[¡К^ззшщЖ
ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ежеквартальный научно-практическии журнал
Главный редактор -
B.И. Петров, академик РАМН Зам. главного редактора -
М.Е. Стаценко, профессор
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
А.Р. Бабаева, профессор А.Г. Бебуришвили, профессор
A.А. Воробьев, профессор
C.В. Дмитриенко, профессор
B.В. Жура, доцент
М.Ю. Капитонова, профессор (научный редактор)
C.В. Клаучек, профессор Н.И. Латышевская, профессор В.Б. Мандриков, профессор И.А. Петрова, профессор
B.И. Сабанов, профессор Л.В. Ткаченко, профессор
C.В. Туркина (ответственный секретарь)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
А.Б. Зборовский, академик РАМН (Волгоград)
Л.И. Кательницкая, профессор
(Ростов-на-Дону)
Н.Н. Седова, профессор
(Волгоград)
A.А. Спасов, чл.-корр. РАМН (Волгоград)
B.П. Туманов, профессор (Москва)
A.К. Косоуров, профессор (Санкт-Петербург)
Г.П. Котельников, академик РАМН (Самара)
П.В. Глыбочко, чл.-корр. РАМН (Саратов)
B.А. Батурин, профессор (Ставрополь)
2 (26)
АПРЕЛЬ-ИЮНЬ 2008
9771994948340
üseimpGs
УДК 616.513.7:579
МИКРОФЛОРА КОЖИ БОЛЬНЫХ КРАСНЫМ ПЛОСКИМ ЛИШАЕМ
М. В. Ростовщикова, Л. В. Крамарь
Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии ВолГМУ
Проведенное исследование показало увеличение колонизации кожи больных красным плоским лишаем условно-патогенными микроорганизмами — грамнегативными энтеробактериями, золотистыми стафилококками и грибами рода Candida albicans. Плотность бактериальной колонизации кожи находилась в зависимости от стадии и клинической формы заболевания. Присутствие на коже больных большого количества условно-патогенных бактерий может являться пусковым моментом в обострении страдания и поддерживать хроническое течение красного плоского лишая.
Ключевые слова: красный плоский лишай, микрофлора кожи
SKIN MICROFLORA OF PATIENTS WITH LICHEN RUBER PLANUS
M. V. Rostovschikova, L. V. Kramar
Obtained data showed increasing bacterial colonization of skin of patients with lichen ruber planus with opportunistic microorganisms — gramnegative enterobacteria, S.aureus and Candida albicans. The amount of skin microorganisms depends on the stage and clinical form of disease. The presence of a large number of opportunistic microorganisms on the patient's skin can be a trigger of disease prolonging lichen ruber planus course.
Key words: lichen ruber planus, skin microflora
Красный плоский лишай (КПЛ) — одно из самых распространенных хронических, часто рецидивирующих заболеваний кожи [1, 4] В настоящее время накоплен большой фактический материал, подтверждающий, что кожа человека является биотопом тела, наиболее заселенным микроорганизмами. Появление микроэкологии, рассматривающей принципы организации и взаимосвязей в бактериальных сообществах, позволило перейти от популяционного уровня к изучению микробиоценозов, однако сведения о выраженности эко-системных сдвигов в биоценозе кожи при красном плоском лишае носят единичный, разрозненный характер [2, 3, 5, 6].
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Определение диагностического и прогностического значения особенностей микрофлоры кожи у больных КПЛ в зависимости от формы заболевания и стадии патологического процесса.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач нами проведено изучение поверхностной микрофлоры кожи 63 больных, страдающих КПЛ, с длительностью заболевания от 3 месяцев до 16 лет. У 50 из них диагностирована типичная и у 13 — атипичная форма дерматоза. Группу сравнения составили 80 практически здоровых людей в возрасте от 18 до 50 лет, не имеющих острых и хронически заболеваний и не принимавших антибактериальные препараты в течение последних 3 лет.
У всех наблюдаемых бактериологическому обследованию были подвергнуты 6 биотопов тела: кожа лба, груди, спины, межпальцевых промежутков правой руки, нижней трети голени, промежности. У больных КПЛ
дополнительно изучалась микрофлора 7-го биотопа — зоны поражения.
Объектом исследования был выбран поверхностный аэробный слой микрофлоры, как наиболее важный в эпидемиологическом отношении, так как именно он является экологическим барьером, защищающим кожу от колонизации условно-патогенными микроорганизмами. Анализ бактериальных сообществ начинали с изучения качественного и количественного состава с последующей экологической оценкой микробиоценоза.
Обработка полученных данных проводилась в соответствии с общепринятыми приемами медицинской статистики с использованием прикладных программ «Microsoft Excel» в среде «Windows XP».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При исследовании микрофлоры 80 человек контрольной группы установлено, что наиболее часто на коже обнаруживались грамположительные кокки семейства Micrococcaceae—микрококки и стафилококки, определяемые суммарно у всех обследуемых (100,0 %). Несколько реже выделяли коринебактерии и грамположительные бациллы (47,5±11,7 и 39,6±7,8 % соответственно). Негемолитические стрептококки колонизировали кожу 9,2±1,1 % человек, грамнегативные энтеро-бактерии и грибы обнаруживались у 45,1±11,3 % и 2,1±0,8 % здоровых людей соответственно.
Резидентную микрофлору кожи составляли микрококки и стафилококки. Суммарно данные микроорганизмы определялись на коже 100 % лиц, заселяя одновременно до 6 биотопов тела.
В сообществе стафилококков преобладали коагу-лазоотрицательные виды — S.epidermidis и
S.saprophyticus, составляющие 43,8 и 47,5 % всех выделенных штаммов.
При исследовании микрофлоры людей, страдающих КПЛ, установлено, что на коже обнаруживались микроорганизмы, принадлежащие к 5 семействам и 8 родам, при этом видовой состав значительно отличался от такового практически здоровых людей.
Прежде всего, это проявлялось значительным уменьшением числа нормальных симбионтов — стафилококков и микрококков. Так, если у здоровых лиц частота встречаемости микрококков составляла 99,8±15,1 %, то у больных с типичной и атипичной формами КПЛ — 16,0±3,7 и 7±1,1 % соответственно (р <0,01). Аналогичная закономерность установлена для S.saprophyticus: его встречаемость также уменьшалась (с 47,5 ±4,9% у здоровых до 18,0±3,6 и 23,1±9,5 % при КПЛ, р<0,05).
В тоже время частота обнаружения эпидермаль-ных и золотистых стафилококков в микробиоценозе кожи больных КПЛ достоверно увеличивалась, составляя 80,0±12,5 и 46,0±11,2% (в группе сравнения 41,3±5,4 и 30,9±3,3 %, р<0,05).
Наиболее значимым фактом, обнаруженным нами в ходе исследования, явилось увеличение значимости в микрофлоре больных грам-негативных бактерий семейства Enterobacteriaceae.
Установлено, что у больных с красным плоским лишаем независимо от формы заболевания, наиболее часто высевались E.coli (более 89 % всех выделенных культур). Частота колонизации кожи эшерихиями достоверно возрастала в ряду: здоровые люди — больные типичной формой — больные атипичной формой КПЛ (45,1±11,3, 76,9±14,8 и 92,0±25,3 % соответственно). Кроме этого, в биоценозе обследованных лиц обнаруживались и другие энтеробактерии: Proteus spp. (12,0±7,7 %), Klebsiella spp. (14,0±2,1 %), Enterobacter spp. (2,0±0,9 %), не характерных для микрофлоры здоровых людей.
Анализ распространенности грибов показал увеличение их встречаемости до 24,0±11,2 % (2,1 ±0,8 % в группе сравнения). Аналогичная закономерность была характерна и для спорообразующих бактерий (61,5±21,5 % против 39,6±7,8 % соответственно).
Таким образом, установлено, что в микробиоценозе кожи больных происходит смена доминирующих видов. Это проявляется вытеснением симбиотической флоры (микрококков и стафилококков) грам-негативны-ми и спорообразующими бактериями, грибами. Данный факт свидетельствует о снижении общей реактивности макроорганизма у больных КПЛ.
Одним из основных критериев, характеризующих то или иное бактериальное сообщество, является плотность микробной колонизации. Установлено, что общая бактериальная обсемененность кожи больных КПЛ варьировала в зависимости от стадии патологического процесса.
Изучение плотности бактериальной колонизации кожи людей с типичной формой КПЛ выявило ее значительное увеличение по сравнению с показателями контрольной группы (0,86107±0,09 против 79,97102±15,7 КОЕ/см2, р<0,01). При этом было обнаружено, что обсемененность напрямую зависела от стадии процесса (см. рис. 1).
Так, в прогрессивную стадию плотность колонизации возрастала до 5,65107±0,7 КОЕ/см2, максимальное значение определялось в стационарную стадию — 7,04107±0,8 КОЕ/см2, и достоверно снижалось в регрессивную — до 5,33-107±0,06 КОЕ/см2 (р<0,05).
Из данных рисунка также следует, что изменение показателя обсемененности у больных происходит преимущественно за счет увеличения количества грамне-гативных бактерий, максимальное число которых на 1 см2 поверхности кожи было зарегистрировано на стационарной стадии (3,2107±0,7 КОЕм2), что достоверно превышало значения, установленные для прогрессивной (1,63107±0,09 КОЕ/см2) и регрессивной (1,01107±0,6 КОЕ/см2) стадий дерматоза (р12<0,05).
lg КОЕ
общая бактериальная плотность грам (+) бактерии
грам (-) бактерии
Рис. Бактериальная обсемененность кожных покровов людей, страдающих классической формой КПЛ, в зависимости от стадии заболевания
Плотность микробной колонизации у больных с типичной формой КПЛ, также как и в контрольной группе, значительно варьировала в зависимости от исследуемого биотопа. Так, наименее заселенными зонами при типичной форме КПЛ были кожа лба (0,67107 КОЕ/см2) и груди (0,77-107 КОЕ/см2), а наиболее плотно колонизированными — поверхность голени, промежности и области поражения. Промежуточное положение занимали кожа спины и межпальцевых промежутков правой руки — значения показателя 0,87 • 107 и 0,86-107 КОЕ/см2 соответственно.
Установлено, что, несмотря на чрезвычайную вариабельность, уровень бактериальной обсемененнос-ти кожи также зависел от стадии патологического процесса. Так, на прогрессивной стадии общая бактериальная обсемененность составляла 0,81 • 107±0,1 КОЕ/см2,
Выпуск 2 (26). 2008
39 ^^^^
UseimpGs
наиболее заселенной оказалась зона поражения (1,0107±0,8 КОЕ/см2), а наименее — поверхность груди и голени (0,64107±0,4 и 0,89107±0,7 КОЕ/см2 соответственно).
В стационарную стадию, микробиоценоз кожи характеризовался наиболее высоким уровнем общей бактериальной обсемененности — 1,1107±0,08 КОЕ/см2. При этом максимальная микробная колонизация была отмечена на коже промежности (1,08107±0,4 КОЕ/см2), поверхности голени (1,17107±0,7 КОЕ/см2) и области бляшки КПЛ (0,96107±0,9 КОЕ/см2), а биотопом кожи с минимальной бактериальной плотностью по-прежнему, оставалась кожа груди (0,9107±0,3 КОЕ/см2).
Минимальная бактериальная обсемененность была зарегистрирована в регрессивную стадию заболевания, при этом среднее значение показателя составило 0,76107±0,08 КОЕ/см2. Биотопами, наиболее плотно заселенными микроорганизмами, оказались кожа голени (0,96 107±0,7 КОЕ/см2), промежности (0,93Ю7±0,9 КОЕ/см2), и зона поражения КПЛ (0,93 • 107±0,3 КОЕ/см2).
Таким образом, установлена стадийность колонизации кожи больных КПЛ грамотрицательными и грам-положительными микроорганизмами, коррелирующая с общей бактериальной обсемененностью.
Развитие атипичных форм дерматоза сопровождалось дальнейшим ухудшением параметров микробиоценоза. Прежде всего, это проявлялось увеличением количества микроорганизмов, вегетирующих на поверхности кожи. Так, максимальные показатели были установлены при атрофической форме КПЛ — 4,92х107±0,1 КОЕ/см2, минимальные у больных с пигментной формой — 3,01 107±0,7 КОЕ/см2, у лиц с бородавчатой формой заболевания общая обсемененность микроорганизмами кожных покровов составила 4,30107±0,4 КОЕ/см2.
Бактериальное число у больных с атипичными формами КПЛ, также как и у людей с классической формой заболевания, значительно варьировала в зависимости от исследуемого биотопа. Однако у всех больных максимальные уровни обсемененности были зарегистрированы на поверхности очага поражения, составляющие при пигментной форме 0,9107±0,2 КОЕ/см2, гипертрофической — 1,01107±0,2 и атрофической — 0,9-107±0,1 колониеобразующих единиц на 1 см2 поверхности кожи.
В биоценозе лиц с атипичным КПЛ соотношение между грампозитивными и грамнегативными бактериями склонялось в пользу грамположительных симби-
онтов (2,71 • 107 КОЕ/см2). Однако данные микроорганизмы были представлены преимущественно бациллами, золотистыми стафилококками и грибами рода Candida, что позволяло отнести его к разряду патологических, т. е. говорить о дисбактериозе кожи у больных КПЛ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что развитие красного плоского лишая сопровождается глубокими нарушениями в качественном и количественном составе микрофлоры кожи. Прежде всего, это проявляется «скачкообразным» нарастанием бактериальной плотности, уменьшением выделения нормальных симбионтов и увеличением значимости условно-патогенных микроорганизмов, что является следствием снижения общей резистентности организма.
Уровень микробной обсемененности подвержен стадийным изменениям и достоверно снижается в регрессивную фазу заболевания.
Поверхность папул КПЛ является биотопом, наиболее колонизированным условно-патогенными микроорганизмами, что позволяет рекомендовать изучение микрофлоры бляшки в качестве объекта микробиологического мониторинга.
Высокая бактериальная обсемененность поверхности поражения КПЛ, может, с одной стороны, служить пусковым моментом в обострении страдания, с другой, поддерживать хроническое рецидивирующее течение КПЛ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутов Ю. С., Фролов А. А., Смольянникова В. А. // Рос. журн. кожных и венерических болезней. — 2000. — №6. — C. 11—18.
2. Королева Н. В. Колонизация и факторы персистен-ции условно-патогенных микроорганизмов при красном плоском лишае слизистых оболочек полости рта: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Волгоград, 2001. — 24 с.
3. Кривошеев А. Б., Кривошеев Б. Н., Ермаков М. Н. // Рос. журн. кожных и венерических болезней. — 2000. — №6. — C. 18—21.
4. Самцов А. В., Божченко А. А. // Вестн. дерматологии и венерологии. — 2001. — № 6. — C. 4—11.
5. Deckers D., Aertsen A., Callewaert L., et al. // Commun. Agric. Appl. Biol. Sci. — 2006. — Vol. 71, № 1. — P. 7—10.
6. Zhao J., Song L., Li C, et al. // Mol. Immunol. — 2007. — Vol.44, №6. — P. 1198—208.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ
Оруджев Н. Я., Тараканова Е. А. ПОГРАНИЧНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ В ОБЩЕМЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ 3
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
Рыбак В. А., Курушина О. В.
ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕВЫЕ СИНДРОМЫ: КЛИНИКА,
ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ 7
Кузнецов С. Л., Капитонова М. Ю., Дегтярь Ю. В., Загребин В. Л.
СТРЕСС И НЕЙРОЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ 10
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тыщенко И. А., Шилина Н. Н., Стаценко М. Е. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СЕРДЦА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С АФФЕКТИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ В РАННЕМ ПОСТИНФАРКТНОМ ПЕРИОДЕ 16
Туманов В. П., Воробьев А. А., Цупиков Ю. М., Поройский С. В., Салимов Д. Ш., Ягудин Р. Т. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ РАН У БОЛЬНЫХ С НЕЙРО-ТРОФИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 19
Деларю Н. В.
ОТНОШЕНИЕ ВРАЧЕЙ-НЕОНАТОЛОГОВ К ВЫХАЖИВАНИЮ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С ЭКСТРЕМАЛЬНО НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА: НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ СОХРАНЯЮТСЯ 22
Ладейщиков В. М., Фрейнд Г. Г., Коротун В. Н. МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕЧЕНИ ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ 24
Абрамова М. В., Веровский В. Е. ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ ФАРМАКОТЕРАПИИ ТОКСИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА, ВЫЗВАННОГО ОТРАВЛЕНИЕМ СУРРОГАТАМИ АЛКОГОЛЯ 27
Арушанян Э. Б., Эльбекьян К. С. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ ЭПИФИЗАРНОГО ГОРМОНА МЕЛАТОНИНА ПРИ ОТРАВЛЕНИИ СОЛЯМИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ 31
Жидовинов Г. И., Климович И. Н., Скоркин В. В., Мочайло Ю. А. АСЦИТОКОРРИГИРУЮЩИЕ МАЛОИНВАЗИВНЫЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА У БОЛЬНЫХ ЦИРРОЗОМ ПЕЧЕНИ 34
Ростовщикова М. В., Крамарь Л. В. МИКРОФЛОРА КОЖИ БОЛЬНЫХ
КРАСНЫМ ПЛОСКИМ ЛИШАЕМ 38
Александров А. В., Мнацаканян С. Г., Алехина И. Ю., Махачев М. А., Шилова Л. Н., Зборовская И. А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К КСАНТИНОКСИДАЗЕ В ДИАГНОСТИКЕ РЕВМАТОИДНОГО АРТРИТА 41
Майко О. Ю.
ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУМА И ХОНДРОЛОНА У БОЛЬНЫХ ОСТЕОАРТРОЗОМ КОЛЕННЫХ И ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКЛИНИКИ 45
LECTURE
Orudjev N. Yа., Tarakanova E. A. IFRONTIER MENTAL DISORDERS
IN GENERAL PRACTICE 3
SURVEYS
Rybak V. A., Kurushina O. V.
CHRONIC PAIN SYNDROMES: CLINICAL SIGNS, DIAGNOSIS, TREATMENT 7
Kuznetsov S. L., Kapitonova М. Yu.,
Degtyar Yu. V., Zagrebin V. L.
STRESS AND NEUROENDOCRINE SYSTEM: MODERN
MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL ASPECTS 10
ORIGINAL PAPER
Tishenko I. A., Shilina N. N., Statsenko M. E. MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL PARAMETERS OF HEART AND QVALITY OF LIFE IN ELPERLY PATIENTS WITH AFFECTIVE DISORDERS IN EARLY POST MYOCARDIAL INFARCTION PERIOD INFARCTION PERIOD 16
Tumanov V. P., Vorobyеv A. A., Tsupikov Yu. M., Poroysky S. V., Salimov D. Sh., Yagudin R. T. NEW TECHNOLOGIES OF WOUND MANAGEMENT IN PATIENTS WITH NEURO-TROPHIC DISTURBANCES 19
Delaru N. V.
NEONATOLOGISTS' ATTITUDE TO MANAGEMENT OF NEWBORNS WITH EXTREMELY
LOW BODY WEIGHT: NEGATIVE ATTITUDE PREVAILS 22
Ladeyshchikov V. M., Freynd G. G., ^rotunV. N. MORPHOFUNCTIONAL CHANGES OF LIVER DUE TO CRANIOCEREBRAL INJURY 24
Abramova M. V., Verovsky V. E.
COURSE PARTICULARITIES AND PHARMACOTHERAPY
OPTIMIZATION IN TOXIC HEPATITIS PROVOKED
BYALCOHOL SUBSTITUTES POISONING 27
Arushanyan E. B., Elbekyan K. S.
HUMORAL EVIDENCE OF THE PROTECTIVE ACTION
OF EPIPHYSEAL HORMONE MELATONIN IN POISONING
WITH THE HEAVY METALS SALTS 31
Zhidovinov G. I., Klimovich I. N., Skorkin V. V., Mochaylo U. А. SURGICAL TREATMENT FOR REFRACTORY ASCITES IN PATIENTS WITH CIRRHOSIS
OF THE LIVER 34
Rostovschikova M. V., Kramar L. V. SKIN MICROFLORA OF PATIENTS
WITH LICHEN RUBER PLANUS 38
Alexandrov A. V., Mnatsakanyan S. G., Alekhina I. Yu., Makhachev M. A., Shilova L. N., Zborovskaya I. A. EVALUATION OF ANTIBODIES TO XANTHINE OXIDASE IN DIAGNOSIS OF RHEUMATOID ARTHRITIS 41
Maiko O. Yu.
ADMINISTRATION OF STRUCTUM AND CHONDROLON IN OUT-PATIENTS WITH COXARTHROSIS
AND GONARTHROSIS 45