УДК 336.7
Л.В. ВОРОНЦОВА,
кандидат экономических наук, доцент,
Г.В. ЕВСЕЕВ, аспирант
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
В статье обосновывается необходимость формирования института микрофинансирования как определяющего фактора в решении проблемы доступности финансовых услуг населению и укреплении финансово-кредитной системы РФ. На основе анализа состояния микрофинансового сектора в России и за рубежом определены современные тенденции и перспективы его развития, предложены основные направления роста рынка микрокредитования, выработаны предложения для устойчивого функционирования микрофинансовых организаций в России.
В настоящее время во всем мире, и, в частности, в России, все больше внимания уделяется решению проблем социально-экономического развития стран. Повышается доступность банковских и розничных финансовых услуг для населения средних и малых городов, а также сельских населенных пунктов, расширяются сети банковских и небанковских финансово-кредитных организаций, совершенствуются стратегии развития финансового рынка и малого предпринимательства. В основе реализации программ, определенных Президентом России по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 27 марта 2008 г, направленных на построение финансовой системы России, в последнее время особую актуальность получает развитие института микрофинансирования.
В данном контексте целью нашего исследования является составление общей картины состояния микрофинансирования в России, изучение состояния данного сектора за рубежом, выявление роли микрофинансирования в социально-экономическом развитии регионов страны. Определение направлений развития института микрофинансирования, выработка предложений по решению проблемы отсутствия благоприятных финансовых условий для развития малого и среднего бизнеса, вызванных слабо развитой финансовой инфраструктурой и низкой
доступностью финансовых услуг для населения средних и малых городов, будут служить залогом дальнейшего становления и роста данного сектора экономики в России.
Микрофинансирование играет большую роль в решении социальных задач государства, так как предоставление финансовых услуг населению и бизнесу, находящемуся за пределами банковского кредитования способствует формированию большого числа устойчивых предпринимательских групп, снижению безработицы, и, как следствие, развитию экономики регионов и становлению среднего класса, повышению уровня жизни малообеспеченных слоев населения.
Микрофинансирование существует сотни лет, история его развития в России берет начало из средневековой истории, когда первыми микрофинансовыми организациями были монастыри. Во второй половине XIX в. появляются различные учреждения мелкого кредита: кредитные союзы, ссудно-сберегательные общества, товарищества; позднее происходит возникновение кредитных кооперативов.
Одним из наиболее известных создателей микрофинансирования и основоположником современных методов его развития во всем мире считается Мухаммед Юнус, основавший «Grameen Bank» на развитие женского предпринимательства. Он провел эксперимент с кредитованием бедных женщин в деревне Jobra. Идея Юнуса, как и идея микрофинансирования, была проста - небогатым людям можно помочь повысить уровень жизни, предоставив им возможность получать доходы за счет предпринимательской деятельности. Отличительной чертой «Grameen Bank» являлось то, что он не предлагал внесение залога, а был основан на доверии. Филиалы «Grameen Bank», в отличие от традиционных банков, размещающих свои
филиалы ближе к урбанизированным центрам, располагались в сельской местности.
Мухаммед Юнус разработал и осуществил в «Grameen Bank» новый подход к кредитованию, включающий следующие элементы:
1) групповой контракт;
2) динамичный режим кредитования;
3) регулярное и частое погашение полученной ссуды;
4) отсутствие требования об обеспечении [1].
В 2006 г. Мухаммеду Юнусу была присуждена Нобелевская премия мира за вклад в борьбу с бедностью. «Нельзя достичь мира до тех пор, пока широкие слои населения не могут найти способа выбраться из нищеты. Микрокредит - один из таких способов. Развитие снизу также служит для продвижения демократии и прав человека», [2] - говорится в официальном релизе Нобелевского комитета.
Классическая модель микрофинансирования изначально была создана для слаборазвитых стран Юго-Восточной Азии, Африки и т.д. в целях оказания финансовой помощи наиболее обездоленным слоям населения. Рассматривая бедных как важных субъектов развития местных и национальных экономик, ООН объявил 2005 г. годом «Международного микрокредитования», призванным сделать финансовые услуги более доступными для бедных и лиц с низким уровнем доходов. Целью этой программы было повышение уровня осведомленности общества относительно роли микрокредитования и микрофинансирования, а также развитие и укрепление партнерских связей между правительствами, донорами, международными организациями, неправительственными организациями, частным сектором, научными кругами и клиентами сферы микрофинансирования.
Типичными получателями услуг по микрофинансированию в классической модели, зародившейся в странах Юго-Восточной Азии и Африки, являются клиенты с низким уровнем дохода. В основном это женщины, являющиеся самостоятельно занятыми предпринимателями на базе домашних хозяйств, имеющие относительно стабильный источник дохода, хотя и небольшой. Единственным источником кредита для них являются неофициальные ростовщики; у них нет доступа к защищенным, удобным и надежным услугам в плане сбережения средств; в плане страхования от чрезвычайных ситуаций или крупных за период жизни расходов они зависят от неофициальных систем.
Сложившаяся же в России модель микрофинансирования направлена на поддержку существующих микропредпринимателей, пусть самых маленьких, самых незащищенных, но все-таки которых нельзя отнести к категории нищих. Здесь основной задачей является поддержание и развитие их микробизнеса, чтобы микропредприниматель, наконец, получил возможность перейти в другую весовую категорию, а именно мог стать банковским клиентом. Модель микрофинансирования, существующая в России, не предусматривает массового кредитования начинающих предпринимателей. Ставка делается на предпринимателей, у которых уже есть развитый бизнес (пусть и малый), но которые уже хоть что-то делают и понимают, зачем они берут деньги, и готовы их отдать. Таким образом, принцип Мухаммеда Юнуса «микрофинансирование - программа социальная и, чем беднее человек, тем быстрее он даст ему займ», для России не применим.
Изучая развитие института микрофинансирования в России и за рубежом, можно отметить, что под термином «микрофинансирование», как правило, подразумевается деятельность микрофинансовых организаций по выдаче небольших кредитов
(займов) людям с низкими доходами, которые не могут претендовать на получение традиционных банковских услуг по причине несоответствия стандартам финансирования.
Микрофинансовая организация (далее - МФО) по определению, Азиатского банка развития и ООН - это организация, пре-доставлющая финансовые услуги тем, кто имеет сравнительно низкий доход и не имеет доступа к традиционной банковской системе [3]. Мы же подразумеваем под МФО более широкое понятие - финансовые институты, деятельность которых направлена на предоставление широкого спектра финансовых услуг субъектам микро-бизнеса и малого предпринимательства, индивидуальным предпринимателям, населению в зоне недостаточного банковского обслуживания, не имеющему доступа к традиционным банковским услугам по причинам недостаточного залогового обеспечения, отсутствия соответствующей кредитной истории и опыта ведения бизнеса, низкого уровня дохода, небольших размеров требуемых кредитов и т.д.
Термин МФО сегодня относится к широкому спектру организаций и включает общественные и некоммерческие организации, кредитно-сберегательные кооперативы и частные коммерческие банки, небанковские финансовые организации и некоторые государственные банки. В сфере микрокредитования группа получателей кредитов крайне неоднородна: приоритет отдается мелкому предпринимательству и различным видам деятельности, приносящим небольшой доход (изготовление одежды, мебели, кухонной утвари, проведение ремонтных работ машин или оборудования; сфера торговли и транспортных услуг, фермерского хозяйства).
Большим импульсом для развития микрофинансирования в России стало принятие 2 июля 2010 г. Закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», устанавливающего порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций. Необходимость правового регулирования микрофинансовой деятельности объясняется увеличением объема деятельности МФО в масштабах всего российского финансового рынка.
Несмотря на значительные сдвиги в области правового регулирования, по уровню развития микрофинансового рынка Россия значительно уступает странам Центральной и Восточной Европы, практически одновременно с Россией начавшим переход к рыночной экономике. Среди 100 ведущих микрофинансовых организаций, ранжированных MIX1 по ряду параметров (уровень издержек, численность клиентов, портфель займов и т.д.), нет ни одного представителя нашей страны, при этом Индию представляют 20 МФО.
Согласно данным MIX, институты микрофинансирования, действующие в различных регионах мира и занимающие около 85% всего микрофинансового рынка, в 2009 г. обслужили 72 млн клиентов и предоставили займы на общую сумму более 37 млрд долл. США. Размещенные
1 Microfinance Information Exchange - ведущая мировая организация по изучению вопросов микрофинансирования и анализу МФО.
в них депозиты составили 22 млрд долл. США у порядка 67 млн клиентов [4].
Одной из отличительных особенностей зарубежного микрофинансового рынка является значительная асимметрия в региональном развитии МФО на территориях стран Восточной Европы и Центральной Азии. Если для более зрелых рынков характерна консолидация МФО (Балканы), то на территории стран с более молодыми рынками (таких как Центральная Азия и Россия) можно наблюдать их избыточное количество.
Развитие институтов микрофинансирования и формирование клиентской базы МФО в нашей стране существенно отстает от мировых значений. С точки зрения количества активных заемщиков МФО на Балканах в среднем в 7 раз крупнее, чем на Кавказе, и более чем в 20 раз крупнее, чем в Центральной Азии. МФО на Балканах обслуживают порядка 18,7% заемщиков, проживающих за чертой бедности, а в Центральной и Восточной Европе этот показатель составляет 19,2%; остальные регионы, в том числе и Россия, существенно от них отстают (см. табл. 1).
Учреждения (общества, объединения), предоставляющие микрофинансирование, различаются по своей организационно-правовой форме. К числу микрофинансовых организаций относятся банки, реализующие соответствующие программы; специализированные микрофинансовые банки, кредитные и сельскохозяйственные кооперативы (союзы), неправительственные организации (НПО) и различные специализированные частные коммерческие «небанковские финансовые учреждения» (НБФУ).
На мировом рынке микрофинансовых услуг кредитные союзы занимают значительную долю по количеству представленных организаций (порядка 80%); следующим по численности видом являются недепозитные НБФУ, представленные как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Данная тенденция прослеживается
и в России: на долю кредитных потребительских кооперативов приходится более 50% заемщиков всех МФО. При этом следует отметить, что в сравнении с представителями стран Европы и Центральной Азии для России характерной особенностью является наличие среди представленных участников рынка МФО государственных, региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
При анализе десяти крупнейших организаций микрофинансового сектора стран Европы и Центральной Азии, представленных на платформе MIX Market, можно отследить тенденцию доминирования банков в отношении количества заемщиков, подлежащих обслуживанию по программам кредитования малого и среднего бизнеса. В России же коммерческие банки, предоставляющие кредиты малому и среднему предпринимательству (МСП), в том числе и по программе Единого банка реконструкции и развития (ЕБРР), занимают около 70% рынка по размеру кредитного портфеля (табл. 2).
Для России характерна диверсифицированная модель рынка, включающая в себя фонды поддержки малого предпринимательства, различные институты кредитной кооперации и банки-партнеры. Структура микрофинансового рынка РФ сформирована в основном субъектами кредитных кооперативов. Наиболее крупные и успешные кредитные кооперативы действуют в городах в форме кредитных потребительских кооперативов граждан (КПКГ) и кредитных обществ. В последнее десятилетие в России реализовано и функционирует множество программ и проектов, направленных на поддержку кредитной кооперации.
Наряду с кооперативным движением в России все больше получают развитие частные коммерческие небанковские микрофинансовые организации. Создаваемые российскими и/или иностранными учредителями, в качестве основной миссии они декларируют предоставление микрофинансовых услуг (прежде всего, микрокредитование) малообеспеченным слоям населения, микропредпринимателям, не имеющим кредитной истории и связей с банками. Ярким примером успешного развития частных МФО может служить компания ООО «Центр микрофинансирования», занимающая 2-е место по числу активных заемщиков среди 10 самых крупных МФО в России (табл. 3).
Очевидно, что основой экономики в развитых странах является развитие сектора малого бизнеса и становление «среднего класса», чьи доходы являются одним из главных факторов диверсификации экономики, формируют основной потребительский спрос, определяющий темпы роста промышленного производства. Именно представители среднего класса выступают «классическими» банковскими клиентами (зачастую получая финансовые услуги сразу в нескольких
Таблица 1
Организации, предоставляющие микрофинансовые услуги в ЕЦА: количество и охват по регионам*
Регион Кол-во организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги Кол-во активных заемщиков, тыс. чел. Итого портфель займов, млн долл. США Среднее кол-во заемщиков на организацию, тыс. чел. Средний остаток займа, долл. США Охват кредитными услугами, % населения Охват кредитными услугами, % населения за чертой бедности
Балканы 47 803 2 875 17,1 3 581 3,4% 18,7%
Кавказ 164 394 1 042 2,4 2 646 2,4% 8,5%
ЦВЕ 3 852 5 110 6 027 1,3 1 179 4,0% 19,2%
ЦА 1 245 843 2 646 0,7 3 137 1,5% 5,1%
Россия 1 893 675 2 702 0,4 4 003 0,5% 3,5%
ИТОГО 7 201 7 825 15 292 1,1 1 954 2,1% 11,0%
*Источник: Анализ микрофинансирования в Восточной Европе и Центральной Азии. 2008 г. - URL: www. rmcenter.ru
Таблица 2
Поставщики финансовых услуг в России (2008 г.)*
Поставщики услуг Кол-во МФО Активные заемщики Активный портфель, долл. США Средний размер займа, долл. США Кол-во сберегателей Депозитный портфель, долл. США Средний размер по депозиту, долл. США
Коммерческие банки, предоставляющие кредиты МСП 14 100 929 1 909 819 512 18 922 n.a. n.a. n.a.
Специализированные микрофинансовые банки 1 13 428 53 177 210 3 960 236 102 505 434
Небанковские депозитно-кредитно организации (НДКО) 1 3 334 10 628 652 3 188 0 0 0
Кредитные потребительские кооперативы (КПКГ и КК) 1 271 316 355 489 864 652 1 548 180 411 470 706 790 2 609
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) 1 202 96 160 117 612 284 1 223 0 0 0
Государственные, региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства 149 8 846 53 000 000 5 991 0 0 0
Частные фонды 130 28 889 24 647 400 853 0 0 0
Частные коммерческие небанковские МФО 2 45 989 73 508 245 1 598 0 0 0
ИТОГО 2 770 613 930 2 732 257 955 4 450 180 647 470 809 295 2 606
*Источник: Тенденции развития российского сектора микрофинансирования (2008-2009). - URL: www.rmcenter.ru
Таблица 3
10 самых крупных МФО по количества заемщиков, размещенных на MIX Market*
МФО Кол-во активных заемщиков, тыс. чел. Совокупный портфель займов, долл. США Средний размер займа, долл. США Кол-во сберегателей Портфель по сбережениям, долл. США Средний размер депозита, долл. США
ЗАО «КМБ-Банк» 39 591 241 6 100 n.a. 46
ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования» 33 798 39 1 156 0
ПКВК «Общедоступный кредитъ» 16 085 19 1 189 2 802 18 6 356
ЗАО «Форус-Банк» 13 428 53 3 960 236 102 434
ЗАО «ФИНКА» 12 217 34 2 820 0 - -
Потребительское общество «Коллективный союз потребителей ЭКПА» 10 800 36 3 324 26 700 31 1 175
КПК «ЕДИНСТВО» 5 985 5 807 3 193 4 1 202
КПК «Первый Дальневосточный» 4 903 8 1 530 2 820 10 3 582
СКПК «ВЗАИМОПОМОЩЬ» 3 551 3 712 3 320 2 521
ЗАО НДКО «ЖМС» 3 334 11 3 187 0 - -
*Источник: Тенденции развития российского сектора микрофинансирования (2008-2009). - URL: www.rmcenter.ru
кредитных организациях), заинтересованными в получении всего спектра финансовых услуг высокого качества, благодаря которым они получают эффективный инструмент для развития своего бизнеса и увеличения его прибыльности.
В мировой экономике малые предприятия являются базисом для развития крупных предприятий. С каждым годом роль малого бизнеса усиливается, создаются новые рабочие места, формирование данного сектора способствует внедрению инноваций, развитию отраслей, уменьшению подверженности экономики страны воздействию кризиса и положительной динамике роста экономических показателей. Такие предприятия более гибкие и способны очень быстро среагировать на изменение ситуации в стране. Для отечественной экономики проблемы становления и развития малого бизнеса не теряют своей актуальности с момента перехода России к рыночной экономической системе. Можно выявить прямую зависимость успешности развития малого предпринимательства в регионе или области от количества фондов и организаций, оказывающих различного рода финансовые услуги. В целом, по РФ картина крайне неоднозначная: существенная аметрия в развитии регионов свидетельствует о неравномерности поддержки бизнеса ввиду территориальной диспропорции в развитии розничных финансовых услуг. Высокая концентрация кредитных организаций характерна лишь для Центрального федерального округа (со значительным смещением в сторону Москвы), что говорит о низкой обеспеченности
банковскими услугами других регионов страны (табл. 4).
Высокие издержки на создание и обслуживание банковской филиальной сети делают нестабильной ее работу в небольших населенных пунктах, что ограничивает возможности для быстрой экспансии банков из мегаполисов в регионы [5]. Развитие филиальной сети банка требует решения целого комплекса вопросов по выбору региона присутствия, формата присутствия в регионе, глубины проникновения, предварительного расчета эффективности его деятельности. Все это также заставляет коммерческие банки задуматься при принятии решений об открытии филиалов и региональной экспансии.
При условиях быстрорастущих изменений в рыночной среде и все большего роста конкуренции на российском микрофинансовом рынке возникает угроза внедрения иностранного капитала и появления более сильных зарубежных игроков, главным конкурентным преимуществом которых является возможность получения более дешевых кредитных ресурсов. Привлечение иностранного капитала в экономику России может привести к усилению позиций транснациональных банков и корпораций, преследующих частные интересы, не всегда совпадающие с интересами развития регионов и обеспечения экономической безопасности страны, а также, учитывая последствия современного мирового экономического кризиса, к угрозе национальной банковской системе.
Таким образом, на наш взгляд, основной тенденцией на рынке микрофинансовых услуг, в ближай-
Таблица 4
Размещение действующих кредитных организаций (КО) по федеральным округам*
01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011
Округа кол-во КО, в % кол-во КО, в % кол-во КО, в %
единиц к итогу единиц к итогу единиц к итогу
Центральный федеральный округ 621 56,0 598 56,5 585 57,8
в том числе г. Москва и Московская область 556 50,2 535 50,6 525 51,9
Северо-Западный федеральный округ 79 7,1 75 7,1 71 7,0
Южный федеральный округ 115 10,4 113 10,7 47 4,6
Северо-Кавказский федеральный округ 57 5,6
Приволжский федеральный округ 131 11,8 125 11,8 118 11,7
Уральский федеральный округ 58 5,2 54 5,1 51 5,0
Сибирский федеральный округ 68 6,1 62 5,9 56 5,5
Дальневосточный федеральный округ 36 3,2 31 2,9 27 2,7
Российская Федерация 1108 100,0 1058 100,0 1012 100,0
*Источник: Обзор банковского сектора Российской Федерации. - 2011. - № 102. - URL: www.cbr.ru
шие годы должно стать стремление существующих МФО к укрупнению путем выбора стратегии, основанной на региональной экспансии. Именно экспансия в регионы должна являться основой перспективного развития микрофинансовых институтов России. Определяющим фактором здесь выступает состояние и перспективы развития малого предпринимательства в регионах России.
Изучая развитие малого предпринимательства, отметим, что в целом по стране по количеству зарегистрированных малых предприятий наблюдается негативная динамика (исключением стали лишь Приволжский и Дальневосточный федеральные округа) (табл. 5).
При этом ясно прослеживается отсталость Северо-Кавказского округа: по количеству зарегистрированных субъектов малого предпринимательства он почти в 4 раза уступает лидеру - Северо-Западному федеральному округу.
Несмотря на негативную динамику количества зарегистрированных малых предприятий на территории РФ, их объем оборота в первом полугодии 2010 г. оказался на 8,1% выше показателя за аналогичный период 2009 г. (табл. 6).
В региональном разрезе деятельности малых предприятий (далее - МП) можно рассматривать как умеренно позитивные. В первом полугодии 2010 г. в 46 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 44 регионах, объемов оборота МП -в 63 регионах, инвестиций в основной капитал на МП - в 33 регионах [6]. Такие тенденции свидетельствуют о высоком потенциале роста регионов, что делает их привлекательными для развития как финансового сектора в целом, так и микрофинансового в частности.
В сложившихся условиях формирование института микрофинансирования, основанного на институционально диверсифицированной модели розничного финансового рынка, снижении территориальной диспропорции становится все более важным инструментом для создания благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса в России. Рост предложения кредитных ресурсов в труднодоступных регионах, увеличение активности потенциальных безработных, заинтересованных в открытии своего дела, развитие малого предпринимательства, по нашему мнению, будет способствовать росту
Таблица 5 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2010 г.*
Федеральные округа Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения2
единиц прирост / сокращение за период 01.07.2009-01.07.2010 в % от среднего по РФ
РФ 154,7 -5,7 100,0
Центральный ФО 184,0 -13,0 118,9
Северо-Западный ФО 230,5 -1,0 148,9
Южный ФО 129,9 -26,2 84,0
Северо-Кавказский ФО 62,5 -3,1 40,4
Приволжский ФО 157,6 1,5 101,8
Уральский ФО 116,5 -12,7 75,3
Сибирский ФО 128,0 -3,0 82,7
Дальневосточный ФО 154,2 6,0 99,7
*Источник: Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2010 г. -URL: www.smb.gov.ru
Таблица 6 Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в январе-июне 2010 г.*
Федеральные округа Объем оборота в январе-июне 2010 г.
млн руб. на душу населения, руб3 в % к январю-июню 2009 г.4
РФ 4 454 481,9 31 388,5 108,1
Центральный ФО 1 536 143,2 41 385,4 115,3
Северо-Западный ФО 706 349,5 52 567,1 111,4
Южный ФО 331 683,6 24 186,7 85,2
Северо-Кавказский ФО 86 019,3 9 294,4 110,8
Приволжский ФО 824 934,5 27 397,9 108,5
Уральский ФО 376 659,9 30 672,3 78,7
Сибирский ФО 430 562,1 22 011,2 107,9
Дальневосточный ФО 162 129,8 25 173,9 116,3
*Источник: Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2010 г. - URL: www.smb.gov.ru
потребительского спроса на товары и услуги, что приведет к повышению уровня жизни населения, сокращению безработицы, укреплению домашних хозяйств, снижению социальной напряженности общества.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что рынок микрофинансовых услуг в России находится на стадии становления. Низкий процент охвата на-
2 Исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
3 Исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
4 Сучетом региональных индексов потребительских цен.
селения услугами МФО по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии говорит о перспективах развития данного направления в нашей стране. Открытие ведущими банками специальных дочерних микрокредитных подразделений (примером могут служить такие банки, как Райффайзен Банк, ВТБ 24, Сбербанк) и разработка направлений по обслуживанию и кредитованию малого бизнеса, - все это говорит о необходимости повышения эффективности своей деятельности действующих на рынке МФО.
Таким образом, на динамично развивающемся рынке микрофинансовых услуг в ближайшее время наивысших достижений и рентабельности смогут добиться только те МФО, стратегия которых будет базироваться на прочном фундаменте. Мы выделяем четыре основных фактора, определяющих успех развития МФО на рынке микрофинансовых услуг:
- экспансия МФО в малые города, обусловленная неразвитой банковской инфраструктурой (наличием подразделений в малых городах может похвастаться только Сбербанк);
- переход с наращивания клиентуры на повышение эффективности управления существующей клиентской базой;
- внедрение инновационных технологий дистанционного финансового обслуживания, электронных платежей;
- развитие агентской схемы, где агентами могут выступать организации различных типов - от почты до лотерейных киосков; главное - наличие большой филиальной сети (пример Бразилии).
Условиями устойчивого развития института микрофинансирования в России, по нашему мнению, должно являться:
1) повышение доступности источников финансирования, в том числе и внешних (недостаточная поддержка со стороны государства может повлечь за собой рост процентов по займам);
2) открытость отчетности и прозрачность деятельности в целях повышения привлекательности со стороны инвесторов;
3) проведение доработки правового регулирования деятельности МФО, особенно в части введения
порога для вступления на рынок (размер уставного капитала и т.п.), так как его отсутствие ведет к избыточному разрастанию мелких МФО;
4) увеличение охвата населения микрофинансовыми услугами, за счет повышения информированности населения о микрофинансовых институтах и их социальной направленности.
Система микрофинансирования - важный элемент финансовой инфраструктуры России. Развитие рынка микрофинансовых услуг позволит вовлечь в деловую жизнь большее число предпринимателей, что будет способствовать общему улучшению социально-экономической обстановки в малом бизнесе, повышению доступности финансовых услуг для населения средних и малых городов, где нехватка банковской инфраструктуры наиболее заметна, а возможности для начала своего дела за счет собственных средств очень минимальны. Сложившиеся к настоящему времени тенденции позволяют полагать, что в ближайшие годы микрофинансирование в России будет успешно расти и развиваться, причем это будет свойственно не только крупным финансово-промышленным центрам страны, но и целым регионам.
Кредитное стимулирование экономики России через выдачу займов на развитие микро-, а затем и малого предпринимательства, учитывая специфику групп клиентской базы микрофинансирования, будет способствовать как повышению внутреннего спроса, так и внутреннего производства, что приведет к определенному снижению нашей экспортной зависимости.
Список литературы
1. Усоскин В.М. Микрофинансирование за рубежом: цели, методы, институты // Банковское кредитование. - 2010. - № 3.
2. Presentation Speech by Professor Ole Danbolt Mjs, Chairman of the Norwegian Nobel Committee. - Oslo, 2006, December 10.
3. URL: www.un.org.ru
4. MIX Global 100 Composite Ranking // Microfinance Information Exchange, Inc. (MIX), January 2010. - URL: www. rmcenter.ru
5. Тарасенко О.А., Андронова Т. А. Сокращение банковской системы России // Банковское право. - 2010. - №1.
6. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2010 г - URL: www.smb.gov.ru
В редакцию материал поступил 21.10.11
Ключевые слова: микрофинансирование; микрокредитование; микрофинансовая организация; финансовые услуги; финансово-кредитная система; небанковская кредитная организация; микробизнес; займ.