Научная статья на тему 'Михаил Николаевич Аплетаев - учитель, руководитель, ученый. Из истории образования в Омской области (1950-е - 2010-е гг. )'

Михаил Николаевич Аплетаев - учитель, руководитель, ученый. Из истории образования в Омской области (1950-е - 2010-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / СТАРО-СОЛДАТСКАЯ ШКОЛА / КАЛАЧИНСКИЙ РАЙОН / УЧЕНИЧЕСКИЕ БРИГАДЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / OMSK REGION / OLD-SOLDIER SCHOOL / KALACHINSKY DISTRICT / STUDENT BRIGADES / ADVANCED TRAINING FOR SCHOOL PRINCIPALS / MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

Развитие образования в стране и в отдельно взятом регионе тема особого, базирующегося на знании истории социального и экономического развития страны исследования. Появление плеяды психологов и педагогов в 1970-гг. стало следствием развития образования и науки не только в столице, но и в провинции. Именно в эти годы массовое строительство зданий новых школ, оснащение их кабинетов пособиями и лабораторными принадлежностями сделало возможным педагогический поиск и эксперимент. В свою очередь, развитие педагогических вузов привело к становлению педагогических школ на периферии. У истоков одной из таких школ стоял М. Н. Аплетаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Nikolaevich Apletaev - teacher, leader, scientist. From history of education in the Omsk region (1950s - 2010s)

The development of education in the country and in our region is a topic requiring knowledge not only of pedagogy, but also of the history of the social and economic development of the country and region. The appearance of a galaxy of psychologists and teachers in the 1970s was a consequence of the development of education and science not only in the central regions, but also on the periphery. During this period, the accumulation of experience and the expansion of the material and technical base of public education prompted teachers to search and experiment. In turn, the development of pedagogical universities led to the formation of pedagogical schools on the periphery. The source of one of these schools was M. N. Apletaev.

Текст научной работы на тему «Михаил Николаевич Аплетаев - учитель, руководитель, ученый. Из истории образования в Омской области (1950-е - 2010-е гг. )»

Имя в истории

УДК 93/94+373+378+929+908

РО!: 10.25206/2542-0488-2019-4-4-59-66

С. В. НОВИКОВ

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ АПЛЕТАЕВ —

УЧИТЕЛЬ, РУКОВОДИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ. ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (1950-е-2010-е гг.)

Развитие образования в стране и в отдельно взятом регионе — тема особого, базирующегося на знании истории социального и экономического развития страны исследования. Появление плеяды психологов и педагогов в 1970-гг. стало следствием развития образования и науки не только в столице, но и в провинции. Именно в эти годы массовое строительство зданий новых школ, оснащение их кабинетов пособиями и лабораторными принадлежностями сделало возможным педагогический поиск и эксперимент. В свою очередь, развитие педагогических вузов привело к становлению педагогических школ на периферии. У истоков одной из таких школ стоял М. Н. Аплетаев.

Ключевые слова: Омская область, Старо-Солдатская школа, Калачинский район, ученические бригады, повышение квалификации директоров школ, нравственное воспитание школьников, история образования.

Статья посвящена педагогической, организаторской и научной деятельности омского педагога и ученого, доктора педагогических наук, профессора М. Н. Аплетаева. Обращаясь к научным публикациям, материалам районной печати, артефактам домашнего архива и воспоминаниям коллег, автор ставит цель — представить полную биографию ученого, выявить его вклад в развитие практической педагогики и разработку теории воспитания школьников.

Родился будущий ученый 22 марта 1933 г. в крестьянской семье в старинной русской деревне Кумыра, ведущей свое начало от Кумырского форпоста Старо-Ишимской оборонительной линии, основанного в 1744 г. [1]. В начале 1930-х гг. Кумыра была центром одного из 44 сельских Советов Тюка-линского района Омской области Сибирского края РСФСР, района, специализирующегося на мясном и молочном животноводстве (62 %) и полеводстве (38 %).

В 1926 г. в деревне проживало 1023 человека. В районе шла коллективизация, в результате которой, помимо мелких хозяйств, был создан колхоз «Свиновод», совхозы «Скотовоз» и «Молмяспром-трест». За их счет планировалось за 1931 — 1933 гг. в три раза увеличить поголовье крупного рогатого скота, не говоря о свиньях. Район развивался на перспективу: имелась электростанция, строилась мельница сельхозназначения на 35 тонн муки в сутки, действовало семь маслозаводов. С большим миром селян должна была соединить построенная в 1932—1933 гг. железная дорога Называевск — Тевриз [2, с. 172-173].

Перед Великой Отечественной войной Миша Аплетаев поступил в первый класс Кумырской начальной школы. Как рассказывают члены семьи, дед — Николай Аплетаев, имея болезнь ног, в армию призван не был. Так наш герой избежал отправки родителя на фронт, возможного сиротства и всех исходящих из этого последствий. По окончании школы в Кумырах он продолжил образование в средней Старо-Солдатской школе [1].

Во второй половине 1940 — первой половине 1950 гг. социальная сфера Тюкалинского района, несмотря на пережитую войну, стремительно развивалась. В Старо-Солдатском были построены: большая больница, санаторий на 84 места, новое здание средней школы на 500 мест, здания нескольких магазинов, Дом культуры, Дом быта, почта, столовая. И этому есть объяснения — величина Старо-Солдатского совхоза, вобравшего в себя семь отделений. В 1950 г. Михаил Аплетаев окончил Старо-Солдатскую школу с серебряной медалью [1, 3].

Казалось, перед молодым человеком открываются многочисленные пути — дороги. Но именно здесь мы теряем нить его судьбы. Ни документы, ни родственники не могут объяснить, где был и чем занимался выпускник Старо-Солдатской средней школы до 26 декабря 1951 г., когда, как следует из записи в трудовой книжке, он в первый раз вышел на работу в качестве «преподавателя русского языка в 8-е классы Ст.-Солдатской средней школы» [4, с. 3]. Предположительно, в 1952 г. М. Н. Аплетаев поступает на заочное отделение историко-филологического факультета Уральского университета. Учеба захватывает молодого учителя.

Однако объектом изучения становится в большей мере не история и даже не филология, а педагогика. При этом необходимо понимать, что в классическом университете учебные планы не предусматривали глубокое изучение педагогики и методики преподавания. Как следствие, Михаил Николаевич параллельно с преподаванием в школе и освоением основного университетского курса занимался самообразованием в области частных методик преподавания и воспитания школьников. Выручала работа в школе и помощь коллег. Настольными книгами молодого учителя и студента-заочника были труды педагогов, просветителей — Жан-Жака Руссо, Иоганна Генриха Песталоцци, Януша Корчака, Яна Амоса Коменского, Антона Семеновича Макаренко и, естественно, педагогические журналы тех лет. Осмысление теории и практическая деятельность по воспитанию классного коллектива с опорой на пионерскую и комсомольскую организации подталкивали к обобщениям. Эти обобщения стали основой курсовых и дипломной работы студента Аплетаева [1]. В 1957 г. М. Н. Аплетаев с отличием окончил университет [5].

В марте 1958 г. М. Н. Аплетаева, теперь уже дипломированного учителя, назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе [4, с. 3]. Вторая половина 1950-х — начало 1960-х годов время свершений и надежд, связанных с хрущевской оттепелью и успехами в экономическом развитии. В это время в Тюкалинском районе появились подразделения «Омскцелинстроя», «Сельхозвод-строя», «Межколхозстроя», позднее — заводы железобетонных изделий, асфальтовый и кирпичный, трест «Межрайгаз», районное объединение «Сель-хозхимия». Были построены и введены в действие пищекомбинат, хлебозавод, мясокомбинат, нефтебаза, дизель-электростанция и другие предприятия [6, с. 455]. Страна живет и работает, реализуя задачи, поставленные Третьей программой КПСС — программой строительства коммунизма. В 1960 г. М. Н. Аплетаев, как пропагандист, награждается Благодарственной грамотой Омского отделения Общества по распространению знаний. В 1961 г. будущий ученый получает Поощрительную грамоту жюри центральных Педагогических чтений за доклад на тему «Пути преодоления отрыва урока литературы от жизни» [4, с. 11]. Нужно отметить, что доклад был опубликован отдельной брошюрой. По результатам работы 30 декабря 1965 г. М. Н. Аплетаев награжден значком «Отличник народного просвещения», а ко Дню учителя в 1967 г. он получает благодарность «За достигнутые успехи в работе» от руководства Тюкалинского РайОНО [4, с. 10-12].

Деятельность на должности заместителя директора по воспитательной работе в Старо-Солдатской школе прерывается 20 августа 1969 г. М. Н. Аплета-ев «освобожден от занимаемой должности в связи с переводом по линии Областного отдела народного образования (ОблОНО) в Калачинский район», где уже 22 августа назначается директором Воскресенской восьмилетней школы [4, с. 2-5]. Назначение на указанную должность только на первый взгляд кажется случайностью. Воскресенское, а до 1920-х гг. Воскресенка, являясь старинным, образованным в 1852 г. выходцами из Воронежской губернии, селом, где Покровский храм был построен в 1867 г., приход образован в 1888 г. Церковная служба в храме была прекращена в 1940 г. и вновь разрешена в 1945 г. [7]. По воспоминаниям партий-

ных агитаторов и работников образования в населенном пункте крепки были позиции старообрядцев. Михаил Николаевич, зарекомендовавший себя как сложившийся педагог-воспитатель, как нельзя лучше подходил на должность директора в Воскресенском.

Калачинский район Омской области с центром в Калачинске, получившем в 1963 г. статус города областного подчинения в конце 1960-х-1970-е гг., насчитывал 77 населенных пунктов, объединенных в 13 сельсоветов, активно развивался: возникают кирпичный и механический заводы, завод железобетонных изделий; ткацкая и обувная фабрики, горпромкомбинат. Развитие сельского хозяйства повлекло за собой строительство молочного и мясного комбинатов, Ивановского элеватора, завода безалкогольных напитков [8, с. 217].

Михаил Николаевич в 1969-1972 учебных годах успешно руководит Воскресенской восьмилетней школой. При помощи, а точнее, на базе совхоза им. Куйбышева и при поддержке его руководителей, он реализует опыт созданных в ряде районов СССР производственных бригад. Дети работают, выращивая овощи и пшеницу. Совхоз выделяет производственной бригаде трактора, прицепные орудия для обработки почвы. В живописной роще на средства совхоза строятся спальные домики, домики под столовую и красный уголок. Все это для производственной бригады. В свою очередь, растет успеваемость в школе [9, с. 180-181]. К тому же у детей формируются далекие от религиозных отношения — отношения, связанные с совместным проживанием и коллективным трудом. Эти новые отношения отразились в частушках-страданиях, как говорится, на злобу дня:

Ох, прополка, ты прополка, Болят спины, нету сил, Прикажите, чтоб автобус До кроватей довозил. Ох, до речки бы добраться И по горло в воду влезть. Прикажите огороды К самой речке перенесть. Поработали на славу, В клуб пришли потанцевать. Нас, девчонок, сорок восемь, Кавалеров только пять. Мы страданья вам пропели И пожаловались всласть. Но в душе мы все б хотели Через год сюда попасть.

Частушки эти по сей день хранятся в музее Воскресенской школы [10].

Результаты деятельности М. Н. Аплетаева были замечены, 1 июня 1972 г. его переводят в район и назначают заведующим Калачинским районным отделом образования (РайОНО) [4, с. 4-5]. В сентябре 1972 г. в Калачинске проходит VI Районный слет ученических бригад. На слете звучат слова гимна ученической бригады Воскресенской школы: Как чудо ракета, что к звездам со старта. Со скоростью света несет космонавта, Так школьная наша бригада Несет нас в счастливое светлое завтра. Бригада школьная трудом проверена Дорогой юности идет уверенно. Бригада школьная не забывается, В труде и радости мечта сбывается. По вольным просторам любимого края Помчимся мы завтра, мечту обгоняя.

И вновь на пути к высоте, окрыляя,

Зажжет маяки нам бригада родная.

Нельзя утверждать, но, по всей видимости, этот гимн пели в 1972 г. ученики школ Ермолинского, Осокинского, Измайловского и других населенных пунктов, члены производственных звеньев и бригад [9; 10, с. 181]. Перед делегатами с докладом «Союз логарифма и колоса» выступил секретарь райкома ВЛКСМ В. Баранова [11].

Работа заведующего районного отдела образования, под руководством которого в 1973 г. 680 педагогов занимались обучением и воспитанием 9800 учащихся, не проста [12]. Она требовала решения самых разных вопросов:

— успеваемость — один из важных показателей работы общеобразовательной школы, а в районе по результатам 1971/72 учебного года программу освоило 96 % учащихся (в Сорокинской школе — 94,5 %, в Воскресенской — 95,3 %), что дало оставшихся на второй год 166 человек по району и 102 — по г. Калачинску [13];

— переход рабочей и колхозной молодежи к всеобщему среднему образованию — общегосударственная задача, конкретизированная на сессии городского Совета депутатов трудящихся — по плану в 1972/73 учебном году в школах рабочей молодежи должны были обучаться 300 человек, пришли учиться 257 (посещало занятия 40 — 50 %) [14];

— участие в решении различного рода хозяйственных и организационных вопросов: перевозка детей из д. Потанино, что на правом берегу реки Оми, в школу д. Георгиевка, где находится школа [15] и др.;

— противодействие влиянию религиозных конфессий на учащуюся молодежь, в условиях, когда в ряде сел действовали сектанты [16].

И вопросы эти М. Н. Аплетаев решал с опорой на общественную инициативу, в рамках которой проблемы детей — учащихся и взрослых — родителей, руководителей совхозов и предприятий становились общей проблемой села или г. Кала-чинска. Основной формой обмена информацией и точками зрения стала в указанные годы районная газета «Сибиряк». При её редакции в годы работы М. Н. Аплетаева действовала молодежная страница «Искатели», посвященная молодежному спорту и развитию культурных традиций на селе; газета для ребят и про ребят «Сибирячок», рассказывающая о деятельности клуба интернациональной дружбы, месячнике истории, создании СССР и его народах [17, 18].

В апреле 1972 г. газета публикует «Обращение комсомольцев и пионеров Калачинской восьмилетней школы к жителям района», обращение содержит призыв — Увековечим память Героя Советского Союза П. Е. Осминина [19]. Помимо детей авторами статей и газетных рубрик стали учителя, родители, руководители хозяйств, учащиеся:

— учителя ставят вопросы перехода к кабинетной системе обучения. И это естественно, только за 1974/75 учебный год в районе построено 5 школьных зданий, позволяющих по новому вести уроки — в рамках кабинетной системы, используя дифференцированное обучение [20, 21];

— в рамках газетной рубрики «Родители и дети» обсуждаются вопросы воспитания детей в семье [22];

— на страницах газеты начинает выходить подборка материалов «Школа мастерства», рассматривающая взаимоотношения совхозов района

со школой. Опытом такого взаимодействия делятся их директора [23].

Результаты подобной организации процесса воспитания и обучения приносят ощутимые плоды:

— успеваемость в 1975/76 учебном году поднялась в сравнении с 1970—1971 на 1,7 % по городу и на 3,3 % по району, дети 7—15 лет охвачены 8-летним образованием, а 98 % выпускников 8-х классов поступают в ПТУ, техникумы или продолжают обучение в школе. В общей сложности отсев из школы стал на 20 % меньше [24];

— в районе действуют 10 ученических бригад и 14 звеньев, за пять лет участие в их работе приняло 3545 детей [25];

— налажена работа по закреплению выпускников на селе. Так, выпускники Великорусской школы обратились к участникам слета выпускников с призывом остаться работать в родном хозяйстве. При этом в Великорусском из 21 выпускника 15 получили удостоверение механизатора. Анкетирование учащихся показало, что из 806 опрошенных 533 избрали профессии агронома, строителя, механизатора. Из них 131 решил стать учителем, а 79 — выбрали профессию врача [26].

Нельзя не отметить, что по результатам научной деятельности и работы в качестве руководителя районным отделом образования Михаил Николаевич был неоднократно поощрен. В 1973 г. он получил Почетную грамоту Министерства образования СССР и Академии педагогических наук СССР, в 1975 и 1976 гг. ему вручали знак «Победитель социалистического соревнования». В 1976 г. М. Н. Аплетаев был награжден орденом Трудового Красного Знамени [4, с. 12—13].

В начале августа 1976 г. Михаил Николаевич побывал в д. Павловка Алтайского края, где проходил Всероссийский слет ученических производственных бригад. Посредством публикации в газете «Сибиряк» он рассказал об их деятельности в крае, обозначив, таким образом, перспективы развития движения в районе:

— во-первых, налаживание сотрудничества с учеными Ботанического сада Академии наук СССР, исследовательскими институтами юго-востока Сибири, станциями натуралистов;

— во-вторых, проведение опытов. Всего 69: 37 по заданию НИИ, 12 — колхозов и совхозов, 20 — краевой станции юннатов;

— в-третьих, экспериментальная полеводческая деятельность. Например, Черемновская бригада работала с 28 сортами яровой и шестью сортами озимой пшеницы, 32 сортами гречихи, 28 сортами зернобобовых, 18 сортами кукурузы и 16 сортами сахарной свеклы.

Речь шла как о дальнейшей материальной поддержке бригад со стороны руководства различных уровней, так и о помощи в организации их круглогодичной деятельности по обработке результатов полевых экспериментов. Обратил внимание М. Н. Аплетаев и на конечный результат деятельности алтайских коллег — 81 % выпускников оставались работать на селе [27].

Работа в качестве заведующего районным отделом образования принесла М. Н. Аплетаеву опыт и успех, но вместе с этим росла тяга к теоретическому обобщению накопленного материала. В трудовой книжке Михаила Николаевича под номером шесть за 15 октября 1977 г. имеется запись, «освобожден от обязанностей зав. Калачинского районо в связи с избранием на должность старше-

го преподавателя кафедры педагогики и психологии Омского пединститута». На следующий день М. Н. Аплетаев приступил к исполнению обязанностей по новому месту работы [4, с. 4-7].

Так завершился не только калачинский период деятельности М. Н. Аплетаева, но и его деятельность в качестве работника народного образования.

В Калачинском районе Михаил Николаевич оставил большое «хозяйство»: в 44 школах района и семи школах города работало 657 преподавателей (288 с высшим, 37 с неоконченным высшим и 256 со средним специальным образованием), они обучали 8,5 тысячи детей и 505 учащихся школ рабочей молодежи [28]. Развернувшие при его руководстве деятельность производственные бригады исчезли в годы либеральных реформ. Так, УПК «Дружба» Воскресенской школы просуществовала до 1993 г. и прекратила свое существование в связи с реорганизацией совхоза им. Куйбышева в АПФ «Омь». Последняя передала земельный участок бригады в аренду предприятию «Восток» (КНР) [10]. В Кала-чинске М. Н. Аплетаева помнят и его имя значится на интернет-портале «Знаменит Калачинск именами» [29].

В институте с целью обобщения материалов практической деятельности М. Н. Аплетаев с 15 сентября 1978 г. поступает в одногодичную аспирантуру [4, с. 6-7]. В 1979 г. он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Формирование нравственных понятий как условие осознания поведения старшими подростками (по материалам учебной работы)» в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР [1].

В 1979 г. Министерством просвещения РСФСР Омскому государственному педагогическому институту было предложено открыть факультет повышения квалификации (ФПК) директоров школ. Деканом факультета был назначен И. М. Чередов — выпускник историко-филологического факультета ОмГПИ, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук [30].

Первое занятие факультета состоялось 1 декабря 1980 г. На нем присутствовали свыше 100 человек: директора школ Омской и Тюменской областей РСФСР, Казахской ССР [31, с. 85].

По мере работы шел подбор квалифицированных кадров. К работе на факультете были привлечены: Е. И. Ошевская, бывшая до этого заместителем заведующего ОблОНО. Для прочтения курсов «Управление учебным процессом» и «Управление образовательным процессом» были приглашены доцент Л. С. Ровкина и Л. Д. Батушенко, работавший инспектором ОблОНО. Зачислены в штат факультета бывшие заместители директоров школ А. А. Петрусевич, А. П. Аношин, И. А. Маврина; заслуженные учителя школы РСФСР Н. В. Колесникова и К. А. Нефедова (кандидат педагогических наук); директора школ Н. В. Сизова (заслуженный учитель РСФСР) и Л. А. Шипилина [32, с. 2-3].

В 1983 г. И. М. Чередовым была создана и возглавлена кафедра «Научные основы управления школой» (НОУШ). М. Н. Аплетаев назначен доцентом этой кафедры и параллельно деканом факультета [4, с. 6-7; 32, с. 3]. Сотрудничество И. М. Чередова и М. Н. Аплетаева и поддержка ректора В. М. Само-судова дали результаты. В этом же 1983 г. по распоряжению ОблОНО факультету выделили здание в центре г. Омска на улице Сенной, 22. Наличие общежития позволило приглашать слушателей на двухмесячные курсы. В среднем за один учебный

год обучение проходило около 400 слушателей — заместителей директоров и директоров школ и детских садов.

Однако во избежание неточностей на основе трудовой книжки, буклета «Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 1980-2005. 25 лет», а также статьи «Скромность и мудрость — это о нем», принадлежащей перу В. А. Демидова, попытаемся восстановить этапы работы М. Н. Аплетаева на ФПК:

— с сентября 1983 г. он возглавил факультет и проработал в этой должности с перерывом до сентября 1994 г., когда его сменил А. А. Петрусевич. Со 2 января 1986 по 2 января 1988 г. М. Н. Аплетаев являлся старшим научным сотрудником, завершая докторскую диссертацию на тему «Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения». В 1989 г. он защищает диссертацию в Институте общих проблем воспитания АПН СССР и РСФСР. 22 февраля 1990 г. по присвоению степени доктора педагогических наук он избирается профессором кафедры педагогики, а 26 февраля 1991 г. — профессором кафедры НОУШ;

— с 1 декабря 1991 по 1 декабря 2008 г. М. Н. Аплетаев руководил работой кафедры НОУШ, переименованной со 2 сентября 1996 г. в кафедру управления развитием образования (УРО). С 1 октября 1997 г. он является еще и профессором кафедры педагогики на 0,5 ставки;

— с 1 декабря 2008 по 31 августа 2012 г. — профессор кафедры [1; 4, с. 6-10; 32, с. 3].

В годы работы на ФПК М. Н. Аплетаев проявил себя как талантливый ученый и организатор. При кафедре была создана аспирантура по специальности «Теория и история педагогики», которой Михаил Николаевич руководил с 1990 г. Получили звания профессора И. М. Чередой и К. А. Нефедова. Был создан диссертационный совет по защитам диссертаций на соискание степени кандидата педагогических наук. С 1 ноября 1995 по 2001 г. М. Н. Аплетаев являлся его председателем. Помимо того, М. Н. Аплетаев был членом диссертационных советов в Барнауле и Красноярске. В эти годы диссертации на степень кандидата педагогических наук защитили А. П. Аношкин, Г. П. Кукла, И. А. Маврина, Г. П. Синицина, И. И. Тараданова, Л. А. Шипилина и др. Всего под руководством Михаила Николаевича степень кандидата педагогических наук получили около 30 соискателей, у двоих коллег он выступил в качестве консультанта при написании докторской диссертации. Сотрудники кафедры подготовили более 10 монографий, свыше 50 пособий, 70 методических рекомендаций и более 500 научных статей [32, с. 4-5].

Бывает так, что человек, достигший ученой степени и ученого звания, став администратором, оставляет науку. М. Н. Аплетаев был в постоянном научном поиске, который подтвержден написанием многочисленных научных трудов. Приведем названия, наиболее отражающие суть этого поиска:

— Концепция современной антропологии. Коллективная монография: Л. К. Рахлевская, М. Н. Аплетаев, А. В. Гезь, А. К. Москатова. Томск, 2000;

— Изучение и модернизация воспитательной системы образовательного учреждения. Омск, 2005;

— Педагогическая актуализация осознания базовой триады ценностей образования: гуманности —

долга — совести (Опыт педагогического исследования). Научно-методическое пособие педагогам-ин-новаторам и менеджерам образования. Омск, 2007.

Естественно, названные работы требуют осмысления через призму произошедших и происходящих в обществе перемен. Основной идеей последних изысканий ученого стала мысль, что имевшее место состояние образования подавляет, тормозит рефлексию, а развитию личности мешает:

— установка на обучение «знаниям», а не средствам рефлексии, мышления, понимания свободной познавательной деятельности;

— идеология «культа знания и исполнения» и неприятие идеи незнания и сомнения;

— идеология нормы, неприятие возможности ее пересмотра.

Одним из эффективных способов формирования свободной познавательной деятельности, с точки зрения А. М. Аплетаева, являлся проектный метод обучения, который, по его мнению, охватывал большинство учащихся школы и студентов, позволяя формировать ключевые компетенции, т.к. в процессе работы над проектом обучающиеся овладевают креативными навыками: добыванием знаний из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действиями в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания, т.е. формируются универсальные учебные действия.

Данная точка зрения получила подтверждение, когда автор данной статьи, проходя переподготовку на ФПК, защитил под руководством Михаила Николаевича выпускную работу «Исследование социально-экономического развития районов Омской области, как форма профессиональной ориентации студентов (из опыта работы кафедры регионального развития ОмГАУ. 2006 — 2012 гг.)». Работа вызвала живой интерес ученого как раз как обобщение опыта обучения и воспитания студентов. Сегодня можно констатировать, что в стремлении обосновать необходимость развития рефлексии и противопоставить её «малоприменимым в реальной жизни знаниям», ученый и предположить не мог, что на смену знаниям придут: торжество ограниченности, спрятавшееся под вуалью нестандартных поисков истины, или формирование учебных программ с учетом так называемых компетенций, не оставляющее место дисциплинам, несущим конкретные знания.

Однако вернёмся к М. Н. Аплетаеву и оценке его деятельности в указанные годы. В октябре 1985 г. он награждается медалью «Ветеран труда». В апреле 1991 г. Михаилу Николаевичу была объявлена благодарность за успехи в учебно-воспитательной, научной и общественной работе, в марте 1993 г. вручена денежная премия за большой вклад в дело переподготовки учителей... Записи в трудовой книжке указывают на тот факт, что руководство вуза не оставляло ученого без различного рода поощрений [4, с. 22 — 26]. Имело место и научное признание. Так, в 1996 г. М. Н. Аплетаев стал член-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), а в 2009 г. стал основателем научной школы «Научно-педагогические основы воспитания, возрождения и развития нравственной личности» [1].

Между тем факультет развивался. В его составе появилась еще одна кафедра, кафедра педагогики, психологии и педагогического управления. Её заведующей стала бывший директор школы, кандидат, а затем доктор педагогических наук Л. А. Шипили-на. Проводились конференции, велась опытно-экспериментальная работа. Переподготовку на ФПК теперь проходило до 700 слушателей в год [32, с. 10, 18, 11, 15]. В 2002 г. на 84-м году жизни скончался основатель ФПК И. М. Чередов. По инициативе М. Н. Аплетаева с 2003 г. на факультете начали проводить «Чередовские педагогические чтения», посвященные памяти ученого. За последующие годы работы М. Н. Аплетаева в вузе прошло 10 оплачиваемых участниками ежегодных научно-практических конференций. Из них: 4 международные (2003, 2004, 2005, 2006); 3 всероссийские с международным участием (2007, 2008, 2009); 3 всероссийские (2010, 2011, 2012). К тому же в организации работы конференции с 2010 г. нашло место проведение зональных Чередовских чтений в районных центрах Омской области. За названные годы в конференциях приняло участие более 3500 учителей, преподавателей вузов и ссузов, руководителей органов образования. География участников конференции включала в себя такие города, как Омск, Томск, Тюмень, Екатеринбург, Новый Уренгой, Курган, Ноябрьск, Вологда; а также страны: Израиль, Казахстан, США.

Нельзя не отметить, что в работе конференции помимо горожан принимали участие учителя сельских школ Омской и Тюменской областей [31, с. 85].

Так, М. Н. Аплетаевым, при поддержке сотрудников кафедры УРО, проводились не просто конференции, а была создана возможность увидеть, как некоторые научные подходы проникают в повседневную жизнь педагога — уникальная возможность прикоснуться к наследию И. М. Чередова.

Однако жизнь не стоит на месте, и в 1998 г. деканом ФПК становится к.и.н., доцент И. В. Меха. В годы либеральных реформ — заведующий Обл-ОНО. Новый руководитель факультета успешно проводил политику расширения коммерческих услуг в сфере повышения квалификации и переподготовки. Эта деятельность не противоречила новым тенденциям в образовании. На начальном этапе не противоречила она и научной работе И. М. Чередова и М. Н. Аплетаева.

Но логика развития такова — количественные изменения на ФПК перешли в качественные. Была ликвидирована кафедра педагогики, психологии и педагогического управления — с факультета «ушли» студенты; факультет потерял бюджетное финансирование программ переподготовки директоров и заместителей директоров.

С 1 сентября 2014 г. М. Н. Аплетаев, по результатам конкурсного отбора, работает вне ФПК, на кафедре педагогики и развития образования. Умер Михаил Николаевич 17 августа 2015 г. Этим же числом датировано прекращение его трудового договора с Омским педагогическим университетом [4, с. 12-15].

Завершая статью, хотелось бы отметить, что:

— становление личности и профессиональный рост М. Н. Аплетаева, как школьника, учителя и студента, заместителя директора и директора школы, руководителя РайОНО и ученого, проходило в рамках развития социально-экономической системы и было подчинено её развитию;

— защищенная им в 1989 г. диссертация на соискание степени доктора педагогических наук была одной из попыток советских ученых найти истоки кризиса идеологических устоев, приведших в скором времени к краху государственности, политической системы и социально-экономических отношений.

Применимы ли результаты многолетних научных исследований Михаила Николаевича в конкретных условиях воспитания школьников и студентов, разработке методов влияния на поведенческие настроения молодежи в различных жизненных ситуациях — является вопросом научной дискуссии.

Полученный за долгие годы деятельности опыт помог ученому в годы либеральных реформ не просто стать руководителем институтской науки, но и сохранить её достижения, создав научную школу. Эта научная школа, с одной стороны, позволяла вести подготовку научных педагогических кадров из числа опытных работников образования, знающих школу, с другой — привлекать эти кадры в процесс подготовки студентов и переподготовки слушателей. К сожалению, данный опыт оказался невостребованным.

Библиографический список

1. Демидов В. А. Скромность и мудрость — это о нем. URL: http://blagoletie.ru/stand/267 (дата обращения: 15.05.2019).

2. Залесский П., Башкин Е. Районы Западно-Сибирского края. Новосибирск, 1993. 260 с.

3. Старосолдатское // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/25691.html (дата обращения: 15.05.2019).

4. Трудовая книжка. Аплетаев Михаил Николаевич // Архив семьи А. М. Аплетаева. 29 с.

5. Ушел из жизни М. Н. Аплетаев. URL: https://omgpu.ru/ ushel-iz-zhizni-mn-apletaev (дата обращения: 23.05.2019).

6. Азарова Л. B. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь: моногр. / ред. кол.: Л. B. Азарова, А. Г. Бекбаева, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. Омск: ИПК Макшеевой Е. А., 2012. 529 с. ISBN 978-5-90415449-3.

7. Воскресенка (Калачинский район) // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/ articles/24175.html (дата обращения: 24.08.2019).

8. Азарова Л. B. [и др.]. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь: моногр. / ред. кол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. Омск: Омск: ИПК Макшеевой Е. А. 2010. 590 с. ISBN 978-5-904154-27.

9. Зябкин М. Д. Калачинск после войны: книга очерков по истории города Калачинска и Калачинского района после окончания Великой Отечественной войны. Омск: Русь, 1998. 350 с. ISBN 5-88487-011-6.

10. Жукова Д. К. История ученической производственной бригады «Дружба». URL: http://kalachzemlyak.ru/wp-content/ uploads/2017/12/История-ученической-производственной-бригады-«Дружба».pdf (дата обращения: 20.06.2019).

11. Сибиряк. 1972. 30 сентября. Сибиряк. 1973. 23 августа. Сибиряк. 1972. 31 августа. Сибиряк. 1973. 31 марта. Сибиряк. 1973. 20 сентября. Сибиряк. 1973. 6 января. Сибиряк. 1975. 18 февраля. Сибиряк. 1973. 9 января. Сибиряк. 1972. 13 апреля. Сибиряк. 1974. 29 августа. Сибиряк. 1975. 23 августа. Сибиряк. 1976. 20 ноября. Сибиряк. 1976. 28 августа. Сибиряк. 1976. 26 августа. Сибиряк. 1977. 28 апреля. Сибиряк. 1977. 5 февраля.

27. Аплетаев М. Н. Опыт Алтая на калачинскую землю // Сибиряк. 1976. 24 августа.

28. Сибиряк. 1977. 25 августа.

29. Аплетаев Михаил Николаевич. 22.03. 1933 г.-17.08. 2015 г. // Знаменит Калачинск именами. URL: http:// ludikalachinsk.ru/?page_id = 2397 (дата обращения: 03.07.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Управление и структура университета. URL: https:// omgpu.ru/directory (дата обращения: 03.07.2019).

31. Новиков С. В. О научно-педагогическом наследии профессора И. М. Чередова и научно-практических конференциях, посвященных его памяти // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 3. С. 84-86.

32. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 1980-2005. 25 лет / Сост. Е. В. Лопанова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 23 с.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

23.

24.

25.

26.

НОВИКОВ Сергей Валентинович, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры дополнительного профессионального образования. БРНЧ-код: 7226-1354 АиШогГО (РИНЦ): 650930 Адрес для переписки: bonid89@inbox.ru

Для цитирования

Новиков С. В. Михаил Николаевич Аплетаев — учитель, руководитель, ученый. Из истории образования в Омской области (1950-е — 2010-е гг.) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2019. Т. 4, № 4. С. 59-66. БОН 10.25206/2542-0488-2019-4-4-59-66.

Статья поступила в редакцию 02.09.2019 г. © С. В. Новиков

UDC 93/94+373+378+929+908

DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-4-59-66

S. V. NOVIKOV

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

MIKHAIL NIKOLAEVICH APLETAEV —

TEACHER, LEADER, SCIENTIST. FROM HISTORY OF EDUCATION IN THE OMSK REGION (I950s-2010s)

The development of education in the country and in our region is a topic requiring knowledge not only of pedagogy, but also of the history of the social and economic development of the country and region. The appearance of a galaxy of psychologists and teachers in the 1970s was a consequence of the development of education and science not only in the central regions, but also on the periphery. During this period, the accumulation of experience and the expansion of the material and technical base of public education prompted teachers to search and experiment. In turn, the development of pedagogical universities led to the formation of pedagogical schools on the periphery. The source of one of these schools was M. N. Apletaev. Keywords: Omsk Region, Old-Soldier School, Kalachinsky district, student brigades, advanced training for school principals, moral education of schoolchildren, history of education.

References

1. Demidov V. A. Skromnost' i mudrost' — eto o nem [Modesty and wisdom is about him]. URL: http://blagoletie.ru/ stand/267 (accessed: 15.05.2019). (In Russ.).

2. Zalesskiy P., Bashkin E. Rayony Zapadno-Sibirskogo kraya [Regions of the West Siberian Territory]. Novosibirsk, 1993. 260 p. (In Russ.).

3. Starosoldatskoye [Starosoldatskoe] // Drevo. Otkrytaya pravoslavnaya entsiklopediya [Tree. Open Orthodox Encyclopedia]. URL: https://drevo-info.ru/articles/25691.html (accessed: 15.05.2019). (In Russ.).

4. Trudovaya knizhka. Apletayev Mikhail Nikolayevich [Employment history. Apletaev Mikhail Nikolaevich] // Arkhiv sem'i A. M. Apletaeva [Archive of A. M. Apletaevs family]. 29 p. (In Russ.).

5. Ushel iz zhizni M. N. Apletayev [M. N. passed away Apletaev]. URL: https://omgpu.ru/ushel-iz-zhizni-mn-apletaev (accessed: 23.05.2019). (In Russ.).

6. Azarova L. V. [et al.]. Noveyshaya istoriya sotsial'no-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Severnaya lesostep' [Modern history of the socioeconomic and political development of Omsk region. Northern forest-steppe] / Ed. team: L. V. Azarova, A. G. Bekbayeva, I. A. Kostyuk, S. V. Novikov, R. A. Riyanova. Omsk: IPK Maksheyeva E. A. Publ., 2012. 529 p. ISBN 978-5-904154-49-3. (In Russ.).

7. Voskresenka (Kalachinskiy rayon) [Voskresenka (Kalachinsky district) // Drevo. Otkrytaya pravoslavnaya entsiklopediya [Tree. Open Orthodox Encyclopedia]. URL: https://drevo-info.ru/articles/24175.html (accessed: 24.08.2019). (In Russ.).

8. Azarova L. V. [et al.]. Noveyshaya istoriya sotsial'no-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Yuzhnaya lesostep' [Modern history of the socio-economic and political development of Omsk region. Southern forest-steppe] // Ed. team: L. V. Azarova, A. G. Bekbayeva, S. V. Novikov, R. A. Riyanova. Omsk: IPK Maksheyeva E. A. Publ., 2010. 590 p. ISBN 978-5-904154-27. (In Russ.).

9. Zyabkin M. D. Kalachinsk posle voyny: kniga ocherkov po istorii goroda Kalachinska i Kalachinskogo rayona posle okonchaniya Velikoy otechestvennoy voyny [Kalachinsk after the war: a book of essays on the history of the city of Kalachinsk and the Kalachinsky district after the end the Great Patriotic War]. Omsk: Rus' Publ., 1998. 350 p. (In Russ.).

10. Zhukova D. K. Istoriya uchenicheskoy proizvodstvennoy brigady «Druzhba» [The history of the student production team «Friendship»]. URL: http://kalachzemlyak.ru/wp-content/uploads/2017/12/HcTopHa-yqeHHqecKOH-npoH3-B0gcTBeHH0H-6pHra,gH-«Apy^6a».pdf (accessed: 20.06.2019). (In Russ.).

11. Sibiryak. Sibiryak. 1972. September 30. (In Russ.).

12. Sibiryak. Sibiryak. 1973. August 23. (In Russ.).

13. Sibiryak. Sibiryak. 1972. August 31. (In Russ.).

14. Sibiryak. Sibiryak. 1973. March 31. (In Russ.).

15. Sibiryak. Sibiryak. 1973. September 20. (In Russ.).

16. Sibiryak. Sibiryak. 1973. January 6. (In Russ.).

17. Sibiryak. Sibiryak. 1975. February 18. (In Russ.).

18. Sibiryak. Sibiryak. 1973. January 9. (In Russ.).

19. Sibiryak. Sibiryak. 1972. April 13. (In Russ.). Sibiryak. Sibiryak. 1974. August 29. (In Russ.). Sibiryak. Sibiryak. 1975. August 23. (In Russ.).

22. Sibiryak. Sibiryak. 1976. November 20. (In Russ.).

23. Sibiryak. Sibiryak. 1976. August 28. (In Russ.).

24. Sibiryak. Sibiryak. 1976. August 26. (In Russ.). Sibiryak. Sibiryak. 1977. April 28. (In Russ.). Sibiryak. Sibiryak. 1977. February 5. (In Russ.). Apletayev M. N. Opyt Altaya na kalachinskuyu zemlyu

[Experience of Altai on the Kalachinsk land] // Sibiryak. Sibiryak. 1976. August 24. (In Russ.).

28. Sibiryak. Sibiryak. 1977. August 25. (In Russ.).

29. Apletayev Mikhail Nikolayevich. 22.03.1933 g.-17.08. 2015 g. [Apletaev Mikhail Nikolaevich. 22.03.1933-17.08.2015]. URL: http://ludikalachinsk.ru/?page_id = 2397 (accessed: 03.07.2019). (In Russ.).

30. Upravleniye i struktura universiteta [University Management and Structure]. URL: https://omgpu.ru/directory (accessed: 03.07.2019). (In Russ.).

20. 21.

25.

26. 27.

31. Novikov S. V. O nauchno-pedagogicheskom nasledii professora I. M. Cheredova i nauchno-prakticheskikh konferentsiyakh, posvyashchennykh ego pamyati [On the heritage of Professor I. M. Cheredov in science and pedagogy and scientific-practical conferences dedicated to his memory // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2017. No. 3. P. 84-86. (In Russ.).

32. Fakul'tet povysheniya kvalifikatsii i professional'noy perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya. 1980-2005. 25 let [Faculty of advanced training and professional retraining of educators. 1980-2005. 25 years]. Omsk: OSPU Publ., 2005. 23 p. (In Russ.).

NOVIKOV Sergey Valentinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of Continuing Professional Development Department.

SPIN-code: 7226-1354 AuthorlD (RSCI): 650930

Address for correspondence: bonid89@inbox.ru

For citation

Novikov S. V. Mikhail Nikolaevich Apletaev — teacher, leader, scientist. From history of education in the Omsk region (1950s — 2010s) // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2019. Vol. 4, no. 4. P. 59-66. DOI: 10.25206/25420488-2019-4-4-59-66.

Received 02 September 2019. © S. V. Novikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.