Научная статья на тему 'Миграция из «Новых» в «Старые» государства - члены ЕС: Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)'

Миграция из «Новых» в «Старые» государства - члены ЕС: Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / MIGRATION FLOWS / ВНУТРЕННЯЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ МИГРАЦИЯ / INTERNAL EUROPEAN MIGRATION / ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / EXTERNAL MIGRATION / ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ / DYNAMICS AND DIRECTIONS OF MIGRATION / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / WORLD ECONOMIC CRISIS / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трунов Филипп Олегович

В статье анализируются основные направления и динамика миграции из «новых» государств членов Европейского союза, вступивших в него в 2004 и 2007 гг., в «старые» государства-члены. Автор предпринимает также попытку сопоставить показатели внешней и внутренней миграции для стран участниц ЕС в условиях мирового экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграция из «Новых» в «Старые» государства - члены ЕС: Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)»

Ф.О. Трунов

Миграция из «новых» в «старые» государства - члены ЕС: Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

Аннотация. В статье анализируются основные направления и динамика миграции из «новых» государств - членов Европейского союза, вступивших в него в 2004 и 2007 гг., в «старые» государства-члены. Автор предпринимает также попытку сопоставить показатели внешней и внутренней миграции для стран - участниц ЕС в условиях мирового экономического кризиса.

Abstract. The article analyses the main migration directions and dynamics from the «new» EU member-states, which joined it in 2004 and 2007, to the «old» ones. The author also attempts to compare the data of external and internal migration for EU member-states during the world economic crisis.

Ключевые слова: Европейский союз, миграционные потоки, внутренняя европейская миграция, внешняя миграция, динамика и направления миграции, мировой экономический кризис, рынок труда, безработица.

Keywords: European Union, migration flows, internal European migration, external migration, dynamics and directions of migration, world economic crisis, labour market, unemployment.

Важнейшим результатом европейской интеграции стало создание Европейского союза (ЕС), являющегося правопреемником Европейского экономического сообщества (3). Сегодня ЕС играет одну из ведущих ролей на международной арене, в первую очередь в экономической сфере. 30

Миграция из «новых» в «старые»

- государства - члены ЕС:

Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

За годы существования ЕС процесс европейской интеграции углублялся, охватывая все новые сферы деятельности государств, и одновременно расширялся географически в южном, северном и особенно восточном направлениях за счет государств, изъявивших желание участвовать в нем. К началу XXI в. Европейский союз состоял из 15 государств-членов, преимущественно расположенных в западной части Европейского континента. Распад Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) (1991) привели к тому, что входившие в них государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 1991-1996 гг. стали подавать заявки на вступление в Европейский союз (10). В мае 2004 г. произошло наиболее масштабное расширение ЕС, в его состав вошли десять новых государств-членов. Ими стали: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, а также Словения, Мальта и Кипр (10). Таким образом, 70% от числа вновь вступивших в ЕС в 2004 г. стран составляли центрально- и восточноевропейские страны.

Учитывая действующее еще с 1957 г. право свободного перемещения в ЕС товаров, услуг, рабочей силы и капитала (3), в Европейском союзе с 2004 г. начался процесс миграции граждан из десяти «новых» в «старые» государства - члены ЕС. Целью данной статьи является рассмотрение основных направлений и динамики этого процесса в первое десятилетие после 2004 г.

С нашей точки зрения, рассматриваемый ниже процесс миграции граждан «новых», преимущественно восточноевропейских государств, ставших членами ЕС в 2004 г., а также в 2007 г. (Болгария, Румыния), в «старые» государства - члены Европейского союза можно разделить на два основных этапа.

Первый этап продлился с 1 мая 2004 г. до 1 января 2007 г., когда в состав Евросоюза были принятьI Болгария и Румыния. До 2004 г., т.е. до начала первого этапа, все 15 стран - участниц Европейского союза де-юре ограничивали приток восточноевропейских мигрантов на национальные рынки труда. На рассматриваемом временном промежутке лишь 4 из 15 «старых» стран - участниц Европейского союза (Дания, Великобритания, Ирландия и Швеция) немедленно открыли свои рынки труда для мигрантов, остальные государства - члены ЕС обязались сделать это к 1 мая 2011 г., в частности, семилетняя отсрочка была взята Германией (1; 5). На пер-

вом этапе экономика «старых» государств - членов Евросоюза находилась в состоянии роста, что облегчало решение проблемы трудоустройства для прибывавших мигрантов из «новых» государств -членов ЕС.

Второй этап начался 1 января 2007 г., когда, как уже отмечалось выше, в состав ЕС вошли Болгария и Румыния, а затем и Хорватия (1 июля 2013). Таким образом, на втором этапе в составе Европейского союза оказалось девять восточноевропейских государств-членов, или почти треть (32%) от общего числа стран - членов Европейского союза (4). С 1 мая 2011 г. все «старые» государства -члены ЕС полностью открыли национальные рынки труда для мигрантов из стран, вошедших в Европейский союз в 2004 г., а с 1 января 2014 г. данная мера была также осуществлена и для болгарских и румынских граждан (4). Указанное снятие внутренних барьеров для иммигрантов из новых членов Евросоюза было осуществлено на фоне мирового экономического кризиса, охватившего большинство государств ЕС, что затрудняло поиск работы трудовыми мигрантами.

К 1 мая 2004 г. численность мигрантов из восьми восточноевропейских государств, прибывших в ЕС, составляла 1,6 млн человек (5). При этом более половины всех мигрантов были заняты или искали работу на рынке труда ФРГ (5). Это объяснялось тем, что Германия, во-первых, обладала наиболее емким рынком труда по сравнению с другими государствами - членами ЕС (2, с. 5). Во-вторых, вследствие географического положения ФРГ была экономически тесно связана с восточноевропейскими государствами, особенно после присоединения к ней земель бывшей ГДР (1990) и роспуска СЭВ. Это привело к отмеченной выше переориентации внешнеэкономического вектора государств Центральной и Восточной Европы на ЕС. Следует отметить, что мигранты из восьми государств ЦВЕ к моменту вступления в ЕС уже составляли до 2% от численности трудоспособного населения ФРГ1.

За первые пять лет, последовавших за вступлением «новых», преимущественно восточноевропейских, стран в ЕС, число мигрантов, прибывших из них в «старые» государства - члены Евро-

1 Доля трудоспособного населения ФРГ в 2004 г. составляла 61% от общей численности населения, т.е. 50 млн человек (2, с. 5).

32

Миграция из «новых» в «старые»

- государства - члены ЕС:

Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

пейского союза, составило 4,8 млн человек, что в 3 раза больше приведенного выше показателя 2004 г. (5).

Учитывая, что Великобритания и Ирландия, в отличие от Германии и Франции, полностью открыли рынки труда уже с 1 мая 2004 г., именно в них устремился основной поток восточноевропейских мигрантов. Так, в 2004-2009 гг. доля Великобритании в общей численности восточноевропейских мигрантов выросла с 15 до 35%, в том числе за счет соответствующего сокращения этого показателя для Германии - с более чем 50 до 30% (5). Это явилось закономерным следствием указанной выше семилетней отсрочки ФРГ на снятие ограничений для въезжавших мигрантов из «новых» членов Европейского союза (5).

Параллельно с 2007 г., несмотря на сохранение ограничений некоторыми государствами - членами ЕС, возрос поток мигрантов из Болгарии и Румынии, странами-реципиентами которых стали в первую очередь Испания и Италия (5). С конца 2008 г. мировой экономический кризис, начавшийся в США, стал постепенно охватывать государства - члены ЕС, в частности, обострив проблему долговых обязательств Португалии, Ирландии, Испании, Греции, а затем и Италии. Необходимость выхода из «долговой ямы» станет к 2015 г. проблемой как для стран, оказавшихся в ней, так и для кредитовавших их государств, и в первую очередь для ФРГ.

С 1 мая 2011 г. все страны, входящие в Евросоюз, сняли ограничения для мигрантов из восьми восточноевропейских государств, присоединившихся к ЕС в 2004 г. (5).

В табл. 1 представлены данные о миграционных потоках в государствах - членах ЕС в 2011 г., т.е. в первый год после полного открытия рынков труда «старыми» государствами - членами ЕС для восьми «новых» стран-членов.

Из табл. 1 следует, что в 2011 г. Германия, полностью открыв национальный рынок труда для граждан из восьми вступивших в 2004 г. в ЕС восточноевропейских государств, вышла на первое место по числу принятых мигрантов из стран Европейского союза (226 тыс. человек) (7). Значительную часть последних составляли польские мигранты (5). Для них Германия, являясь соседом и обладая более емким, чем у Великобритании, рынком труда, выступала наиболее привлекательной страной-реципиентом.

Таблица 1 (7)

Численность мигрантов в государствах - членах ЕС в 2011 г.*

Страны - члены ЕС Общая численность мигрантов (тыс. человек) Мигранты из государств, не входящих в ЕС (тыс. человек) Мигранты из стран - членов ЕС (тыс. человек)

Австрия 96,1 31,6 64,5

Бельгия 125,9 64,5 61,4

Болгария - - -

Великобритания 487,6 313,5 86,1

Венгрия - - -

Германия 398,9 172,5 226,4

Греция 50,4 31,2 19,1

Дания 34,5 16,4 18,1

Ирландия 32,4 12,2 20,2

Испания 415,5 273,4 142,1

Италия 354,3 240,5 113,8

Кипр 21,0 7,8 13,1

Латвия 5,8 4,7 1,1

Литва 1,7 1,2 0,5

Люксембург 19,1 4,1 15,0

Мальта 3,7 - -

Нидерланды - - -

Польша - - -

Португалия 7,2 5,1 2,0

Румыния - - -

Словения 10,8 8,8 2,0

Словакия 3,8 0,6 3,2

Финляндия 20,1 11,7 8,4

Франция 160,0 90,0 70,0

Чехия 19,0 8,3 10,7

Швеция 75,5 50,4 25,1

Эстония 1,7 1,6 0,1

Всего (млн человек) 2,3 1,4 0,9

* Таблица составлена автором на основе данных Европейской статистической службы по иммиграции в ЕС за 2009-2011 гг. (7). 34

Миграция из «новых» в «старые»

- государства - члены ЕС:

Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

В Германию въехало в 2,6 раза больше мигрантов из стран ЕС, чем в Великобританию и Ирландию, и в 3,2 раза больше, чем во Францию. Второе и третье места по числу принятых внутренних мигрантов среди «старых» государств - членов ЕС, несмотря на сложную экономическую ситуацию в данных странах, затруднявшую поиск работы вновь прибывавшими трудовыми мигрантами, заняли Испания (16%) и Италия (13%). При этом оба государства значительно обошли по данному показателю следующие за ними Великобританию и Францию (Испания обошла Великобританию в 1,7, Францию - в 2 раза; Италия, соответственно, в 1,3 и 1,6 раза).

Прежде всего это объяснялось тем, что именно в эти две «старые» страны ЕС направлялся основной поток мигрантов из Болгарии и Румынии (5), что, на наш взгляд, было обусловлено двумя основными факторами:

- низкий, по сравнению с Италией и Испанией, уровень жизни в данных восточноевропейских государства (при схожести их климатических условий);

- де-юре ограниченными до 1 января 2014 г. возможностями по перемещению в страны - члены ЕС, в первую очередь в наиболее развитые западноевропейские государства (Германию, Францию и Великобританию).

Испания и Италия наряду с Великобританией в 2011 г. входили также в тройку ведущих государств - членов ЕС по числу принятых внешних мигрантов (273,4 тыс. и 240,5 тыс. человек соответственно). При этом Испания - в 1,6 раза, а Италия - в 1,4 раза опережали по данному показателю Германию с ее наиболее емким в ЕС рынком труда. В целом эти две страны приняли более 35% внешних мигрантов, т.е. в 1,6 раза больше, чем Великобритания. Следует отметить, что по числу принятых внешних мигрантов Испания в 2011 г. опережала Португалию в 53 раза, Ирландию - в 22, Грецию - в 8 раз, а Италия, соответственно, в 47, 20 и 7 раз.

Объяснялось это тем, что испанский и итальянский рынки труда значительно более емкие, чем в Португалии, Ирландии, Греции, к тому же важную роль здесь играли отмеченные выше два фактора привлекательности Испании и Италии как для внутренних, так и для внешних мигрантов. Еще более значимым оказался фактор «арабского пробуждения», приведшего к череде вооруженных конфликтов, в частности к гражданским войнам в Ливии и

Сирии. Поток эмигрантов из Сирии, в том числе беженцев, устремился в основном в географически близкие к данному региону Италию и Испанию, имеющие протяженные линии средиземноморского побережья.

Отмеченный значительный поток внешних для ЕС мигрантов в Италию и Испанию, а также в Великобританию привел к тому, что общее число переселенцев из государств, не входящих в ЕС, более чем в 1,5 раза превысило численность внутриевропейских мигрантов. Безусловно, это усложнило контроль за столь масштабной внешней миграцией.

В 8 из 21 государства ЕС (Австрия, Германия, Дания, Ирландия, Кипр, Люксембург, Словакия и Чехия) численность мигрантов, прибывших из других стран - членов ЕС, не превышала число внешних мигрантов. Великобритания являлась наиболее привлекательной страной - членом ЕС для внешних, т.е. прибывавших не из стран - членов Союза, иммигрантов - почти четверть от общего числа последних приходилась на долю этой страны. Для Германии соотношение этих показателей составляло 1,3:1, для Австрии - 2:1, для Ирландии - 1,7:1. В 7 из 21 рассматриваемого государства ЕС (Бельгия, Греция, Литва, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция) показатели внутренней и внешней миграции являются вполне сопоставимыми. Во Франции данное соотношение составляло 1:1,3, в Греции - 1:1,7.

Значительное (более чем в 3 раза) превышение численности внешних над внутренними мигрантами отмечается лишь в шести странах ЕС. При этом в трех из них (Латвия, Словения, Эстония) число внешних мигрантов не превышало 10 тыс. человек. В начале 2010-х годов лишь для Великобритании, Испании и Италии внешняя миграция имела первостепенное значение. Соответственно, для подавляющего большинства европейских государств, в первую очередь для «старых» государств - членов ЕС, внутренняя миграция из восточных государств - членов Евросоюза имела значительно большее значение, чем внешняя.

Масштабы миграционных потоков из «новых», преимущественно восточноевропейских государств - членов ЕС в его «старые» государства-члены, в значительной мере зависели от состояния их национальных рынков труда, а также от уровня безработицы в странах - членах Европейского союза. 36

Миграция из «новых» в «старые»

- государства - члены ЕС:

Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

Таблица 2 (9)

Уровень безработицы в «старых» и «новых» государствах - членах Европейского союза (сентябрь 2012 г.)*

Уровень безработицы (в %)

Европейский союз (27 государств-членов) 10,6

Европейский союз (15 государств-членов) 11,5

«Старые» страны - члены ЕС

Австрия 4,4

Бельгия 7,4

Дания 8,1

Германия 5,4

Греция 25,1

Ирландия 15,1

Испания 25,8

Италия 10,8

Люксембург 5,2

Нидерланды 5,4

Португалия 15,7

Финляндия 7,9

Франция 10,8

Швеция 7,8

«Новые» страны - члены ЕС

Болгария 12,4

Венгрия 10,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кипр 12,2

Литва 12,9

Мальта 6,4

Польша 10,1

Румыния 7,1

Словакия 13,9

Чехия 6,8

* Таблица составлена автором на основе данных Европейской статистической службы об уровне безработицы в ЕС по состоянию на сентябрь 2012 г. (9).

В настоящее время «пороговым» уровнем безработицы, превышение которого влечет за собой резкое обострение социально-

экономических проблем, считается 10%. Как следует из табл. 2, безработица в Европейском союзе в сентябре 2012 г. превышала этот пороговый уровень, причем в «старых» странах (ЕС-15) данный показатель был выше среднего по ЕС (11,5%).

На средние показатели безработицы в ЕС-27 и ЕС-15 повлияло то, что среди «старых» государств - членов ЕС были страны с чрезвычайно высоким уровнем безработицы, например Греция и Испания (более 25% от общей численности трудоспособного населения), а также Ирландия (15%) (см. табл. 2). Однако у большинства «старых» государств - членов ЕС, в первую очередь у Германии, государств Бенилюкса и североевропейских членов Европейского союза, уровень незанятых на национальных рынках труда был значительно ниже «порогового». В большинстве восточноевропейских членов ЕС уровень безработицы был ниже «порогового». В Польше и Венгрии, наиболее населенных странах - «новых» членах ЕС, «поставлявших» значительное число мигрантов, уровень безработицы не превышал 10,1 и 10,6%.

Польша в 2009-2010 гг. была единственным членом ЕС, чья экономика не вошла в состояние рецессии (в 2009 г. темпы роста ее экономики составляли 1,8%) (6). Это в значительной мере и обусловило относительно небольшой рост безработицы в Польше как в самом начале кризиса (с 9,5 в 2008 г. до 11,9% в 2009 г.), так и его снижение в 2012 г. (6).

Поскольку в «старых» и «новых» членах Евросоюза происходило сближения уровней безработицы, это способствовало уменьшению численности мигрантов из «новых» государств ЕС и возвращению их домой (6).

Как подчеркивают многие исследователи, мигранты из государств ЦВЕ - это преимущественно молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Поэтому небезынтересным представляется сравнение показателей безработицы среди молодежи в «старых» и «новых» членах ЕС.

Как следует из табл. 3, средний показатель безработицы среди молодежи в ЕС (23%) более чем в два раза превышает уровень безработицы среди трудоспособного населения в целом по ЕС (см. табл. 2).

Миграция из «новых» в «старые»

- государства - члены ЕС:

Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

Таблица 3 (5)

Уровень безработицы среди молодежи (от 15 до 24 лет) в «старых» и «новых» членах ЕС (сентябрь 2012 г.)*

Уровень безработицы (округлен до 1,0) (в %)

Европейский союз (27 государств-членов) 23

Европейский союз (15 государств-членов) 22

«Старые» государства - члены ЕС

Австрия 8

Бельгия 20

Великобритания 20

Дания 13

Германия 8

Греция 56

Ирландия 30

Испания 54

Италия 34

Люксембург 14

Нидерланды 10

Португалия 38

Финляндия 18

Франция 24

Швеция 22

«Новые» государства - члены ЕС

Болгария 26

Венгрия 30

Кипр 27

Латвия 32

Литва 26

Мальта 15

Польша 27

Румыния 22

Словакия 34

Словения 23

Чехия 20

Эстония 18

* Таблица составлена автором на основе данных, содержащихся в статье: Hanewinkel V. EU internal migration before a. during the economic a. financial crisis (5).

Столь высокий средний показатель безработицы среди граждан ЕС в возрасте от 15 до 24 лет обусловлен в первую очередь высоким уровнем безработицы в таких странах, как Греция (56%) и Испания (54%). В то же время в Германии доля безработной молодежи составляла всего 8%. В Италии и Ирландии уровень безработицы среди молодежи составлял 34 и 30% соответственно, т.е. был в 1,5-1,8 раза ниже, чем в Греции и Испании (5). Отсюда следует, что в 2012-2013 гг. для молодых мигрантов из «новых» стран ЕС возможность трудоустроиться в Италии была выше, чем в Испании.

Данные табл. 3 свидетельствуют, что уровень безработицы среди молодежи в большинстве восточноевропейских государств, принятых в ЕС в 2004 и 2007 гг. (в 7 из 10), был выше, чем в среднем по ЕС и чем в «старых» членах Европейского союза. Вместе с тем разница в уровнях молодежной безработицы между «старыми» и «новыми» государствами - членами ЕС была не настолько значительной, чтобы привести к резкому увеличению потока молодых восточноевропейских мигрантов в Западную Европу. Так, соотношение среднего уровня молодежной безработицы в «старых» государствах-членах (22%) к уровню безработицы среди молодежи в Польше составляло 1,2:1, в Венгрии - 1,3: 1 (9).

Таким образом, мы можем выделить три фактора, влияющих на постепенное сокращение миграции из «новых» в «старые» государства - члены ЕС:

1) высокий уровень безработицы (в том числе среди молодежи), перешедший «пороговые» 10%, в странах - «старых» членах ЕС, существенно усложняющий поиск работы на рынках труда данных стран для вновь прибывающих мигрантов;

2) относительно невысокий уровень безработицы в «новых» государствах - членах Европейского союза, в первую очередь в тех, которые вступили в ЕС в 2004 г.;

3) исчерпание миграционного потенциала; наиболее мобильная часть населения восточноевропейских государств уехала в «старые» государства - члены ЕС еще в 2004-2008 гг., т.е. до начала мирового экономического кризиса, о чем свидетельствует отмеченный выше трехкратный рост числа мигрантов из «новых» членов Союза в «старые» в 2004-2005 гг. (5).

Итак, произошедшие в 2004 и 2007 гг. расширения ЕС привели к вхождению в его состав 12 новых стран-членов, 9 из которых 40

Миграция из «новых» в «старые»

- государства - члены ЕС:

Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

являлись государствами ЦВЕ. Одним из последствий этого стала массовая миграция из «новых» в «старые» государства - члены Европейского союза.

Во второй половине 2000-х годов основной поток мигрантов из «новых» государств-членов, вступивших в ЕС в 2004 г., направлялся в основном в Великобританию и Ирландию. Последние, в отличие от большинства других «старых» государств, входивших в Европейский союз, немедленно открыли рынки для новых мигрантов.

В 2011-2013 гг. произошло изменение основных направлений миграции внутри ЕС. С одной стороны, это было обусловлено нараставшим негативным влиянием мирового экономического кризиса на государства, входившие в ЕС, с другой - открытием уже всеми «старыми» государствами - членами Европейского союза рынков для мигрантов из государств, присоединившихся к Союзу в 2004 г.

Германия по числу принятых из «новых» государств-членов мигрантов обошла Великобританию и вышла на первое место. Испания и Италия остались основными странами-реципиентами болгар и румын. Однако, учитывая отмену для Болгарии и Румынии с 1 января 2014 г. ограничений на въезд во все государства - члены ЕС, можно ожидать, что мигранты из этих стран станут переезжать из Испании и Италии в значительно менее затронутые кризисом Германию, Францию и Великобританию.

Большинство «новых» стран - членов Европейского союза к 2014 г., в отличие от таких «старых» государств - членов ЕС, как Португалия, Италия, Греция, Испания, показали в 2009-2013 гг. способность к успешному преодолению мирового экономического кризиса и его последствий. Соответственно, это повлияло на сокращение числа эмигрантов, уезжавших из «новых» государств-членов в «старые» страны Евросоюза.

Дальнейшее развитие динамики и возможное изменение основных направлений миграции из «новых» в «старые» государства -члены ЕС будет в определяющей степени зависеть от скорости социально-экономического развития этих двух групп стран и стирания различий между ними.

Список литературы

1. Barell R., FitzGerald J., Riley R. EU enlargement and migration: Assessing the macroeconomic impacts / National institute of economic and social research (London); Economic social research institute (Dublin). - 2007. -March. - 21 p. - (NIESR discussion paper; N 292). - Mode of access: http://ec.europa.eu/ enlargement/pdf/5th_enlargement/facts_figures/eu_ enlargement_and_migration.pdf (Дата обращения - 29.04.2014).

2. Bevölkerung Deutschlands bis 2050: 11. Koordinierte Bevölkerungsberechnung / Statistisches Bundesamt. - Berlin, 2006. - 66 S.

3. Consolidated version of the Treaty of European Union. - Maastricht, 1992. -7 February. - 16 p. - Mode of access: http://www.eurotreaties.com/ maastrichteu.pdf (Дата обращения - 29.04.2014).

4. Enlargement 2004 and 2007 // EU: Summaries of EU legislation. - Mode of access: http://europa.eu/legislation_summaries/enlargement/2004_and_ 2007_enlargement/index_en.htm (Дата обращения - 29.04.2014).

5. Hanewinkel V. EU internal migration before and during the economic and financial crisis: An overview / / Bundeszentrale für politische Bildung. -2013. - 22 March. - Mode of access: http://www.bpb.de/gesellschaft/ migration/kurzdossiers/157035/eu-internal-migration?p=all (Дата обращения - 29.04.2014).

6. Iglicka K., Ziolek-Skrzypczak M. EU membership highlights Poland's migration challenges // Migration policy institute. - 2010. - 1 September. -Mode of access: http://www.migrationpolicy.org/article/eu-membership-highlights-polands-migration-challenges (Дата обращения - 29.04.2014).

7. Immigration, 2009-11 // Eurostat. - 2013. - December. - Mode of access: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php?title=File: Immigration,_2009-11_YB14. png&filetimestamp=20131204140028 (Дата обращения - 29.04.2014).

8. International migration outlook 2012 / Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). - P.: OECD Publishing, 2012. -396 p. - Mode of access: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Manage ment/oecd/social-issues-migration-health/international-migration-outlook-2012_migr_outlook-2012-en#page1 (Дата обращения - 29.04.2014).

9. September 2012: Euro area unemployment rate at 11.6% / Eurostat. - 2012. -31 October. - 4 p. - Mode of access: http://epp.eurostat.ec. europa.eu/ cache/ITY_PUBLIC/3-31102012-BP/EN/3-31102012-BP-EN.PDF (Дата обращения - 29.04.2014).

10. The 2004 enlargement: The challenge of a 25-member EU // EU: Summaries of EU legislation. - Mode of access: http://europa.eu/legislation_summa

Миграция из «новых» в «старые»

- государства - члены ЕС:

Динамика и результаты первого десятилетия (2004-2014)

ries/enlargement/2004_and_2007_enlargement/e50017_en.htm (Дата обращения - 29.04.2014). 11. Todhunter С. US-EU Transatlantic free trade agreement: More secrecy and more duplicity revealed // Global research. - 2014. - 17 February. - Mode of access: http: / / www. globalresearch. ca / us-eu-transatlantic-free-trade-agree ment-more-secrecy-and-more-duplicity-revealed /5369272 (Дата обращения - 29.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.