Научная статья на тему 'Минимизация пространства как современная тенденция в архитектуре гостиниц экономического класса'

Минимизация пространства как современная тенденция в архитектуре гостиниц экономического класса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА / HOTELS OF ECONOMY CLASS / МИКРООТЕЛИ / КАПСУЛЬНЫЕ ОТЕЛИ / CAPSULE HOTELS / БЮДЖЕТНЫЙ ТУРИЗМ / BUDGET TOURISM / MICROHOTELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочко Асмик Рубеновна, Клочко Алексей Константинович

В статье представлена краткая история развития гостиниц экономического класса и современное состояние в сфере бюджетного туризма в мире. Автором указаны основные предпосылки и факторы для развития капсульных гостиниц (микроотелей). Изучается зарубежный и отечественный опыт проектирования капсульных гостиниц. Рассматривается вопрос необходимости развития сети гостиниц экономического класса, которые не соотнесены с отечественной нормативной базой. Указано, что минимизация параметров современных гостиниц экономического класса связана воедино с развитием технологий, позволяющих сокращать параметры жилого номера и минимизировать количество обслуживающего персонала, с массовым растущим спросом на экономичный туристический продукт, а также с тем, что частые и короткие пространственные перемещения становятся глобальным стилем жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клочко Асмик Рубеновна, Клочко Алексей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINIMIZATION OF SPACE AS A CONTEMPORARY TREND IN ECONOMY CLASS HOTELS ARCHITECTURE

In this article the short history of economy class hotels development presented and the current state in the sphere of the budget tourism in the world is provided. The author specified the main prerequisites and factors for development of capsular hotels (microhotels). Foreign and domestic experience of capsular hotels designing is studied. The item of economy class hotels development necessity (including capsule hotels / microhotels) which aren't correlated to the domestic regulatory base is considered. It is specified that minimization of modern economy class hotels parameters is connected with development of the technologies allowing to reduce parameters of rooms and to minimize quantity of a staff, with the mass growing demand for an economic tourist product, and also with the fact that frequent and short spatial movements become global lifestyle of people.

Текст научной работы на тему «Минимизация пространства как современная тенденция в архитектуре гостиниц экономического класса»

МИНИМИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ ГОСТИНИЦ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАССА

УДК 728.5 ББК 38.711

А.Р. Клочко, А.К. Клочко

Московский Государственный Строительный Университет, Москва, Россия Аннотация

В статье представлена краткая история развития гостиниц экономического класса и современное состояние в сфере бюджетного туризма в мире. Автором указаны основные предпосылки и факторы для развития капсульных гостиниц (микроотелей). Изучается зарубежный и отечественный опыт проектирования капсульных гостиниц. Рассматривается вопрос необходимости развития сети гостиниц экономического класса, которые не соотнесены с отечественной нормативной базой. Указано, что минимизация параметров современных гостиниц экономического класса связана воедино с развитием технологий, позволяющих сокращать параметры жилого номера и минимизировать количество обслуживающего персонала, с массовым растущим спросом на экономичный туристический продукт, а также с тем, что частые и короткие пространственные перемещения становятся глобальным стилем жизни людей.

Ключевые слова: гостиницы экономического класса, микроотели, капсульные отели, бюджетный туризм

MINIMIZATION OF SPACE AS A CONTEMPORARY TREND IN ECONOMY CLASS HOTELS ARCHITECTURE

A.R. Klochko, A.K. Klochko

Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia Abstract

In this article the short history of economy class hotels development presented and the current state in the sphere of the budget tourism in the world is provided. The author specified the main prerequisites and factors for development of capsular hotels (microhotels). Foreign and domestic experience of capsular hotels designing is studied. The item of economy class hotels development necessity (including capsule hotels / microhotels) which aren't correlated to the domestic regulatory base is considered. It is specified that minimization of modern economy class hotels parameters is connected with development of the technologies allowing to reduce parameters of rooms and to minimize quantity of a staff, with the mass growing demand for an economic tourist product, and also with the fact that frequent and short spatial movements become global lifestyle of people.

Keywords: hotels of economy class, microhotels, capsule hotels, budget tourism

Различные аспекты экономической и социальной деятельности людей - торговля, туризм, паломничество, скитания и др., способствовали развитию гостиниц экономического класса (здесь мы подразумеваем предоставление услуг размещения и питания), при этом

история существования и развития гостиниц экономического класса охватывает обширный период времени.

Возникновение первых прототипов гостиничных предприятий относят еще к древнеримской и древнегреческой эпохе. Во времена Средневековья и Возрождения вдоль главных дорог городов и поселков для размещения торговцев, артистов, паломников и странников стали возникать прообразы современных гостиниц - постоялые дворы, представляющие собой, как правило, двухэтажные здания с таверной на первом и жилыми комнатами на втором этаже, также отводилось специальное место для содержания лошадей (рис. 1).

В средние века к таким комплексам стали пристраивать открытые и крытые галереи для проведения театральных представлений (английские «инны»). Позже европейцы, переселившиеся в Америку, перенесли туда опыт управления постоялыми дворами, что положило начало современной гостиничной индустрии.

После Первой мировой войны туризм стал массовым явлением, чему способствовали растущий уровень урбанизации, развитие транспортной системы, поддержка развития туризма государственными органами многих стран, сокращение рабочего времени и рост средней продолжительности жизни и др. факторы.

Окончание Второй мировой войны внесло свои коррективы, и туризм стал основой глобального стиля жизни, поэтому, наряду со стремительным ростом числа туристов, на первый план вышла проблема систематизации и стандартизации туристского продукта. Самой жизнеспособной оказалась американская модель гостиничной интернационализации Конрада Хилтона - предоставление эффективных, быстрых, предсказуемых и контролируемых по качеству услуг наряду со стандартизацией архитектурно-планировочной организации гостиниц. Этот факт побудил к появлению и развитию крупных гостиничных комплексов и сетей, лидерами которых стали «Hilton», «Holiday Inn», «Sheraton», «Intercontinental» и др. [2, 5].

С 1970-х годов началась массовая компьютеризация гостиничного хозяйства, т.к. «телефонная» технология бронирования мест и «бумажная» технология управления наполняемостью рейсов авиакомпаниями перестали справляться с обслуживанием растущего пассажиропотока. Глобальная система резервирования связала индустрию гостеприимства в единое целое, чем повысила возможности гостиничной индустрии [3]. Развитые страны, в свою очередь, переняли американский опыт, появилась устойчивая систематизация гостиниц и деление их на классы. В современных реалиях качественный уровень гостиниц отражает степень их классности. Если еще только в прошлом веке было три разновидности гостиниц - транзитные, трактиры и люкс, то сегодня в мире насчитывается более 30 систем классификаций, причем в каждой стране приняты свои национальные стандарты. При этом гостиницы одной категории, расположенные в разных странах, могут иметь весомые различия по комфортности. Введению общей мировой классификационной системы препятствуют факторы, связанные с уровнем развития различных государств, культурными и национальными особенностями [4].

При этом, если европейские гостиницы дифференцируются по статусу от фешенебельных до самых бюджетных, то в Японии гостиницы делятся по «принципу пространственной организации», т.е. при создании новых типов гостиниц прежде всего меняются не номенклатура услуг, дороговизна оборудования и мебели, а именно пространственные характеристики. Именно по этому критерию гостиницы европейского и американского типа отличаются от японских.

Строительству гостиниц в Японии еще несколько столетий назад мешали законодательные барьеры, связанные с ограничением в перемене мест. Первыми легальными путешественниками по Японии стали религиозные паломники, которых обеспечивали жильем или ночлегом в период странствий своеобразные гиды («оси»). С

начала ХХ века строительство скоростных дорог дало толчок к строительству многочисленных гостиниц. При этом гостиницы стали подразделяться по уровню комфорта (высокого класса для правителей и самые простые - для их слуг). После Второй мировой войны бурный экономический рост в стране спровоцировал еще один толчок к развитию гостиничной индустрии. Первые гостиницы послевоенной постройки были рассчитаны в основном на групповые туры. Их внешний вид и внутренняя организация отвечали национальным культурным традициям и воспроизводили принципы организации пространства традиционного японского жилого дома: отдых на циновках татами, сон на полу, минимализм и простота интерьера с главным украшением -токономой (нишей в стене с икебана и иероглифическим свитком), садом как неотъемлемой частью японского жилища [9].

Во второй половине ХХ века в крупных населенных пунктах Японии начал ощущаться острый дефицит свободных площадей, вследствие чего появилась тенденция к минимизации жилого пространства. Современные японские архитекторы ищут оптимальный баланс в соотношении между необходимыми параметрами жилого пространства и тем коротким промежутком времени, которое постояльцы проводят в гостинице. Как результат этих экспериментов стали появляться так называемые гостиницы капсульного типа / микроотели / гостиницы «нулевого класса» / гостиницы экономического класса «0*».

С конца ХХ - начала XXI века гостиницы капсульного типа активно распространяются в мире, несмотря на то, что не вписываются в общепринятые классификационные системы [6]. Их появлению способствовали следующие факторы:

- путешествия людей стали носить частый и краткосрочный характер;

- сильно возросла доля потребителей, которым гостиница нужна на очень непродолжительное время (например - транзитные пассажиры);

- увеличилось количество туристов, не желающих оплачивать за ненужные им дополнительные услуги;

- повсеместное возрастание стоимости земельных ресурсов, особенно в узловых зонах туристической привлекательности, что усложняет вопрос удобного размещения гостиниц. При этом современные технологии позволяют внедрять микрогостиницы в существующее пространство и приблизиться к объектам туристического интереса;

- технологический прогресс позволяет без ущерба сокращать параметры жилого номера за счет более компактного оборудования (использование плоских ЖК панелей вместо громоздких телевизоров, отсутствие необходимости устанавливать в номере телефон и компьютер), а краткосрочный характер пребывания людей позволяет уменьшать количество мебели для хранения вещей и др.;

- использование бесконтактных технологий (сенсорные экраны, беспроводная связь, автоматизированные стойки для регистрации, оплаты и выписки и др.) позволяет минимизировать количество обслуживающего персонала, тем самым дает возможность сокращать параметры подсобных и служебных помещений [7].

Таким образом, современные тенденции в архитектуре экономичных гостиниц характеризуются выявлением путей минимизации предметно-пространственной среды, предоставлении минимума набора услуг и внедрения системы самообслуживания [8].

Прототипом гостиниц экономического класса «0*» можно считать изобретение японского архитектора Кисё Куракавы - капсульный отель в г. Осака, открытый в 1979 г. в районе Умеда (рис. 1). Это небольшие спальные ячейки размером 2x1x1,25 м, расположенные в 2 яруса. Такие отели очень популярны в Японии и размещаются на территориях

вокзалов, бизнес центров, увеселительных заведений. Следует отметить, что в таких гостиницах пространство традиционно делится на общественную и индивидуальную зоны. При этом общественное пространство, предназначенное для общения, просторное и обычно включает в себя холл, комнату отдыха, бар, сауну, иногда бассейн. Внушительная площадь общественной зоны контрастирует с тесным микромиром индивидуальных капсул, внутри которых можно отгородиться от окружающего мира.

Интерьеры номеров-капсул в таких микроотелях выдерживаются в мягких теплых светлых цветах, действующих умиротворяюще на нервную систему человека, находящегося в тесном замкнутом пространстве. Целевая аудитория таких микрогостиниц - это опоздавшие на поезд или служащие, задержавшиеся допоздна на работе, а также путешественники, которых такие отели привлекают своей низкой ценовой политикой. По негласному правилу капсульные отели предназначены только для мужчин, хотя в некоторых предусмотрен специальный этаж для женщин с запретом нахождения на «мужской» территории.

Рис. 1. Капсульная гостиница (Япония) 2м2 (2,5 м3). В номере: спальное место, интернет, телевизор, розетка. Архитектор Кисё Куракава

Можно провести определенные параллели у японских и российских архитекторов в поисках решения вопросов архитектурно-пространственной организации отдыха людей как залога эффективной работы и полноценной жизни.

Идея оптимальной организации пространства также в свое время волновала и советских архитекторов. Так, в 1930 г. был проведен конкурс на принципиально новый с точки зрения архитектуры тип города - город отдыха в зеленой зоне Москвы как модель жилищного комплекса будущего для 100 тыс. человек с учреждениями общественного обслуживания, культурно-просветительными, физкультурными, жилищными, лечебно-профилактическими, детскими и др. группами. Наибольший резонанс вызвал конкурсный проект «Город сонной архитектуры» Константина Мельникова, где основной идеей была необходимость рационализировать отдых трудящихся за счет сна. Этой идее он остался верен и впоследствии, отмечая в своих воспоминаниях: «И теперь, если я слышу, что для нашего здоровья нужно питание, я говорю - нет - нужен СОН. Все говорят, отдыху нужен воздух, опять не это - я считаю, что без сна воздух бессилен восстановить наши силы. Развивая экспансию в Архитектуре, я удивился и удивлю вас всех своей арифметикой: одну треть жизни лежать без сознания <...> В настоящее время медицина приближает свои методы к сну, как к целебному источнику... и я верю, что я не так уж далек со своим

проектом и скоро к науке с техником придут на помощь поэт и музыкант, и с ними человек, и завершат мою мечту построить СОНную СОНату» [10, с.202].

Рис. 2. «Город сонной архитектуры». Конкурсный проект Константина Мельникова, 1930 г.

В этом проекте организация сна для большого количества людей в общей палате-спальне была связана со сложностями: шумами (разговоры, храп), дискомфортом от тесноты и др. Пути устранения дискомфорта от шума К. Мельников видел, во-первых, в изоляции, во-вторых, в «заглушении» неорганизованных шумов спокойной музыкой. Японские архитекторы пошли по первому пути - изоляции.

Однако все, что может быть привычно для привыкших к тесноте и компактности японцев, не всегда приемлемо для европейского менталитета. Поэтому европейцы оценили идею капсульных отелей в первую очередь как дизайнерскую, а уже потом как минималистическую. Их аналоги «капсул» больше напоминают каюты круизных лайнеров или купе поездов и рассчитаны на потребителя, знакомого с современными средствами коммуникаций (сенсорные экраны, беспроводная связь, автоматизированные стойки для регистрации, оплаты и выписки и др.), что сводит необходимость контактов с обслуживающим персоналом к минимуму. В микроотелях «9h hotel», «Citizen-М», «Qbic», «Easyhotel», «Yotel», «Dasparkhotel», «Tubohotel» (рис. 3а-ж) и др. каждый сантиметр площади номера используется с максимальной эффективностью, благодаря чему в

небольшом пространстве (3-14 м2) есть все необходимое для комфортного кратко временного проживания.

е) ж)

Рис. 3. Капсульные отели в мировой практике: а) «9h hotel» (Япония) 2м2. В номере: спальное место, интернет, телевизор, эл. розетка. Арх.: Design Studio S; б) «Citizen-M» (Амстердам, Глазгоу). 6-12 м2. В номере: wi-fi, телефон, ЖК телевизор, кресло, вентилятор, душ и туалет. Арх.: студия Конкрит; в) «Qbic» (Амстердам, Нидерланды). 7м2. В номере: жилой модуль (кровать, ЖК телевизор, wi-fi, рабочий уголок) и модуль ванной комнаты (душ, раковина, туалет). Арх. Феран Томассен и Ontwerpers; г) «Easyhotel» (Лондон, Берлин, Амстердам, Дубаи и др.) 4-14 м2. Номера с окнами и без. В номере: 2-

сп.кровать, крючки для одежды, кабинка с туалетом и душем, 2 эл. розетки, телевизор, wi-А. Арх. бюро ZMMA; д) «Yotel» (Лондон, Нью-йорк, Амстердам). 10 м2. В номере: кровать, выдвижной столик из стены, розетки, ящики для багажа под кроватью, стул, ЖК телевизор, су (душ, туалет, раковина). Арх. Симон Вудроффе; е) «Dasparkhotel» (Линц, Австрия). 2м, длина 2,5 м. В номере: спальное место. Арх. Андреас Штраус; ж) «Tubohotel» (Тепостлан, Мексика) 2,44 м, длина 3,5 м. В номере: кровать, небольшой столик. Арх. Студия ТЗагс

Мобильность и компактность, сочетание необходимых удобств и полной функциональности превращает микроотели в популярные «островки покоя и отдыха» в местах большого скопления людей: вокзалы, аэропорты, торговые и выставочные центры и др.

Адаптация к современным реалиям привела к появлению нового гостиничного сегмента микроотелей, а именно плавучих гостиниц экономического класса (ГЭК) . В мировой практике вид плавучей недвижимости, в т.ч. отелей, давно освоен, причем он является одним из самых привлекательных вариантов инвестиций.

Интересным концептуальным решением архитектуры ГЭК является творение голландского архитектора Д. Оудендийка, который построил отель на реке в Гааге (Нидерланды) из спасательных капсул, обычно используемых на нефтяных платформах, и рассчитанный на 28 человек (рис.3 з).

В 1950-х гг. руководством СССР уже разрабатывался план гостиничной инфраструктуры на воде, но проект не был реализован до конца, хотя по сей день в некоторых регионах (на Волге, на территории Забайкальского национального парка и др.) функционируют плавучие отели и паромные гостиницы. За последние несколько лет в Москве активно развивалась идея создания микрогостиниц на воде на базе модернизированных дебаркадеров, барж и пароходов, которых в Москве немало. Такие объекты на набережных можно подключить к городским коммуникациям, подвести электросети и Интернет. По мнению экспертов, это рациональный и экономичный вариант, не требующий наличия свободной земли и позволяющий размещать гостиницы по всей Москве на площади водоемов и рек в 3,7 тыс. га и на протяжении береговой линии в 185км.

Анализ текущего и планируемого объема номерного фонда в городах России (в том числе в Москве, других городах-миллионниках, и, особенно, в малых городах) показал, что средняя обеспеченность гостиничными номерами значительно ниже минимального нормативного уровня 3 места на 1000 жителей. Гостиницы экономического класса с приемлемыми ценами и сервисом обслуживания не получили должного развития в Москве, несмотря на массовый спрос и обширные ресурсные возможности по стимуляции экономичных видов туризма, способствующие увеличению количества въездных туристов в несколько раз [6-8].

В современных реалиях практически все экономичные гостиницы в Москве представляют собой гостиницы советского времени, находящиеся на балансе бюджетных учреждений. Обычно средств на содержание таких гостиниц не выделяется, поэтому уровень и номенклатура предоставляемых ими услуг, объемно-планировочные решения, оснащение номеров оставляют желать лучшего.

За последние 20 лет в Москве делался упор на открытие элитных гостиниц с быстрыми сроками возврата капиталовложений, поэтому Москва возглавляет рейтинги мировых цен по стоимости размещения. До недавнего времени это, возможно, было оправдано, но мировая геополитическая ситуация с 2014 г. внесла свои коррективы - по оценкам экспертов с 2014 г. выездной туристический поток снизился на 25-30%, въездной на 3040%. В то же время отечественные туристы переориентировались на экономичные

российские предложения, внутренний туризм увеличился на 25-30%, в дальнейшем ожидается его активный рост. При этом возрастающая мобильность жизни уже сама по себе формирует спрос на доступное экономичное размещение, а недостаток адекватного предложения на него является помехой для развития таких актуальных для Москвы видов туризма, как событийный, культурно-познавательный, деловой, религиозный и др. Особенно это актуально для молодых соотечественников, которые отличаются мобильностью, любят путешествовать и достаточно непритязательны, однако цены в большинстве московских гостиниц им «не по карману».

В то же время, практика иногда опережает научные постулаты, и уже сейчас в Москве накоплен небольшой опыт по строительству сверхэкономичных гостиниц. Российские разработчики создали специализированные автономные передвижные капсулы «Слипбокс», в которых есть кровать и мягкое освещение для размещения в аэропортах, железнодорожных вокзалах и автовокзалах (рис. 2и).

Отель «Воздушный экспресс», открывшийся в конце 2009 года, располагается в аэропорту Шереметьево. Здесь расположены 66 компактных номеров площадью от 7,5м2, которые оборудованы всем необходимым и рассчитаны на кратковременное пребывание пассажиров (рис. 2к).

а) б) в)

Рис. 4: а) «Capsulehotel» (Гаага, Нидерланды). 7м2. В номере (спасательной капсуле): спальное место, душ, туалет. Арх. Денис Оудендийк; б) «Sleepbox» (Москва). 3,75м2. В номере: место для багажа и лежак с авт. системой смены белья, собственная система вентиляции, портативный холодильник, телевизор, розетки. Арх. Arch-group; в) «Воздушный экспресс» (Шереметьево, МО). От 7,5м2. В номере: кровать, кондиционер, розетки, места хранения, ЖК телевизор, су (душ, туалет, раковина)

Несмотря на свою востребованность, такие типы капсульных гостиниц слабо соотносятся с отечественной нормативной базой. Лишь в 2015 году для адаптации к современным реалиям в первом приближении в документе «Порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» (ФЗ, зарегистрирован в Минюсте РФ 29 декабря 2014 г. Регистрационный N 35473), была введена категория гостиниц «без звезд» с сокращенными параметрами помещений и с набором обязательных требований, которые пока не полностью охватывают открывающиеся возможности в архитектуре новых типов гостиниц.

Таким образом, можно сказать, что минимизация параметров современных гостиниц экономического класса носит характер эволюционного витка в развитии гостиничной индустрии. Этот процесс связан воедино, во-первых - с развитием технологий, позволяющих без ущерба сокращать параметры жилого номера и минимизировать количество обслуживающего персонала, во-вторых - с массовым растущим спросом на

экономичный туристический продукт по всему миру, и в-третьих - с тем, что частые и короткие пространственные перемещения становятся глобальным стилем жизни человечества.

Источники иллюстраций:

Рис. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiasport.ru/comment/1966198 Рис. 2. [10].

Рис. 3. а) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://destinia.do/h/h282595-hotel-nine-hours-kyoto; б) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://to-world-travel.ru/shop/62588/; в) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://qbichotels.com; г) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.easyhotel.com; д) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yotel.com/en; е) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dasparkhotel.net/?lang=EN; ж) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tripmapia.ru/hotel/2150837/tubohotel.html Рис. 4: а) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.building.am/pagegal.php?id=279; б) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sleepbox.com; в) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.v-exp.т

Литература

1. Бессонова В.Б. Государственная политика в сфере туризма: правовой аспект // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti tourism/bessonova.htm (дата обращения 21.09.2016).

2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учебное пособие. - М.: Издательство Юнити-дана, 2005. - 158 с.

3. Головатюк А.В. Международное развитие туризма: опыт зарубежных стран и его применение в России. Автореферат Дис. канд. эконом.наук. - М.: МГУ, 2000. - 24 с.

4. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности: учебник / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.

5. Квартальнов В.А. Туризм. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 320 с.

6. Клочко А.Р. Социально - экономические требования к функционально -планировочной и пространственной организации гостиниц экономического класса "0" / А.Р. Клочко, А.К. Клочко, Л.А. Солодилова // Архитектура и современные информационные технологии. - 2014. - № AMIT 2(27) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2014/2kvart14/klochko/abstract.php

7. Клочко А.Р. Актуальные вопросы развития сети малых гостиниц экономического класса в условиях Москвы и прилегающих к ней территорий / А.Р. Клочко, Л.А. Солодилова // Промышленное и гражданское строительство. - 2012. - № 9. - С.12-13.

8. Клочко А.Р., Солодилова Л.А., Клочко А.К. Обоснование необходимости размещения гостиниц экономического класса на транспортных и водных артериях Москвы /

А.Р. Клочко, Л.А. Солодилова, А.К. Клочко // Промышленное и гражданское строительство. - 2015. - № 11.

9. Коновалова Н. Минимальное пространство японских гостиниц // Архитектура, строительство, дизайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^рр://агсЫоита1.пи>п^/05 46 2007/¡apanhotels.htm (дата обращения 21.09.2016)

10. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. - М.: Стройиздат, 1990. - 296 с.

References

1. Bessonova V. B. Gosudarstvennaja politika v sfere turizma: pravovoj aspekt [State policy in the sphere of tourism: legal aspect. Tourism and cultural heritage. Collection of scientific works. Release 1]. Available at: http://tourlib.net/statti tourism/bessonova.htm

2. Voskresensky V. Y. Mezhdunarodnyj turizm [International tourism]. Moscow, 2005, 158 p.

3. Golovatyuk A.V. Mezhdunarodnoe razvitie turizma: opyt zarubezhnyh stran i ego primenenie v Rossii [international tourism development: experience of foreign countries and its application in Russia (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2000, 24 p.

4. Zorin I. V., Kaverina T. P., Kvartalnov V.A. Turizm kak vid dejatel'nosti [Tourism as kind of activity. Textbook.] Moscow, 2005, 288 p.

5. Kvartalnov V. A. Tourism. Finance and statistics, 2002, 320 p.

6. Klochko A.R., Klochko A.K., Solodilova L.A. Social and economic requirements to functional - planning and spatial organization of economy class "0" hotels. Architecture and modern information technologies, 2014, No. AMIT 2 (27). Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2014/2kvart14/klochko/abstract.php

7. Klochko A.R., Solodilova L.A. Aktual'nye voprosy razvitija seti malyh gostinic jekonomicheskogo klassa v uslovijah Moskvy i prilegajushhih k nej territorij [Topical issues of economy class small hotels network development in the conditions of Moscow and the territories adjoining to it] Industrial and civil engineering. Moscow, no. 9. 2012, pp. 12-13.

8. Klochko A.R., Solodilova L.A., Klochko A.K. Obosnovanie neobhodimosti razmeshhenija gostinic jekonomicheskogo klassa na transportnyh i vodnyh arterijah Moskvy [Reasons for need of economy class hotels placement on transport and waterways of Moscow. Industrial and civil engineering]. Moscow, 2015, no. 11.

9. Konovalova N. Minimal'noe prostranstvo japonskih gostinic [Minimum space of the Japanese hotels. Architecture, construction, design]. Available at: htpp://archjournal.ru>rus/05 46 2007/japanhotels.htm

10. Khan-Magomedov S.O. Konstantin Melnikov. —Moscow, Stroyizdat, 1990. — 296 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Клочко Асмик Рубеновна

Канд. арх., доцент кафедры «Архитектура и градостроительство», Московский Государственный Строительный Университет, Москва, Россия e-mail: asmik1985@mail.ru

Клочко Алексей Константинович

К.т.н., доцент кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция», Московский Государственный Строительный Университет, Москва, Россия e-mail: klo4ko aleksey@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Klochko Asmik

PhD in Architecture, Associate Professor of «Architecture and City Planning» Department, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia e-mail: asmik1985@mail.ru

Klochko Aleksey

PhD in Technical Sciences, Associate Professor of «Heat-gas Supply and Ventilation» Department, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.