Научная статья на тему 'МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ХМАО-ЮГРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ХМАО-ЮГРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
847
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА / АДАПТАЦИЯ / АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ / ЭТНОС / НАЦИЯ / MIGRATION / MIGRATION POLICY OF RUSSIA / RUSSIAN DIASPORA / ADAPTATION / AUTONOMOUS OKRUG / ETHNOS / NATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авимская М. А.

В статье рассматривается в исторической ретроспективе поэтапное становление многонационального этноса Югры. Проводится анализ современной политики правительства ХМАО-Югры по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Авимская М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION AND PROBLEMS OF ADAPTATION OF MIGRANTS IN KHMAO-YUGRA: HISTORY AND MODERNITY

The article examines in historical perspective the gradual formation of a multinational ethnic group in the region. The article analyzes the current policy of the government of the KHMAO-Yugra on the implementation of the state migration policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ХМАО-ЮГРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ИСТОРИЯ

УДК 314.742

DOI: 10.12345/2311-6412_2020_4_54

М.А. АВИМСКАЯ,

к. и. н., доцент,

ведущий научный сотрудник

Института стран СНГ

Адрес: Российская Федерация, 119180, Москва, ул. Б. Полянка, д.7/10, стр. 3

E-mail: [email protected]

Ключевые слова:

миграция,

миграционная политика России, российская диаспора, адаптация, автономный округ, этнос, нация

МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В ХМАО-ЮГРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация

В статье рассматривается в исторической ретроспективе поэтапное становление многонационального этноса Югры. Проводится анализ современной политики правительства ХМАО-Югры по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Миграция населения — один из самых многоаспектных социальных процессов — стала характерным признаком современного образа жизни. Она выполняет важные общественные функции, связанные не только с перераспределением трудовых ресурсов, но и с трансляцией культуры, преодоле-

нием существенных различий между городом и селом, сближением народов.

Классификация миграций базируется на четырех основных категориях, обусловленных следующими факторами: по направленности, продолжительности, организации и мотивам [Горева, 2015: 1517].

Стремительность происходящих изменений в развитии миграционных процессов требует детального изучения их влияния на развитие субъектов РФ. Рассмотрим историю миграционного процесса и отдельно остановимся на опыте по реализации государственной миграционной политики на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Историческая справка: 10 декабря 1930 г. Президиум ВЦИК принял Постановление «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера. Этим документом Советской власти предусматривалось создание восьми национальных округов, в том числе и Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского). Статус автономного Ханты-Мансийский национальный округ получил в 1977 г., а в 1993 г. — статус полноправного субъекта РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.01. 2001 г. Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (далее — ХМАО-Югра).

На сегодняшний день ХМАО-Югра входит в состав Тюменской области и расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Территория округа составляет 534,8 тыс. кв. км и считается самой заболоченной местностью в мире. Административным центром является город — Ханты-Мансийск. В составе автономного округа также ряд следующих крупных городов:

— Белоярский — численность населения здесь превышает немногим более 19 тыс. чел.;

— Когалым — в агломерации проживает около 67 тыс. чел.;

— Лангелас — чуть более 44 тыс. жителей;

— Нефтеюганск — крупный по меркам региона город с более чем 127 тыс. жителей.

— Нижневартовск — более 277 тыс. горожан проживают на его территории;

— Сургут — самый крупный населенный пункт, численный состав населения в котором превышает 380 тыс. чел.;

— Югорск с 37 тыс. населения, а также ряд населенных пунктов, меньших по числу жителей и занимаемой территории.

Говоря об этническом составе ХМА-О-Югры в советский и постсоветский период, нужно отметить, что преобладают здесь русские — приблизительно 72% при СССР, сократившиеся до 68% в современной России. Численность татар, наоборот, увеличилась в Ханты-Мансийском округе с 2% до более чем 7%.

Следующими по количеству идут украинцы: начиная с послевоенного периода, их численность увеличилась с 2% до более чем 7%. А вот ханты — коренное население Ханты-Мансийского округа — на 2020 г. составляют всего лишь немногим более 1% (в советский период проживало более 9%). Также здесь проживают башкиры, белорусы, чуваши, кумыки, манси, узбеки, таджики, чеченцы, немцы, армяне, ногайцы, киргизы и другие народности, но в соизмеримо меньшем количестве.

Таблица 1

Этнический состав Ханты-Мансийского округа на 2020 г.

Всего 1532243 100,00%

Указали национальность 1430105 93,33% 100,00%

Русские 973978 63,57% 68,11%

Татары 108899 7,11% 7,61%

Не указали национальность 102138 6,67%

Украинцы 91323 5,96% 6,39%

Башкиры 35428 2,31% 2,48%

Азербайджанцы 26037 1,70% 1,82%

Ханты 19068 1,24% 1,33%

Белорусы 14703 0,96% 1,03%

Кумыки 13849 0,90% 0,97%

Чуваши 13596 0,89% 0,95%

Лезгины 13335 0,87% 0,93%

Манси 10977 0,72% 0,77%

Узбеки 9970 0,65% 0,70%

Таджики 9793 0,64% 0,68%

Молдаване 9476 0,62% 0,66%

Марийцы 7289 0,48% 0,51%

Но стоит отметить, что процесс этнического формирования этнокультурного облика ХМАО-Югры происходил в течение нескольких веков, т.к. вот уже более четырех сотен лет длится миграция в Сибирь. Причины этого явления понятны — потребность Государства Российского в расширении границ за счет присоединения экономически привлекательных регионов. При общей организованности процесса миграционные потоки были неравномерными по численности и

интенсивности. По мере освоения сибирских регионов изменялся социальный и этнический состав населения [Исаева, 2007: 184].

Процесс переселения в Западную Сибирь людей разных культур и разного этнического происхождения можно условно разделить на ряд этапов.

Первый этап начался со второй половины XVI в., когда на новые земли были направлены казаки и служилые люди, которые участвовали в строительстве сибирских городов

и острогов. Уже с этого времени регулярно происходило самовольное переселение русских, украинских крестьян, а также представителей других народов Московского государства. После отмены крепостного права в 1861 г. и выхода закона 1889 г. в ходе целенаправленной переселенческой политики Российского государства, представители разных народов царской России переселялись в Западную Сибирь и участвовали в ее сельскохозяйственном освоении.

Примерно в это же время сибирский край заселяется представителями разных национальностей (украинской, польской, немецкой, еврейской и др.), но уже в большей степени по политическим мотивам. Основная часть ссыльных была размещена в деревнях Западной Сибири на казенных землях. Эту категорию в документах часто именовали переселенцами, или водворенцами. В Тобольской губернии переселенцы разных национальностей оказались на водворении в Тарском, Омском, Ишимском, Тобольском, Тюменском, Березовском и Сургутском округах1. Помимо водворения во второй половине XIX в. политические ссыльные были направлены на жительство в города Западной Сибири, что значительно упрощало надзор за ними [Пяткова, 2002: 57]. В силу этих обстоятельств в городах складывались

компактные колонии политических ссыльных из разных национальных территорий Российской империи. Из «Именных списков» сосланных в Тобольскую губернию в 1860-1870-х гг., следует, что основная их масса была размещена в городах: Кургане, Омске, Тюмени, Таре, Ялуторовске и Сургуте2. Очевидно, что к концу этого этапа переселенцы, ссыльные многонациональной империи, формировали основные сословные группы нового сибирского населения — крестьянства, мещан, купечества. Большой вклад в развитие региона на протяжении первого периода внесла религиозная и просветительская деятельность представителей русской православной церкви.

Второй этап связан с проведением столыпинской аграрной реформы в 1906—1911 гг. на этом этапе для освоения сибирских земель из центральных районов страны, Украины, Поволжья добровольно переселяются малоземельные крестьяне и середняки, принудительно переселяются крестьяне, участвовавшие в революции 1905—1907 гг. Возобновляется и приток в Западную Сибирь политических ссыльных3. Почти все ссыльные этого периода смогли приспособиться к новым условиям жизни. Сургутский исправник И. Пирожников предпочитал не портить отношений со ссыльными, благодаря чему они занимались охотой, ры-

1 Государственное Управление Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (далее — ГУТО ГА в г. Тобольске). Ф. 152, Оп. 6. Д. 767. Л. 8390.

2 ГУТО ГА в г. Тобольске Ф. 152, Оп. 6. Д. 599. Л. 818, 3974, 76113, 125133, 154167, 221229, 230235 об.; Д. 764. Л. 47 об., 823 об., 8390.

3 Фонды МУК «Сургутский краеведческий музей» (далее — СКМ КП). № 8357/26, с. 80.

боловством, сбором кедровых орехов и даже бывали случаи продолжительных отлучек в поисках заработка4.

Третий этап переселения в Западную Сибирь связан с проведением в СССР принудительной коллективизации (с 1927 г.) и социально-политической ссылкой в Западную Сибирь и на Дальний Восток. Численность представителей разных культур и разного этнического происхождения на этом этапе пополнялась за счет принудительно выселяемых «кулаков» и подвергшихся этнической ссылке (1920-40- е гг.) в большей степени из Польши и Западной Украины.

Четвертый этап - период Великой Отечественной войны. На территорию Западной Сибири была эвакуирована часть предприятий из прифронтовых районов страны. Вместе с предприятиями эвакуирована и часть рабочих, служащих - представителей самых разных национальностей и народностей СССР. Все они вместе участвовали в производстве сельскохозяйственной и промышленной продукции для обеспечения обороноспособности страны. Многие из них после окончания войны так и остались жить на земле сибирской, пополняя ее этнический облик. В ходе войны и после нее на территорию Западной Сибири депортировались те украинцы, белорусы, поляки, немцы, представители Северного Кавказа, которые, по мнению правительства страны, могли противостоять Красной Армии [Серазетдинов, 2003: 46].

Пятый этап переселения приходится на вторую половину ХХ и начало XXI вв., именно на этом этапе идет активное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Начало промышленного освоения северных нефтегазодобывающих районов Тюменской области привело к резкому повышению темпов роста населения, преимущественно за счет механического прироста. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), численность населения которого за 30 лет (с 1959 по 1989 гг.) увеличилась на 1 114 тыс. чел., то есть почти в 9 раз [Тюменская область в цифрах, 1994: 6].

С этого времени Западная Сибирь окончательно перестала восприниматься только как место отбытия наказания, а стала рассматриваться в качестве богатейшего природными ресурсами края, что было необходимо максимально использовать в интересах всех субъектов Советского Союза. При таком взгляде на Сибирь государственные власти и общественность всех многонациональных республик страны приложили немало усилий для ее экономического развития, регулярно направляя туда рабочую силу и материальные средства.

Распад СССР, обретение независимости союзных республик, определили существенные изменения миграционных процессов между ними: появилась тенденция возвращения представителей разных национальностей на свою

4 СКМ КП. № 8357/26, с. 106.

родину, уменьшилось количество переселенцев в ХМАО и Западную Сибирь в целом. В 1990-е гг. из Тюменской области выехало на 58 тыс. чел. больше, чем прибыло на постоянное место жительства [Миграция населения, 1998: 6]. Затем, с 1993 по начало 2000-х гг., Тюменская область вместе с ХМАО-Югрой имела положительный миграционный прирост. Исключением были 1999 г., когда миграционная убыль равнялась 2 407 чел., и 2004 г., когда убыль составила всего 210 чел. К концу 2006 г. население Тюменской области достигло 3 345 тыс. чел. [Тен, 2007: 7].

Прирост населения Тюменской области в целом происходил главным образом за счет показателей ХМАО-Югры. Данный регион является единственным из трех субъектов РФ, образующих Тюменскую область, который все постсоветские годы сохранял положительный естественный прирост населения. В 2020 г. численность населения ХМАО составила 1 674 676 чел.

Если рассматривать современный миграционный процесс, то вот как выглядит приток и отток населения по годам за последние несколько лет. В 2017 г. прибыло 76 217 чел., в 2018 эта цифра составила 75 582. Основная масса прибывших — это россияне, которые мигрируют внутри страны. Но картина будет неполной, если не сказать о том, что существует категория лиц, которые выезжают из ХМАО.

Так, за этот же отчетный период с 2017 по 2018 гг. число выехавших составило около 80 000 за каждый год. Причем основная часть перемещается внутри страны, заселяясь в другие регионы, а если взять международную миграцию, то больше всего граждан приехало из Азербайджана, Армении, Таджикистана, меньше — из других славянских республик бывшего СССР.

Таким образом, очень важно, что ХМАО-Югра имеет многовековые ресурсы толерантности — неоднозначного, но, на наш взгляд, необходимого

1700000 1650000 1ЯХЮОО 1550000 1500000 1450000 1400000 1350000

2005 2006 2007 2008 2009 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Динамика населения ХМАО Постсоветский материк

условия для развития современного общества.

К ним мы относим следующее: во-первых, сохранена многовековая традиция интернационального сосуществования и сотрудничества. Во-вторых, стоит отметить в этой связи объединяющую роль русского языка (русских — более 70 %, а на русском языке общаются в семье 88,8 %, на работе — 83,7 %). В-третьих, высок процент межнациональных браков в округе — порядка 30 %, в то время как в Центральной России — в среднем 17 % национально-смешанных браков. В-четвертых, есть социальные группы, поддерживающие политику администрации округа в формировании толерантных установок в обществе.

Помимо иностранных граждан, легально проживающих в ХМАО-Ю-гре, есть значительная часть мигрантов-нелегалов. Самым главным фактором, способствующим развитию нелегальной миграции, является то, что практически со всеми государствами-участниками СНГ установлен безвизовый порядок въезда. Сегодня на территории ХМАО-Югры проживают представители более 126 национальностей. Активный приток нынешних мигрантов в регион можно объяснить следующими причинами:

— регион отличается социально-экономической стабильностью и финансовой привлекательностью, возможностью профессиональной реализации;

— значительную роль в привлечении мигрантов играет спрос на рабочую силу в регионе;

— притоку мигрантов способствует

стратегия работодателей, предпочитающих брать на работу трудолюбивых и дисциплинированных, но одновременно низкооплачиваемых иностранных рабочих.

Таким образом, миграционные процессы имеют неоднозначные последствия для социально-экономического и социокультурного развития округа. Посредством миграций осуществляется процесс этнического и культурного совершенствования. К сожалению, неконтролируемые, интенсивные миграционные процессы влекут за собой негативные социальные последствия, становятся источником повышения межэтнической напряженности на территории.

Социологический опрос 2015 г., проведенный учеными Тюменского нефтегазового университета среди населения малых городов Обского севера (средний возраст опрошенного населения — от 30 до 50 лет, общее их число — 457 чел.), позволил выделить причины их приезда в округ. Мигранты связывают свой приезд с социально-экономическими трудностями у себя на родине (25,8%), привлекательностью региона (15,4%), возможностью трудоустройства (26,4%), высокими заработками в ХМАО-Югре (12,4%) [Горева, Осипова, 2015: 1517]. Как правило, сфера деятельности респондентов включает: промышленный сектор — 13,4%, строительство — 6,8%, транспорт — 6,2%, сферу услуг — 25,8%, образование — 0,4%. Наблюдения подтверждают, что в большей степени мигранты ориентированы на отрасли материального производства. Чаще они заняты на трудоемких

предприятиях с тяжелыми условиями: строительство, лесообработка, дорожно-транспортная структура, торговля.

А по результатам социологического исследования вопросов трудовой миграции на территории ХМАО-Югры (опрошены 2,5 тыс. трудоустроенных в организациях округа или потенциально готовых к трудоустройству), проведенном в 2017 г. учеными Югорского государственного университета, были получены следующие данные. Возрастная категория мигрантов представлена в основном лицами от 21 года до 30 лет. Местом постоянного проживания у 35% респондентов является республика Таджикистан, у 26% — Узбекистан, 23% опрошенных указали в качестве постоянного места жительства Украину. Треть респондентов отметили, что приехали на работу в ХМАО-Югру в первый раз, остальные — более 3-х раз. Более 45% опрошенных приехали на работу на долгосрочный период (более 12 месяцев). По отраслевой принадлежности мигранты преимущественно трудоустраиваются в таких сферах как добыча полезных ископаемых, строительство, оптовая и розничная торговля, услуги по ремонту, транспорт и связь. Более 56% мигрантов указали, что их средняя ежемесячная заработная плата (за вычетом НДФЛ) колеблется от 31 до 40 тыс. руб., 18 % указали диапазон от 21 до 30 тыс. руб. По уровню образования преобладают мигранты со средним профессиональным образованием, а также со средним общим образованием. Подавляющее число мигрантов (82 %) отметили, что общаются в России на своем родном

языке. При этом родным языком 29% респондентов назвали таджикский, 22% — украинский и русский, 17% — узбекский, 5% — азербайджанский, 3% — казахский и 3% — другой язык. Наибольшее число мигрантов (83%) ответили, что на работу в этот регион их позвали родственники или друзья, уже работающие на территории округа [Бурундукова, 2017: 29].

Итоги данного опроса населения ХМАО-Югры относительно миграционной ситуации в регионе выглядят так:

— опрошенные лично не сталкивались с ограничением прав представителей разных наций, однако только 4,4% респондентов положительно оценили реализацию прав и свобод вероисповедания, 2,4% — отрицательно оценивают ситуацию в оценке прав разных наций;

— в основном расположено к сотрудничеству между представителями различных национальностей, этнокультурных групп население небольших населенных пунктов (более 50% опрошенных). В городах с населением более 100 тыс. чел. (Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск) готовность к сотрудничеству ниже, но присутствует спокойное отношение к мигрантам (от 47 до 52%);

— на вопрос, «каков характер межконфессиональных отношений в вашем районе (городе, селе)?» более 52% населения ответили, что относятся спокойно к представителям разных конфессий, однако на сотрудничество между представителями различных конфессий готово только 34% респондентов;

— более 50% не сталкивались с неприязненным отношением со стороны

представителей других национальностей и религиозных групп, хотя в 40% случаях слышали об этом от знакомых [Бурундукова, 2017: 29].

Становится очевидным, что миграция неизбежно приобретает этнические и конфессиональные оттенки и оказывает огромное влияние на этнокультурную и в целом социальную сферу жизнедеятельности ХМАО-Югры. В регионе сложились достаточно устойчивые национальные общественные структуры в виде более трех десятков национально-культурных автономий и иных общественных объединений. Общественниками, помимо основной задачи — сохранения культуры, осуществляется юридическое консультирование, перевод документов с национальных языков, организация изучения национальных языков и летнего отдыха детей, поддержка малоимущих семей, детей-сирот, пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны, реализуются мероприятия в области профилактики наркомании и пр.

К примеру, в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления отнесено обеспечение на территории г. Сургута (крупнейший город округа — 380 тыс. чел.) соблюдения законов, охрана прав и свобод граждан, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. Органы местного самоуправления городского округа согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» вправе решать вопросы оказания содействия национально-культурному развитию и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа за счет собственных доходов местных бюджетов.

Основным инструментом системы, обеспечивающим взаимодействие администрации г. Сургута и общественных национальных объединений, является координационный совет по национальным вопросам при городской администрации, созданный еще в марте 1998 г. и активно действующий по сегодняшний день [Черняк, 2007: 5]. В функции совета входит представление интересов сторон, согласование деятельности национально-культурных образований со структурными подразделениями администрации, обеспечение диалога между органами государственной власти, местного самоуправления и этническими общностями, консультирование граждан и муниципальных служащих в пределах своей компетенции. В состав совета вошли представители национальных общин (по одному человеку от этноса), представители Федеральной миграционной службы, Управления социальной защиты населения, Департаментов образования, культуры, молодежной политики и спорта и Управления внутренних дел. За годы существования совета в рамках его заседаний (один раз в два месяца) было разрешено немало конфликтных ситуаций, неизбежных в многоэтничном обществе.

Для эффективного управления данной системой необходима обрат-

ная связь, четкое понимание происходящих процессов. С этой целью администрация г. Сургута, начиная с конца 90-х гг. ХХ в. совместно с учеными Сургутского государственного университета (СурГУ) регулярно проводят социологические исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в городском сообществе — «Миграционные процессы и межнациональные отношения в городе. Межмуниципальное и международное сотрудничество».

Этническим аспектам постсоветской миграции в ХМАО-Югру была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция, проведенная благодаря гранту губернатора ХМАО-Югры в декабре 2007 г. на базе Исторического факультета СурГУ «Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра)». В конференции приняли ведущие исследователи разных специальностей: историки, этнологи, политологи, экономисты, филологи и др., изучающие не только миграционные процессы, но и актуальные проблемы социальной адаптации и интеграции мигрантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность исследования миграционных процессов в ХМАО-Югре обусловлена не только экономической и социокультурной спецификой, но и его стратегическим значением в обеспечении национальной безопас-

ности в России. Округ открыт для внедрения инновационных проектов и технологий в различных сферах жизнедеятельности, тем самым продолжая сохранять финансовую привлекательность для мигрантов. Этот факт был отмечен на очередном заседании совета Общественной палаты Югры «О миграционной политике в автономном округе», проходившем в рамках Третьего Международного гуманитарного форума «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели» (декабрь 2018 г.). По информации А. Шумкова, заместителя начальника Управления по вопросам миграции Управления МВД России по ХМАО-Югре, основной целью въезда иностранных граждан на территорию округа является осуществление трудовой деятельности, что обусловлено экономическими возможностями региона и сохраняющейся востребованностью иностранной рабочей силы среди работодателей. Сотрудниками подразделений осуществляются контрольно-надзорные функции, выявляются административные правонарушения, сумма штрафов за нарушения, выявленные сотрудниками подразделений по вопросам миграции, составила более 50 млн. рублей. Принимаемые меры позволяют миграционной ситуации оставаться стабильной и контролируемой5.

Основной проблемой мигрантов в Югре является представление иностранным гражданином поддельных

5 Миграционная ситуация в Югре стабильна и контролируема. Сайт Администрации ХМАО-Югры // https://admhmao.ru/presscenter/vsepressrelizy, дата обращения 09.11.2020.

или подложных документов, либо сообщение иностранным гражданином заведомо ложных сведений о себе. О том, как внутри таджикской диаспоры борются с вышеуказанными правонарушениями, рассказал на заседании их представитель. В частности, они помогают своим мигрантам в оформлении документов, изучении русского языка. Однако было отмечено, что при решении всех обозначенных проблем необходим комплексный подход органов государственной, муниципальной власти и общественности, необходимо проводить информационно-разъяснительную работу, организовывать встречи с приглашением национальных диаспор, подчеркнули участники заседания.

Одним из показателей результативной работы всех органов власти, общественных объединений и профильных учреждений ХМАО-Югры по работе с мигрантами можно считать победу гендиректора лингвистического центра «Новый взгляд» (г. Ханты-Мансийск) во Всероссийском конкурсе «Мой проект моей стране», который проводит общественная палата Российской Федерации. Проект югорских лингвистов «Школа мигранта» объединил представителей всех организаций и органов, которые, так или иначе, являются механизмом, включенным в социализацию мигрантов. По словам руководителя проекта Яны Бегловой, в первую очередь мероприятия были направлены на снятие языкового барьера и знакомство с куль-

турой страны, в которую приезжают иностранные граждане. Проведение выездных лекций по поводу того, как нужно вести себя в принимающем обществе, юридические консультации, экскурсии в краеведческие музеи округа — все эти мероприятия осуществляла одна большая команда6.

Еще в 2012 г. после принятия Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. наступил новый этап в истории государственной миграционной политики в нашей стране. Его характерная особенность — поиск баланса между интересами экономического развития страны и безопасностью государства и общества, широкое введение инновационных методик и подходов к управлению миграционными отношениями.

Концепция обозначает цели, принципы и задачи государственной миграционной политики России. Целью ее на современном этапе является формирование в Российской Федерации миграционной ситуации, способствующей решению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения, обеспечения безопасности, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия на-

6 Миграционная ситуация в Югре стабильна и контролируема. Сайт Администрации ХМАО-Югры https://admhmao.ru/presscenter/vsepressrelizy, дата обращения 09.11.2020.

родов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода [Зорин, 2019: 225].

Реализация государственной миграционной политики в ХМАО-Югре осуществляется на основании Концепции государственной миграционной политики России. Окружное правительство округа на очередном заседании под председательством губернатора ХМАО-Югры Н.В. Комаровой утвердило комплексный план мероприятий по реализации в округе Концепции государственной миграционной политики в 2018—2020 гг. «У нашего региона есть колоссальный опыт единовременного принятия большого числа мигрантов, — сказала она. — Необходимо обеспечить включение в этот документ конкретных

мероприятий, которые в последующем должны найти отражение в государственной программе. Прошу закрепить в госпрограмме соответствующие мероприятия по привлечению специалистов для реализации имеющихся проектов в области здравоохранения, образования, производственной деятельности. Речь идет как минимум о создании специализированного жилого фонда и использовании его для обеспечения трудовых мигрантов высокой квалификации»7.

Рассмотрим основные мероприятия, включенные в план по реализации в ХМАО-Югре в 2018—2020 гг. Концепции государственной миграционной политики России на 2019—2025 гг.8

Таблица 2

Мероприятия по реализации в ХМАО-Югре Концепции государственной миграционной политики России

Наименование мероприятия Задачи государственной миграционной политики Российской Федерации

1 2

Создание условий для привлечения квалифицированных кадров для трудоустройства в ХМАО-Югре Содействие развитию внутренней миграции

Оказание содействия уполномоченному Правительством ХМАО-Югры Филиалу ФГУП «ПВС МВД России» в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов Противодействие незаконной миграции

7 Миграционная политика в Югре / Сайт Администрации ХМАОЮгры // https://admhmao.ru/ presscenter/vsepressrelizy, дата обращения 11.11.2020.

8 О реализации в ХМАОЮгре в 2018—2020 гг. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг. (с изменениями на 28 декабря 2018 г.) // http:// docs.cntd.ru/document/543573250, дата обращения 09.11.2020.

Продолжение таблицы 2

1 2

Информирование иностранных граждан о действующих в автономном округе миграционных центрах Филиала ФГУП «ПВС МВД России» и оказываемых ими услугах Противодействие незаконной миграции

Разработка и направление для согласования в Министерство внутренних дел Российской Федерации проекта подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в ХМАО-Югру соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021—2025 гг.» государственной программы автономного округа «Поддержка занятости населения» Противодействие незаконной миграции

Социализация в учреждениях социального обслуживания детей из семей мигрантов в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе путем создания оптимальных условий детям из семей переселенцев и беженцев и самим семьям для успешной адаптации в социуме при условии решения основополагающих задач, выраженных в предоставлении комплексной социальной помощи Содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности

Участие общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин в выявлении нарушений миграционного законодательства при проведении мероприятий по охране общественного порядка Совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих: добровольное переселение в РФ на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество

Создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся из числа детей мигрантов Содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом

Окончание таблицы 2

1 2

Подготовка и запуск проекта по созданию системы межведомственного взаимодействия по содействию развития внутренней и внешней миграции Противодействие незаконной миграции

Содействие жилищному обустройству соотечественников из числа высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда автономного округа Содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом

Информирование иностранных граждан о работе органов службы занятости и оказываемых ими услугах и информационно аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» Содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом

Разработка пилотного проекта, направленного на развитие системы социокультурной и языковой адаптации мигрантов, предусматривающего в том числе совершенствование механизмов проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации для трудовых мигрантов Содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом

Создание межведомственной рабочей группы по реализации в автономном округе Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг. Противодействие незаконной миграции

Реализация мер профилактики образования этнических анклавов в местах компактного проживания иностранных граждан Противодействие незаконной миграции

Привлечение общественных объединений к оказанию беженцам, лицам, получившим временное убежище, и претендентам на получение соответствующего статуса содействия в социальной и культурной адаптации Содействие адаптации и интеграции мигрантов

Таким образом, данный документ объединяет мероприятия, касающиеся решения задач, определенных концепцией государственной миграционной политики, которые ранее органы власти исполняли по отдельности в рамках собственных компетенций. Здесь собраны все мероприятия воедино для четкого понимания путей дальнейшей реализации документа. По словам руководителя регионального ведомства, в числе задач, обозначенных документом, — содействие переселению соотечественников, привлечение высококвалифицированных специалистов в Югру, культурная и языковая адаптация, а при необходимости и оказание социальной помощи, и многие другие мероприятия9. Все они направлены на повышение уровня интеграции иностранных граждан в автономном округе, основная задача которого — обеспечение трудовыми

ресурсами российской экономики. В условиях демографического кризиса, сокращения трудоспособного населения Россия заинтересована в трудовой и постоянной иммиграции [Гаева, 2018: 208].

В целом, по мнению академика В.Ю. Зорина, миграция, безусловно, нужна для нашей страны, поскольку позволяет решать ключевые экономические и демографические проблемы. В то же время необходимо уделять внимание тем рискам, которые она приносит. Среди проблем, выявляемых в сфере управления миграционными отношениями, ключевыми являются совершенствование нормативно-правовой базы государственной миграционной политики, а также содействие успешной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество [Зорин, 2019: 223].

Список литературы

Бурундукова Е.М., Родь Ю.С., Хромцова Л.С. Результаты социологического исследования вопросов трудовой миграции на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Вестник Югорского государственного университета, 2017. Выпуск 3 (46).

Гаева А.С. Политика интеграции иммигрантов в Российское общество. Спб., 2018. 235 с.

Горева О.М., Осипова Л.Б. Анализ миграционных процессов в Ханты-Мансийском автономном округе // Современные проблемы науки и образования. 2015 г. № 1. С.1517.

Зорин В.Ю. Основные тенденции развития государственной миграционной политики в Российской Федерации на современном этапе // Тренды мировой миграции

9 Миграционная политика в Югре / Сайт Администрации ХМАОЮгры https://admhmao.ru/ presscenter/vsepressrelizy, дата обращения 11.11.2020.

2020: безопасность, здравоохранение и интеграция: сборник статей и докладов Международной конференции. Москва, РУДН, 4-5 июня 2019 г., 255 с.

Исаева ТА. Хантыйско-русская интеграция: особенности и последствия / Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра): мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Сургут: Изд-во СурГУ. 2007. 296 с.

Миграционная политика в Югре / Сайт Администрации ХМАО-Югры Ы^:// admhmao.ru/press-center/vse-press-relizy, дата обращения 11.11.2020.

Миграционная ситуация в Югре стабильна и контролируема / Сайт Администрации ХМАО-Югры // https://admhmao.ru/press-center/vse-press-relizy , дата обращения 09.11.2020.

Миграция населения (1993—1997 гг.): Стат. сб. Тюмень, 1998. 256 с.

О реализации в ХМАО-Югре в 2018—2020 гг. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг. (с изменениями на 28 декабря 2018 г.) // http://docs.cntd.ru/document/543573250, дата обращения 09.11.2020.

Пяткова С.Г. Проблема адаптации польских ссыльных Западной Сибири (вторая половина XIX в.) // Динамика миграции населения и проблемы современного развития Западной Сибири: Сб. тез. докл. регион. науч.-практ. конф. Сургут, 2002, 192 с.

Серазетдинов Б.У. Сталинские времена. Ссылка // Югра. 2003. № 9-10. С. 46.

Тен ВА. Постсоветская миграция и изменение этнического состава населения Югры // Эволюция этнокультурного облика Югры в конце ХХ — начале ХХ1 в. (на материале сургутского региона). Сургут, 2007. 376 с.

Тюменская область в цифрах: Юбилейный статистический сборник. Тюмень, 1994. 286 с.

Черняк Я.С., Гуренкова Т.Д. Опыт формирования системы этнокультурного развития муниципального образования «Городской округ город Сургут» / Современные проблемы адаптации и интеграции мигрантов в общества-реципиенты (Россия, Западная Сибирь, Югра): мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Сургут: Изд-во СурГУ, 2007, 296 с.

M. A. AVIMSKAYA,

Ph. D., associate Professor leading researcher of the Institute of CIS countries

Keyword:

migration,

Address: 119180, Russian Federation, Moscow, B. Polyanka str., 7/10, p. 3

migration policy of Russia, Russian diaspora, adaptation, autonomous okrug, ethnos, nation

E-mail: [email protected]

MIGRATION AND PROBLEMS OF ADAPTATION OF MIGRANTS IN KHMAO-YUGRA: HISTORY AND MODERNITY

The article examines in historical perspective the gradual formation of a multinational ethnic group in the region. The article analyzes the current policy of the government of the KHMAO-Yugra on the implementation of the state migration policy of the Russian Federation.

Burundukova EM, Rod Yu.S, Khromtsova L.S. Results of a sociological study of labor migration issues on the territory of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra // Bulletin of the Ugra State University, 2017. Issue 3 (46). (In Russ.)

Gaeva A.S. The policy of integration of immigrants into Russian society. St. Petersburg, 2018. 235 p. (In Russ.)

Goreva O.M., Osipova L.B. Analysis of migration processes in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug // Modern problems of science and education. 2015. № 1. S. 1517. (In Russ.)

Main trends in the development of state migration policy in the Russian Federation at the present stage // Trends of world migration 2020: security, health and integration: collection of articles and reports of the International Conference. Moscow, people's friendship University, June 4-5, 2019, 255 p. (In Russ.)

Annotation

Referenses

Isayeva TA. Khanty-Russian integration: features and consequences / Modern problems of adaptation and integration of migrants in recipient societies (Russia, Western Siberia, Ugra): mat-ly Vseross. nauch. — prakt.konf. Surgut: Publishing house of SurGU. 2007. 296 p. (In Russ.)

Migration policy in Ugra / Website of the Administration of the KhMAO-Ugra https:// admhmao.ru/press-center/vse-press-relizy, accessed 11.11.2020. (In Russ.)

The migration situation in Ugra is stable and controlled / Website of the Administration of the KhMAO-Ugra // https://admhmao.ru/press-center/vse-press-relizy , accessed: 09.11.2020. (In Russ.)

Migration of the population (1993-1997): Stat. sb. Tyumen, 1998. 256 p.

On the implementation in the KhMAO-Yugra in 2018-2020 of the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025 (as amended on December 28, 2018) // http://docs.cntd.ru/document/543573250, accessed 09.11.2020.

Pyatkova S.G. The problem of adaptation of Polish exiles in Western Siberia (the second half of the XIX century) // Dynamics of population migration and problems of modern development of Western Siberia: Collection of tez. dokl. region. scientific-practical conf. Surgut, 2002, 192 p. (In Russ.)

Serazetdinov B.U. Stalinist Times. Link // Ugra. 2003. No. 9-10. p. 46. (In Russ.)

Ten VA. Post-Soviet migration and changes in the ethnic composition of the population of Ugra / / Evolution of the ethno-cultural image of Ugra in the late XX-early XX1 century (on the material of the Surgut region). Surgut, 2007. 376 p. (In Russ.)

Tyumen Region in Numbers: Jubilee Statistical Collection. Tyumen, 1994. 286 p. (In Russ.)

Chernyak Ya. S., Gurenkova T. D. Experience in the formation of the system of ethno-cultural development of the municipality «City District of Surgut» / Modern problems of adaptation and integration of migrants in recipient societies (Russia, Western Siberia, Ugra): materials of the All-Russian Scientific and Practical.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.