Научная статья на тему 'Михаил Александрович новоселов как православный мыслитель и миссионер'

Михаил Александрович новоселов как православный мыслитель и миссионер Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.А. НОВОСЕЛОВ / M.A. NOVOSELOV / ЦЕРКОВНЫЙ ИЗДАТЕЛЬ / CHURCH PUBLISHER / ПУБЛИЦИСТ / PUBLICIST / НОВОМУЧЕНИК / ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ / ECCLESIOLOGY / МИССИОНЕР / MISSIONARY / NEW MARTYR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комелягина Е.Ю.

В статье обобщены данные о жизненном пути М.А. Новоселова церковного издателя и публициста, прославленного как новомученик, жившего и работавшего на рубеже XIX-XX веков с использованием опубликованных ранее доступных источников, архивов Федеральной Службы Безопасности, мемуарной литературы. Приоритетной тематикой в его произведениях занимала экклезиология. Приведены характерные черты и воззрения М.А. Новоселова на различные аспекты церковной жизни. Приведен анализ его работ с миссионерской точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mikhail Aleksandrovich Novosyolov as an Orthodox thinker and missionary

The article summarizes the data about the life of M.A. Novoselov the church publisher and publicistб glorified as a new Martyr, who lived and worked at the turn of XIX-XX centuries with the use of previously published sources, archives of the Federal Security Service, memoirs. The priority theme in his works was occupied by the ecclesiology. The characteristics and beliefs of M.A. Novoselov on various aspects of Church life are given. The analysis of his works from the missionary point of view is discussed.

Текст научной работы на тему «Михаил Александрович новоселов как православный мыслитель и миссионер»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 550-556

Михаил Александрович Новоселов как православный мыслитель и миссионер

Е.Ю. Комелягина

Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23 стр. 5а

Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities"

Novokuznetskaya str., 23, building 5a, Moscow 115184 Russia

Ключевые слова: М.А. Новоселов, церковный издатель, публицист, новомученик, экклезиология, миссионер.

Key words: M.A. Novoselov, Church publisher, publicist, new Martyr, ecclesiology, missionary.

Резюме: В статье обобщены данные о жизненном пути М.А. Новоселова церковного издателя и публициста, прославленного как новомученик, жившего и работавшего на рубеже XIX-XX веков с использованием опубликованных ранее доступных источников, архивов Федеральной Службы Безопасности, мемуарной литературы. Приоритетной тематикой в его произведениях занимала экклезиология. Приведены характерные черты и воззрения М.А. Новоселова на различные аспекты церковной жизни. Приведен анализ его работ с миссионерской точки зрения.

Abstract: The article summarizes the data about the life of M.A. Novoselov the church publisher and publicistб glorified as a new Martyr, who lived and worked at the turn of XIX-XX centuries with the use of previously published sources, archives of the Federal Security Service, memoirs. The priority theme in his works was occupied by the ecclesiology. The characteristics and beliefs of M.A. Novoselov on various aspects of Church life are given. The analysis of his works from the missionary point of view is discussed.

[Komelyagina E.Yu. Mikhail Aleksandrovich Novosyolov as an Orthodox thinker and missionary]

В тяжелые, смутные для России времена, Господь посылает людей, способных своею жизнью укрепить в вере и послужить настоящим примером истинного христианина для всех остальных. XX век явил целый сонм мучеников и исповедников Российских. Одним из них был Михаил Александрович Новоселов, он был известным религиозным писателем и издателем начала XX века. Его жизнь пришлась на один из самых сложных и трагичных периодов нашей истории.

С точки зрения духовной он прошел тяжелый путь от фактически отрицания Церкви, будучи толстовцем, до исповедания и мученической кончины за Христа. Между тем, нельзя сказать, что позиция Михаила Александровича как христианина совпадала во всех спорных ситуациях с официальной позицией Церкви. Как раз наоборот, Новоселов чаще был в оппозиции к Синоду или другим формам Высшего Церковного Управления. Вероятнее всего, основной причиной подобной ситуации были особенности его мировоззрения. Это был человек безупречной нравственности, совершенно не склонный к компромиссам, если выбор стоял между абсолютными ценностями и их заменой на что-то менее важное с его точки зрения. Причем это распространялось на все сферы жизни общества. Так, в богословском споре об имяславии он отстаивал (причем достаточно жестко) позицию имябожников, в отношении к Григорию Распутину был на стороне обличителей «старца», после революции примкнул к иосифлянам, за что был впоследствии арестован и расстрелян. Справедливости ради, следует обратить внимание на тот факт, что ни по одному из вышеуказанных спорных вопросов нет канонического решения Церкви. Данный факт означает, что это действительно спорные вопросы, часто находящиеся в сфере личного нравственно-этического выбора. А такая проблема как принадлежность к иосифлянам не является препятствием для канонизации Комиссией по канонизации святых при Священном Синоде РПЦ. В любом случае, нет сомнений, что Михаил Александрович был талантливым, незаурядным человеком, вклад которого в церковную жизнь общины начала XX века с миссионерской точки зрения сложно переоценить.

По сути, вся издательская деятельность Михаила Александровича была миссией. Особенность ситуации в том, что это была внутренняя миссия в православной стране. Труды Новоселова были адресованы широкой аудитории, имели основной целью - осмысление Евангельских истин, при этом материал излагался на понятном для всех языке. При этом сам Новоселов себя писателем не считал, на всех допросах в ОГПУ в графе «профессия» указано «педагог».

Изложение материала Михаилом Александровичем имеет

ряд особенностей. Практически нигде нет его личных рассуждений. Он задает вопрос или обозначает проблему и отвечает словами святых отцов, делая при этом читателя участником своеобразного диалога между автором и святыми отцами. Широкое цитирование святоотеческой литературы, великолепное знание истории, иллюстрация текста письмами или реальными историями обычных мирян, его современников -все это делает чтение довольно сложного вероучительного материала понятным и полезным. В наше время, которое характеризуется определенным подъемом религиозной жизни, большую популярность имеют такие литературные жанры как роман, рассказ, эссе на религиозную тему. Очень редко мы читаем подлинные творения святых отцов. В этой связи постоянное обращение Михаила Александровича к оригинальным творениям святых отцов являет нам несомненную духовную пользу такого чтения. Мы часто недоумеваем, как стало возможной трагедия, случившаяся со страной в XX веке. Из статей Михаила Александровича с описанием отдельных судеб реальных людей можно сделать заключение о том, в каком духовном оскудении находилось общество и тогда становится совершенно очевидно, что катастрофа была неизбежна.

Нельзя не отметить актуальность его произведений и в наше время. А именно, попытка ответить на вопрос о том, что есть Церковь. Эта тема волнует нас также, как самого Михаила Александровича и его современников 100 лет назад. На основании глубокого анализа творений святых отцов, автор выделяет и разделяет два важнейших понятия: Церковь-Организм и Церковь - организация. Церковь-Организм есть истинное Тело Христово и его составляют духовно совершенные люди, следующие за Христом. Тогда как Церковь-организация или церковная организация является общественным институтом. Церковь живет и развивается по закону благодати, отличному от всех других законов. Костяк, основа Тела Христова - не ангелы, а грешные люди. Но это те грешники, которые осознают свою греховность, испытывают постоянную потребность в покаянии, а значит в изменении себя, своей природы. В этой связи обновление церкви заключается не

в смене церковного начальства и активизации приходской жизни, а во внутреннем постоянном устремлении к Церкви как к Организму, живущему по законам благодати. Самим же христианам обещан тяжкий путь, полный лишений и гонений. Все те выводы, которые делает Михаил Александрович полностью соответствуют православной экклезиологии. Удивительно, что этот же человек некоторое время назад крайне неприязненно относился к Церкви как к земной организации, а о том, что Церковь - это еще и надмирная структура - Тело Христово - речь не шла вовсе. Следует отметить, что, в отличие от Л.Н. Толстого Михаил Александрович даже в период толстовства делал различие между христианством как вероучением и христианами, которые это вероучение могут искажать.

Во время непродолжительного периода увлечения идеями графа Толстого, Михаил Александрович, в целом, поддерживал нападки своего учителя на вышеуказанные сферы церковной жизни. Но при анализе его воззрений было выявлено, что он практически не касался богословских вопросов, за исключением отрицания основного догмата - воскресения Христа. При этом в своих последующих работах из всех перечисленных тем основное внимание Михаил Александрович уделял вероучению. Основная идея, которую автор пытался донести до читателей -это бесплодность и тщетность попыток внешнего познания Бога без веры и внутреннего к Нему устремления. В свою очередь внутреннее богопознание возможно для всех (не только монашествующих или достигших святости людей), но при условии соблюдения заповедей Господних и очищения себя от страстей. Михаил Александрович аргументировано обосновывает необходимость восприятия христианского вероучения в его полноте. А это догматика, этика и мистика. Умаление одного из компонентов неизбежно приводит к разбалансировке целостного по своей сути вероучения и его искажению. Примеры: толстовство, где все построено исключительно на этике без догматов и мистики или хлыстовство, где, напротив, этический компонент проигнорирован. Следствием неверного и поверхностного восприятия христианства являются очень серьезным

мировоззренческие сдвиги, меняющие систему базовых ценностей, что в свою очередь ведет к социальной катастрофе. Об истинности его рассуждений свидетельствуют как события XX века, так и происходящее в настоящее время. В наши дни, когда христианство, по убеждению современников нередко представляет собой эклектику из различных верований, включая язычество с элементами магии, этот анализ истинного христианского вероучения, подкрепленный доказательствами из Священного Писания и творений святых отцов, необычайно актуален.

При анализе работ Михаила Александровича в аспекте эволюции его взглядов на вероучительные истины, можно отметить, что он практически не рассматривал тему христианских таинств. Фактически впервые подробно только в «Письмах к друзьям» он рассуждает на эту тему. Причиной разговора с читателем явились серьезные искажения в понимании самой сути таинств, которые проявлялись в нарушениях исполнения внешней, обрядовой их стороны. Примеры: общая исповедь, евхаристия с использованием ненадлежащих веществ.

Вопрос о церковной иерархии Новоселовым рассматривается в аспекте авторитета в церкви. Михаил Александрович делает акцент на том, что в Православии отсутствует внешний авторитет в вопросах веры. В качестве примеров он приводит св. Григория Паламу, не отказавшегося от истины, несмотря на заключение в темницу и давление иерархов, Марка Эфесского, единственного епископа, не подписавшего сомнительный документ об унии, что привело к обесцениванию и краху самой униатской идеи. Так же автор делает ссылку на современные ему события о том, что именно народ, а не пастыри принял принципиальную позицию в отношении живоцерковников и нового стиля. В данном аспекте он указывает на принципиальные отличия между православными и католиками, у которых верность Церкви подменена верою в непогрешимость первоиерарха.

Автор особо подчеркивает о недопустимости отождествления церковной иерархии с Церковью. Подобное отождествление приводит к критике Церкви. Этот тезис как

нельзя актуален для нашего времени. Как часто приходится слышать нелицеприятные рассуждения о Церкви и вере в связи, к сожалению, с недостойными поступками отдельных лиц. Безусловно, каждый христианин должен понимать, что окружающие по его поведению и поступкам судят о Церкви. Но при этом нужно помнить, что любой человек, даже если он высокопоставленный церковный иерарх, является человеком, а значит, подвержен искушениям и может ошибаться.

Богослужение, как таковое, не является предметом рассуждений и анализа автора. Но он нашел очень оригинальный способ затронуть и эту тему. Говоря об отношении современников к христианским праздниками, он подчеркивает, что церковные праздники нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения их духовной ценности. Поэтому недостойное поведение во время праздников - это проявление невежества и является абсолютно неприемлемым.

О духовенстве Михаил Александрович практически не рассуждает, только в периоде толстовства есть указания на его антиклерикальные настроения. Но совершенно очевидно, что эта тема не является приоритетной для него.

Таким образом, анализ жизни и творчества Михаила Александровича являет нам путь истинного преображения человека, путь настоящего христианина полный лишений и невзгод, которые и были обещаны Христом. Господь каждого христианина призвал нести Слово Божие людям в меру своих сил. Как правило. Человек, решивший посвятить сою жизнь Богу, принимает сан или постриг. Михаил Александрович был мирянином, но свою всю жизнь, все творчество отдал делу Церкви и духовного просвещения сограждан. Его труды носят выраженный апологетический характер и могут быть использованы как «методическое пособие» миссионера при общении с очень разными людьми: философами, инославными, атеистами. В заключение хотелось бы привести слова В.Д. Пришвиной: «Около Михаила Александровича все оживлялось, молодело, дышало благожелательством и бодростью, как будто в свое бесприютной, нищей и зависимой ото всех жизни он все-таки был ее господином и повелителем».

Е.Ю. Комелягина / E.Yu. Komelyagina ЛИТЕРАТУРА

Новоселов М.А. 1901. Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочек: Религиозно-философская библиотека. Вып. 1. 69 с.

Новоселов М.А. 1902. Открытое письмо графу Л.Н. Толстому по поводу его ответа на постановление Святейшего Синода. Вышний Волочек: Религиозно-философская библиотека. 16 c.

Новоселов М.А. 1904. Из разговоров о войне. Вышний Волочек: Религиозно-философская библиотека. Вып. 6. 17 с.

Новоселов М.А. 1904. Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. СПб.: Религиозно-философской библиотеки. 9 с.

Новоселов М.А. 1904. О праздниках. - Церковный Вестник. № 23: 717-718.

Новоселов М.А. 1905. Соборное подготовительное совещание. - О возрождении живой церковности. Вышний Волочек: Религиозно-философская библиотека. C. 83-86.

Новоселов М.А. 1905. Голос мирянина. - Русское дело. № 13: 4.

Новоселов М.А. 1905. К вопросу об участии духовенства в выборах в Государственную Думу. - Церковный вестник. № 35: 1091-1093.

Новоселов М.А.1905. Письмо редактору «Русского дела» С.Ф.Шарапову. -Русское дело. № 6: 7.

Новоселов М.А.1912. Григорий Распутин и мистическое распутство. Москва.

Новоселов М.А. 1912. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. - Отдельное издание Религиозно-философской библиотеки. Вып. 30.

Новоселов М.А. 1912. Психологическое оправдание христианства (противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). - Отдельное издание Религиозно-философской библиотеки. Вып.28.

Новоселов М.А. 1912. Светочи Православной Христовой Церкви. - Голос Церкви. № 3: 68-78; № 7: 77-84; № 11: 89-94; № 12: 43-48.

Новоселов М.А. 1913. Светочи Православной Христовой Церкви. - Голос Церкви. № 4: 40-53.

Новоселов М.А. 1913. Папизм в православной церкви. М.: Религиозно-философской библиотеки. 4 с.

Новоселов М.А. 1994. Письма к друзьям. М.: Православного Богословского Свято-Тихоновского института. LIV+354 с.: 6 ил.

Получена/Received: 25.06.2017 Принята/Accepted: 30.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.