Научная статья на тему 'Минапада'

Минапада Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Локеш Чандра / Минапада / Минапа / символика / иконография / Словарь буддийской иконографии / буддийское искусство / Dictionary of Buddhist Iconography / Lokesh Chandra / Minapada / Minapa / symbolism / iconography / Buddhist art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чандра Локеш

Центральный образ статьи — сиддха Минапада (Минапа). Исследуется его иконография и символика. В статье упоминаются изображения, хранящиеся в Музее истории религии в Санкт-Петербурге, Национальной библиотеке в Париже, музее Тибетского дома в Нью-Дели, Этнографическом музее в Стокгольме, в собраниях Монголии. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой. Статья проиллюстрирована.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чандра Локеш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Minapada

The article is devoted to the iconography of the siddha Minapada (Minapa). The translation of Lokesh Chandra's article from the Dictionary of Buddhist Iconography was made by S.М. Belokurova.

Текст научной работы на тему «Минапада»

Краткое сообщение

УДК 745.04+75.046(294.3)

DOI 10.46748/ARTEURAS.2022.04.019

Минапада

Чандра Локеш a

a Международная академия индийской культуры, г. Нью-Дели, Индия

Аннотация. Центральный образ статьи — сиддха Минапада (Минапа). Исследуется его иконография и символика. В статье упоминаются изображения, хранящиеся в Музее истории религии в Санкт-Петербурге, Национальной библиотеке в Париже, музее Тибетского дома в Нью-Дели, Этнографическом музее в Стокгольме, в собраниях Монголии. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой. Статья проиллюстрирована.

Ключевые слова: Локеш Чандра, Минапада, Минапа, символика, иконография, Словарь буддийской иконографии, буддийское искусство

Для цитирования: Чандра Л. Минапада // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 4 (27). С. 254-257. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.019. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/935

Short Communications Article

Minapada

Lokesh Chandra a

a International Academy of Indian Culture, New Delhi, India

Abstract. The article is devoted to the iconography of the siddha Minapada (Minapa). The translation of Lokesh Chandra's article from the Dictionary of Buddhist Iconography was made by S.М. Belokurova.

Keywords: Dictionary of Buddhist Iconography, Lokesh Chandra, Minapada, Minapa, symbolism, iconography, Buddhist art

For citation: Chandra, L. (2022) ‘Minapada’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 254-257. doi:10.46748/ARTEURAS.2022.04.019. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/935 (In Russ.)

© Чандра Л., Белокурова С.М., 2022

Локеш Чандра. «Словарь буддийской иконографии»

Том 8, с. 2306

Минапада — 1. Восьмой сиддха из «Жизнеописания 84 сиддхов» Абхаядатты [1, c. 3.247]. Также его зовут Мина, Минапа, Напа, Ваджрапада, Rdo.rjehi.zhabs [2]. Однажды рыбак Минапада поймал огромную рыбу, которая оказалась настолько сильной, что утащила его далеко в море. Там, в море другая гигантская рыба проглотила его, но, к счастью, он остался жив, оказавшись в ее животе. Проплывая под плотом Шивы и Умы, Минапада услышал священное учение, которое бог читал своей спутнице.

Узнав о том, что случилось с Минапой, Шива благословил его. Двенадцать лет спустя рыба, в которой оказался Минапа, была поймана другим рыбаком. Он был восхищен своим уловом, поскольку надеялся найти в брюхе рыбы целое состояние. Однако когда он разрезал живот рыбы, то увидел не ожидаемые сокровища, а медитирующего человека. Вышедший из чрева рыбы постепенно развил силу истинной интуиции и смог постичь высшую истину. Он стал знаменитым Минапой и через 500 лет достиг Нирваны [3, c. 29; 4, c. 152–153; 5, с. 47–49; 6, с. 76–80].

Рис. 1. Минапада из монгольского ксилографа

Существует эпиграмма, переведенная Доуманом:

«Рыбак, что зацепил крючок и леску,

Чтобы быть унесенным в океан судьбы,

Чтобы выжить во чреве левиафана

И услышать йогу, которой Шива обучал Уму,

Звался Минапой.

Но даже скалы не могли вынести тяжести его совершенства».

Танка на данный сюжет хранится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге.

2. Он (тиб. Mi.na.pa) — пятьдесят шестой сиддха в «Абхаяратхане 84 сиддхов» Раинакарагупты Ваджрасаны [1, с. 3.92; 7, с. 3758]. В танке, которая хранится в Стокгольме, он назван «Минадапа». Он достиг совершенства на морском острове и принадлежал касте рыбаков [8, с. 93; 9, c. 1151].

Рис. 2. Минапа

Список источников

1. Cordier G. Catalogue du fonds tibétain de la Bibliothèque Nationale. Parts 2, 3. Paris: Imprimerie nationale, 1909.

2. Grünwedel A. Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei. Führer durch die lamaistische sammlung des fürsten E. Uchtomskij. Leipzig: F.A. Brockhaus, 1900. 285 S.

3. Bartholomew R. (ed.) Tibet House Museum Inaugural Exhibition Catalogue. New Delhi: Statesman Press, 1965. 88 p.

4. Grünwedel A. et al. Tāranātha's Edelsteinmine: das Buch von den Vermittlern der sieben Inspirationen. Petrograd: Academie Impériale des Sciences, 1914. 212 S.

5. Abhayadatta, Mi-ñag Lo-tsa-ba Smon-grub-ses-rab, Robinson J.B. Buddha's lions: the lives of the eighty-four Siddhas. Berkeley: Dharma Publishing, 1979. 422 p.

6. Dowman K., Downs H.R. Masters of Mahamudra: songs and histories of the 84 Buddhist Siddhas. New York: State University of New York Press, 1985. 472 p.

7. Ui H., Suzuki M., Kanakura E. (ed.). A complete catalogue of the Tibetan Buddhist Canons (Bhaḥ-ḥgyur and Bstan-ḥgyur). Sendai: Tōhoku Imperial University aided by the Saitō Gratitude Foundation, 1934. 701 p.

8. Schmid T. The eighty-five Siddhas. Stockholm: Statens Etnografiska Museum, 1958. 169 p.

9. Chandra L. Buddhist Iconography. Satapitaka Series no. 342. New Delhi: Aditya Prakashan, 1991. 879 p.

References

1. Cordier, G. (1909). Catalogue du fonds tibétain de la Bibliothèque Nationale. Paris: Imprimerie nationale. (In Tibetan)

2. Grünwedel, A. (1900) Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei: Führer durch die lamaistische Sammlung des Fürsten E. Uchtomskij. Leipzig: F.A. Brockhaus. (In Germ.)

3. Bartholomew, R. (ed.) (1965) Tibet House Museum Inaugural Exhibition Catalogue. New Delhi: Statesman Press.

4. Grünwedel, A. (1914) Tāranātha's Edelsteinmine: das Buch von den Vermittlern der sieben Inspirationen. Petrograd: Academie Impériale des Sciences. (In Germ.)

5. Abhayadatta, Mi-ñag Lo-tsa-ba Smon-grub-ses-rab and Robinson, J.B. (1979) Buddha's lions: the lives of the eighty-four siddhas. Berkeley: Dharma Publishing.

6. Dowman, K. and Downs, H.R. (1985) Masters of Mahamudra: songs and histories of the 84 Buddhist Siddhas. New York: State University of New York Press.

7. Ui, H., Suzuki, M. and Kanakura, E. (eds.) (1934) A complete catalogue of the Tibetan Buddhist Canons (Bhaḥ-ḥgyur and Bstan-ḥgyur). Sendai: Tōhoku Imperial University aided by the Saitō Gratitude Foundation.

8. Schmid, T. (1958). The eighty-five Siddhas. Stockholm: Statens Etnografiska Museum.

9. Chandra, L. (1991) Buddhist Iconography. Satipitaka Series no. 342. New Delhi: Additya Prakashan.

Информация об авторе:

Чандра Локеш, профессор, доктор литературы и философии, академик, почетный директор, Международная академия индийской культуры; вице-президент Индийского совета по культурным связям; председатель Индийского совета исторических исследований, г. Нью-Дели, Индия.

Перевод с английского: С.М. Белокурова.

Information about the author:

Lokesh Chandra, Professor, Doctor of Literature and Philosophy, Academician, Honorary Director, International Academy of Indian Culture; Ex-President of The Indian Council for Cultural Relations (ICCR); Chairman of the Indian Council of Historical Research, New Delhi, India.

Translated from English by S.M. Belokurova.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 08.11.2022; принята к публикации 10.11.2022.

The article was received by the editorial board on 24 October 2022; approved after reviewing on 08 November 2022; accepted for publication on 10 November 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.