Научная статья на тему 'Минерально-сырьевой потенциал регионов как фактор их конкурентоспособности'

Минерально-сырьевой потенциал регионов как фактор их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
292
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Георесурсы
WOS
Scopus
GeoRef

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Садыков Р. К., Власова Р. Г., Хайдарова Н. З.

Рассмотрены подходы к оценке состояния и использования минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых регионов (на примере Республики Татарстан), позволяющие оценить их конкурентоспособность. Интервальная оценка районов РТ по ценности минерально-сырьевого потенциала позволяет ранжировать районы по степени их инвестиционной привлекательности в области недропользования. Минерально-сырьевой баланс отражает соотношение спроса и предложения на сырьевую продукцию, возможности обеспечения производства собственными ресурсами, необходимые объемы и направления геологоразведочных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Садыков Р. К., Власова Р. Г., Хайдарова Н. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Минерально-сырьевой потенциал регионов как фактор их конкурентоспособности»

Р. К. Садыков, Р.Г. Власова, Н.З. Хайдарова

ЦНИИгеолнеруд, Казань root@geolnerud.mi.ru

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ КАК ФАКТОР ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Рассмотрены подходы к оценке состояния и использования минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых регионов (на примере Республики Татарстан), позволяющие оценить их конкурентоспособность. Интервальная оценка районов РТ по ценности минерально-сырьевого потенциала позволяет ранжировать районы по степени их инвестиционной привлекательности в области недропользования. Минерально-сырьевой баланс отражает соотношение спроса и предложения на сырьевую продукцию, возможности обеспечения производства собственными ресурсами, необходимые объемы и направления геологоразведочных работ.

Инвестиционный рейтинг территорий во многом зависит от состояния ресурсного потенциала недр, который формируется в процессе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Максимальная реализация экономического потенциала каждого региона (независимо от его таксономического ранга) способствует подъему его производительных сил, росту поступлений в бюджеты разного уровня и, как следствие, ведет к постепенному снижению социально-экономической напряженности в нем.

Только 12 из 43 административных районов Республики Татарстан являются самодостаточными, остальные 31 - дотационными. Самодостаточные районы расположены в основном на юго-востоке республики, и их деятельность связана с нефтедобывающей промышленностью.

Эффективное использование минерально-сырьевых ресурсов - одно из необходимых условий социально-экономического развития и конкурентоспособности Республики Татарстан и ее отдельных районов. Фонд недр, включающий ресурсы углеводородного сырья, твердых нерудных полезных ископаемых и подземных вод, является собственностью РТ и требует эффективного государственного управления и регулирования, владения и распоряжения этим богатством. Более 60 лет в Татарстане активно разрабатывают ресурсы углеводородного сырья, на базе которого успешно функционирует нефтехимический комплекс Республики, являющийся локомотивом ее экономики.

Рис. Административное деление Республики Татарстан.

Названия районов см. табл.

!

о 1|

/ ЬшГкММЬ / 1В«

17

[Н«г4Г1ь ЧППН игм су!

ММОой I

Мпй.Юн»

Твердые нерудные полезные ископаемые (ТНПИ) являются третьим по значению минеральным богатством республики после углеводородного сырья и подземных вод. От использования минерально-сырьевой базы ТНПИ во многом зависит эффективное функционирование ведущих народнохозяйственных комплексов: машиностроительного, строительного и агропромышленного. Однако недостаточная геологическая и технологическая изученность этих ресурсов, низкая эффективность их использования, отсутствие необходимых инвестиций снижают их потенциально высокую отдачу экономике Республики Татарстан и ее районов.

В период перехода к рыночной экономике горнодобывающие предприятия, разрабатывающие месторождения ТНПИ, пережили серьезный спад производства, снизили наполняемость бюджетов различных уровней. К настоящему времени внешнеторговый оборот РТ по минерально-сырьевой продукции (МСПр) на основе твердых нерудных полезных ископаемых превышает 1,3 млрд. руб. в год, причем доля ввоза составляет более 90%, что усугубляется высокой транспортной составляющей в стоимости минерально-сырьевой продукции на базе ТНПИ, достигающей 20 - 30 %. Импортоориентированная модель развития приводит к удорожанию конечной продукции у потребителя, имеет большую подверженность кризисным колебаниям экономики, сдерживает развитие производительных сил, не обеспечивает полной занятости населения.

В республике возможен переход на модель большего самообеспечения минерально-сырьевой продукцией на базе твердых нерудных полезных ископаемых, так как богатство недр используется еще не в полной мере. Вовлечение в разработку новых месторождений позволит не только улучшить наполнение внутреннего рынка МСПр, но будет также способствовать увеличению налоговых платежей, в первую очередь, в местные бюджеты. Минерально-сырьевой потенциал (МСП) региона складывается из совокупности всех разведанных запасов и прогнозных ресурсов, разведанных и оцененных на его территории. Направления развития региона, степень конкурентоспособности, устойчивость экономики и жизненный уровень населения во многом зависят от величины его МСП.

научно-технический журнал

Георесурсы 1 (15) 2004

Без учета ценности МСП региона невозможно перспективное планирование его развития. Данные о размерах и качестве этого потенциала должны стать базисом при разработке социально-экономических программ развития регионов. По выполненным расчетам в ЦНИИгеолнеруде стоимость минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан составила на 1.01.2002 г. 568,1 млрд. руб. (табл.). Причем следует заметить, что более 70 % ценности МСП твердых нерудных полезных ископаемых приходится на долю прогнозных ресурсов, а в хозяйственный оборот вовлечена весьма незна-чительнаяихчасть (5,3 %). Средняя удельная стоимость минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых РТ в расчете на 1 км2 составляет 8,4 млн. руб., а в расчете на одного жителя - 150,8 тыс. руб.

По видам сырья стоимость МСП распределяется следующим образом: первое место с большим отрывом от всех видов полезных ископаемых занимают цеолитсодер-жащие породы (48,2 %); второе - карбонатные породы (18,9 %), из них карбонатные породы для производства

Экономические административные районы Ценность недр, млн. руб.

Минерально-сырьевой потенциал (запасы + ресурсы) в том числе

Разведанные запасы из них

Балансовые запасы

Казанский 46926 29665 14861

4 Арский 1253 777 692

3 Атнинский 3703 3136 22

11 Верхнеуспонский 5994 3340 2004

2 Высокогорский 11644 6532 3638

1 Зеленодольский 11684 9249 6212

12 Лаишевский 6698 3639 1247

6 Пестр ечинский 5176 2276 680

г.Казань 774 716 366

Предволнекий 364613 35218 16648

18 Апасгшвский 4550 729 168

27 Буивский 13317 828 182

26 Дрожжановский 302794 21444 10512

10 Кайбидкий 6439 861 106

19 Камско-Устьинский 16070 8774 5399

28 Тепошский 21443 2582 281

Предкямский 60982 10906 7198

5 Балгасивский 5133 1014 525

9 Кукморский 2384 872 503

14 Маыядыпский 19630 6144 4962

13 Рыбно-Слободский 4303 1052 636

8 Сабинский 21636 1229 111

7 Тюлячииский 7896 595 461

Северо-Восточный Прнкамский 51164 40323 19979

17 Агрыэский 640 229 120

25 Актгшышский 8108 5092 361

15 Елабужский 14858 14176 11334

33 Заинский 2604 2600 970

16 Менделеевский 6368 4580 3198

24 Мензелинский 6027 3703 1000

35 Муслюмовский 690 690 281

22 ТТхгягнкщшг.киИ 3511 3046 899

34 Сармановский 726 712 98

23 Тукаевский 7632 5495 1718

Западно-Закамский 20250 11726 5059

31 Аксубаевский 528 451 3

20 Алексеевский 4811 564 369

30 Алысеевский 268 250 35

32 Новошешминский 1793 1102 150

36 Нурлахский 4582 3848 3284

29 Спасский 10 7 2

37 Черемшанский 1722 578 258

21 Чистопольский 6536 4926 958

Юго-Восточпый 24190 20249 3626

39 Азнакаевский 2228 2096 703

38 Альмегьевский 5742 2106 488

43 Бавшшский 438 357 94

41 Бу1упьминский 1221 1221 291

40 Леииногорский 12294 12212 1076

42 Югазивский 2267 2257 974

Всего по РТ 568125 148087 67371

Табл. Ценность недр Республики Татарстан по твердым нерудным полезным ископаемым.

известковых мелиорантов - 11,9 %, строительный камень - 5,9%; третье - глинистые породы (18,0 %), из них глины керамзитовые и кирпичные - 13,9 %; четвертое - песча-но-гравийные материалы (7,7 %); пятое - пески (5,4 %), из них пески строительные и силикатные - 3,3 %; шестое -гипс (1,7 %). Доля фосфоритов, железооксидных пигментов и битумсодержащих пород в сумме составляет 0,1 % .

В территориальной структуре стоимости минерально-сырьевого потенциала ТНПИ республики с большим отрывом лидирует Предволжский экономический район, а среди административных - Дрожжановский. По ценности балансовых запасов, наиболее важной части богатства недр, лидируют Елабужский, Дрожжановский, Зеленодольский и Камско-Устьинский адм. районы (Рис.), получающие в силу этого конкурентные преимущества в отраслях, связанных с переработкой минерального сырья. Районы, имеющие ограниченные ресурсы, должны распределять их так, чтобы использовать с максимальной эффективностью.

Интервальная оценка районов по ценности МСП твердых нерудных полезных ископаемых, в частности, его балансовых запасов (Рис.) позволяет ранжировать районы по степени инвестиционной привлекательности в области недропользования, а также может быть использована при подготовке объектов нераспределенного фонда недр к выставлению на конкурсы, аукционы.

Региональную конкурентоспособность в области недропользования можно определить как способность региональной экономики производить и потреблять минерально-сырьевую продукцию в условиях конкуренции с аналогичной продукцией, производимой в других регионах, обеспечивая при этом их высокое качество. При этом большой интерес представляет анализ взаимодействия элементов системы: «полезное ископаемое - добытое сырье - концентрат или полезный продукт - минерально-сырьевая продукция» в пределах рассматриваемого региона. Важнейшим инструментом этого анализа является минерально-сырьевой баланс, который составляется по каждому виду минерального сырья и включает в себя несколько самостоятельных частей (в зависимости от числа переделов на пути от руды до конечной сырьевой продукции). Он отражает соотношение спроса и предложения на сырьевую продукцию, возможности обеспечения производства собственными минерально-сырьевыми ресурсами, необходимые объемы и направления геологоразведочных работ. Таким образом, минерально-сырьевые балансы позволяют определить государственные приоритеты в сфере геологоразведочных работ, в добыче и переработке сырья.

На базе впервые составленных для РТ повидовых минерально-сырьевых балансов рекомендованы уже в ближайшей перспективе прирост запасов по песчано-гравийным материалам, камню строительному и проведение ревизи-онно-оценочных работ на проявлениях фосфоритов.

Приведенные подходы к оценке минерально-сырьевого потенциала твердых нерудных полезных ископаемых Республики Татарстан, уровня и возможностей его использования позволяют не только оценить конкурентоспособность региона, но и вплотную подводят к системе индикативного управления недропользованием, главной целью которой является стремление к экономической самодостаточности республики и ее районов, являются базой для определения индикаторов, позволяющих оценить эффективность геологической службы РТ.

■— научно-технический журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.