Научная статья на тему 'Минимизация издержек цепи поставок в условиях нестабильной среды'

Минимизация издержек цепи поставок в условиях нестабильной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИЗДЕРЖКИ / ЦЕПЬ УПРАВЛЕНИЯ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов М. О.

Рассмотрены риски как экономическая категория и дана их классификация. Представлена цепь поставок (ЦП) и критерии ее оптимизации. Дан анализ макрои микросреды ЦП как источника возникновения рисков роста издержек. Показана зависимость между видами рисков и факторами их возникновения в макрои микросреде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Минимизация издержек цепи поставок в условиях нестабильной среды»

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эя 77 - 30569. Государственная регистрация №04Д110002Б.155М 1994-0408_

Минимизация издержек цепи поставок в условиях нестабильной среды

# 08, август 2011 автор: Орлов М. О.

УДК 656.01

МГТУ им. Н.Э. Баумана ibm3@ibm.bmstu.ru

Столкнувшись с проблемами и задачами, порождаемыми современной жесткой конкурентной средой торговли, когда характер бизнеса становится все более глобальным и стремится к укрупнению и дальнейшей монополизации рынков, фирмы неминуемо приходят к выводу, что управлять необходимо не только собственным бизнесом, но и цепью поставок (ЦП). Фирма должна участвовать в управлении сетью всех компаний, которые непосредственно или косвенно сотрудничают с ней, т.е. сетью ее поставщиков (например, сырья, исходных материалов, комплектующих и т.п.), а также сетью компаний, которые отвечают за доставку соответствующего продукта к потребителю и его послепродажное обслуживание, т.е. каналами распределения.

Цепь поставок охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров, начиная с поставок сырья и исходных материалов и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному пользователю, а также связанные со всем этим потоки и риски. Материалы и информация перемещаются вверх и вниз по ЦП.

Управление ЦП - это интеграция и управление всеми фирмами и видами деятельности, входящими в ЦП, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью создания высокоэффективных систем формирования ценности, которые обеспечивали бы фирмам-участникам существенное конкурентное преимущество.

До недавнего времени главное внимание организации уделяли своим непосредственным потребителям и внутренним функциям, мало интересуясь другими фирмами-участниками их сети поставок. Три крупные перемены, касающиеся глобальных рынков и технологий, заставили высшее руководство компаний всерьез отнестись к проблемам управления ЦП.

1. Постоянно возрастающие запросы потребителей, вызванные глобальной конкуренцией и затрагивающие такие факторы, как себестоимость продукции, качество продуктов и услуг, доставка потребителю, используемые технологии и длительность цикла.

2. Формирование и широкое признание важности межорганизационных отношений сотрудничества на более высоком уровне.

3. Информационная революция.

В данном контексте нельзя не сделать акцент на анализе управления рисками в ЦП, основанном на понимании издержек цепи. Одной из базовых стратегий конкуренции является стратегия минимизации издержек. Следовательно, целесообразно рассмотреть механизм управления рисками с целью минимизации издержек.

Риск как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни общества неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любого предприятия, являющегося активным участником рынка. Нестабильность уровня спроса и предложения, резкие колебания валютных курсов, несовершенство законодательной базы, а также многие другие негативные факторы, характерные для текущего состояния российской экономики, создают условия, при которых ни одна коммерческая операция не может быть осуществлена с заведомо гарантированным успехом.

Вследствие этого важным, а иногда и решающим условием эффективного функционирования и развития предприятия является умение его руководства идентифицировать риски и ими управлять. В процессе управления рисками прежде всего необходимо определить цели риска и цели рисковых вложений капитала. Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. Неизбежность риска в стремлении к сверхвысоким доходам учитывают при планировании создания и развития предприятия в бизнес-планах. Например, при организации поставки из стран с нестабильной политической установки страхуются от риска потери груза - политический риск, а в случае вероятности повреждения груза в пути (по причине известного неудовлетворительного состояния дорожного полотна или мультимодальности ЦП) - транспортный риск. При планировании и организации производственных процессов, заранее задавая определенный уровень эффективности использования ресурсов и как следствие, уровня текущих затрат и прибыли - учитывается риск снижения рентабельности.

Идентификация риска позволяет впоследствии получить количественную и качественную его оценку - это оценка вероятности наступления опасности и прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном измерении.

Полученные оценки позволяют разработать организационно-технические мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации ущерба и регулирования убытков.

Оценка рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида анализа:

1) качественный: определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям;

2) количественный: определение размеров отдельных рисков и риска проекта в целом.

Качественные методы основаны на субъективной оценке ожидаемых параметров

деятельности. Выделяют следующие методы:

- метод дерева решений представляет собой оценку значений денежных потоков по нескольким вариантам развития: оптимистичный, пессимистичный и нормальный. Дерево решений - это сетевые графики, отражающие моменты наступления событий и вероятность получения финансовых результатов. Каждая ветвь дерева - это различные варианты развития. Чем больше разброс значений прогнозируемых критериев, тем более рискованным кажется проект;

- метод сценариев позволяет перейти от детализированного описания стратегических и оперативных рисков, характерных для каждого вид деятельности предприятия к проработке вероятного, пессимистического и оптимистического вариантов развития. На заключительном этапе перспективного планирования такая оценка риска должна воплощаться в показателях плановых заданий: напряженных - соответствующих оптимистическому сценарию, наиболее реальных (вероятный сценарий) и заниженных (пессимистический сценарий).

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды. Мера риска -это степень неопределенности финансовых результатов, степень вероятностных потерь. Мерой риска некоторого коммерческого решения следует считать среднее квадратичное отклонение значения показателя эффективности этого решения:

где х - абсолютное значение / -го результата; х - среднее значение результатов; п - число вариантов исхода события.

Чем меньше разброс результата решения, тем более он предсказуем, т. е. меньше риск. Если среднее квадратичное отклонение результата равно нулю, риск полностью отсутствует.

п

К количественным показателям так же относят следующие:

- анализ чувствительности - анализ изменений основных критериев в зависимости от последовательного изменения рискованных для проекта факторов (по сравнению с базовым вариантом);

- сценарный анализ - анализ изменений основных критериев эффективности в зависимости от параллельного (одновременного) изменения переменных проекта, проверяемых на риск. Обычно составляют базовый, оптимистичный и пессимистичный сценарии. Дополнительно каждому сценарию может ставиться в соответствие вероятность его осуществления (наступления);

- имитационное моделирование - перебор всех возможных комбинаций (сочетаний) изменений параметров в заданном диапазоне с учетом вероятности достижения той или иной границы. Таким образом, получается оценка интегральных последствий многих случайных явлений. Для сокращения числа расчетов (испытаний) используют соответствующие математические методы, например, метод Монте-Карло.

К методам регулирования рисков можно отнести следующие:

- избежание риска (например, отклонение решений о выпуске новых продуктов, о покупке нового предприятия);

- диверсификация риска состоит в распределении общего риска за счет объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела;

- самострахование - процесс, при котором предприятие, часто подвергающееся однотипному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки;

- хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь за счет заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов. Хеджирование обычно используется в банковской, биржевой и коммерческой практике.

В [2] представлено упрощенное деление рисков на политические, социальные, экономические, экологические и юридические. В данной статье наиболее детально подвергаются рассмотрению экономические риски (внутрихозяйственные, транспортные и коммерческие), но при рассмотрении организации комплекса антирисковых мер рассматриваются факторы влияния всех рисков в комплексе. С этой целью выделяются три функциональных блока на базовом уровне ЦП (рис. 1): поставщик - совокупность производителей какого-либо наименования продукции; фирма-посредник, которой отдали на аутсорсинг модуль доставки продукции в общей ЦП продукции от производителя к потребителю; потребитель - совокупность всех потребителей анализируемой номенклатуры продукции.

Рис. 1. Макро- и микросреда ЦП

Такое обобщение представляется нам целесообразным, поскольку каждая из этих групп имеет свою отдельную цель функционирования в ЦП, четко сдерживаемую системой общих контрактов, т.е. взаимных обязательств.

Цель управления рисками - снижение вероятности увеличения издержек. Первый риск

- срыв условий организации производства, затем риск внутри фирмы, третий риск -реализация.

Возникает вполне резонный вопрос: что происходит при смене технологии

производства продукта. В современных условиях глобализации необходимо говорить о конкуренции ЦП, а не отдельных ее звеньев. В каждом из звеньев ЦП есть свои конкуренты и специфические нюансы, но ответ на поставленную проблему однозначен: преобразование идет на уровни всей ЦП, а не отдельных ее составляющих. Под блоком «Поставщик», конечно, подразумевается не один какой-то завод, пусть даже для известного нам продукта -любому продукту всегда есть аналог. Однако, экономя на издержках производства, конкуренты сильно рискуют потерять в качестве, а поэтому и утратить доверие клиентов к своей марке и, как следствие, потерять конкурентное преимущество.

Помимо естественных издержек в ЦП (погрузоразгрузочные работы, хранение, транспортировка и др.) необходимо предусмотреть мероприятия по снижению рисков в ситуациях, которые могут повлиять на конечный результат. Предлагается проанализировать зависимость издержек от рисков (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость издержек (L ) от возможных рисков (R ):

I - заказ без изменений (постоянный);

II - заказ с изменениями;

III - заказ для нового продукта

Для первой категории заказов количество (qt) и качество (ql) - константы, т.е. qt = const и ql = const; для второй категории заказа qt = var и ql = const, и для третьей категории заказа характеристики будут варьироваться в зависимости от стратегии руководства и требований рынка. Эффективное управление цепью поставок обеспечивается минимизацией общих издержек на основе управления рисками. Необходимо отметить, что под управлением рисками понимаются прогнозирование, минимизация рисков, а также превентивные меры, позволяющие избежать излишних издержек. Современное управление рисками сводится к их прогнозированию, а значит и к минимизации.

Целесообразным представляется анализ, основанный на надежности выполнения контрактных обязательств. Это значит, что необходимо рассматривать в матрице (табл.) ячейки, оказывающие решающее воздействие на весь процесс доставки. Второй, наиболее весомый критерий, - классификация по критерию минимизации потерь прибыли для фирмы, т.е. для фирмы-посредника (как ответственных за эффективное функционирование ЦП). Поэтому целесообразно провести разбивку по секторам, исключая элементы, не отвечающие критериям.

Факторы возникновения рисков Макро- Микро-

Количество Качество Время В н в Поставщики Конкуренты Внутрифирменная среда Потребители

В В 5 * и 5 Рч риск закупки {1.1} П.2} {13} {14} {14} {15} {1.6} {1.7} {18}

транспортные риски {2.1} {2.2} {2.3} {2.4} {2.5} {2.6} {2.7} {2.8}

риск хранения на складе за прогнозируемый период {3.1} {3.2} {3.3} {34} {3.5} {3.6} {3.7} {3.8}

страховые риски {4.1} {4.2} {4.3} {4.4} {4.5} {4.6} {4.7} {4.8}

банковские риски {5.1} {5.2} {5.3} {5.4} {5 5} {5.6} {5.7} {5.8}

риски таможенного оформления {6.1} {6.2} {6.3} {6.4} {6.5} {6.6} {6.7} {6.8}

риски реализации ШЯЯЯж {7.1} {7.2} {7.3} {7.4} {7.5} {7.6} {7.7} {7.8}

риски потери клиента {8.1} {8.2} {8.3} {8.4} {8.5} {8.6} {8.7} {8.8}

Согласно выбранным критериям, в рассматриваемых секторах матрицы целесообразно выделить следующие элементы.

Риски ЦП в макросреде. Элементы {1.3}..{8.3}. Глобальный фактор «Время» тесно связан со всеми рисками ЦП. Решающее влияние оказывается на процесс закупки, а также и дальнейшей поставки, поскольку это ведет к срыву поставок, неготовности груза в срок для отгрузки, нарушению сроков поставки, невыполнению финансовых обязательств сторон в ЦП.

Элементы {3.2}, {4.2}. Под фактором качества подразумевается класс опасности груза: естественно, это будет влиять на характер хранения на складе, страховую сумму и риск перевозки, характер упаковки и повышенное требование к сервису обслуживания.

Элементы {3.1}..{4.1}. Количественный фактор будет влиять как на хранение продукции на складе, так и на сумму страхового взноса для гарантии сохранности продукции.

Элементы {3.1}..{3.4}. Складские риски проходят красной линией через все факторы макросреды ЦП рассматриваемого сектора: количество продукции и ее упаковка, класс опасности продукта, время прибытия и хранения на складе, техническое оснащение склада будут влиять на характер общих издержек в ЦП.

Риски ЦП в микросреде. Элементы От внутрифирменной организации

будет зависеть доставка продукции конечному потребителю, а значит именно фактор «Внутрифирменная среда» будет основным индикатором рисков:

- для рисков таможенного оформления несвоевременная сертификация товара,

неправильный расчет таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.д., нарушение требований документооборота, неудовлетворительное информационное обеспечение сделки и

сопряженное с ним нарушение законодательства;

- для рисков реализации отказ в регистрации товара, упущенная выгода - снижение объемов спроса или потребности в товаре, вытеснение его конкурентами, снижение доходности - повышение закупочной цены или снижение объема закупок, увеличение расходов, прямые финансовые потери - потери товара, его качества, повышение издержек обращения, штрафы, непредвиденные пошлины и отчисления.

Элементы {1.8}..{8.8}. Конечный потребитель как «лакмусовая бумажка» для всех предыдущих участников на разных этапах ЦП: от покупательской способности конечного потребителя, т. е. какова будет конечная цена продукта, от тенденций рынка и своевременности поставки продукта будет зависеть и характер общих издержек в ЦП.

Элементы {2.5}, {2.6}. Для транспортных рисков, возникающих при факторах «Поставщики» и «Конкуренты», важны риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений и военных действий, риски хищений и технический риск - отказ и поломка транспортных средств и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков.

Элементы {1.5}...{1.8}. Риск закупки можно охарактеризовать как наиболее «криминальный»: поставщик, как правило, производит продукцию по заранее

определенному плану с фирмой-посредником. Речь идет о следующем участнике ЦП, с которым поставщику необходимо договориться. «Криминал» же возникает в цене контракта. Поэтому прямые договоры между директорами или начальниками отделов сбыта/закупок/логистики могут автоматически исключить все прочие компании на возможное сотрудничество. Следовательно, завышенная цена закупки скажется на итоговой цене покупателю. Поэтому выиграют от этого конкуренты.

Элементы {3.5}..{3.8}. Складская составляющая является также важной составляющих в общих издержках, и именно поэтому складские риски закономерно взаимосвязаны со всеми факторами как макро-, так и микросреды. В случае рассматриваемого сектора рисков в микросреде, речь идет о четком планировании в ротации склада, чтобы не произошло «падение» склада, когда из-за несвоевременных поставок происходит затоваривание, не хватает площадей и проч. Соответственно, компаниям желательно просчитать, что дешевле:

хранить запасы и делать редкие поставки или хранить минимум запасов и планировать четкий график поставок.

Элементы {7.5}..{7.8}. Риски реализации: установив условия закупки и определив работу склада, на каждом уровне осуществляется расчет риска реализации: для завода как просто участника ЦП этот риск минимален, так как есть подписанные контракты на закупку продукции, но если фирма сама производитель и продавец, то риск весьма существенен -напрямую влияет на загрузку мощностей предприятия. Соответственно, обостряется и конкурентная борьба за потребителя, который в итоге и делает выбор в пользу того или иного продукта, корректируя политику всех участников ЦП.

Элементы {8.5}..{8.8}. Риски потери клиента: вопрос клиентского сервиса здесь представляется двояко: с одной стороны, каждый участник цепи является клиентом для последующего и предыдущего участников. Поэтому завод ищет себе эффективного партнера для доставки и реализации, заботясь о своем конечном клиенте-потребителе. С другой стороны, в итоге вся ЦП нацелена на конечного потребителя, который и является самым важным клиентом для всех, за него и идет борьба. Именно поэтому наиболее эффективной представляется ЦП, где каждый понимает итоговую цель работы и действует в команде, нацеленной на результат, а не пытается максимизировать свой личный результат.

Таким образом, четкое понимание процесса управления рисками в ЦП должно существенно повысить эффективность деятельности предприятия в условиях нестабильной среды. Предприятие может получать высокую экономическую выгоду только в случае непрерывного повышения уровня собственной безопасности. Различные варианты организации мероприятий по управлению риском оцениваются, во-первых, с точки зрения затрата, а затем и абсолютной прибыли или нормы прибыли на единицу затрат, во-вторых, с позиции сохранения долгосрочных взаимовыгодных отношений с партнерами, особенно это касается ключевых клиентов, обеспечивающих стабильное функционирование предприятия. Достигаемый при этом уровень безопасности играет роль, но определяется выбранным наиболее экономически выгодным вариантом.

Список литературы

1. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы. Логистико-ориентированное проектирование бизнеса [Текст] / под ред. А. А. Колобова, И.Н. Омельченко. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 600 с.

2. Балабанов, И.Т. Риск-менеджмент [Текст] / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с.

3. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия [Текст] / Г.Б. Клейнер. - М.: Дело, 2008. - 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.