Научная статья на тему 'Михаил Зиновьевич Винокуров об истории Русской Православной Церкви на Аляске'

Михаил Зиновьевич Винокуров об истории Русской Православной Церкви на Аляске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. З. ВИНОКУРОВ / БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА США / РУССКАЯ АМЕРИКА / ЦЕРКОВНЫЕ АРХИВЫ АЛЯСКИ / СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ) / M. Z. VINOKUROV / LIBRARY OF CONGRESS / RUSSIAN AMERICA / THE CHURCH ARCHIVES IN ALASKA / SAINT INNOCENT (VENIAMINOV)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самсонова Валентина Андреевна

На основе коллекции документов Библиотеки Конгресса США, собранной уроженцем Якутска М.З. Винокуровым, приведены данные его биографии и предложенная Винокуровым периодизация истории Русской Православной Церкви на Аляске

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Михаил Зиновьевич Винокуров об истории Русской Православной Церкви на Аляске»

В. А. Самсонова

Михаил Зиновьевич Винокуров об истории Русской Православной Церкви на Аляске

На основе коллекции документов Библиотеки Конгресса США, собранной уроженцем Якутска М. З. Винокуровым, приведены данные его биографии и предложенная Винокуровым периодизация истории Русской Православной Церкви на Аляске.

Ключевые слова: М. З. Винокуров, Библиотека Конгресса США, Русская Америка, церковные архивы Аляски, святитель Иннокентий (Вениаминов)

Михаил Зиновьевич Винокуров — наш земляк, эмигрант, ученый, библиофил и библиограф. Родился в Якутске 30 сентября 1894 г. в семье священника Зиновия Георгиевича Винокурова, который был родом из Ситхи (Аляска, США). Дед Михаила Егор (Георгий) Иванович Винокуров также служил священником. Его отправил и благословил на эту должность сам святитель Иннокентий (Вениаминов).

Михаил Винокуров с детства слышал рассказы своего отца о дедушке Егоре и бабушке Наталье, об Аляске, что привело к тому, что мальчик воспылал любовью к Аляске, и к Русской Америке вообще, и, повзрослев, стал много читать и собирать информацию об Аляске.

Михаил, так же как и его братья, поступил в духовную семинарию, но не окончил ее. Был определен на должность псаломщика в село Не-рюктяй Олекминского улуса. Оттуда уехал в Санкт-Петербург, но вернулся обратно, так как началась Первая мировая война. Период жизни в Санкт-Петербурге был самым счастливым для него: он много читал, ходил в Императорскую публичную библиотеку, в библиотеку известного исследователя народной музыки Николая Ивановича Привалова — редактора журнала «Музыка и пение», поступил на драматические курсы... Но вынужден был вернуться в Якутск. Чтобы не идти в армию, пошел служить в церковь и, как он сам позже писал, ездил с братом Иннокентием по миссионерским делам в самые глухие места.

Еще до поездки в Петербург, с 17 лет, Михаил начал печататься: писал стихи о любви, о якутской тайге. В связи с литературной работой у него появились более тесные связи с политическими ссыльными, и тогда же он нелегально стал членом партии социалистов-революционеров. В годы февральской революции, вернувшись в Якутск, работал консерватором

в областном музее и некоторое время заведовал городской библиотекой. В это время женился на Анастасии Якушковой, которая также была из семьи священников и работала в церковной библиотеке.

В годы революции много публиковался в газетах и журналах, был секретарем газеты «Якутское обозрение», но в 1918 г. пришли большевики и арестовали его. В 1919 г., выйдя из тюрьмы, Михаил уехал через Становой хребет в Охотск (на родину дедушки), оттуда в Японию, а из Японии уже в Америку. Уезжал со всем своим архивом, документами, книгами и периодикой тех лет, семейными реликвиями, что положило начало той коллекции, которая была собрана за всю его долгую жизнь в родной Якутии, на Аляске и в Русской Америке. Коллекция, позже дополненная русскими изданиями, вышедшими в Америке, была завещана штату Аляска, США.

Обработка такой обширной коллекции на Аляске заняла годы, и за это время материалы прошли несколько этапов обработки и описания, побывали во многих руках. В результате этой работы был подготовлен библиографический указатель «Michael Z. Vinokouroff. In the Alaska historical library (A profile and inventory of his papers (MS81) and photographs (PCA 243)» (1986) [1]. Часть материалов была микрофильмирована, и готовые микрофиши были подарены Национальной библиотеке РС(Я). Затем НБ РС(Я) получила по почте два диска с отсканированными документами. Весь этот материал требовал тщательной обработки и систематизации, что на данный момент и осуществляется в библиотеке.

О Михаиле Винокурове в Якутии стало известно в начале 1990-х гг. Первое упоминание о коллекции появилось в журнале «Полярная звезда» в 1992 г.: статья Р. Пирса «М. З. Винокуров — эмигрант, ученый и библиофил» [3]. Затем в этом же году, во время поездки на Аляску в город Фэрбенкс, автор ознакомилась с частью архива М. З. Винокурова, переведенной на микрофиши в библиотеке Аляскинского университета и, вернувшись в Якутск, приняла участие в научно-практической конференции «Якутск в прошлом, настоящем и будущем», которая проходила 3-4 сентября 1992 г. с сообщением «Обзор некоторых архивных материалов штата Аляска о якутской эмиграции (о коллекции М. З. Винокурова)» [4, 5]. Затем появились книги О. Д. Якимова «Человек из небытия» (1995), «Журналы И. Вениами-нова» (2005), а также статьи писателя В. Е. Васильева-Харысхала в различных периодических изданиях.

В начале 1927 г. Михаил Зиновьевич, всегда внимательно относившийся к вопросам ранней истории Аляски, узнал, что многочисленные документы местных церквей хранятся в подвале русского православного Собора Св. Николая в Нью-Йорке. По разрешению митрополита Платона, архиепископа Нью-Йорка, Винокуров взялся за тяжелую работу по спасению исторических документов от порчи и уничтожения, а также уговорил руководителя

Библиотеки Конгресса принять этот архив. И уже в начале ноября 1927 г. аляскинский раздел архива был разобран им и перевезен в Вашингтон в Библиотеку Конгресса.

В этой связи хотелось бы ознакомить читателя с двумя документами из коллекции Винокурова. Во-первых, письмо, адресованное его непосредственному начальнику — Чарльзу Мартелю, в котором Михаил Зиновьевич пишет о значении данного архива и о его истории «на основании краткого знакомства с некоторыми документами и литературными источниками» [2, л. 3]. «21 июля 1784 года, — сообщает Винокуров в письме, — русские в лице известного купца Григория Шелехова прочно обосновались на острове Кадьяк. Десять лет спустя, 24 сентября 1794 г. туда прибыла первая христианская миссия во главе с архимандритом Иоасафом с несколькими монахами. Эта дата стала началом христианизации Аляски, а затем был назначен первый епископ. В том же году он начал собирать все старые документы по истории церквей Аляски. Поскольку этот первый епископ руководил не только церквями на северо-восточном берегу (Камчатка, Охотск и др.), старые документы этих церквей также были отправлены в Ситху. Таким образом, я нашел среди этих архивов документы 1772 г., относящиеся к Охотской церкви» [2, л. 3].

В 1867 г. после продажи Аляски Соединенным Штатам епископ и Консистория были перемещены в 1872 г. в Сан-Франциско. Как узнал Михаил Зиновьевич, «вся их коллекция была отправлена 12 ноября 1878 г. из Ситхи в Сан-Франциско. В сентябре 1905 г. Консистория и епископ переехали в Нью-Йорк и взяли с собой архивы, которые поместили в темный влажный погреб» [2, л. 3]. Также он пишет о том, что «некоторые люди думают, что к апрелю 1906 г. во время землетрясения и пожара в Сан-Франциско не все документы этих архивов были перемещены и что, вероятно, часть из них была затем потеряна. Но до сих пор я не смог доказать этот факт. Поэтому архивы в соборе Св. Николая (если только часть из них не была потеряна в Сан-Франциско, а другая часть — во время затопления погреба в Нью-Йорке), должны охватывать весь период распространения христианства на Аляске, с самого начала и до наших дней, и даже первые годы на Камчатке» [2, л. 3].

Михаил Зиновьевич имел краткую справку об этих архивах от доктора Вальдемара Йохельсона, известного ученого-этнографа, которую приложил к своему письму. Он просил своего руководителя направить его отчет по архиву библиотекарю (директору Библиотеки Конгресса), чтобы получить его согласие на передачу аляскинского архива в Библиотеку Конгресса.

Из других документов известно, что разрешение заинтересованных сторон было получено, и архив был спасен от порчи и уничтожения и перевезен в Библиотеку Конгресса. Но, к сожалению Михаила Зиновьевича, он не мог работать с ним.

В коллекции Винокурова в разделе «Библиотека Конгресса» выявлено письмо, но, к сожалению, дата его написания и адресат пока не установлены. В этом письме Михаил Зиновьевич пишет об аляскинском архиве и дает собственную периодизацию истории Русской Православной Церкви на Аляске, считая, что основателем и первым собирателем аляскинского церковного архива был епископ Иннокентий (Вениаминов), впоследствии митрополит Московский.

«Ему пришлось и «сшивать», т.е. составлять «дела» и пришивать их в порядке описи этих их дел. Во всех этих многочисленных делах — связках, составленных в период жизни этого замечательного человека в Аляске, виден и теперь еще самый образцовый порядок. Во всем видна любящая и трудолюбивая рука Иннокентия. Право, он был больше, чем удивительно «замечательный человек». Между прочим, первым составителем (и последним...) систематической же описи всех дел этого архива, оказывается, был мой родной дед — священник Георгий Винокуров. Он за время его службы в Ново-Архангельске (1851-1863) (еще при Вениаминове, который «управлял» аляскинскими церквами из Якутска и Благовещенска с 1852 до 1858 года) заведовал и архивом этим, и библиотекой духовной семинарии, а также и физическим кабинетом последней. Мне — его внуку — удалось найти и спасти (хотя и не все уже, многое погибло), от забвения, гибели то, что он в этой рукописи «описывал»! О том, что архив этот должен существовать, я знал еще с детства, и еще в Якутске с детства же всегда мечтал найти в этом архиве документы о моем дедушке. Мой дедушка — Георгий Иванович Винокуров — прослужил более десяти лет (1851-1863) в Аляске и был в Ситхе сперва учителем семинарии, затем инспектором ее, а позднее священником и благочинным. Там он и женился, там и овдовел» [2, л. 34].

В этом же письме Винокуров пишет: «Историю аляскинской церкви я разделю здесь для удобства на четыре периода.

Первый период. Начало его относится к 1794 г., когда на острове Кадьяк была построена первая православная церковь. Тогда архимандрит Иосаф (Болотов) с другими монахами из Валаамского монастыря (что на Ладожском озере, близ Петербурга) был послан Святым Синодом в Аляску для миссионерской деятельности. Это было сделано по просьбе знаменитого купца и промышленника Григория Шелехова, первого русского "насельника" Аляски. Позднее в 1798 г. по просьбе того же Шелехова архимандрит Иосаф был вызван в Якутск, где его посвятили в епископы для Аляски. Но он в следующем же году погиб (утонул) в Охотском море, не доехав обратно на Кадьяк свой. В 1823 г. умер на Кадьяке один из последних миссионеров — монах Иосаф, приехавший туда с архимандритом Иосафом еще в 1794 г. Этим и заканчивается наш первый, скажем, "монашеский" период.

История этого периода довольно хорошо разработана в русской цер-ковно-исторической литературе. Архивные материалы этого периода главным образом хранятся в Петербурге при Синоде и частью... в Аляске, при Кадьякской церкви, но как я слышал, там их теперь уже очень мало. Говоря откровенно — "растаскали".

Второй период. Начинается он с 1824 г., когда прибыл на остров Уна-лашка молодой священник из Иркутска — Иоанн Вениаминов, впоследствии знаменитый Иннокентий, митрополит Московский. Правда, еще до него, с 1816 г., был в Аляске на острове Ситха другой женатый священник, но он не может считаться в полном смысле "миссионером", потому что он обслуживал только Ситхинский округ и само поселение — крепость Новоархан-гельск, тогдашнюю главную контору Российско-Американской кампании. Священник же Вениаминов, а позднее — Нецветов и другие были главными миссионерами второго периода теперь. В 1840 г. Вениаминов ездил в Петербург и, когда пришла весть о смерти его жены, был посвящен там в монахи и назначен епископом для Камчатки и Аляски. Этим мы и закончим наш второй период.

Третий период. Начинается он с 1841 г., когда епископ Иннокентий (т. е. наш знакомый — священник Иоанн Вениаминов) приехал в Ситху епископом! Он открыл там в том же году так называемое Новоархангельское духовное правление, а также и духовную семинарию. В 1852 г. Иннокентий, тогда уже архиепископ, уехал из Аляски в Якутск и управлял аляскинскими церквами до 1858 г. Период наш я закончу продажей в 1867 г. Аляски Америке и затем — перенесением в 1872 г. епископской кафедры из Новоар-хангельска (т.е. из Ситхи) в Сан-Франциско.

Эти два (II и III) периода имеют о себе весьма обширную литературу, но она больше, по-моему, касается личности Иннокентия как "апостола Аляски", а не истории самой Церкви. Обработка архивных документов этих периодов была сделана известным библиографом Иннокентия — Иваном Барсуковым. Но он имел возможность работать только по архиву Синода и поэтому он все использовал для иллюстрирования жизни и деятельности самого Иннокентия, и ему пришлось очень мало касаться внутренней жизни самой аляскинской Церкви. Жизнь этой Церкви, такая своеобразная и интересная, была тогда мало знакома не только "широкой публике", но и самому "историку" Барсукову. Хотя собственно, ведь и теперь мало кто знает о ней.

Четвертый период. Начинается этот период с перенесения кафедры епископа (тогда уже пятого, начиная с Иосафа — утонувшего) и духовного правления из Аляски в Калифорнию — в Сан-Франциско. И мы — для краткости — можем закончить этот период нашими днями.

Период этот изобилует весьма интересными подробностями. Ведь Церковь Русская в Аляске не стала уже "господствующей", как это было прежде,

до продажи американцам, купившим в 1867 г. и землю, и людей, и "души людей". После 1867 г. туда направились более богатые, а потому и сильные отцы-"миссионеры", но только миссионеры других христианских церквей, а не русской. Наши русские церковные авторы привыкли называть это время периодом "воинствующей Церкви". По правде, было с кем и о чем воевать. А между тем силы управления Церковью у русских были разделены: нужно было работать и в Аляске, и в Штатах, а позднее — и в Канаде. Поэтому наш Синод принужден был с ноября 1903 г. назначать в Аляску особых епископов — "викариальных", а центром управления был избран Нью-Йорк, куда и была перенесена главная кафедра из Сан-Франциско в сентябре 1905 г.

Мы знаем за этот период много знаменитых наших, безусловно, исторических личностей. Например, возьмите епископа Тихона, умершего в 1922 г. в большевистской Москве патриархом. Но мы знаем и многих других. Будет, конечно, время, когда начнут писать о Тихоне и будут искать и изучать всевозможные материалы о его деятельности и, между прочим, о деятельности его в Аляске и в Америке.

Написал я Вам все это возможно кратко, даже. может быть, слишком кратко. Я даже не перечислил здесь всех епископов, которые работали в Аляске и в Америке, а их ведь было за все это время около двадцати! А сколько было и других маленьких монахов и "миссионеров"-священни-ков. Ведь среди них было, конечно, много интересных людей.

Архив, найденный мной в подвале Нью-Йоркского собора и вывезенный в Библиотеку Конгресса, как раз начал свое самостоятельное существование со времени нашего второго периода. И как бы "раскрывает" перед нами все тайны истории Аляскинской Церкви, начиная даже далеко ранее второго периода!» [2, л. 20-23].

Периодизация истории Русской Православной Церкви на Аляске сделана Михаилом Зиновьевичем Винокуровым на основе документов церквей Аляски и по различным литературным и другим источникам, с которыми он работал как библиофил и библиограф.

Автор выражает надежду, что материалы коллекции нашего земляка М. З. Винокурова по истории Русской Православной Церкви будут интересны современным исследователям и всем тем, кто интересуется историей нашей республики.

Источники и литература

1. Michail Z. Vinokuroff: a profile an inventory of his papers (Ms 81) and photographs (PSA 243) in the Alaska Historical Library / project coordinator and editor Louise Martin. Juneu (Alaska), 1986.

2. Письмо М. З. Винокурова Ч. Мартелю (на английском и русском языках). НБ РС(Я). Ф. 2. Оп. 11. Д. 48.

3. Пирс Р. М. З. Винокуров — эмигрант, ученый и библиофил / пер. А. Ташлыковой // Полярная звезда. 1992. № 3. С. 163.

4. Самсонова В. А. Библиографический указатель «Michail Z. Vinokuroff» // Вестн. Нац. б-ки Республики Саха (Якутия). 2003. № 1. С. 105-108.

5. Самсонова В. А. Якутская книга в Америке: поиски и находки // Якутия — форпост освоения Северо-Востока Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки (XVII-XX века) / Якут. фил. СОРАН. Якутск, 2004. С. 200-204.

V. A. Samsonova

Michael z. Vinokurov About the History of the Russian Orthodox Church in Alaska

The article is based on the research of documents from the Library of Congress, which were collected by the Yakutsk native M. Z. Vinokurov. It presents the data of his biography and the phases in a timeline of the Russian Orthodox Church history in Alaska, which were offered by M. Z. Vinokurov.

Key words: M. Z. Vinokurov, Library of Congress, Russian America, the Church archives in Alaska, Saint Innocent (Veniaminov)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.