Завершающей стадией является анализ результатов, которую чаще всего называют стадией обратной связи. Обратная связь очень точно дает информацию об усвоении изучаемого материала. Примером обратной связи могут быть вопросы или опросы. Эта стадия обычно наиболее эмоциональна и содержательна.
В реальном педагогическом общении некоторые стадии могут недостаточно проявляться или быть свернутыми.
Таким образом, хотелось бы отметить, что в основе гуманистических взаимоотношений ученика и учителя лежат важнейшие параметры: уважение, доверие, искренность и справедливость. Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.
Использованные источники:
1. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности / Ахметжанова Г.В. В книге: Полиаспектная подготовка современного педагога Ахметжанова Г.В., Руденко И.В., Груздова И.В., Дрыгина Е.Н., Кустов Ю.А., Медяник Г.А., Сундеева Л.А. Монография. под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. Москва, 2011. С. 45-66
2. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. - М., 1987. - с.97-99
3. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М., 1979. - с.29
4. Личностно-развивающее взаимодействие / В.А. Петровский, В.К. Калиненко, И.Б. Котова. - Ростов н/Д, 1993. - с.52-54
5. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - Ростов н/Д, 1995. - с.207
УДК 378.14.015.62
Боброва Т.О., к.филол.н.
доцент
кафедра иностранных языков ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт» Россия, г. Ставрополь МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ В РАМКАХ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В статье рассматривается проблема формирования необходимых компетенций студентов для успешной профессиональной деятельности в обучении иностранному языку в средней школе. Автор анализирует возможность применения метапредметного подхода в сочетании с методом микропреподавания с целью объединения различных навыков и умений, приобретенных студентами в рамках нескольких учебных дисциплин и
получения ими первичного практического опыта обучения иноязычному общению.
Ключевые слова: метапредметный подход, микропредование, обучение иностранному языку, профессиональная компетентность.
The article considers the problem of forming the necessary competencies of students for a successful career in foreign language teaching in secondary schools. The author analyzes the possibility of applying the interdisciplinary approach combined with the method of microteaching with the goal of obtaining various skills and abilities acquired by students in several academic disciplines and obtaining the initial practical experience of foreign language teaching.
Key words: interdisciplinary approach, microteaching, foreign language teaching, professional competence.
Современный запрос общества на высокое качество образования диктует необходимость вырабатывать новые методы и технологии обучения, способные существенно повысить, с одной стороны, результаты обучения, а с другой, воспитывать всесторонне развитых, творческих людей, обладающих гибкостью мышления, умением находить неординарные решения многих проблем и задач. Для реализации данной цели образованию в целом нужны высококвалифицированные учителя, прежде всего, сами обладающие вышеуказанными качествами.
В последние годы метапредметный подход стал рассматриваться многими педагогами в качестве нового ориентира, способного существенно повысить конечный результат образовательного процесса. Разные научные школы трактуют термины «метапредмет», «метапредметность» неоднозначно. Например, Ю.В. Громыко рассматривает эти понятия как деятельность, которая не имеет отношения к отдельной учебной дисциплине, но при этом обеспечивает процесс обучения в рамках любого учебного предмета [1].
По мнению А.В. Хуторского метапредметность - это неотъемлемая часть образовательной среды, так как при данном подходе на первый план выступают метапредметные умения, сформированные у выпускников вузов, например, умение выдвигать и проверять гипотезы, проявлять инициативность и самостоятельность, работать в команде [2].
Таким образом, метапредметный подход позволяет сформировать у обучающихся универсальные компетенции, необходимые для решения практических задач, привлекая нужные знания из разных учебных дисциплин.
Перед педагогическими вузами стоит сложная задача максимально полно сформировать у студентов профессиональные и личностные качества, необходимые для успешной педагогической деятельности, совокупность которых и считается профессиональной компетентностью. Этапами формирования такой компетентности являются самоанализ, саморазвитие, самопроявление, анализ своей деятельности, а затем ее корректировка.
Говоря о профессиональной компетентности учителя иностранного языка, важно отметить, что она также включает в себя умение развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.
Изучая в вузе различные дисциплины, связанные с овладением иностранным языком (фонетику, грамматику, лексикологию, стилистику и др.), а также предметы, связанные с самим процессом преподавания и воспитания (педагогику, психологию, методику и т.п.), студент стоит перед непростой задачей объединить все эти знания для формирования профессиональных компетенций, необходимых ему для практической деятельности в обучении иностранному языку школьников. Метапредметный подход в данном случае является той действенной моделью, которая способна решить эту непростую проблему.
В ходе изучения различных дисциплин необходимо формировать у студента, в первую очередь, способность транслировать полученные знания, умение трансформировать их с учетом возрастных и психологических особенностей школьников различных возрастов, умение находить различные способы передачи и предъявления языковых знаний. Это, в свою очередь, потребует от преподавателей вуза перестроить систему своей работы таким образом, чтобы все, что изучают студенты, было направлено на формирование их профессиональных компетенций.
С этой точки зрения, нам представляется интересным совмещение метапредметного подхода с новым методом микропреподавания, который успешно применяется во многих странах мира с целью практического применения различных методов преподавания и их последующего анализа. Метод появился в 60-70 годах 20 века в США как особая форма активной психологической подготовки будущих учителей. Существуют различные программы микрропреподавания, разработанные такими американскими учеными, как Томас Грегори, Ричард и Патриция Шмук и другие.
Микропреподавание возникло на волне критики недостатков традиционной подготовки учителей, включавшую, в основном, изучение психологии учащихся и наблюдение за опытными преподавателями, что не могло принести хороших результатов в силу оторванности теоретических курсов от реальности, а также пассивного усвоения знаний. Для того, чтобы преодолеть указанные недостатки, был и создан метод микропреподавания, позволяющий превратить процесс профессиональной подготовки будущего учителя в своеобразную лабораторию, где он может исследовать, экспериментировать, ошибаться (что немало важно), анализировать свою собственную деятельность, корректировать ее и, таким образом, формировать необходимые профессиональные компетенции.
В рамках подготовки будущих учителей иностранного языка метод микропреподавания в сочетании с метапредметным подходом,
объединяющим знания, навыки и умения из разных циклов базовых, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин учебного плана, может эффективно формировать необходимые компетенции для будущей преподавательской деятельности студентов. Они могут разрабатывать микроситуации учебного процесса по формированию различных языковых и речевых навыков, исследовать различные технологии с точки зрения их практического применения в рамках обучения иностранному языку, проводить эксперименты, анализировать их, обсуждать и наращивать, таким обозом, свой профессиональный потенциал. Этот процесс может происходить как в рамках проектной деятельности, так и в рамках ролевой игры, где студенты группы выступают в роли учеников, а один из студентов реализует микрообразовательный процесс.
Важно отметить, что привлечение знаний из психологии и педагогики, должно способствовать также и умению будущего учителя иностранного языка устанавливать комфортный психологический климат как внутри учебной группы, так и между учителем и учениками. Для приобретения навыков создания такой атмосферы на уроке студенты могут проводить эксперименты в рамках микропреподавания для апробации различных методов решения данной проблемы.
В заключении хотелось бы отметить, что только свободно мыслящий, прогнозирующий свои результаты педагог способен решать поставленные перед современным образованием цели. И именно метапредметный подход в сочетании с методом микропреподавания, с нашей точки зрения, способен качественно улучшить систему профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.
Использованные источники:
1. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. -25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm. - [Дата обращения 11.11.2016].
2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - [Дата обращения 11.11.2016].