Научная статья на тему 'МИКШИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

МИКШИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАСПОРТ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / СТОРИТЕЛЛИНГ / БРЕНДИНГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никонов С.Б., Каверина Е.А., Пую А.С.

Цель исследования - выявление коммуникационных технологий, которые используются для трансляции политических дискурсов в спортивной сфере и в спортивной журналистике. Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа, включенного наблюдения. Актуальность работы заключается в том, что в условиях глобализации спорт и спортивная журналистика становятся важными политическими, социальными и экономическими факторами, требующими при изучении междисциплинарного и системного подхода. Результаты исследования и выводы. Выработана гипотеза об изменении роли спортивной журналистики в связи с тем, что спортивные события и спортивный контент ангажированы геополитическими брендами, медиабизнесом и ориентированы на решение стратегических и оперативных внешних и внутренних политических задач. Определены коммуникационные технологии, которые используются для микширования дискурсов спортивной и политической журналистики. К данным коммуникационным технологиям относятся: технологии брендинга, создания специальных событий, технологии сторителлинга и инфотеймента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXING SPORTS AND POLITICAL JOURNALISM: MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Objective of the study was to identify communication technologies that are used to broadcast political discourses in the sports field and in sports journalism. Methods and structure of the study. During the work on the article, the methods of theoretical and system analysis, participant observation were used. The relevance of the work lies in the fact that in the context of globalization, sports and sports journalism are becoming important political, social and economic factors that require an interdisciplinary and systematic approach when studying. Results and conclusions. A hypothesis has been developed about the changing role of sports journalism due to the fact that sports events and sports content are engaged by geopolitical brands, media business and focused on solving strategic and operational external and internal political tasks. The communication technologies that are used to mix the discourses of sports and political journalism are defined. These communication technologies include: branding technologies, creation of special events, storytelling and infotainment technologies.

Текст научной работы на тему «МИКШИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МИКШИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: СОВРЕМЕННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК/UDC 070.421:796

Поступила в редакцию 26.10.2022 г.

Доктор политических наук, профессор С.Б. Никонов1 Доктор философских наук, профессор Е.А. Каверина1 Доктор социологических наук, профессор А.С. Пую1 1Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

MIXING SPORTS AND POLITICAL JOURNALISM: MODERN COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Dr. Pol., Professor S.B. Nikonov1 Dr. Sc. Phil., Professor E.A. Kaverina1 Dr. Sc. Soc., Professor A.S. Puyu1 1Saint Petersburg State University, St. Petersburg

Информация для связи с автором: nikonovs@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявление коммуникационных технологий, которые используются для трансляции политических дискурсов в спортивной сфере и в спортивной журналистике.

Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа, включенного наблюдения. Актуальность работы заключается в том, что в условиях глобализации спорт и спортивная журналистика становятся важными политическими, социальными и экономическими факторами, требующими при изучении междисциплинарного и системного подхода. Результаты исследования и выводы. Выработана гипотеза об изменении роли спортивной журналистики в связи с тем, что спортивные события и спортивный контент ангажированы геополитическими брендами, медиа-бизнесом и ориентированы на решение стратегических и оперативных внешних и внутренних политических задач. Определены коммуникационные технологии, которые используются для микширования дискурсов спортивной и политической журналистики. К данным коммуникационным технологиям относятся: технологии брендинга, создания специальных событий, технологии сторителлинга и инфотеймента.

Ключевые слова: спортивная журналистика, коммуникационные технологии, медиаспорт, специальные события, сторителлинг, брендинг.

Abstract

Objective of the study was to identify communication technologies that are used to broadcast political discourses in the sports field and in sports journalism. Methods and structure of the study. During the work on the article, the methods of theoretical and system analysis, participant observation were used. The relevance of the work lies in the fact that in the context of globalization, sports and sports journalism are becoming important political, social and economic factors that require an interdisciplinary and systematic approach when studying. Results and conclusions. A hypothesis has been developed about the changing role of sports journalism due to the fact that sports events and sports content are engaged by geopolitical brands, media business and focused on solving strategic and operational external and internal political tasks. The communication technologies that are used to mix the discourses of sports and political journalism are defined. These communication technologies include: branding technologies, creation of special events, storytelling and infotainment technologies.

Keywords: sports journalism, communication technologies, media sports, special events, storytelling, branding.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Роль журналистики в современном мире, который непрерывно меняется и мобильно развивается на предельной скорости, переоценить сложно. Сегодня можно говорить о развертывании острой борьбы дискурсов в публичном медиапространстве, каждый из которых представляет интересы тех или иных политических, коммерческих или некоммерческих сообществ. Спортивная сфера и спортивная журналистика вовлечена в эти процессы в полном объеме. Дискурсы развиваются в публичном медийном пространстве. Журналистика представляет актуальные дискурсы, фиксирует в вербальном и визуальном языках коммуникации публично транслируемые смыслы.

Британский исследователь массовой коммуникации Дэнис МакКуэл в своем научном труде «Журналистика и общество» подчеркивает, что власть прессы состоит в силе ее влияния. Он выделяет следующие типы влияния: убеждение и измене-

ние отношения; формирование общественного мнения; влияние на публичный имидж и репутацию; создание общественной повестки дня; формирование публичной интерпретации событий; информирование публики и структурирование «публичных знаний»; дифференцированное «усиление» новостей и имиджей [9, С. 34]. Как это происходит, какие коммуникационные технологии используются для этого? Раскроем эти вопросы в данной статье, анонсируя повествование о таких коммуникационных технологиях, как: технология создания специальных событий; технология брендинга и кобрендинга; сторителлинг и инфотеймент. Обозначенные аспекты подтверждают актуальность изучения данной проблематики и определяют исследовательский интерес авторов статьи.

Цель исследования - выявление коммуникационных технологий, которые используются для трансляции политических дискурсов в спортивной сфере и журналистики.

Методика и организация исследования. В ходе работы над статьей использовались методы теоретического и системного анализа, включенного наблюдения. Актуальность работы заключается в том, что в условиях глобализации спорт становится важным политическим, социальным и экономическим фактором, требующим в изучении междисциплинарного и системного подхода.

Результаты исследования и их обсуждение. Спортивная журналистика, освещая спортивные события, формируя новостную повестку, раскрывая истории спортивных побед, предлагая образы спортивных героев, влияет на формирование национального самосознания. Базовая функция журналистики - информирование, сегодня воплощается посредством использования ряда коммуникационных технологий инициирования и развития публичного дискурса. Актуально звучит вопрос и об инициации публичного дискурса, кто же задает проблематику и тональность информирования, формирует имиджи спортивных героев. Здесь можно поставить дискуссионный вопрос о политическом запросе.

Сегодня можно наблюдать продуманное создание персонального бренда спортсмена, спортивного клуба, команды. Происходит спланированное взращивание символических активов субъектов спортивной сферы, и дальнейшее использование их созданного символического капитала в политических дискурсах. Построение сильных брендов - сегодня характерная коммуникационная технология, используемая и для политической сферы. Разрабатываются и продвигаются бренды стран, политических альянсов, политических лидеров.

Когда бренды объединяют свои символические капиталы, провозглашают единство мировоззрений и ценностей, начинает работать технология кобрендинга. Происходит кооперация корпоративных целей и ценностей и, что особенно важно, расширяется целевая аудитория. Каждый бренд по сути делится своей целевой аудиторией и происходит синергий-ное расширение аудиторий. Такое расширение аудиторий и трансляция чувства доверия, обеспеченное интересом аудиторий к бренду, позволяет эффективно использовать ко-брендинг, микшируя интересы спортивных и политических брендов. Фанклубы спортивных брендов являются важной аудиторией, сотрудничество с ними посредством информационного влияния и создания специальных событий позволяет транслировать актуальные внешнеполитические и внутриполитические месседжи.

Спортивная журналистика и в теории, и на практике, как отмечают исследователи, всегда выполняла важнейшую социальную миссию - продвижение физической культуры, способствующей развитию сильной нации.

Спорт во все времена находился в прямой или косвенной зависимости от политики, какая бы идеологическая доктрина ни являлась господствующей в конкретный исторический момент времени, будь то коммунистическая, социалистическая, демократическая капиталистическая или любая иная. Если говорить о социальной функции спорта, то предполагается, что он пропагандирует здоровый образ жизни, а это важно и для страны, и для самого человека, но, что еще более важно, через спорт можно формировать национальное самосознание человека, сплачивать нацию, посредством информирования о достижениях спортсменов и национальных сборных.

Получение страной права на проведение престижного международного соревнования или победа спортсмена, команды также активизируют патриотические чувства граждан, сплачивают нацию, выступают как эффективное средство интеграции общества. Все это позволяет политической элите использовать спорт в качестве инструмента политического воздействия на общество.

Важнейшей коммуникационной технологией, которая используется для привлечения внимания к спорту и позиционирования самого спорта как значимого социокультурного явления, и как важного элемента жизни государства, является так называемая технология создания специальных событий (special event). Под специальными событиями, как пишет профессор Е. А. Каверина, понимается создание символически организованных действ, направленных на решение каскада корпоративных задач бренда (информационных, репутацион-ных, имиджевых, антикризисных) [5]. Создание специальных событий как коммуникационная технология обладает силой эмоционального вовлечения; позволяет легитимизировать значимые смыслы инициаторов события; сплотить комьюнити вокруг транслируемой и символически оформленной идеи события; создать и представить героев; породить значительное количество информационных поводов - все это создает богатый контент для спортивной журналистики.

Важно отметить, что в сфере спортивной журналистики воплощаются дискурсы, значимые как для внешней, так и для внутренней политики государства. Спорт, национальные спортивные достижения спортсменов, освещающиеся регулярно, имеют большое социальное влияние на граждан, на формирование национальной идентичности, единства, единых идеологических ценностей. Здесь работает коммуникационная технология создания значимого социального образа и образца, новой социальной нормы и предлагаемого стиля жизни.

Одним из значимых российских примеров этого является актуализация в СМИ, начиная с 2014 года, темы продвижения физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Трансляция спортивных событий и информирование о победах национальных спортсменов формирует интерес к спорту, актуализирует понимание ценности здорового образа жизни и подчеркивает безграничные возможности человека, даже в ситуациях ограниченных физических возможностей.

Коммуникационные технологии storytelling (рассказывание историй), именно эмоциональное повествование о личных историях поражения и следующего за этим опыта преодоления, развития силы воли и дальнейших побед, способны оказывать глубокое мотивирующее экзистенциальное влияние на людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. В обозначенных направлениях государственный заказ на спортивный контент и влияние на объем времени трансляций в сетке вещания государственных каналов, и закупки мотивирующего спортивного контента для трансляции на широкие общественные аудитории имеет стратегическое социальное значение.

Пойдем дальше в нашем повествовании и отметим, что тема покупки спортивного контента сегодня разворачивается в контексте самой возможности доступа аудиторий к контенту. Можно сказать, что тема бесплатного и платного спортивного контента относится сегодня также к актуальным социокультурным, экономическим и политическим вопросам. Поскольку здесь обнаруживается противоречие между заявленным правом человека на доступ к информации и правом владения информацией. Спортивная информация или, иначе говоря, контент спортивной журналистики может являться собственностью субъектов медиабизнеса.

Контент спортивной журналистики приобретает коммерческий характер, и здесь может уже идти речь о технологиях инфотеймента (интеграция в журналистском контенте развлекательных и информационных подходов), которые используются для формирования у публики интереса к спортивному событию, технологии должны приводить к дальнейшему желанию купить доступ. Сегодня свободный доступ к спортивному контенту ограничивается и можно говорить о сформи-

№1 • 2023 Январь | Januar

http://www.teoriya.ru

рованной индустрии медиабизнеса, в которой используются различные коммуникационные технологии, направленные на увеличение продаж спортивного контента.

Борьба за право проведения крупных международных спортивных соревнований и, следовательно, за возможность формировать доминирующий информационный дискурс ведется не только среди государств, но и в среде медиабизнеса, представляющего политическую и/или экономическую элиту как отдельной страны, так и глобальных медиакорпораций. А если рассмотреть получение права транслировать международные спортивные события для различных международных аудиторий, различных стран, то здесь уже отчетливо проявляется не только финансовый аспект, а и политический - отсутствия равноправного информационного доступа людей из разных социально-экономических слоев, а также разных стран к спортивным достижениям.

Здесь возникает следующий дискуссионный вопрос - кто обладает правами трансляции, тот обладает медиавлиянием, он может привлекать аудитории или отчуждать аудитории, формировать «черный» список стран, которые по тем или иным причинам не попадают в пул стран, «достойных» видеть ключевые события мирового спорта. Это серьезная социокультурная и политическая проблема, поскольку здесь звучит вопрос об отчуждении части людей от доступа к международному человеческому наследию, в данном случае отраженному в спортивных достижениях.

Выводы. В теории журналистики спортивная и политическая журналистика - это два разных ее направления. При этом дискурсы и смыслы, которые раскрываются в этих разных направлениях, явно и латентно переплетаются. Как никогда ранее сегодня современный спорт является ареной и политических соревнований, а спортивная журналистика - сферой информации, где транслируются политические смыслы.

Сфера традиционных и новых медиа (обширный пул различных социальных сетей) сегодня имеет беспрецедентное по охвату аудиторий и интенсивности сообщений влияние на формирование общественного мнения [8]. Сам спорт стал медиафеноменом, появилось понятие и феномен «медиа-спорта», который характеризуется прорастанием политической информации в спортивной тематике [2, С. 41]; активно развиваются и капитализируются корпоративные спортивные медиа, имеющие большой охват аудиторий, что делает их еще более привлекательными для взаимодействия с политическими целями. Такие коммуникационные технологии, как технология создания специальных событий, технология брен-динга и кобрендинга, сторителлинг и инфотеймент, активно и продуктивно используются для достижения широкого круга как внешнеполитических, так и внутриполитических целей.

Литература

1. Алексеев, К. А. Основы спортивной журналистики: учеб. пособие

для студентов вузов / К. А. Алексеев, Ильченко С. Н. - М.: Аспект

Пресс, 2016. - 240 с.

2. Бекуров Р. В. Медиастратегии профессиональных футбольных клубов / Р. В. Бекуров, Линчжи Лай, Л. П. Марьина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 5. - С. 40-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediastrategii-professionalnyh-futbolnyh-klubov (дата обращения: 10.08.2022).

3. Блохин И. Н. Этножурналистика в политических процессах: ролевой анализ: автореф. дис. ... докт. пол. наук / И. Н. Блохин. - Санкт-Петербург, 2009., СПбГУ. http://www.dissercat. com/content/etnozhumalistika-v-poNticheskikh-protsessakh-rolevoi-analiz#ixzz2piU8ZpZU (Дата доступа: 15.08.2022)

4. Володина А. А. Актуальность ГТО в России, проблемы проведения ГТО и их решение / А. А. Володина // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - Т. 11, Ч. 2. - С. 169-173.

5. Каверина Е. А. Событийные коммуникации в координатах современности / Е. А. Каверина // Международный журнал исследований культуры. - 2017. - № 2. - С. 54-65.

6. Ким М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. - М.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 366 с.

7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. - М.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 389 с.

8. Костиков В. Технологии использования новых медиа в продвижении спортивных брендов / В. Костиков // МедиаАльманах. - 2017. -№ 1. - С. 47-56.

9. МакКуэл Д. Журналистика и общество. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2014. - 255 с.

10. Михайлов С. А. Спортивная журналистика / С. А. Михайлов. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 2005. - 255 с.

References

Alekseev K.A., Ilchenko S.N. Osnovy sportivnoi zhurnalistiki [Fundamentals of sports journalism]. Study guide for university students. Moscow: Aspect Press publ., 2016. 240 p.

Bekurov R.V., Lingzhi Lai, Maryina L.P. Mediastrategii professional-nykh futbolnykh klubov [Media strategies of professional football clubs]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 5. pp. 40-42. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7mediastrategii-professionalnyh-fut-bolnyh-klubov (date of access: 08.10.2022).

Blokhin I.N. Etnozhurnalistika v politicheskikh protsessakh: rolevoy analiz [Ethnojournalism in political processes: role analysis]. Doct. diss. abstract. St. Petersburg, 2009. St. Petersburg State University. Available at: http://www.dissercat.com/content/etnozhurnalistika-v-politicheskikh-protsessakh-rolevoi-analiz#ixzz2piU8ZpZU (date of access: 08.15.2022)

Volodina A.A. Aktualnost GTO v Rossii, problemy provedeniya GTO i ikh resheniye [The relevance of the TRP in Russia, the problems of conducting the GTO and their solution]. Nauka i sotsium [Science and Society]. Proceedings national scientific-practical conference. 2019. Vol. 11, Part 2. pp. 169-173.

Kaverina E.A. Sobytiynyye kommunikatsii v koordinatakh sovremen-nosti [Event communications in the coordinates of modernity]. Mezh-dunarodnyy zhurnal issledovaniy kultury. 2017. No. 2. pp. 54-65. Kim M.N. Zhanry sovremennoy zhurnalistiki [Genres of modern journalism]. Moscow: Mikhaylov V.A. publ., 2004. 366 p. Korkonosenko S.G. Osnovy zhurnalistiki [Fundamentals of journalism]. Textbook for universities. Moscow: Mikhaylov V.A. publ., 2005. 389 p.

Kostikov V. Tekhnologii ispolzovaniya novykh media v prodvizhe-nii sportivnykh brendov [Technologies of using new media in the promotion of sports brands]. MediaAlmanakh. 2017. No. 1. pp. 47-56.

McQuell D. Zhurnalistika i obshchestvo [Journalism and Society]. Moscow: MediaMir; Fakultet zhurnalistiki MGU im. M.V. Lomonosova publ., 2014. 255 p.

10. Mikhailov S.A. Sportivnaya zhurnalistika [Sports journalism]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskiy universitet publ., 2005. 255 p.

2,

3,

4,

5,

6,

7.

8.

9,

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ШИРИНЯН А.А. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ: ПРАКТИКУМ ПО ТОПОГРАФИИ И ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ / А.А. ШИРИНЯН. - (ПОЛНОЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ). - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2023. - 48 С. -

ISBN 978-5-507-44939-2.

Данное учебное пособие поможет в проведении теоретических занятий в секциях туризма, спортивного ориентирования, краеведения, топографии и картографии. Предназначено для студентов различных направлений подготовки (специальностей) высшего образования, в первую очередь, специалистам в области физической культуры и спорта по направлениям «Спортивный туризм» и «Спортивное ориентирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.