Научная статья на тему 'Минерально- сырьевые ресурсы России и их роль в отечественной и мировой экономике'

Минерально- сырьевые ресурсы России и их роль в отечественной и мировой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4945
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Минерально- сырьевые ресурсы России и их роль в отечественной и мировой экономике»

ВОПРОСЫ экономики

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ И ИХ РОЛЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

H.H. МОЧАЛИН, профессор Ю.С. МАЛЮТИН,

главный специалист информационно-аналитического центра Международной академии минеральных ресурсов

Природные ресурсы, в первую очередь минерально-сырьевые, составляют основу существования человечества и определяют будущее мировой цивилизации. Уровень и полнота использования природного минерального сырья закономерно возрастает с развитием научно-технического прогресса. Благосостояние народов и стран, их экономическая и социально-политическая независимость, геополитическая роль в мировом сообществе во многом определяются богатством недр соответствующих территорий, а также наличием комплекса средств, необходимых для их наиболее выгодного освоения и использования в национальных интересах при участии б международной минерально-сырьевой кооперации и интеграции.

Неравномерное пространственное распределение запасов и добычи полезных ископаемых по странам мира, особенности материального производства отдельных стран, а также комплекс факторов, влияющих на их экономическое развитие, обусловливают сырьевую взаимозависимость стран мира и подчеркивают важнейшую роль мирового рынка минерального сырья и продуктов его производства в обеспечении роста их экономического потенциала. При этом надо иметь в виду, что страны, обладающие минерально-сырьевыми ресурсами и развитой горно-добывающей промышленностью, но которые сами не могут обеспечить добычу и переработку этих ресурсов, вынуждены отдавать эти ресурсы иностранным компаниям, становясь сырьевым придатком экономически развитых стран.

Россия обладает огромными природными ресурсами, которые являются прочным фундаментом для устойчивого развития экономики в условиях расширенного воспроизводства и притягательной силой для международного сотрудничества.

Особенность природно-ресурсного потенциала России — его крупномасштабность и комп-

лексность. Ни у одной страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объема и спектра — от нефти, газа, угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых.

Доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13%, газа -32%, угля -11%, железа -26%, никеля — 36%, кобальта — 18%, свинца — 10%, цинка — 15%. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов и ряду других полезных ископаемых Россия занимает 1-3 место в мире. Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет, по оценке ВИЭМС, 28,5 трлн дол. США, в том числе извлекаемая ценность в средних ценах мирового рынка за 1992-1999 годы достигает 19,5 трлн дол. США. Основной удельный вес в извлекаемой ценности (около 72%) приходится на долю топливно-энергетических ресурсов. Такие виды полезных ископаемых, как нефть, газ, уголь, железные руды, медь, никель, золото, платиноиды, алмазы, апатиты, калийные соли, асбест, обладают прочной и достаточно освоенной минерально-сырьевой базой и развитыми горно-добывающими и перерабатывающими мощностями. К этой категории можно отнести и высокоразвитые мощности по производству алюминия, хотя это и не касается состояния отечественной минерально-сырьевой базы этого металла.

В экономике России минерально-сырьевой сектор занимает ведущее место: на его долю приходится более 33% валового внутреннего продукта (ВВП). По добыче нефти и газа, производству стали и чугуна, первичного алюминия, рафинированной меди, никеля, цинка, титана Россия занимает одно из ведущих мест в мире, обеспечивая по большинству из них не только свои внутренние потребности, но и поставляя значительное их количество на внешний рынок. Менее заметную

ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В СТРУКТУРЕ МИРОВОГО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА*

Россия Прочие

площадь суши

численность населения

ресурсы запасы добыча потребление

ресурсы запасы добыча потребление

алмазы

золото

платина

палладии

ресурсы

запасы

добыча потребление

■аиищрчр

24%

9.5%

серебро

ресурсы запасы добыча

потребление

' По данным ИАЦ «Минерал», 2001 год.

7.8% 12.5%

15.9%

бокситы (алюминиевое сырье)

никель

медь

роль Россия играет в мировом производстве свинца, олова, вольфрамовых и молибденовых концентратов. Из недр России, даже в условиях спада промышленного производства, извлекаются 9-10% мировой добычи нефти, 24-25% газа, 22-24% никеля и кобальта, 5-7% угля и железных руд, 24% алмазов, значительная часть золота, платиноидов и других цветных, редких и благородных металлов.

Вхождение России в мировой рынок минерального сырья и металлов требует обеспечения должной конкурентоспособности как по качеству сырья и производимой из него продукции, так и по затратам на их добычу и производство. Между тем обширная минерально-сырьевая база России, созданная в результате геологоразведочных работ за десятилетия существования СССР, в настоящее время по своим качественным параметрам и промышленно-экономической значимости не отвечает современным условиям и требованиям мирового рынка. Рентабельность многих месторождений была определена при условии низких цен на энергоносители, транспорт и оборудование при внутриотраслевом перераспределении прибыли и выделении централизованных капитальных вложений из государственного бюджета.

В условиях рыночных отношений, когда резко возросли затраты на добычу и переработку руд и усилилась конкурентная борьба за сбыт продукции, рентабельность многих разведанных месторождений оказалась под вопросом. По этой причине работа многих действующих предприятий горно-обогатительного комплекса оказалась экономически малоэффективна, и они вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо резко сократить объемы добычи и переработки сырья в связи с переходом на выборочную отработку наиболее богатых запасов.

Общий экономический кризис и спад промышленного производства, вызванные глубоким реформированием экономики и переходом к рыночным отношениям, привели к резкому падению внутреннего спроса практически по всем металлам. Так, с 1991 по 2000 год внутреннее потребле-

ние алюминия первичного снизилось в 3 раза, меди рафинированной — в 4,6 раза, свинца — в 3,3 раза, цинка — в 2,7 раза, никеля — в 5,7 раза, олова — в 4,2 раза, вольфрамовых и молибденовых концентратов — соответственно в 8,4 и 6,4 раза.

Падение внутреннего спроса на цветные металлы обусловлено, главным образом, глубоким спадом производства в основных отраслях- потребителях, таких как машиностроение и ВПК, на долю которых приходится более 85% общего потребления. Значительно снизилось потребление цветных металлов в электротехнической и радиотехнической промышленности и автомобилестроении, что связано с насыщением внутреннего рынка более качественной импортной продукцией этих отраслей (автомобили, электробытовые товары, радио-, теле- и видеотехника).

Несмотря на значительный спад производства основных цветных металлов, Россия продолжает играть значительную роль в мировой торговле этими металлами, оказывая заметное влияние на состояние мирового рынка. Резкое сокращение внутреннего рынка заставило российских продуцентов расширять позиции на внешних рынках. За рубежи России вывозится 41-45% добываемой в стране нефти и 30-35% производимых нефтепродуктов, 30-33% газа, около 90% меди, до 97-99% никеля и алюминия. Экспорт этих важнейших видов минерально-сырьевой продукции обеспечивает до 70% валютных поступлений в страну.

Объем российского экспорта в 2000 году по сравнению с 1991 годом увеличился почти в 4,9 раза и составил 86% от объема производства цветных металлов против 20,7% в 1991 году. Доля России в мировом экспорте цветных металлов за этот период увеличилась с 7 до 20%. При этом резко изменилась география экспорта: сократилась доля продаж в страны ближнего зарубежья, и существенно увеличились поставки странам Запада и Юго-Восточной Азии.

Более половины российского экспорта цветных металлов (в стоимостном выражении) состав-

Таблица 1

Производство и потребление основных цветных металлов в России

Металлы В % 2000 г. к 1991 г.

Производство Внутреннее потребление

Алюминий первичный, включая силумин 114,5 27,4

Медь рафинированная, включая вторичную 104,8 30,3

Свинец, включая вторичный 186,6 29.5

Цинк 139,0 39,1

Олово 21,2 21,4

Никель 82,9 26,5

Вольфрамовый концентрат 31,6 13,9

Молибденовый концентрат 60,9 15,0

Титан губчатый 42,0 14,6

ляет алюминий первичный (в слитках). В то же время свыше 60% сырья для производства алюминия импортируется как из стран СНГ (Украина, Казахстан), так и из стран дальнего зарубежья (Австралия, Ямайка, Греция и др. страны), что обусловлено значительным разрывом в имеющихся мощностях по добыче и производству сырья и выпуску металла. В перспективе в связи с намечаемым ростом промышленного производства в стране внутренняя потребность в алюминии, как и в других цветных металлах, безусловно, увеличится, что не может не сказаться на снижении объемов российского экспорта.

Внутреннее потребление меди в России за период 1990-2000 годов сократилось с 792,5 тыс. т до 174,8 тыс. т, или почти в 4,6 раза. В то же время производство рафинированной меди за этот период практически осталось на одном уровне. Это обстоятельство способствовало активному росту экспортных поставок металла в зарубежные страны. Так, если в 1990 году внутренняя потребность России в меди полностью удовлетворялась только за счет поставок из других республик, в основном из Казахстана (дефицит составил 65,1 тыс. т), то уже в период 1991-1999 годов производство металла стало превышать потребности внутреннего рынка (в 1999 году превышение составило 550,5 тыс. т).

Превышение производства рафинированной меди над потребностями внутреннего рынка более чем в 4 раза способствовало резкому увеличению экспорта металла (189,8 тыс. т в 1992 году и 643,8 тыс. т в 2000 году). Основное количество меди (98%) поставляется в страны дальнего зарубежья, главным образом в страны Западной Европы и Японию.

Значительное падение спроса на никель на внутреннем рынке России и рынках стран СНГ при сравнительно небольшом снижении объемов его производства способствовало увеличению экспорта российского никеля на мировой рынок,. объемы которого, по данным Государственного таможенного комитета РФ, в 1999 году достигли 211,4 тыс. т против 70,8 тыс. т в 1991 году. В 2000 году по сравнению с 1999 годом физические объемы экспорта никеля снизились на 14,9 тыс. т (6,8%), но за счет высоких мировых цен на металл стоимостные показатели его экспорта выросли на 49%.

Россия является одной из крупнейших стран мира по производству губчатого титана и титанового проката, однако собственной рудно-сырье-вой базы она не имеет, хотя и обладает значительными разведанными запасами этого металла. Практически все рудное сырье (ильменитовый концентрат) поставляется с горно-обогатительных предприятий Украины, частично — Казахстана. В то же время мощности российских предприя-

тий по выпуску титановой губки позволяют не только обеспечить внутренние потребности страны, но и экспортировать значительное количество этой продукции, выступая основным конкурентом США и Японии.

Производство цинка в стране превышает объемы его внутреннего потребления почти в 1,8 раза, что связано со значительными объемами переработки цинкового сырья на металлургических заводах России, поставляемого из зарубежных стран (в основном на толлинговой основе из Казахстана, Ирана, Китая, стран Западной Европы и Южной Америки), что обусловливает значительные объемы экспорта этого металла. До 2005 года ожидается сохранение экспорта цинка в пределах 110-120 тыс. т.

Российский внутренний рынок испытывает дефицит в свинце, производимом на отечественных металлургических заводах. Разница покрывается за счет закупок свинца в Казахстане (30-35 тыс. т ежегодно). Остро стоит вопрос создания на территории России новых производственных мощностей по выпуску рафинированного свинца.

Сужение внутреннего рынка привело к тому, что наряду с традиционным экспортом упомянутых выше металлов на внешний рынок стали поставляться металлы, ранее использовавшиеся только для удовлетворения потребностей отечественной промышленности и специальных нужд, такие как олово, титан, вольфрам и молибден. И если экспортные возможности по этим металлам обусловлены во многом •невостребованностью их со стороны отечественной промышленности и накопленными складскими запасами, то со стабилизацией и дальнейшим развитием отечественного производства целесообразность экспорта этих металлов становится весьма проблематичной.

Особое место среди этих металлов занимает уран. В последние годы Россия, используя, главным образом, складские запасы, активно экспортирует его в страны Запада в количествах, значительно превышающих его добычу из недр. Между тем состояние собственной минерально-сырьевой базы урана явно неудовлетворительное, и уже в ближайшее десятилетие запасы урана будут исчерпаны. Это приведет к тому, что Россия из крупных экспортеров урана может превратиться в его импортера в условиях неблагоприятной для нашей страны мировой конъюнктуры этого важного энергетического сырья.

Доля металлов в общем объеме российского экспорта в 2000 году в стоимостном выражении составила 17%. В товарной структуре экспорта черных металлов более 90% приходится на прокат плоский из железа и стали, полуфабрикаты, чугун и ферросплавы. В ближайшие годы, вероятнее всего, Россия, учитывая сложившийся характер ми-

Таблица 2

Внешняя торговля России минеральным сырьем и металлами

(по данным Государственного таможенного комитета РФ)

Вид продукции Экспорт Импорт

1997 1998 1999 1997 1998 1999

Нефть сырая млн т, 127,1 137,3 124,6 7,9 7,9 6,0

Газ, млрд м3 201,1 204,0 188,8 4,4 3,0 4,1

Уголь каменный, млн т 23,1 24,0 27,25 15,0 14,9 16,2

Железные руды и концентраты, млн т 12,8 13,8 10,8 5,4 6.6 3.3

Чугун, млн т 2,4 2,5 2,8 0,05 0,03 1,2

Железо и стальнелегированная, млн т 0,2 0,1 0,1 0,85 1,4 0,07

Никель необработанный, тыс. т 219,2 214,2 211,3 1,25 2,1 0,4

Медные руды и концентраты, тыс. т 30,1 39,8 26,2 312,0 336,8 57,8

Медьрафинированная, тыс. т 571,9 529,8 633,6 7,4 6,2 0,4

Оловянные руды и концентраты, тыс. т 2,5 2,3 4,3 3,9 0,3 0,4

Олово необработанное, тыс. т 8,9 2,1 0,8 0,2 0,4 1,54

Вольфрамовый концентрат, тыс. т 8,8 5,4 4,6 - - -

Молибденовый концентрат, тыс. т 4,6 7,4 10,9 0,6 1,5 1,2

Бокситы и глинозем тыс. т 1298,0 1389,1 429,9 5231,7 3694,7 3911,4

Алсминий первич ный, тыс. т 2710,0 2790,4 3115,7 32,7 33,75 98,5

Титановые концентраты, тыс. т - - - 89,9 93,6 63,4

Титан, тыс. т 33,8 27,85 14,5 1,05 2,7 1,45

Свинцовые руды и концентраты, тыс. т 32,6 21,75 21,0 - - 7,9

Свинец необработанный, тыс. т 6,8 3,7 3,4 30,0 19,55 27,2

Цинковые руды и концентраты, тыс. т 56,6 38,4 46,1 230,6 206,6 226,9

Цинк необработанный, тыс. т 120,6 117,2 118,2 40,5 35,1 5,6

Марганцевая руда, тыс. т - - - 180,0 480,0 738,4

Хромовая руда, тыс. т - - - 630,0 505,0 608,0

рового рынка, не выйдет за пределы нынешних 8-10% мировой торговли черными металлами.

Экспорт нефти и газа, по-видимому, сохранится в ближайшие годы на достигнутом уровне. Что же касается угля, то его экспорт может возрасти в два раза, но не ранее 2010 года, так как в связи с кризисными явлениями в этой отрасли почти половина действующих шахт и разрезов может быть закрыта по причине нерентабельности их работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если по большинству видов минерального сырья и металлов объемы производства полностью удовлетворяют потребности внутреннего рынка, то по свинцу, хромовому, марганцевому и титановому сырью сохраняется необходимость их закупок в странах СНГ, в первую очередь в Казахстане и Украине. Зависимость отечественной экономики от импорта этих полезных ископаемых может сохраниться достаточно долгое время, по крайней мере до тех пор, пока не будет создана надежная рудно-сырьевая база этих металлов. Для устойчивого функционирования секторов экономики, связанных с их потреблением, необходимо укреплять и развивать связи с зарубежными странами и в первую очередь с государствами СНГ.

Что касается химического и горно-рудного сырья, то уже в настоящее время экономика России оказалась под угрозой свертывания внутреннего рынка калийных солей, апатита, асбеста, основной

объем которых направляется на экспорт, хотя внутренние потребности страны в этих видах сырья удовлетворяются далеко не в полной мере.

В определенной мере рост объема поставок минерального сырья и металлов на экспорт послужил стабилизирующим фактором, воспрепятствовавшим более глубокому спаду производства и обеспечившим предприятиям-экспортерам гарантированное поступление валютных средств. Необходимо отметить, что структура российского экспорта по-прежнему носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном сырьевые материалы и необработанные металлы, а доля продукции повышенной готовности не превышает 10%, что значительно снижает эффективность экспорта.

На современном этапе в России на первый план выходят цели достижения высоких устойчивых темпов экономического роста и решение социальных проблем. Согласно прогнозу Минэкономразвития России, темп годового прироста реального ВВП возрастет в 2005 году до 4,5-5,7%, а абсолютный рост ВВП достигнет 5 960 млрд руб. (220 млрд дол. США). Уровень инфляции в рассматриваемый период будет последовательно снижен до 6% в год.

Оживление промышленного производства повлечет за собой рост потребностей в продукции горно-добывающего комплекса и, как следствие этого, необходимость в количественном и каче-

Таблица 3

Продукция 1998 1999 2000 2005

1 вариант 2 вариант

Чугун, млн т 34,8 38,8 39,5 43,0 41,0

Металлизированные брикеты, млн т - 0,57 1,0 3,0 3,0

Металлизированные окатыши, млн т 1,73 1,73 1,73 1,73 1,73

Товарная руда, млн т 72,3 80,0 80,0 88,9 85,1

ственном улучшении минерально-сырьевой базы. Динамика добычи минерального сырья в стране, объем инвестиций в горно-добывающий и перерабатывающий комплексы в пределах существующей ресурсно-минеральной базы обусловлены уровнем и структурой внутреннего потребления и необходимостью выполнения экспортных обязательств. Внутренний же спрос на минеральное сырье и продукты его переработки определяется состоянием экономики страны, финансовыми возможностями и состоянием технологических систем. Так, по данным Минэкономразвития России, при условии развития традиционных нефтедобывающих центров и формировании новых добыча нефти к 2005 году может быть последовательно увеличена до 317-323 млн т, а по расчетам Минэнерго России — к 2010 году до 335 млн т. За этот же период добыча природного газа в период до 2005 года при сохранении сложившихся тенденций может колебаться от 580 до 625 млрд м3. Прогнозируемая Минэнерго России добыча угля, при условии государственной поддержки отрасли, в 2005 году может составить 260 млн т.

Суммарный спрос на железную товарную руду, по данным Минэкономразвития России, в период до 2005 года по вариантам определяется стратегией развития черной металлургии, структурой поставок сырья на внутренний и внешний рынки, в том числе потребностью в производстве чугуна, металлических окатышей и брикетов (табл. 3, млн т).

Предполагается сократить импорт товарной железной руды из Казахстана и снизить экспорт железорудного сырья. Экспорт железорудной продукции, включая металлизированные брикеты Лебединского ГОКа, в период 2001-2005 годов составит 12,0 млн т.

Потребность промышленности России в хромовых рудах в 2000 году оценивается в 1 580 тыс. т, в 2005 году она возрастет до 1 740 тыс. т. По прогнозу Минэкоомразвития России, внутренняя потребность в этом сырье в 2000 году покрывается за счет собственного производства всего на 24%, в 2005 году — на 28%. Дефицит ликвидируется за счет экспортных поставок из Казахстана и Турции.

Не лучше обстоит дело и с марганцевым сырьем. Обеспечение металлургических заводов России в настоящее время осуществляется за счет

поставок с Украины и Казахстана. Потребность же ферросплавного производства в марганце Минэкономразвития России оценивает в 2005 году в 430 тыс. т. Степень удовлетворения потребности за счет собственного производства в 2005 году составит не более 46%.

Основными направлениями развития металлургической промышленности России до 2005 года, разработанными Минэкономразвития России, предусматривается рост производства основных цветных металлов относительно 1998 года на 7-30%. При этом предусматривается снизить зависимость российских металлургических предприятий от импорта некоторых видов сырья, в первую очередь глинозема, титановых и циркониевых концентратов, и увеличить мощности по выпуску готовой продукции (свинца, редких металлов, магния, титана).

Прогнозируемые объемы производства основных видов минерального сырья и металлов и потребности в них народного хозяйства России приведены в табл. 4.

Как видно из данных, приведенных в этой таблице, в ближайшие годы по-прежнему сохранится необходимость импортных закупок хромовой и марганцевой товарных руд, свинца, а также, в связи с резким ростом потребности, вольфрамовых и молибденовых концентратов. Благородные металлы и алмазы по-прежнему останутся надежным источником валютных поступлений в страну.

Большую тревогу вызывает состояние национальной безопасности в агрохимическом комплексе России. Расчеты показывают, что при условии сохранения достигнутых объемов экспорта минеральных удобрений существующие производственные мощности и усложняющиеся с каждым годом горно-технические условия добычи на предприятиях-производителях не позволят обеспечить и демонополизировать внутренний рынок этой продукции. Из-за высоких транспортных расходов по-прежнему остро стоит проблема обеспечения минеральными удобрениями районов Сибири и Дальнего Востока.

Национальная безопасность России в области минерально-сырьевых ресурсов может быть обеспечена за счет своевременного и достаточно полного восполнения запасов, погашаемых в результате их отработки. Помимо этого весьма важ-

Таблица 4

Виды сырья 2000 2005

Добыча и производство (оценка) Добыча и производство (прогноз) Внутренняя потребность (прогноз)

Нефть и конденсат, млн т 305,7 320,0 130,0

Газ, млрд. м3 600,0 650,0 430,0

Товарная железная руда, млн т 81,3 104,0 85,1-88,9

Товарная хромовая руда, тыс. т 397,2 487,2 1740,0

Товарная марганцевая руда, тыс. т 124,7 197,8 430,0

Алюминий первичный, тыс. т 3494 3600 850,0

Медь рафинированная, тыс. т 662,0 670,0 300,0

Никель металлический, тыс. т 320,5 325,0 80,0

Свинец, тыс. т 55,0 94,5 135,0

Цинк, тыс. т 266,0 280,0 150,0

Олово, тыс. т 5,0 6,0 4,0

Вольфрамовый 60% концентрат, тыс. т 6,8 15,6 17,0

Молибденовый 51 % концентрат, тыс. т 5,9 7,8 13,5

Источник: Основные положения программы развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 2001-2005 годы», Минприроды России и РАН, 2000 год.

ным является создание собственной сырьевой базы отдельных видов минерального сырья, в которых в настоящее время промышленность России испытывает острый дефицит, в первую очередь по титану, марганцу и хрому, что позволит ликвидировать зависимость экономики страны от импорта этих видов сырья.

Намечаемые темпы в развитии экономики России в текущий и среднесрочный периоды и на перспективу предопределяют необходимость четкой государственной стратегии в развитии минерально-сырьевого комплекса, при этом основное внимание должно быть уделено сырьевым приоритетам, обеспечивающим экономическую и оборонную безопасность страны, сохранению и укреплению ее геополитической роли. Основными задачами должны являться обеспечение устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, обеспечивающих текущие и прогнозируемые внутренние и экспортные потребности, создание резерва стратегических видов полезных ископаемых, качественное и количественное улучшение ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр и приближение к общемировым соотношениям между объемами добычи и количеством разведанных запасов полезных ископаемых.

Между тем минерально-сырьевой комплекс России, несмотря на его крупный потенциал, созданный за годы существования СССР, и более высокую устойчивость к выживанию в условиях перехода к рыночным отношениям по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в сложном положении. Состояние сырьевых баз многих важнейших горно-добывающих регионов страны и действующих предприятий резко ухудшилось в

связи с истощением разведанных запасов, снижением их качественных и экономических характеристик, усложнением горно-технических условий отработки в результате длительной и интенсивной эксплуатации. Качество руд в современных условиях рыночной экономики зачастую не обеспечивает их рентабельную отработку и вынуждает предприятия перейти на выборочную отработку наиболее богатых и легко добываемых запасов.

Серьезная техническая, технологическая и организационная отсталость добывающих и перерабатывающих компаний обусловили высокий уровень издержек производства и, как следствие этого, отработку наиболее богатых месторождений или их частей и отнесение значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных. Ухудшились горно-технические условия эксплуатации месторождений, увеличились глубины отработки, протяженность горных выработок, ухудшилось качество добываемого сырья.

За прошедшее десятилетие добыча нефти и угля сократилась более чем на одну треть, газа — на 9%, производство железной руды — на 20%, стали — на 45%, никеля, меди, титана, молибдена, вольфрама - на 11-63%, редких и редкоземельных металлов — более чем на 90%. За этот же период внутреннее потребление минеральных ресурсов сократилось в еще больших размерах — в 1,2-1,4 раза по энергетическим ресурсам, до 10 раз по цветным и редким металлам. Несмотря на это, получаемые уровни прироста запасов по нефти, газу, железным рудам, бокситам, меди, никелю, золоту, свинцу, цинку, молибдену не обеспечили даже простого воспроизводства минерально-сырьевой базы. Накопленный за период с 1994 по 2000 год

дефицит прироста запасов нефти составил 698 млн т, газу — 2,3 трлн м3. Особенно следует отметить, что на протяжении последних 30 лет в России впервые не введена в освоение ни одна новая нефтеносная провинция. Дебиты нефти снизились с 26 т в сутки в 1980-х годах до 8-10 т в сутки в конце 2000-х. К 2010 году может произойти 50%-е исчерпание условно рентабельных запасов по нефти, бокситам, золоту, олову, свинцу, хрому, фосфатам; к 2015 году — вольфрама, цинка, меди, к 2020 году — угля, марганца, к 2025 году — газа.

Вследствие всех указанных причин положение с обеспеченностью промышленности России минеральными ресурсами в ближайшей перспективе может еще более ухудшиться, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной мощи России.

Положение усугубляется тем, что практически по всем видам минерального сырья в течение последнего десятилетия имело место существенное сокращение объемов геологоразведочных работ и значительное отставание с вводом новых горно-добывающих и перерабатывающих мощностей взамен выбывающих из-за доработки запасов, убыточности производства и по другим причинам. К числу последних, в частности, относятся металлургические комбинаты Южного Урала (преобладающая часть железорудного сырья ввозится из Казахстана), оловорудные предприятия Якутии, Приморья и Забайкалья, свинцово-цинко-вые — Алтая, Западной и Восточной Сибири, вольфрамовые рудники Восточной Сибири и Приморья. В ближайшие 15-20 лет будут полностью или в значительной степени выработаны запасы ряда крупных месторождений нефти в Урало-Поволжье и Западной Сибири, сурьмы — в Якутии, многие россыпные месторождения золота в восточных районах страны и др. Интенсивная выборочная отработка богатых медно-никелевых руд Норильского района может привести к снижению добычи и производства меди и никеля из-за исчерпания запасов этих руд в ближайшие 10-15 лет.

Напряжённое состояние сырьевой базы нефтедобывающей промышленности определяется высоким уровнем выработанное™ запасов (более 60%) уникальных нефтяных месторождений (Самотлорского, Мамонтовского, Федоровского и др.), определяющих суммарную добычу нефти по России в целом, а также преимущественно выборочным отбором наиболее рентабельных запасов нефти на средних и мелких месторождениях. За последние 15 лет дебит новых нефтяных скважин снизился в Западной Сибири более чем в 10 раз, а в целом по России — в 5 раз. Запасы новых разведываемых месторождений уменьшились в сред-

нем с 53 млн т до 1,5-2 млн т. Выработанность запасов в старых нефтедобывающих районах Приволжского и Южного федеральных округов достигла 70-75%. Кроме того, качество месторождений нефти в России таково, что для добычи 300 млн т нефти в год необходимо задействовать около 100 тыс. эксплуатационных скважин, тогда как в странах Персидского залива для добычи такого же количества нефти достаточно всего 1-2 тыс. скважин.

Серьезной проблемой нефтедобычи является большое количество бездействующих эксплуатационных скважин. На начало 2000 года их количество превысило 30% эксплуатационного фонда. В целом по России ввод новых нефтедобывающих мощностей не компенсирует эксплуатационного фонда скважин. В результате обвального спада геологоразведочных работ, начавшегося в 1992 году, разведанные запасы нефти к началу 2000 года уменьшились в целом по стране почти на 13%. В основных нефтедобывающих районах страны они сократились на 17,5%.

Текущие разведанные запасы газа и их структура позволяют обеспечить прогнозируемые уровни добычи лишь до 2010 года. Базовые месторождения газа в России — Уренгойское, Медвежье, Вынгапуровское, Вуктыльское, Оренбургское — вступили в стадию сокращения добычи.

Если принять во внимание, что наши основные нефтегазодобывающие компании («Газпром», «Юкас» и др.) получили в пользование разведанные еще в годы существования СССР запасы нефти и газа на бесплатной основе, имеют по ним 30-летний резерв добычи, то вряд ли следует ожидать от них активных вложений собственных средств в геологоразведочные работы.

Не менее сложная ситуация сложилась с минерально-сырьевой базой еще одного энергоносителя — урана. Потребность российских АЭС составляет 4 тыс. т в год, а с учетом строящихся АЭС к 2005 году она возрастет до 6,3-6,4 т в год. В то же время запасы основного уранового региона России — Читинской области значительно истощены, и если не принять мер по укреплению сырьевой базы урана, то уже в ближайшие годы дефицит урана еще более углубится.

Состояние сырьевой базы угольной отрасли в значительной степени более благоприятное. Разведанные запасы (200,7 млрд т) и прогнозные ресурсы (4 450,7 млрд т) углей разнообразного состава и качества составляют соответственно 11,6 и 30% от мировых. Разведанные запасы, и в большей степени ресурсы углей в России, значительно превышают запасы других энергоносителей и достаточны для обеспечения надежной базы развития угольной промышленности до 2010 года и

в последующий период. Вместе с тем, сама структура сырьевой базы угольной промышленности России создает определенные трудности с ее использованием: 90% запасов находится в районах Западной и Восточной Сибири и Дальневосточном регионе и лишь 10% — в европейской части страны, тогда как на последнюю приходится около 46% потребления углей. Ряд разрабатываемых месторождений значительно удален от потребителей, что требует большого объема дорогостоящих перевозок, в результате чего их покупательская цена для потребителей нередко превышает себестоимость в 1,5-2 и более раз.

Негативные изменения количественной и качественной структуры запасов горючих полезных ископаемых, а также неэффективное государственное управление воспроизводством минерально-сырьевой базы в отраслях топливно-энергетического комплекса могут привести к тяжелой ситуации в обеспечении энергетической безопасности России.

Из общей концепции обеспечения горнодобывающей промышленности минеральным сырьем следует, что количественное опережение приростом их погашения с сохранением или даже улучшением качественных показателей приращиваемых запасов — обязательное условие функционирования системы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Между тем в России, в отличие от мировых тенденций, разведанные запасы большинства полезных ископаемых, несмотря на значительное снижение объемов их добычи, уменьшились. Причиной этого является резкое сокращение поисковых и разведочных работ из-за недостаточного их финансирования и, как следствие этого, весьма

заметный разрыв между погашаемыми в недрах в результате добычи запасами и их приростом. Так, на начало 2000 года по сравнению с началом 1991 года запасы сократились в целом на 3-15%, в том числе по нефти — на 14%, меди и никелю — на 3,8-4,2%, вольфраму и молибдену - на 2,4-2,7%, платиноидам — на 6,9%, алмазам — на 16%.

С 1995 года начались процессы естественного выбытия производственных мощностей, вызванные истощением или полной отработкой разведанных запасов, старением и износом основных фондов добывающих и перерабатывающих предприятий, а также обесцениванием запасов за счет избирательной отработки наиболее богатых участков месторождений. Российские горно-добывающие компании последние десять лет «проедали» разведанные запасы, прежде всего стратегических видов минерального сырья, которые обеспечивают до 80% валютных поступлений в страну. Под влиянием этих процессов происходит реальное сокращение минерально-сырьевой базы, созданной в годы существования СССР. И только в 2000 году, когда на геологоразведочные работы было выделено Минфином России из федерального бюджета 12,3 млрд руб., а за целевым расходованием фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы субъектами Российской Федерации (18,2 млрд руб.) и добывающими компаниями (16,8 млрд руб.) был установлен жесткий государственный контроль, положение с приростом запасов значительно улучшилось.

На снижение потенциала минерально-сырьевого комплекса России значительное влияние оказала переоценка разведанных в России запасов минерального сырья, произведенная в 1995-

Таблица 5

Сравнительные результаты объемов добычи и прироста запасов категорий А+В+С, стратегических видов минерального сырья

Полезные ископаемые Движение запасов 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001* 2002**

Нефть и конденсат, млн т добыча 303,8 288,3 302,3 300,0 302,5 323,2 349,8 323,0

прирост 155,4 197,5 276,0 213,4 267,9 302,4 250,0 325,0

Газ, млрд. м3 добыча 580,5 581,7 556,9 576,3 577,5 569,9 610,0 600,0

прирост 188,3 180,3 398,6 279,9 254,5 459,8 450,0 600,0

Уголь, млн т добыча 271,0 265,2 253,2 241,0 256,1 264,9 275,5 280,0

прирост 262,3 590,1 147,0 41,2 64,1 256,8 270,0 275,0

Золото, в % к 1986 г. добыча 80,9 80,7 78,4 76,5 82,0 84,0 86,0 88,0

прирост 35,4 19,9 27,3 18,8 13,6 20,0 20,0 85,0

Никель, % к 1986 г. добыча 75,1 74,1 80,9 85,3 91,2 91,6 91,5 95,0

прирост 22,1 40,8 27,9 13,0 39,0 6,6 6,0 90,0

Медь, % к 1980 г. добыча 67,0 68,2 69,5 72,6 78,9 80,8 82,0 86,0

прирост 23,6 11,9 11,3 2,1 15,8 8,5 7,0 80,0

Алмазы, % к 1986 г. добыча 58,0 66,1 71,5 81,1 87,7 103,8 110,0 113,0

прирост 20,5 0 0 278,7 34,2 14,9 13,0 90,0

"оценка, "прогноз

Источник: Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Государственная стратегия развития и рационального использования минерально-сырьевой базы». 22.10.2001.

1999 годах, которая показала, что доля активных запасов, то есть запасов, рентабельных для отработки в современных рыночных условиях, составляет: по урану — 29%, железным рудам — 78%, меди - 69%, свинцу - 73%, цинку - около 60%, вольфраму — 45%, молибдену — 50%, бокситам — 60%, фосфоритам - 25%, апатитам — 67%, калийным солям — 90%. Переоценка разведанных запасов олова показала, что к началу 1999 года доля «активных» запасов в разведанных месторождениях составляла всего 31,3%, из них 17,6% — в разрабатываемых месторождениях, 11,8% — в прилегающих к ним районах, 0,8% — в других освоенных районах и 1,1 % — в неосвоенных районах страны.

Неудовлетворительное состояние минерально-сырьевого комплекса России и необходимость принятия мер по его укреплению и развитию привлекли пристальное внимание государственных органов Российской Федерации.

Вопрос о сырьевой безопасности России в XXI веке рассматривался в Совете безопасности Российской Федерации в марте 2001 года, на котором было подчеркнуто, что минерально-сырьевой комплекс является важнейшей составляющей российской экономики. В то же время было отмечено, что обеспеченность экономики России минерально-сырьевыми ресурсами в начале XXI века может еще больше ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие негативных тенденций, дальнейшее развитие которых создает реальные угрозы экономической безопасности России, а именно:

• отсутствие дифференцированного подхода государства к регулированию производства минеральных ресурсов заведомо разной ликвидности и разобщение предприятий по добыче и переработке сырья, ранее входивших в единые отраслевые системы, способствовало отнесению значительной части разведанных запасов к разряду нерентабельных, доля которых достигла 50% от всего количества запасов;

• в связи с массовой приватизацией предприятий комплекса государство в значительной степени потеряло контроль за эффективным использованием минерально-сырьевых ресурсов, в том числе и в акционерных обществах, часть уставного капитала которых принадлежит государству, что, как следствие, привело к отсутствию прозрачности финансовой деятельности даже самых крупных добывающих компаний;

• на большинстве горно-добывающих предприятий практически прекратилось обновление основных фондов, и возраст более 70% машин и оборудования превысил 10 лет, что в три раза хуже, чем в промышленно развитых странах;

• сложившиеся в последние годы соотношения между объемами экспорта и уровнем внутреннего потребления минерального сырья еще более увеличили диспропорцию между сырьевым и производящим готовую продукцию секторами отечественной промышленности, повысили степень зависимости России от конъюнктуры мирового рынка минерального сырья;

• утрачен контроль над уровнями прироста запасов, созданием новых ресурсных возможностей в традиционно добывающих и новых районах практически по всем видам полезных ископаемых, а полученные уровни прироста запасов по нефти, газу, железным рудам, бокситам, меди, никелю, золоту, редким металлам, свинцу, цинку, молибдену не обеспечивали даже простого воспроизводства;

• исчерпание разведанных запасов эксплуатируемых месторождений, обвальное выбытие действующих мощностей по добыче и переработке минерального сырья. Окраинные регионы страны в условиях остановки горнодобывающих, в большей части градообразующих, предприятий могут уже в ближайшем будущем стать объектами геополитической экспансии транснациональных компаний;

• резкое сокращение финансируемых государством геологоразведочных работ поставило на грань выживания многие отечественные геологоразведочные и геофизические предприятия, ухудшило положение с технико-технологическим обеспечением геологоразведочного производства, привело практически к полной потере производственной базы геологоразведочной службы.

Обеспечение устойчивого развития экономики России минерально-сырьевыми ресурсами с учетом возрастающей потребности в них и высокой инерционности минерально-сырьевого комплекса требует заблаговременного восполнения и расширения добывающих мощностей, наращивания масштабов воспроизводства минерально-сырьевой базы на перспективу.

В этой связи целесообразны комплексные изменения в государственной политике использования недр, совершенствование законодательства и структуры государственного управления и контроля в этой области, создание эффективного механизма привлечения инвестиций.

При совершенствовании системы платежей за право пользования недрами необходимо учитывать уровень ликвидности полезных ископаемых, предусмотреть возможность получения недропользователями льгот за разработку нерентабельных, остаточных и трудноизвлекаемых запа-

сов, реанимацию ранее законсервированных гор-но-добывающих предприятий.

Необходимо создать единую государственную систему учета и контроля за сырьевым фондом недр и его эффективным использованием, провести четкое разграничение ответственности между федеральным органом управления государственным фондом недр, органами власти субъектов Российской Федерации и недропользователями за развитие и освоение минерально-сырьевых ресурсов. В интересах экономической безопасности необходимо создать федеральный фонд резервных месторождений стратегических полезных ископаемых.

Обеспечение прироста разведанных запасов в распределенном фонде недр должно стать исключительно важной задачей недропользователей. При оценке части выявленных ресурсов в новых районах с целью снижения геологических и финансовых рисков целесообразно разработать принципы совместного финансирования геологоразведочных работ за счет бюджетных средств и средств горнодобывающих компаний.

Ресурсный потенциал России при его эффективном использовании должен стать одной из важнейших предпосылок устойчивого экономического развития страны и ее вхождения в мировую экономику и, в случае подтверждения прогнозируемого истощения высокорентабельных полезных ископаемых в других странах мира российская минерально-сырьевая база уже в ближайшее десятилетие может войти в резерв мирового минерально-сырьевого обеспечения, что определяет необходимость заблаговременной организации эффективного сотрудничества России с другими странами — потенциальными лидерами в будущем обеспечении мира минерально-сырьевыми ресурсами.

Суммируя изложенное, следует констатировать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов используется неэффективно;

• сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе "производство-потребление-экспорт добытого сырья и продуктов его переработки" фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промыш-ленно развитых стран Запада:

• отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, является угрозой националь-

ной безопасности страны и ведет к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира;

• низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможного использования имеющейся минерально-сырьевой базы и требует дальнейшего реформирования;

• непроработанность вопроса об отчислениях на воспроизводство минерально-сырьевой базы как источника доходной части бюджета. В условиях напряженных бюджетных обязательств отказ от них является преждевременным.

В законодательство о недрах до сих пор не внесены требования по применению экономических санкций за невыполнение лицензионных условий. Применение таких санкций позволило бы компенсировать утерянную выгоду государства при ненадлежащем исполнении недропользователями лицензионных условий.

Несовершенство российского законодательства приводит к многочисленным судебным искам по результатам конкурсов и аукционов, к произвольному затягиванию сроков подготовки и выдачи лицензионных документов. Отсутствие четкого разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти по регулированию отношений недропользования усложняет процедуру согласования конкурсных и лицензионных документов, виз и разрешений на пользование недрами, является одной из основных причин коррумпированности чиновников в этой области.

Исключительно важным является вопрос о финансировании геологоразведочных работ за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, механизм которых установлен п. 44 «Закона о недрах». Для обеспечения необходимых объемов воспроизводства минерально-сырьевой базы страны в целях укрепления ее национальной безопасности необходимо сохранить в ближайшие 8-10 лет до полной стабилизации экономики налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, как основной источник финансирования геологоразведочных работ. В противном случае, в условиях отсутствия финансирования горно-добывающая промышленность страны перейдет в режим «проедания» ранее разведанных запасов и, в конечном итоге, к существенному ослаблению национальной безопасности России в области минерально-сырьевого потенциала.

Парламентские слушания, проведенные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в октябре 2001 года на тему «Государственная стратегия развития и рационального использования минерально-сырьевой базы», рекомендуют ускорить разработку Государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы на период до 2025 года на основе принципа самообеспечения с учетом допустимой доли экспорта и ограничения импорта дефицитного сырья, рассмотрение и принятие законодательных актов, направленных на совершенствование правовой базы в сфере повышения экономической эффективности недропользования и порядка лицензирования, а также на стимулирование геологоразведочных работ, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В связи с этим необходимо подготовить и внести в Государственную Думу изменения и дополнения в Налоговый кодекс в части введения дифференциации налога на добычу полезных ископаемых на начальных и конечных стадиях разра-

ботки месторождений (в зависимости от выра-ботанности последних). Необходимо также принять ряд законов по налоговому стимулированию проведения геологоразведочных и добычных работ горно-добывающими компаниями за счет собственных средств, в том числе закон об отмене налога на добавленную стоимость при производстве этих работ.

Рациональная, взвешенная с учетом конъюнктуры мирового рынка государственная экспортно-импортная политика в области минерально-сырьевых ресурсов будет способствовать большей устойчивости в части обеспечения национальной безопасности России. Такая политика, в которой доминирует тенденция самообеспечения страны всеми видами минерального сырья при разумных объемах экспорта и необходимого импорта, должна быть ориентирована на существенное повышение производства и потребления минерального сырья и выпускаемой из него продукции при максимально полном использовании запасов полезных ископаемых при условии достаточной возобновляемое™ за счет их прироста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.