Научная статья на тему 'МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ БУДАРИН - УЧЕНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ В СИБИРСКОМ КРАЕ (1940 - 2000-Е ГГ.)'

МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ БУДАРИН - УЧЕНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ В СИБИРСКОМ КРАЕ (1940 - 2000-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИШИМ / ОСВОЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО СЕВЕРА / ЕРМАК / ИСТОРИЯ СИБИРИ / ЖУРНАЛИСТИКА / Г РАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В БЕЛЛЕТРИСТИКЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков С. В.

Социалистическое строительство, проводимое в СССр и в отдельно взятых регионах, тема особого, базирующегося на знании истории социального и экономического развития страны, исследования. Одним из исследователей и популяризаторов этого процесса был М. Е. Бударин. Как журналист он передавал современникам информацию о проходивших на Обском севере преобразованиях, его пером писателя созданы картины жизни и быта народов Сибири в различные периоды их истории. Обращение к научной деятельности стало ступенью в осмыслении истории освоения края, изучении деятельности органов власти по его освоению и анализа результатов этого освоения для народов, в нем проживающих. Преподавательская работа расширила возможности популяризации истории вхождения Сибири в состав россии и преобразований региона в советский период. За годы деятельности раскрылась многогранная личность М. Е. Бударина, воплотившего в своем творчестве все перипетии советской истории личность человека своего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ БУДАРИН - УЧЕНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ В СИБИРСКОМ КРАЕ (1940 - 2000-Е ГГ.)»

Имя в истории

УДК 93/94+373+378+929+908

РО!: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-92-100

С. в. новиков

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ БУДАРИН — УЧЕНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ В СИБИРСКОМ КРАЕ (1940-2000-е гг.)

Социалистическое строительство, проводимое в СССР и в отдельно взятых регионах, — тема особого, базирующегося на знании истории социального и экономического развития страны, исследования. Одним из исследователей и популяризаторов этого процесса был М. Е. Бударин. Как журналист он передавал современникам информацию о проходивших на Обском севере преобразованиях, его пером писателя созданы картины жизни и быта народов Сибири в различные периоды их истории. Обращение к научной деятельности стало ступенью в осмыслении истории освоения края, изучении деятельности органов власти по его освоению и анализа результатов этого освоения для народов, в нем проживающих. Преподавательская работа расширила возможности популяризации истории вхождения Сибири в состав России и преобразований региона в советский период. За годы деятельности раскрылась многогранная личность М. Е. Бударина, воплотившего в своем творчестве все перипетии советской истории — личность человека своего времени.

Ключевые слова: Ишим, освоение Тюменского севера, Ермак, история Сибири, журналистика, Гражданская война в беллетристике.

Статья посвящена биографии М. Е. Будари-на — журналиста и писателя, ученого и просветителя, чья активная деятельность относится к 1940 — 2000 гг. Обращаясь к научным публикациям, газетным материалам, данным архивов, воспоминаниям современников и личным впечатлениям, автор статьи ставит цель — еще раз проанализировать биографию этого незаурядного человека, выявить его вклад как в развитие исторической науки, так и в просвещение жителей Сибирского края.

Бударин М. Е. родился в с. Лариха 21 ноября 1920 г. в крестьянской семье. Как со стороны матери, так и со стороны отца деды были хлебопашцами. Отец матери Н. Ф. Первышин имел большую семью. А так как земля давалась на мужиков, то земли и работников, включая невесток, было достаточно. Жили не бедно, много работали. Предки по линии отца, предположительно, прибыли в Сибирь с р. Дон. Об этом можно судить по фамилии — «бударками», там называли лодки, а значит, занимались они либо изготовлением столь необходимого на реке предмета, либо перевозками [1, с. 12].

Село, где родился будущий М. Е. Бударин, было основано как сторожевой казачий пост в 1730-е гг. Однако казаки, в зависимости от военной необходимости, то приходили, то уходили. В лето 1759 г. на пригодное к землепашеству место пришли кре-

стьяне. Для зимовки устроили землянки, хлева для скота, а зимой заготавливали лес и рубили избы. Так была основана деревня Лариха. К 1912 г. численность населения в с. Лариха составляла 1400 человек. Имелись сельский банк, волостное правление, почтовая и земская станции, библиотека-читальня, кирпичный и маслодельный заводы, восемь лавок, одиннадцать ветряных и одна паровая мельницы, две кузницы [2].

Как уже писалось, Первышины не бедствовали. Однако, когда пришла Советская власть, пошли за большевиками. Братья матери Михаила Ефимовича были расстреляны колчаковцами за доставку оружия в партизанский отряд. Отец будущего историка дважды уклонялся от мобилизации в армию Колчака и ушел к партизанам [1, с. 12; 3, с. 37]. По окончании Гражданской войны дед Н. Ф. Первышин, его жена и их родственники были коммунарами, а Ефим Сергеич Бударин в начале 1920 г. поступил на службу в милицию [1, с. 12].

Во время Ишимско-Петропавловского мятежа в окрестностях с. Лариха и соседних с. Травное и Локти было место сосредоточения значительных сил восставших, которые 10 февраля 1921 года пытались взять г. Ишим [2]. Тогда и разыгралась трагедия — расправа мятежников над членами семей Первышиных и Будариных. Когда ларихинские

кулаки пришли убивать Е. С. Бударина, он лежал в горячечном бреду. Чуть ранее молодой коммунист во главе группы милиционеров искал и ликвидировал банды, простудился и заболел. Бабка Аксинья, взяв на руки младенца, загородила дверь горницы и бесстрашно закричала: «Антихристы! Ироды! Вы хотите убить моего сына и осиротить мальчонку?! А сын мой и так от тифа-сыпняка помирает...». Тифа в то время боялись как огня. Мятежники ретировались [3, с. 36 — 37].

Отряду красноармейцев под руководством Е. И. Лушникова с помощью ишимских коммунистов удалось отбросить мятежников от города. Жестокие бои шли в районе уже названных деревень и в последующие дни. Только 2 марта 1921 г. после кровопролитного боя с повстанцами было покончено [2].

В 1925 г. отца переводят в отдел уголовного розыска г. Ишим. Здесь проходит детство и юность М. Е. Бударина. Ишим того времени входит в Уральскую область, где имеет статус центра округа, а затем района. В последующие годы город будет поочередно частью Челябинской, Омской и Тюменской областей. Но статус города районного значения Ишим не терял.

В 1920—1930-е гг. город был одним из региональных центров культуры. В городе был драматический театр, шесть десятилеток и четыре техникума. Как принято писать, здесь помнили декабристов А. И. Одоевского и В. И. Штейнгеля, уроженца д. Безрукова, автора бессмертного «Конька-Горбунка» П. П. Ершова, поэта Мачтета, а революция и последующая за нею ломка старого мира привела в городок новых людей — «врагов народа». Так в средней школе репрессированный профессор Минского университета А. А. Березинский читал учащимся лекции по литературе, вел кружок, а его жена учила их немецкому языку. Преподавательница Шелкова, по слухам выпускница института благородных девиц в Петрограде, «со знанием и воодушевлением» вела литературу и русский язык. И таких людей, по воспоминаниям, в Ишиме было не мало [4, с. 13—14]. Однако отвлечёмся от утверждений, ставших литературными и публицистическими штампами. М. Е. Бударин действительно получил хорошее образование, а связано это было не только и не столько с участием в учебном процессе ссыльной дворянской и иной интеллигенции, а с государственной программой общеобразовательной школы, ориентированной на подготовку молодежи к участию в социалистической модернизации страны.

Юный Михаил Бударин, как известно из письма его одноклассницы Г. И. Шмаковой дочери Михаила Ефимовича: «. в школе был инициатором, комсомольским вожаком» [4, с. 14]. Впрочем, как полагается внуку коммунаров, сыну начальника УГРО и племяннику окружного прокурора.

В связи со службой отца семья Будариных часто меняла место жительства: станция Петухово в Курганской области и Туркестан, где Ефим Сергеевич боролся с басмачами. Но всегда они возвращались на родину — в Ишим. После службы в Средней Азии Миша возвратился домой с матерью. По одной из версий, отец оставил семью. По дороге их обворовали. Украли весь багаж, деньги, документы. В новые метрики мальчика врачи вписали 1919 г., хотя фактически датой рождения М. Е. Бударина является 21 ноября 1920 г. С переездом из г. Чарджоу был потерян один год обучения. Школу М. Е. Бу-

дарин окончил в 1939 г. с указанным возрастом — 20 лет [4, с. 12, 16].

Так закончилось детство и юность. Впоследствии рассказы родных, памятники жертвам мятежа в селах Сибири, служба отца в милиции подтолкнули М. Е. Бударина к написанию книги о сибирских чекистах.

Осенью 1939 г. М. Е. Бударин поступает в Казанский мединститут, считая профессию врача действительно настоящей. Ранее в этот вуз поступила Муся Лимахина, с которой его связывала давняя школьная дружба [4, с. 16—17, 13].

Между тем страна жила ожиданием большой войны. В этих условиях финансирование образования, на которое с середины 1920-х тратилось от 12,3 до 13,3 % бюджета, было урезано. В 1940 г. вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». Согласно документу, 1 сентября 1940 г. вводилось платное обучение в 8—10 классах средних школ, в техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях, а также в высших учебных заведениях. Обучение в высших учебных заведениях провинциальных вузов стоило 300 рублей в год. Средняя зарплата рабочего в это время была порядка 350 рублей. Соответственно, плата за обучение составляла в 1940 г. в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем) [5, 6]. В семье М. Е. Бударина таким работающим оказалась его мать Варвара Николаевна, которая днем работала на швейной фабрике, а вечерами и ночами шила дома. В начале 1940-х гг. она заболела туберкулезом. Конечно, в Иши-ме проживали родственники матери. Дядя — Федор Николаевич работал окружным прокурорам, а после исключения из рядов ВКП (б) «за мягкотелость» — юристом. Проживали в городе и другие родственники. Но у каждого была своя семья, свои проблемы [4, с. 13, 17, 12, 17]. Впрочем, сам Михаил Ефимович не раз заявлял, что учебу оставил, так как начал понимать, что «это — не его», что есть другое [1, с. 13].

Возможно, уход из медицинского вуза был связан с травмой глаза — все медики СССР накануне войны были военнообязанными. Стрелять будущий военврач не мог, сказывалась полученная в детстве травма правого глаза. Так или иначе, на втором курсе М. Е. Бударин оставляет мединститут.

Страна недосчиталась врача. Что касается М. Е. Бударина, то он стал работать в редакции Ишимской газеты «Серп и молот» и преподавать химию в вечерней школе для взрослых [7]. Газета выходила каждый день, а должность литсотрудни-ка, ведущего в 1940—1941 гг. рубрику «Родное При-ишимье», требовала давать в каждый номер исторические очерки и зарисовки о известных людях региона [3, с. 33]. М. Е. Бударин еще не был профессиональным журналистом, его становлению помогали коллеги, а также редактор Г. Н. Лимахин. К тому же ему передался замечательный дар рассказчика, которым обладала его мать [4, с. 18, 15].

Война резко изменила характер и без того напряженной работы. Из автобиографии, написанной М. Е. Будариным 25 июня 1954 г., мы узнаем, что в декабре 1941 г. он был принят Ишимским горкомом ВКП (б) кандидатом в члены партии и вскоре утвержден заместителем редактора газеты. Членом

партии Михаил Ефимович станет в марте 1943 г. [8, с. 90, 91].

В 1942 г. Омский обком ВКП(б) (г. Ишим, как и весь Тюменский север, входил в Омскую область) командировал его в Новосибирск на межобластные курсы при ЦК партии. Там готовили редакторов для работы в освобожденных от оккупантов областях. Летом 1942 г. враг рвался к р. Волге и г. Сталинграду. В крае шло формирование Сталинградской бригады, куда М. Е. Бударин дважды писал заявление, но получил отказ — зрение не позволяло [1, с. 13, 12].

В сентябре 1942 г. ЦК ВКП (б) принял специальное постановление о развитии Кузбасса и увеличении добычи угля. Дело в том, что с захватом западных районов страны немецко-фашистскими войсками народное хозяйство лишилось 63 % довоенной добычи угля. Кузбасс становился основной базой топливного и коксующегося угля для металлургии Урала и Сибири с их оборонной индустрией [9]. Для ведения агитационно-пропагандистской работы в регион прибыл поезд «Правды» во главе с членом ЦК ВКП(б), заведующим лекторской группой ЦК и членом редколлегии «Правды» Е. М. Ярославским. М. Е. Бударин, чьи способности публициста и популяризатора были замечены еще на курсах, был включен в редакционный коллектив. Он работал в Прокопьевске, Ленинске-Кузнецком, Сталинске (ныне Новокузнецк) на выпуске специздания «Правды» — «Всё для фронта». В апреле

1943 г. был напечатан первый рассказ М. Е. Бударина в «Комсомольской правде» под названием «Гульсум», о девушке-казашке, прибывшей по комсомольской путёвке в кузбасскую шахту и освоившей мужскую профессию горняка-откатчика [10, с. 52; 1, с. 13].

Работа в редколлегии «Правды» дала М. Е. Буда-рину огромный социальный опыт, сделала известным как для читателей и коллег, так и для партийного руководства журналистом.

В 1943 г. М. Е. Бударин возвращается в г. Ишим собкором «Омской правды». В 1943—1944 гг., работая в редакции газеты, наряду с материалами о сельском хозяйстве и оборонной промышленности молодой журналист печатает на её страницах очерки и рассказы, получившие поддержку и одобрение художников слова, каким являлся профессор сельхозинститута, известный ученый и не менее известный «поэт земли и звёзд» П. Л. Дра-верт. В 1944 г., когда «сверху» поступил запрос предложить кандидатуру собкора «Известий», редколлегия и партбюро «Омской правды» рекомендовали М. Е. Бударина. Собственным корреспондентом «Известий» по Омской и Тюменской областям (Тюменская область была создана 14 августа

1944 г. путем выделения ряда районов Омской и Курганской областей) он проработал десять лет [1, с. 13]. За десять лет работы в «Известиях» М. Е. Бу-дарин, что называется, изведал Западную Сибирь, от южных районов до Крайнего Севера — летал самолётами, добирался кораблями, путешествовал на оленьих нартах. Едва не погиб на Ямале в зимовку 1948—1949 гг. Сопровождая Собской Красный чум в поездках к оленеводам, он ушел вместе с нартами под лед Обской губы. Спасли его ехавшие следом местные жители. Выходил ссыльный врач-немец. При этом он продолжал писать о Тюменском севере. Жизнь его народов, их быт и культура нашли отражение не только в публикациях «Известий» и других центральных газет, но и на страницах литературных изданий — «Омского альманаха»,

«Сибирских огней», «Урала». Например, огромное впечатление на читателей произвели заметки журналиста «Люди советского Заполярья», опубликованные в «Известиях» и повторно вышедшие в «Омском альманахе» под названием «За полярным кругом» [7; 4, с. 20; 10, с. 53].

Жизнь шла своим чередом. 15 сентября 1942 г. в г. Ишиме был зарегистрирован брак М. Е. Будари-на и М. А. Лимахиной. Двумя годами позже родился сын Александр, еще через два года — дочь Вера. С 1945 по 1974 гг. семья проживала в «доме специалистов», что за драматическим театром в г. Омске [4, с. 18, 19].

Высшее образование М. Е. Бударин получал заочно в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). В 1949 г. он окончил факультет истории и филологии, после чего мог называться дипломированным журналистом. Как рассказывал нам, студентам, Михаил Ефимович, и в годы учебы, и в последующие пребывания в Москве ему доводилось общаться с будущим знатоком арабского мира, академиком и политическим деятелем Е. М. Примаковым, поступившим в 1948 г. в столичный институт востоковедения и в 1960-е являющимся журналистом; классиком изучения истории декабризма и автором второго тома учебника для вузов «История СССР» М. В. Нечкиной и многими другими людьми, впоследствии определявшими не только направления научных изысканий в гуманитарной области, но и ход развития страны.

Со второй половины 1940—1950-е гг. край жил напряженной жизнью. В 1943—1944 гг. в связи с разукрупнением были созданы Кемеровская, Томская, Курганская и Тюменская области. Эта мера была особенно важна для создания самой крупной в СССР области — Тюменской, так как были приближены областные партийные, советские и хозяйственные органы к отдельным национальным округам Обского севера. Создавались организационные предпосылки для более конкретного и оперативного руководства Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским национальными округами и, наконец, всей Тюменской областью [11, с. 356 — 357].

С 1946 г. на Обском севере началось увеличение заготовок и вывозки древесины. Планы развития региона в ближайшее десятилетие предусматривали превращение лесного хозяйства в высокоразвитую отрасль промышленности, оснащенную новой техникой с работающими в ней квалифицированными кадрами. Рабочие лесной промышленности вели заготовки древесины для отправки на восстановление не только ранее оккупированных районов СССР, но и в страны народной демократии [11, с. 360, 356].

Помимо этого область давала населению восстанавливающей после войны хозяйство страны миллионы банок рыбных консервов. И здесь речь шла о необходимости формирования высокоразвитой отрасли пищевой промышленности. За высокими показателями стояли конкретные люди. Всего за самоотверженный труд было награждено 600 рыбаков Ямало-Ненецкого национального округа. Двум лучшим — Константину Альевичу Вануйто, председателю колхоза «Коммунар», и Худы Сэроко, колхознику артели им. Ленина Ямальского района были присвоены звания Героев Социалистического Труда. Девять рыбаков были награждены орденами Ленина. Список можно продолжить. Об этих людях в газетных материалах, а впоследствии в книгах, М. Е. Бударин рассказывал читателям [11, с. 372].

Было и другое. Реализация идеи строительства железной дороги с перспективой дальнейшего выхода к Берингову проливу и возможностью соединения с Аляской, появившейся еще во времена правления Александра II. Первый проект магистрали по направлению Индигирская бухта - Салехард -Туруханск — Якутск — Охотск был предложен в 1907 г. Официально эта магистраль наряду с Транссибом была представлена на карте-схеме перспективного развития железных дорог СССР, утвержденной в 1924 г. Советом Труда и Обороны. В конце Великой Отечественной войны Арктический НИИ обосновал необходимость строительства объектов Главсевморпути стратегического назначения. Постановлением Совмина от 22 апреля 1947 г. предусматривалось сооружение в Обской губе на Каменном мысу морского порта. К нему планировалось подвести железную дорогу из района Воркуты от уже существующей к тому времени Печорской магистрали. К концу 1948 г. было открыто рабочее движение поездов на участке Чум — Ла-бытнанги. В разгар строительства выяснилось, что Обская губа непригодна для стратегических целей по причине мелководья. 29 января 1949 г. принято постановление Совета министров СССР № 348-135сс о ликвидации строительства на полуострове Ямал, переносе головного порта и других объектов Главсевморпути в Игарку, о прокладке железной дороги Салехард—Игарка длиной 1263 км с паромными и ледовыми переправами через Обь и Енисей. Было решено перенести порт в Игарку и проложить Полярную магистраль Чум —Салехард —Игарка. После смерти И. В. Сталина строительство было остановлено, а объекты законсервированы. О строительстве данной магистрали М. Е. Бударин писал как о поиске путей выхода к Северному морскому пути и трудовом подвиге строителей и местного населения, прокладывающих «великий путь к океану» [12; 11, с. 361-364, 410].

Другой проект, связанный с Обским севером, касался реки Оби. В 1958, 1960 гг. широко обсуждалась идея создания на «сибирской Амазонке» каскада из десяти ГЭС. Самая мощная из них — Нижне-Обская — давала бы свет Сибири, Уралу, и Казахстану. Поначалу тюменский обком партии восторженно поддержал идею. Характеристики будущей станции поражали воображение. Мощность 7,5 миллиона киловатт. Для сравнения: к началу XXI века Тюменская энергосистема, региональный лидер по объему генерации, достигла планки в 10,5 миллиона. При отметке удержания воды гидроузлом (нормальный подпорный горизонт) — 42 метра — образовалось бы рукотворное море с зеркалом в 115-120 тысяч квадратных километров. Дело оставалось «за малым» — не пускать Обь в Северный Ледовитый океан, перекрыв ей дорогу в устье, близ Салехарда, 12-километровой плотиной. Чтобы заполнить чашу сполна, надо было собрать три годовых стока обского бассейна! Практически море дошло бы до линии Тобольск-Тюмень. От Салехарда до Тюмени по прямой чуть более одной тысячи километров. На такое расстояние предусматривался заход вглубь материка океанских судов, курсирующих по Северному морскому пути. Указывалось и на издержки реализации проекта: уходило на дно 30 тысяч домохозяйств, оленьи пастбища, родовые угодья, 12 миллионов гектаров сельхозугодий, 175 миллионов кубических метров древесины. Большей частью деловой, ценной: ель, кедр, лиственница, строевая сосна. Но проектировщики за словом

в карман не лезли. В прессе появились заметки о конструируемых инженерами, изобретателями чудных механизмах — «лесоуборочных комбайнах» или плавучих лесокомбинатах, уже существующих в чертежах, схемах. [13]. Однако мнение партийного руководства Тюменской области изменилось под влиянием ученых, низовых партийных организаций, общественности. Например, против проекта на областной конференции выступил секретарь Ханты-Мансийского окружкома КПСС. В 1963 г. Генплан СССР создал комиссию для решения вопроса о целесообразности такого строительства. И хотя дебаты по вопросу не утихали до начала 1970-х гг., М. Е. Бударин в своей вышедшей в 1968 г. книге выступал против создания Нижне-Обской ГЭС. При этом, даже через 15 лет после консервации железной дороги, Михаил Ефимович пишет о принятом решении с сожалением [11, с. 407-408, 410].

Прошло еще 45 лет, и идея Трансполярной магистрали вновь овладела умами логистиков и геополитиков.

Отношения М. Е. Бударина к Обскому северу носило далеко не поверхностный характер. Михаил Ефимович был знаком со многими омскими капитанами судов, работающими на Севере и в Заполярье. С середины 1960-1970-е. гг. по рекам Иртышу и Оби курсировали агитационные теплоходы «Ленинец» и «Макаренко». На судах имелась неплохая библиотека, кинозал, иногда командированный пароходством лектор. На борт теплоходов собирали представителей судовых команд, здесь проходили просмотры кинофильмов, беседы и лекции. Речники долго вспоминали ученого, который с воодушевлением рассказывал об истории края, будущем, которое несет ему добыча нефти и газа. Еще больше он расспрашивал о работе на флоте, о контактах с местным населением, об оценке происходящих на берегах рек изменениях.

Еще в 1952 г. М. Е. Бударин издаёт свою первую книгу «Прошлое и настоящее народов СевероЗападной Сибири». Книга объёмом в 186 страниц была издана в Омском областном государственном издательстве тиражом 10 тысяч экземпляров. Это было первое в послевоенной литературе подобное исследование, пользовавшееся большим спросом. В 1954 г. М. Е. Бударин переходит на работу в Омский государственный педагогический институт им. М. Горького. Причину такого важного шага он сам много раз пояснял в газетных публикациях и интервью: «Журналистика — хорошая школа, но заканчивать её надо вовремя. Хотел писать книги и пьесы». Впрочем, с журналистикой Михаил Ефимович не расстался, его отношение к ней перешло в новое качество. Он продолжал печататься, только не выполняя редакционное задание, а по неиссякаемому интересу к текущей действительности. Михаил Ефимович был членом Союза журналистов СССР, а в январе 2003 г., в год 300-летия российской печати, его наградили Почетным знаком [1, с. 14-15].

К середине 1950-х гг. М. Е. Бударин сформировался как исследователь истории и текущей жизни народов Севера, блестяще владевший пером журналиста и даром рассказчика, что делало его еще и писателем.

История написания М. Е. Будариным «Ермака» связана со следующей легендой. Главным редактором газеты «Известия» в годы работы там Михаила Ефимовича был Л. Ф. Ильичев — будущий академик и секретарь ЦК КПСС по идеологии. Неоднократно

посещавший г. Тобольск М. Е. Бударин написал статью о разрушении памятников Тобольского кремля, о том, что порушили и растащили ограду у памятника Ермаку. Подписывая номер газеты в печать, Л. Ф. Ильичев вызвал автора к себе (М. Е. Бударин находился в это время в Москве) и сказал буквально следующее: «В беседе с Эмилем Людвигом, прогрессивным немецким писателем, товарищ Сталин назвал только трех борцов за народное дело — Болотникова, Разина, Пугачева. А кто такой Ермак? Вы можете более подробно высказать свою позицию по Ермаку. В любом жанре». Был представлен оплачиваемый отпуск для работы в архивах. И через полгода на стол главного редактора легла рукопись исторической драмы «Ермак» [1, с. 14]. (Имел место данный сюжет или нет, неизвестно.

В 1955 г. в Ленинградском издательстве увидел свет двухтомник Е. А. Федорова «Ермак». Евгений Александрович — участник Первой мировой войны и штурма Зимнего дворца, в годы Гражданской — партизанил на Урале под командованием В. К. Блюхера, фронтовик — член писательской группы в Ленинграде, известный под псевдонимами «А. Марута», «Олег Румянцев», «Парткор Е. Ф». Помимо всего он являлся автором трилогии «Каменный пояс». Е. А. Федоров прожил большую творческую жизнь, а его историческая беллетристика была любима советскими людьми и неоднократно переиздавалась. Умер Евгений Александрович 2 апреля 1961 г. [14].

Сценическое воплощение произведения М. Е. Бу-дарина было впервые осуществлено в г. Кургане в 1962 г. в связи с 300-летием города. Спектакль ставил приехавший из г. Омска Л. М. Меерсон. Позже он поставил «Ермака» в Вологодском областном драматическом театре, «Ермак» с большим успехом шел в Омском драматическом и на его гастрольных постановках в Алма-Ате и Усть-Каменогорске [10, с. 60-61]. Всего драма была поставлена в театрах 15 городов Советского Союза. К слову, научное издание книги «Сибирская экспедиция Ермака» крупнейшего советского историка Р. Г. Скрынни-кова появилась в 1982 г.; а издание «Ермак: исторический очерк» омского историка и краеведа А. Д. Колесникова — в 1983 г. Так состоялось возвращение Ермака Тимофеевича в скрижали российской истории.

При этом следует отметить, что речь идет не о разовых постановках. В 1968 г. газета «Тюменская правда» в статье «Большой успех «Ермака» сообщала о 100-й постановке драмы в областном театре [15].

Однако «Ермак» — не единственная постановка Михаила Ефимовича. Ранее в Омском и других зауральских театрах шла его драма «Живой ключ», которая рассказывала о врачах, о современной жизни довоенного поколения [1, с. 14]. Успех имела постановка пьесы «Тайна забытого леса» («Ущелье шамана»), поставленная в НижнеТагильском, Пермском, Тобольском, Арзамасском, Армавирском театрах [10, с. 62].

Другая тема — тема чекистов. М. Е. Бударин обращался к ней трижды, опубликовав в 1968 г. «Были об омских чекистах», в 1977 г. «Были о чекистах» и в 1987 г. книгу «Чекисты». Источниками к написанию книг стали архивы КГБ, для работы в которых он получил допуск. Выход книг сопровождался отзывами в газетах региона. Так, о первой работе читателю в развернутой рецензии «О людях подвига и отваги» на страницах газеты «Омская прав-

да» сообщал доктор исторических наук, профессор Ф. Я. Володарский [16].

Будучи учеником Черлакской средней школы № 2, автору этих строк довелось присутствовать на встрече с Михаилом Ефимовичем. Встреча была связана с книгой «Были о чекистах». Это была очень интересная для меня, решившего поступать на исторический факультет пединститута, встреча. Но приезд профессора был культурным событием районного масштаба. М. Е. Бударин, помимо школы, побывал на предприятиях. Встречаясь с людьми, он не только раздавал автографы, но и беседовал: со школьниками — о выборе профессии, с учителями — о педагогическом труде, с рабочими и служащими — о социально-экономической жизни Омской области и района. Наконец, в завершение, профессор дал интервью районной газете.

Однако все эти годы М. Е. Бударин являлся действующим преподавателем. Как уже указывалось, в 1954 г. он поступил на работу в ОмГПИ им. М. Горького. На основе книги, изданной в 1952 г., в 1957 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова он защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В институте он прослужит с небольшим перерывам (с 1976 по 1980 гг. он работал в созданном в 1974 г. классическом университете, куда был направлен для усиления его кадрового состава) до самой смерти 13 октября 2003 г. [1, с. 14-15].

Преподавание истории в вузе дало многое в её понимании. Наряду с изучением литературы и путешествиями, занятиями в архивах Москвы, Омска, Свердловска, Тюмени, Тобольска, Новосибирска М. Е. Бударин уделяет огромное внимание личному общению с участниками революции. Его руководителем по кандидатской диссертации в 19551956 гг. был профессор МГУ, член партии с 1904 г. М. К. Ветошкин — один из организаторов восстания в Чите в 1905 г., делегат XII Съезда партии, председатель Вологодского губисполкома в 1918 г., нарком юстиции Украины в годы Гражданской войны, автор книг по истории большевизма в Сибири. Знаком был и вёл переписку ученый с членом партии с 1914 г., известной революционеркой Сибири, комиссаром здравоохранения в крае К. П. Чудино-вой и соратником В. И. Ленина, председателем продовольственного комитета Урала и Сибири в 1918 г., затем руководителем книжного издательства в Москве, Героем Социалистического Труда П. И. Воеводиным и многими другими [3, с. 35].

В различные годы М. Е. Бударин руководил кафедрами истории КПСС, марксизма-ленинизма, истории СССР советского периода в ОмГПИ им. М. Горького. Он занимался аспирантской подготовкой, был членом специализированных советов по присуждению ученых степеней. Помимо Омска ученый читал курсы в Тобольском пединституте, в Ханты-Мансийском институте усовершенствования учителей. И, естественно, занимался научным поиском. Одним из объектов этого поиска стала судьба защитника бедняков Ваули Винянга и история народного выступления хантов, манси и ненцев против родовых богачей, появившихся в ходе расслоения родо-племенного общества в первой четверти XIX в. [11, с. 80-81].

Интерес к истории и культуре народов Обского севера привел Михаила Ефимовича к постановке в ряде статей и на заседании института истории, философии и филологии Сибирского отделения Академии наук СССР (г. Новосибирск) вопроса

о необходимости переиздания отдельной книгой мансийского эпоса «Янгал-Маа» («Тундра»), ранее опубликованного в 1933 г. А. В. Луначарским. Предложение поддержал директор названного института академик А. П. Окладников. Доктору филологических наук Ю. С. Постнову и М. Е. Бударину было предложено начать подготовку эпоса к переизданию. Но смерть Ю. С. Постнова не позволила завершить работу [17, с. 49].

В 1968 г., в Омском отделении Западно-Сибирского книжного издательства выходит монография М. Е. Бударина «Путь малых народностей Севера к коммунизму». Объемная работа содержала:

— характеристики архивных источников и историографический обзор истории освоения Обского севера с XVIII в. по современный для автора период;

— исторические и этнографические описания народностей Северо-Западной Сибири с конца XIV по начало XX в.;

— представления о геополитическом значении указанных территорий для развития Российского и Советского государства;

— материалы об изменении социально-экономического уклада, религиозных верований, бытовых и культурных традиций под влиянием русского и других народов России;

— данные о влиянии социалистической модернизации на народы региона;

— описание вклада народов Северо-Западной Сибири в победу над фашизмом;

— анализ развития Обского севера и народов там проживавших под влиянием интенсивной разработки биоресурсов, лесных и нефтегазовых богатств края.

Книга имела подзаголовок «КПСС — организатор социалистических преобразований в национальных районах севера Западной Сибири» [11, с. 1].

В 1971 г. на базе этой монографии в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР была защищена диссертация на соискания степени доктора исторических наук. Так М. Е. Бударин открыл серию «докторских» защит: вторым доктором в г. Омске стал А. Д. Колесников (1973 г.), а третьим — В. М. Самосудов (1974 г.).

Вот здесь стоит обратить внимание на рассуждения о том, был ли М. Е. Бударин партийным историком? Это как посмотреть. Страна только что отметила 50-летие Великой Октябрьской Социалистической революции. Политический режим представлялся незыблемым. Достижения в области развития экономики и социальной сферы выглядели внушительно. Многонациональное государство практически не знало внутренних конфликтов. Вся научная интеллигенция и подавляющая часть творческой работала, претворяя в жизнь решения КПСС. Естественна в данном случае и гражданская позиция М. Е. Бударина. Что касается исследований, то автор статьи представил читателю обзор его монографии. Именно её содержание характеризует Михаила Ефимовича как историка и историографа, этнографа и специалиста по текущим социально-экономическим и геополитическим процессам. Диссертации М. Е. Бударина была защищена в рамках принятых в 1970-е гг. правил. Несомненно, Михаил Ефимович был советским историком, сибиряком, широко разрабатывающим тему русского освоения Сибирского края. Одновременно популяризирую-

щий этот процесс и как журналист, и как писатель. Интерес к результатам деятельности этого человека до сего дня не утих. О чем свидетельствует создание в Историческом архиве Омской области (ИсАОО) Фонда Р-1027, содержащего 482 единицы хранения.

В последующие годы М. Е. Бударин много пишет... В московских сборниках печатались его очерки «Военные контрразведчики», «Книга о делах комсомольских» и др. В первый том омской «Книги памяти» вошла его статья о сибирском тыле в годы Великой Отечественной войны под названием «Деревня выстояла». Вместе с профессором В. М. Самосудовым он выступил в качестве автора и редактора-составителя очерков истории омской партийной организации. Затем выходят книги о путешествиях по Казахстану и Сибири «Вдоль берегов былинных рек», «Путеводитель по Иртышу и Оби», за которые их автор был удостоен премии имени М. В. Певцова [4].

Перестройку М. Е. Бударин воспринял без особых эмоций. За плечами 65-летнего корифея были развенчание культа личности — 1956 г., «славное десятилетие» и борьба с волюнтаризмом — 1964 г. переросшая в негласную реабилитацию сталинизма. В рамках «возвращения к ленинским истокам» Михаил Ефимович издает в 1987 г. книгу «Чекисты», содержащую материалы о репрессированных соратниках Ф. Э. Дзержинского, и книгу «Боец с душой поэта» о сибиряке «бойце ленинской гвардии» В. В. Куйбышеве. Книги выходят огромными для региона тиражами.

Но запущенный сверху маховик идеологического переосмысления берет резко вправо. При этом количество политизированных, антисоциалистических материалов огромно. В 1990 г. М. Е. Бударин покидает ряды КПСС. Однако мы не находим его среди её оголтелых критиков.

Произошедшие в 1991 — 1993 гг. изменения социально-экономической системы государственного устройства и политического режима требовали от ученых-историков комментариев.

Колесников А. Д. — фронтовик, специалист по русскому заселению Сибири, автор многочисленных краеведческих работ, преобразования, происходившие в стране, оценил как антисоветские и антикоммунистические. Впоследствии Александр Дмитриевич отдал немало времени работам, связанным с подвигом воинов-сибиряков в годы Великой Отечественной войны.

Самосудов В. М. — фронтовик-участник Венской наступательной операции, ректор ОГПИ им. М. Горького, депутат ВС РСФСР, заслуженный деятель науки РСФСР в 1970—1980 е гг., создавший направление в историко-партийной науке по проблеме «Деятельность партийных организаций Западной Сибири в период между революциями 1905—1917 гг.», после указанных событий в лекциях и выступлениях все чаще обращался к сталинскому периоду деятельности ВКП (б) и характеризовал партию как «Орден меченосцев», впоследствии Виниамин Михайлович издал ряд книг о «раскрестьянивании» в годы коллективизации.

Но М. Е. Бударин — журналист и писатель, являющийся долгие годы историком, обладающим широтой знаний и обращавшимся ко многим сюжетам отечественной и сибирской истории, «взял паузу». Он продолжал работать. В 1999 г. вышла книга «Учись понимать прекрасное». В этом учебном пособии профессор просто, доходчиво говорит о прекрасном, вечном: искусстве, природе, чело-

веческих взаимоотношениях. В книгу «Пушкин и Сибирь» помещена сцена из его драмы «Сказание о Таре», очерки о друзьях Пушкина — декабристах, а также пьеса «Ужель та самая Татьяна». В 2003 г. в газете «Криминал» была опубликована пьеса «Верховный правитель (Последняя любовь Колчака)». В газетном варианте автор отдал её в Омский драмтеатр, членом попечительского совета которого являлся [4].

В разговорах со студентами и преподавателями Михаил Ефимович соглашался с тем, что Гражданская война принесла народу горе и страдания, иногда он делился беззлобными байками-воспоминаниями из истории социалистического строительства, но не более. Современность, в том числе политическая, живо интересовала его. Автор этих строк, завершая докторскую диссертацию, обратился к Михаилу Ефимовичу с просьбой о её рецензировании в качестве монографии к защите. Работа была прочитана, рецензия предоставлена. А в 2003 г. М. Е. Бударин дал рецензию на книгу «Политические партии, общественно-политические движения, пресса, избиратель Западной Сибири: проблемы взаимовлияния. 1988—1996 гг.», изданную в ОмГАУ для использования в качестве пособия студентами-регионоведами.

Будучи депутатом Законодательного собрания Омской области (ЗСОО), я так же активно публиковался в оппозиционной печати и выступал в качестве политолога популярной телепрограммы «СТВ-3». Вот тогда-то Михаил Ефимович по-отечески предостерег от подобной активности, мотивируя свои опасения наличием «бандитов» среди власть имущих.

С середины 1990-х гг., при обилии материалов по истории, интерес к ней падал. Процесс этот не прошел мимо внимания ученого. В 1996 г. он обращается к председателю Комитета по образованию Администрации Омской области И. В. Меха с предложением издать альманах или журнал «Родники сибирские», где широко освещались бы история и литература края. Журнал, по мнению Михаила Ефимовича, должен быть рассчитан на учителей и преподавателей, любителей истории края. Данных о каком-либо ответе на предложение мы не имеем [18]. Автору этой статьи довелось ознакомиться, а впоследствии участвовать в издании рукописи «Над Омью град старинный (летопись города в биографиях выдающихся омичей, повествование о важнейших событиях в хронике Омска)», принадлежащей перу М. Е. Бударина.

Повышение интереса к истории Отечества ученый и просветитель видел через призму обращения к истории малой Родины, её прославившихся на всю страну и уважаемых только в родном посёлке или городе сынов и дочерей.

Огромные надежды в налаживании деятельности по созданию подобного типа исторических исследований он возлагал на ученых-историков ОмГПУ [19, с. 96].

Умер Михаил Ефимович Бударин 13 октября 2003 г.

Дочь М. Е. Бударина, В. М. Косьмина, в 2010 г. в газете «Ишимская правда» рассказывала землякам Михаила Ефимовича, что он «написал шестнадцать книг. Неисчислимо количество его газетных и журнальных публикаций. Он никогда их не считал, так как не придавал значения внешней, формальной стороне дела. Он просто очень много и плодотворно работал» [4]. Таким он и запомнился

всем тем, с кем соприкоснулась его многосторонняя деятельность.

Библиографический список

1. Новиков С. Летописец Сибирского края // Омская муза. 2016. № 3 (41). С. 12-15.

2. Казаринова Ю. А. Лариха. Описание // Культурно-историческое наследие села. URL: http://nasledie-sela.ru/ places/TYU/1235/14533/ (дата обращения: 15.12.2019).

3. Колесников А. Д. Знаток и патриот родного края (мотивы революционной истории в работах М. Е. Бударина) // Михаил Ефимович Бударин и его история Сибирского края / сост. И. В. Меха, С. В. Новиков; под ред. И. В. Цыгановой, С. В. Новикова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 32-41. ISBN 978-5-8268-1995-1.

4. Косьмина В. М. Слово об отце // Михаил Ефимович Бударин и его история Сибирского края / сост. И. В. Меха, С. В. Новиков; под ред. И. В. Цыгановой, С. В. Новикова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 5-32. ISBN 978-5-8268-1995-1.

5. Постановление СНК СССР от 26.10.40 № 638. URL: https://taii-liira.livejournal.com/148017.html (дата обращения:

28.12.2019).

6. Самсонов А. Как Сталин «платное образование» ввел. URL: https://topwar.ru/96335-kak-stalin-platnoe-obrazovanie-vvel.html (дата обращения: 28.12.2019).

7. Косьмина В. Судьба отца в судьбе Сибири // Ишимская правда. 2010. № 137. 29 ноября.

8. Бударин М. Е. Автобиография. Подготовлена к печати А. М. Лосуновым // Михаил Ефимович Бударин и его история Сибирского края / сост. И. В. Меха, С. В. Новиков; под ред. И. В. Цыгановой, С. В. Новикова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 90-93. ISBN 978-5-8268-1995-1.

9. Дернешев А. В., Гузяева Е. А., Вегнер А. А. О добыче угля в Кузбассе в годы Великой Отечественной войны // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2010. № 4 (80). С. 195-202.

10. Назимова В. Ш. Проза и драматургия М. Е. Бударина // Михаил Ефимович Бударин и его история Сибирского края / сост. И. В. Меха, С. В. Новиков; под ред. И. В. Цыгановой, С. В. Новикова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 51-63. ISBN 978-5-8268-1995-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бударин М. Е. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму. КПСС — организатор социалистических преобразований в национальных районах севера Западной Сибири. Омск, 1968. 474 с.

12. Брошенная дорога (Стройка 501/503). URL: http:// www.rzd-expo.ru/history/salekhard_igarka_quot_abandoned_ road_quot_ (дата обращения: 29.12.2019).

13. Меньшиков А. Архивы рассказывают о проекте покорения Оби // Российская газета. 2013. 5 февраля.

14. Евгений Александрович Федоров. Биографическая справка. URL: http://book-hall.ru/event/710 (дата обращения:

12.01.2020).

15. Тюменская правда. 1968. 19 ноября.

16. Омская правда. 1968. 3 августа.

17. Прибыльский Ю. П., Костецкий Ю. В. М. Е. Бударин как исследователь Севера // Михаил Ефимович Бударин и его история Сибирского края / сост. И. В. Меха, С. В. Новиков; под ред. И. В. Цыгановой, С. В. Новикова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 41-49. ISBN 978-5-8268-1995-1.

18. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. Р-3733. Оп. 1. Д. 108. Л. 2-3.

19. Бударин М. Е. Над Омью град старинный. Летопись города в биографиях выдающихся омичей, повествование о важнейших событиях в хронике Омска // Михаил Ефимович Бударин и его история Сибирского края / сост. И. В. Меха, С. В. Новиков; под ред. И. В. Цыгановой, С. В. Новикова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. С. 95-176. ISBN 978-5-82681995-1.

для цитирования

Новиков С. В. Михаил Ефимович Бударин — ученый и просветитель. Из истории культуры в Сибирском крае ноВикоВ Сергей Валентинович, доктор историче- (1940-2000-е гг.) // Омский научный вестник. Сер. Обще-ских наук, профессор (Россия), профессор кафедры ство. История. Современность. 2020. Т. 5, № 2. С. 92-100. DOI: дополнительного профессионального образования. 10.25206/2542-0488-2020-5-2-92-100. SPIN-код: 7226-1354

AuthorlD (РИНЦ): 650930 Статья поступила в редакцию 31.01.2020 г.

Адрес для переписки: zatoncherlak62@inbox.ru © С. В. новиков

UDC 93/94+373+378+929+908 S V NOVIKOV

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-92-100

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

MIKHAIL EFIMOVICH BUDARIN -SCIENTIST AND ENLIGHTENER. FROM HISTORY OF CULTURE IN SIBERIAN TERRITORY (1940's - 2000's)

Socialist construction carried out in the USSR is a separate topic based on knowledge of the history of the social and economic development of the country of study. One of the researchers and popularizers of socialist construction was M. E. Budarin. As a journalist, he conveyed to his contemporaries information about the transformations taking place in the Ob North, as a writer he created pictures of the life and life of the peoples of Siberia in various periods of their history. Appeal to scientific activity has become a step in understanding the history of the development of the region studying the activities of authorities in its development, analysis of the impact of development on the peoples of the region.

The teaching work expanded the possibilities of popularizing the history of the entry of Siberia into Russia and the transformation of the region in the Soviet period. Over the years of activity, the multifaceted personality of M. E. Budarin was revealed, who embodied in his work all the difficulties of Soviet history. Keywords: Ishim, development of the Tyumen north, Ermak, the history of Siberia, journalism, The Russian Civil War in belles-lettres.

References URL: https://taii-liira.livejournal.com/148017.html (accessed:

28.12.2019). (In Russ.).

1. Novikov S. Letopisets sibirskogo kraya [Chronicler of 6. Samsonov A. Kak Stalin «platnoye obrazovaniye» vvel Siberian region] // Omskaya muza. Omskaya Muza. 2016. No. 3 [How Stalin introduced «paid education»]. URL: //https://topwar. (41). P. 12—15. (In Russ.). ru/96335-kak-stalin-platnoye-obrazovaniye-vvel.html (accessed:

2. KazarinovaYu.A. Larikha. Opisaniye[Larikha. Description]// 28.12.2019). (InRuss.).

Kul'turno-istoricheskoye naslediye sela [Cultural and historical 7. Kos'mina V. Sud'ba ottsa v sud'be Sibiri [The fate of the

heritage of village]. URL: http://naslediye-sela.ru/places/ father in fate of Siberia] // Ishimskaya pravda. Ishimskaya Pravda.

TYU/1235/14533/ (accessed: 15.12.2019). (In Russ.). 2010. No. 137. November 29. (In Russ.).

3. Kolesnikov A. D. Znatok i patriot rodnogo kraya (motivy 8. Budarin M. E. Avtobiografiya. Podgotovlena k pechati revolyutsionnoy istorii v rabotakh M. E. Budarina) [Connoisseur A. M. Losunovym [Autobiography. Prepared for publication by and patriot of his native land (the motives of revolutionary history A. M. Losunov] // Mikhail Efimovich Budarin i ego istoriya in works of M. E. Budarin)] // Mikhail Efimovich Budarin i ego Sibirskogo kraya [Mikhail Efimovich Budarin and his history of istoriya Sibirskogo kraya [Mikhail Efimovich Budarin and his Siberian region]. Omsk: OSPU Publ., 2016. P. 90-93. ISBN 978-5-history of Siberian region]. Omsk: OSPU Publ., 2016. P. 32-41. 8268-1995-1. (In Russ.).

ISBN 978-5-8268-1995-1. (In Russ.). 9. Derneshev A. V., Guzyayeva E. A., Vegner A. A. O dobyche

4. Kos'mina V. M. Slovo ob ottse [Word about the father] // uglya v Kuzbasse v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [About Mikhail Efimovich Budarin i ego istoriya Sibirskogo kraya coal mining in Kuzbass during the Great Patriotic War] // Vestnik [Mikhail Efimovich Budarin and his history of Siberian region]. Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Omsk: OSPU Publ., 2016. P. 5-32. ISBN 978-5-8268-1995-1. Bulletin of the Kuzbass State Technical University. 2010. No. 4 (In Russ.). (80). P. 195-202. (In Russ.).

5. Postanovleniye SNK SSSR ot 26.10.40 № 638 [Decree of the 10. Nazimova V. Sh. Proza i dramaturgiya M. E. Budarina Council of People's Commissars of the USSR of 10.26.40. No. 638]. [M. E. Budarin's prose and drama] // Mikhail Efimovich Budarin

i ego istoriya Sibirskogo kraya [Mikhail Efimovich Budarin and his history of the Siberian region]. Omsk: OSPU Publ., 2016. P. 51-63. ISBN 978-5-8268-1995-1. (In Russ.).

11. Budarin M. E. Put' malykh narodov Kraynego Severa k kommunizmu. KPSS — organizator sotsialisticheskikh preobrazovaniy v natsional'nykh rayonakh severa Zapadnoy Sibiri [The way of small peoples of Far North to communism. The CPSU is the organizer of socialist transformations in national regions of north of Western Siberia]. Omsk, 1968. 474 p. (In Russ.).

12. Broshennaya doroga (Stroyka 501/503) [Abandoned Road (Construction 501/503)]. URL: http://www.rzd-expo.ru/history/ salekhard_igarka_quot_abandoned_road_quot_ (accessed: 29.12.2019). (In Russ.).

13. Men'shikov A. Arkhivy rasskazyvayut o proyekte pokoreniya Obi [Archives talk about the Ob project] // Rossiyskaya gazeta. Rossiyskaya Gazeta. 2013. February 5. (In Russ.).

14. Evgeniy Aleksandrovich Fedorov. Biografichechkaya spravka [Evgeny Alexandrovich Fedorov. Curriculum Vitae]. URL: http://book-hall.ru/event/710 (accessed: 12.01.2020). (In Russ.).

15. Tyumenskaya pravda. Tyumenskaya Pravda. 1968. November 19. (In Russ.).

16. Omskaya pravda. Omskaya Pravda. 1968. August 3. (In Russ.).

17. Pribyl'skiy Yu. P., Kostetskiy Yu. V. M. E. Budarin kak issledovatel' severa [M. E. Budarin as an explorer of the north] // Mikhail Efimovich Budarin i ego istoriya Sibirskogo kraya [Mikhail Efimovich Budarin and his history of Siberian region]. Omsk: OSPU Publ., 2016. P. 41-49. ISBN 978-5-8268-1995-1. (In Russ.).

18. Istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti (IAOO) [Historical Archive of Omsk region (HAOR)]. File: R-3733/1/108/2-3. (In Russ.).

19. Budarin M. E. Nad Om'yu grad starinnyy.(letopis' goroda v biografiyakh vydayushchikhsya omichey, povestvovaniye o vazhneyshikh sobytiyakh v khronike Omska [Above Om, the old city. Chronicle of the city in biographies of prominent Omsk residents, narration of most important events in Omsk Chronicle] // Mikhail Efimovich Budarin i ego istoriya Sibirskogo kraya [Mikhail Efimovich Budarin and his history of Siberian region]. Omsk: OSPU Publ., 2016. P. 95-176. ISBN 978-5-8268-1995-1. (In Russ.).

NoVIKoV sergey Valentinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of Continuing Professional Development Department. SPIN-code: 7226-1354 AuthorlD (RSCI): 650930

Address for correspondence: zatoncherlak62@inbox.ru For citations

Novikov S. V. Mikhail Efimovich Budarin — scientist and enlightener. From history of culture in Siberian Territory (1940's —2000's) // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2020. Vol. 5, no. 2. P. 92-100. DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-2-92-100.

Received January 31, 2020. © s. V. Novikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.