Научная статья на тему 'Мимикрия сакрализации власти у тюркских и Кыргызского народов Раннего Средневековья'

Мимикрия сакрализации власти у тюркских и Кыргызского народов Раннего Средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКРАЛИЗАЦИЯ / SACRALIZATION / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ТЮРКИ / TURKS / РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / EARLY MIDDLE AGES / КАГАН / КОЧЕВНИКИ / NOMADS / ВЛАСТЬ / POWER / KHAGAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фукалов Иван Алексеевич

В статье затронуты вопросы об изменении роли сакрализации власти у тюрков Раннего Средневековья и проблемы, связанные с институтом каганов и их власти. Обращено внимание на религии, которые оказывали влияние на власть в тюркских кочевых государствах. Дан анализ влияния тенгрианства, манихейства, ислама и буддизма на становление государственных институтов власти у тюрков. Рассмотрены причины изменений в сакрализации власти, влияние харизмы и культа «небесного дара» в отношении каганов. Описаны изменения сакрализации власти в Великом Тюркском каганате, государстве тюргешей, государстве карлуков, Кыргызском и Уйгурском каганатах. Особая роль отведена личностям правителей и проблемам, связанным с передачей власти и её легитимацией в среде кочевого и оседлого населения тюркских государств в Азии Раннего Средневековья. Сделан акцент на религиозном обмене между тюрками и другими народами. Отмечено, что сакрализация власти у кочевых народов Раннего Средневековья в пространстве от Урала до Енисея носила различный характер и подвергалась изменениям под влиянием осевых и других религий. Обращено внимание на то, что нападения арабов и китайцев, а также культурный и этнический обмены на Великом Шёлковом пути играли важную роль в сакрализации власти каганов, культуре их власти и становлении миропорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mimicry of Power Sacralization by Turkic and Kyrgyz Peoples in the Early Middle Ages

The article tells about the changing role of the power sacralization with the Turks in the Early Middle Ages and reveals the problems associated with the Khagan Institute and their power as well as with religions that influenced the power in the nomadic Turkic states. The article analyzes the impact of Tengrianism, Manichaeism, Islam and Buddhism on the formation of Turkic government institutions. It also describes the reasons for the changes of the power sacralization, influence of charisma and «heavenly gift» cult on Khagans. The author describes reasons for changes of power sacralization in Turkic Khaganate, Turgesh Khaganate, Karluk Khaganate, Kyrgyz and Uyghur Khaganate. A special focus is on the rulers’ personalities and the problems associated with the power transfer and its legitimation with nomadic and sedentary population of Asian Turkic states in the early Middle Ages. The emphasis is made on the religious exchanges between the Turks and other peoples. The author points out that power sacralization with nomadic peoples living from the Urals to the Yenisei in the Early Middle Ages varied and changed under the influence of axial and other religions. Moreover, the attacks of the Arabs and Chinese as well as ethnic and cultural exchange along the Silk Road took an important part in the sacralization of the Khagan power, culture of their power and world order.

Текст научной работы на тему «Мимикрия сакрализации власти у тюркских и Кыргызского народов Раннего Средневековья»

УДК 947.1(575.2)

МИМИКРИЯ САКРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ У ТЮРКСКИХ И КЫРГЫЗСКОГО НАРОДОВ

РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

И. А. Фукалов

Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына

В статье затронуты вопросы об изменении роли сакрализации власти у тюрков Раннего Средневековья и проблемы, связанные с институтом каганов и их власти. Обращено внимание на религии, которые оказывали влияние на власть в тюркских кочевых государствах. Дан анализ влияния тенгрианства, манихейства, ислама и буддизма на становление государственных институтов власти у тюрков. Рассмотрены причины, изменений в сакрализации власти, влияние харизмы и культа «небесного дара» в отношении каганов. Описаны изменения сакрализации власти в Великом Тюркском каганате, государстве тюргешей, государстве карлуков, Кыргызском и Уйгурском каганатах. Особая роль отведена личностям правителей и проблемам, связанным с передачей власти и её легитимацией в среде кочевого и оседлого населения тюркских государств в Азии Раннего Средневековья. Сделан акцент на религиозном обмене между тюрками и другими народами. Отмечено, что сакрализация власти у кочевых народов Раннего Средневековья в пространстве от Урала до Енисея носила различный характер и подвергалась изменениям под влиянием осевых и других религий. Обращено внимание на то, что нападения арабов и китайцев, а также культурный и этнический обмены на Великом Шёлковом пути играли важную роль в сакрализации власти каганов, культуре их власти и становлении миропорядка.

Ключевые слова: сакрализация, религия, тюрки, Раннее Средневековье, каган, кочевники, власть.

В тюркских и Кыргызском государствах сакральность власти являлась её легитимизирующей основой, а каган в свою очередь был её основным функционирующим органом. Сакральная функция каганской власти основывалась на нескольких пунктах: принадлежности к правящей династии, инициации, религиозном фундаменте, восприятии власти кагана соседними державами (Китаем, Ираном, позже мусульманскими государствами Азии). Таким образом, отмечаем, что без сакральной сущности политическая власть кагана была невозможной. При этом у каганов была необходимость следовать всем пунктам сакральности власти: без данного обстоятельства каган не мог легитимировать свою власть полностью, часто теряя властные функции в результате неудач в войнах или же династийных спорах.

Сакрализация власти достигалась различными методами. Если у китайских императоров существовал культ почитания «Сына Неба» и некий «мандат небесного правления», то у тюрков он имелся в другом аспекте: кагану была необходима «небесная харизма» - «кут». Религиозные верования наложили свой отпечаток на власть кагана, тенгрианство было более слабой религией в отношении сакральной власти, отсутствовала функция прямой сакрализации через институт церкви за неимением такового. Если в исламе благодаря чётким законам Корана власть правителя была неприкосновенна, а в христианстве её сакральная сущность подтверждалась церковью, что также было характерно для буддизма в Китае, то в тенгрианских воззрениях тюрков такое отсутствовало. Каган сам являлся главным «священником» в тенгрианстве, приводил в исполнение религиозные обряды и церемонии праздников в годичном цикле. Тенгрианство не было сводом правил и законов, в нём не было чёткой градации отношений между сакральным и профанным, а также между слоями социума. Однако при этом тенгрианство было тесно связано с личностью кагана в сакрально-ритуальной сфере; начиная с обряда инициации, каган был связан с культом Тенгри и Умай, поклонением множеству духов, главнейшему духу предков. Уже в самой легенде о происхождении правящих родов тюркютов и огузов была заложена сакральная сущность «небесного происхождения». Кроме того, культ волка в Великом Тюркском каганате и Втором Восточно-Тюркском каганате был сложен для сочленения с другими религиями как тотемный и сугубо тенгрианский.

Такая ситуация приводила к тому, что уже со времён кагана Таспара верховные правители тюркских государств стали «экспериментировать» с различными религиями в целях укрепления сакрализации власти. Принятие буддизма из Китая было вызвано необходимостью мимикрировать сакральность от устоявшегося культа «Сына Неба» у китайских императоров: несмотря на победы тюрков на востоке каганата, их положение оставалось ненадёжным и требовало в конце VI века новых мер в отношении внутренней идеологии государства. Каган Таспар под впечатлением рассказов монаха Хуэй Линя приказал соорудить храм и попросил правителей Ци прислать священные книги буддизма. Более того, по сведениям источников, каган сам участвовал в отдельных буддийских обрядах [1, с. 237-238]. По некоторым данным, упомянутый монах Хуэй Линь мог быть буддийским миссионером индийского происхождения, настоящее имя которого - Джинагупта [2, с. 112]. Участие Тас-пар-кагана в буддийских обрядах подтверждается сведениями Бугутской надписи [3, с. 133]. Известны факты довольно регулярного пребывания буддийских монахов из Китая в Тюркском каганате и даже перевода некоторых священных текстов буддизма на тюркский язык [4, с. 69]. В переводе отдельных сутр могли участвовать и согдийцы, активно торговавшие в Центральной Азии [5, с. 112]. Интерес к буддизму у кочевой элиты постепенно возрастал, особенно в результате стремления подражать китайскому двору и выступать с ним на равных по всем позициям, в том числе и по мировоззренческим.

Однако социально-политический кризис и распад каганата помешал буддизму закрепиться у кочевников. В то же время вполне очевидны поиски правящей элиты определённых религиозных основ для обеспечения консолидации и могущества тюркского общества. Не случайно соправитель кагана восточных тюрков Тоньюкук в качестве своих аргументов отмечал, что буддизм и даосизм не соответствуют воинственному духу, мировоззрению и образу жизни кочевников и поэтому не смогут являться основой государства. В связи с этим интерес-

но мнение А. Габена, который обратил внимание на то, что в эпоху Раннего Средневековья буддизм наиболее успешно закреплялся у западных тюрков в Средней Азии, которые переходили к оседлой городской жизни в окружении местного буддийского населения [6, с. 490]. Новый этап распространения буддизма относится учёным к началу второй четверти VII века. С этого времени буддизм прочно закрепляется у уйгуров вплоть до официального принятия Бёгю-каганом в 762-763 гг. манихейства. Наконец, в X веке вновь зафиксирован подъём буддизма у уйгуров, а также у кимаков и кыргызов. Отмеченная ситуация подтверждается как памятниками письменности, так и некоторыми археологическими материалами. Принятие буддизма Таспаром не оказало ожидаемого влияния на массу кочевых тюрков, а также на саму власть кагана; судя по всему, сохранялись те же обряды инициации и погребения каганов и высших кочевых аристократов, и буддистская сакрализация власти не нашла своих приверженцев в среде тюрков в большом количестве. В то же время буддистские проповедники оставались при дворе кагана, стараясь обратить высшие слои общества в свою религию.

Со второй половины VII века на территорию Центральной Азии и Южной Сибири стали проникать проповедники совершенно новых религий - манихейства и христианства несторианского толка. Стоит отметить, что эти религии, пройдя Великий Шёлковый путь, стали довольно синкретичны. Тюркские правители, да и сами тюрки, относились к другим религиям крайне толерантно, поэтому новые религии быстро находят своих адептов в кочевой среде и тюркских государствах УП-ЕХ вв. Ещё в первой половине XI века Абурайхан Бируни отмечал: «.. .веру Мани и его учение исповедуют большинство восточных тюрков, обитатели Китая, Тибета и части Индии». Некоторые отрывочные сведения о манихействе у кочевников (использование «мерной речи», «светильников», «храм для поклонений» и др.) есть и в ряде других персидских и арабских источниках [7, с. 95-96], как правило, эпохи Развитого Средневековья. Однако данные сведения, безусловно, нужно рассматривать весьма критически, а не как аксиому. Дело в том, что манихейство в это время, наряду с христианством, рассматривалось мусульманскими авторами через противопоставление исламу. В связи с этим степень распространения манихейства среди неисламских регионов и стран могла быть существенно преувеличена.

Манихейство пыталось мимикрировать под раннюю тюркскую сакральность каганов и их власти, стараясь представить их власть как власть Света над Тьмой, что вполне совпадало с тенгрианской небесной направленностью властных функций. Именно эта черта позволила манихейскому мировоззрению взаимодействовать с шаманским комплексом верований, характерных для кочевников [8, с. 180, 209]. Распространение среди тюр-коязычных народов Центральной Азии манихейства привело к появлению новой титулатуры правителей - каган-Света. Такая титулатура прослеживается, например, у уйгуров, поэтому востоковед Б. Литвинский полагает, что правитель рассматривался в соответствии с манихейской доктриной как земное воплощение божественного воителя, Первочеловека, первого божества, который борется с силами Мрака [9, с. 110]. Существенным представляется замечание учёного о том, что для совершения манихейских обрядов не обязательно требовались храмы, поскольку такие действия можно было произвести и в кочевой юрте. Не случайно Мани наставлял, что «молитва, обращённая к богу, не нуждается в храме» [10, с. 260]. Действительно, в условиях, когда нужно приспособиться к традиционному кочевому мировоззрению, да ещё в достаточно экстремальных условиях степи, миссионеры вынуждены были приспосабливаться к образу жизни и быту номадов. Не случайно после гибели в результате заговора Бёгю-кагана в 779 году его преемники проводили антиманихейскую политику, и только приход к власти нового клана в 795 году сделал более благоприятной ситуацию для манихеев [11, с. 524]. Кроме того, уйгуры иногда под предлогом покровительства вере вмешивались в дела Китая. Воспользовавшись падением Уйгурского каганата под натиском кыргызов, Китай, чтобы исключить возможность вторжения последних, под религиозным предлогом в 843 году запретил манихейское и несторианское вероисповедания в империи [12, с. 168-169].

Важно также подчеркнуть, что при всей готовности манихейства адаптироваться к различным традиционным мировоззренческим системам, известны случаи достаточно жёсткой борьбы с религиозными конкурентами. Так, после провозглашения манихейства государственной религией Уйгурского каганата, вероятно, не без прямого одобрения священнослужителей новой веры, начались гонения на буддистов и уничтожение их святынь [13, с. 224]. Такая религиозная политика, по нашему мнению, в целом была не характерной для кочевых империй Центральной Азии, которые отличались лояльностью и веротерпимостью в силу своей полиэтнично-сти и поликонфессиональности. Более характерной для номадов была политика религиозной толерантности, в том числе и для Кыргызского каганата, во всяком случае в период его могущества. В массе своей кочевники продолжали оставаться последователями культа Тенгри, поскольку манихейство, даже несмотря на всю полноту синкретизма, не смогло вживиться в кочевой социум. Основные постулаты данной религии были непонятны и не нужны массе кочевых тюрков, оставаясь далёкими от основ их жизни, связанных с пониманием ими мироустройства и их мировоззрением.

В 752 году басмылы вместе с енисейскими кыргызами и тюргешами стали союзниками карлукского джабгу в борьбе с Уйгурским каганатом за восстановление Восточно-Тюркского каганата. Война не имела успеха для союзников. Джабгу карлуков оставил надежды на каганат и прекратил «войну за тюркское наследство». Причин поражения союзников в войне с уйгурами несколько: 1) разобщённость сил союзных войск; 2) получение каганом уйгуров поддержки со стороны Китая в связи с нежеланием возрождения сильной державы и политикой «разобщения варваров»; 3) появление китайских войск в Средней Азии и переход основных действий из Турфанского оазиса и Южной Сибири в тот район; 4) наконец, агрессивное вторжение арабских сил, изменившее политическую ситуацию в регионе.

Итогом военного противостояния стало подчинение басмылов и енисейских кыргызов уйгурскому кагану и потеря статуса иддикутства. Лишь карлукский джабгу сохранил за собой статус правителя в Средней Азии и больше не вмешивался в войну против уйгуров. В этот краткий период проявляется сакрализация власти у бас-мыльских правителей. Иддикут как кочевое государственное образование тюркских племён несло в своём названии сакральный смысл - в калькированном переводе «августейшее». Басмылы приняли наследников рода Ашина в качестве правителей, желая закрепить сакральность власти не только в титулатуре, но и в наследственном плане. Титул правителя звучал как иддикут (кут - сакральная основа данной титулатуры, прописываемая в поздних летописях как «иддикут»). В орхонских надписях есть слово «аШокзш». Это прилагательное долгое время оставалось крепким орешком для востоковедов, переведших надписи на немецкий и французский языки. Наконец, Вильгельм Томсен в 1906 году смог разгадать загадку слова <<1Шок8и7». В соответствии с его объяснением, оно представляет собой сочетание, состоящее из двух существительных и окончания ^Ш, ок, siz). Слово «Ш» в древнетюркском языке употреблялось в следующих значениях: «хозяин», «человек высокого ранга», «правитель» [14, с. 42]. В отличие от тюргешей и енисейских кыргызов, а также уйгуров, единственным легитимным правителем на тот момент мог стать Седе Иши Каган с его правами на восстановление каганата во главе басмыльских племён, сохранивших у себя тенгрианскую систему сакрализации власти и имевших наследников рода Ашина. Этим объясняется столь скорое убийство кагана уйгурами и выдвижение узурпаторов власти из новой династии Яглакар. Басмылы вынуждены были смириться с поражением и вновь стать данниками более сильных и хитрых уйгуров.

Поиск каганами тюркских государств религиозных основ сакрализации своей власти часто заводил их в тупик, что приводило к внутренним конфликтам, как это, в частности, произошло в Уйгурском каганате и Карлукском джабгулиате. Власть в Карлукском джабгулиате уже не являлась предельно сакрализованной. Ушли те времена, когда личность кагана была в ореоле «небесной харизмы». Даже принятие карлукским джаб-гу титула «каган» не изменило этого положения дел в государстве. Как государство кимаков Карлукский джаб-гулиат был сильно разрозненным союзом племён, джабгу фактически правил лишь своим кочевьем, возможно, являясь третейским судьей в спорах между родами карлуков. После разгрома тюргешей и окончания Кыргызского Великодержавия карлуки не сумели взять контроль над Центральной Азией, даже вступив в эфемерный союз с кимаками. Постоянная борьба с арабами и Китаем ослабила и без того непрочную власть джабгу. Как таковой сакральной сущности власть джабгу уже не несла: слишком велики были неудачи карлуков, начиная с середины IX века, так как отсутствовала необходимая консолидация племён и родов.

Сакрализация власти требует не только легитимной власти правителя, но также и его личной харизмы, упорства в войнах и объединении родственных племён под своей властью. Это присутствовало у тюрков, тюргешей, кыргызов и уйгуров, но фактически отсутствовало у карлуков [15, с. 68-70]. На начальном этапе джабгу восприняли старый механизм сакрализации власти, но уже после поражений от уйгуров, а затем от экспансии арабов джабгу карлуков уже не могли иметь столь высокий уровень сакральности власти, какой имели, к примеру, каганы тюргешей. Слабый контроль над родами и неспособность удерживать основные ветви торговых путей, потеря городов, столь необходимых кочевникам, совершенно загубили статус карлук-ских правителей. Лишь принятие ислама и исламской сакрализации позволило карлукским племенам чигил и ягма выйти на новый уровень государственного строительства и сакрализации власти в Караханидском каганате.

Уже с IX века большинство тюрков начинают принимать ислам, который всё более укреплялся в Средней Азии не столько военным, сколько путём проповедничества. Карлукский джабгулиат фактически стал последним тюркским государством, основанным на сакрализации власти, установленной в Великом Тюркском каганате. При этом сакральный институт правителя настолько ослаб, что уже не мог фиксировать статус правителя, что обрекло джабгу карлуков на исчезновение. Ислам, пришедший в Среднюю Азию и его властные механизмы, чуть позже использованные Караханидами, поставили точку в истории сакральности власти у карлуков.

Проведённый анализ позволяет заключить следующее. Сакрализация власти в тюркских государствах прошла тяжёлый путь от вершины до её ослабления. Результатом такой эволюции стало создание симбиозных форм сакральности власти для её легитимации в результате вливаний как новых религий, так и внутренних изменений ритуалов инициации и передачи власти. Часто различные династийные споры становились и религиозными, что свидетельствовало о финансовой и идеологической подпитке разных кланов и семей со стороны религий. Итогом таких религиозных споров становилось крушение могущественных государств. Сакральная мимикрия затрагивала и соседние с тюрками народы, особенно это касалось титулов, обрядов инициации, добавляя новые элементы в легитимизацию власти правителя. К таким народам можно отнести енисейских кыр-гызов, кимаков и кипчаков. Енисейские кыргызы прекрасно сочетали тюркские механизмы сакрализации (поднятие на войлоке, титулатура, «кут») с собственно кыргызскими (культ Умай, тотем барса). Это позволило кыр-гызам в эпоху Великодержавия создать довольно спокойную обстановку в Центральной Азии и не враждовать с тюркскими племенами и Китаем. Выяснение сакральной атрибутики власти и её механизмов показывает, что фактически каждое религиозное учение оставляло своей след в сакрализации власти каганов у тюрков и кыргы-зов. Религии, приходившие по Великому Шёлковому пути, мимикрировали под тюркское общество, стараясь получить нужную нишу в нём. К тому же, принимая черты тенгрианства, они становились уже совершенно иными, нежели были раньше.

Библиографический список

1. Бичурин, Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена / Н. Я. Бичурин (Иакинф). -Алматы: ТОО «Жалын баспасы», 1998. - Т. 1. LLXIV. - 390 с.

2. Кычанов, Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров / Е. И. Кычанов. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН,1997. -321 с.

3. Кляшторный, С. Г. Историко-культурное значение Суджинской надписи / С. Г. Кляшторный // Проблемы востоковедения. - 1959. -№ 5.- С. 162-169.

4. Сухэбатар, Г. К вопросу о распространении буддизма среди ранних кочевников Монголии / Г. Сухэбатар // Археология и этнография Монголии. - Новосибирск: Наука, 1978. - С. 68-69.

5. Зуев, Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии / Ю. А. Зуев. - Алматы: Дайк пресс, 2002. - 365 с.

6. Караев, О. К. Арабские и персидские источники ГХ-ХИ вв. о киргизах и Киргизии / О. К. Караев. - Фрунзе, 1968.

7. Бартольд, В. В. Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью. Соч. в 9-ти т. Т. IV. / В. В. Бартольд. - М.: ГРВЛ Наука, 1966. -С. 21-95.

8. Байпасов, К., ¥лы Жiбек жолы жэне орта-гасырлы^ ^аза^стан / К. Байпасов, ¥. Нуржанов. - Алматы: ^аза^стан, 1992. - 204 с.

9. Литвинский, Б. А. Буддизм / Б. А. Литвинский // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос. Языки. Религии / отв. ред. Б. А. Литвинский. - М.: Наука, 1992. - 688 с.

10. Литвинский, Б. А. Манихейство / Б. А. Литвинский // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос. Языки. Религии; отв. ред. Б. А. Литвинский. - М.: Наука, 1992. - 688 с.

11. Жолдасбаев, С. Материальная культура казахов XV-XVIII вв. (по археологическим данным): автореф. дис. ... канд. ист. наук / С. Жолдасбаев. - Алма-Ата, 1975. - 32 с.

12. Абу Наср Мухаммад ибн Абд ал-Джаббари ал-Утби. Тарих-и Йамини (Десница державы) // Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XГX вв. - Ташкент: Фан, 1988. - С.24-57.

13. Бируни, А. Р. Избранные произведения. В 7 т. Т. I. Памятники минувших поколений / А. Р. Бируни; пер. и прим. М. А. Салье. - Ташкент: Изд-во Академии наук Узбекской ССР, 1957. - 657 с.

14. Кляшторный, С. Г. Согдийская надпись из Бугута / С. Г. Кляшторный, В. А. Лившиц // Страны и народы Востока. - 1971. - Т. X. -С.121-146.

15. Петров, К. И. Очерки социально-экономической истории Киргизии VI - начала XIII в. / К. И. Петров. - Фрунзе: Илим, 1981. - 234 с.

© Фукалов И. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.