Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭКСТРЕМИЗМА'

МИГРАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИММИГРАНТЫ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахтамьянов Р. Р.

В данной статье рассмотрена проблема экстремизма и терроризма. Поднимается вопрос объекта и субъекта преступной деятельности, а также лиц, подвергшихся миграционным потокам. Дается краткое описание миграционных процессов и миграции в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION AS A DETERMINANT OF EXTREMISM

This article discusses the problem of extremism and terrorism. The question of the object and subject of criminal activity, as well as persons subjected to migration flows, is raised. A brief description of migration processes and migration in general is given.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭКСТРЕМИЗМА»

5. По делу о проверке конституционности статьи 11 б1 Уголовного кодекса Российской Федерации : Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 г. № 11 -П // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. (дата обращения: 13.10.2021).

О Поезжалов В. Б.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 343.97:343.34:325.1/2(470)

Р. Р. АХТАМЬЯНОВ, преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

R. R. AKHTAMYANOV, teacher of the Department offire and tactical special training of the Ufa law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

МИГРАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭКСТРЕМИЗМА MIGRATION AS A DETERMINANT OF EXTREMISM

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема экстремизма и терроризма. Поднимается вопрос объекта и субъекта преступной деятельности, а также лиц, подвергшихся миграционным потокам. Дается краткое описание миграционных процессов и миграции в целом.

Ключевые слова и словосочетания: миграционные процессы, иммигранты, иностранные граждане, интеграция, экстремизм.

Annotation. This article discusses the problem of extremism and terrorism. The question of the object and subject of criminal activity, as well as persons subjected to migration flows, is raised. A brief description of migration processes and migration in general is given.

Key words and phrases: migration processes, immigrants, foreign citizens, integration, extremism.

В настоящее время актуальной проблемой для научного исследования является экстремизм и его разновидности. В данной статье поднимается вопрос о его причинах, целях и задачах, провоцирующих миграцию населения. Во внешней и внутренней политике страны наблюдается рост противоречий и разногласий между нациями и отдельными народами, которые становятся причиной для общего переселения людей. Миграция, имеющая массовый характер, безусловно провоцирует усиление межнациональных и

межконфессиональных столкновений, повышает напряженность в обществе и стимулирует рост экстремистских проявлений.

Экономические и политические конфликты становятся глобальным звеном в общей структуре экстремистской деятельности. Во многих частях страны происходит резкое увеличение, а также уменьшение миграционных потоков, которые провоцируют деятельность преступной экстремистской направленности. Миграционные потоки зависят от миграционных процессов, которые

возникают между разными субъектами [1]. Это могут быть эмигранты или население с постоянным местом жительства на определенной территории (коренное население).

Важными элементами экстремизма являются субъекты, объекты и предметы преступной деятельности. Важно учесть общественный настрой, то есть психологическую характеристику объекта и субъекта посягательства. При рассмотрении преступника в данном направлении учитываются его психологическое состояние, заболевания, провоцирующие данную преступную сторону, а также внешние факторы, влияющие на род данной деятельности. В постановке проблемы миграции как следствия экстремизма важно определить психологическую направленность тех, кто выступает в роли жертвы. Это могут быть группа лиц, отдельные граждане, толпа либо часть общества с виктимной предрасположенностью. Роль виктимного поведения жертвы, которая может спровоцировать на экстремистские действия преступника, является основополагающей для определения состава преступления и его квалификации.

При проявлении любого субъекта агрессии или насилия, а также при любых провокационных действиях возникает риск повышенного показателя терроризма и экстремизма. Поэтому при первых признаках такой деятельности важно обратить внимание на причинно-следственные связи и предпосылки преступного лица.

Деятельность государства также является главной в поддержке лиц, которые вынуждены иммигрировать в другие субъекты из-за опасной экстремистской обстановки. В 2021-2027 гг. будет действовать план по фонду убежища, миграции и интеграции, в котором прописаны действия по отдельным мероприятиям, направленным на обеспечение защиты и комплексных решений от посягательств террористов и экстремистов.

Данный фонд направлен на финансирование мероприятий по предоставлению помещений и убежищ, для легализации интеграции и миграции в целом. При возникновении чрезвычайной помощи в экстре-

мальной обстановке фонд будет оказывать поддержку посредством материальной и социальной помощи населению совместно с государствами тех территорий, откуда будет спровоцирован приток миграции.

Фонд направлен на дальнейшее укрепление национального потенциала и совершенствование процедур управления миграцией, а также на укрепление солидарности и разделение ответственности между государствами-членами, в частности, посредством оказания чрезвычайной помощи и механизма переселения [2].

Фонд поддержки миграции населения осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- развитие и координация общей системы предоставления убежища и всех необходимых элементов для благополучного состояния лиц, подвергшихся нападения террористов;

- поддержка граждан в легальной миграции государств, которые входят в состав союза фонда АМИФ;

- борьба с незаконной миграцией, а также учет лиц, нелегально пребывающих на территории страны из-за ограничительных мер по отношению к специальному субъекту;

- укрепление общеполитических связей на мировом уровне между странами и разрешение конфликтных ситуаций в различных сферах для предотвращения межнациональных беспорядков.

Внутренняя безопасность страны будет координироваться деятельностью данного фонда путем борьбы с радикализацией, ки-берпреступностью и организованной преступностью для эффективного управления кризисными ситуациями и инцидентами, связанными с безопасностью населения.

Предусмотренные мероприятия включают приобретение надлежащих систем информационных и телекоммуникационных технологий, внедрение более эффективного обмена информацией и передовой практики через сети, а также обучение и подготовку сотрудников правоохранительных, судебных органов и административных учреждений.

Такой подход обеспечит более динамичную и комплексную борьбу с угрозами безопасности, включая возникающие кризисы.

Фонд внутренней безопасности направлен на реализацию следующих задач:

- рост взаимосвязи с подразделениями, которые могут оказать поддержку в специфической деятельности правоохранительных органов, включая подразделения и департаменты стран, не входящих в Евросоюз, а также международные компании и организации;

- увеличение транспортного сотрудничества, связанного с терроризмом и организованной группировкой лиц других преступлений.

Все фонды включают в себя мероприятия по внедрению информационных систем для успешного и эффективного обмена между организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Фонд внутренней безопасности создан для достижения высокого уровня безопасности, в частности, путем борьбы с терроризмом, экстремизмом, радикализацией, организованной преступностью и кибер-преступностью, оказания помощи и защиты жертв преступлений, а также подготовки, защиты и эффективного управления инцидентами и кризисами, связанными с безопасностью. Он будет преследовать три конкретные цели:

- расширение обмена информацией между правоохранительными органами, а также другими компетентными органами, включая страны, не входящие в Евросоюз, и международными организациями;

- активизация трансграничного сотрудничества, включая совместные операции, между правоохранительными органами по борьбе с терроризмом и организованной преступностью с трансграничным измерением;

- поддержка укрепления потенциала в области борьбы с преступностью, терроризмом и экстремизмом, их предупреждение.

Актуальным также остается вопрос создания в данных фондах отдельной службы по оказанию психологической помощи насе-

лению, так как экстремизм и преступления данной направленности затрагивают определенные проблемы мигрантов.

Например, в экономической, социальной или политической сфере затрагивают исторически сложившийся баланс этноса населения. И как следствие, появляются проблемы между этносами. Поэтому после совершения преступной деятельности можно наблюдать разногласия на мировом уровне между народами, этносами и отдельными организациями.

Имеет место быть высокая искусственная латентность преступлений экстремистской направленности. Одной из причин высокого уровня латентности преступлений экстремистской направленности является правовой нигилизм и всеохватывающая миграция. В большинстве случаев мигранты претерпевают акты дискриминации, выраженные в форме насилия и вражды, и не обращаются в правоохранительные органы. Поэтому к последним не поступает вся необходимая информация, а лишь незначительная часть явлений, которые в большей мере совершаются демонстративно, вызывая общественный резонанс. Существует повышенная распространенность трудовых форм эксплуатации, принуждение к психологическому насилию, угрозы, шантаж, изъятие паспортов, ограничение свободы передвижений и подобные явления.

В настоящее время существует Стратегия по противодействию экстремизму в Российской Федерации, которая предотвращает действия ранней стадии экстремизма и раскола в обществе. Данная стратегия обновляется и утверждается каждые пять лет с постановкой конкретных целей и задач на последующий год.

Указанная стратегия призывает реализовать экономическую политику для баланса коренного населения и мигрантов с учетом индивидуальных особенностей. Это могут быть языковые, народные, культурные или трудовые особенности мигранта с учетом цели пребывания в данном государстве. Также есть территориальное правильное распределение трудовых мигрантов, направ-

ленное для единовременного и эффективного распределения трудовой деятельности в разных местах страны. Это помогает Фонду обеспечить эффективность трудовой деятельности людей, подвергшихся экстремизму и терроризму, для непрерывного получения заработной платы.

Саму миграцию нужно понимать в двух смыслах. В широком смысле миграция -это территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц. Такая миграция не учитывает регулярность, продолжительность и целевую направленность. В узком смысле - это вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства.

МВД России во взаимодействии с другими правоохранительными ведомствами продолжает выработку и реализацию мер, направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью. Иностранными гражданами и лицами без гражданства на

территории Российской Федерации совершено 24,7 тыс. преступлений, что на 5,9 % больше, чем за январь - август 2020 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ - 19,2 тыс. преступлений (- 8,0 %), их удельный вес составил 77,8 %. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось на 1,1 % и составило 10,3 тыс. преступлений.

Таким образом, анализируя проблему экстремизма и преступлений, схожих в данной деятельности, можно утверждать, что основными элементами при возникновении данной обстановки выступают объект и субъект преступления. Важно учесть не только внутреннюю обстановку страны, но и внешние причины возникновения роста преступлений, связанных с антиобщественным поведением и угрозой жизни и здоровью граждан. Необходимо создавать фонды для поддержки социальной и материальной сторон лиц, подвергшихся террористической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой ко-ронавирусной инфекции (СОУЮ-19) : Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 // СПС Консуль-тантПлюс.

2. Разин М. В., Караваев Е. С., Стурова Н. А. Особенности миграционной ситуации в РФ в период пандемии СОУШ-19 // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №11-1.

© Ахтамьянов Р. Р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.