Серова Людмила Серафимовна
доцент кафедры операционного менеджмента зегоуа!з@дзот,зрЬи,ги
Чуракова Ийя Юрьевна
ст. преподаватель кафедры операционного менеджмента с1"1игакоуа@дзот,зрЬи,ги
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского Государственного университета
микропредприятие: новая единица российского
бизнес-ландшафта
_Аннотация
Микро-предприятия в России существуют давно, но официальный статус приобрели лишь в 2009 г. Чем микрокомпании отличаются от субъектов экономической деятельности иных типов? Каковы их особенности? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: микро-предприятия, бизнес-демография, предпринимательство, Российская экономика
Анализ демографических тенденций1 для микро-предприятий представляет собой актуальную задачу в условиях российской экономики по ряду причин: - в России микропредприятия официально появились лишь с 1 января 2008 г (7)2, до этого они включались в состав
1 Бизнес-демография представляет собой раздел статистики, изучающей рождаемость, смертность и выживаемость компаний, то есть, то есть речь идет об использовании демографического инструментария применительно к субъектам экономической деятельности.
малых предприятий, и их особенности были не видны;
- микропредприятия представляют собой компании с очень малым числом наемных работников, а также со специфическим сочетанием критериев эффективности;
- микро-предприятия призваны решать не только экономические, но и социальные проблемы, что важно для раз-
2 Микропредприятия впервые упоминаются в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», введенном в действие с 1 января 2008 г -Прим. ред.
вития социально-ориентированной экономики.
Поэтому изучение демографических тенденций для микро-предприятий представляет собой актуальную задачу аналитической и управленческой практики.
Роль микро-предприятий в экономике развитых стран значительна, а рождаемость и смертность компаний в этом секторе является индикатором благоприятного инвестиционного и делового климата. В странах Евросоюза (Е11-27) средние, малые и микро-предприятия производят большую долю ВВП, чем крупные компании, являются работодателями для основной части занятых. В 2008 г на долю средних и малых предприятий приходилось 58,6% произведенной добавленной стоимости и 66,7% всех занятых (1).
В России же в 2008 г. на долю средних и малых предприятий приходилось всего лишь около 20% всех занятых, их совокупный оборот составил 29,4% от общего оборота предприятий и организаций (3). Микро-предприятия в 2008 г. обеспечивали занятость 4219,8 тыс. человек, что составляет немного более 6% от среднегодовой численности занятых в экономике, а оборот компаний составил лишь 11,9% от общероссийского показателя (2).
Особенности российского микробизнеса
По мнению отечественных экспертов, для российских предпринимателей в этом сегменте характерна краткосрочная нацеленность на быстрый результат, а также потребительский характер использования результата. Молодые предприниматели часто не хотят развиваться (6). Кроме того, действующая власть, одной рукой
подписывая законы о поддержке предпринимательства, другой рукой «плодит монстров от бизнеса», с которыми проще договариваться, чем с множеством конкурирующих мелких компаний; производство укрупняется, монополизация растет. Для малого бизнеса просто не остается места (4).
Тем не менее в России, по данным обследования, проведенного Росстатом в 2010 г. было зарегистрировано более 4,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности которых 93% микропредприятий (5). Они включают в себя две основные категории: юридические лица и индивидуальные предприниматели. В соответствии с законом, в России к ним относятся предприятия, на которых работает от 1 до 15 человек, а оборот составляет от 0 до 60 миллионов рублей в год.
Основная деятельность микропредприятий России, приходится на сферу
по мнению отечественных экспертов, для российских предпринимателей в этом сегменте
характерна краткосрочная нацеленность на быстрый
результат, а также потребительский характер использования результата
Рис. 1. Распределение микро-предприятий России и стран Евросоюза по видам экономической деятельности в 2008 г ' Составлено авторами
Рис. 2. Распределение численности микро-предприятий по федеральным округам в 2008 г
' Составлено авторами
Рис. 3. Сопоставление основных показателей деятельности микро-предприятий по регионам России с результатами в Санкт-Петербурге и Москве, по данным обследования в 2010 г.
* Составлено авторами
услуг (76%), так же, как и в странах ЕС (около 74%) (см. рис. 1 на с. 40). В региональном разрезе микропредприятия также распределены очень неравномерно, Менее всего таких компаний зарегистрировано в Дальневосточном округе, больше всего - в Приволжском и СевероЗападном (см. рис. 2 на с. 40), По основным показателям деятельности микрокомпаний в региональном разрезе наблюдается сильная вариация: по наличию собственных средств 125%, по инвестициям в основной капитал 139% и по выручке от реализации 182%, что характеризует распределение как неравномерное, Большинство регионов по показателям деятельности микрокомпаний сосредоточено в левой части распределения в пределах значений от минимального до медианного, Анализ аномальных наблюдений показал, что в левой части распределения выбросов нет, а в верхней части выделяются регионы с очень высокими значениями изучаемых переменных. В Москве например, выручка от реализации микропредприятий пре-
вышает среднюю по России в 26 раз (см. рис. 3 на с. 40),
Проблемы микропредприятий
Микропредприятия - это совершенно особый сектор экономики, В 2008 г, у них наблюдался самый низкий показатель инвестиций в основной капитал - всего 1,8% от общего по экономике, и самый низкий удельный показатель инвестиций в расчете на одну компанию: 0,145 млн руб,, по сравнению с 0,350 млн руб, для малых и 35,56 млн руб, для средних предприятий, И при этом - самый высокий показатель удельного оборота (оборот в расчете на одного работника), 2046 тыс, руб,, что на 14% больше, чем в группе малых предприятий и на 43% выше, чем в группе средних предприятий (3), Если посмотреть на динамику удельного веса микропредприятий в основных общероссийских экономических показателях (см. табл. ниже), то видно, что они существенно обгоняют малые предприятия, За три года доля численности микро-предприятий увеличилась в 10 раз, а доля малых предприятий практически не изменилась, При этом
Таблица
Удельный вес малых (без микро-предприятий) и микро предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций страны (в %)
Значения по годам и типам предприятий
2008 2009 2010
Малые Микро Малые Микро Малые Микро
Число предприятий (на конец года) 5,92 22,32 4,64 28,01 5,56 59,83
Среднегодовая численность работников 9,84 6,83 9,17 7,42 12,37 11,85
Оборот предприятий 13,61 11,64 13,06 11,96 21,51 12,01
* Составлено авторами
в Москве ... выручка
от реализации микропредприятий превышает среднюю по России в 26 раз
наблюдается непрерывное увеличение численности работников, занятых на микро-предприятиях. Проблема микропредприятий - это прекращение по разным причинам их деятельности (как ликвидация, так и приостановление деятельности без последующего ее возобновления). На каждую сотню фактически осуществляющих в 2010 г. предпринимательскую деятельность юридических лиц приходится 130 недействующих, а на 100 работающих индивидуальных предпринимателей - 152 зарегистрированных, но не действующих. Более трети зарегистрированных микропредприятий приостановили свою деятельность (1378,3 тыс. единиц, 32,3%) (5). Компании и предприниматели не могут справиться с жесткими условиями выживания, в которых они оказываются, не обладая потенциалом крупных и монопольных компаний; наличие специфических проблем, традиционных для малого бизнеса, только усугубляют положение. Сами предприниматели называют избыточные административные барьеры, имущественную проблему и зависимость от арендодателя, сложность в получении кредитов. Можно добавить отсутствие ясной государственной политики в области предпринимательства, спонтанность в принятии решений, неумелая кадровая и маркетинговая политика, особенно,
если речь идет о вынужденных предпринимателях, не имеющих специальной подготовки.
Выводы
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- микро-предприятия представляют собой особенный класс предпринимателей, решивших вести бизнес с минимальным числом сотрудников;
- они действуют в совершенно разных условиях и по субъектам федерации распределены крайне неравномерно, обладают различными возможностями и достигают результатов с разными затратами. Особенно привлекательны для микро-компаний крупные города (Москва и Санкт-Петербург);
- социальная функция микро-предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность. Микрокомпании замещают на сегодняшний день 8 млн рабочих мест;
- организация сплошных обследований малых и микро-предприятий - несомненное достижение отечественной статистики, однако, круг изучаемых вопросов должен быть существенно расширен. Формирование социального пор-
за три года доля численности микро-предприятий увеличилась в 10 раз, а доля малых предприятий практически не изменилась
трета собственника микро-компании, изучение социальных функций предприятий такого типа, анализ выживаемости - все это перспективные задачи, которые следует решить для повышения информированности участников рынка и целевой направленности услуг b2b, государственных программ и усилий потенциальных предпринимателей.
Литература
1. Key figures on European business with a special feature on SMEs011 edition. European Union, 2011.
2. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический ежегодник. 2009 (Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b09_47/Main.htm.
3. Основные экономические показатели деятельности микропред-
приятий - юридических лиц в 2009 г. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/business/inst-preob/pmikro.htm.
4. Потапенко Д. Поле для малого и среднего бизнеса будет выжжено // Секрет фирмы. - 2002. - № 3 (317). -С. 16.
5. Предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/business/prom/small_business/ pred_itog.htm.
6. Фалалеев Д. Дело за малым. Интервью // Harvard Business Review - Россия. - 2009. - Апрель. - С. 68-73.
7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Ludmila S. Serova
Associate Professor, Department of Operation Management, Higher School of Management, St. Petersburg State University Iya Y. Churakova
Senior Lecturer, Department of Operation Management, Higher School of Management, St. Petersburg State University
Micro-Enterprise: New Unit of the Russian Business Landscape
_Abstract
Micro-enterprises have been around in Russia for a long time, but it only acquired official status in 2009. What is the difference between micro-companies and economic operators of other types? What are their demographic characteristics? See the article for further details.
Keywords: micro-enterprises, business-demography, entrepreneurship, Russian economy