Научная статья на тему 'Минимизация трансакционных издержек как фактор создания вертикально интегрированных объединений в российской промышленности'

Минимизация трансакционных издержек как фактор создания вертикально интегрированных объединений в российской промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вертикальная интеграция / трансакционные издержки / специфичность актива / оппортунистическое поведение / институциональная перестройка экономики

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спасскова Анна Николаевна

Причины расширения границ промышленных предприятий вследствие замещения рыночной контрактации внутрифирменной требуют пристального внимания и изучения. Рассмотрены теоретические аспекты вертикальной интеграции в рамках трансакционного подхода. Приведены результаты исследования процессов вертикальной интеграции, проходящих в России в период трансформации экономики, с точки зрения экономической теории трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Минимизация трансакционных издержек как фактор создания вертикально интегрированных объединений в российской промышленности»

Содержание

3

8. История транспорта - анализ источников, движущих сил и закономерностей развития транспорта в истории общества.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Существуют научные транспортные подразделения, занимающиеся экономическими и психологическими проблемами транспорта. Так, усилиями ученых-транспортников, а также Международной и Российской Академий транспорта создается категориальная база транспортной науки, а также предпринимаются попытки коллективных исследований общей теории транспорта.

Сейчас формируется целый ряд исследований, принципиально ориентированных на синтез технологий с целью достижения определенных целей или системы ценностей, результаты которых, по существу, не учитывают различий в видах транспорта: логистика, инфология, теория услуг, диакоптика и т. п. Каждый вид транспорта в сформированных этими науками моделях определяется только своими техническими характеристиками.

Наконец, сам факт появления Международной Академии транспорта, национальных и региональных академий транспорта, а также успешная их деятельность говорят о том, что и научное сообщество признает приоритет интеграционных процессов в науках о транспорте.

2 Заключение

В нашем Университете начата с подготовка специалистов, деятельность которых будет осуществляться в «пограничных» с транспортом областях человеческой деятельности. Организация учебного процесса требует при подготовке таких специалистов основательного знакомства с проблемами транспорта как целостной развивающейся системы.

Для реализации этого проекта необходимо создать в рамках Университета научно-исследовательские структуры по координации системных транспортных исследований.

УДК 338

МИНИМИЗАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А.Н. Спасскова

Аннотация

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/2

Содержание

3

Причины расширения границ промышленных предприятий вследствие замещения рыночной контрактации внутрифирменной требуют пристального внимания и изучения. Рассмотрены теоретические аспекты вертикальной интеграции в рамках трансакционного подхода. Приведены результаты исследования процессов вертикальной интеграции, проходящих в России в период трансформации экономики, с точки зрения экономической теории трансакционных издержек.

Ключевые слова: вертикальная интеграция, трансакционные издержки, специфичность актива, оппортунистическое поведение,

институциональная перестройка экономики.

Введение

Интеграционные процессы вертикального типа явились одной из важнейших тенденций реорганизации российских промышленных предприятий в период рыночной трансформации экономики. Анализ процессов расширения границ российских предприятий способствует более полному и четкому пониманию основных проблем и логики функционирования их в специфических условиях перехода к рынку, а также позволяет высказывать предположения относительно эффективности существующих интегрированных структур в дальнейшем и возможных направлений их развития.

На сегодняшний день существует два основных теоретических подхода к изучению вертикальной интеграции: технологический, с точки зрения неоклассической экономической теории, и институциональный, с точки зрения новой институциональной экономической теории (НИЭТ). Бурное развитие НИЭТ в последние десятилетия отражает все возрастающий интерес экономистов-исследователей к причинам существования и механизмам функционирования фирмы как экономического института, альтернативного рынку, а также указывает на перспективность данного направления экономической науки в отношении возможностей теоретического обоснования процессов поведения фирм, наблюдаемых на практике.

1 Экономическая теория трансакционных издержек

Экономическая теория трансакционных издержек (ЭТТИ), являясь одним из направлений НИЭТ, опирается на следующие идеи и положения, сформулированные Р. Коузом [1].

• Основная причина существования фирмы - наличие издержек использования ценового механизма (трансакционных издержек).

• Фирма и рынок есть альтернативные способы организации одних и тех же трансакций. Выбор способа организации трансакций (фирма или рынок) должен основываться на сравнении трансакционных и операционных издержек по координации действий факторов производства на рынке и внутри фирм соответственно.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/2

Содержание

3

• Определяя оптимальный масштаб своих деловых операций, фирма руководствуется принципом минимизации трансакционных издержек.

Возрастающий интерес неоинституционалистов к интеграционным процессам вертикального типа становится совершенно понятным, если рассматривать вертикальную интеграцию в качестве альтернативного варианта развитию «с нуля» дополнительной стадии производственного цикла в границах существующей фирмы при разрешении проблемы «сделать самому или купить» в пользу внутрифирменной контрактации.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/2

Содержание

3

При этом объединение вертикального типа, заключающее в себе процесс перехода от рыночного способа организации трансакций к внутрифирменному и соответственное изменение границ фирмы-инициатора объединения, выступает в роли прекрасного объекта для проверки основных положений теории трансакционных издержек.

2 Вертикальная интеграция: трансакционный подход

Подход НИЭТ (ЭТТИ) к вертикальной интеграции отталкивается от различия возможных путей решения проблемы координации в экономических системах.

Столкнувшись с множеством неразрешенных вопросов, связанных с реализацией идеи «сравнения издержек» Р. Коуза, исследователи начали предпринимать попытки оценить не сами трансакционные издержки, а выявить факторы, влияющие на рост трансакционных издержек, сопровождающих рыночную трансакцию, то есть определить факторы, при наличии которых внутрифирменная контрактация будет являться предпочтительной.

Основанием для активного развития данного направления исследований послужили идея О. Уильямсона о параметризации трансакций и его открытие о влиянии фактора специфичности актива на рост издержек функционирования рыночного механизма. Согласно О. Уильмсону, издержки функционирования рыночного механизма сильно возрастают в условиях неопределенности и значительной степени специфичности активов, наличие которой порождает риск оппортунистического поведения партнеров. Фактору специфичности активов О. Уильямсон придает особое значение. При высокой специфичности активов привлекательность замены рынка внутренней организацией О. Уильямсон объясняет свойствами фирмы, которые он подразделяет на три категории: 1) стимулы; 2) управление;

3) неотъемлемые структурные преимущества [3].

На сегодняшний день подход к изучению причин перехода к внутрифирменной контрактации, основанный на исследовании влияния фактора специфичности актива, представляется наиболее разработанным и теоретически обоснованным среди иных подходов, существующих в рамках ЭТТИ.

3 Исследование процессов вертикальной интеграции в российской промышленности с точки зрения теории трансакционных издержек

Следование принципу методологического индивидуализма в рамках НИЭТ предполагает применение микроаналитического подхода при изучении фирм и обусловливает тот факт, что основу исследования процессов изменения границ предприятий в российской промышленности составил анализ конкретной экономической организации, а именно «Северсталь-групп» - одной из ведущих интегрированных бизнес-групп

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/2

Содержание

3

(ИБГ) в российской промышленности. В ходе исследования проанализированы интеграционные процессы, инициируемые компанией ОАО «Северсталь» в период с 1993 по 2004 г.

3.1 Цели исследования

• Определить значимость фактора экономии на трансакционных издержках при создании вертикально интегрированных объединений.

• Установить, действительно ли специфичность активов и трансакционные издержки оппортунистического поведения являются одним из основных факторов, влияющих на решение о вертикальной интеграции.

• Выявить особенности интегрирования предприятий в России и сопоставить результаты данного исследования с результатами ранее проводимых исследований подобного рода за рубежом.

• Исследовать границы применения положений экономической теории трансакционных издержек при анализе интеграционных процессов.

• Определить перспективы вертикальной интеграции в российской промышленности.

3.2 Информационная база исследования

Учитывая проблемы операционализации теории трансакционных издержек, а также трудности получения производственно-финансовой информации (отчетности), анализ влияния трансакционных издержек на интеграционные процессы ОАО «Северсталь» был основан на подробном рассмотрении изменения состава ИБГ и ее организационной структуры, сопоставлении возможных мотивов, фактических результатов интеграционных процессов и условий внешней среды функционирования компании. Источниками информации для анализа являлись публикации в прессе, сайты ИБГ (головной компании и дивизионов), годовые отчеты ОАО «Северсатль», личные интервью с заместителем генерального директора по развитию ООО «Группа компаний "Северстальмаш"».

3.3 Результаты исследования

Выявлено многообразие факторов, влияющих на принятие решения о замене рыночного способа организации трансакций внутрифирменным.

Подтверждена гипотеза о значительном влиянии на создание вертикально интегрированных объединений в российской промышленности факторов, имеющих институциональную природу и определяющих уровень трансакционных, а не производственных издержек. При этом установлено, что наибольшее влияние оказали трансакционные издержки спецификации и защиты прав собственности и издержки функционирования государственного механизма, существование которых связано с институциональной перестройкой экономики, а не со

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/2

Содержание

3

специфическими проблемами, возникающими в процессе контрактации экономических агентов. Отличительной особенностью данных издержек является то, что влияние их может носить повсеместный характер, то есть данные издержки могут определять действия экономических агентов, выступая в роли факторов внешней институциональной среды.

Другой отличительной особенностью трансакционных издержек спецификации и защиты прав собственности, а также издержек функционирования механизма является их способность при достижении определенного уровня блокировать (делать неактуальной, ненужной) саму возможность сравнения институциональных альтернатив. При этом решение о переходе к внутрифирменной контрактации принимается экономическими агентами не на основе сравнения трансакционных издержек при различных институциональных альтернативах, а на понимании того, что контрактация любым альтернативным способом приведет к катастрофическим убыткам. То есть институциональная перестройка экономики обусловила практически повсеместное существование такого уровня данных трансакционных издержек, при котором замена рыночной контрактации внутрифирменной является единственно возможным способом разрешения проблем взаимодействия экономических агентов.

Особенности экзогенной институциональной среды, обусловленные трансформацией экономики, предопределили установленное в ходе исследования отсутствие заметного влияния на интеграционные процессы трансакционных издержек, отражающих наличие специфических проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов, в частности издержек ведения переговоров и оппортунистического поведения несмотря на наличие фактора специфичности активов.

4 Заключение

• Стремление минимизировать трансакционные издержки не является единственным фактором, определяющим переход от рыночного способа организации трансакций к внутрифирменному.

• Применение экономической теории трансакционных издержек для анализа изменения размеров организации имеет свои границы. Для получения более точных результатов необходимо изучение других возможных факторов, влияющих на решение о вертикальной интеграции.

• Концепция минимизации трансакционных издержек взаимодействия экономических агентов является убедительной при объяснении факта существования фирмы, но имеет ограниченные возможности в отношении обоснования целей ее функционирования.

• Учитывая мировые тенденции интеграции компаний и концентрации их на ключевых ресурсах с целью достижении экономии на масштабах производства, можно предположить, что по мере оздоровления

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/2

Содержание

3

российской экономики будет возрастать число объединений горизонтального типа. Кроме того, можно ожидать, что наряду с ростом числа горизонтальных объединений будут проходить процессы дезинтеграции, связанные с отказом компаний, представляющих сегодня крупный бизнес России, участвовать в развитии непрофильных видов бизнеса.

Процессы дезинтеграции, скорее всего, коснутся тех видов бизнеса, в приобретении которых значительную роль играл спекулятивный мотив. Что касается существующих вертикальных связей с предприятиями-поставщиками ресурсов или предприятиями последующей стадии переработки ключевого продукта, созданных с целью поддержания и развития основного бизнеса, то, на наш взгляд, они достаточно оптимальны и устойчивы. Поэтому в отношении данных вертикальных объединений какие-либо серьезные изменения в ближайшее время вряд ли возможны.

Библиографический список

1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: Дело, 1993.

2. Уильямсон О.И., Уинтер С.Дж. Природа фирмы. - М.: Дело, 2001.

3. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка (1971) // Вехи экономической мысли. Теория фирмы. Т. 2; Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1999.

4. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация.- СПб.: Лениздат, 1996.

УДК 515 (09):515 (69)

ОСНОВЫ ТЕОРИИ АКСОНОМЕТРИИ В РУКОПИСНОМ НАСЛЕДИИ ПРОФЕССОРА Д.И. КАРГИНА

Н.А. Елисеев

Аннотация

Одним из основных видов проекций, применяемых в машиностроении, является аксонометрия. К середине XX века трудами российских учёных были созданы основы отечественной теории метода аксонометрических проекций. Работы профессора Д.И. Каргина (1880-1949) стали значительным вкладом в исследование истории и теории аксонометрии, являясь и сегодня актуальными. Многие из результатов его исследований периода 1941-1945 гг. не были напечатаны и недоступны широкому кругу читателей. Исследование рукописного наследия Каргина, хранящегося в Петербургском филиале Архива Российской Академии наук, позволяет дать полную картину его исследований в этой области начертательной геометрии.

Ключевые слова: наглядные изображения, история методов

проецирования; теория аксонометрии, теорема Польке-Шварца, теорема Чевы, теорема Дезарга.

Известия Петербургского университета путей сообщения

2005/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.