Научная статья на тему 'Милиция Прикамья в годы Великой Отечественной войны: основные направления деятельности'

Милиция Прикамья в годы Великой Отечественной войны: основные направления деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
272
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / МИЛИЦИЯ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / GREAT PATRIOTIC WAR / MILITIA / MAIN DIRECTIONS OF THE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков В. С.

Рассматриваются проблемы деятельности милиции Прикамья в годы Великой Отечественной войны. Обозначаются основные направления деятельности милиции, вызванные введением военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Kama Region Militia During the Great Patriotic War: Principal Areas of Activity

The problems of the militia's activity in the Prikamye area during the Great Patriotic war are considered. The main direction of the militia's activity, caused by declaration of the military situation, are designated.

Текст научной работы на тему «Милиция Прикамья в годы Великой Отечественной войны: основные направления деятельности»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 Юридические науки Выпуск 3 (5)

УДК 351.745 (470.53)

МИЛИЦИЯ ПРИКАМЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.С. Волков

Адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России, преподаватель кафедры уголовного права, уголовно-исполнительного права и криминологии Пермского филиала Нижегородской академии МВД России

Пермский филиал Нижегородской академии МВД России. 614938, г. Пермь, ул. Акад. Веденеева, 100.

Рассматриваются проблемы деятельности милиции Прикамья в годы Великой Отечественной войны. Обозначаются основные направления деятельности милиции, вызванные введением военного положения.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, милиция, основные направления деятельности

Великая Отечественная война в мировой истории остается до сегодняшних дней самым крупным военным, политическим и, конечно же, идеологическим противостоянием государств-участников. Военное время потребовало коренного переосмысления основных направлений деятельности советского государства. Приоритетной задачей в данный период времени стала защита Отечества от военной агрессии Г ермании. Это в свою очередь потребовало необходимых структурных изменений в системе государственных форм и методов функционирования. Перестройка государственного аппарата в центре и на местах предусматривала изменения не только характера деятельности, но и организационных форм, в целях приспособления к работе в условиях военного времени. Основными направлениями перестройки деятельности государственных органов в военный период стали: усиление роли государства во всех общественных отношениях; образование новых органов для решения наиболее важных вопросов, с объединением в их руках организационновластных и распорядительных полномочий; усиление единоначалия во всех звеньях государственного аппарата; сокращение численности последнего. Были созданы чрезвычайные органы государственного и военного руководства: Государственный Комитет Обороны, ставка Верховного главнокомандования, которые, решая основную за-

© Волков В.С., 2009

дачу, не смогли заменить иные органы государственной власти и управления в выполнении не менее важных функций. Преобразования коснулись и системы правоохранительных органов, которые в условиях военного времени были мобилизированы и переведены в готовность для участия в решении, самостоятельно или совместно с частями Красной армии, боевых задач, обеспечения надежного государственного порядка и охраны тыла действующей армии, для борьбы с преступностью, ликвидации негативных явлений, вызванных военными действиями. Так, 23 июня 1941 г. в Молотовской области [9] начальником Управления НКВД был издан приказ, который содержал в себе положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «Об объявлении мобилизации в связи с нападением фашистской Германии на СССР». Начальнику Управления милиции по г. Молотову и области Г.П. Скрипнику предписывалось определить порядок работы аппарата милиции на вверенной ему территории. В связи с этим все сотрудники были отозваны из отпусков, переведены на казарменное положение. Руководство НКВД г. Молотова предприняло ряд мероприятий по организации противовоздушной и противохимической обороны. Начальник УНКВД 2 июля 1941 г. приказывает создать единый штаб МПВО, а также группы самозащиты на местах. Распоряжением СНК от 26 ноября 1942 г. г. Молотов был включен в число 20 городов - пунктов

М11ВО. На основании этого на милицию были возложены дополнительные обязанности по организации общественного порядка при проведении мероприятий М11ВО.

В силу своего «выгодного» географического положения г. Молотов с первых дней войны стал одним из крупных тыловых центров, на территорию которого «было эвакуировано из западных районов 268 тысяч граждан, а также 124 промышленных предприятия» [1, с. 22]. Данные события обострили и без того тяжелую криминальную обстановку в городе. В связи с тем что государство постоянно наращивало темпы производства продукции на предприятиях военной промышленности для дальнейшего снабжения Красной армии, потребовалось безусловное закрепление рабочих и служащих на предприятиях военной промышленности. На территории государства введена всеобщая трудовая повинность. Участились случаи самовольного ухода рабочих с предприятий. В ответ на это государство предпринимает экстренную меру: 26 декабря 1941 г. издан указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» [8]. Теперь самовольный уход с предприятия расценивается как преступление - дезертирство с промышленных предприятий, за которое предусматривается уголовная ответственность в виде тюремного заключения на срок от 5 до 8 лет. Так как город Молотов являлся крупным промышленным центром, то и преступления, связанные с самовольным уходом с предприятий, тоже встречались, борьба и противодействие с ними ложилась на плечи прикамских милиционеров.

Работа прикамской милиции была затруднена еще и резким ухудшением социально-экономической обстановки и положения населения. На Прикамье как крупный уральский тыловой центр возлагались особые задачи по продовольственному обеспечению фронта. В военные годы перед руководством страной возникает еще одна немаловажная задача - «сохранить стабильность розничных цен на товары первой необходимости, дать возможность трудящимся приобретать на свою зарплату товары по устойчивым ценам» [6, с. 31]. В связи с этим 18

июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление о введении карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары. Этим же актом за преступления такого рода установлена и уголовная ответственность. В Прикамье, как и в других регионах, появилось еще несколько новых составов преступлений, обусловленных появлением продовольственных карточек: хищение карточек в местах их производства, хранения, транспортировки; подделка продовольственных карточек; спекуляция продовольственными карточками. Борьба с такими преступлениями возлагалась на органы милиции. Как показала практика, деятельность прикамских милиционеров в данном направлении была достаточно результативной: «за период времени декабрь 1943 г. -февраль 1944 г. выявлено и привлечено к уголовной ответственности 162 спекулянта» [1, с. 26].

Военное время требовало от всего трудоспособного населения страны почти непрерывной работы, что в свою очередь отразилось на контроле и воспитании несовершеннолетних. Кроме того, за годы войны в Прикамье как стабильный тыловой центр организовано направление несовершеннолетних с прифронтовых территорий, а также детей-сирот, родители которых погибли. Все это оборачивается массовой беспризорностью, «противодействие которой в соответствии с Приказом НКВД СССР от 21 июня 1943 г. возлагалось на отделы по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, которые в своей деятельности подчинялись наркомам внутренних дел и начальникам УНКВД» [2, с. 29]. Всесоюзно создавались детские приемники-распределители, ставшие важнейшим звеном в борьбе с беспризорностью. Деятельность созданных отделов оказалась достаточно результативной, только в 1941 г. на территории г. Молотова и Молотовской области к уголовной ответственности привлечено 715 несовершеннолетних, в 1942 г. - 947. В 1943 г. число несовершеннолетних задержанных милицией резко увеличилось - «4842 человека, из них: 856 беспризорных; 3986 безнадзорных. Из них 675 человек привлечено к уголовной ответственности» [2, с. 29].

Еще одна проблема, решение которой возлагалось на органы милиции - работа по проверке паспортного режима. За год работы (1943-1944) «было выявлено 2566 нарушителей паспортного режима» [4, с. 35].

Как известно, объективной важнейшей предпосылкой и необходимым условием успешного функционирования органов милиции в годы войны являлось качественное комплектование и целенаправленная работа со всем кадровым аппаратом. Однако в условиях сложной криминогенной ситуации в Прикамье в годы Великой Отечественной войны кадровая обстановка также была неблагоприятна. Весьма сложная криминогенная ситуация в городе и области периодически усложнялась «в связи с систематическим убыванием милиционеров на фронт, а подготовка новых высококвалифицированных кадров требовала продолжительного времени, которого в условиях военного времени катастрофически не хватало» [5, с. 39]. 30 сентября 1941 г. Приказом начальника Управления НКВД в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР «О всеобщем воинском обучении» на территории Пермской области и города Перми введена 110-часовая программа по обучению милиционеров военному делу. В конце октября 1941 г. для сотрудниц при Управлении милицией созданы курсы медицинских сестер.

Появление нехарактерных для деятельности милиции Прикамья направлений, обусловленных военным временем, а также новых категорий преступлений значительно усложнили морально-психологическую обстановку в коллективе правоохранительных органов. Постоянное обновление кадрового аппарата, не всегда своевременное и полное материально-техническое оснащение подразделений милиции, параллельное обязательное обучение военному делу и многое другое неблагоприятно отразились на качестве решения основных задач, стоящих перед милицией. Обстановка периодически усложнялась отсутствием должного нормативного регулирования деятельности милиции Прикамья. Сотрудникам милиции приходилось работать по всем выше обозначенным направлениям, что в свою очередь не позволяло выработать медикам противо-

действия конкретным преступлениям в военное время. Несмотря на все негативные условия, руководству милицией удалось стабилизировать обстановку в областном центре Молотовской области, в частности благодаря организации на местах политического руководства.

Стоит отметить, что эффективность борьбы с преступностью на современном этапе развития общества во многом зависит от опыта работы милиции именно в период Великой Отечественной Войны, так как именно этот период показал, на сколько готовы правоохранительные органы к решению задач в условиях военного времени. Именно в данный период появилось множество новых категорий преступлений, не характерных для мирного времени. Думается, что нынешнее структурное разделение правоохранительных органов по определенным линиям работы во многом произошло благодаря анализу работы милиции за предшествующие периоды времени.

На сегодняшний день мы вновь столкнулись с проблемой деятельности милиции в условиях военного времени - трагические события в Чеченской Республике. На этот раз было ошибочным привлекать милицию для урегулирования военного конфликта, так как милиция выполняет иные функциональные обязанности совсем по другим направлениям. Будем думать, что в последующие годы будет учтен и этот весьма печальный опыт.

Библиографический список

1. Руцкин В.М. В дни испытаний и тревог. Пермь: Пушка, 2005.

2. Решетов Г.М. Борьба с подростковой преступностью в советской России // История государства и права. 2007. №11.

3. Смирнова Н.В. Детские приемники-распределители - важнейшее звено в системе борьбы с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних // История государства и права. 2008. №20.

4. Суслин Э.В. Анализ правового режима паспортного контроля в СССР в предвоенный период // Там же. 2006. №1.

5. Шатилов С.П. Профессиональная подготовка кадров органов милиции в годы

Великой Отечественной войны в рай- 8 онах тыла // Там же. №4.

6. Шатилов С.П. Борьба милиции с преступлениями, связанными со злоупотреблениями продовольственными и промышленными карточками, в годы Великой Отечественной Войны // Там 9 же. 2008. №7.

7. Государственный общественно-

политический архив Пермского края. Ф.

1. Оп. 32. Д. 108. Л. 8.

THE KAMA REGION MILITIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR: PRINCIPAL AREAS OF ACTIVITY

V.S. Volkov

100, Acad. Vedeneev str., Perm, 614938,

The Perm Branch of Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs

The problems of the militia’s activity in the Prikamye area during the Great Patriotic war are considered. The main direction of the militia’s activity, caused by declaration of the military situation, are designated.

Keywords: Great Patriotic War, militia, main directions of the activity

Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий // Ведомости ВС СССР. 1942. №2.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1940 года город Пермь переименован в город Молотов, Пермская область - в Молотовскую область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.