ГЕОГРАФИЯ
В. Л. Дублеников
МИГРАЦИЯ ИНДИЙЦЕВ В РЕГИОН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация.
Актуальность и цели. Индийская диаспора является одной из самых многочисленных в мире на сегодняшний день. Практически не существует регионов мира, где бы не проживали выходцы из Индии. Тем не менее можно выделить как основные современные регионы притяжения и, что более важно, формирования индийской диаспоры, так и основные исторические регионы, которые, однако, с течением времени свою способность к притяжению теряют.
Материалы и методы. Культурные связи Индии с регионом Юго-Восточной Азии прослеживаются с давних времен, что дало основания рассматривать процессы миграции индийцев в данный регион за период с I в. н.э. до настоящего времени.
Результаты. Были выявлены три основных волны миграции по характеру главных движущих сил. Таким образом, была предложена периодизация миграционных потоков из Индии в регион Юго-Восточной Азии. 1. Доколониальный этап (I-XVIII вв.). 2. Этап Британской колонизации (XVIII - середина XX в.). 3. Современный этап (середина XX-XXI в.). Каждый этап является уникальным по характеру контингента мигрантов. Кроме того, условия жизни мигрантов, их роль в принимающем обществе на протяжении каждого этапа были различными.
Выводы. Количественные показатели диаспоры во всех периодах очевидно различаются. Регион является важным в экономическом плане как для мировой экономики, так и для индийской диаспоры. На начало XXI в. количественные показатели индийской диаспоры увеличиваются, но в основном благодаря естественному приросту, а не непосредственно миграциям из Индии.
Ключевые слова: индийская диаспора, Юго-Восточная Азия, Индия, миграции.
V. L. Dublenikov
MIGRATION OF INDIANS TO SOUTH-EASTERN ASIA: A HISTORICAL ASPECT
Abstract.
Background. The Indian diaspora is one of the most populous in the world nowadays. There are no regions in the world, where there are no citizens originally from India. Nevertheless it is possible to point out major modern regions of attraction for the indian diaspora, as well as the regions of formation of the diaspora and even the historical regions, which, however, with the flow of time, have lost their capability of attraction.
УДК 913
DOI: 10.21685/2307-9150-2016-2-7
Materials and methods. The cultural links between India and South-Eastern Asia can be observed from the anciant times, giving us a foundation to observe the processes of migration of indians into this region during the period of I-XXI centuries.
Results. Due to the specification of the main moving forces, three main waves of migration were revealed. Thus, the periodization of the migration flows from India to South-Eastern Asia has been offered. 1. The pre-colonial period (I-XVIII cc.). 2. The period of British colonization (XVIII c. - mid. XX c.). 3. The modern period (mid. XX c. - XXI c.). Each period is unique in terms of the character or quality of migrant contingent. Moreover, their living conditions, their role in host countries were different during all the time periods.
Conclusions. The quantity indexes of the diaspora during all the periods, obviously, differ. The region is very important economically both of the world economy and for the diaspora. During the beginning of the XXI c. the quantity of the diaspora is increasing mostly due to natural growth, but not because of the processes of migration from India.
Key words: Indian diaspora, South-Eastern Asia, India, migration.
Присутствие индийцев в Юго-Восточной Азии (ЮВА) имеет долгую историю, которая начинается даже ранее христианской эры. Это один из немногих регионов, если не единственный, в который поток индийских мигрантов продолжался с древних времен, пережил колониальную эру и продолжается вплоть до современной эпохи глобализации.
Эмиграцию индийцев в Юго-Восточную Азию можно разделить на три этапа в соответствии с движущими силами миграции:
1. Доколониальный этап (I-XVIII вв.).
2. Этап Британской колонизации (XVIII - середина XX в.).
3. Современный этап (середина XX-XXI в.).
Говоря о первом этапе, следует отметить, что, несмотря на выделение данного периода как этапа, миграция происходила не постоянно. В данном временном промежутке можно выделить волны, когда шли основные миграционные потоки, а также выделить периоды, когда этих потоков не наблюдалось.
Индийцы мигрировали со своего полуострова в течение всей истории и направлялись не только в Юго-Восточную Азию, но и на запад - на Ближний и Средний Восток и в Африку. Но лишь в Юго-Восточной Азии влияние индийской культуры столь заметно и до сих пор легко прослеживается в религиозных верованиях и письменности, графика которой в той или иной степени связана с индийскими брахми. Это было не механическое перенесение достижений индийской цивилизации, а ее творческое восприятие различными народами с учетом тех культурных ценностей, которые вырабатывались ими в течение многих веков. Речь идет в основном о территориях, расположенных недалеко от Индии и связанных с ней удобными морскими путями: современные Мьянма, Малайзия, Индонезия [1].
Миграция из Индии происходила главным образом по морю, что ограничивало ее масштабы и характер [2]. Наблюдательные мореплаватели ранних веков понимали, что муссоны, так же как и циклоны, являются регулярным явлением; Индийцы не были исключением и также использовали преимущества, которые давала им сама природа для путешествий по морю к островам ЮВА. По словам Птолемея, корабли уходили на Суматру из порта Чикаколе (штат Андхра-Прадеш).
По характеру можно выделить два основных вида миграций на первом этапе из Индии в ЮВА: религиозная миграция и торговля (рис. 1).
Рис. 1. Миграция индийцев в Юго-Восточную Азию в 1-1У вв.
Составлено автором
В первые века н.э. существовала оживленная торговля между южноиндийскими империями (Чолов, Паллавов, Чалукьев и др.) и государствами, существовавшими в ЮВА.
Культурное и религиозное значение индийских мигрантов было особенно значительным в так называемых «индуизированных» королевствах Бапном (в англ. транскрипции - Фунан); Тямпа (Чампа); Лангкасука, Каттаха, а также в королевстве Камбоджей (современная территория Камбоджи). Сегодня это территории, входящие в состав Камбоджи и Вьетнама [3].
Археологические и письменные данные свидетельствуют о восприятии буддизма здесь со II в. по крайней мере на юго-западе и на юго-востоке Индокитайского полуострова; последнее предполагает знакомство с ним и на Малаккском полуострове. Тем не менее основной этап распространения буддизма приходится на VI-VII вв. С этого времени число сведений о буддийских храмах (Боробудур - о. Ява), статуях, проповедниках, текстах растет. Наиболее известные ранние поселения со следами присутствия буддизма -Пейтано и Пьи (Пром) в Южной Бирме, Понгтук на берегах Сиамского залива.
Помимо религиозной миграции купцы и торговцы сформировали основу индийского присутствия в регионе. ЮВА стала зоной притяжения индийских купцов. Пришедшие туда англичане и голландцы застали их процветающие колонии в XVII-XVIII вв. В этих колониях преобладали индусы -прежде всего четти (торговая каста четтияров). Индийские сообщества, со-
стоящие из торговцев, а также из религиозных миссионеров, встречались также и в Мьянме начиная со второго века н.э.
Влияние Индии не ограничивалось лишь материковой частью ЮВА. В ранние века первого тысячелетия острова Ява и Суматра были подвержены влиянию индийских идей в политическом, культурном, религиозном аспектах.
Второй этап, или колониальный, является, пожалуй, самым значимым в истории становления индийской диаспоры в ЮВА. Несмотря на то что влияние индийцев на ЮВА и до начала колониальной эпохи было довольно большим и до прихода европейцев, но в то время индийцы рассматривались в основном как явление временное, как население, постоянно находящееся в передвижении с одного места на другое. Очевидно еще до начала эпохи колониализма были образованы поселения, состоящие из представителей индийской диаспоры, но они были очень ограничены в размерах и не распространялись сильно удаленно от морских портов. Из тех представителей индийской диаспоры, кто поселялся здесь и оставался на долгое время, большинство обычно женились на местных женщинах и, соответственно, ассимилировались в местном обществе. Только с приходом колониальных властей в регион в Малайзии, Мьянме и Сингапуре, все из которых являлись британскими колониями, начали формироваться отдельные диаспоры.
После прихода колониализма Великобритании, утвердившегося после битвы при Плесси в 1757 г. как самой влиятельной силы Южной Азии, началось массовое перемещение рабочей силы в ЮВА - для региона начался век трудовой миграции (рис. 2).
Иммиграции в большей степени подверглись Бирма, а также, несколько меньше, Малайский полуостров. В период с 1910 по 1935 г. приток иммигрантов из Индии в Бирму и на Малайский полуостров примерно составил 2 млн и 550 тыс. соответственно. До 1928 г. иммиграция для всех желающих была свободна, ввиду того что регион, находившийся в зависимости от коло-
Рис. 2. Миграция индийцев в Юго-Восточную Азию в первой половине XX в. Составлено автором
ниальных империй, был вынужден экспортировать ресурсы, соответственно, имелась острая необходимость в труде. В период с 1928 по 1946 г. впервые были введены законы, ограничивающие въезд иммигрантов для использования уже имеющихся трудовых ресурсов, так как с увеличивающимся наплывом мигрантов возможности трудоустройства все больше ограничивались и экономика региона могла прийти в упадок. Данное законодательство послужило главным сдерживающим аспектом неквалифицированной китайской и индийской иммиграции в Юго-Восточную Азию. Кроме того, имелся пограничный контроль и неблагоприятные политические условия после Второй мировой войны, когда иммиграция практически прекратилась.
В Малайзию и Сингапур основная часть рабочих перевозилась из штата Мадрас, так как правительство страны запрещало жителям других штатов переезжать в эти страны. Тем не менее сюда были перевезены джайны из Раджастана, гуджаратцы, четтияры и чулия из Тамилнада. В Мьянму были перевезены бенгальцы, телугу, тамилы, четтияры.
Большая часть всей рабочей силы была низкоквалифицированной. Существовало две основные системы контрактования низкоквалифицированной рабочей силы для работы в первую очередь на оловянных рудниках и каучуковых плантациях (кангани, позже - система майстри).
Стоит отметить, что помимо непосредственно «рабочих рук» приезжали в ЮВА и высококвалифицированные кадры: из штата Уттар-Прадеш и Бихар - военные, для службы в фортах; Сикхи - занимались государственной службой; кроме того, ланкийские тамилы и малаяли были перевезены для работы на административных должностях, учителями, врачами, а также на технических профессиях.
Современный этап. С момента получения независимости во второй половине XX в. политический курс стран ЮВА заметно различается, что в свою очередь не могло не повлиять на характер и размеры миграции представителей индийской диаспоры.
С 1947 г., после получения Индией независимости, с одной стороны, а также впоследствии с получением независимости странами Юго-Восточной Азии - с другой, темпы миграции кардинально уменьшились. Перестали существовать системы контрактования, и существовали только точечные миграции высококвалифицированных рабочих - врачей, специалистов в сфере информационных технологий, учителей и т.д. [4].
С 1980-х гг. регион ЮВА вновь приобрел глобальную роль в миграционных потоках, которые возросли к началу XXI в. экспоненциально. Как и ранее, сейчас процессы миграции происходят в большей степени ввиду экономических причин либо вынужденно - из-за военных действий, потери работы и пр. Сейчас это уже не низкоквалифицированные рабочие. В большинстве своем это только кадры высокой квалификации. В главных странах-реципиентах рабочей силы - Сингапуре, Малайзии и Таиланде - доля индийских рабочих составляет до 10 % населения (Сингапур). Сегодня в Мьянме проживает 2,9 млн лиц индийского происхождения; в Малайзии - 2,45 млн; 350 тыс. - в Сингапуре; 150 тыс. - в Таиланде; 125 тыс. - в Индонезии [5].
Количество индийских мигрантов в ЮВА остается значительным, это один из важнейших регионов для индийской диаспоры в первую очередь
из-за быстрорастущих экономик стран региона, которым требуются квалифицированные кадры. К тому же взаимодействие представителей диаспоры со своими семьями из Индии продолжается, что влечет за собой перемещение жителей Индии в данный регион. Как соседние страны Южной Азии, так и регион АСЕАН в контексте региональной политики чрезвычайно важны для Индии. К тому же премьер-министр страны делает упор на упрочнение своих позиций на всем побережье Индийского океана. Но, несмотря на это, данный традиционный район притяжения индийских мигрантов на сегодняшний день все чаще играет лишь роль перевалочного пункта для дальнейшей миграции в наиболее развитые страны - США, Канаду, Австралию, к тому же значительная часть индийцев тяготеет к району персидского залива, где перспективы для трудоустройства гораздо выше. В результате можно констатировать, что важность региона ЮВА для индийской диаспоры, хоть и традиционно является значительной, постепенно снижается. Как район притяжения он теряет свою популярность, но инерционно индийская диаспора в регионе в целом будет расти в количественных показателях благодаря высокому, в сравнении со средними показателями региона, естественному приросту.
Список литературы
1. Dale, S. The Geography, Economy and Society of Indian Diasporas / S. Dale. -RPCDS, 2012. - 311 p.
2. Котин, И. Ю. Побеги баньяна : моногр. / И. Ю. Котин. - СПб. : Петербургское востоковедение, 2004. - 267 с.
3. Дридзо, А. Д. Индийцы и Пакистанцы за рубежом / А. Д. Дридзо, И. М. Семашко, В. И. Кочнев. - М. : Наука, 1978. - 251 с.
4. Kenneth, R. Hall. Ports of Trade, Maritime Diasporas, and Networks of Trade and Cultural Integration of the Economic and Social History of the Orient / R. Hall Kenneth. -2010. - 264 p.
5. Parvati, R. Tracing an indian diaspora - contexts, memories, representations / R. Parvati, K. S. Ajaya, M. Brij, S. Dave. - New York : SAGE Publications, Pvt, 2008. -425 p.
References
1. Dale S. The Geography, Economy and Society of Indian Diasporas. RPCDS, 2012, 311 p.
2. Kotin I. Yu. Pobegi ban'yana: monogr. [Banyan shoots: monograph]. Saint-Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2004, 267 p.
3. Dridzo A. D., Semashko I. M., Kochnev V. I. Indiytsy i Pakistantsy za rubezhom [Indians and Pakistani aborad]. Moscow: Nauka, 1978, 251 p.
4. Kenneth R. Hall. Ports of Trade, Maritime Diasporas, and Networks of Trade and Cultural Integration of the Economic and Social History of the Orient. 2010, 264 p.
5. Parvati R., Ajaya K. S., Brij M., Dave S. Tracing an indian diaspora - contexts, memories, representations. New York: SAGE Publications, Pvt, 2008, 425 p.
Дублеников Валерий Леонидович аспирант, Московский педагогический государственный университет (Россия, г. Москва, ул. Кибальчича, 16)
E-mail: seems_to_be_dude@mail.ru
Dublenikov Valeriy Leonidovich Postgraduate student, Moscow State Pedagogical University (16 Kibalchicha street, Moscow, Russia)
УДК 913 Дублеников, В. Л.
Миграция индийцев в регион Юго-Восточной Азии: исторический аспект / В. Л. Дублеников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. - 2016. - № 2 (14). - С. 57-63. БОГ 10.21685/ 2307-9150-2016-2-7