Научная статья на тему 'Министерство финансов Временного правительства в период изменения государственного строя России в 1917 году'

Министерство финансов Временного правительства в период изменения государственного строя России в 1917 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
468
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенкова Т. Г.

Крушение царской монархии и возникновение Временного правительства произошло 2 марта 1917 г., но период изменения государственного строя России продолжался пять лет, до создания в 1922 г. СССР. В начале этого периода, Временное правительство явилось «рычагом судьбы», способствовавшим кардинальному изменению, за короткий срок с 2 марта по 25 октября 1917 года, многовекового хода истории России. Финансово-экономические предпосылки этого события появились в середине ХIХ века: было отменено крепостное право, стремительно развивалась промышленность, возрастала роль частной собственности в создании заводов, фабрик и банков, в т.ч. и крестьянский банк. Россия стала крупнейшим поставщиком в Европу сельхоз продукции (зерно, лён, пенька и др.). Временное правительство, по своей классовой сущности, выражало интересы буржуазии и помещиков, и получило признание крупнейших стран мира, его поддержали США, Великобритании и Франции. Однако, историческая роль его деятельности состояла в том, что инновации Временного правительства способствовали, вопреки его целям, свершению Великой Октябрьской социалистической революции. Начало эры Временного правительства, положила декларация, опубликованная 3 марта 1917 г., которая содержала информацию о составе правительства, и его социально-экономическую программу. Но на протяжении 1917 года это правительство трижды меняло и свой состав, и политико-экономические приоритеты. Первым составом правительства руководил князь Г.Е. Львов. В его состав вошли, кроме Львова, П. Милюков, А. Гучков, А. Коновалов, М. Терещенко, А. Керенский. Второе коалиционное Временное правительство функционировало под председательством А.Ф. Керенского. Третье правительство, под его же председательством, существовало очень не долго, до Октябрьской революции 1917 года. В данной статье рассмотрены особенности политико-экономических программах трёх составов Временного правительства, и роль Министерства финансов в их осуществлении. В 2013 г. автором был опубликован Цикл из пяти статей о деятельности Минфина до 1917 г, об инновациях Министерства финансов России, с момента его учреждения в 1802 году, при пяти российских императорах до октября (7 ноября) 1917 года. [См.: Сборник Актуальные вопросы современной науки. – Новосибирск, 2013].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Министерство финансов Временного правительства в период изменения государственного строя России в 1917 году»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ИЗМЕНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ РОССИИ В 1917 ГОДУ

© Семенкова Т.Г.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Крушение царской монархии и возникновение Временного правительства произошло 2 марта 1917 г., но период изменения государственного строя России продолжался пять лет, до создания в 1922 г. СССР. В начале этого периода, Временное правительство явилось «рычагом судьбы», способствовавшим кардинальному изменению, за короткий срок с 2 марта по 25 октября 1917 года, многовекового хода истории России.

Финансово-экономические предпосылки этого события появились в середине XIX века: было отменено крепостное право, стремительно развивалась промышленность, возрастала роль частной собственности в создании заводов, фабрик и банков, в т.ч. и крестьянский банк. Россия стала крупнейшим поставщиком в Европу сельхоз продукции (зерно, лён, пенька и др.).

Временное правительство, по своей классовой сущности, выражало интересы буржуазии и помещиков, и получило признание крупнейших стран мира, его поддержали США, Великобритании и Франции. Однако, историческая роль его деятельности состояла в том, что инновации Временного правительства способствовали, вопреки его целям, свершению Великой Октябрьской социалистической революции. Начало эры Временного правительства, положила декларация, опубликованная 3 марта 1917 г., которая содержала информацию о составе правительства, и его социально-экономическую программу. Но на протяжении 1917 года это правительство трижды меняло и свой состав, и политико-экономические приоритеты.

Первым составом правительства руководил князь Г.Е. Львов. В его состав вошли, кроме Львова, П. Милюков, А. Гучков, А. Коновалов, М. Терещенко, А. Керенский. Второе коалиционное Временное правительство функционировало под председательством А.Ф. Керенского. Третье правительство, под его же председательством, существовало очень не долго, до Октябрьской революции 1917 года.

В данной статье рассмотрены особенности политико-экономических программах трёх составов Временного правительства, и роль Министерства финансов в их осуществлении. В 2013 г. автором был опубликован Цикл из пяти статей о деятельности Минфина до 1917 г, об инновациях Министерства финансов России, с момента его учреждения в 1802 году, при пяти российских императорах до октября (7 ноября) 1917 года. [См.: Сборник Актуальные вопросы современной науки. - Новосибирск, 2013].

* Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор-консультант Финансового университета при Правительстве РФ, академик, действительный член Международной АН Евразия, лауреат Международного фонда им. Кондратьева.

В марте 2017 г исполнится 100 лет крушения царской монархии в России и создания Временного правительства.

1. Временное правительство 1917 года - эпохальное событие в истории России.

Созданию Временного правительства, предшествовали и сопутствовали яркие события. В середине февраля 1917 в Петрограде начались «хлебные беспорядки». Лишение народа «хлеба насущного», в связи неурожаем и голодом, стало причиной забастовки рабочих Путиловского завода 22 февраля (даты по старому стилю). Но еще раньше, 14 февраля у Таврического дворца состоялась демонстрация с требованием от депутатов Государственной Думы, создания «правительства народного спасения». Утром 23 февраля (по старому стилю в международный женский день) забастовка стала всеобщей -бастовали и Выборгская, и Петроградская сторона. Громили в основном, булочные и пекарни, что было обусловлено удорожанием хлеба и введением карточной системы на его распределение. Всего в Петрограде бастовало около 90 тысяч человек.

В целях совместного руководства революционным выступлением, объединились большевики, меньшевики и эсеры.

Государь Николай II уехал 22 февраля в Могилев, где находилась его Ставка, а В Петрограде 26 февраля по его приказу, для подавления беспорядков, был произведён расстрел демонстрации. Вечером 27 февраля Николай II направил дополнительно. для подавления «беспорядков» в столице, отряд (более 800 чел.) под командованием генерала Н. Иванова. Но действия властей, по подавлению беспорядков, не были успешными. По сути, они повлекли за собой основные события Февральской революции: 27 - 28 февраля состоялся массовый переход солдат Петроградского гарнизона на сторону демонстрантов, а также восстание матросов на кораблях Балтийского флота. В результате, восставшие взяли Зимний дворец и здание Окружного суда. Из «Дома предварительного заключения», из тюрьм и полицейских участков, ими были освобождены не только революционеры, но и священники, а церковь в это время находилась в Ставке русской армии.

Известия об этих важных событиях, настигли Николая II в Пскове, когда он направился из Ставки в Царское Село. Николай II срочно подписал документы о приостановлении карательной экспедиции под командованием генерала Иванова. Царь также был оповещён о том, что Временный комитет Государственной думы уже назначил своих комиссаров в министерства и требовал отречения императора от престола.

В это же время, руководители восставших - представители социалистической и других партий, создали Петроградский совет рабочих депутатов (Петросовет) под председательством лидера меньшевистской фракции в Думе, Н.С. Чхеидзе. Его заместителями стали - трудовик А. Керенский и

меньшевик М. Скобелев. На заседании Петросовета было принято решение о создании Военной и Продовольственной комиссий, взятии под охрану вокзалов, государственных банков, мостов и важнейших государственных учреждений.

Эпохальному событию - созданию в марте 1917 г. Временного правительства - предшествовало отречение Николая II от престола, в пользу великого князя Михаила. Однако, Михаил на следующий день - 3 марта также отказался от престола, заявив при этом, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

В результате Февральской революции, после отречения Николая и Михаила, абсолютистская монархия в России рухнула. Николай II вместе с семьей содержался с 8 марта 1917 года под арестом в Царском селе. Первоначально, был план отправить его и всю царскую семью в Англию (Николай являлся родственником английского короля), но это решение встретило отказ английского правительства. Царская семья из Тобольска, после прихода к власти большевиков, была переведена в Екатеринбург, где по постановлению Уральского областного совета, Николай II и его семья, были убиты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Временное правительство с марта 1917 года стало центральным исполнительно - распорядительным органом государственной власти. Для характеристики особенностей деятельности Временного правительств, важно проследить не только процесс его становления, но и характеризовать поставленные им задачи.

Инновационная деятельность Временного правительства началась с принятия новых законов. Только в марте 1917 года были приняты следующие законы, постановления и решения: 12 марта - Отмена смертной казни 17 марта - Признание Временным правительством права Польши на независимость 20 марта - Отмена национальных и вероисповедальных ограничений. Временное правительство провело ряд и других крупных мероприятий. Оно провозгласило свободу слова, печати, союзов, собраний, стачек.

В настоящее время, в литературных источниках, всё больше утверждается, признание важности его исторической роли. И хотя оно просуществовало, как высший орган экономического и финансового управления, очень недолго - с 2 марта до октября 1917 года, только около восьми месяцев, надо признать, что его деятельность, несомненно, является эпохальным событием в истории России и в мировой истории.

2. Особенности взглядов представителей разных партий и составов, вошедших в правительство.

Создание и задачи Временного правительства, представители каждой партий, объясняли по- разному. Монархисты считали, что мартовская революция была «следствием масонского заговора» либералов и буржуазии. Они справедливо отмечали, что по сути своей, временное правительство

было буржуазного толка. В области внешней политики оно действительно проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Октябристы и кадеты «видели истоки в провале всех попыток компромисса с правительством», по их мнению, революция была общенародная, демократическая и общенациональная.

Большевики (как отмечают историки) утверждали, что волна революционных выступлений началась в стране потому, что правительство уже «не могло» проводить реформы, а низы уже «не хотели» правительственных реформ. Временное правительство заявило в марте- апреле 1917 года, о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. По мнению В.И. Ленина, главная цель Временного правительства в этот период - состояла в том, чтобы «... тормозить как можно осторожнее и незаметнее революцию, все обещать, ничего не исполнять» [Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5 изд. - Т. 34. - С. 61]. В 1917 году с 24 по 29 апреля состоялась 7-я конференция РСДРП (большевиков), на которой была принята Программа В.И. Ленина изложенная в Апрельских тезисах. Лениным В.И. был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, и обоснована возможность её победы мирным путём.

Таким образом, несовпадение взглядов, представителей разных партий, обусловило изменение политико-экономических приоритетов, и смену составов Временного правительства, на всём протяжении его деятельности от 2 марта до 25 октября.

Причины крушения царской системы управления, безусловно являются поучительными. Главной причиной было недовольство всех слоев населения, включая высшие слои общества, и представителей всех партий - либералов и большевиков, меньшевиков, эсеров и трудовиков. А причиной этого недовольства, был развал политического строя царской России. Система государственного управления в начале XX века, была архаичной и трещала по всем швам. Потеряли свое значение, и такие важные учреждения как Сенат и Синод. На ведущие позиции в политической жизни вышло Министерство внутренних дел, которому была поручена охрана безопасности государя и органов госуправления.

Роль министра внутренних дел настолько выросла, что именно этот министр стал «Первым», в смысле - главным, министром правительства. Он получил широкие полномочия, среди них такие, как право учреждать полицейский надзор и право административной ссылки; право запрещать периодические издания; право контролировать законность и целесообразность постановлений органов земского и городского самоуправления, и прочие полномочия. Такая деятельность министра стала угрозой для жизни человека, занимающего этот пост. Покушение на министра внутренних дел Д. Си-пягина было 2 апреля 1902 г .Он был убит эсерами. А занявший его место -

министра внутренних дел, В. Плеве был убит 15 июля 1904 г., террористом-эсером Е. Созоновым. Плеве пострадал, в связи с тем, что активно пытался направить народное недовольство против «инородцев».

Потерпели крушение и другие высшие инстанции царской России, -Комитет министров и Совет министров. Уже в марте 1917 г., Совет министров и его канцелярия были переименованы во Временное правительство и его канцелярию.

Решение о создании Временного правительства, как центрального исполнительного органа государственной власти, было принято Временным комитетом Государственной думы 2 марта 1917 года, после переговоров Петросовета с Думой.

В «Декларации о задачах Временного правительства» опубликованной 3-го марта 1917 г., был объявлен его состав: Г. Львов, П. Милюков, А. Гучков, А. Коновалов, М. Терещенко, А. Керенский. Министром финансов стал Терещенко Михаил Иванович. Он бал украинцем, родился в Киеве 18 марта (30 марта) 1886, а завершил свой жизненный путь в 1 апреля1956, далеко от дома в Монако. По социальному положению - крупный российский и французский предприниматель, владелец сахарорафинадных заводов, крупный землевладелец, банкир. Соответственно, он был сторонником создания буржуазного правительства. В 1917 году занимал пост министра финансов с 2 марта 1917 г., до 5 мая 1917 г., а в 1-ом коалиционном Временном правительства был министром иностранных дел

Керенский А. Ф. был министром юстиции Временного правительства и военным министром, а с 24 июня - премьер-министр до Октябрьской революции.

Важно отметить, что состав Временного правительства изменялся четыре раза, а Временных коалиционных правительств было три.

Члены правительства первого состава, имели весьма различные политические взгляды и относились к разным партиям, в нём было - 2 октябриста, 8 кадетов и примыкавших к ним, 1 трудовик, и эсер. В первом составе министром финансов был Терещенко Михаил Иванович.

Второй состав (1 октябрист, 8 кадетов и примыкавших к ним, 3 эсера, 2 меньшевика). Председатель - Львов - до 24 июля; Министр финансов Шин-гарёв, Андрей Иванович - с 5 мая 1917 по 2 июля 1917 г. После Шингарева, через три дня после его ухода, министром финансов стал Некрасов Николай Виссарионович с 5 июля 1917 по 31 августа 1917 г. Он оставался министром и в третьем составе.

Третий состав - до 1 сентября (7 кадетов и примыкавших к ним, 5 эсеров и народных социалистов, 3 меньшевика) председатель - эсер А.Ф. Керенский. Министр финансов Некрасов Николай Виссарионович с 5 июля 1917 по 31 августа 1917 г.

Четвертый состав - (6 кадетов и примыкавших к ним, 2 эсера, 4 меньшевика, 6 беспартийных). Председатель - Керенский А. Ф. Министр финансов Михаил Владимирович Бернацкий (8 июля 1876, Киев - 16 июля 1943, Париж) Министр финансов с 2 сентября 1917 по 25 октября 1917. Временное правительство, несмотря на внутренние разногласия, существовавшие в его разных составах, активно участвовало в сложном историческом процессе изменения государственного строя России.

3. Функционирование и смена трех коалиционных Временных правительств.

Изменение составов Временного правительства не всегда совпадали с датами создания и смены коалиционных правительств. Особенностью Коалиционных правительств было формирование в них Советов министров. В трёх правительствах, были Председателями два выдающихся деятеля, которые возглавляли Совет министров: в Первом коалиционном правительстве - князь Г.Е. Львов, во Втором правительстве - А.Ф. Керенский, в Третьем - тот же А.Ф. Керенский, а верховный правителем бол А.В. Колчак.

Министерством финансов Временного правительства, на всём протяжении его существования, управляли пять министров:

Терещенко Михаил Иванович - с 2 марта до 5 мая 1917 г. - министр финансов.

Шингарев Андрей Иванович - с 5 мая 1917 по 2 июля 1917 г.

Хоущов Алексей Григорьевич - управляющий финансов - с 11 июля 1917 г. по 24 июля 1917 г.

Некрасов Николай Виссарионович - министр финансов с 5 июля 1917 по 31 августа 1917 г.

Бернацкий, Михаил Владимирович министр финансов с 2 сентября 1917 по25 октября 1917.

1-го коалиционное правительство было создано, после Апрельского кризиса 5 (18) мая) 1917 г. Предпосылкой и толчком к которому была нота П.Н. Милюкова. В результате, он и А.И. Гучков были удалены из состава Временного правительства.

В Первое коалиционное правительство, по соглашению между Временным правительством и исполкомом Петроградского Совета, были включены 6 министров-социалистов. Итак, важной причиной и условием создания 1-го коалиционного правительства стало совместное решение, договорённость Временного правительства и Петросовета, об участии в 1-ом коалиционном правительстве представителей Петросовета.

Совет министров этого правительства возглавлял Г.Е. Львов. Он был не только министр-председатель, но и министром внутренних дел.

Министрами Временного правительства назначали лиц, доверие к которым страны обеспечивала их прошлая общественная и политическая деятельность, но министры принадлежали к разным партиям, так министрами были меньшевики, эсеры, кадеты и «народный социалист».

Министр финансов, в 1-ом коалиционном правительстве, Шингарёв Андрей Иванович (1869-1918) был одним из основателей кадетской партии, а с 1908 г. член ЦК этой партии.

Учился А. Шингарев в Московском университете, окончил физико-математический (1891) и медицинский (1894) факультеты. С 1895 года работал земским врачом в Воронежской губ. С 1915 года председатель военно-морской комиссии Думы. В августе 1915, он был избран Думой, в состав Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. В 1917 году, в ходе Февральской революции, возглавил продовольственную комиссию. Он сотрудничал с членами партий эсеров и меньшевиков, которые были ответственными за экономическую политику правительства. Во Временном правительстве первого состава занял пост министра земледелия, а с министром финансов 1-го коалиционного правительства стал 5 мая по 2 июля 1917.

Шингарев А.И. был арестован в ноябре 1917 и заключен в Петропавловской крепости. Там он вёл дневник, который был в 1918 г. опубликован и стал важным источником сведений о событиях 1917 года [Как это было: Дневник А.И. Шингарева. Петропавловская крепость. - М., 1918]. В начале 1918 А.И. Шингарев был переведен (вместе с видным кадетом Ф.Ф. Кокошки-ным), в Мариинскую больницу, где они оба были на следующий день убиты красногвардейцами [Использованы материалы библиографического словаря: Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной Думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. - М., 2001].

Первое коалиционное правительство обещало, в Декларации 6 (19) мая, «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, и её боевые силы. Коалиционное правительство не изменило буржуазной сущности государственной власти, изменилась лишь форма политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии, а также делать вид, что дружит с «умеренными» социалистами, не выпячивать и не дразнить их своей диктатурой в коалиции. Более того, хотя в Майской декларации, Правительство заявило о стремлении к всеобщему миру, оно, в июле 1917 г. бросило, не желавшую воевать, армию в наступление на Юго-Западном фронте, что стало одной из причин кризиса 1-го коалиционного Временного правительства. Оно не смогло преодолеть голод и разруху в стране, в результате, рост недовольства народных масс политикой этого правительства, привел к июньскому кризису. Следствием чего явился уход в отставку группы министров, вместе с председателем Совета министров - князем Львовым.

В это трудное время перехода от 1-го ко 2-му коалиционному правительству, финансами управляли Некрасов и Хрущов Некрасов Николай Вис-

сарионович был министром финансов с 5 июля 1917 по 31 августа 1917 г., (в конце 1-ого и при 2-омем коалиционном правительствах), до августовского кризиса. При нём - Хоущов Алексей Григорьевич, который никогда не был министром, а только управляющим финансами - с 11 июля 1917 г. по 24 июля 1917 г.

Некрасов Николай Виссарионович был россиянином, родился 20 октября (1 ноября) 1879 в г. Санкт-Петербурге, прожил 61 год до 7 мая 1940, скончался в Москве. По образованию - инженер. Был членом Государственной думы III и IV созывов. В начале июля 1917 г. занял пост заместителя министра-председателя Временного правительства. С 24 июля, одновременно, министр финансов.

Второе коалиционное правительство после июльского кризиса, с 24 июля 1917г. возглавил А.Ф. Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Надо отметить, что ему в то время было 36 лет, он родился в г. Симбирске. Забегая вперёд, можно добавить, что после победы Октябрьской революции, Керенский бежал на автомобиле американского посольства, а затем иммигрировал в США, умер заграницей 11 июня 1970 г. в Нью-Йорке.

Второе коалиционное правительство с 1 сентября 1917 г. провозгласило Россию Республикой. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции». В сентябре 1917 г., второе коалиционное правительство поручило власть «Директории», которая состояла из пяти членов - А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко, А.М. Никитин, генерал А.И. Верховский и адмирал Д.А. Вердеревский.

Министром финансов со 2 сентября стал Бернацкий Михаил Владимирович (1876-1943), он оставался в этой должности до революции 25 октября.

Его биография отражает все особенности того времени. Бернацкий М.В. -экономист, профессор, гласный Петроградской городской думы. Он окончил юридический факультет Киевского университета, в Берлинском университете слушал лекции. С 1904 преподавал политическую экономию в училище, позднее читал лекции в петербургских институтах - Политехническом и Технологическом. Занимался вопросами денежного обращения и сотрудничал в легальных марксистских изданиях: журналах «Образование», «Современный мир» и др.

В 1906 издал книгу «К аграрному вопросу», в которой, в отличие от многих марксистских теоретиков, выступил против национализации земли и безвозмездной экспроприации частных земель. Был сторонником выкупа частновладельческих земель по рыночной цене посредством государственных займов и введении общего прогрессивного подоходного налога. Противник теории «особого пути» России: считал, что российское крестьянское общинное хозяйство аналогично сельским общинам в других странах.

В последующем Бернацкий отошёл от марксизма, и в своих трудах критиковал взгляды социалистов. Утверждал, что капитализм способен обеспечить наибольшую степень личной свободы и что введение мировой золотой валюты может привести к братскому сотрудничеству народов.

После Февральской революции, он стал управляющим отделом Министерства торговли и промышленности Временного правительства, а позже, с июля 1917 - товарищем министра. В июне 1917 был одним из организаторов Радикально-демократической партии, лидером которой являлся Н.В. Некрасов.

Августовский кризис стал одной из причин вступления с 25 сентября 1917 М. Бернацкого на пост министра финансов в последнем составе Временного правительства. Он внёс демократические предложения, о введении налогового обложения военных сверхприбылей, всеобщего подоходного налога и повышения налога на наследство. Кроме того, он пытался бороться с инфляцией с помощью увеличения косвенных налогов и введения государственной монополии на чай, сахар и спички. В условиях стремительно растущих финансовых проблем, предложил полностью запретить вывоз ценностей за границу.

Эти инновации министра нравились далеко не всем, 25 октября (7 ноября) 1917 он был арестован в Зимнем дворце, вместе с другими министрами, заключён в Петропавловскую крепость. Вскоре он был освобожден и уехал в Ростов-на-Дону, где присоединился к белому движению. Весной 1919 г. он министр финансов правительства генерала Шварца в Одессе. На юге России, он стал членом Особого совещания при главнокомандующем генерале А.И. Деникине. Был начальником управления финансов Вооружённых сил Юга России (ВСЮР), Руководил выпуском казначейских кредитных билетов, аннулировал хождение на территории, подконтрольной ВСЮР, советских денежных знаков. А через год, в конце марта 1920 г - он - начальник Управления финансов в правительстве Юга России генерала Врангеля.

На этом его деятельность в России завершилась. Он эмигрировал в Италию, где стал в 1920 г. вице-председателем совета «Объединения деятелей русского финансового ведомства». С 1931 г. член учебного комитета Высших военно-научных курсов в Париже. Скончался 16 июля 1943 г.

Особенность деятельности 2-го коалиционного правительства состояла в том, что оно было вынуждено лавировать между буржуазией и пролетариатом. Поэтому оно, широко используя демагогию, пыталось прислушиваться к интересам и той и другой стороны. Однако буржуазия, всё настойчивее стремилась к установлению военной диктатуры. В начале августа обострился кризис Временного правительства. Главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу.

Политическая часть программы Лавра Георгиевича Корнилова включала в себя упразднение Советов в тылу и на фронте, запрещение деятельно-

сти профсоюзных комитетов на фабриках, введение цензуры в армейскую печать. Верховная власть должна была перейти к Совету народной обороны, в который бы вошли сам Корнилов, а также Керенский и др. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением.

В Петрограде 14 сентября начало работать Демократическое совещание, для решения вопроса о составе правительств. На этом собрании 21 сентября, был избран Временный совет республики - Предпарламент.

Через три дня А.Ф. Керенский сформировал новое - третье коалиционное правительство, которое продержалось только один месяц с 25 сентября до 25 октября (7 ноября) 1917 г.

В канун приближающегося 100-летнего юбилея создания Временного правительства, объективно оценивая его роль в истории, надо признать, что, несмотря на постоянные дискуссии в трёх коалиционных правительствах, а может быть, благодаря им, ибо «в споре рождается истина», Временное правительство 1917 года явилось важным событием в истории России. Оно предшествовало, и участвовало в подготовке, не только перехода к социализму, но и в создании новых политико-экономические основ будущего государства.

4. Заключение. Историческая роль Министерства финансов Временного правительства.

Положительной стороной деятельности Временного правительства, в области государственного управления, явилось сохранение им министерской системы, в которой значимое место принадлежало министерству финансов.

После создания 1 -го коалиционного Временного правительства, Министерство финансов с мая 1917 г., приняло на себя функции управление источниками государственных доходов и распределение кредитов между отдельными ведомствами. Министерство финансов, не только 1-го, но также 2-го и 3 -го составов, выполняло такие задачи, как проведение ревизий и контроля, за различными видами финансовой деятельности, а также принимало решения о выдаче кредитов и займов, регулировало тарифы и таможенные сборы.

Свою социально-экономическую программу Временное правительство изложило в Декларации от 3 марта, и в Обращении к гражданам России 6 марта 1917 года. В этих документах был объявлен, принцип «преемственности власти» и о готовности выполнить все договоры и соглашения, заключённые с союзными державами. Это поддерживало престиж Российского государства в мировом пространстве. США первые признали Временное правительство 9 (22) марта 1917 года. Вслед за США его признали 11 (24) марта правительства Великобритании и Франции.

Но главное значение имели экономические и финансовые меры, предпринятые им по устройству исполнительной власти. Правительство обещало руководствоваться следующими положениями:

1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям, нарушениям в области аграрным отношений и т.д.

2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допускаемых военно-техническими условиями.

3. Отмена всех сословных, вероисповедальных и национальных ограничений.

4. Немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания, на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.

5. Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.

6. Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего прямого равного и тайного голосования.

7. «Неразоружение» и «невывод» из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.

8. При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правами, предоставленными всем гражданам.

Временное правительство считало своим долгом заявить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий [см.: Вестник Временного правительства. - 1917. - 5 марта. - № 1 (46)].

Таблица 1

Портреты министров финансов России при Временном правительстве 1917 года

Министры финансов Временного правительства

Терещенко Михаил Иванович 2 марта 1917 года 5 мая 1917 года

Шингарёв Андрей Иванович 5 мая 1917 года 2 июля 1917 года

Продолжение таблицы 1

Хрущов Алексей Григорьевич 11 июля 1917 года 24 июля 1917 года

Л Некрасов Николай Виссарионович 25 июля 1917 года 31 августа 1917 года

¿Л Бернацкий Михаил Владимирович 2 сентября 1917 года 25 октября 1917 года

Процесс создания новой системы министерского и государственного управления в России с весны 1917 года, был не простым, ибо он включал значимые преобразования:

1. На базе отдела труда Министерства торговли и промышленности были созданы Министерство труда и Министерство почт и телеграфов.

2. С целью оказания помощи семьям убитых и искалеченных на войне было образовано Министерство государственного призрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В конце июня при Временном правительстве был учрежден Экономический совет для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда».

4. Был создан Главный экономический совет «для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны».

5. В конце марта было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание.

Всё это обусловило, не только изменения, но и способствовало совершенствованию Министерской системы управления созданной Временным правительством; а также ставило новые задачи по улучшению финансово-

экономического положения в стране. Процесс создания новой системы Министерского управления шёл на протяжении всего периода 1917-1922 гг.,. Завершился этот период образованием СССР, путём объединения в 1922 году РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР.

Министерство финансов Временного правительства, которое начало действовать с 2 марта, и продолжало функционировать до 25 октября (7 ноября) 1917 г. до упразднения Временного правительства, изначально было важной структурой государственного управления. Однако его историческое значение гораздо больше, ибо оно способствовало формированию экономических и финансовых основ Наркомфина - новой формы управления финансов в России при социализме. В 1946 году, министерская система управления в России была возобновлена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.