет свои особенности. Поскольку это деятельность управленческая, то в ней участвует множество субъектов, образующих определенную систему.

В систему субъектов реализации уголовной политики входят различные по структуре, выполняемым задачам и функциям государственные органы. Все они различаются между собой по масштабам деятельности, по компетенции, по специфике выполняемых ими функций.

Очевидно, что одни субъекты реализации уголовной политики полностью или частично специализируются на деятельности по борьбе с преступностью. Это те, для которых борьба с преступностью является единственной либо основной функцией. Например, службы и учреждения Следственного комитета РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы исполнения наказаний РФ и др.

К числу частично специализированных субъектов реализации уголовной политики следует отнести службы и подразделения Министерства юстиции РФ, Федеральной таможенной службы РФ и др.

Пониманию места и роли конкретного субъекта в реализации уголовной политики способствует, как говорится, «проверка в деле». Это возможно путем анализа основных направлений реализации уголовной политики. Таких направлений довольно много и они соответствующим образом классифицируются по ряду оснований: по лицам, по функциям, по видам преступного посягательства, по его характеру и пр. Такая классификация

носит условный, операциональный характер и позволяет выявить особенности и масштабы деятельности конкретного субъекта реализации уголовной политики.

В зависимости от круга лиц, с которыми связана реализация уголовной политики, рассматриваются такие направления, как реализация уголовной политики в сфере противодействия преступлениям, совершаемым несовершеннолетними; женщинами; лицами пожилого возраста; лицами, допустившими рецидив преступлений; военнослужащими и др.

Очевидно, что Министерство обороны РФ сосредоточивает свое внимание и обеспечивает деятельность таким образом, чтобы предупреждать преступления военнослужащих и должным образом реагировать на совершение преступлений ими [9, ст. 25.1].

По функциям определяются следующие направления реализации уголовной политики: предупреждение преступлений, выявление преступлений, пресечение, раскрытие преступлений, расследование, назначение наказаний, исполнение их, ресоциализация отбывших уголовное наказание.

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Министерства обороны РФ и его органов, позволяет говорить о том, что оно реализует уголовную политику по следующим направлениям: предупреждение преступлений, расследование (в форме дознания) преступлений, пресечение преступлений, исполнение наказаний.

Как следует из Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, одно из его полномочий состоит в предупреждении преступности военнослужащих, без чего невозможно укрепление правопорядка и воинской дисциплины [5]. Это подробно и убедительно рассмотрено А. В. Борбатом, Н. В. Кандыбко и др. [3, с. 41-44; 4, с. 43-48].

В целях противодействия преступности в Вооруженных силах Министерством обороны РФ учреждена военная полиция, назначение которой состоит, как показывает анализ нормативных правовых актов, и в реализации уголовной политики РФ [2, с. 137-142; 11].

Как совершенно справедливо отмечает С. А. Минтягов, военная полиция является уникальным образованием с уникальным правовым статусом, позволяющим осущест-

влять предупреждение преступлений, осуществлять дознание, принимать уголовно-процессуальные решения в пределах своей компетенции и проводить неотложные следственные действия [8, с. 14-15].

По видам преступного посягательства рассматриваются такие направления реализации уголовной политики, как: реализация уголовной политики в сфере противодействия преступлениям против личности, против жизни, против здоровья, против чести и достоинства личности и т.д. Это следует из Уголовного кодекса РФ. Министерством обороны РФ реализуется ряд этих направлений. Так, например, для Минобороны России актуальным вопросом является противодействие коррупции в Вооруженных силах. В этом направлении осуществляются мероприятия, предусмотренные рядом нормативных правовых актов [7, с. 2-7].

В Военной доктрине Российской Федерации определяются источники внутренних угроз военной безопасности. К ним относится различного рода деятельность, направленная против основ конституционного строя и предусмотренная ст. 278-2822 УК РФ [6, ст. 13]. Министерство обороны РФ, осуществляя различного рода организационные и координационные мероприятия по противодействию антиконституционным проявлениям, тем самым реализует уголовную политику, обеспечивает пресечение уголовно наказуемого поведения [1, с. 23-25; 6, п. м), н), о) ст. 28; 10; 12, с. 582-586].

В соответствии с уголовным законодательством к военнослужащим применяются общие (за исключением ограничения свободы и различного рода работ) и специальные виды наказаний, исполнение которых регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Исполнение уголовного наказания в условиях военной службы влечет за собой двойственность правового статуса осужденного, которая вытекает из военного и уголовно-исполнительного законодательств. Особенности исполнения уголовных наказаний в этих условиях регламентируются нормативными правовыми актами Минобороны России. Однако в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ исполнение наказаний направлено на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и

другими лицами. Отсюда очевидно, что Министерством обороны РФ реализуется в известной мере такое направление уголовной политики, как исполнение уголовных наказаний.

Таким образом, даже такой общий обзор свидетельствует о том, что Министерство обороны Российской Федерации является

частично специализированным субъектом реализации уголовной политики, который в этом играет чрезвычайно важную роль. Необходимым условием достижения целей реализации уголовной политики является координация деятельности субъектов реализации уголовной политики.

Список литературы_

1. Амиров Р.З. Развитие законодательства в сфере противодействия терроризму военными силами и средствами как одно из направлений правового обеспечения безопасности Российского государства // Военно-исторический журнал. 2007. № 6. С. 23-25.

2. Бекетов О.И., Опарин В.Н., Сургутсков В.И. Сфера внутренних дел и современная система правоохранительных органогв // Российский юридический журнал. 2018. № 1. С.137-142.

3. Борбат А.В., Кандыбко Н.В., Паршаков А.С., Лагашкина Ю.В. Основные направления и меры предупрежде -ния преступности среди военнослужащих // Российский следователь. 2012. № 3. С. 41-44.

4. Борбат А.В., Кандыбко Н.В., Мусеибов А.Г Предупреждение преступлений, совершаемых военнослужащими по неосторожности // Российский следователь. 2020. № 1. С. 43-48.

5. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (в ред. от 26.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3538.

6. Военная доктрина РФ: утверждена Президентом Российской Федерации 26.12.2014 Пр-2976 // Российская газета. 2014. № 29. 30 дек.

7. Зайков Д.Е. Проблемы совершенствования правового регулирования противодействия коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 11. С. 2-7.

8. Минтягов С.А. Правовой статус военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 8. С. 14-15.

9. Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (в ред. 11.06.2020) // Российская газета. 1996. № 106.

10. Об использовании формирований Вооруженных сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности»: Постановление СФ ФС РФ от 07.07.2006 № 219-СФ // Собрание законодательства РФ. 2006. №29. Ст. 3144.

11. Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 25.03.2015 № 161 (в ред.21.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 13. Ст. 1909.

12. Тимошенкова А.А. Правовые аспекты применения Вооруженных сил Российской Федерации для пресечения международной террористической деятельности за пределами России // Военное право в XXI веке. Серия: Право в Вооруженных силах. 2007. Вып. 73. С. 582-586.

References _

1. Amirov R.Z. Development of legislation in the field of countering terrorism by military forces and means as one of the directions of legal security of the Russian state. Military History magazine. 2007. No. 6. pp. 23-25.

2. Beketov O.I., Oparin V.N., Surgutskov V.I. The sphere of internal affairs and the modern system of law enforcement agencies. Russian Law Journal. 2018. No. 1. pp.137-142.

3. Borbat A.V., Kandybko N.V., Parshakov A.S., Lagashkina Yu.V. The main directions and measures of crime prevention among military personnel. Russian investigator. 2012. No. 3. pp. 41-44.

4. Borbat A.V., Kandybko N.V., Museibov A.G. Prevention of crimes committed by military personnel by negligence. A Russian investigator. 2020. No. 1. pp. 43-48.

5. Issues of the Ministry of Defense of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 1082 of 16.08.2004 (as amended. dated 26.07.2021). Collection of legislation of the Russian Federation. 2004. No. 34. St. 3538.

6. The military doctrine of the Russian Federation: approved by the President of the Russian Federation on 26.12.2014 Pr-2976. Rossiyskaya Gazeta. 2014. No. 29. 30 Dec.

7. Zaikov D.E. Problems of improving the legal regulation of anti-corruption in the Armed Forces of the Russian Federation. Law in the Armed Forces. 2017. No. 11. pp. 2-7.

8. Mintyagov S.A. The legal status of the military police of the Armed Forces of the Russian Federation. Law in the Armed Forces. 2018. No. 8. pp. 14-15.

9. On Defense: Federal Law No. 61-FZ of 31.05.1996 (as amended. 11.06.2020). Rossiyskaya Gazeta. 1996. № 106.

10. On the use of formations of the Armed Forces of the Russian Federation and special purpose units outside the Territory of the Russian Federation in order to suppress international terrorist activities": Resolution of the Federal Assembly of the Federal Assembly of the Russian Federation of 07.07.2006 No. 219-SF. Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. No.29. St. 3144.

11. On Approval of the Charter of the Military Police of the Armed Forces of the Russian Federation and Amendments to Certain Acts of the President of the Russian Federation": Decree of the President of the Russian Federation of 25.03.2015 No. 161 (as amended by 21.12.2020). Collection of legislation of the Russian Federation. 2015. No. 13. St. 1909.

12. Timoshenkova A.A. Legal aspects of the use of the Armed Forces of the Russian Federation for the suppression of international terrorist activities outside Russia. Military law in the XXI century. Series: Law in the Armed Forces. 2007. Issue. 73. pp. 582-586.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.