УДК 1:325.1
Е. В. Горинова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена миграции населения в призме социальной синергетики. Анализируется сущность современных миграционных процессов, разворачивающихся на арене глобализации. Предпринята попытка синергетического осмысления исторической роли миграции, современных тенденций и закономерностей ее развития, факторов миграционных процессов, аспектов их влияния на различные социальные системы.
Ключевые слова: миграция населения, глобализация, социосинергетика, самоорганизация, социальная система.
Abstract. The article considers the population migration phenomenon in the light of social synergy. The author analyzes the essence of modern migration processes in the scope of globalization. She has undertaken an attempt of synergetic comprehension of historic role of migration, modern trends and its growth regularities, factors of migration processes, aspects of their influence on different social systems.
Key words: migration of the population, globalization, social synergy, self organization, social system.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена непрерывно возрастающей ролью миграции в системе современного общества. Важнейшим фактором гиперболизации этой роли стал процесс глобализации, «эффекты» которой способствуют пополнению «эшелонов» мигрантов по самым различным основаниям: глобализация рынков труда способствует формированию огромных «армий» трудовых мигрантов, в то время как возникающие в результате жесткой дифференциации государств на бедные и богатые военные и социальные конфликты влекут за собой потоки вынужденных мигрантов. Это в свою очередь диалектично вызывает к жизни разнообразные социальные конфликты, обостряет межнациональное, межэтническое и межконфессио-нальное взаимодействие на территориях принимающих государств.
Тема миграции не только системна для современного общества, но и интегративна по своей природе. В ней тесным образом взаимосвязаны разнообразные аспекты исследования общественной жизни: политические, идеологические, культурные, социальные, экономические, духовные и др. В силу этого проблема миграции носит универсальный, междисциплинарный характер. Это нашло отражение в возникновении новых отраслей научного знания: «социология миграции», «конфликтология миграции», «психология миграции», «миграциология».
В современной науке существует множество дефиниций, определяющих сущность миграции населения в призме различных подходов. Так, С. К. Бондырева в своей книге «Миграция: сущность и явление» приводит следующее определение миграции: «Миграция - это естественное проявление мобильности человека, мотивированное его стремлением к улучшению усло-
вий своего существования, к более полному и надежному удовлетворению своих потребностей» [1, с. 47]. Данная формулировка, на наш взгляд, наиболее ярко отражает социально-философский характер феномена, его бытий-ность и психологичность.
Социально-философский анализ миграции населения в системе общества и сопровождающих ее позитивных/негативных феноменов обусловлен тем значением, которое приобретает миграция в современной общественной жизни народов и ее аспектов, их существенного влияния на современные общественные процессы.
Целью нашего исследования является попытка экспликации феномена миграции населения в поле социальной синергетики, рассмотрение различных его сторон в призме выбранного интегративного подхода с привлечением глобализационных контекстов.
1. Характеристика методологии исследования
Научное рассмотрение дифференцированного по своей сути и формам социального явления может быть осуществлено только с применением интегративного подхода. В качестве универсальной методологической основы для рассмотрения сущности процесса миграции нами выбрана социосинергетика как «отрасль синергетического знания, занимающаяся исследованием всего многообразия проблем сущности, эволюции и перспектив существования человеческого рода и человека во всех формах его социального проявления (индивид, личность, семья, социальная группа, культура, религия, политика, экономика и др.)» [2, с. 247].
«Социосинергетика возникает там, где только и возможны качественные методы исследования, где существует понятийная аморфность, она «работает» со случайностями и вокруг случаев, которые не могут быть визуализированы, артикулированы и формализованы традиционными научными подходами. Социумы, говоря языком математики, обладают характеристиками «вычислительной непроводимости системы, - пишет профессор В. С. Капустин. - Предлагаемые синергетикой базовые модели, язык, новые понятия и методы дают надежду выхода на необходимый уровень понимания особенностей и специфики развития современных социокультурных явлений и процессов» [3]. Социально-синергетический подход способен стать важным инструментом анализа: места и роли миграции в современном мире, детерминант и последствий все возрастающих масштабов миграции; выявления точек кризисности в развитии как личности мигранта, так и принимающего социума и эффективного поиска путей по их преодолению; изучения и проектирования технологий адекватного социального управления кризисными человекомерными объектами, миграцией в системе общества в целом.
Как известно, для социосинергетики характерен междисциплинарный подход. Данное качество позволяет социосинергетике не только понять, «с какого места взглянуть», но и сменить это место на другое, рассмотреть проблему с разных сторон. Г. А. Котельников также отмечает, что особенность междисциплинарного подхода, характерного для социосинергетики, «не только в том, чтобы рассматривать явления в различных аспектах, но и в выделении таких его граней, через которые можно обнаружить взаимосвязь изучаемых явлений» [4].
Тем самым социальная синергетика как всякий интегративный подход есть глобальная парадигма взаимодействия наук, отражающая тенденцию их к диалогу и взаимопроникновению. Опираясь на принцип дополнительности, позволяющий исследователю и призывающий его расширить собственную картину мира и научных взглядов посредством заимствования идей, категорий, принципов других научных систем, можно изучить интересующий объект исследования, раскрыть суть тех его граней, познание которых было принципиально невозможным в границах только одной науки. Такой сложной, междисциплинарной «природой» наделены социальные процессы, главным субъектом действия которых является человек.
Но прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению феномена миграции населения в призме социосинергетического подхода, необходимо уделить внимание важнейшему аспекту современности, теснейшим образом связанному с миграцией, - глобализации, процессу объективному, неоднозначному, интегрирующему в себе множество различных тенденций экономического, политического, культурного порядка, охвативших весь земной шар. Заметим, вслед за В. П. Шалаевым, что именно глобальные проблемы современности, насущные потребности общественной практики стали основной причиной выхода науки на новый виток интегративных поисков, в основе которых - междисциплинарный диалог, принцип дополнительности, логика интерпретаций и заимствований [2].
2. Социальные смыслы миграции населения в контексте глобализации
Под глобализацией понимается сложный социально-культурный феномен, характеризующий особенность современного этапа развития человечества как единой системы [2, с. 226]. Глобализация - процесс интеграции стран и народов мира в единую социально-экономическую и культурную общность, основанную на общей системе организации их жизнедеятельности. Поскольку «в своей сущности реализовывающая себя глобализация носит исключительно экономический характер», «сопряжена с решением экономических интересов одних стран (западных) за счет других (стран третьего мира) и является важным инструментом продолжения капитализации общества до масштабов человеческого рода», она несет с собой значительные негативные последствия для развития человеческой культуры и общества [2, с. 227]. Но, несмотря на очевидную бифуркационность многих аспектов глобализации, в научном сообществе присутствует также и интенция к «глобализационному оптимизму», с позиций которого глобализация - динамическая структура процессов беспрепятственного перемещения денег, товаров, услуг, технологий, свободного распространения идей и их обмена. По выражению
В. Г. Ванярхо и В. О. Чкуарели, «главным достижением науки ушедшего века можно считать доказательство того, что все системы являются открытыми» [5]. А открытость социальных систем подразумевает, наряду с перечисленными аспектами, еще и обмен человеческими ресурсами.
В этой связи миграция населения, понимаемая как «смена среды существования человеческими индивидами, социальными группами, поколениями, сообществами с целью обретения более благоприятных условий их социально-экономической и культурной жизнедеятельности» [2, с. 234], может рассматриваться одновременно и как показатель открытости социальных систем (как отдающих, так и принимающих), и как фактор глобализации, ее инстру-
мент (мигрант как носитель уникальных культурных кодов и в то же время как «культурно унифицируемая» единица, как агент занятости в крупных транснациональных компаниях либо актор, привносящий элементы своей культуры в принимающую систему и т.д.).
Культурный аспект миграции в условиях глобализации заключается в том, что она, как известно, помимо экономической составляющей, обладает обширным культурным подтекстом и представляет собой сложнейший по своим проявлениям культурный процесс. По выражению О. Н. Астафьевой, «глобализационные процессы, интегрируя внешнее культурное пространство, усиливают внутреннюю дифференциацию, и современный человек оказывается в середине громадного коллажа» [6]. И в данном, культурном, срезе фигура мигранта выступает как наиболее податливый материал, объект «культурной диффузии», для которого вопросы культурной идентичности в условиях иной среды также являются глубоко экзистенциональными. Выбор собственной культурной позиции индивида часто оказывается жестко детерминированным внешними факторами, интеграционной политикой государства, а значит является конфликтным.
Миграция населения - это и явное последствие глобализации, обусловленное принципиальной открытостью границ (сопряженное с целым рядом сложных по своему содержанию организационных, процедурных и административных моментов, но тем не менее доступное). И наконец, по нашему мнению, миграция населения - это еще и некий индикатор «эффективности» реализации самого глобализационного проекта, поскольку никакие экономические цели, как и цели решения глобальных проблем, не могут быть достигнуты без привлечения человеческого, социального капитала.
Здесь следует заметить, что рассуждения о «роли» миграции в процессе глобализации справедливы в отношении любого типа миграции. Социальные системы являются открытыми как для трудовых мигрантов, так и для вынужденных («выносим за скобки» вопросы правового порядка, прописанные в миграционных законодательствах стран мирового сообщества). Любой мигрант, независимо от мотива миграции, - носитель культурно-этнических кодов, образцов традиционного поведения, знаний. Он же - потенциальный объект «миксиризации» сознания, культурной унификации, конструирования образа «человека глобального», разделяющего принятые (преимущественно) западные культурные и нравственные ценности, либо, напротив, актор процесса дифференциации локальных цивилизаций или процесса формирования мультикультурной среды, базирующейся на принципах плюрализма ценностей и культурного многообразия.
Если рассмотреть отдельно феномен вынужденной миграции в контексте проблем глобализирующегося мира, то можно отметить прямую зависимость фактов возникновения экстремальных ситуаций, порождающих вынужденную миграцию, от глобализационных тенденций, заключающихся: 1) в усилении роста поляризации богатых и бедных стран и народов мира, что провоцирует рост международных конфликтов и катастроф в борьбе стран и народов; 2) в участившихся в последние годы случаях климатических, экологических или техногенных катастроф, вызванных человеческой деятельностью: неограниченной эксплуатацией природных ресурсов, масштабными военными испытаниями или даже экспериментами по изобретению и внедрению новейших вирусов. Таким образом, вынужденная миграция, как и эко-
номическая, также является глобализационно детерминированной, хотя и обусловливается диаметрально противоположными мотивами (сохранение жизни, здоровья).
Сегодня можно констатировать все возрастающее многообразие потоков мировых миграционных передвижений, усложнение их «траекторий» (маршрутов) и векторов социальной направленности (мотивов). Также можно отметить пестрый по своим социальным интенциям «медийный» резонанс, который получает тема миграции в СМИ по всему миру, в результате чего осуществляется конструирование образа мигранта, преимущественно негативного.
Таким образом, миграция населения накрепко «вплетена» в ткань глобализации и является одновременно и ее последствием, и фактором распространения, и даже индикатором эффективности.
3. Миграция как фактор общественных процессов в аспекте социальной синергетики
Рассматривая феномен миграции населения с позиции системносинергетического подхода, можно заключить, что миграция - один из механизмов самоорганизации социальных систем, направленный на преодоление процессов кризисности в точках бифуркации или энтропийных состояний в условиях сложившейся среды.
Энтропия - понятие, характеризующее процессы ослабления внутренней организованности и жизнестойкости системы в условиях сложившейся среды существования. В физике энтропия характеризует процесс перехода системы от более вероятных состояний к менее вероятным, от более организованных к менее организованным формам существования вещества, т.е. характеризует ослабление внутреннего потенциала системы. С одной стороны, энтропия - это процессы ослабления жизнестойкости системы, ее способности к внутренней самоорганизации в меняющихся условиях; с другой - это мощный механизм отбора более жизнестойких систем, важнейший механизм самоорганизации мира. В свою очередь бифуркация представляет собой состояние принципиальной неопределенности путей дальнейшего развития системы. Ее точка - это ветвление путей эволюции. Бифуркация - это закон развития всякой открытой системы, в том числе общества [10].
Как известно, миграция сопровождала человечество на протяжении всей истории. В зависимости от культурного, социального, технического, экономического уровня развития социальных систем в разные периоды истории человечество воспринимало в качестве дестабилизирующих факторов различные условия внешней среды. Факторы энтропии проявлялись в тяжелых природно-климатических условиях жизни, в эпидемиях, войнах, тяжелых социально-экономических условиях, политических и других кризисах. Преодоление тех или иных вызовов и переход на очередную ступень эволюции достигались, в том числе, и посредством смены места жительства.
Кроме средовых вызовов, с развитием общества изменялись и представления о благополучии, достижение которого является главной целью миграции. Типология традиционных форм миграции населения в сжатой форме демонстрирует нам набор предпосылок и целевых установок, в разное время приводивших человечество в состояние пространственной активности. Итак, к традиционным формам миграции относятся:
- расселение: основными факторами переселения и освоения новых земель и континентов в древнейшие времена служили природно-климатические условия, земледельческая и кочевая формы существования, охотничий и рыболовный промыслы, а также естественный прирост населения и деление общин;
- колонизация: целью захвата и освоения территорий становилось не только их освоение, но и потребность в развитии торгово-экономических отношений;
- переселение (сопровождается изменением места жительства, чаще всего носит вынужденный характер) и перемещение (на определенный срок согласно цели миграции) [7, с. 76].
Таким, образом, миграция - одно из средств достижения целей, приоритетных на данной ступени эволюции социальной системы (глобальной или локальной), либо реакция на внешнюю угрозу, проявление способности к самоорганизации. Как пишет В. С. Капустин, «на протяжении веков эволюция социальных систем определялась, прежде всего, поведением действующих в ней процессов, связанных со способностью людей строить свои собственные проекты, иметь собственные желания, догадываться о желаниях и действиях других, выстраивать логику своего поведения на будущее» [3]. Пространственная активность всегда имела и имеет рациональную природу: миграция как ответ на флуктуации внешней среды, как шаг к достижению гомеостазиса системы, а также важный фактор эволюции.
Под гомеостазисом в синергетике понимается тип динамического равновесия сложных самоорганизующихся систем, характеризующийся способностью системы сохранять свои наиболее жизненно важные параметры в допустимых с точки зрения выживания пределах. Другими словами, гомеостазис - это состояние внутреннего порядка системы. Гомеостазис любой системы может достигаться и поддерживаться процессами самоорганизации. Применяя данный подход к социальным системам, можно сказать, что их внутренняя стабильность (гомеостазис) может поддерживаться, в том числе, и посредством миграции населения. Например, в Китае, характеризующемся, с одной стороны, высокой плотностью населения и, с другой, масштабами бедности в аграрных районах, миграция населения выступает одним из способов решения демографического вопроса социумом, т.е. часть китайцев покидает пределы страны [7, с. 79].
Также миграция может быть средством преобразования (в том числе через формирование новых систем) глубоких системных кризисов, связанных с трансформацией или гибелью системы, состоянием хаоса. В области социальных процессов такими примерами могут служить распады социальных систем. Так, распад СССР явился определенным «шоком» для большинства социально-демографических групп населения России. Прежде всего перед большой частью населения встал вопрос о национальном самоопределении, а также возникла проблема «встраивания» в рыночные отношения, успешно сложившиеся в развитых странах. Проблемы общества должно было решать само общество, а не государство, как это происходило до распада СССР [7, с. 79]. Одним из средств решения этих проблем стала миграция. По мнению Н. В. Тарасовой, миграция, «будучи одним из наименее инерционных социально-демографических процессов, гораздо быстрее других реагировала на происходящие в стране перемены в социально-политической и социально-
экономической жизни» [7, с. 78]. Таким образом, миграция представляет собой реакцию людей на деструктивные перемены в жизни общества, способ адаптации, проявляющийся в энергии передвижения и смены места жительства. Однако миграция не всегда приводит к стабилизации жизненной ситуации конкретного человека или группы лиц. Миграция, не приводящая к вертикальной восходящей социальной мобильности, оценивается индивидом как неэффективная и может повлечь за собой повторные попытки мигрировать. Для страны же потеря своих граждан вследствие массовой эмиграции представляет серьезную угрозу, в первую очередь для национальной и экономической безопасности.
В процессе обмена человеческими интеллектуальными и трудовыми ресурсами одни социальные системы выступают донорами по отношению к другим социальным системам, с более благоприятными условиями жизни. С социально-политической точки зрения под благоприятными условиями понимаются: безопасность жизни и здоровья людей, национальная безопасность, наличие территориального пространства для продолжения рода [7, с. 79]. Очевидно, что для «государств-доноров» потеря своих граждан не является благом, особенно, когда речь идет о таком миграционном феномене, как «утечка мозгов».
С точки зрения А. И. Турчинова, в контексте открытости мира и планетарного (глобального) воздействия процессов, происходящих в промышленно развитых странах, можно говорить о «странах - субъектах открытости», которые осуществляют воздействие (информационное, техногенное, ресурсо-опустощающее) на мировые процессы и другие страны - «страны - объекты открытости», на которые и осуществляется это влияние [8]. Под «странами -субъектами открытости» понимаются промышленно-развитые страны, создающие привлекательные условия для образованных людей, высококлассных специалистов, ученых и т.п. с целью поддержания высоких темпов своего развития.
А. И. Турчинов пишет: «Чем можно обескровить страну и лишить ее будущего? Конечно, воздействуя на человеческий потенциал. Распад империй показал, что это может осуществляться за счет разложения (деградации) элиты либо за счет снижения уровня образования, утончения слоя грамотного населения. Выезд из страны крупных ученых, политических деятелей всегда считался потерей для народа. Поэтому с точки зрения воздействия на граждан других стран, «стран - объектов открытости», глобализацию можно рассматривать как форму истощения, снижения их кадрового потенциала» [8].
Другими словами, «страны - субъекты открытости» - это те страны мира, куда стремится абсолютное большинство мигрантов. Это страны с развитой экономикой, широким спектром прав и социальных гарантий, более высоким уровнем потребления и более широким спектром возможностей для заработка. С другой стороны, это страны, уже не способные к самостоятельному, «самодостаточному» воспроизводству, ресурсно истощенные, причем в первую очередь речь идет о производственно-интеллектуальном потенциале жителей. Привлекательные для въезда страны, обладающие более высоким уровнем развития, могут рассматриваться в синергетическом срезе как стра-ны-диссипаторы, т.е. системы, содержащие в себе структуры порядка, характеризующиеся более высоким уровнем упорядоченности или организации -
диссипативные структуры. В физике и химии это понятие обозначает также структуры, требующие для своего существования больше энергии, чем простые структуры. Диссипативные структуры возникают в системе, сумевшей преодолеть состояние своего хаоса (роста энтропии). Однако для поддержания функционирования диссипативных структур внутри системы ей необходима энергия, поскольку «при наличии базового фундамента и стратегической цели развития любое движение нуждается в энергии, без которой просто невозможны любые диссипативные и поступательные преобразования в системе» [9, с. 206]. Как пишет В. А. Моденов, «можно быть выдающимся реформатором, но любую реформу в конечном итоге осуществляют люди, и, если энергетический потенциал общности приближается к критическому минимуму, дальнейшая эволюционная трансформация общества будет постоянно тормозиться дефицитом энергии в системе» [9, с. 206]. Источником энергии для любой социальной системы являются люди. Таким образом, миграция населения - источник поддержания жизнеспособности и заданной эволюционной динамики развития прогрессивных сложноорганизованных социальных систем. Въездная миграция выполняет жизненно необходимую для социальной системы функцию - «энергообмена» с внешней средой.
Социальные системы и подсистемы (страны, регионы, города), обладающие особой привлекательностью для мигрантов, с точки зрения синергетики обладают аттрактивными свойствами и являются аттракторами. Аттрактор - центр притяжения, способный притягивать и организовывать в определенном направлении процесс эволюции каждой системы. Аттрактивные свойства социальных систем или подсистем обусловлены их структурными характеристиками, способностью предложить индивиду более широкий веер возможностей для личного развития и удовлетворения потребностей: от обретения чувства безопасности в случае вынужденной миграции до реализации творческого и интеллектуального потенциала.
Аттрактивными свойствами обладают, как правило, те же высокоразвитые в социально-экономическом плане страны мира, о которых шла речь выше. Кроме государств-аттракторов, можно предположить существование их аттрактивных подсистем - регионов-аттракторов, городов-аттракторов и т.д. Условная дифференциация внутренних подсистем социальной системы на «аттракторов» и «неаттракторов» может быть произведена по критерию наличия в этих подсистемах аттрактивных элементов. Такими элементами, с нашей точки зрения, могут быть: высокий уровень промышленного развития, наличие крупных отраслевых предприятий; высокая концентрация профессиональных образовательных учреждений различного уровня, престижных вузов; высокий уровень организации социальной инфраструктуры, развитие сферы услуг, здравоохранения и т.д.; высокий уровень потребления, развитие сферы культуры, досуга, развлечений и т.д.; широкие возможности трудоустройства на рынке дешевой рабочей силы; наличие предпосылок для функционирования сектора «нелегального труда», деятельности криминальных структур, предоставляющих мигрантам альтернативные способы заработать. Список можно продолжить. Кроме того, аттрактивными свойствами обладают потребности и мотивация личности, ее мировоззрение и ценности, цели, которые человек ставит в жизни, а также страх и другие переживания, приводящие к миграции.
Заключение
Таким образом, сложная социальная природа миграции тесно связана с проявлениями процесса глобализации, привносящей свои нюансы в картину современных миграционных процессов и связанных с ними социокультурных феноменов. И в этом смысле синергетика с ее эвристическим и прогностическим потенциалом, а также универсальным категориальным аппаратом валидна в отношении исследования миграции, как и прочих социальных феноменов. «И хотя на первый взгляд системно-синергетическая парадигма носит как бы относительный характер, в этом ее преимущество. В своих основных целях она актуализирована, созвучна современности и с точки зрения ее проблем, и с точки зрения новой роли науки, и с точки зрения языка исследования действительности. При этом системно-синергетической парадигме удается оставаться открытой и по отношению ко всем всеобщим и общенаучным формам мироосвоения. В основе этой открытости - принцип дополнительности, ставший методологической основой системно-синергетической парадигмы» [10, с. 138-139].
Завершая, хочется отметить, что проблема миграции населения не утратит своей актуальности даже в весьма отдаленной перспективе, поскольку стремление к передвижению и динамике социальной жизни заложено в самой природе человека. Главный двигатель миграции - стремление к наиболее полному удовлетворению человеческих потребностей, а они, как писал К. Маркс, со временем только возрастают.
Список литературы
1. Бондырева, С. К. Миграция (сущность и явление) : учеб.-метод. пособие /
С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - Воронеж : МОДЭК, 2004. - 295 с.
2. Шалаев, В. П. Синергетика социального управления : учеб. пособие / В. П. Шалаев. - Йошкар-Ола : МарГТУ, 2005. - 260 с.
3. Капустин, В. С. Глобализация и социосинергетика / В. С. Капустин. - иКЬ: http://spkurdyumov.narod.ru/Rags10.htm (дата обращения: 12.06.2009).
4. Теория социальной самоорганизации: критика и библиография. - ЦЯЪ: http:// sociosynergetics.narod.ru/sociosynergy1.htm (дата обращения: 30.07.2009).
5. Ванярхо, В. Г. Глобализация как процесс самоорганизации / В. Г. Ванярхо, В. О. Чкаурели. - URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Rags10.htm (дата обращения: 12.06.2009).
6. Астафьева, О. Н. Глобализация как социокультурный процесс / О. Н. Астафьева. - URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Rags10.htm (дата обращения: 12.06.2009).
7. Преображенская, Н. М. Философские аспекты миграционных процессов / Н. М. Преображенская // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. -2004. - № 5. - С. 76-90.
8. Турчинов, А. И. Глобализация и проблемы интеллектуальных ресурсов общества / А. И. Турчинов. - URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Rags10.htm (дата обращения: 12.06.2009).
9. Моденов, В. А. Россия и миграция: История, реальность, перспективы /
В. А. Моденов, А. Г. Носов. - М. : Прометей, 2002. - 328 с.
10. Шалаев, В. П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире / В. П. Шалаев. - Йошкар-Ола, 1999. - 272 с.
Горинова Елена Валерьевна ассистент, кафедра социальных наук и технологий, Марийский государственный технический университет (г. Йошкар-Ола)
E-mail: [email protected]
УДК 1:325.1 Горинова, Е. В.
Миграция населения как объект социально-синергетического осмысления в условиях глобализации / Е. В. Горинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. -№ 4 (20). - С. 69-78.
Gorinova Elena Valeryevna Assistant, sub-department of social sciences and technologies, Mari State Technical University (Yoshkar-Ola)