Научная статья на тему 'МИКРООБУЧЕНИЕ И МАСТЕРМАЙНД КАК СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

МИКРООБУЧЕНИЕ И МАСТЕРМАЙНД КАК СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
микрообучение / мастермайнд / английский язык / языковые центры / метод изучения

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корухова Людмила Владимировна, Яллина Ксения Александровна

английский язык до сих пор считается актуальным, однако многие люди сталкиваются с разными трудностями при его изучении: нехваткой времени, большим информационным потоком, отсутствием мотивации и т.п. Сегодня практикуются новые методы, позволяющие справиться с подобными проблемами и погрузиться в изучение языка, микрообучение и мастермайнды, которые рассматриваются далее в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИКРООБУЧЕНИЕ И МАСТЕРМАЙНД КАК СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МИКРООБУЧЕНИЕ И МАСТЕРМАЙНД КАК СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Корухова Л.В.1, Яллина К.А.2

1Корухова Людмила Владимировна - доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков;

2Яллина Ксения Александровна - студент, кафедра измерительно-вычислительных комплексов, факультет информационных систем и технологий, Ульяновский государственный технический университет,

г. Ульяновск

Аннотация: английский язык до сих пор считается актуальным, однако многие люди сталкиваются с разными трудностями при его изучении: нехваткой времени, большим информационным потоком, отсутствием мотивации и т.п. Сегодня практикуются новые методы, позволяющие справиться с подобными проблемами и погрузиться в изучение языка, - микрообучение и мастермайнды, которые рассматриваются далее в статье.

Ключевые слова: микрообучение, мастермайнд, английский язык, языковые центры, метод изучения.

DOI10.24411/2542-081Х-2024-10201

В современном мире английский язык продолжает оставаться международным языком, встречающимся повсеместно. На нем публикуются исследовательские работы, пишутся мировые бестселлеры, статьи, снимаются фильмы, разрабатываются программы. Несмотря на то что сейчас происходит так называемый «поворот на Восток», английский все еще является наиболее распространенным языком, актуальность его трудно оспаривать. Исследование EF Education First показало, что россияне владеют английским языком на среднем уровне, а сама Россия заняла 41-е место в

рейтинге из 113 стран по знанию английского языка.

11

Одним из новых методов изучения английского языка можно назвать микрообучение. Данный термин происходит от английского слова «тисш1еагш^». Это метод, при котором образовательный материал разбивается на части и ученику предоставляется небольшой объем конкретных знаний, усваиваемый за короткий промежуток времени. Четкого ограничения формата и времени разъяснения материала нет. Главное - донести основную мысль максимально быстро и понятно.

Немецкий ученый Герман Эббингауз в конце XIX века провел следующий эксперимент: он и его студенты должны были запомнить набор бессмысленных слогов. Эббингауз фиксировал время, через которое часть информации забывалась, и пришел к выводу, что спустя месяц в памяти остается около 20% выученного материала, если он периодически не повторяется. На графике, который получил название «кривая забывания», ученый отразил результаты наблюдений. Они практически не отличались от результатов эксперимента, когда предлагалось запомнить уже связный текст того же объема. Исследование также провели ученые Нидерландов и Германии, и они подтвердили концепцию Эббингауза. Решение проблемы забывания информации состоит в систематическом повторении изученного материала, и эта идея является одной из ключевых в микрообучении.

К появлению микрообучения привел в первую очередь технологический прогресс, а именно появление гаджетов, Интернета и вместе с ними разнообразных приложений, доступ к огромному количеству информации, что не могло не повлиять на сознание человека. Теперь ему трудно сосредоточиться на чтении длинного текста и просмотре длинных видео на онлайн-платформах: он начинает чувствовать скуку и усталость, в результате чего продуктивность заметно снижается и эффективность от занятия не ощущается.

Микрообучение основано на клиповом мышлении -фрагментарном восприятии информации, через яркие образы

и послания. Чаще всего такой тип мышления характерен для тех, кто родился в 2000-х, поэтому такой формат обучения удобен в первую очередь им. Для них важно быстро получить достаточный, но не избыточный ответ на конкретный вопрос.

Существуют разные виды контента: тексты, иллюстрации, подкасты, игры, видео и т.д., которые могут использоваться в микрообучении. В последние годы особенную популярность стали набирать короткие видео с разной тематикой. Нередко содержание таких видеороликов носит развлекательный характер, но широкое распространение получает и образовательный контент. Преподаватели стараются трансформировать профессиональные знания и опыт в интересный и полезный микроконтент в социальных сетях, которыми пользуется большая часть населения. К примеру, видеоролик может длиться около минуты, но в нем кратко и понятно объясняется различие между словами «bride» и «fiancee», или значение фразеологизма «be showed under», или разница между Past Simple и Present Perfect. За короткое время может быть объяснено какое-либо правило, выучено несколько новых слов, используемых носителями языка в речи, или даже целые языковые конструкции. Многие преподаватели английского языка открывают курсы, по своему формату сильно напоминающие микрообучение. Ученикам предлагается уделять изучению языка мало времени в день (часто примерно 15 минут), но при этом обязательно заниматься на ежедневной основе. Они могут посмотреть небольшой урок, пройти тест или записать аудио и отправить своему учителю. В итоге это оказывается эффективнее многочасовых занятий один или несколько раз в неделю, поскольку обеспечивается регулярность в изучении языка. Кроме того, занятия такого формата можно проводить в любое удобное время, находясь в любом месте. При этом метод микрообучения нельзя назвать универсальным, поскольку для глубокого понимания сложных тем требуется больше времени и усилий, а микроформат прекрасно подходит для изучения более

простых концепций и повторения пройденного материала. Лучше всего сочетать традиционный подход и микроформат в изучении английского языка.

В настоящее время набирают обороты и мастермайнды -группы людей, помогающих друг другу в достижении поставленных целей и решении проблем. Идея мастермайндов существует уже целые столетия, но под другими именами. Вспомним хотя бы рыцарей круглого стола, решавших государственные вопросы, или литературный клуб «The Inklings», члены которого собирались для обсуждения собственных литературных произведений.

Сегодня мастермайнды получают особое распространение в разных отраслях деятельности. Например, организуются учебные мастермайнды, в том числе для изучения английского языка и его совершенствования. Участников объединяет стремление к саморазвитию, реализации своих идей и планов и желание получить ободрение от единомышленников, которые не станут осуждать за невыполненное задание, но будут поощрять, например, за пройденный тест по Past Perfect Continious. Огромный плюс мастермайнда в том, что люди здесь не просто поддерживают друг друга, но и делятся собственным опытом, мыслями.

Группа собирается на встречи регулярно онлайн или оффлайн. Каждый человек во время встречи обязательно рассказывает о том, что он сделал и планирует сделать, какая у него точка зрения по тому или иному вопросу, предлагает способы решения своих задач и задач других участников.

Существуют разные онлайн-языковые центры, организующие мастермайнды, где можно получать консультации, необходимые учебные материалы и практиковать иностранный язык в чате, одновременно заручаясь необходимой поддержкой и мотивируя себя работать дальше. В мастермайндах участники отслеживают свой прогресс и настраивают себя делать все задания вовремя. Тема мастермайнда может быть одна для всех или индивидуальная для каждого члена.

В мастермайндах, посвященных обучению английскому языку, все имеют возможность практиковать его, и это позволяет перестать бояться говорить на английском и быстрее преодолеть языковой барьер. Обмен знаниями помогает повысить личный процент усвоенного и улучшить имеющиеся навыки. Доброжелательная атмосфера способствует эффективному усвоению новой информации и делает обучение более интересным и легким. Но стоит помнить: как бы хорошо ни была организована группа, каждый раз решение о том, стоит ли продолжать шаг за шагом приближаться к своей цели, человек все равно принимает самостоятельно.

Безусловно, микрообучение и мастермайнды далеко не единственные и универсальные методы освоения английского языка. Они имеют определенные преимущества и недостатки, но тем не менее их доступность, гибкость, целенаправленность, удобный формат и ориентированность на эмоциональную составляющую отвечают современным требованиям, поэтому их можно рассматривать в качестве новых эффективных подходов к изучению английского языка.

Список литературы

1. Габдуллина Э. Английский умеет ждать / Э. Габдуллина // Коммерсантъ. - 2023. -№210. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/6336106 (дата обращения: 05.02.2024).

2. Сливная Е.М. Микрообучение как инновационная технология в преподавании иностранного языка в условиях современной реальности / Е. М. Сливная // Гуманитарные и социальные науки: The Humanities and Social sciences. -2021. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mikroobuchenie-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-v-usloviyah-sovremennoy-realnosti/viewer (дата обращения: 05.02.2024).

3. Как обмануть кривую забывания и запомнить информацию навсегда // Онлайн-школа Фоксфорд: официальный сайт.-2023. - URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/forgetting-curve?ysclid=ls936il39e191464560 (дата обращения: 05.02.2024).

4. Что такое - микрообучение: плюсы и минусы коротких форматов в образовании // Смарт Лайн Мультимедиа: официальный сайт. - URL: https://s-l-m.ru/chcho-takoe-mikroobuchenie-plyusy-i-

minusy?ysclid=ls90e660wo251011772 (дата обращения: 05.02.2024).

5. Васильева А. Клиповое мышление - что это такое и как от него избавиться / А. Васильева // Образовательная платформа Skillbox: официальный сайт. - 2023. - URL: https: //skillbox.ru/media/growth/clip-thinking/ (дата обращения: 05.02.2024).

6. Стародубова Т. История возникновения мастермайнда // Т. Стародубова, Д. Трудкова - 2023. - URL: https://dzen.ru/a/YzWZqkeigDwiwVbS (дата обращения: 06.02.2024).

7. Абрамов А. Что такое мастермайнд и как организовать мастермайнд-группу / А. Абрамов // РБК Тренды: официальный сайт. - 2021. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ecd0e9e9a794730d52fe8 48 (дата обращения: 07.02.2024).

8. Суркова Е. Группа учебной поддержки, или языковой Mastermind / Е. Суркова // Онлайн-школа Language Heroes: официальный сайт. - URL: https://lhlib.ru/gruppa-uchebnoj-podderzhki-ili-yazykovo/ (дата обращения: 07.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.