Михаил Алексеевский
ДЕНЕЖНАЯ МАГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАГОВОРОВ НА БОГАТСТВО В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ*
В постсоветской России деньги и богатство, прежде считавшимися чем-то «грязным» и «преступным», начинают занимать одно из главных мест в иерархической системе общественных ценностей. При этом в сложившихся социоэкономических условиях зарабатывание «больших денег» становится непредсказуемым и порой опасным занятием. В этой ситуации магия - один из способов воздействовать на этот процесс: решить насущные проблемы или сделать будущее более определенным. Использование заговоров и ритуалов из книг является одним из самых недорогих способов прибегнуть к помощи магии, поэтому такие пособия оказались популярными и востребованными на книжном рынке. Однако тексты заговоров имеют не большое отношение к фольклорной заговорной традиции.
К настоящему времени одним из наиболее объемных научных изданий фольклорных заговоров является публикация текстов из архива студенческих экспедиций МГУ 1953-1993 гг., которая содержит 2500 текстов. Для издания же практического сборника заговоров необходимо значительно больше текстов. Показательно, что одна из таких книг называется «7777 лучших заговоров от лучших целителей России». Из этого следует, что научные экспе-
* Алексеевский М. Денежная магия для чайников: Конструирование заговоров на богатство в постсоветской России // Фетиш и табу: Антропология денег в России. - М.: ОГИ, 2013. - С. 72-103. 216
диции за 40 лет работы смогли собрать в три раза меньше текстов, чем авторы данного сборника.
На самом деле уже давно известно, что подавляющее число заговоров, которые публикуются в популярных изданиях по практической магии, являются выдумкой, псевдофольклором. Этой деятельностью занимаются как журналисты и издатели, так и профессиональные фольклористы. Что же касается «заговоров на богатство», то их в сборниках аутентичных заговоров, составленных российскими этнографами, нет совсем. Есть заговоры и заклинания с целью сохранить благополучие хозяйства, защитить его от урона. В некоторых текстах встречаются элементы продуцируемой магии, направленной на улучшение благосостояния, однако там никогда не упоминаются деньги или богатство. Подобного в русской народной культуре не существует. Своего рода исключением можно считать заговоры, помогающие искать спрятанные клады, но основная цель этих заговоров не в том, чтобы сделать человека богатым, а чтобы разрушить магические чары, наложенные на клад, чтобы его было невозможно найти.
Все это свидетельствует об отрицательном отношении к изобилию денег и чрезмерному богатству, существовавшему в культуре России XIX - начала ХХ в.
В изменившихся социоэкономических условиях сложились две основные стратегии создания изданий, посвященных привлечению богатства: традиционалистская и постмодернистская. Традиционалистская модель подразумевает опору на практики русской народной магии, которые оказываются востребованными у аудитории, знакомой с этой традицией. Ключевыми факторами успеха в данном случае являются конструирование мифологического образца авторитетного магического специалиста (народного целителя), а также качество магических текстов, которые должны соответствовать читательским ожиданиям, но при этом функционально подходить для практического применения (например, популярные в русских деревнях магические тексты, которые необходимо произносить весной во время первого выгона скотины на пастбище, едва ли будут полезны жителям больших городов).
Наиболее успешным в этом отношении оказывается проект «Заговоры сибирской целительницы» (целительница -Н. Степанова). По состоянию на лето 2013 г. в рамках этого проекта было выпущено 34 тома. Его создатели явно ориентируются на
Михаил Алексеевский
определенные культурные стереотипы, связанные с восприятием знахарей в российском обществе. Книги создают образ немолодой женщины, унаследовавшей магические знания от бабушки, известной деревенской знахарки; это верующая женщина, которая в своей магической практике использует не только заговоры, но и христианские молитвы. Цель ее жизни - помогать людям. При этом о личности самой целительницы нет достоверной информации, а люди, приехавшие на личную консультацию, сходятся на том, что ее роль исполняют разные женщины.
Заговоры на богатство помещены в раздел «Как приумножить капитал». Кроме того, в разделе «Дела торговые» помещены заговоры, которые должны помочь разбогатеть владельцам магазинов и продавцам. Большинство заговоров на богатство ориентировано на решение конкретных проблем. Проект также подразумевает активное взаимодействие с целевой аудиторией: кроме заговоров и магических советов в книге публикуются фрагменты писем читателей, которые, как и сами заговоры, скорее всего, являются сочиненными.
Постмодернистскую модель представляет книга «Денежный календарь» (издательство «Вектор», которое выпускает календари с практическими советами на каждый день). Он ориентирован на жителей мегаполисов, плохо знакомых с традициями крестьянской магии, зато хорошо знакомых с западной эзотерической литературой.
Книга структурирована как календарь, где на каждый день даются «Задача», «Ритуал» и «Совет дня». Подразумевается, что читатель должен каждое утро знакомиться с «Задачей» и «Советом дня», а потом выполнять предписываемый денежный ритуал. Личность автора в «Денежном календаре» не имеет никакого значения. В книге нет никакой информации о том, кто является ее составителем. В отличие от сборников заговоров, где большое значение имеют древность и сакральность магических текстов, денежные ритуалы из «Календаря» не имеют исторической основы, более того, их рекомендуется создавать любому желающему. Книга построена как своего рода психологический тренинг для тех, кто хочет разбогатеть. Советы имеют практический смысл и не связаны напрямую с магией. Некоторые из ритуалов больше похожи на медитацию с применением техники самовнушения, и должны помочь человеку сосредоточиться на поставленной задаче и добиться ее выполнения. Происхождение денежных ритуалов и 218
заговоров, представленных в пособии, не имеет большого значения, они могут заимствоваться из любого доступного источника (скорее всего из Интернета) или создаваться читателем самостоятельно. В любом случае денежные заговоры - это не продолжение традиции, а ее переизобретение, спровоцированное новыми запросами потенциальной целевой аудитории.
Несмотря на различия практических пособий по денежной магии, их объединяет общая идея: что деньги - это благо, а стремление быть богатым представляется естественным для человека.
Другой идеологической константой всех этих книг, несмотря на различные стратегии магического воздействия на финансы, является представление о том, что магия способна помочь человеку улучшить свое материальное положение.
Третьей объединяющей идеей становится своеобразный культ денег, которые начинают восприниматься как живые существа, обладающие собственной волей. Представления об одушевленных деньгах и «денежной энергии» ярче проявляются в «Календаре», ориентированном на молодых жителей крупных городов, а эклектичность, использованная в этом издании, типична для постмодерна.
Т.А. Фетисова