Научная статья на тему 'Микросреды образовательной организации'

Микросреды образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ / INTERNATIONAL MARKETING / МИКРОСРЕДА / MICROENVIRONMENT / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова В.Д.

В рамках исследования рассмотрено состояние факторов международной микросреды Самарского университета и их влияние на оценку вуза мировым образовательным сообществом. Проанализированы внутренние субъекты и факторы международной микросреды Самарского университета: доля иностранных студентов Самарского университета и число иностранных научно-педагогических работников. Также были рассмотрены внешние субъекты и факторы международной микросреды Самарского университета: конкуренты и иностранные абитуриенты Самарского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FACTORS OF THE INTERNATIONAL MARKETING MICROENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

The author of the article analyzes the state of the factors of the international microenvironment of the University of Samara and their impact on the evaluation of the university by the world educational community. The article examines internal subjects and factors of the international microenvironment of the Samara University such as the share of foreign students of the Samara University and the number of foreign scientific and pedagogical worker; and external subjects and factors of the international micro environment of the Samara University such as competitors and foreign applicants of the Samara University.

Текст научной работы на тему «Микросреды образовательной организации»

МИКРОСРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ организации В.Д. Александрова, магистрант

Самарский национальный исследовательский университет (Россия, г. Самара)

Аннотация. В рамках исследования рассмотрено состояние факторов международной микросреды Самарского университета и их влияние на оценку вуза мировым образовательным сообществом. Проанализированы внутренние субъекты и факторы международной микросреды Самарского университета: доля иностранных студентов Самарского университета и число иностранных научно-педагогических работников. Также были рассмотрены внешние субъекты и факторы международной микросреды Самарского университета: конкуренты и иностранные абитуриенты Самарского университета.

Ключевые слова: международный маркетинг, микросреда, маркетинг, образовательные организации, международный рынок образовательных услуг.

В настоящее время в мире постепенно стираются границы при получении высшего образования. Абитуриенты и студенты с целью получить образование высокого уровня свободно переезжают не только в другие города, но и в другие страны. В России на сегодняшний день тоже происходят такие процессы. Несмотря на то, что уровень мобильности в России значительно ниже мировых показателей, многие абитуриенты переезжают в крупные города России, такие как Москва или Санкт-Петербург, или в другие страны. По этой причине российские образовательные организации должны соответствовать показателям мировых университетов. При выборе университета абитуриенты смотрят на мировые рейтинги образовательных организаций: рейтинг QS, THE, U.S.New, Шанхайский рейтинг и т.д. Каждый из этих рейтингов учитывает совокупность нескольких показателей мировых вузов. Например, рейтинг QS World University Rankings учитывает шесть показателей: исследовательская деятельность, преподавание, мнение работодателей и карьерный потенциал, количество иностранных студентов и преподавателей. Для влияния на эти факторы необходи-

мо оценивать международную маркетинговую среду.

В рамках исследования рассмотрено состояние факторов международной микросреды Самарского университета и их влияние на оценку вуза мировым образовательным сообществом.

В работе были проанализированы внутренние субъекты и факторы международной микросреды Самарского университета: доля иностранных студентов Самарского университета и число иностранных научно-педагогических работников. Также были рассмотрены внешние субъекты и факторы международной микросреды Самарского университета: конкуренты и иностранные абитуриенты Самарского университета.

Стратегической целью Самарского университета является повышение конкурентоспособности на международном образовательном рынке.

В соответствии с дорожной картой Самарского университета на 2013-2020 гг. к референтной группе ведущих мировых университетов, выбранных в качестве модельных, относятся 6 университетов. Показатели их деятельности указаны в таблице 1 [1].

Таблица 1. Показатели референтной группы ведущих мировых университетов, выбранных в качестве модельных для Самарского университета_

Наименование университета Место в рейтинге QS Доля иностранных студентов, % Число научно- педагогических работников, чел.

Университет Сюррея - Великобритания (University of Surrey) 264 25,47 1403

Университет Пурдью - США (University of Purdue) 105 13,6 1890

Университет Бат - Великобритания (University of Bath) 160 26 2730

Университет Штутгарта - Германия (University of Stuttgart) 259 18,27 5150

Политехнический университет Берлина - Германия (Technische Universität Berlin) 144 18,59 5000

Политехнический университет Эколь ПарижТех - Франция (Ecole Polytechnique ParisTech) 59 31 3500

Самарский университет 800-1000 4,73 166

В таблице 2 приведены показатели модельных для Самарского университе-референтной группы ведущих мировых та, относительно его показателей. университетов, выбранных в качестве

Таблица 2. Относительные показатели референтной группы ведущих мировых университетов, выбранных в качестве модельных для Самарского университета_

Наименование университета Место в рейтинге QS Доля иностранных студентов Число научно-педагогических работников

Самарский университет 1,00 1,00 1,00

Университет Сюррея - Великобритания (University of Surrey) 0,2933 5,3848 8,4518

Университет Пурдью - США (University of Purdue) 0,1167 2,8753 11,3855

Университет Бат - Великобритания (University of Bath) 0,1778 5,4968 16,4458

Университет Штутгарта - Германия (University of Stuttgart) 0,2878 3,8626 31,0241

Политехнический университет Берлина - Германия (Technische Universität Berlin) 0,1600 3,9302 30,1205

Политехнический университет Эколь ПарижТех - Франция (Ecole Polytechnique ParisTech) 0,0656 6,5539 21,0843

В целом по рейтингу QS наибольший отрыв наблюдается между Самарским университетом и Политехническим университетом Эколь ПарижТех. Наименьший отрыв - между Самарским университетом и университетом Сюр-рея. Доля иностранных студентов в Политехническом университете Эколь Па-рижТех выше, чем в Самарском университете, в 6,5 раз. Число иностранных научно-педагогических работников выше, чем в Самарском университете, в

31 раз.

Также проведен анализ внешнего фактора микросреды Самарского университета - иностранных абитуриентов Самарского университета.

Международный рынок абитуриентов для Самарского университета - это страны Балтии и страны СНГ, а также ряд стран Европы, Африки, Америки и Азии.

Что касается стран Балтии и стран СНГ, несмотря на значительное количе-

ство русскоязычного населения, желающего получить техническое образование в России, в университетах этих стран практически отсутствуют сильные технические факультеты и научные школы. При этом в этих странах принята своя космическая программа и активно ведутся работы и поиски партнеров и кадров для ее реализации. По этим причинам прием абитуриентов из стран Балтии является крайне актуальным. Кроме того, страны СНГ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) заинтересованы в сильных технических кадрах в связи с созданием и функционированием на их территории сети газодобывающих предприятий, газопроводов, перекачивающих станций.

В таких европейских странах как Германия, Нидерланды, Испания и Франция есть ряд сильных вузов с аэрокосмическими компетенциями. По этой причине работа по комбинированным программам обмена и программам двойных дипломов является крайне перспективной.

Абитуриентов из Африки привлекает высокий уровень знаний по техническим специальностям, а также относительно невысокий уровень стоимости образовательных услуг в России.

Высокий уровень образовательных услуг по аэрокосмическим специальностям и направлениям также привлекает абитуриентов из стран Южной и Центральной Америки.

Однако наиболее широкий спектр сотрудничества со странами Азии, особенно - с Китаем.

Проведен анализ внутреннего фактора микросреды Самарского университета - доли иностранных студентов Са-

марского университета.

В отчетном периоде численность иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специали-тета, магистратуры - 629 человек, что составляет 4,73% (кроме стран СНГ -1,76%, из стран СНГ - 2,97%) в общей численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специали-тета, магистратуры. Доля иностранных студентов, завершивших освоение образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов составляет -2,70%. Что касается аспирантов, интернов, ординаторов и ассистентов-стажеров, их общая численность в отчетном периоде - 16 человек, что составляет 1,53% в общей численности аспирантов, ординаторов, интернов и ассистентов-стажеров [2].

Также проведен анализ профессорско-преподавательского состава Самарского университета. В отчетном периоде численность ППС составила 1231 человек. Из них ученую степень имеют 74,90%, т.е. 922 человека. Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих в Самарском университете не менее 1 семестра - 17 человек, что составляет 1,38% в общей численности ППС. Средняя заработная плата в отчетном периоде составила 59,22 тыс. руб.

Рейтинг QS World University Rankings учитывает мнение работодателей. Важно отметить, что доля трудоустройства выпускников Самарского университета стабильна и составляет 90%. Основные показатели трудоустройства выпускников 2013-2015 гг. представлены в таблице 3 [3].

Таблица 3. Показатели трудоустройства выпускников Самарского университета

Год выпуска Число допущенных к обработке выпускников, чел. Число трудоустроенных выпускников, чел. Средняя сумма выплат, руб.

2013 1748 1573 41421

2014 1840 1656 36370

2015 1787 1608 32760

Количество регионов, в которых трудоустроены выпускники Самарского университета, составляет 32 региона.

Что касается международного рынка работодателей, это предприятия, эксплуатирующие сложную технику в странах Африки, странах СНГ, предприятия ракетно-космического профиля в странах Южной Америки, Казахстане,

Для повышения доли иностранных ППС и НПР необходим анализ внешних знаний, технологий и практик по признанным международным правилам. Результаты научно-образовательного и научно-инновационного синтеза должны быть понятными для международных получателей и должны регламентироваться в соответствии с международными требованиями. Для этого рекомендуется подготовка кадров по международным стандартам докторантуры PhD, EdD, DSocSci и т.д.

Для повышения доли иностранных студентов и аспирантов рекомендуется проведение следующих мероприятий. Для привлечения студентов из стран Балтии и СНГ необходимо активно участвовать в региональных образовательных выставках, проводить профориен-тационную работу в школах наиболее крупных городов, а также активно участвовать в научно-практических конференциях и образовательных выставках. Что касается взаимодействия со странами Азии, рекомендуется привлекать иностранных студентов для обучения на контрактной основе по программам ба-

предприятия высокотехнологичных отраслей - в Европе, Центральной Америке, странах Балтии, Азии.

Для выявления недоработок и слабых сторон Самарского университета необходим сравнительный анализ количественных характеристик описанных выше факторов [1]. Такой анализ представлен в таблице 4.

калавриата и магистратуры по аэрокосмическим специальностям и направлениям. Для этого необходимо сотрудничество с наиболее крупными вузами Азии, специализирующимися в аэрокосмической отрасли. Для повышения доли иностранных студентов из Америки рекомендуется проведение промоту-ров совместно с агентствами, специализирующимися на поиске контрактных студентов, по странам этого региона. Что касается привлечения иностранных студентов из Африки, необходимо устанавливать контакты с агентствами, специализирующимися на поиске контрактных студентов. Наконец, для повышения доли иностранных студентов из Европы стоит проводить обмен студентами и аспирантами по комбинированным программам на один учебный год. Рекомендуется обучение иностранных студентов в Самарском университете по аэрокосмическим и техническим специальностям, а российских студентов - по гуманитарным и естественным специальностям (экономика, психология, социология и т.д.).

Таблица 4. Сравнительный анализ прогнозных и фактических значений факторов международной маркетинговой микросреды Самарского университета_

Показатель Прогнозные значения Фактическое значение в 2017 г.

2017 2018

Позиция (с точностью до 50) в рейтинге QS World University Ranking, место 500 400 800-1000

Доля зарубежных профессоров и преподавателей, % 0,71 0,86 1,38

Доля иностранных студентов, % 7,2 8,0 4,73

Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, % 85 86 55,55

Библиографический список

1. Программа повышения конкурентоспособности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)» (СГАУ) среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013 - 2020 годы, 2013 год;

2. Мониторинг - ГИВЦ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo (дата обращения: 20.04.2018);

Портал мониторинга трудоустройства выпускников [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vo.graduate.edu.ru (дата обращения: 20.04.2018).

ANALYSIS OF THE FACTORS OF THE INTERNATIONAL MARKETING MICROENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

V.D. Alexandrova, graduate student Samara national research university (Russia, Samara)

Abstract. The author of the article analyzes the state of the factors of the international microenvironment of the University of Samara and their impact on the evaluation of the university by the world educational community. The article examines internal subjects and factors of the international microenvironment of the Samara University such as the share offoreign students of the Samara University and the number offoreign scientific and pedagogical worker; and external subjects and factors of the international micro environment of the Samara University such as competitors and foreign applicants of the Samara University.

Keywords: international marketing, microenvironment, marketing, educational organizations, international market of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.