Научная статья на тему 'Миграция населения: сущность, функции и виды (правовой аспект)'

Миграция населения: сущность, функции и виды (правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4033
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. М. Нурмагамбетов, С. Б. Нурмагамбетова

В данной статье на основе анализа нормативных правовых актов рассмотрены некоторые теоретические вопросы сущности, функций и видов миграции населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. М. Нурмагамбетов, С. Б. Нурмагамбетова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In given clause on the basis of the analysis of normative legal acts some theoretical questions of essence, function and kinds of population shift are considered

Текст научной работы на тему «Миграция населения: сущность, функции и виды (правовой аспект)»

Трудовое право А.М. НУРМАГАМБЕТОВ,

член Конституционного Совета Республики Казахстан,

доктор юридических наук С.Б. НУРМАГАМБЕТОВА,

доцент Казахского гуманитарно-юридического университета

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ

(ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Миграция населения - общественное явление и, как пространственное движение, свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленность и состав миграционных потоков, ее социальные и демографические последствия существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в разных странах с разным уровнем экономического развития, различными природно-географическими условиями и структурами населения [1, С. 76-77]. Соглашаясь с данным суждением, уместно подчеркнуть, что в регулировании такого общественного явления, как миграция населения, важнейшая роль принадлежит государству и праву.

Общесоциальными признаками государства являются наличие общности людей, связанных между собой духовными, экономическими, политическими, этническими, правовыми и иными коммуникативными отношениями, и публичной власти, которая, будучи верховной, легитимной и правовой, регулирует общественные отношения [2, С. 532]. Государство, как важнейший субъект общественной жизни, несущий главную ответственность за ее состояние, развитие, благопо-лучение, не может быть монофункциональным: оно, в силу своего социального предназначения, выполняемой роли, охвата своим влиянием сфер жизнедеятельности общества, признаков и свойств, всегда полифункционально. С помощью своих функций государство должно удовлетворять возрастающие потребности общества и призвано постепенно, на долговременной основе выполнять общественно складывающиеся многогранные задачи и цели [3, С. 243].

Миграция населения в различных ее проявлениях оказывает существенное влияние на демографическую ситуацию, социальный срез общества, состояние рынка труда, экономическое развитие, национальную безопасность и т.д. Исходя из этого, любое современное государство непосредственно участвует во всестороннем регулировании миграционных процессов, тем более что миграционные потоки, межстрановый обмен тру-

довыми ресурсами в условиях глобализации становятся более интенсивными. Как полагает Т.Я. Хабриева, эффективное государственное регулирование требует установления четких правовых механизмов регулирования миграционных отношений. Сложность и многоаспектность этих отношений обусловливает необходимость создания разветвленной системы правовых норм, направленных как на обеспечение прав мигрантов, так и на регламентацию различных процедур, связанных с деятельностью органов власти в рассматриваемой сфере [4, С. 15]. Таким образом, в сфере миграции, наряду с государством, исключительную роль играет право.

По мнению О.Э. Лейста, сущность права постигается философией права, изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объединений, с особенностями всего комплекса социальных отношений, то есть отношений между индивидами и социальными группами, классами и сословиями, обществом и государством. Право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из различных групп, классов и сословий, народностей и других социальных организаций, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами [5, С. 14].

Как полагает В. С. Нерсесянц, право и государство, согласно развиваемой нами юридико-либертарной теории, - это всеобщие и необходимые формы, соответственно, нормативного и институционального (организационно-властного) бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни [6, С. 194].

Сущность миграции выявляется в ее функциях. Как подчеркнул Л.Л. Рыбаковский, функции - это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, свойства этого явления [7, С. 19].

По мнению Т.Н. Юдиной, функции миграции населения независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных

обществ. Вместе с тем их осуществление во многом зависит от социально-экономических условий конкретных стран [8, С. 325, 326.

Функции миграции напрямую зависят от функции государства. Дело в том, что государство, выполняя свои функции, решает конкретные цели и задачи государственного управления как внутри страны, так и на международной арене.

Безусловно, конкретные функции государства и их направленность во многом зависят от формы организации государственной власти, и в зависимости от поставленных целей и задач, могут существенно дифференцироваться. Вместе с тем функции государства отличаются от функций его отдельных органов, хотя деятельность последних должна осуществляться в рамках основных функций государства. В частности, функции миграции населения осуществляют ряд конкретных государственных органов, но они все подчинены функциям государства и не могут противоречить им. Как отметил М.М. Рассолов, функции современного государства непосредственно обусловлены объективно необходимыми социально желаемыми целями и задачами современного демократического общества. Они зачастую выступают не в чистом виде, а в виде функций-целей и функций-задач. Функции государства проявляются в его фактической деятельности по управлению обществом с учетом явлений всемирной глобализации, интеграции стран, информатизации, борьбы с природными катаклизмами, болезнями. Функции государства юридически регламентированы и организационно обеспечены. В процессе осуществления функций государства может быть вовлечен как весь механизм государства либо большая его часть, так и отдельный государственный орган [9, С. 107-108].

В научной литературе имеется множество классификаций функций государства, но их можно сгруппировать на четыре части, хотя они в известной мере носят условный характер. Во-первых, различают основные и не основные функции государства; во-вторых, различают функции внутренние и внешние; в-третьих, функции делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его развития и временные; в-четвертых, существуют функции общего характера, социально нейтральные, вытекающие из «общих дел» и сами по себе не зависящие от социальной природы, типа того или иного государства, хотя им может предаваться определенная социальная направленность и социально-определенные, зависящие, в частности, от исторического типа того или иного государства [10, С. 200-201].

При возникновении вопроса о том, к какой части функций государства относятся функции миграции, то их можно (конечно, в определенной мере условно) отнести к четвертой группе, относящиеся к функциям общего характера и имеющие социальную направленность в зависимости от исторического типа государства.

Среди наиболее общих функций миграции Т.И. Заславская выделяет ускорительную, селективную и перераспределительную. [11, С. 15]. Б.А. Астриян полагает, что к общим функциям относятся: а) экономическая (перераспределение общей численности населения, связанное с размещением производительных сил между отдельными территориями одной страны или разных стран, в том числе между городскими и сельскими поселениями, природными зонами); б) демографическая (повышение пространственной активности населения, т.е. увеличение многообразия мест жительства); в) социально-культурная (формирование единой культуры путем взаимопроникновения местных и пришлых элементов (культурная колонизация и ассимиляция) [12, С. 11].

Наиболее широкой, емкой функцией миграции населения является перераспределение населения, которое осуществляется при развитии производительных сил, распределении инвестиций с целью создания и укрепления производственных мощностей в пределах различных административно-территориальных единиц населенных пунктов. Как подчеркивает А.С. Прудников, выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, так как мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности. Роль миграции в воспроизводстве населения наиболее значительна в районах с относительно низкой интенсивностью естественного движения [1, С. 78].

Сущность функций селективной миграции заключается в том, что различные социально-демографические группы, участвуя в миграционном процессе, содействуют изменениям качественного состава той или иной территории. По данному показателю можно определить миграционную мобильность и миграционную подвижность той или иной категории населения, в зависимости от пола, возраста, национальности, профессиональной подготовки и т.д.

Ускорительная функция миграции заключается в территориальном перемещении, способствующих изменению социально-психологических характеристик людей, распределению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.

Роль образовательного уровня населения -свидетельство его социального развития, органическим элементом которого является повышение его подвижности. Следует отметить, что все три функции миграции - распределительная, селективная и ускорительная - практически не существуют в «чистом» виде и проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, таких как переселение, все функции проявляют себя в полной мере, тем не менее во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции [13, С. 321-323].

Кроме вышеназванных функций миграции, ряд исследователей выделяет экономическую, социальную, культурную функции миграции, однако, на наш взгляд, выделение их в самостоятельные функции миграции нецелесообразно, так как они охватываются перераспределительной, селективной и ускорительной функциями миграции.

Миграцию населения можно классифицировать по двум основным направлениям: внутренняя (внутригосударственная) миграция и внешняя (международная, межгосударственная) миграция.

Во внутригосударственных миграциях участвуют только граждане данного государства, и осуществляется территориальное перемещение сограждан, не влияющее на общую численность населения страны. Л.Л. Рыбаковский внутреннюю миграцию подразделяет на межтерриториальную и межпоселенную (сельско-городскую). В том и другом случае миграция представляет лишь различный «срез» одного и того же явления -смены населением постоянного места жительства. Переезжая из одного района в другой, население одновременно меняет старый населенный пункт на новый. Это межрайонная миграция, переход из одного населенного пункта в другой одновременно означает и территориальное перераспределение того же населения [13, С. 45-46].

Внешняя (международная, межгосударственная) миграция представляет собой территориаль-

ное перемещение людей, сопровождающееся обязательным пересечением государственной границы и связанное с изменением места жительства и гражданства, обусловленное различными факторами экономического, военно-политического, се-мейно-брачного, национально-культурного характера. Международная миграция максимально соответствует логике глобализации. Объемы миграции имеют тенденцию не только к возрастанию, но и виды миграционных передвижений становятся все более разнообразными по своим культурным и социальных характеристикам. Государство старается поощрять определенные типы миграционных передвижений (например, высококвалифицированной рабочей силы) и препятствовать другим, например, беженцам [14, С. 7].

Межгосударственная миграция населения от внутренней миграции отличается, главным образом, тем, что при международной миграции обязательно пересекается государственная граница и осуществляется соответствующий контроль со стороны государственных органов за выездом и въездом на территорию того или иного государства.

Виды миграции могут дифференцировать по различным критериям по правовому основанию: законную и незаконную; по причинам - на добровольную, вынужденную и принудительную; по временным факторам - на безвозвратную и возвратную.

Согласно ст. 21 Конституции, каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. Каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане имеют право беспрепятственно возвращаться в Республику.

В соответствии со ст.21 и ст.23 Закона РК «О правовом положении иностранцев», иностранцы могут въезжать в Республику Казахстан по действительным заграничными паспортам или заменяющим их документам при наличии въездных виз Республики Казахстан, если иной порядок не установлен соглашением Республики Казахстан с соответствующей стороной.

Иностранцы выезжают из Республики Казахстан по действительным заграничными паспортам или заменяющим их документам при наличии выездных виз, выданных уполномоченными на то государственными органами Республики Казахстан, если иной порядок не установлен соглашением Республики Казахстан соответствующей страной.

Законодательством Республики Казахстан установлено, что иностранцы в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан.

Иностранцы в Республике Казахстан равны перед законом, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий. Использование иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Казахстан, правам и законным интересам ее граждан и других лиц и неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, иностранцы, на законных основаниях находящиеся на территории Республики Казахстан, относятся к категории законных мигрантов, и их правовой статус по многим позициям уравнивается с правами граждан Республики Казахстан.

В научной литературе и внутригосударственной практике выделяют три вида правового режима для иностранцев: режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, специальный режим. При этом такое деление условное, так как в «чистом» виде они не существуют, а лишь в сочетании нг менее двух видов режима. Понятие режима наибольшего благоприятствования, в зависимости от круга общественных отношений, имеет разное предназначение. Так, по словарю-справочнику «Международное право», режим наибольшего благоприятствования - это принцип международных экономических отношений, в соответствии с которым договаривающиеся государства на взаимной основе предоставляют друг другу преимущества и льготы в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых при ввозе и вывозе товаров, и иных правил проведения внешнеторговых операций [15, С. 282].

Применительно к рассматриваемой нами проблеме, режим наибольшего благоприятствования означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав или установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении [16, С. 124]. Суть

данного режима заключается в том, что всем иностранцам, независимо от страны происхождения, предоставляется в стране пребывания общеправовой статус.

Национальный режим представляет собой уравнивание в правах иностранцев с правами граждан страны пребывания, за небольшими изъятиями, связанными с вопросами национальной безопасности. Вместе с тем на практике предоставление национального режима основывается на принципе взаимности, исходя из этого, граждане страны пребывания иностранцев распространяются права государств, гражданами которого является иностранец.

Специальный режим представляет собой установление определенных прав, связанных с особыми местами или ограничениями, выходящими за пределы режима наибольшего благоприятствования, и отличаются от тех прав, которые предоставлены собственным гражданам. Специальный режим, как правило, устанавливается между государствами, имеющими общие границы и на основе заключенных соглашений.

По мнению Н.В. Витрука, с точки зрения действия юрисдикции государства, на территории которого пребывают иностранные граждане, последние в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами и соглашениями делятся на ряд групп. К первой группе относятся иностранные граждане, которые находятся в стране временно или постоянно и подчинены юрисдикции государства в полном объеме, как и граждане этого государства. К ним относятся иностранные студенты, журналисты, спортсмены, туристы и т.д. Вторую группу иностранных граждан составляют члены экипажей военных кораблей, военнослужащие военных частей, они подчиняются юрисдикции государства пребывания, но только в том случае, если совершили противоправные действия не при исполнении ими служебных обязанностей. Вопрос об их ответственности за незаконные действия на территории государства пребывания, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей, решается в дипломатическом порядке. Третью группу иностранных граждан составляют военнослужащие в составе вооруженных сил, пребывающих на чужих территориях (военных базах) в соответствии с международными соглашениями. Эти соглашения определяют объем иммунитета войск на чужой территории, распространяемый только на служебную деятельность военнослужащих. При совершении ими преступлений не при

исполнении своих обязанностей такие военнослужащие подпадают под юрисдикцию страны пребывания. Четвертую группу иностранных граждан составляют лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, гарантирующим им личную неприкосновенность и освобождение от административной, уголовной, гражданской и всякой иной ответственности перед государственными органами страны пребывания.

В пятую группу иностранных граждан входят лица, пользующиеся консульским иммунитетом, при котором они пользуются личной неприкосновенностью, освобождаются от юрисдикции государства пребывания в интересах, связанных с их служебной деятельностью, но подчиняются юрисдикции страны пребывания в случае совершения тяжкого преступления или в случае подачи на них иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

В шестую группу иностранных граждан входят лица, получившие политическое убежище. Седьмую группу составляют граждане и лица без гражданства, получившие статус беженцев. В восьмую группу иностранных граждан и лиц без гражданства входят те из них, кто получил временное убежище на территории страны [17, С. 260-262].

Безусловно, данная Н.В. Витруком классификация на группы иностранцев, пребывающих в том или ином государстве и подпадающих под юрисдикцию государства, на наш взгляд, носит условный характер и зависит от множества факторов: политического и социально-экономического устройства того или иного государства, формы государства, соответствия правовой системы государства международным стандартам, следование национальным традициям и т.д. Кроме того, тот или иной иностранец может входить одновременно в разные группы, либо, изменяя статус, переходить в другие группы с наступлением адекватных правовых последствий. Однако всех иностранцев, входящих в любую из групп, классифицированных Н.В. Витруком, объединяет одно: все они находятся на территории государства на законных основаниях. Как известно, миграционные процессы неоднозначно воздействуют на ситуацию в странах, поэтому государства исключительно важное значение придают правовому режиму пребывания на ее территории иностранцев. Так, согласно Закону РК «О правовом положении иностранцев», постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяе-

мом Правительством Республики Казахстан. Иностранцы, находящиеся в Республике Казахстан на ином законном основании, а также признанные потерпевшими вследствие совершения в их отношении деяний, признаваемых в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан тяжкими и особо тяжкими преступлениями, считаются временно пребывающими в Республике Казахстан. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из Республики Казахстан по истечении определенного им срока пребывания.

Согласно статье 20 Закона РК «О правовом положении иностранцев» иностранцы могут въезжать в Республику Казахстан по действительным заграничными паспортам или заменяющим их документам при наличии въездных виз Республики Казахстан, если иной порядок не установлен соглашением Республики Казахстан с соответствующей стороной.

Въезд в Республику Казахстан иностранцу может быть запрещен:

а) в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка или здоровья населения;

б) если его действия нацелены на насильственное изменение конституционного строя;

в) если он выступает против суверенитета Республики Казахстан, призывает к нарушению единства и целостности ее территории;

г) если он разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную войну;

д) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

е) если он осужден за террористическую деятельность либо признан судом особо опасным рецидивистом;

ж) если он не представил подтверждение о наличии средств, необходимых для пребывания и выезда из Республики Казахстан, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, за исключением оралманов, лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской Советской Социалистической Республики, и членов их семей;

з) если вопреки предыдущего пребывания в Республике Казахстан были установлены факты нарушения им законодательства о правовом положении иностранцев, таможенного, валютного или иного законодательства Республики Казахстан;

и) если при обращении с ходатайством о выезде он сообщил о себе ложные сведения или не

представил необходимые документы в срок, установленный законодательством Республики Казахстан.

Эти запреты на въезд иностранцев в Республику Казахстан закреплены статьей 22 Закона РК «О миграции населения».

Иностранцам, ранее выдворявшимся из Республики Казахстан, запрещается въезд в Республику Казахстан в течение пяти лет со дня вынесения решения о выдворении.

Не рассматриваются ходатайства о приглашении в Республику Казахстан иностранцев со стороны физических и юридических лиц, ранее неоднократно не обеспечивавших соблюдения приглашенными иностранцами законодательства о правовом положении иностранцев.

При въезде в Республику Казахстан иностранцам выдаются миграционные карточки в порядке, предусмотренном Правительством Республики Казахстан.

Визы на въезд или соответствующие им другие документы выдаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Казахстан или в отдельных случаях специально уполномоченными на то представителями Республики Казахстан.

Основаниями для выдачи виз является приглашение принимающей стороны и разрешение уполномоченных на то органов Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.

Из анализа законодательства по регулированию миграции населения Республики Казахстан следузт, что при нарушении правовых установлений въезда иностранцев на территорию страны налицо незаконная миграция, и в него вкладывается широкий спектр взаимоотношений государств и мигрантов. В соответствии со ст.1 Закона РК «О миграции населения», незаконные иммигранты - это иностранцы или лица без гражданства, въехавшие и пребывающие в Республике Казахстан с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда, выезда, пребывания, а также транзитного проезда через территорию Республики Казахстан. В вышеназванном Законе наряду с понятием «мигранты» используется понятие «иммигранты». Указанные дефиниции однопорядковые, но не идентичные.

Иммигранты - это иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного и постоянного проживания. И в соответствии с Законом РК «О миграции населения», иммигранты, получившие вид на жи-

тельство, пользуются в Республике Казахстан всеми правами и свободами, а также несут обязанности наравне с гражданами Республики Казахстан (статья 10). В то же время иммигрантами не являются иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, если они:

1) состоят на воинской службе в частях, расположенных на территории Республики Казахстан;

2) входят в состав дипломатических миссий и международных организаций;

3) находятся на учебе или производственной практике в Республике Казахстан;

4) осуществляют трудовую деятельность на территории Республики Казахстан;

5) осуществляют профессиональную деятельность в религиозных объединениях, официально зарегистрированных в Республике Казахстан;

6) являются представителями иностранных средств массовой информации, радио и телевидения, аккредитованных в Республике Казахстан;

7) прибыли в Республику Казахстан с целью оказания благотворительной и гуманитарной помощи, в качестве туристов для осуществления деловых средств;

8) являются членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта (статья 11).

Таким образом, иммигрантами являются только иностранцы и лица без гражданства, а в предусмотренных ст. 11 Закона РК «О миграции населения» некоторые категории иностранцев не относятся к иммигрантам. Вторым отличительным признаком понятия «иммигранты» является цель прибытия иностранца в Республику Казахстан - это постоянное или временное проживание в Республике Казахстан. Иные причины проживания, например, с целью осуществления трудовой деятельности к понятию «иммигранты» отношения не имеют. Вместе с тем законодатель иногда вносит разночтения в понятийный аппарат. Так, в рамочном Законе Республики Казахстан «Об амнистии в связи с легализацией незаконных трудовых иммигрантов» применяется термин «трудовой иммигрант». Между тем в Законе РК «О миграции населения» понятие «трудовой мигрант» не выделяется.

По Закону РК «О миграции населения», мигранты - это лица, въехавшие в Республику Казахстан и выехавшие из Республики Казахстан, а также переселяющиеся внутри Республики Казахстан вне зависимости от причин и деятельности (статья 1). Если сравнить дефиниции «иммигрант» и

«мигрант», то очевидно, что понятие «мигрант» значительно шире, чем понятие «иммигрант». Во-первых, мигрантом может быть не только иностранец или лицо без гражданства, но и гражданин Республики Казахстан. Во-вторых, понятие «мигрант» охватывает как перемещение физических лиц из одного государства в другое, но также перемещение и внутри государства, которое осуществляется, как правило, гражданами Республики Казахстан. Понятие «мигрант» является родовым и по отношению к понятию «эмигрант». Эмигранты - это граждане Республики Казахстан, выезжающие в другое государство для постоянного или временного проживания (п. 17 ст.1 Закона РК «О миграции населения»).

По причинам миграция населения подразделяется на добровольную, вынужденную и принудительную.

Добровольный вид миграции заключается в том, что физическое лицо свободно, самостоятельно без вмешательства внешних обстоятельств принимает решение о перемещении из одного государства в другое, либо внутри самого государства.

Вынужденная миграция - это перемещение физического лица с постоянным или временным изменением места жительства под давлением внешних обстоятельств и по независящим от него причинам. На практике вынужденная миграция является следствием военных, политических преследований на этнической, конфессиональной и иной основе, вынуждающего человека против его воли покинуть место своего постоянного проживания. Как правило, при вынужденной миграции люди покидают место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или под угрозой преследования и насилия.

Принудительная миграция - это перемещение людей под прямым принуждением со стороны государства. В частности, согласно ст. 28 Закона РК «О правовом положении иностранцев» иностранец может быть выдворен за пределы Республики Казахстан:

а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, - защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранцев, таможенное, валютное и иное законодательство Республики Казахстан;

г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином Республики Казахстан явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в Республике Казахстан.

Решение о выдворении принимается уполномоченными на то государственными органами. К сожалению, в мире набирает силу противозаконная деятельность организованных преступных групп по перемещению людей за пределы страны с целью их использования как живой товар для последующей перепродажи и эксплуатации.

По временным факторам миграция подразделяется на миграцию безвозвратную и возвратную.

Безвозвратную миграцию именуют как постоянную миграцию, суть которой заключается в том, что миграция осуществляется насовсем, без намерения возврата на прежнее место проживания. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещение сопровождается сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе -возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места [13, С. 17-18].

Возвратная миграция предполагает возможность возвращения к месту постоянного проживания после завершения трудовой деятельности, туристической поездки и т.д. Исходя из этого, различают эпизодические, маятниковые и сезонные миграции.

Эпизодические миграции представляют собой деловые, туристические, гостевые и т.д. поездки, совершаемые периодически и различающиеся как по срокам, так и по направлениям перемещения.

Маятниковая миграция связана с ежедневными или еженедельными перемещениями к месту работы в другие населенные пункты страны проживания, либо приграничные населенные пункты сопредельных государств, с которыми достигнуты соответствующие соглашения. На практике центрами притяжения маятниковой миграции для жителей близлежащих населенных пунктов являются крупные города.

Сезонные миграции - это переезд работников, как правило, на несколько месяцев для выполнения работы, относящейся к сезонной, с последующим возвращением на постоянное место проживания. К таким видам относятся сельскохозяйственные и иные заготовительные работы,

для которых в определенные периоды года требуется большое количество рабочей силы. Так, в Алматинской области Казахстана на работу на табачных плантациях в летнее время привлекаются трудовые мигранты из Республики Кыргызстан.

Исследование различных видов миграции позволяет прийти к выводу, что, несмотря на их

многочисленность и разнообразие классифицирующих характеристик, они не являются раз и навсегда данными исходными. При определенных жизненных ситуациях одни виды миграции переходят в другие. Так, эпизодические, маятниковые или сезонные виды миграции при определенных условиях желании самих людей могут преобразоваться в безвозвратный вид миграции.

Использованная литература

1. Государственно-правовые основы миграции населения / Под ред. А.С. Прудникова, М.Л. Тюр-кина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - С. 76-77.

2. Поляков А.В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. - СПб.: СПГУ, 2004. - С. 532.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. - Алматы. АЮ - ВШП -«Одшет», 2003. - С. 243.

4. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2008. - С. 15.

5. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М.: Зерцало-М. - 2002. - С. 14.

6. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма-Инфра-М., 1999. - С. 194.

7. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Вып.5. Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2001. - С. 19.

8. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учебное пособие. - М., РГСУ. Академический проект, 2007. - С. 325-326.

9. Рассолов М.М. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. «Закон и право», 2007. - С. 107-108.

10. Чиркин В.Е. Современное государство. Международные отношения. - М., 2001. - С. 200-201.

11. Заславская Т.И. Миграция сельского населения. - М., 1970. - С. 15.

12. Астриян Б.А. Социальные и трудовые права мигрантов в Российской Федерации. Автореф... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 11.

13. Демографический пояснительный словарь под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М., Центр социального прогнозирования, 2003. - С. 321-323.

14. Юдина Т.М. Социальная миграция: к формированию нового научного направления. - М.: «Дашков и К», 2004. - С. 7.

15. Международное право. Словарь-справочник / Под общей ред. В.Н. Трофимова. - М.: ИНФРА, 1997. - С. 282.

16. Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 1998. - С. 124.

17. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М.: НОРМА, 2008. - С. 260-262.

Берыген мацалада нормативтгк цщыцтыц aumijiepdi сараптау нег1зтде халыцтыц кешт-цонуыныц мэш, функциясы мен турлертщ Keid6ip теориялыц Mdcejejepi царастырылган.

В данной статье на основе анализа нормативных правовых актов рассмотрены некоторые теоретические вопросы сущности, функций и видов миграции населения.

In given clause on the basis of the analysis of normative legal acts some theoretical questions of essence, function and kinds of population shift are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.