Научная статья на тему 'Милитаризация страны как фактор экономического развития'

Милитаризация страны как фактор экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1529
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / MILITARY SPENDING / БЮДЖЕТ / BUDGET / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / THE EFFECTIVENESS OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЯ / EXPORT OF WEAPONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таштамиров Магомед Русланович

В работе рассмотрены вопросы по эффективности использования потенциала военно-промышленного комплекса как основы выхода из кризиса и экономического роста. Наращивание расходов на оборону и национальную безопасность с пропорциональным сокращением расходов на социальное обеспечение и национальную экономику могут вызвать значительные риски по усугублению экономического состояния России в ближайшей перспективе. Был оценен потенциал военно-промышленного комплекса России в сравнении с другими странами. Приведена конъюнктура мирового рынка оружия и его структуры. Дана оценка эффективности, дальнейшего наращивания военной ориентации экономики страны и определены негативные перспективы подобной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таштамиров Магомед Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Милитаризация страны как фактор экономического развития»

Для определения, какие мероприятия следует провести для повышения инвестиционной привлекательности, необходима диагностика существующего состояния конкретного предприятия.

Волгоградская область как регион с богатыми торгово-экономическими показателями имеет большой потенциал для развития. Но этого невозможно добиться только путем привлечения государственного финансирования региона. Предприятия Волгоградской области, имеют преимущество по сравнению с другими близлежащими регионами, как транзитный коридор, соединяющий Южные регионы страны с центральными.

Для повышения инвестиционной привлекательности предприятий региона, руководство области в частности должны внести вклад в развитие инфраструктуры региона, и поощрение предприятий, инвестирующие в инфраструктурные разработки.

Комплексные и профессиональные исследования по выявлению сильных и слабых сторон региона, и широкое освещение в СМИ привлечёт заинтересованных инвесторов в регион.

Привлечение финансирования для инвестиционных целей в реальный сектор экономики поможет многим предприятиям обновить морально и физически изношенные основные средства и поставить на новый путь производство, которое будет конкурентоспособным и востребованным.

Волгоградская область как одна из крупных регионов северной части Российской Федерации имеет большой потенциал, притом, что область в основном является промышленно ориентированной - более 55 % валового продукта области приходится именно на промышленность. Начиная с 2000-х Волгоградская область, входит в первую десятку по инвестиционной привлекательности среди всех субъектов Российской Федерации [6].

Литература

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 24.07.2007).

2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 2009. С. 631.

3. Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Инвестирование: учебник для вузов. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. С. 448.

4. Максимов И. Б. Инвестиционный климат: методика оценки: учебное пособие / И. Б. Максимов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. С. 132.

5. Теплова Т. В. Инвестиции: учебник для вузов / Т. В.Теплова. М.: Издательство Юрайт, ИДЮрайт, 2011. С. 724.

6. Официальный Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.

The militarization of the country as a factor of economic development

Tashtamirov M.

Милитаризация страны как фактор экономического развития

Таштамиров М. Р.

Таштамиров Магомед Русланович / Tashtamirov Magomed - старший преподаватель, кафедра банковского дела, Институт экономики и финансов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в работе рассмотрены вопросы по эффективности использования потенциала военно-промышленного комплекса как основы выхода из кризиса и экономического роста. Наращивание расходов на оборону и национальную безопасность с пропорциональным сокращением расходов на социальное обеспечение и национальную экономику могут вызвать значительные риски по усугублению экономического состояния России в ближайшей перспективе. Был оценен потенциал военно-промышленного комплекса России в сравнении с другими странами. Приведена конъюнктура мирового рынка оружия и его структуры. Дана оценка эффективности, дальнейшего наращивания военной ориентации экономики страны и определены негативные перспективы подобной политики. Abstract: the paper considers the issues of efficiency of use of potential of the military-industrial complex as the basis of crisis exit and economic growth. The increase in expenditure on defense and national security

with a proportional reduction of expenditure on social security and the national economy can cause significant risks to exacerbate the economic condition of Russia in the near future. Was evaluated the potential of the military-industrial complex of Russia in comparison with other countries. he situation on the world, arms market and its structure are given. Evaluate the effectiveness of further increasing military orientation of the economy and identified the negative prospects of such policy.

Ключевые слова: кризис, военные расходы, бюджет, эффективность военно-промышленного комплекса, экспорт вооружения.

Keywords: crisis, military spending, the budget, the effectiveness of the military-industrial complex, the export of weapons.

С каждым годом РФ становится все более милитаризованной страной. Это проявляется в наращивании расходов на оборону и национальную безопасность.

Рис.1. Структура и динамика расходов федерального бюджета на национальную оборону и национальную

безопасность*[3, 9]

*Источник: составлено автором по данным Федерального Казначейства и Министерства финансов РФ.

По данным рисунка, только за 2015 год расходы на оборону и национальную безопасность выросли на 41 %. В этом возможно рассматривается как стратегическая основа для успешного развития страны. В экономике, правда, продолжается кризис, который отражает слабую конкурентоспособность народного хозяйства.

Рис. 2. Динамика основных макроэкономических показателей экономики России, в %* [8] *Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики

По данным рисунка 2 отчетливо прослеживается нисходящая динамика по основным индикаторам экономического развития и социального положения граждан в России. Структурный кризис вызвал падение ВВП на 3,7 %, снижение промышленности, кроме сельского хозяйства, где имел эффект политики импортозамещения и высокой девальвации рубля, позволившей ограничить покупку иностранных товаров и сосредоточится на внутреннем производстве. Также наблюдается резкое снижение экспорта и импорта, что является негативным фактором, поскольку отражает изоляционную политику, проводимую государством (продовольственное эмбарго), а также следствием снижения покупательской способности от снижения реального дохода на 4 % и заработной платы на 10 %. Также значительное падение инвестиций на 8 % вызвано снижением международных рейтингов России до «мусорного», оттоком капитала и введенными санкциями [1]. Падение розничной торговли на 11 % стало самым значительным с 1998 года, это отражает состояние общества и его покупательской активности, что вызвано также снижением реальных доходов населения и ростом бедности до 20 млн. человек (13,4 % от общей численности населения) [7].

Исходя из представленного обзора, российская экономика находится в затяжном структурном кризисе, который продолжается и в течение 2016 года. Рецессия будет медленно протекать до тех пор, пока экономический менеджмент страны не начнет реализацию структурного реформирования экономики с целью реиндустриализации. Это позволит в среднесрочной перспективе замедлить рецессию, а в долгосрочной выйти на перспективу роста экономики.

И если в таких отраслях как сельское хозяйство, легкая промышленность или высокотехнологичные производства обрабатывающей промышленности наблюдается стремительное падение, то силовую ориентацию стараются выдать за значимый результат в экономике. Может ли развитие военно-промышленного и оборонного комплекса привести к выходу из кризиса, и каков его потенциал для российской экономики на современном этапе?

Одним из значительных результатов развития ВПК считается показатель экспорта российского оружия, военной техники и снаряжения, зафиксированные по итогам 2015 года. Поставки военной продукции зарубеж составили 14,5 млрд. долларов США. Это является вторым показателем в мире после США (56 %). За год портфель заказов на рост вооружения вырос на 26 млрд. долларов США и составил 56 млрд. долларов США, что является максимумом постсоветского периода [5].

Любой рост в подобной сфере, в данном случае военной высокотехнологической, в условиях жесткой рыночной конкуренции не может не расцениваться как положительный. Однако, проблема существует в том, что наращивание военных поставок не сможет стать тем локомотивом, который позволит выйти российской экономике из кризиса. Также как и не поспособствует снижению темпов нарастания существующих проблем по социальному обеспечению.

Для более эффективной оценки потенциала по наращиванию военного экспорта и развития военно-промышленного комплекса необходимо рассмотреть общее состояние российского экспорта в сравнении с экспортом других стран, а также проанализировать внутреннюю структуру и конъюнктуру военной промышленности.

Экспорт России в январе-декабре 2015 года составил 345,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2014 года снизился на 31,1 % [10]. Исходя из общего объема экспорта и величины экспорта военного назначения, следует, что доля военной статьи (14,5 млрд. долларов США) в общем объеме экспорта (345,9 млрд. долларов США) составляет 4,2 %. При том, что на энергетические товары и металлы в среднем за последние 10 лет приходится свыше 70 % зарубежных поставок. К примеру, соседняя страна Китай способствует развитию экономики за счет экспорта менее затратным способом. Величина экспорта игрушек Китая за 2015 год составила 20 млрд. долларов США, что значительно превышает экспорт военного назначения России. Если сравнивать объем заказов на экспорт вооружения России - 56 млрд. долларов США, то он практически соответствует экспорту китайской обуви - 53,5 млрд. долларов США.

Следует отметить ограниченность мирового рынка оружия, который в 2014 году составлял 71,8 млрд. долларов США. К тому же, этот сегмент рынка не развивается. Так, согласно отчету Стокгольмского международного института исследования проблем мира ^ГРЫ), мировой рынок оружия сокращается четвертый год подряд (в 2014 году объем продаж топ-100 сократился на 1,5 % [2]. Это происходит по причине ослабления состояния мировой экономики и снижению спроса на вооружения. При этом каждый год увеличивается спрос на электронику, программное обеспечение, оборудование, инновации и высокие технологии. Для примера, оборот интернет-магазинов в 2015 году составил 1,77 трлн. долларов США [6]. Исходя из минимальной доли вооружения в мировой торговли даже значительные успехи в военно-промышленном комплексе не способны обеспечить развитие внешней торговли.

Важным является и то, что экспорт оружия в мире является малой частью от его производства -401 млрд. долларов США [2]. Наибольший объем в области производства оружия принадлежит США -280 млрд. долларов США. В России этот показатель составляет 40,8 млрд. долларов США.

Приведенные данные являются лишь количественной оценкой потенциала и состояния военной промышленности. Качественным показателем эффективности военной отрасли считается маржа, финансовая результативность от производства и продажи вооружения. Она, к сожалению не велика, в отличие от нефти, которая является приоритетной отраслью в российской экономики экспортно-сырьевой модели. Например, в США уровень рентабельности компаний, выполняющих военные заказы, составляет 9-14 %. В России уровень рентабельности оборонного сектора варьируется от 1,2 % Головное системное КБ концерна ПВО «Алмаз-Антей» до 23,3 % Улан-Удэнский авиационный завод. Корпорация «Сухой», занимающаяся авиационной промышленностью по производству и выпуску военных самолетов марки СУ имеет среднюю рентабельность 4,7 %.[4]. Себестоимость основного актива экономики - нефти составляет по различным данным от 3 долларов США (расходы на добычу) до 10 долларов США (коммерческие, административные и транспортные расходы). С учетом цены 1 барреля нефти в среднем 40 долларов США экспорт сырья является значительно рентабельнее и приоритетнее чем вооружение, которые не сможет вывести экономику из рецессии.

Есть и еще один аспект проблемы. Если в США или Европе военные заказы получают компании, работающие далеко не только в сфере «оборонки» (у Boeing на заказы Пентагона приходится 34 % выручки, у EADS на нужды европейских и американских военных — всего 21 %), то в России гособоронзаказ выполняют полностью государственные компании, всецело ориентированные на военную продукцию. Следовательно, те прибыли, которые они получают, и те государственные вливания, которые делаются в оборонку, практически ни при каких условиях не обогащают гражданский сектор и потому не обеспечивают экономического мультипликатора. Бюджет тратит, сам себе собирает налоги, обеспечивает зарплату чиновников и рабочих, но дополнительный рост не генерируется. Подобный механизм государства в оборонных заказах и военных расходах несет в себе значительные риски. Так в первом квартале 2016 года дефицит бюджета составил более 700 млрд. рублей, что создает угрозу обеспечивать основные расходные обязательства. Если бюджет не будет сбалансирован, то это может привести и к снижению расходов на оборону, соответственно следствием станет падение производства в этой отрасли. При отсутствии частного капитала в военно-промышленном секторе невозможно обеспечить эффективного развития этой отрасли в условиях нестабильности экономики, кризиса и стопроцентной доли государства в реализации военных заказов.

Вполне понятно, что государство выражает удовлетворение ростом оружейного экспорта — в значительной мере это подтверждает успешность его экономической политики, ориентированной на сращивание госкорпораций и военного лобби. Однако может оказаться, что все эти успехи — не более чем попытка подтянуть ВВП за счет инвестирования ранее собранных налогов в то, что никогда не даст хозяйственного эффекта. Рост военных расходов приводит к снижению капиталовложений в других отраслях и социально значимых расходов, это препятствует выходу из кризиса и экономическому росту.

Литература

1. TashtamirovM. R. Monetary system of Russia in the conditions of «sanctions wars» // Наука и общество, 2015. № 1. С. 164-176.

2. Мировая индустрия вооружений / Международный научно-исследовательский институт по проблемам мира. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.sipri.org/media/pressreleases/2015/SIPRI-Top-100-December-2015. (дата обращения: 02.05.2016).

3. Отчет об исполнении федерального бюджета РФ по годам 2011-2014 гг. / Федеральное Казначейство РФ. [Электронный ресурс]: URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet. (дата обращения: 03.05.2016).

4. Рейтинг РБК: 50 крупнейших технологических компаний России. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.rbc.ru/ratings/business/04/06/2015/55674b3d9a7947eee1956ff0. (дата обращения: 02.05.2016).

5. Россия сохранила второе место в мире по продажам оружия / Новостная служба РБК [Электронный ресурс]: URL: http://www.rbc.ru/economics/27/12/2015/567f23989a79477385aa2055 (дата обращения: 02.05.2016).

6. Статистика интернет-торговли в разных странах мира / Shopolog. [Электронный ресурс]: URL: http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet-torgovli-v-stranakh-mira. (дата обращения: 01.05.2016).

7. Таштамиров М. Р., Ашаганов А. Ю. Расходы населения России в условиях санкций и девальвации рубля // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук // Материалы XXII

международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2015. С. 183-188.

8. Федеральная служба государственной статистики / Официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 03.05.2016).

9. Федеральный Закон о федеральном бюджете РФ в 2015 году и плановом периоде 2016-2017 гг. / Министерство финансов РФ. [Электронный ресурс]: URL: http://info.minfm.ru/zkn_fed_bj_attribute_r ash.php. (дата обращения: 01.05.2016).

10. Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-декабрь 2015 года / Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]: URL: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=a rticle&id=22570:- 2015-&catid=53:2011-01-24-16-29-43&Itemid=1981. (дата обращения: 02.05.2016).

Problems concept of fundamental analysis as a method of business valuation

Sardarian Sh.

Проблемы понятия фундаментального анализа как способа оценки бизнеса

Сардарян Ш. Г.

Сардарян Шушаник Гагиковна / Sardarian Shushanik - студент, кафедра финансовых рынков и финансового инжиниринга, кредитно-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются проблемы верной трактовки понятия «фундаментальный анализ». Автор выделяет основные преимущества и недостатки фундаментального анализа как метода оценки стоимости бизнеса.

Abstract: the article analyzes the problem of the correct interpretation of the concept of «fundamental analysis». The author highlights the main advantages and disadvantages of fundamental analysis as a method of business valuation.

Ключевые слова: фундаментальный анализ, метод оценки бизнеса, достоинства и недостатки фундаментального анализа.

Keywords: fundamental analysis, method of business valuation, advantages and disadvantages of fundamental analysis.

Как можно определить понятие «фундаментальный анализ»? Четкой трактовки, безусловно, нет, но можно прибегнуть к различным источникам, чтобы получить наиболее полное понятие данного феномена.

Investing.com - ведущий информационный портал дает следующее определение фундаментальному анализу: «анализ, который основывается на исследовании элементов, влияющих на экономику, метод исследования, который пытается предсказать движение цены и тенденцию рынка, анализируя экономические индикаторы, политику государства, социальные факторы» [4]. На сайте инвестиционного холдинга Финам дано иное определение: «Фундаментальный анализ (Fundamental analysis) - это методы качественного и количественного анализа документов отчетности компании, направленные на определение реальной стоимости (intrinsic value) ее активов и предсказание ее доходов в будущем» [5]. Иностранный проект Investopedia Financial Glossary определяет фундаментальный анализ как «метод, с помощью которого пытаются определить актуальность бизнеса и перспективы его дальнейшего развития, сосредоточившись на основополагающие факторы, которые влияют на компании в целом» [6].

Данный вид анализа берет свое начала в далеком 1934 году, в книге Б. Грэма и Д. Додда - пособие «Анализ ценных бумаг». Основная цель фундаментального анализа, по мнению авторов книги, оценить будущие цены и доходность ценных бумаг, что в свою очередь позволит определить переоценённые и недооценённые активы.

Резюмируя вышесказанное, определяя понятие «фундаментальный анализ», эксперты разделяются на два лагеря: одни делают упор на прогнозирование поведения цен, другие - определение стоимости активов компании. В данной работе фундаментальный анализ представлен как синтез двух трактовок. Для получения максимально широкого понимания данного метода анализа будут рассмотрены такие ценные бумаги, как акции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.