Научная статья на тему 'Микроэкономические, макроэкономические и институциональные факторы кредитного поведения'

Микроэкономические, макроэкономические и институциональные факторы кредитного поведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АВТОКРЕДИТОВАНИЕ / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ФАКТОР / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Е. А.

В настоящее время в России повсеместно растет уровень заимствования денежных средств хозяйствующими субъектами. В связи с этим необходимо выделить ряд факторов, обуславливающих кредитное поведение данных субъектов. В работе показана зависимость уровня кредитования от территориального расположения хозяйствующего субъекта. На основе приведенных статистических данных видно, что в зависимости от территориального расположения уровень кредитования может возрастать независимо от изменения объективных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Микроэкономические, макроэкономические и институциональные факторы кредитного поведения»

32 (170) - 2013

Вопросы экономики

УДК 336.717

МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРЕДИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Е. А. ФЕДОРОВ,

аспирант кафедры общей экономической теории Саратовского социально-экономического института E-mail: fedorov_egor@list. ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

В настоящее время в России повсеместно растет уровень заимствования денежных средств хозяйствующими субъектами. В связи с этим необходимо выделить ряд факторов, обуславливающих кредитное поведение данных субъектов. В работе показана зависимость уровня кредитования от территориального расположения хозяйствующего субъекта. На основе приведенных статистических данных видно, что в зависимости от территориального расположения уровень кредитования может возрастать независимо от изменения объективных факторов.

Ключевые слова: кредитное поведение, автокредитование, ипотечное кредитование, фактор, макроэкономический.

Кредитное поведение социально обусловлено: на него оказывают существенное влияние факторы макроуровня (развитость финансово-кредитной системы, денежно-кредитная политика государства, изменения в распределении доходов, инфляция, трансформация государственной политики в области доходов, расходов и налогообложения), ме-зоуровня (особенности географического положения

региона и тип поселения) и микроуровня (доходы, кредитная культура, способности субъекта к рациональному выбору стиля потребления).

Микроэкономические факторы кредитного поведения могут быть классифицированы следующим образом.

1. Характеристики спроса. Говоря о спросе на ипотечные кредитные продукты и автокредитование, необходимо учитывать не только возможность свободного приобретения жилья или автотранспортного средства. Одновременно с этим возникает необходимость содержать и обслуживать жилье или автомобиль. Налоговые отчисления, страховые выплаты, коммунальные услуги и цена топлива являются дополнительной составляющей растущих обязательных платежей, влияющей на оценки потребителей относительно распределения текущих и будущих доходов и расходов.

И потребительское, и ипотечное, и автокредитование характеризуют:

• среднедушевой доход в доходной группе;

• среднедушевые ликвидные сбережения в доходных группах;

• цены реализации.

Кроме того, характерная черта ипотечного и автокредитования - налоги на собственников.

Наконец, надо различать специфические, видовые характеристики. Применительно к ипотечному кредитованию они таковы:

• тип семьи (численность ее членов);

• уровень среднедушевой жилищной обеспеченности;

• структура жилищного фонда;

• рыночная стоимость жилья (ликвидность накоплений);

• жилищно-коммунальные тарифы. Специфику автокредитования составляют:

• уровень среднедушевой обеспеченности автотранспортным средством;

• цена на топливо, стоимость утилизации;

• тарифы на ОСАГО и КАСКО. Главенствующим критерием выбора между попыткой скопить нужную сумму или воспользоваться кредитом является, безусловно, стоимость товара. Ее влияние решающе и при единовременной оплате, и при разных формах кредитования. Для определения степени доступности жилья можно соотнести средний годовой доход в различных регионах со средней стоимостью однокомнатной квартиры на вторичном рынке столицы данного федерального округа, предположив, что среднестатистический потребитель ничего не тратит и не платит налогов.

Быстрее всего сможет накопить на квартиру житель Дальневосточного федерального округа. Для приобретения однокомнатной квартиры стоимостью 2 072 703 руб. в административном центре, г. Хабаровске, ему потребуется 6,2 года [3]. 18,4 года потребуется «усредненному» жителю Центрального федерального округа, чтобы накопить денег на приобретение «однушки» в Москве. Откладывая по 27 199,1 руб. в месяц (за год - 326 389,2 руб.), он обзаведется квартирой по цене 5 996 936 руб. В наилучшем положении оказываются коренные москвичи: чтобы купить указанное жилье при среднем размере зарплаты в 41 430,4 руб. (497 164,8 руб. в год), им потребуется копить 12 лет.

Продолжая подобные расчеты, можно определить, что для покупки автомобиля стоимостью 800 000 руб. понадобится 29,4 мес., т. е. примерно 2,5 года (без учета инфляции). Если вспомнить, что основной целью население считает сбережение для потребления, т. е. накопление средств на крупную покупку (жилье, автомобиль, крупная бытовая техника) или на замену устаревшей или

пришедшей в негодность, то очевидно, что льготные и разнообразные формы кредитования (особенно долгосрочного) оказывают наибольшее влияние на динамику доступности.

По данным Росстата, в 2012 г. заметно увеличились реальные доходы населения. Соотношение выданных физическим лицам кредитов и ВВП в России (около 12 %) пока заметно ниже, чем в развитых странах. По данным МВФ и Всемирного банка, в США общая задолженность населения перед финансовыми институтами превышает 150 % ВВП, в странах Западной Европы - около 100 %, в странах Центральной и Восточной Европы - свыше 50 %. Значительная часть долга приходится на жилищный кредит. Например, в США доминирует ипотечное кредитование, и лишь пятая часть задолженности граждан приходится на другие кредиты.

Все это дает основания аналитикам определить рынок России как «догоняющий». При этом чистые финансовые активы домохозяйств в РФ, рассчитываемые как разница между долгом и суммой денежных депозитов, стоимости акций и резервом наличности, низки. Это делает население более уязвимым к нестабильности на финансовых рынках в сравнении с жителями Центральной и Восточной Европы при меньших долгах.

Жители России существенно опережают и восточноевропейцев, и граждан Европейского Союза по процентным платежам к ВВП: около 1,8 % в России, менее 1 % - в Центральной и Восточной Европе, немногим более 1,5 % - медианное значение в ЕС. А соотношение выплат по кредитам и доходов населения в России уже составляет 15-20 %, в то время как в развитых странах этот показатель не превышает 10 %.

2. Характеристики предложения. В разных сегментах потребительского рынка, на рынке автомобилей и жилья оно изменяется под действием разных факторов. Для рынка крупной бытовой техники (где чаще всего используются краткосрочные потребительские кредиты и кредитные карты) самым важным фактором является цена. Эластичность предложения достаточно высока, конкуренция товарных марок велика, так что можно констатировать растущую емкость рынка. Предложение автомобилей зависит от большего числа неценовых факторов, в том числе от объема выпуска отечественных производителей, таможенных правил для импортных машин, а также протекционистской политики государства.

Самая низкая эластичность предложения на рынке жилья, так как она зависит от структуры и объемов жилья на вторичном рынке и темпов строительства; от политики государства на этом рынке, а именно от объемов строительства и структуры социального жилья для разных групп населения (военные, сироты, работники бюджетной сферы); от величины бюджетных средств, выделенных на эти цели; от планируемых объемов сноса ветхих и аварийных домов, программ переселения из аварийного и ветхого жилья, из районов, пострадавших в результате стихийных бедствий [4].

3. Характеристики предложения на рынке кредитования. К ним можно отнести такие показатели:

- число организаций, предлагающих кредитные продукты;

- ценовые условия кредитования (процентные ставки);

- неценовые условия кредитования (размер кредита, внедрение новых кредитных продуктов, расширение спектра дополнительных услуг, требования к заемщикам, снижение дополнительных взносов и комиссий).

Самые высокие темпы роста в розничном сегменте кредитного рынка в 2012 г. наблюдались в потребительском кредитовании. Объем таких кредитов за январь - октябрь увеличился более чем на 45 %. По состоянию на 01.11.2012 более 60 % розничного кредитного портфеля приходилось на потребительские кредиты (как правило, необеспеченные).

Объем ипотечных жилищных кредитов за январь - октябрь 2012 г. вырос на 26,3 %. Отношение объема этих кредитов (1 867,4 млрд руб. на

01.11.2012) к ВВП в России составило около 3 %, в то время как в Евросоюзе - более 45 %, в США -почти 65 %, в Нидерландах - свыше 100 % [5]. Основными кредиторами ипотечного рынка оставались госбанки и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

В 2012 г. достаточно устойчиво развивался рынок автокредитования, поддерживаемый значительными объемами продаж. По экспертным оценкам, более 45 % машин в России покупается с использованием банковских кредитов. Объем задолженности за январь - октябрь 2012 г. возрос на 17,8 %. Активность банков, представляющих автопроизводителей, а также отмена государственной программы льготного автокредитования стимулировали развитие конкуренции и дальнейшую либерализацию условий на рынке автокредитования.

Серьезное смягчение условий кредитования (и ценовых, и неценовых) было зафиксировано в I квартале 2010 г., затем процентные ставки стали расти, достигнув своего пика к концу 2011 г. Средневзвешенные процентные ставки по рублевым краткосрочным кредитам физическим лицам в 2012 г. существенно не изменились (24,7 %), а по долгосрочным кредитам - несколько повысились (19,7 %).

В I квартале 2013 г. изменения условий банковского кредитования было небольшим. Доступность заемных средств повышалась, однако в сегменте ипотечного кредитования наблюдалось ужесточение условий выдачи банковских кредитов. Основными факторами при этом были ситуация в нефинансовом секторе экономики и изменение политики банков по управлению своими активами и пассивами (табл. 1).

Таблица 1

Индексы изменения условий кредитования в целом в I квартале 2013 г.

Вид кредитов Регион Условия кредитования в целом Размер кредита Срок кредита Уровень ставок Дополнительные комиссии В том числе по отдельным видам кредита Ожидания изменений условий кредитования в целом в ближайшие 3 мес.

До 1 года Свыше 1 года

Ипотечные Россия 1,1 -2,1 -2,1 5,3 -4,3 -5,3

Потребительские -1,7 -3,4 -5,3 4,3 -3,5 -3,6 -0,9 -4,3

Ипотечные Алтайский край 0,0 -5,0 -5,0 -5,0 -20,0

Потребительские 0,0 -11,5 -3,8 0,0 -4,2 0,0 -7,7

Ипотечные Астраханская область 0,0 0,0

Потребительские -8,3 0,0 -8,3 0,0 -8,3 0,0 -8,3

Ипотечные Башкортостан 3,3 3,3 0,0 10,0 -3,3

Потребительские -9,4 -3,1 -6,3 -6,3 0,0 -12,5 -12,5 3,1

Продолжение табл. 1

Вид кредитов Регион Условия кредитования в целом Размер кредита Срок кредита Уровень ставок Дополнительные комиссии В том числе по отдельным видам кредита Ожидания изменений условий кредитования в целом в ближайшие 3 мес.

До 1 года Свыше 1 года

Ипотечные Владимирская область 0,0 -5,0 -10,0 5,0 5,0 -10,0

Потребительские -3,8 -3,8 -7,7 7,7 3,8 -9,1 -7,7 -3,8

Ипотечные Иркутская область -3,6 -3,6 0,0 3,8

Потребительские 2,9 0,0 -2,9 0,0 2,9 9,4 2,9 -2,9

Ипотечные Калининградская область -4,5 -4,5 0,0 -4,5 0,0 -4,5

Потребительские -13,6 -18,2 -13,6 -18,2 -4,5 -13,6 0,0

Ипотечные Калужская область 0,0 33,3 33,3 -16,7

Потребительские -33,3 0,0 -33,3 -33,3

Ипотечные Коми 6,3 0,0 -3,1 6,3

Потребительские 9,5 -2,4 -4,8 11,9 7,1 9,5 -7,1

Ипотечные Костромская область -3,6 -3,6 0,0 3,6 -7,1

Потребительские -3,3 -10,0 -3,3 -6,7 -3,3 -6,7 -13,3

Ипотечные Краснодарский край 6,7 1,7 0,0 11,7 -1,7 -6,7

Потребительские -6,5 -3,2 3,2 0,0 -6,5 -3,2 -1,6

Ипотечные Красноярский край -7,1 0,0 -7,1 7,1 0,0

Потребительские -6,7 -3,3 13,3 -6,7 -10,0 -7,1 0,0

Ипотечные Нижегородская область -2,7 -2,9 -1,4 1,4 -2,9 -1,4

Потребительские -2,4 -4,9 1,2 9,5 1,2 -1,6 0,0 -2,4

Ипотечные Новгородская область -25,0 0,0

Потребительские -25,0 -25,0 -25,0 0,0

Ипотечные Новосибирская область 0,0 -2,3 0,0 2,3 -2,3 2,4

Потребительские -6,5 -2,2 -2,3 0,0 -4,3 -6,5 -2,2

Ипотечные Омская область -7,7 -15,4 -7,7 -3,8 3,8

Потребительские -3,8 -11,5 0,0 19,2 0,0 0,0 -3,8 -7,7

Ипотечные Оренбургская область 10,9 0,0 10,9 -6,5

Потребительские 1,9 -5,8 -1,9 17,3 0,0 1,9 -2,0

Ипотечные Пермский край 6,5 0,0 10,9 -6,5 2,2

Потребительские 4,0 -2,1 -2,0 14,0 0,0 4,0 4,0 -2,0

Ипотечные Приморский край -3,1 0,0 -3,1 -3,1 -6,3

Потребительские 2,6 0,0 -5,3 2,6 2,6 10,5 0,0 -13,2

Ипотечные Ростовская область -1,6 -3,2 -1,6 0,0 -3,2 3,2

Потребительские -7,4 -1,5 -1,5 4,4 0,0 -4,4 -5,9 -1,5

Ипотечные Самарская область -9,4 -6,3 0,0 3,1 -9,4

Потребительские -13,2 -5,3 0,0 2,6 -15,8 -13,2 -7,9

Ипотечные Саратовская область 4,2 0,0 8,3 -2,2 2,1

Потребительские -7,4 -1,9 -3,7 0,0 0,0 -7,7 -7,4 -3,7

Ипотечные Саха (Якутия) 0,0 50,0 -25,0

Потребительские 0,0 -12,5 0,0 25,0 0,0 12,5 0,0 -12,5

Ипотечные Свердловская область 3,3 0,0 3,3 -14,3

Потребительские -14,7 -2,9 -2,9 -14,7 -11,8 -14,7 -5,9

Ипотечные Ставропольский край -33,3 0,0 -8,3 8,3

Потребительские 0,0 -8,3 -8,3 8,3 0,0 0,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ипотечные Татарстан -5,9 -2,9 -5,9 2,9 -5,9 -8,8

Потребительские -4,5 0,0 -2,3 2,3 0,0 -6,8 -6,8 -14,3

Ипотечные Тверская область 0,0 9,1 4,5

Потребительские 11,5 7,7 3,8 15,4 15,4 11,5 3,8

Ипотечные Тюменская область -7,1 0,0 -7,1

Потребительские -18,8 -6,3 -12,5 12,5 -12,5 -18,8 -18,8

Ипотечные Хабаровский край -2,8 -2,8 0,0 0,0 2,8 11,8

Потребительские -5,3 -2,6 -2,6 7,9 2,6 -2,6 -5,3 -16,7

Окончание табл. 1

Вид кредитов Регион Условия кредитования в целом Размер кредита Срок кредита Уровень ставок Допол-нитель- ные комиссии В том числе по отдельным видам кредита Ожидания изменений условий кредитования в целом в ближайшие 3 мес.

До 1 года Свыше 1 года

Ипотечные Челябинская область -12,5 -6,3 0,0 -6,3

Потребительские -25,0 -12,5 -6,3 6,3 -12,5 -12,5 -25,0 -12,5

Ипотечные Ярославская область 5,6 0,0 5,6 13,9 0,0 -23,5

Потребительские 0,0 -10,0 -2,5 2,5 -2,5 2, 5 -7,5

Ипотечные Москва -1,5 -3,0 -3,0 4,5 -6,1 -7,6

Потребительские -3,6 -2,4 -4,9 1,2 -2,4 -3,8 -2,4 -2,4

Ипотечные Санкт-Петербург 0,0 -25,0

Потребительские 0,0 -12,5 0,0 -12,5

Из анализа данных табл. 1 вытекает, что влияние изменений различных отдельных условий кредитования разнонаправленно и существенно отличается по регионам. Если в целом по России условия ипотечного кредитования чуть ужесточились, а потребительского - смягчились, то по регионам ситуация несколько иная.

Существенно осложнились условия ипотечного кредитования в Краснодарском крае, Оренбургской области, зато в Ставропольском крае и Челябинской области они существенно смягчились. Уровень ипотечных ставок в целом возрос (в Республике Саха он очень высокий), а в Калужской области зафиксировано снижение.

По кварталам уровень ставок существенно вырос в III квартале 2012 г., а затем прирост был уже не столь значителен. В сегменте потребительского кредитования ставки значительно выросли в Оренбургской, Омской, Тверской областях и Республике Саха, а в Калининградской и Свердловской областях - сократились по сравнению с базовым периодом.

О повышении процентных ставок по ипотечному кредитованию сообщили около 21 % банков, по потребительскому кредитованию - 26 %. Одновременно с этим 17 % учреждений заявили о снижении ставок по потребительскому кредитованию, а 9 % - о снижении ставок по ипотечным кредитам. Дополнительные сборы и комиссии за выдачу и обслуживание кредитов в рассматриваемый период несколько уменьшились [2].

Зафиксировано почти повсеместное усиление требований к финансовому положению заемщика при ипотечном кредитовании. При этом все условия потребительского кредитования стали значительно мягче. 28 % банков заявили о последующем смяг-

чении условий через 3 и 6 мес. в обоих сегментах. 73 % банков практически не изменили условий кредитования. Около 10 % [5] сообщили о расширении спектра направлений потребительского кредитования; по ипотечному кредитованию аналогичный показатель - 9 %. Банки предлагали льготные условия кредитования заемщикам с хорошей кредитной историей и сотрудникам организаций - клиентам банка. Конкуренцию усиливает и развитие микрофинансовых организаций, предлагающих короткие деньги практически без требований к заемщику.

В среднем по России снизился спрос в сегменте краткосрочных потребительских кредитов, зато вырос в сегменте ипотечных и потребительских кредитов на срок более одного года.

По регионам спрос изменился также разнонаправленно. Он существенно вырос на краткосрочные потребительские кредиты только в Челябинской и Калужской областях.

Согласно индексу финансовых настроений ОАО «Сбербанк России», склонность населения к покупкам в кредит в течение большей части 2012 г. имела тенденцию к росту (хотя и неустойчивую в связи с фактором сезонности). Существенный скачок в спросе на ипотечные и долгосрочные кредитные продукты зафиксирован в Республике Саха, высоки показатели в Ставропольском крае и Калужской области. По экспертным оценкам, поведение населения в 2012 г. отчасти определялось его стремлением привлечь кредит на текущих условиях в ожидании возможного ужесточения. В то же время повышался уровень доходов населения, росла уверенность граждан в способности обслуживать полученный кредит.

Только в Москве и в Санкт-Петербурге - городах с наиболее высокими доходами на душу населения - отмечено снижение спроса на ипотеч-

ные продукты и долгосрочные потребительские кредиты, спрос на ипотеку упал и в Татарстане. В Новгородской области в I квартале 2013 г. зафиксировано существенное снижение спроса на ипотечное кредитование, однако в последующие 3 мес. ожидался рост, который должен компенсировать

Изменения спроса

падение. Ожидания изменения спроса в ближайшие три месяца по всем регионам положительные, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (табл. 2).

Макроэкономические факторы кредитного поведения определяются денежно-кредитной политикой государства.

Таблица 2

в I квартале 2013 г.

Спрос на новые кредиты Спрос Ожидания изменения

Вид кредитов Регион Сроком Сроком на пролон- спроса в ближайшие

до 1 года свыше 1 года гацию 3 мес.

Ипотечные Россия 4,3 -2,2 17,0

Потребительские -4,5 3,4 2,6 26,7

Ипотечные Алтайский край 15,0 -5,0 30,0

Потребительские 0,0 23,1 707 38,5

Ипотечные Астраханская область 0,0 0,25

Потребительские -16,7 33,3 8,3 0,0

Ипотечные Башкортостан -3,3 0,0 13,3

Потребительские 9,4 15,6 21,9

Ипотечные Владимирская область 20,0 -5,0 30,0

Потребительские -4,5 26,9 7,7 26,9

Ипотечные Иркутская область 10,7 0,0 10,7

Потребительские -5,9 2,9 3,1 17,6

Ипотечные Калининградская область 18,2 0,0 22,7

Потребительские 4,5 22,7 22,7

Ипотечные Калужская область 33,3 16,7

Потребительские 16,7 33,3 16,7 0,0

Ипотечные Коми 6,3 -3,3 15,6

Потребительские 2,4 11,9 2,6 26,2

Ипотечные Костромская область 10,7 0,0

Потребительские 0,0 13,3 0,0 10,7

Ипотечные Краснодарский край 10,0 -1,7 21,7

Потребительские 3,2 17,7 -3,2 22,6

Ипотечные Красноярский край 17,9 -7,1 17,9

Потребительские 10,0 26,7 -10,0 30,0

Ипотечные Нижегородская область 10,0 -4,4 27,9

Потребительские 7,1 17,9 3,8 37,8

Ипотечные Новгородская область -50,0 0,0 75,0

Потребительские 0,0 50,0

Ипотечные Новосибирская область 9,5 2,4 11,4

Потребительские 2,4 4,5 7,1 26,1

Ипотечные Омская область 19,2 0,0 15,4

Потребительские 3,8 7,7 3,8 23,1

Ипотечные Оренбургская область 21,7 2,3 23,7

Потребительские 10,0 26,9 8,0 28,3

Ипотечные Пермский край 6,8 0,0 10,9

Потребительские 0,0 20,0 20,0

Ипотечные Приморский край 9,4 0,0 12,5

Потребительские -2,6 21,1 5,3 31,6

Ипотечные Ростовская область 14,5 0,0 8,1

Потребительские 1,5 16,2 1,5 29,4

Ипотечные Самарская область 9,4 0,0 21,9

Потребительские 0,0 23,7 23,7

Ипотечные Саратовская область 8,3 14,6

Потребительские 3,7 9,3 1,9 24,1

Окончание табл. 2

Спрос на новые кредиты Спрос Ожидания изменения

Вид кредитов Регион Сроком Сроком на пролон- спроса в ближайшие

до 1 года свыше 1 года гацию 3 мес.

Ипотечные Саха (Якутия) 75,0 0,0 25,0

Потребительские 0,0 62,5 -12,5 37,5

Ипотечные Свердловская область 3,3 -3,3 17,9

Потребительские -2,9 17,6 2,9 29,4

Ипотечные Ставропольский край 41,7 0,0 33,3

Потребительские -8,3 41,7 41,7

Ипотечные Татарстан -5,9 23,5

Потребительские -4,5 9,1 28,6

Ипотечные Тверская область 0,0 10,0

Потребительские -3,8 3,8 16,7

Ипотечные Тюменская область 7,1 14,3

Потребительские -6,3 6,3 25,0

Ипотечные Хабаровский край 2,9 8,3

Потребительские 2,8 15,8 34,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ипотечные Челябинская область 6,3 37,5

Потребительские 18,8 18,8 6,3 43,8

Ипотечные Ярославская область 0,0 20,6

Потребительские 0,0 21,1 7,9 27,8

Ипотечные Москва -7,6 3,1 -21,2

Потребительские 3,8 -6,0 -4,9 -28,6

Ипотечные Санкт-Петербург 0,0 -25,0

Потребительские 0,0 -12,5 0,0 -12,5

В I квартале 2013 г. отдельные банки отметили улучшение условий внешнего фондирования, масштабные бюджетные расходы увеличили объемы рублевой банковской ликвидности, что привело к снижению процентных ставок на рынке межбанковских кредитов.

Среди факторов, влияющих на изменение условий кредитования, выделяются в качестве смягчающих факторов конкуренция на рынке капитала, в качестве ужесточающих - изменение условий внутреннего и внешнего фондирования, ситуация в нефинансовом секторе, изменение ситуации с ликвидностью и изменение политики банка.

Группа микроэкономических и макроэкономических факторов описывает экономическую модель кредитного поведения, когда покупатель рационален и последователен в совершаемых действиях. При принятии решения потребитель руководствуется прагматическими соображениями в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товаров (услуг). Наиболее существенными факторами экономической модели являются уровень дохода (бюджет) покупателя, цена товара, процентные ставки, эксплуатационные расходы и т. д.

Отдельное место в структуре кредитного поведения занимают институциональные факторы, а

именно политическая, законодательная (в том числе налоговая) стабильность, устойчивость банковской и финансово-кредитной систем и оценка их влияния на активность финансовых операций населения и инвесторов; соответствующие национальные и региональные институты.

В экономической литературе институциональные факторы разделяют на факторы поведения и факторы воздействия [1].

Факторы поведения включают поведение монетарных властей (центрального банка и министерства финансов), поведение самого финансового рынка и поведение хозяйственных субъектов - фирм и домохозяйств.

К факторам воздействия относят влияние монетарных властей на реальный и финансовый сектора экономики, а также влияние последних друг на друга. Например, поведение центрального банка как основного института денежно-кредитной системы оказывает непосредственное влияние на краткосрочные колебания в кредитном поведении домохозяйств. Использование разнообразных методов смягчения резервных требований к национальным банковским институтам или предоставление ликвидности приводит к увеличению денежного предложения на заранее определенную величину.

Центральный банк может даже не применять никаких реальных мер, а лишь использовать политику обязательств или политику объявлений (например, декларируя свое отношение к валютным курсам), а этого уже достаточно для изменения потребительских, сберегательных и кредитных настроений домохозяйств.

Государство также определенным образом воспитывает модель кредитного поведения, влияя на появление тех или иных потребительских установок и стереотипов.

Важно отметить и социальные факторы: люди с большой охотой берут кредиты, если их друзья и знакомые имеют позитивный опыт в этой области. Информация распространяется по социальным сетям, и все больше людей вовлекаются в процесс заимствований. Такое массовое подражательное поведение характерно прежде всего для пользователей кредитных карт. Объем карточных кредитов всего за один квартал 2013 г. вырос в России на 11,8 % и достиг 981 млн руб.

Социологическая модель кредитного поведения базируется на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет общественная среда, которая окружает человека или к которой он хотел бы принадлежать. К факторам данной модели относятся: культура, социальные классы, референтные группы, семья, роли и статусы.

На уровне домохозяйства также важны определенные правила и стереотипы, традиции и обычаи, например представления о приемлемом уровне жизни, степень самостоятельности хозяйств в улучшении условий жизни как альтернатива длительному пассивному ожиданию и надежде на государство.

Естественно предположить, что все равно останется какой-то процент людей, которые ни при каких обстоятельствах не будут брать кредит, и некоторое количество колеблющихся, на чье решение можно повлиять выгодными финансовыми предложениями - процентом, сроками, дополнительными услугами.

В свою очередь, социальные и психологические факторы оказывают обратное воздействие как на макроэкономические (например, массовые волны пессимизма ведут к росту инфляционных ожиданий, развитию ажиотажного спроса, инфляции), так и на микроэкономические (так, распределение доходов на потребление и сбережение определяет закономерности формирования спроса домохозяйств). Микроэкономические и институциональные факторы определяют структуру производства и оказывают влияние на формирование соответствующих макроэкономических показателей - объем и структуру совокупного спроса и предложения.

Список литературы

1. Кавицкая И. Л. Институциональные детерминанты эффективности монетарной политики // Журнал институциональных исследований. 2012. № 4. Т. 4.

2. Материалы аналитического портала «Ипотека в России». URL: http://www. rusipoteka. ru.

3. Материалы сайта «Мир квартир». URL: http://www. mirkvartir. ru.

4. Материалы сайта «Рынок недвижимости в России». URL: http://www. realtymarket. ru.

5. Материалы сайта ОАО «Сбербанк России». URL: http://www. sbrf. ru/moscow/ru.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]

44 ^ проблемы и решения

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.